Данг, Т. ВНЕДРЕНИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЬЕТНАМА // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – Вып. 2 (38). − DOI: 10.15393/j5.art.2022.7630


Выпуск № 2 (38)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 378

ВНЕДРЕНИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЬЕТНАМА

Данг Тхи Тхан
аспирант кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций
Санкт-Петербургский государственный университет
(г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)
dangthithan247@gmail.com
Ключевые слова:
журналистика
профессиональная подготовка журналистов; кредитная система обучения; Академия журналистики и коммуникации (Вьетнам).
Аннотация: в статье представлен обзор методов подготовки журналистов по кредитной и годовой системам обучения, дается их сравнительный анализ, выявляющий преимущества и недостатки каждой из систем. Анализируется практический опыт внедрения кредитной системы в Академии журналистики и коммуникации (Вьетнам) при сопоставлении с результатами ее реализации в Шэньчжэньском университете (Китай). На основе проведенного исследования предложены некоторые рекомендации в целях совершенствования подготовки журналистов по кредитной системе обучения.
Статья поступила: 15.05.2022; Принята к публикации: 03.06.2022; Размещена в сети: 26.06.2022.

INTRODUCTION OF CREDIT EDUCATION IN JOURNALISM EDUCATION IN VIETNAM

Dang Thi THAN
Postgraduate student of the Department of Theory of Journalism and Mass Communication
St. Petersburg State University
(St. Petersburg, Russian Federation)
dangthithan247@gmail.com
Keywords:
journalism
professional training of journalists; credit system of education; Vietnam Academy of Journalism and Communication.
Abstract: the article presents an overview of the methods of training journalists on credit and annual training systems, their comparative analysis is given, revealing the advantages and disadvantages of each of the systems. The practical experience of implementing the credit system at the Academy of Journalism and Communication (Vietnam) is analyzed in comparison with the results of its im-plementation at Shenzhen University (China). On the basis of the study, some recommendations are proposed in order to improve the training of journalists in the credit system of education.
Paper submitted on: 15.05.2022; Accepted on: 03.06.2022; Published online on: 26.06.2022.

 

Обучение по кредитной системе началось в США (в Гарвардском университете) в конце XIX в. (1872), чтобы служить конкретным образовательным целям на каждом этапе развития в этой стране. В то время в США число старшеклассников, поступающих в вузы, росло, что оказывало огромное давление на процесс приема в университеты. Кредитная система была разработана для точного учета и четкого объяснения успеваемости старшеклассников, это давало специалистам учебных отделов вузов надежную основу для отбора кандидатов в соответствии со стандартами, установленными университетами.

Кредитная система обучения вводилась в университеты постепенно. Сначала записывались оценки только по элективам. Затем, из-за давления со стороны спонсоров и благотворительных организаций с целью прояснить профессиональные навыки студентов и эффективность обучения в университетах, кредитная система обучения была распространена на все предметы и стала официальным методом контроля за обучением студентов в США [4, с. 42].

В 60-х гг. ХХ в. обучение по кредитной системе было осуществлено странами Западной Европы. В Азии кредитная система обучения также широко применяется, начиная с Японии, Тайваня, Кореи, Индии, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Китая. Целью является создание гибкой системы, которая состоит из модулей, что позволяет учащимся легко выбирать специальность. Эта система помогает связать учебную деятельность учащихся между вузами, удовлетворять потребности массового обучения при сохранении академических стандартов, адаптироваться к рынку труда, требующему более точного измерения качества подготовки.

Осознавая положительную тенденцию кредитной системы обучения, Министерство образования и профессиональной подготовки Вьетнама приняло решение потребовать от университетов с 2008 г. постепенно перейти на модель обучения в рамках кредитной системы. История применения кредитной системы во Вьетнаме и в мире, ее анализ представлены в работах таких авторов, как Тран Тхань Ай [4], Эли Мазур [5], Фам Тхи Ли [6], Лам Куанг Тип [7], Пастухова Дарья Александровна, Грудистова Елена Геннадьевна [18] и др.

Обучение будущих журналистов, особенно их подготовка для работы в отделе новостей, имеет свои особенности. Обучению в цифровую эпоху направлено на то, чтобы подготовить студентов к владению разнообразными навыками в различных видах журналистской деятельности, и кредитная система призвана сыграть важную роль в достижении этой цели. Однако до настоящего времени не проводилось исследований, где бы анализировались сильные и слабые стороны применения кредитной системы в подготовке журналистов.

Как и во многих университетах, в Академии журналистики и коммуникации подготовка журналистов по кредитной системе обучения началась в 2014 г. За 7 лет применения этой системы Академия журналистики и коммуникации достигла многого, но в то же время были и трудности, что определяет необходимость специального исследования для выработки рекомендаций при использовании кредитной системы обучения для подготовки журналистов.

Материалом исследования послужили методические документы, разработанные во вьетнамской Академии  журналистики и коммуникации: 4 программы подготовки по специальностям «Печатная журналистика» и «Телерадиожурналистика» на уровне бакалавриата, относящиеся к 2013 г. (годовая система) [10; 11] и 2020 г. (кредитная система) [12; 13] и 4 отчета с оценкой качества программ обучения по указанным специальностям за 2019 [14; 15] и 2020 гг. [16; 17]. Основным методом исследования является сравнительный анализ кредитной и годовой систем обучения, произведенный по ряду критериев.

Результаты исследования

Подготовка журналистов с системной точки зрения в соответствии с «Положениями о формальном обучении в университетах и колледжах по кредитной системе» (издано 15 августа 2007 г.) [1, с. 5] Министерства образования и профессиональной подготовки Вьетнама включает следующие компоненты:

  • идеология, принципы, цели и стандарты выпуска;
  • участвующие субъекты: учащиеся (студенты), преподаватели, менеджеры по учебной деятельности;
  • контекст: форма, время, метод обучения, оценочные тесты;
  • источники знаний (содержание): программы, учебники, справочники, лекционные наборы; знания из интернет-источников и из жизни;
  • инфраструктура: технологии, средства и материалы для обучения.

Политический, экономический, социальный и научный контексты формируют идеологию, принципы, цели и задачи учебной организации, что является спецификой системы обучения в каждой учебной организации. Стандарты выпуска – это требования учебной организации к компетентности учащихся, определенные показатели овладения профессией, которые поддаются проверке и должны быть достигнуты по завершении программы обучения. Специфика системы обучения обусловлена ролью каждого участника. Учебная организация формирует метод обучения, подходящий для конкретной модели обучения.

1. Основные отличия в подготовке журналистов по годовой и кредитной системам. В настоящее время профессиональная подготовка журналистов в разных странах и вузах может осуществляться по различным системам – годовой и кредитной. Для того, чтобы выяснить основные различия этих систем, сравнительный анализ программ бакалавриата вьетнамской Академии журналистики и коммуникации, осуществляемых по годовой и кредитной системам, был проведен по следующим параметрам: структура и содержание программы, стратегия преподавания и обучения, оценка успеваемости учащихся. Результаты исследования представлены в таблицах (табл. 1, 2, 3).

Таблица 1

                             Структура программы                              

Table 1

Program Structure


Аспекты Годовое обучение Обучение по кредитной системе
Тип структуры Программа имеет предметную структуру и отвечает отраслевым целям обучения Программа имеет модульную структуру и отвечает требованиям взаимодействия между специальностями
Базовые предметы построены в соответствии с требованиями специальности Базовые предметы построены в соответствии с требованиями группы специальностей
Жесткость структуры Предметы взаимосвязаны в рамках специальности Предметы взаимосвязаны в рамках вуза
Уровни обучения взаимосвязаны в рамках специальности Уровни обучения взаимосвязаны в рамках вуза
Программа обучения негибкая, студенты не могут сменить специальность или вуз Программа обучения гибкая, студенты могут сменить специальность или вуз в соответствии со своими способностями
Единицы измерения Продолжительность учебной программы измеряется в годах. Каждый год включает 2 основных семестра Продолжительность учебной программы измеряется в кредитах. Каждый год состоит из 2–4 семестров
Программа бакалавриата насчитывает около 200 единиц обучения (1 единица обучения = 45 мин) Программа бакалавриата (общая) насчитывает около 120 кредитов (1 кредит = 50–60 мин)

 

Из таблицы 1 следует, что структура программы обучения по кредитной системе построена более гибко, чем структура программы годового обучения: она разработана таким образом, чтобы содержание модулей сочеталось друг с другом и усиливалось. В структуре программы по кредитной системе несколько предметов построены в соответствии с требованиями группы специальностей, поэтому в рамках специальностей есть одинаковые предметы. Это позволяет студентам легко поменять специальность без необходимости изучать данные предметы с нуля. В то же время обучение студентов-журналистов не длится 4 года (по годовому обучению), а зависит от накопления кредитов. В целом, имея более гибкую структуру, программа обучения по кредитной системе дает студентам-журналистам возможность поменять вектор развития, если выбранная ранее специальность уже не соответствует их интересам и способностям. Одновременно в зависимости от способности накопления кредитов учащиеся могут самостоятельно определять время учебы и окончить ее раньше срока, установленного годовым обучением.

Таблица 2

Стратегия преподавания и обучения

                                                                                                                                                                          Table 2

Teaching and learning strategy


Аспекты Годовое обучение Обучение по кредитной системе
Задачи преподавателей Преподаватели используют фиксированные методы обучения (так как студенты каждой специальности обучаются отдельно) Преподаватели должны обращать внимание на разнообразие студентов разных специальностей при использовании методов обучения (так как студенты разных специальностей могут изучать один и тот же предмет)
Преподаватели используют методы обучения, чтобы студенты в основном работали в аудитории (у студентов мало времени для самообучения) Преподаватели используют методы обучения, чтобы учащиеся использовали свое время для самообучения, самостоятельного исследования (1 кредит требует около 30 занятий самостоятельного обучения)
Меньше внимания уделяется роли учащегося Больше внимания уделяется роли учащегося
Меньше внимания уделяется гибким навыкам (soft skills) Студенты должны приобретать гибкие навыки (soft skills)
Задачи учащихся Все студенты учатся по одной и той же траектории обучения и в единые сроки Каждый студент может добиться своего индивидуального прогресса в обучении, проходя его в удобном для себя темпе
Студенты не должны регистрировать учебный план, выбирать предметы и строить собственную траекторию обучения Студенты должны регистрировать учебный план на каждый семестр, выбирать предметы и строить собственную траекторию обучения в соответствии со своими интересами, способностями
Чтение материалов перед аудиторными занятиями не требуется Студенты должны прочитать материалы перед лекцией, так как преподаватель не объясняет полностью все содержание учебного курса
Учебная программа одинакова для всех студентов без выбора предмета Каждый студент может выбрать из элективов предметы, соответствующие его интересам и способностям
Студенты занимаются и сдают экзамены в соответствии с общим расписанием Студенты самостоятельно составляют расписание занятий и экзаменов
Студенты изучают только определенную специальность Студенты могут легко изучать 2 специальности одновременно
Студенты должны завершить учебу в соответствии с учебным годом Студенты должны завершить учебу накоплением кредитов. Пример: студенты I курса набирают до 30 кредитов; II курса – от 30 до 60 кредитов; III курса – от 60 до 90 кредитов; IV курса – от 90 до 120 кредитов

 

Таблица 2 показывает, что при подготовке студентов-журналистов по кредитной системе учащиеся занимают центральное место в процессе обучения. В отличие от годового обучения, студенты-журналисты в кредитной системе могут свободно выбирать предметы, составлять индивидуальное расписание и одновременно изучать две специальности в соответствии со своими интересами, способностями. Профессиональным гибким навыкам (soft skills) учащихся также уделяется больше внимания, поскольку преподавателям рекомендуется использовать методы, помогающие студентам учиться на практике. Это активный процесс поиска знаний обучающимися, а не просто приобретение знаний, предоставляемых преподавателями в аудитории. Чтобы улучшить ответственность и дух самообучения учащихся, преподавателям необходимо создать среду преподавания и обучения, когда каждый учащийся сознательно участвует в учебном процессе. Чтобы стимулировать интерес к обучению и в то же время предоставить возможности для интеллектуального развития учащихся, преподавателям необходимо использовать метод «постановки и решения вопросов путем обсуждения». Использование этого метода преподавания ярче проявляется при подготовке студентов-журналистов по кредитной системе. По годовому обучению студенты-журналисты получают знания более пассивно, они  в основном работают в аудитории, и у них мало времени для самообучения.

 

Таблица 3

Оценка успеваемости учащихся

                                                                                                                                                                          Table 3

   Assessment of student performance


Аспекты Годовое обучение Обучение по кредитной системе
Приемная кампания Прием студентов происходит в начале каждого учебного года Прием студентов может происходить по семестрам
Правила для учащихся Результаты обучения оцениваются по учебным годам. Учащиеся, не соответствующие академическим требованиям учебного года, будут отчислены Результаты обучения оцениваются по общему количеству накопленных кредитов. Студентов предупреждают или отчисляют из вуза, если они не достигают среднего балла по прошествии определенного периода
Студенты должны сдать все установленные программой предметы Студенты должны получить необходимое количество кредитов и средний балл, указанные для каждого года и всего курса
Форма и шкала оценки успеваемости учащихся Использование 10-балльной шкалы для расчета абсолютного балла Использование 4-балльной шкалы в сочетании с буквенной шкалой, позволяющей получить относительный балл
Промежуточные экзамены по предметам составляют 70–100 % баллов  Процесс обучения составляет 50 % балла курса
Есть выпускной экзамен и защита дипломной работы. Признание окончания учебы студентов проводится раз в год Нет выпускного экзамена (есть защита дипломной работы). Студенты должны только набрать достаточно кредитов, как предписано для окончания учебы. Признание окончания учебы студентов происходит два раза в год

 

В таблице 3 показаны различия в приеме и оценке успеваемости учащихся по двум системам (годовой и кредитной). Наиболее примечательным моментом является то, что гибкость и непрерывность приемной кампании и признания окончания учебы при подготовке студентов-журналистов по кредитной системе помогают экономить время и затраты на обучение и в то же время соответствуют растущему спросу на обучение журналистике.

Применение кредитной системы при подготовке студентов-журналистов во Вьетнаме позволяет своевременно признать прогресс накоплении знаний и навыков студента. С помощью этой системы учащиеся могут активно разрабатывать учебные планы в соответствии со своими способностям. Это гарантирует, что процесс обучения становится более гибким, студенты могут активно записываться на различные курсы в соответствии с общими положениями о структуре и объеме каждой области знаний. Это позволяет студентам легко менять специальность или изучать одновременно две специальности в процессе обучения без необходимости начинать все с нуля. Например, в учебной программе специальности «Печатная журналистика» и специальности «Телерадиожурналистика» есть общие обязательные предметы, такие как «Теория медиакоммуникаций», «История журналистики», «Язык журналистики», «Законы и этика журналистов», «Введение в теорию журналистики». Студенты специальности «Печатная журналистика», изучая эти обязательные предметы, могут или одновременно зарегистрироваться для изучения дополнительно специальности «Телерадиожурналистика», если хотят получить два диплома, или перейти на специальность «Телерадиожурналистика», и наоборот. В кредитной системе результаты обучения студентов рассчитываются по каждому предмету, а не по учебному году, поэтому неуспеваемость по определенному предмету необязательного модуля не препятствует продолжению учебного процесса в целом, учащихся не отчисляют и не заставляют повторять этот предмет. Они могут выбирать другой предмет для накопления кредитов. А для освоения обязательного модуля студенты должны повторно изучить данный предмет.

Исследуя учебные программы по годовой и кредитной системам, мы пришли к выводу, что по сравнению с годовой кредитная система при подготовке журналистов имеет больше преимуществ. В то же время эта система обладает и некоторыми недостатками. Время, затрачиваемое на преподавание предмета по кредитной системе, меньше, чем по годовой; увеличивается время самообучения студентов – все это может приводить к тому, что студенты не получают достаточно глубоких знаний. Кроме того, кредитная система ослабляет связи между студентами. Индивидуализм поощряется, студенты сами определяют учебное расписание, коллективного взаимодействия меньше по сравнению с годовой системой.

2. Практическая реализация кредитной системы журналистского образования. При внедрении кредитной системы обучения в вузах Вьетнам во многом ориентировался на китайский опыт с учетом его положительных и отрицательных сторон. Китай – страна, имеющая схожие с Вьетнамом политические, социально-экономические и культурные характеристики. Кредитная система обучения в целом, подготовка по этой системе журналистов началась в Китае в 1978 г. В настоящее время практически все университеты применяют кредитное обучение в различных формах.

Исследователь из Шэньчжэньского университета Фам Тхи Ли пишет, что программы подготовки студентов-журналистов в Китае прошли в своем развитии три стадии [6, с. 1]. На первом этапе в начале 1980-х гг. обязательные предметы по-прежнему составляли большую часть учебной программы, 20–25 % времени было отведено политическим, языковым предметам, только около 7–10 % – элективам; студентам не разрешалось заканчивать учебу раньше установленного срока.

На втором этапе соотношение обязательных / элективных предметов составляет 7:3. 15 % предметов относятся к специальности, 45 % предметов – к общим факультетским дисциплинам. Студенты могут выбрать около 19 % от общего количества кредитов. Кредиты не эквивалентны часам обучения. Количество часов определяется в зависимости от сложности или легкости каждого предмета и времени, необходимого для выполнения упражнений. При накоплении достаточного количества кредитов и одобрении деканом и преподавателями студенты могут получить высшее образование досрочно. На третьем этапе (с 1990 до 1993 г.) программы подготовки журналистов по кредитной системе прекратились. Студентам больше не разрешается менять специальность или факультет, а также получать дипломы по двум разным специальностям одновременно.

Причина прекращения программ подготовки студентов-журналистов по кредитной системе обучения связана с критикой со стороны преподавателей. Они считают, что учащиеся не получают хорошей подготовки. Как упоминалось выше, возможно, обучающиеся в условиях кредитной системы могут получать неглубокие знания. Многие студенты накапливают кредиты только для раннего получения диплома, не интересуясь содержанием обучения, поэтому они выбирают легкие предметы, чтобы набрать минимальное количество кредитов. Студенты имеют право пропустить многие важные предметы, не могут развить свои способности, потому что они плохо освоили учебные дисциплины и не применяют знания в конкретных ситуациях. Взаимодействие между преподавателями и студентами ослабевает. Преподавателям сложно диагностировать потребности учащихся и организовать обучение в соответствии с ними. На административном уровне появляются трудности, связанные с управлением временем самообучения и изменением специальностей студентов.

Реформа образования в Китае в 1993 г. вернула кредитную систему обучения в целом, а в частности программы подготовки журналистов по этой системе со многими изменениями: самообучение не разрешалось, потому что было много случаев, когда студенты под этим предлогом пропускали занятия, запрещено одновременно сдавать экзамены с неограниченным количеством кредитов. По мнению Фам Тхи Ли, кредитная система в подготовке студентов-журналистов в Китае не доказала своей состоятельности, являясь лишь способом координации учебных планов студентов [6, с. 1]. Однако для восстановления справедливости  необходимо добавить множество других факторов, таких как программа управления обучением, система консультирования студентов, планы обучения и оценки и т. д. Постановка целей, поиск материалов, выполнение, оценка и корректировка планов взаимосвязаны. Такой плановый подход практически не применяется в Шэньчжэньском университете, потому что, по словам Фам Тхи Ли, не проводилось обзорного исследования по оценке эффективности кредитной системы, предметов, методов и качества обучения. Учебный отдел вуза поддерживает факультеты только при составлении расписания занятий и экзаменов, но не отвечает за координацию учебных программ или оценку качества преподавания [6, с. 1]. В результате эта система обучения в Китае представляет собой всего лишь способ подсчета кредитов для управления учебным временем студентов, а следовательно, не может положительно влиять на содержание обучения.

В Академии журналистики и коммуникации Ханоя (Вьетнам) с 2014 г. проводится подготовка студентов по кредитной системе. Согласно последнему графику работы академии, время учебной деятельности длится с 7:00 до 22:20; учебный год состоит из 2 основных семестров (каждый семестр составляет 15 недель обучения и 3 недели экзаменов) и 1 субсеместра (также известного как летний семестр, включающий 5 недель обучения и 1 неделю экзаменов). Программа по всем специальностям рассчитана на 120 кредитов и на обучение в течение 8 семестров. В структуру программы входят 2 блока знаний: общие предметы (30 кредитов) и профессиональные предметы (90 кредитов) [12, с. 3].

Чтобы выяснить преимущества и недостатки в процессе подготовки журналистов по кредитной системе обучения в Академии журналистики и коммуникаци, мы исследовали четыре отчета об оценке программ обучения по специальности «Печатная журналистика» и по специальности «Телерадиожурналистика» с 2019 по 2020 г. Результаты исследования показывают, что кредитная система за это время хорошо себя зарекомендовала, продемонстрировав ряд явных преимуществ по сравнению с годовой системой обучения. Отметим основные ее положительные черты:

1. Внимание к роли учащихся. По сравнению с годовой формой обучения (где больше внимания уделяется роли преподавателей) подготовка студентов-журналистов по кредитной системе (где больше внимания уделяется роли учащихся) помогает повысить эффективность преподавания и развить творческое мышление учащихся. Эта форма позволяет студентам уделять больше времени самообучению, сокращая время пребывания в аудитории, тем самым способствуя инициативе и творчеству учащихся. Учащиеся не просто получают знания, но в то же время являются активными их пользователями в соответствии с требованиями современного рынка труда. Например, согласно всем четырем отчетам, при применении кредитной системы преподаватели используют стратегию «перевернутый класс», в соответствии с которой учащиеся должны прочитать учебные материалы, прежде чем прийти в класс. Время занятий будет посвящено применению теории для решения проблем под руководством преподавателей вместо чтения лекций, как при годовом обучении. В результате учащиеся могут развивать навыки самообучения, презентации, критическое и творческое мышление.

2. Гибкость при составлении личного учебного расписания, смене специальностей. Студенты могут выбрать количество кредитов, которые они хотят выполнить за семестр. Они имеют возможность активно планировать свое время для завершения учебной программы в соответствии со своими способностями. Так, времени, затраченного на учебу, больше у слабых студентов и меньше у сильных (среднее время для завершения учебной программы составляет 8 семестров) [16, с. 213]. Академия ежегодно предлагает решения по сокращению среднего времени обучения, такие как открытие дополнительных курсов (во время летнего семестра), чтобы позволить учащимся ускорить прохождение программы или дать им возможность дополнительно изучать предметы, которые они еще не успели закончить. Академические консультанты постоянно контролируют эти вопросы и дают рекомендации студентам, как регистрироваться на дополнительные курсы, чтобы закончить учебу вовремя.

Еще одним важным преимуществом кредитной системы является то, что она помогает студентам выбирать предметы в соответствии со своими интересами, что позволяет легко поменять специальность. Особенно важно, что обучающиеся имеют возможность получить высшее образование по двум специальностям одновременно, если в программах обучения этим специальностям есть одинаковые предметы с одинаковым количеством кредитов. В этом случае студенты знают, как разумно распределить время для изучения остальных предметов программы. Так, по данным отчета, в 2020 г. в Академии журналистики и коммуникации окончили учебу всего 317 студентов по программе бакалавриата, из них 98 студентов получили диплом с отличием, 52 студента получили два диплома по разным специальностям.

3. Сокращение затрат на обучение. При кредитной системе затраты на обучение более экономичны, поскольку студенты оплачивают учебу только на основе количества кредитов, которые они должны выполнить, а не за учебный год. Это наиболее показательно для студентов, изучающих две специальности одновременно, потому что между двумя специальностями в рамках одной и той же отраслевой группы есть одинаковые предметы и студенты должны изучать их только один раз. Академические результаты по данным предметам регистрируются по обеим изучаемым специальностям. Это указано как в отчетах об оценке программ обучения, так и в программах обучения по специальностям «Печатная журналистика» и «Телерадиожурналистика» с 2019 по 2020 г.

Таким образом, за семь лет применения кредитной системы в Академии журналистики и коммуникации эта система доказала свои преимущества. Вместе с тем обнаружилось, что она имеет и некоторые неудобства для студентов, преподавателей, научных консультантов и специалистов, отвечающих за организацию учебного процесса. Хотя регистрация студента для изучения предметов теперь поддерживается программным обеспечением в компьютерной сети, в действительности обучающиеся все еще испытывают трудности в этой области. В отчетах указывается, что в 2019 г. во время регистрации студенты в большом количестве заходили на веб-сайт вуза, который работал нестабильно. Многие не смогли записаться, и им пришлось ждать следующего семестра. Такие технические трудности мешают студентам накапливать кредиты для окончания учебы.

Серьезная проблема заключается в том, что программа обучения по кредитной системе рассчитана на активную роль учащихся, в ней сокращено учебное время в классе, увеличено время для самообучения. Между тем многие студенты до сих пор не имеют навыков самостоятельной работы, четкой ориентации в будущей профессии, путаются в выборе специальностей и предметов. Ряд обучающихся неэффективно используют свое время на самостоятельные занятия, что приводит к низкому качеству обучения и необходимости продлевать учебное время в вузе [16, с. 64].

Повышение способности студентов к самообучению и самоанализу требует, чтобы Академия журналистики и коммуникации предоставила учащимся полный и разнообразный комплекс учебных материалов. В отчетах отмечается также, что использование в аудиториях таких средств для обучения, как проектор и микрофон, не очень эффективно [17, с. 78].

Еще одна трудность заключается в ослаблении коллективных связей между студентами, когда учащиеся не могут эффективно организовать свое учебное время. Именно из-за этого недостатка кредитная система поощряет индивидуализм, снижает ценность общения и коммуникации.

3. Рекомендации для повышения качества обучения при подготовке журналистов по кредитной системе. Можно сказать, что Академия журналистики и коммуникации – непервый вуз, который применяет кредитную систему, поэтому руководители академии могут почерпнуть опыт  других университетов как страны, так и рубежных. Исходя из проанализированных выше трудностей, мы понимаем, что предложение решений является неотложным требованием для повышения качества обучения и продвижения преимуществ кредитной системы при подготовке студентов-журналистов.

Во-первых, руководителям вуза необходимо  улучшать инфраструктуру и приложения информационных технологий для обслуживания регистрации предметов по кредитной системе. В частности, необходимо улучшить онлайн-регистрации на предметы, чтобы система не перегружалась, когда много студентов одновременно входят в нее. Сотрудники учебного отдела могут составлять график регистрации на предметы для студентов каждого курса, даже для каждой специальности, чтобы веб-сайт работал стабильно.

Во-вторых, необходимо четко определить роль и задачи каждого участника процесса при подготовке студентов-журналистов по кредитной системе. В дополнение к существующему справочнику для учащихся, разработанному для того, чтобы они могли точно понять правила обучения по кредитной системе, студентам следует активно следить за расписанием, выбирать подходящие для себя предметы на каждый семестр и развивать свои способности самообучения. Руководители вуза должны составить справочник для преподавателей, учебных консультантов, чтобы они могли четко понимать свои обязанности, принципы подготовки студентов-журналистов по кредитной системе, в том числе принцип создания стандартов выпуска для программ обучения. Стандарты выпуска следует разрабатывать на научной основе с учетом пожеланий  со стороны организаций, осуществляющих трудоустройство, ученых и учебных заведений. Стандарты выпуска подлежат проверке и циклически регулируются в соответствии с профессиональными стандартами. Кроме того, должны регулярно и периодически организовываться семинары для преподавателей по разработке программ, содержанию предметов, методам обучения по кредитной системе.

В-третьих, после каждого семестра сотрудникам учебного отдела необходимо отправлять учащимся оценочный лист программы обучения. Необходимо собирать и анализировать отзывы студентов, чтобы выяснять преимущества, недостатки программы обучения и принимать решения. Классы по кредитной системе должны быть организованы с количеством 20–25 студентов в группе, чтобы применение метода активного обучения стало эффективным.

Наконец, важно, чтобы создание программы и содержание предметов по кредитной системе были подчинены следующим взаимосвязям: определение стандартов выпускных компетенций по отраслевым группам, по каждой специальности → определение блока общих знаний и блока специальных знаний → определение знаний и навыков для каждого предмета, которые студенты должны приобрести после его изучения → определение форм тестирования, оценивания, получения отзывов студентов → руководство методами обучения и исследования для студентов. Такой подход уменьшает повторение между предметами в одной отраслевой группе, снижает затраты на обучение и создает благоприятные условия для учащихся при выборе предметов.

Подготовка журналистов по кредитной системе – необходимое условие массового образования, ориентированного на учащихся. Хотя эта система имеет некоторые недостатки, требующие дальнейшего изучения, ее преимущества и гибкость, соответствующие потребностям времени, неоспоримы. Для того, чтобы подготовка журналистов по кредитной системе была эффективной, необходимо сочетать управление обучением студентов с управлением педагогической деятельностью преподавателей и управлением другими видами деятельности, такими как: тестированием и оценкой; условиями, средствами обучения; координацией управления учебной деятельностью между учебным отделом и факультетами университета.

 

Список литературы

  1. Bộ Giáo dục và Đào tạo, Quy chế đào tạo trình độ đại học, cao đẳng theo hệ thống tín chỉ từ ngày 15 tháng 8 năm 2007. Tập 1.  2007, tr. 31.
  2. Bộ Giáo dục và Đào tạo, Quy chế đào tạo trình độ đại học, cao đẳng theo hệ thống tín chỉ từ ngày 27 tháng 12 năm 2012. Tập 2. 2012, tr. 28.
  3. Học viện Báo chí và Tuyên truyền, Quy chế đào tạo sinh viên báo chí theo hệ thống tín chỉ tù ngày 08 tháng 06 năm 2014. Tập 1. 2014, tr. 3.
  4. Trần Thanh Ái. Đào tạo theo hệ thống tín chỉ: Các nguyên lý, thực trạng và giải pháp. Tham luận tại Hội nghị toàn quốc: những đổi mới trong việc đào tạo theo hệ thống tín chỉ, số 5, tr. 42–53.
  5. Mazur Eli, Phạm Thị Ly. Hệ thống đào tạo theo tín chỉ Mỹ và nhũng gợi ý cho cải cách Giáo dục đại học Việt nam [Nguồn báo điện tử], 2008. Nguồn: http://pdt.hcmuaf.edu.vn/pdt-2069-1/vn/he-thong-dao-tao-theo-tin-chi-my-va-nhung-goi-y-cho-cai-cach-Giao-duc-dai-hoc-viet-nam-eli-mazur – pham-thi-ly.html.
  6. Phạm Thị Ly. Đào tạo theo hệ thống tín chỉ tại Trung Quốc [Nguồn báo điện tử], 2016.: Nguồn: http://www.lypham.net/?p=377.
  7. Lâm Quang Thiệp. Việc áp dụng hệ thống tín chỉ trong đào tạo trên thế giới và tại Việt Nam [Nguồn báo điện tử], 2006. Tham luận tại hội thảo «Xây dựng chương trình đào tạo theo hệ thông tín chỉ kết hợp sử dụng mạng Internet» (Viện Nghiên cứu giáo dục, ngày 26 tháng 5 năm 2006.) Nguồn: http://www.ier.edu.vn/content/view/165/161/.
  8. Lương Ngọc Нải. Nhũng thuận lợi và khó khăn trong hoạt động đào tạo theo học chế tín chỉ tại trường Đại học Sư phạm thành phố Hồ Chí Minh. Tạp chí khoa học trường Đại học Sư phạm thành phố Hồ Chí Minh, số 59, 2014, tr. 87–96.
  9. Nguyễn Hoàng Nhân. Đào tạo sinh viên theo hệ thống tín chỉ tại trường Đại học Sư phạm: thực trạng và giải pháp. Tạp chí khoa học trường Đại học Sư phạm, 2016, tuyển tập 61, số 3, tr. 10–19.
  10.  Học viện Báo chí và Tuyên truyền, Bản mô tả chương trình đào tạo theo chuyên ngành «Báo in» trình độ cừ nhân, 2013. 34 tr.
  11.  Học viện Báo chí và Tuyên truyền, Bản mô tả chương trình đào tạo theo chuyên ngành «Báo phát thanh và truyền hình» trình độ cử nhân, 2013.38 tr.
  12.  Học viện Báo chí và Tuyên truyền, Bản mô tả chương trình đào tạo theo chuyên ngành «Báo in» trình độ cử nhân, 2020. 41 tr.
  13.  Học viện Báo chí và Tuyên truyền, Bản mô tả chương trình đào tạo theo chuyên ngành «Báo phát thanh và truyền hình» trình độ cử nhân, 2020. 45 tr.
  14.  Học viện Báo chí và Tuyên truyền, Báo cáo đánh giá chất lượng đào tạo theo chuyên ngành «Báo in», 2019. 482 tr.
  15.  Học viện Báo chí và Tuyên truyền, Báo cáo đánh giá chất lượng đào tạo theo chuyên ngành «Báo phát thanh và truyền hình», 2019. 486 tr.
  16.  Học viện Báo chí và Tuyên truyền, Báo cáo đánh giá chất lượng đào tạo theo chuyên ngành «Báo in», 2020. 487 tr.
  17. Học viện Báo chí và Tuyên truyền, Báo cáo đánh giá chất lượng đào tạo theo chuyên ngành «Báo phát thanh và truyền hình», 2020. 491 tr.
  18. Грудистова Е. Г. Европейская кредитная система образования /  Е. Г. Грудистова, Д. А. Пастухова // Сетевой научно практический журнал. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». 2015. № 1. С. 36‒43.
  19. Tsigelny I. Educational Credits in the USA and Credit Transfer from the UK and European Union // Analytical Reports in International Education.  2011. Vol. 4. № 1. P. 87‒93.





Просмотров: 631; Скачиваний: 156;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2022.7630