Селезнева, О. В. МОДЕЛЬ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – Вып. 1 (37). − DOI: 10.15393/j5.art.2022.7427


Выпуск № 1 (37)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК УДК 37.026

МОДЕЛЬ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА

Селезнева Ольга Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физи-ко-математических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института
Военная академия материально-технического обеспечения
(г. Омск, Российская Федерация)
olsel55@ya.ru
Ключевые слова:
экологическая культура
культуротворчество
модель культуротворческой среды
военное образование
военная экология.
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме совершенствования качества экологической подготовки военнослужащих. Существует противоречие между результатами экологической подготовки, которые курсанты демонстрируют в вузе, и отсутствием интереса к реальной экологической деятельности при выполнении задач военной службы. Анализ причин указывает на необходимость смещения акцентов в целевых установках с позиции «научить» в сторону формирования у курсантов осознанной потребности в приобщении к экологической культуре и развитии природоохранной направленности своей профессиональной компетентности. Термин «эколого ориентированная культуротворческая среда» раскрыт в соотношениях с такими понятиями, как «экологическая культура», «экологическое пространство», «трансдисциплинарная экологизация». В статье представлена модель функционирования эколого ориентированной культуротворческой среды в военном вузе, компоненты которой отражают взаимодействие образовательной и военно-служебной составляющих обучения при формировании опыта культуротворческой деятельности. Раскрыты критерии и показатели сформированности когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов экологической культуры военнослужащих. Обоснована целесообразность реализации содержательно-деятельностных связей между различными циклами дисциплин вуза, а также между образовательной и военно-служебной составляющими подготовки выпускника в рамках эколого ориентированной культуротворческой среды военного вуза.
Статья поступила: 13.12.2021; Принята к публикации: 14.03.2022; Размещена в сети: 24.03.22.

THE ECO-ORIENTED MODEL OF CULTURAL ENVIRONMENT AT THE MILITARY UNIVERSITY

SELEZNEVA Olga V.
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Physics and Mathematics of the Omsk Tank-Automotive Engineering Institute
Military Academy of Material and Technical Support
(Omsk, Russian Federation)
olsel55@ya.ru
Keywords:
ecological culture
cultural creation
model of cultural environment
military education
military ecology.
Abstract: the article is devoted to the urgent problem of improving the quality of environmental training of military personnel. There is a contradiction between the results of environmental training that cadets demonstrate at the university and the lack of interest in real environmental activities when performing military service activities. The analysis of the reasons indicates the need to shift the emphasis in the target settings from the position of «teach» towards the formation of the cadets' conscious need for familiarization with environmental culture and the development of environmen-tal orientation within their professional competence. The concept of «eco-oriented cultural envi-ronment» is revealed in relation to such concepts as «ecological culture», «ecological space», «transdisciplinary ecologization». The article presents a model of the functioning of an eco-oriented cultural environment in a military university, the components of which reflect the interaction of ed-ucational and military service components of training in the formation of the experience of cultural activity. The criteria and indicators of the formation of cognitive, emotional-value and behavioral components of the ecological culture of military personnel are disclosed. The expediency of imple-menting content-activity relationships between different cycles of university disciplines, as well as between the educational and military-service component of graduate training within the framework of an environmentally oriented cultural environment of a military university is substantiated.
Paper submitted on: 12/13/2021; Accepted on: 03/14/2022; Published online on: 01/28/2023.

Главная цель экологической деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ) – обеспечение экологической безопасности (ОЭБ) военной службы [1]. Для этого развернута система экологического обучения и воспитания, направленная главным образом на формирование экологической культуры личности военнослужащего [2]. Несмотря на то что это сложный, многомерный и непрерывный процесс, который начинается еще до поступления в вуз и продолжается на протяжении всей военной службы, целенаправленный, осознанный и профессионально ориентированный характер он приобретает именно в рамках экологической подготовки в военном вузе при изучении дисциплины «экология» и экологической составляющей дисциплин профиля и специализации [8; 11; 13; 19].

Однако сопоставление вузовских успехов курсантов1 с результатами экологической деятельности в профессиональной сфере2 дает основание утверждать, что высокий балл по дисциплине «экология» и вовлеченность в экологические мероприятия в период обучения в вузе не являются залогом экологически бережного и грамотного в эколого-правовом отношении поведения со стороны военнослужащих в профессиональной деятельности3 [8; 10; 13].

Один из путей совершенствования качества экологической подготовки связан с формированием личностно значимых ценностных установок, соответствующих экологической культуре уровня «чести и достоинства личности военнослужащего»4, при котором не страх наказания или ложное представление о безнаказанности, а духовно-нравственный стержень личности определяет качество поступков [5; 8; 11]. Обеспечить переход получаемых экологических знаний в культуру военно-профессиональной деятельности возможно, если в период обучения в военном вузе курсант пребывает в эколого ориентированной культуротворческой среде (ЭО КТС) [4; 10; 11; 18; 19].

Цель статьи – представить модель реализации культуротворческого подхода в военном образовании для достижения целей экологической подготовки курсантов.

Гипотеза. Создание модели экологизации среды военного вуза, включая образовательный процесс и военную службу, возможно на основе интеграции целевых установок по формированию профессионально значимых качеств военного специалиста с задачами подготовки военнослужащего, способного действовать в интересах устойчивого развития общества и природы.

Обзор литературы. Для определения методологических оснований создания ЭО КТС в военном вузе изучены труды, раскрывающие основные положения культурологических концепций (О. Л. Протасова); трактующие содержание понятий «культуротворчество», «культуротворческая среда» (В. Л. Бенин, А. П. Валицкая, Г. И. Гайсина, В. И. Загвязинский, И. М. Дуранов, Л. В. Ишкова, Т. В. Кузьмина, С. В. Кривых, А. С. Кагосян, Н. П. Коновалова и другие); представляющие опыт реализации культурологической парадигмы в педагогической практике (Е. П. Белозерцев, Н. М. Девятов, И. М. Дуранов, В. П. Зелеева, Т. С. Котлярова, Д. Л. Матухин, О. С. Петрова, Н. В  Хорошилова и другие), в экологическом образовании (О. Н. Васина, Е. Н. Дзятковская, Р. В. Опарин, Л. В. Моисеева, Л. Р. Храпаль и другие) и, как частный случай, в экологической подготовке военнослужащих (И. З. Кузяев, О. А. Лукашевич, Л. А. Петухова, О. Н. Пономарева и другие).

Теоретическую основу исследования составили следующие положения: культурологии: феномен культуры следует рассматривать как содержательную основу существования человека в совокупности его сознания и принципов жизнедеятельности [14]; механизм влияния культуры на систему отношений человека

с миром кроется в ее ценностно-смысловой природе, способности активизировать смыслообразы, что делает ее важнейшим фактором развития личности [20]; психологии: способность человека создавать, усваивать и транслировать культурные ценности, нормы, паттеры поведения является важнейшим свойством личности, обеспечивающем ее устойчивость к разрушительным воздействиям среды [10; 17]; педагогики: в процессе инкультурации индивид должен освоить способы мышления и действий, являющиеся культуросообразными, то есть направленными не только на сохранение и потребление, но и на создание новых культурных ценностей [10; 15; 19].

Определено, что:

— реализация интегративного подхода в военном образовании создает условия для формирования культурных универсалий, целостного профессионального мышления, понимания мира в единстве природных, социальных и экономических явлений, глобальной гражданской ответственности за последствия своей профессиональной деятельности [4; 5; 15];

— экологизация военного образования возможна при создании оригинальной модели взаимодействия между дисциплинами всех образовательных циклов и мероприятиями военной службы в рамках единого экологического пространства военного вуза, направленного на реализацию ценностно-мировоззренческих идей экологического образования для устойчивого развития [5; 13; 15];

— гуманистические начала образования предполагают связь теории образования с теорией культуры, при этом культурологическая функция выступает стратегической сутью собирания смыслов образования [3; 4];

— экологическая культура военного социума может сложиться только при условии формирования духовной сущности каждого военнослужащего, его внутренней культуры, которая проистекает из его истинных интересов и желаний [19; 20].

Исходя из полученных сведений, сформировано общее представление о том, что ЭО КТС военного вуза – это среда, в которой происходит познавательный диалог в пространстве культурологических знаний, преобразующий духовно-нравственные и ценностно-смысловые качества личности военнослужащего, в результате чего формируется потенциал для саморазвития и становления военнослужащего как личности и человека культуры, способного к творческой самореализации и материальному воплощению своих стремлений, целей, переживаний по вопросам охраны окружающей среды и природопользования [3; 4; 10; 15; 16; 17; 18; 19; 20].

Создание ЭО КТС в военном вузе предполагает качественные изменения не только в экологической подготовке военнослужащего, но и в целом пересмотр перспективных и преемственных связей между дисциплинами, способов обеспечения преемственности методов образовательного процесса и военной службы; форм организации аудиторных занятий и внеаудиторной деятельности.

Со стороны педагогов организация взаимодействия в ЭО КТС включает разработку «сквозного» экологического содержания военно-профессиональной подготовки с использованием системы учебных экологических задач для формирования эколого ориентированного профессионального мышления [11; 14]; адаптацию методики «трансдисциплинарной»5 экологизации к образовательным условиям военного вуза; насыщение содержания культуротворческой составляющей через использование аутентичных материалов, учитывающих, кроме профессиональной принадлежности, этнопсихологические особенности курсантов; усиление роли индивидуальных образовательных траекторий в подготовке военного специалиста [5; 10; 19].

Развивающий потенциал ЭО КТС предполагает использование инновационных методик обучения и внедрение в практику военного образования таких методов научного творчества, как «мозговой штурм», морфологический анализ, синектика, алгоритм решения изобретательских задач, теория решения изобретательских задач, «двойная петля научения» и другие [7].

Воспитательная функция ЭО КТС реализуется на всех уровнях и этапах вузовской подготовки военнослужащего [15, с. 132].

Экологическая подготовка в условиях культуротворческой среды основана на идеях методологического плюрализма и связана с реализацией принципов синергизма, целостности, междисциплинарности и интегративности, здоровьесбережения, региональности, субъект-субъектного взаимодействия [5; 10; 18].

Материалы и методы. Методом описания организации культуротворческой среды, способствующей достижению целей экологической подготовки военнослужащих, выбрано моделирование. Модель ЭО КТС в военном образовании может быть представлена как аналог организации обучения в военном вузе, где составной частью общего результата является формирование экологической культуры военнослужащих. На подготовительном этапе выделены показатели и критерии сформированности экологической культуры военнослужащего (табл. 1), которые затем легли в основу определения системы внутривузовских отношений и эталонов поведения в моделируемой среде (рис. 1, 2).

 

Рис. 1. Модель формирования эколого ориентированной
культуротворческой среды в военном вузе

Fig. 1. A model of the formation of an eco-oriented cultural environment
at a military university

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности экологической культуры военнослужащих

Table 1

Criteria and indicators of the formation of ecological culture of military personnel at a military university

 

Компоненты
Когнитивный Эмоционально-ценностный Поведенческий
Критерии
«Всему есть причина» –

система экологических знаний; понимание интегративного смысла дефиниции «экологическая безопасность»; осознание важности экологического просвещения и воспитания

«Охранять природу – значит охранять Родину» – общечеловеческие эколого ориентированные социоприродные, нравственные, гуманистические, эстетические, личностно ориентированные (и так далее) ценности; экологические ценности как составляющая патриотического духа «От слов – к делу» – вовлеченность в практическую деятельность, реализация экологических замыслов на практике, следование требованиям руководящих документов по ОЭБ в практической деятельности
Показатели
Интегративность и практическая ориентированность знаний:

1. Знание экологических законов

и требований руководящих документов, принципов экологического менеджмента.

2. Экологическое мышление, включающее способности к аналитических действиям; целостному восприятию различных процессов с позиции обеспечения экологической безопасности; умение видеть экологическую составляющую в различных областях военной сферы

Гуманистические цели и мотивы как противопоставление идеалам технократизма:

1. Осознание природы как уникальной ценности.

2. Стремление к экологизации окружающего пространства.

3. Получение удовольствия и положительных эмоций от нахождения в природной среде.

4. Выбор экологического приоритета в повседневной и служебной деятельности.

5. Ответственность за жизнь в любом ее проявлении

Отражение и укоренение знаний в культуре через реализацию в деятельности:

1. Владение методами оценки экологических рисков и проведения экологической разведки местности.

2. Практическое использование средств активной и пассивной экологической защиты.

3. Умение действовать по стандартным методикам и оперативно реагировать на внезапные и чрезвычайные ситуации

 

Рис. 2. Двусторонний характер диалога курсанта
в культуротворческой среде военного вуза

Fig. 2. The two-way nature of the cadet's dialogue
in the cultural environment at a military university

 

Целевой компонент модели отражает требования в области экологической подготовки военнослужащих, который согласуется с мнением ряда исследователей о том, что показателем сформированности экологической культуры может служить экологическая компетентность [13, с. 83, 84].

Структура модели отражает условия достижения цели по формированию специалиста, способного видеть экологическую составляющую военно-профессиональных задач, готового к новому типу культуро-экологических отношений. Рассмотрим функционирование модели на примере формирования культуры организации рационального водопользования и управления водными объектами. Согласно структурно-содержательным особенностям представленной модели, для достижения качественного образовательного результата каждый военнослужащий в образовательном процессе и при несении военной службы получает опыт:

—  учебно-познавательной деятельности (ОУПД) по формированию системы экологических знаний, осознанию их значимости и очевидности области применения как для минимизации негативного воздействия на окружающую среду, так и для обеспечения собственной защиты и защиты личного состава от неблагоприятного действия экологических факторов. Например, изучение экономических основ природопользования и осознание того, что экологический менеджмент в ВС РФ, по сути, является системой экологического управления природоресурсными и природоохранными отношениями;

— способов деятельности (ОСД) по формированию экологических умений, развитию способности к поливариантному планированию, выбору эффективного пути решения на основе оценки фактов и принятию грамотных управленческих решений. Например, формирование умения проводить анализ качества воды органолептическим или приборным методом для принятия решения по ее использованию в полевых условиях в ситуации отсутствия или задержки поставки;

—  практической деятельности (ОПД) по использованию полученных знаний и формируемых в образовательном процессе способов деятельности для решения задач военной службы и/или при выполнении мероприятий на производстве (например, при прохождении ремонтной практики в воинских частях или производственной практики на предприятиях). Например, умение, о котором идет речь выше, только в том случае будет освоено, если оно закреплено на практике в условиях полевого выхода при проведении учений;

— творческого преобразования действительности (ОТД), что немаловажно для военного образования, в традициях которого, в первую очередь, заложено четкое и безоговорочное следование приказам командира. Например, если качество воды не соответствует гигиеническим нормативам, рассмотреть различные варианты ее очистки (доступные в полевых условиях) и при необходимости из подручных средств и материалов соорудить для этого установку;

—  эмоционально-ценностной деятельности (ОЭЦД), в первую очередь саморефлексии, направленного диалога с собой, «распознания» истинных мотивов, желаний, придание личностных смыслов и перенос их в профессиональную и социально-бытовую сферы. Например, после подобной (пусть и учебной ситуации) обсудить вопрос значения водных ресурсов для боеготовности и боеспособности войск, для жизни и здоровья каждого конкретного военнослужащего; уточнить, что чувствовали, узнав о задержке поставок питьевой воды; возникло чувство беспокойства или уверенность, что можно найти выход из любой ситуации и так далее.

Как следует из структуры модели, дисциплины всех образовательных циклов должны быть включены в ЭО КТС.

Пример использования экологической информации в содержании дисциплин различных образовательных циклов приведен в таблице 2.

Таблица 2

Примеры использования экологической информации
в содержании дисциплин разных образовательных циклов

Table 2

Examples of the use of environmental information in the content
of disciplines of different educational cycles

 

Дисциплины Пример
Гуманитарный и социально-экологический цикл
Экономика Экологическая плата как способ возмещения ущерба, причиненного окружающей среде
Правоведение Виды ответственности за нарушение Водного кодекса, характер возмещение причиненного вреда
Культурология Природоохранная этика и эстетика природы. Вода как ценность
Математический и естественно-научный цикл
Математика Методика оценки ущерба от загрязнений, математическая модель оптимизации использования водных ресурсов
Химия Токсические вещества в воде. Источники химического загрязнения воды
Физика Моделирование антропогенного воздействия на водные экосистемы зачастую использует математическое выражение законов Фика, уравнение диффузии в неподвижной и движущейся среде
Профессиональный цикл
Общая тактика Интегральная диагностика качества водных объектов в экологической разведке, выявление зон экологических аномалий
Военная история Вода как оружие политической борьбы
Управление подразделениями в мирное время Обеспечение войск водой: разведка источников, добыча, очистка, хранение, подвоз (доставка) и выдача воды, а также контроль ее качества
Дисциплины специализации
Технология производства ВГ и КМ Роль воды в промышленных технологических циклах
Эксплуатация ВГ и КМ Норма потребляемой воды, расходуемой на технические нужды
Основы организации безопасности движения Правила стоянки автотранспортных средств в водоохраной зоне

 

Схема на рисунке 3 раскрывает возможность формирования способов деятельности в ЭО КТС военного вуза.

Получение эмоционально-ценностного опыта происходит благодаря выбору содержания образования, специально проводимым воспитательным мероприятиям информационного характера, а также через специально организованную деятельность по изучению обучающимся самого себя, поиску причин формирования мотивов деятельности, осознание доминирующих ценностей, побуждение к сопереживанию. На рисунке 2 показано, что диалог в культуротворческой среде всегда носит двойственный характер: общение с социумом есть повод задать вопросы себе; осознание своих чувств, желаний, анализ поступков побуждают задавать вопросы «другим». Как показали ранее проведенные исследования, немаловажную роль в формировании положительного эмоционально-ценностного опыта взаимодействия с окружающей средой, с природными объектами играет религиозное воспитание военнослужащих [12].

 

 

Рис. 3. Формирование экологических способов деятельности
в культуротворческой среде военного вуза

Fig. 3. Formation of ecological ways of activity in the cultural environment
at a military university

 

Предложенная модель несет в себе диагностическую составляющую, которая дает возможность оценить эффективность работы всех звеньев системы ЭО КТС, а также предвидеть ход процессов, тенденций и социально-педагогических последствий принимаемых практических мер [9, с. 1877].

Таким образом, сущность понятия ЭО КТС тесно связана с идеей создания экологического пространства вуза, направленного на формирование экологической культуры будущих специалистов, и раскрывает необходимые структурные и содержательные элементы, организационно-педагогические условия, факторы образовательной среды, способствующие достижению качественного образовательного результата. В основе создания ЭО КТС военного вуза лежит взаимодействие на содержательно-деятельностном уровне между дисциплинами всех образовательных циклов при усилении роли гуманистической подготовки в становлении компетентности военнослужащего. ЭО КТС обеспечивает условия для системной экологической подготовки с ярко выраженной практической направленностью. Существенным отличием от традиционной системы можно считать ориентированность на обучение курсантов, исходя из удовлетворения их актуальных потребностей и мотивов. При этом каждый курсант с первых дней обучения в вузе вовлечен не просто в процесс освоения экологической картины миры, а познания себя в этом контексте, творческой реализации и, как следствие, творения собственной индивидуальной экологической культуры как важнейшей составляющей культуры военнослужащего. Существенным критерием функционирования ЭО КТС как культурно-образовательного пространства, в котором осуществляются обмен, исследование и освоение культурных ценностей в военном вузе, можно считать тот факт, что пропагандируемые в нем «ценности не нуждаются в доказательствах, в их рациональном обосновании, они имеют чувственную основу» [6, с. 95]. Результативность функционирования ЭО КТС связана с повышением уровня компетентности вследствие эколого-культурной информированности, осознанности в получении экологических знаний и готовности к их использованию при выполнении мероприятий ОЭБ военной службы и, как следствие, выходом на новый тип культуро-природоохранных отношений.

Перспективные направления исследования:

  1. Разработка методики последовательной экологизации военного профессионального образования, а также подготовки педагогических и офицерских кадров для работы в условиях ЭО КТС.
  2. Создание методического комплекса сопровождения процесса формирования экологической культуры в условиях ЭО КТС военного вуза с учетом обучения в нем российских и иностранных военнослужащих.
  3. Выработка диагностического инструментария для оценки эффективности функционирования ЭО КТС военного вуза.

 

Список литературы

  1. Приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации» от 14 сентября 2015 года № 530 [Электронный ресурс].  Электрон. дан. URL: https://docs.cntd.ru/document/456054588 (дата обращения: 30.08.21).
  2. Приказ министра обороны Российской Федерации «О развертывании Системы экологического обучения и воспитания в Вооруженных силах Российской Федерации» от 15 апреля 2000 года № 180 [Электронный ресурс].  Электрон. дан. URL: http://voenprav.ru/doc-1070-1.htm (дата обращения: 30.08.21).
  3. Алдонина М. И. Культурологический аспект современного образования / М. И. Алдонина // Вестник Вятского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 4. С. 19‒23.
  4. Васильченко О. В. Динамика ценностных ориентаций курсантов военного вуза в контексте военной безопасности России / О. В. Васильченко, Д. А. Галин, Е. А. Мазяева, С. И. Самыгин ; под ред. П. С. Самыгина. Москва, 2016. 98 с.
  5. Длимбетова Г. К. Экологическое пространство вуза. «Зеленый университет» / Г. К. Длимбетова, Л. В. Моисеева, С. У. Абенова. Екатеринбург, 2021. 200 с.
  6. Дуранов И. М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика / И. М. Дуранов. Магнитогорск, 2003. 154 с.
  7. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта /  М. В. Кларин. Москва, 2016. 640 с.
  8. Кузяев И. З. Роль правовых дисциплин в формировании компетентности экологической безопасности курсантов факультета тыла / И. З. Кузяев, Л. А. Пастухова // Экологические чтения-2021, 4‒5 июня 2021 года : материалы ХII Национальной научно-практической конференции (с международным участием) / Омский государственный аграрный университет. Омск, 2021. С. 364‒368.
  9. Моисеева Л. В. Подготовка педагогов к прогнозированию и проектированию развития педагогических систем экологического образования / Л. В. Моисеева // От экологического образования к экологии будущего : сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию ; под общей редакцией В. А. Грачева. 2020. С. 1876‒1882.
  10. Петрова О. С. Основные принципы создания культуротворческой среды / О. С. Петрова // Молодой ученый. 2016. № 30 (134). С. 396‒398.
  11. Пономарева О. Н. Концептуальные аспекты экологического образования в высшей военной школе /  О. Н. Пономарева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования. Ульяновск, 2020. С. 66‒69.
  12. Селезнева О. В. Уровни развития культуры эколого ориентированного профессионального мышления курсантов /  О. В. Селезнева // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития : сборник научных статей / отв. ред. В. И. Панов. Москва ; Курск, 2020. С. 396‒400.
  13. Селезнева О. В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза /  О. В. Селезнева // Мир образования – образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 81–89.
  14. Бенин В. Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики [Электронный ресурс] / В. Л. Бенин // Человек в мире культуры. 2015. № 3. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-podhod-kak-suschnost-metodologii-gumanisticheskoy-pedagogiki (дата обращения: 30.08.2021).
  15. Жерносенко И. А. Культуротворческая парадигма экологического образования теория и практика [Электронный ресурс] /  И. А. Жерносенко, А. П. Валицкая, Р. В. Опарин  // Мир науки, культуры и образования. 2010. № 6-2. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturotvorcheskaya-paradigma-ekologicheskogo-obrazovaniya-teoriya-i-praktika (дата обращения: 30.08.2021).
  16. Зелеева В. П. Культуротворчество в процессе изучения педагогики в классическом университете [Электронный ресурс] / В. П. Зелеева  // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 1. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturotvorchestvo-v-protsesse-izucheniya-pedagogiki-v-klassicheskom-universitete (дата обращения: 30.08.2021).
  17. Ишкова Л. В. Актуальность культурной компоненты в социальном взаимодействии субъектов образования [Электронный ресурс] /  Л. В. Ишкова, С. В. Кривых // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 6 (49). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-kulturnoy-komponenty-v-sotsialnom-vzaimodeystvii-subektov-obrazovaniya (дата обращения: 27.08.2021).
  18. Опарин Р. В. Экологическое образование: философский, экосистемный и культуротворческий аспекты [Электронный ресурс] /  Р. В. Опарин, Е. В. Ушакова // Мир науки, культуры и образования. 2013. № 3 (40). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-filosofskiy-ekosistemnyy-i-kulturotvorcheskiy-aspekty (дата обращения: 27.08.2021).
  19. Солоницин Д. А. Модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы [Электронный ресурс] / Д. А. Солоницин // Армия и общество. 2013. №4 (36). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-pedagogicheskoy-kultury-ofitsera-v-protsesse-voennoy-sluzhby (дата обращения: 08.09.2021).
  20. Хорошилова Н. В. Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования [Электронный ресурс] /  Н. В. Хорошилова // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 2. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-realizatsii-razvivayuschey-funktsii-obrazovaniya (дата обращения: 30.08.2021).

 




Просмотров: 280; Скачиваний: 69;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2022.7427