Грязнова, Е. В. ВЫСШЕЕ СВЕТСКОЕ ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / Е. В. Грязнова, С. М. Мальцева // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – Вып. 4 (40). − DOI: 10.15393/j5.art.2022.8005


Выпуск № 4 (40)

Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования

pdf-версия статьи

УДК 378

ВЫСШЕЕ СВЕТСКОЕ ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Грязнова Елена Владимировна
доктор философских наук, профессор
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
(г. Нижний Новгород, Российская Федерация)
egik37@yandex.ru
Мальцева Светлана Михайловна
кандидат философских наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
(г. Нижний Новгород, Российская Федерация)
maltsewasvetlana@yandex.ru
Ключевые слова:
теология
светское теологическое образование
государство
церковь.
Аннотация: высшее светское теологическое образование находится сегодня в процессе обновления и сталкивается с целым спектром проблем. На сегодняшний момент оно получило возможность реализовываться на трех уровнях, что позволяет говорить о включении его в систему непрерывного образования. Очередные трансформации, связанные с отказом России от болонской системы, могут дать не только ожидаемый положительный эффект, но и нанести урон данному виду образования. Чтобы упредить возможные негативные последствия для дальнейшего развития непрерывного теологического образования в нашей стране, необходимы серьезные исследования существующих проблем и их причин. В ходе исследования авторы провели аналитический обзор публикаций по вопросам развития светского теологического образования как непрерывного образования в современных социокультурных условиях. Для изучения и выявления специфики высшего теологического образования применялись методы анализа, сравнения, обобщения, также диалектический метод. Авторы обосновывают, что высшее светское теологическое образование как социальный институт непрерывного образования специфично в своем субъекте управления, представленном как совокупный субъект в лице государства, церкви и общества. Диалектика этих трех субъектов на единой основе высшего светского теологического образования заключается в создании органа управления социальными отношениями на основе церковных, правовых и социальных законов. Задача светского теологического образования должна заключаться в подготовке кадров, способных вести на научной основе теологическую, государственную и общественную работу как единую деятельность по сохранению духовности и целостности церкви, государства и общества. Для подготовки к реализации новых реформ в образовании необходимо изучить особенности высшего светского теологического образования в современных условиях нашей страны, учесть его огромнейший потенциал и разработать предложения, направленные на формирование многоуровневой, гибкой, доступной, открытой, основанной на традициях русской культуры и образования нового поколения системы для дальнейшего развития непрерывного образования.
Статья поступила: 09.06.2022; Принята к публикации: 02.11.2022; Размещена в сети: 20.12.2022.

HIGHER SECULAR THEOLOGICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION IN MODERN RUSSIA

GRYAZNOVA Elena V.
Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Theology
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
(Nizhny Novgorod, Russian Federation)
egik37@yandex.ru
MALTSEVA Svetlana M.
PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
(Nizhny Novgorod, Russian Federation)
maltsewasvetlana@yandex.ru
Keywords:
theology
secular theological education
state
church.
Abstract: higher secular theological education is currently in the process of renewal and is facing a whole range of problems. At the moment, it was possible to be implemented at three levels, which allows us to talk about its inclusion in the system of continuing education. The next transformations associated with Russia's refusal of the Bologna system can not only give the expected positive ef-fect, but also cause damage to this type of education. In order to forestall possible negative conse-quences for the further development of continuous theological education in our country, serious studies of existing problems and their causes are needed. In the course of the study, the authors conducted an analytical review of publications on the development of secular theological education as a continuing education in modern socio-cultural conditions. To study and identify the specifics of higher theological education, methods of analysis, comparison, generalization, as well as the dialec-tical method were used. The authors substantiate that higher secular theological education as a social institution of continuing education is a specific subject of management represented as a cumulative one in the face of the state, the church and society. The dialectic of these three subjects on a single basis of higher secular theological education consists in the creation of a social relations management body based on church, legal, and social laws. The task of secular theological education is viewed as a personnel training capable of conducting theological, state and public activities on a scientific basis as a single activity to preserve the spirituality and integrity of the church, state and society. To prepare for the implementation of new reforms in education, it is necessary to study the features of higher secular theological education in the modern conditions of our country. Also, it is imperative to take into account its enormous potential and develop proposals aimed at forming a multi-level, flexible, accessible, open, based on the traditions of Russian culture and education of a new generation for the further development of the system of continuing education.
Paper submitted on: 09.06.2022; Accepted on: 02.11.2022; Published online on: 20.12.2022.

Высшее теологическое образование в мире имеет традиции и соответствует современным условиям развития. Так, в Европе теология стала истоком формирования научного знания. Теологическое образование здесь берет свое начало с открытия первых университетов. Если изначально влияние церкви на университетское образование было достаточно сильным, то после XVII в. оно ослабевает, уступая место государству. Специфика теологического образования также меняется, приобретая три основные формы: религиозное образование, наука о религии, религия как личный опыт. В современных условиях теологическое образование за рубежом развивается по различным траекториям, а дискуссии о его месте в системе светского образования не прекращаются. Религиозные организации принимают активное участие в теологическом образовании на базе светских вузов, но роль государства превалирует [6].

В России ситуация с теологическим образованием несколько иная. Изначально оно развивалось как церковное, духовное образование: «История церковного образования свидетельствует, что, несмотря на все образовательные реформы, произведенные в России в течение трех с лишним столетий (XVII – начало XX в.), схоластический тип образования, характерный для средневекового Запада, в несколько изменившемся виде существует в духовных школах до настоящего времени. Устранить его можно, лишь возродив истинно православные традиции богословского образования» [10, с. 47]. Подобная тенденция отражена и в других работах по истории высшего духовного образования в России [8].

Сегодня происходит возрождение высшего светского теологического образования. Оно испытывает ряд трудностей, связанных с утратой традиций и опыта [13; 16]. Одной из причин данной ситуации является более позднее развитие по сравнению с Европейскими странами и советским периодом забвения теологического образования в нашей стране [1].

Во многих современных исследованиях специфики и проблем возрождения светского теологического образования в современной России поднимается дискуссия о вопросах кадрового обеспечения, целях и задачах высшего теологического образования на базе светских вузов, разработки образовательных программ и т. д. Однако проблема определения высшего теологического образования как элемента непрерывного образования в современной России рассмотрена недостаточно.

Таким образом, предметом исследования в данной работе следует обозначить анализ высшего светского образования в России в системе непрерывного образования. В качестве объекта исследования мы определяем систему высшего образования как социального института. Следовательно, наша задача должна заключаться в определении специфики высшего светского теологического образования в институциональной системе непрерывного образования.

Обзор литературы

Сегодня в системе непрерывного образования реализуются различные модели его организации. Наибольшее распространение получила институционально организованная система. Она представлена различными формами, которые действуют в рамках существующих в социуме институтов, например курсы и факультеты повышения квалификации, дистанционные и заочные факультеты, институты и организации дополнительного образования и др. Такой подход организации непрерывного образования получил название образование «в течение всей жизни». Он позволяет не только на протяжении многих лет получать определенную профессию и совершенствоваться в ней, но и менять ее, а также приобретать дополнительные профессиональные компетенции [5; 18; 19].

Данный подход эффективно применяется при получении именно профессионального образования. Например, когда речь идет о художественных, медицинских, инженерных, военных и т. п. специальностях [7; 14].

Что касается теологического образования, то к вопросам его непрерывного характера регулярно обращаются исследователи. Основная проблема реализации такого образования заключается в исторически меняющемся диалоге церкви и государства. Публикаций, в которых отражен опыт реализации непрерывного теологического образования, пока появляется немного. В одной из таких работ представлена программа профессиональной переподготовки и повышения квалификации [20]. Эта программа направлена на повышение квалификации преподавателей светских высших учебных заведений, которые разрабатывают и реализуют образовательные программы в рамках направления «Православная теология». В предлагаемой методике применяются дистанционные технологии, что позволяет сделать вид теологического образования в системе непрерывного образования доступным.

В своей работе Д. Ю. Лескин описывает опыт развития непрерывного теологического образования в Самарской области. Изучение представленного материала показывает, что в современных условиях удается получить положительный опыт в построении модели непрерывного образования, охватывающего все уровни отечественной школы от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) [9]. Данная модель строится на взаимодействии церкви и государства.

О трудностях реализации теологического образования в современных условиях пишет А. Е. Выховец [17]. В частности, он провел сравнительный анализ программ по теологии светских и духовных учебных заведений. В своей работе он обращает внимание на тот факт, что светские образовательные программы по теологии не получили полной самостоятельности и по сути являются продолжением церковного богословия. При построении модели непрерывного теологического образования следует обратить особое внимание на данный аспект, т. к. мы имеем дело с разными системами образования. Одна из них – религиозная – имеет свои традиции и опыт. Вторая – светская – находится на стадии становления и еще не выработала единых требований и критериев. Тем не менее непрерывное образование должно подразумевать интеграцию различных видов образовательных систем, позволяющих человеку на протяжении всей жизни повышать уровень своего образования и расширять его границы. Поэтому вопрос о специфике различных форм и видов теологического образования, включаемого в систему непрерывного образования, остается до сих пор актуальным и недостаточно изученным.

Изучение работ, посвященных развитию непрерывного теологического образования в нашей стране, показало, что в целом сложилось две основные модели его реализации. Первая модель строится исключительно как модель религиозного образования, в котором принимают участие организации, курируемые церковью. Такое образование направленно на подготовку священнослужителей и имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. Вторая модель получает свое развитие как система, в которую включены не только религиозные образовательные учреждения, но и светские. В такой модели любой желающий может дополнить религиозное образование светским и получить светскую профессию теолога. Сегодня развивается трехуровневая модель теологического образования, включающая бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Как правило, на бакалавра (теолога) идут учиться выпускники духовных школ, семинарий, гимназий. Однако смешанная модель позволяет получить высшее академическое светское образование с любым базовым образованием. Магистратура на базе светского вуза позволяет получить теологическое образование также на базе любого высшего образования.

Смешанная модель теологического непрерывного образования сегодня оказывается на пороге очередных образовательных реформ, как, собственно, и вся система отечественного образования. Связано это с возможным отказом от болонской системы. Чтобы понять, нужна ли очередная реорганизация теологического образования и в каком аспекте ее следует проводить, необходимо исследовать проблемы ее управления как социального института.

В качестве основных инструментов исследования в работе применялись методы аналитического обзора, анализа, сравнения, обобщения.

Данная работа является продолжением исследований авторами проблем образования в условиях информационной культуры и опирается на ранее полученные результаты, в частности на методологию исследования образования как основного транслятора культуры и модель цифровой культуры современного общества [24].

Сущность человека в целом определяется как совокупность родовых качеств, отличающих его от всех остальных феноменов бытия, что позволяет вводить такое понятие, как человеческий род. Эти родовые качества определяют специфику человека, отражают его способности и потребности, целеполагание, которые интегрируются и реализуются как сознание, деятельность, язык и общение [12]. Они позволяют человеку создавать свой особенный мир, не свойственный миру природы, но являющийся частью. Мы создаем мир искусственного, который противостоит миру естественному, вступая с ним в диалектическое противоречие, порождающее систему проблем [15].

Одним, пожалуй, из самых противоречивых феноменов, созданных человеком, является общество, которое в основе своей предполагает совместную деятельность людей. При этом с необходимостью люди вступают в общественные отношения, специфичные для каждого вида деятельности и подвергающиеся историческим изменениям. Эти отношения имеют свою иерархию, делясь на уровни, виды, типы и т. д. Например, можно выделить отношения на уровне государства, религии, науки, образования, экономики и т. п. Следует отметить, что исторически при переходе от одного цивилизационного уровня развития к другому от архаической до информационной цивилизации трансформируются одни виды деятельности и возникают новые, вступая в противоречивые отношения, которые являются основой развития общественной системы. Каждый вид деятельности становится основой той или иной сферы общественной жизни, в которой для существования необходим механизм регулирования как деятельности, так и общественных отношений. Таким регулятором является социальный институт, который представлен комплексом нравственных, моральных, юридических и других норм и принципов, моделей поведения, определяющих законы и характер развития всей сферы общественной жизни. Совокупность базовых характеристик социальных институтов всех сфер общественной жизни задает спектр и направление развития культурно-исторического типа общества [11].

Нас интересует такой социальный институт, как светское теологическое образование. Для анализа его взаимодействия с другими социальными институтами общества необходимо обозначить базовые характеристики этого структурного элемента социума.

Говоря о человеке как о социальной единице, следует отметить, что родовыми его качествами являются потребности и способности. В процессе развития человека и общества они реализуются как модусы бытия потребностей и способностей, таких как интересы, желания, воля и т. д. Интеграция способностей и потребностей образует потенциал человека. Именно на его основе реализуется индивидуальная и общественная деятельность человека, направленная на освоение и преобразование мира.

Общество как коллективный социальный субъект также имеет свои родовые качества. Оно предстает как система, элементами которой являются люди и тот мир, который они создают. Поэтому фундаментом любого общества считается именно человеческая целесообразная деятельность. Деятельность выступает здесь как единство общественных потребностей и способностей и при этом порождает социальные отношений и институты.

Человек в системе общества существует и действует по его законам. Он обязан жить согласно нормам и правилам, которые образуют социокультурную программу общества. Кроме того, человек – это не только социальный субъект, он биосоциален. Его деятельностью управляют не только законы общества, но и природы. Целеполагание формируется под влиянием этих двух базовых субстратов человека – природы и социума. Однако есть и еще одна важнейшая составляющая целеполагания человеческой деятельности – это вера и религия. Такая совокупность целеполагания называется лично ориентированной программой развития человека. Она выстраивается в обществе в процессе получения человеком образования.

Образование принято понимать в широком смысле как социальный институт, который задает в обществе вектор и определяет содержание передачи социального опыта от одного поколения к другому. Конечная цель этого процесса – формирование всесторонне развитой личности, готовой реализовать свой потенциал в качестве члена общества.

Что касается высшего теологического образования, то сегодня оно переживает этап возрождения. Причем, как отмечают исследователи, оно получило развитие в двух основных ипостасях, как высшее духовное образование и как высшее светское образование. Так или иначе, для обоснования статуса теологического образования как социального института необходимо вычленить в нем базовые характеристики как элементы сферы общественной жизни.

Первая характеристика, на которой следует остановиться, – это функция трансляции социального опыта. Теологическое образование транслирует основу этого опыта – духовные ценности и традиции, знания о религии, церкви и способах применения их для адаптации в социокультурном пространстве общества.

Вторая характеристика, собственно, и есть духовный опыт как ядро опыта социального. Духовный опыт объединяет в себе высшие ценности человека, определяя и родовую сущность, которая отличает его от всех иных существ и сущностей. Духовный опыт всегда позитивен, ценен для человека, общества и культуры. В теологическом образовании он является основой формирования духовной культуры. И в этом случае светское и религиозное образование направлены на формирование и сохранение именно духовной культуры.

Следует определить духовную культуру как важнейший элемент теологического образования. В целом ее можно разделить на три основных подсистемы. Информационная подсистема – совокупность духовных знаний (научные знания о религии, знания религиозных источников, знания о церкви и ее отношении к Богу, человеку, обществу и др.). Праксиологическая культура – совокупность духовных, религиозных, церковных практик и навыков их применения и реализации в обществе. Аксиологическая подсистема – система духовных ценностных ориентаций и убеждений. Именно эти три подсистемы, которыми должен овладеть человек при получении теологического образования, и формируют его духовную культуру, духовный потенциал личности.

Теологическое образование включает не только деятельность, направленную на передачу и усвоение духовного опыта, но и деятельность, нормирующую сам этот процесс. Регулирование теологической образовательной деятельности осуществляется с помощью социально учрежденных институтов государства, церкви и общества. Трансляцию духовного опыта можно обозначить как процесс духовной социализации личности.

Таким образом, теологическое образование следует определить как исторически обусловленную и нормированную систему трансляции духовной культуры в обществе, направленную на духовную социализацию личности. В такой трактовке теологическое образование предстает как социальный институт общества.

Высшее светское теологическое образование в современной России как социальный институт выполняет функцию регулирования общественных отношений между социальными субъектами в обществе. Система регулирования и управления предполагает наличие субъекта управления, объекта управления, средств управления, результата управления и обратную связь. Обратная связь необходима для возможных корректировок при расхождении цели и результата.

В качестве субъектов социальных отношений в теологическом образовании выступают, прежде всего, государство, церковь и общество. Именно от них зависят качество теологического образования и его дееспособность. Роль государства заключается в создании необходимых условий для реализации теологического образования на базе светского вуза. Например, государственные стандарты, нормативная база и другие законно-правовые акты, направленные на регулирование социальных отношений между всеми субъектами в рамках права и закона, действующего на территории страны.

Церковь как социальный институт исторически выступает в качестве регулятора общественных отношений, причем религиозная практика предшествует практике государственной в деле управления обществом. Ее каноны о добродетели и нравственности, которым должен следовать человек, по сути отражаются в современной нормативной базе государства. Правовое государство – это государство, построенное по принципам справедливости, свободы и равенства. Эти же основания проповедует и церковь. Общество как субъект социальных отношений формирует социальный заказ на подготовку теологов с высшим образованием, оно же и осуществляет контролирующие функции по качеству данного образования. Общество представлено не только официальными органами управления образования, но и общественными организациями, отдельными людьми (преподаватели, обучающиеся, семья и т. д.).

Теологическое светское образование имеет сложный субъект управления. Его специфика заключается в том, что он охватывает три основных аспекта управления, основанных на законе Божьем, законе правовом и законе социальном. Данное единство проверено историей. Для разработки эффективной модели непрерывного светского теологического образования необходимо изучение диалектики этих основных составляющих (государство, церковь, общество). В истории цивилизации были периоды, когда один из этих институтов превалировал над другими, когда их влияние было одинаковым. Результаты реализации светского теологического образования напрямую зависят от баланса этих трех органов управления. При разработке модели непрерывного образования, образовательных программ каждый из трех субъектов должен понимать эту диалектику и гибко менять условия своего союза согласно актуальной ситуации в обществе, государстве и мире. Примером для обоснования такого положения может служить современная ситуация в мире, в котором развязаны гибридные войны. Государство, церковь и общество в нашей стране объединяют усилия для восстановления мира и согласия, единства народа.

Теологическое светское образование должно выполнять именно эту функцию как одну из основных. Подготовка квалифицированных теологов, которые готовы нести духовные истины в общество, просвещать и помогать нуждающимся, призывать к добру и справедливости на основе понимания этой справедливости не только как социального или природного явления, но и божественного, становится социальным заказом современного общества. Специфика светского теологического образования как социального института и заключается в том, что оно готовит не служителей церкви, не государственных служащих и не общественных деятелей, а специалистов знания, навыки и умения которых сформированы на понимании единства этих трех оснований. В качестве ремарки следует отметить, что при проведении социологических опросов среди населения во многих регионах нашей страны по вопросу, хотели бы они получить теологическое светское образование, в большинстве случаев были ответы, что нет. Объяснения оказываются самыми простыми. Люди в нашей стране, особенно в центральных регионах, поясняют, что теологическое образование у них ассоциируется исключительно с необходимостью быть верующим, принадлежать к определенной конфессии и заниматься изучением религиозных текстов и религиозной практикой. Позиция о том, что теологическое образование может иметь научный, просветительский и образовательный характер, в нашем обществе пока не сформирована. Объясняется это еще и тем, что в большинстве регионов высшее теологическое образование доступно только на платной основе, не реализуется возможность дистанционных технологий, и, пожалуй, самое главное, оно не имеет необходимых связей со светскими образовательными учреждениями для подготовки абитуриентов.

Следует отметить еще одну серьезную проблему для развития непрерывного светского теологического образования. Достаточно частой становится ситуация, когда религиозные и светские образовательные организации оказываются конкурентами, а не союзниками в плане набора абитуриентов. Получая аккредитации, духовные образовательные учреждения стремятся в своих стенах готовить кадры священнослужителей на всех уровнях. Однако теология как наука может развиваться на должном уровне и в стенах светских университетов, где имеется необходимый научный потенциал. Непрерывное и доступное светское теологическое образование должно обеспечивать возможность получения теологом не только профессии священнослужителя, но и ученого.

Роль совокупного субъекта светского теологического образования и заключается в том, чтобы сделать это образование доступным, оно не должно оцениваться по условиям получения квалификации в традиционных специальностях. Обучающийся должен иметь возможность получать светское теологическое образование не только как основное, но и как дополнительное, как второе высшее в рамках непрерывного образования. Особенно это актуально для таких профессий, как педагог, врач, юрист и т. п., т. е. тех сфер деятельности, где речь идет о работе с людьми.

Задача государства, церкви и общества заключается в обеспечении доступности светского теологического образования и его качества. Только в этом случае мы получим единый орган управления социальными отношениями, построенными на основе духовных, правовых и социальных ценностей.

Изучение специфики высшего светского теологического образования в системе непрерывного образования показало, что оно занимает важное место в системе образования в течение всей жизни. На современном этапе подготовки к новым образовательным реформам высшее теологическое образование не должно потерять приобретенный им многоуровневый характер. Необходимо сохранить интеграцию светского и религиозного образования как возможность реализации непрерывности повышения профессиональных компетенций в сфере теологической науки. Теологическое образование должно быть доступным как основное профессиональное образование, так и дополнительное, выстраиваемое по индивидуальной траектории. Для этого следует решить проблемы в управлении данным видом образования, проблемы подготовки кадров, проблемы реализации дистанционных форм и сетевого сотрудничества.

 

Список литературы

  1. Выхованец А. Е. Теология в системе светского образования в современной России / А. Е. Выхованец // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-2 (86). С. 57–60.
  2. Грязнова Е. В. Информационная реальность и социум  / Е. В. Грязнова. Нижний Новгород, 2010. 202 с.
  3. Грязнова Е. В. Прикладные проблемы философии научно-педагогический опыт / Е. В. Грязнова, Л. А. Зеленов. Гжель, 2015. 161 с.
  4. Грязнова Е. В. Проблемы информатизации управления образованием / Е. В. Грязнова, Е. А. Вересова, В. В. Михеева // Социодинамика. 2015. № 11. С. 144–157.
  5. Евсикова А. И. Интегративное образовательное пространство технического вуза – основа организации непрерывного профессионального образования специалистов в течение осуществления профессиональной деятельности / А. И. Евсикова // Непрерывное образование: проблемы, решения, перспективы : Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции, Санкт-Петербург, 30 марта 2022 года. Санкт-Петербург, 2022. С. 49–52.
  6. Зиберт Ю. Г. Современное состояние теологического образования в Европе / Ю. Г. Зиберт // Теологическое образование в условиях цифровизации: вызовы, смыслы, практики : сборник материалов регионального этапа V Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 21–22 октября 2021 года / под науч. ред. Н. А. Дьячковой. Екатеринбург, 2022. С. 27–36.
  7. Карпов А. О. Образовательный институт, власть и общество в эпоху роста культуры знаний / А. О. Карпов. Санкт-Петербург, 2013. 257 с.
  8. Козарезова О. О. Основные пути развития теологического образования в высшей школе: история и современность / О. О. Козарезова // Теология и образование. 2018. № 1. С. 413–425.
  9. Лескин Д. Ю. Церковно-государственное взаимодействие в области образования: опыт Самарского региона / Д. Ю. Лескин // Теология и образование. 2018. № 1. С. 556–563.
  10. Ляпунова Н. В. Эволюция профессионального церковного образования в России : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / Ляпунова Наталия Валентиновна. Российский государственный социальный университет. Москва, 2006. 51 с.
  11. Розин В. М. Становление и особенности социальных институтов: культурно-исторический и методологический анализ / В. М. Розин. Москва, 2012. 154 с.
  12. Семикопов Д. В. Соборность как метафизическая категория в религиозном персонализме В. С. Соловьева, протоиерея Сергия Булгакова и архимандрита Софрония (Сахарова) / Д. В. Семикопов, И. А. Лебедев, А. В. Аксенов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1 (38). С. 11–24.
  13.  Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание / Т. В. Склярова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология.  2016. № 1 (40). С. 9–16.
  14. Хайдярова Н. А. Актуальность развития непрерывного художественного образования / Н. А. Хайдярова // Российские регионы как центры развития в современном социокультурном пространстве : сборник научных статей 7-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 22 октября 2021 года. Курск, 2021. С. 378–380.
  15. Хлап А. А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования / А. А. Хлап // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1 (38). С. 14–26.
  16. Шмонин Д. В. Теология в системе образования современной России: точки роста / Д. В. Шмонин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 4. С. 355–363.
  17. Выхованец А. Е. Теология в светских и духовных учебных заведениях в современной России: компаративный анализ [Электронный ресурс] / А. Е. Выхованец // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (12). С. 26–29. Электрон. дан. DOI: 10.30853/pedagogy.2018.4.6 (дата обращения: 18.08.2022).
  18. Гуртов В. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии [Электронный ресурс] / В. А. Гуртов, В. Н. Колесников, М. А. Питухина // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 2 (26). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4725 (дата обращения: 18.08.2022).
  19. Ермоленко Р. Е. Программа развития института педагогики и психологии как инструмент реализации непрерывного педагогического образования в регионе [Электронный ресурс] / Р. Е. Ермоленко, Е. А. Раевская // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 4 (32). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2020.6384 (дата обращения: 18.08.2022).
  20. Никулина Е. Н. Дистанционная технология в богословском образовании: методические основы «классического» дистанционного обучения и возможности дистанционной поддержки очных курсов на примере дисциплины «богослужебный устав и гимнография» программы профессиональной переподготовки «теология» [Электронный ресурс] / Е. Н. Никулина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2022. № 64. С. 65–75. Электрон. дан. DOI: 10.15382/sturIV202264.65-75 (дата обращения: 18.08.2022).


Просмотров: 647; Скачиваний: 162;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2022.8005