Плотникова, В. С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / В. С. Плотникова, А. А. Фомин // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – Вып. 2 (38). − DOI: 10.15393/j5.art.2022.7626


Выпуск № 2 (38)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 338.48: 37

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Плотникова Виктория Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
plotnikovaptz@mail.ru
Фомин Александр Алексеевич
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
(г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)
sgd@yandex.ru
Ключевые слова:
туристское образование
профессиональная компетентность
проектная деятельность в туризме
Аннотация: экономическая эффективность туристского и гостиничного бизнеса зависит от комплекса факторов, в том числе профессиональной компетентности сотрудников. Профессиональная компетентность отражает способность и готовность использовать имеющиеся знания, умения, навыки в практической трудовой деятельности, формируя модель сотрудника, способного решать задачи в выбранной сфере деятельности и демонстрирующего эффек-тивность работы. Она реализуется в конкретном способе осуществления продуктивной дея-тельности предприятия и формируется в процессе обучения в вузе, в том числе и в процессе проектной деятельности. Цель данной работы – определить возможности проектной дея-тельности в формировании профессиональной компетентности специалиста сферы туризма и гостеприимства и дать рекомендации по ее совершенствованию.
В результате исследования была определена структура профессиональной компетент-ности в области проектной деятельности, включающая знания, опыт, ценности, эмоциональ-но-волевую регуляцию и готовность к деятельности. Были выделены основные профессио-нальные умения и навыки, связанные с формированием профессиональной компетентности бакалавров туризма и гостеприимства, необходимые для эффективного решения комплекс-ных проблем в выбранной сфере деятельности. Они связаны с развитием системного, крити-ческого, гибкого, креативного мышления, дизайн-мышления и эмоционального интеллекта. В результате анкетирования, проведенного на базе Петрозаводского государственного уни-верситета и Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, было выявлено, что выпускники кафедры туризма в ходе обучения имеют возможность получить знания и опыт в сфере проектной деятельности, у них формируется готовность к разработке и осуществлению проектов, реализуются ценностно-смысловой подход и способность к регуляции эмоционально-волевых качеств.
Для организации эффективной проектной деятельности в образовательном процессе вуза авторами были выделены рекомендации, направленные на использование разнообраз-ных форм проектной деятельности, сочетающих индивидуальные, парные, групповые и коллективные проекты; применение инновационных образовательных форматов, включающих интерактивное взаимодействие с практиками туристского и гостиничного бизнеса; целенаправленную работу по четкой отработке этапов проектной работы; использованию разнообразных форм представления проектов: в виде презентации, видеоролика, сайта, научной статьи, с подготовкой технологической и технической документации и демонстрацией проекта в виде мастер-класса. Предложенные рекомендации по работе над проектами направлены на развитие профессиональной компетентности специалистов сферы туризма и гостеприимства и будут полезны в практической образовательной деятельности вуза.
Статья поступила: 02.03.2022; Принята к публикации: 03.06.2022; Размещена в сети: 26.06.2022.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE SPHERE OF TOURISM BY MEANS OF PROJECT ACTIVITY

PLOTNIKOVA Victoria S.
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
plotnikovaptz@mail.ru
FOMIN Alexander А.
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor
Leningrad State University named after A. S. Pushkin
(Saint Petersburg, Russian Federation)
sgd@yandex.ru
Keywords:
tourism education
professional competence
project activities in tourism
Abstract: the economic efficiency of the tourism and hotel business depends on a set of factors including the professional competence of employees. Professional competence reflects the ability and willingness to use existing knowledge, skills in practical work, forming a model of an employee who is able to solve problems in the chosen field of activity and demonstrate the effectiveness of his work. It is implemented in a specific way of carrying out the productive activities of the enterprise and is formed in the process of studying at a university, the process of project activities including. The aim of the paper is to find the potential of project activities in the professional competence formation in the field of tourism and hospitality and give recommendations for its improvement.
As a result of the study, the structure of professional competence in the field of project activi-ties was determined, including knowledge, experience, values, emotional-volitional regulation and readiness for activity. The main professional skills related to the formation of professional compe-tence of Bachelors Degree in tourism and hospitality, necessary for the effective solution of com-plex problems in the chosen field of activity, were identified. They are associated with the devel-opment of systemic, critical, flexible, creative thinking, design thinking and emotional intelligence. As a result of a survey conducted on the basis of Petrozavodsk State University and Leningrad State University named after. A.S. Pushkin, it was revealed that graduates of the tourism department during their studies have the opportunity to gain knowledge and experience in the field of project activities, they form a readiness to develop and implement projects, implement a value-semantic approach and the ability to regulate emotional and volitional qualities.
To organize effective project activities in the educational process of the university, the authors highlighted recommendations aimed at using various forms of project activities that combine indi-vidual, pair, group and collective projects; the use of innovative educational formats, including in-teraction with the practices of the tourism and hotel business; purposeful work on a clear develop-ment of the stages of project work; the use of various forms of project presentation: power point presentations, videos, websites, scientific articles, with the preparation of technological and tech-nical documentation and demonstration of the project in the form of a master class. The proposed recommendations for working on projects are aimed at developing the professional competence of specialists in the field of tourism and hospitality and will be useful in the practical educational ac-tivities of the university.
Paper submitted on: 02.03.2022; Accepted on: 03.06.2022; Published online on: 26.06.2022.

Последние десятилетия характеризуются расширением туристской индустрии: появляются новые направления путешествий и виды туризма, увеличивается количество туристских и гостиничных предприятий, что, в свою очередь, определяет необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, способных реализовать эффективную работу предприятия.

Российские вузы активно включаются в программу модернизации образовательной системы высшего образования, определенную стратегией научно-технического развития Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития регионов на период до 2030 г. Это подтверждает программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которая указывает на необходимость кадрового обеспечения приоритетных направлений отраслей экономики, повышение качества образовательных услуг и научно-технического потенциала университетов для создания конкурентоспособных продуктов [9].

Создание качественного и инновационного продукта, который будет конкурентоспособен на международном и российском рынках, является задачей профессионального туристского сообщества, а задача вуза – обеспечить реализацию данной потребности через высококвалифицированных выпускников, способных и готовых к деятельности в динамически меняющейся туристской отрасли, требующей использования новых подходов к обеспечению проектных решений реализации туристских и гостиничных услуг.

Это обусловило широкое развитие инновационных образовательных технологий, практикоориентированность и многоформатность образовательного процесса, который опирается на сформированный в предыдущие десятилетия компетентностный подход. Профессиональная компетентность отражает способность и готовность использовать имеющиеся знания, умения, навыки в практической трудовой деятельности, формируя модель сотрудника, способного решать задачи в выбранной сфере деятельности, демонстрирующего эффективность своей работы и отвечающего требованиям туристской отрасли.

Профессиональная компетентность отражена в образовательных стандартах направления подготовки и определяется следующими компетенциями: поликультурными, информационными, коммуникативными, научно-исследовательскими, производственно-техническими, сервисными, проектными. Они формируются в процессе изучения дисциплин учебного плана, прохождения учебной и производственной практик, подготовки курсовых проектов и выпускной квалификационной работы. Одной из основных форм работы для подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства является проектная деятельность, она используется в текущем контроле изучения дисциплин, в рамках прохождения практик, при написании курсовых и выпускных работ и отражает уровень сформированности компетенций выпускника.

Цель данной работы – определить возможности проектной деятельности в формировании профессиональной компетентности специалиста сферы туризма и гостеприимства и дать рекомендации по ее совершенствованию.

Теоретическая и методологическая база исследования

Компетентностный подход в образовании опирается на умения и способности, которые используются в профессиональной и социальной жизни. По мнению А. В. Хуторского, компетентность определяется как способность применять знания, умения, способности и личностные качества в определенной области профессиональной деятельности, обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней и включает его личностное отношение к предмету деятельности [5]. Она отражает такие компетенции, как: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования, помогая добиваться лучшего результата в деятельности [4].

Профессиональная компетентность реализуется в конкретном способе осуществления продуктивной деятельности предприятия. Эффективность работы предприятий туристской индустрии обусловлена новыми услугами, имеющими привлекательность для современного потребителя. Развитие системы основных и дополнительных услуг, максимально удовлетворяющих потребности отдыхающих, положительно влияет на экономику предприятия, увеличивая его прибыль. Современный бизнес требует современных решений, связанных с повышением качества услуг, их новизной, использования современных технологий. Новые форматы обслуживания требуют пересмотра стратегии проектирования услуг.

Проектирование новой услуги является результатом проектной деятельности, которая является уникальной, направленной на достижение заранее определенного результата, имеющего временные и ресурсные ограничения, и эффективно решающей имеющиеся в данной отрасли проблемы [3]. С проектной деятельностью в образовательном процессе студенты сталкиваются достаточно часто: при изучении учебных дисциплин, при курсовом проектировании, при подготовке выпускной квалификационной работы. Она позволяет оценить умения и навыки обучающихся в процессе решения практических задач, уровень компетенций [1].

Опираясь на структуру компетентности, выделенную И. А. Зимней [2], можно выделить основные составляющие профессиональной компетентности в области проектной деятельности в туризме. Она включает:

  • знания, сопутствующие выбранному виду деятельности: основы проектирования в туризме; нормативно-правовые документы, необходимые для разработки, продвижения и реализации проектов услуг для разных видов туризма; современных технологий разработки туристских, экскурсионных, гостиничных услуг и их корректировки в связи с непредвиденными обстоятельствами и др.;
  • опыт как выработанные способности и умения реализовать знания на уровне навыков либо на уровне сформированного опыта: опыта разработки проекта услуги с пакетом технологической и технической документации для осуществления социально значимых проектов в туристской индустрии в рамках стратегий развития туристской сферы на федеральном, региональном и локальном уровнях; применения современных технологий и осуществления контроля качества и оценки туристского и гостиничного обслуживания и др.;
  • ценности как осознание и осмысление значимости конкретной проектной деятельности лично для данного человека;
  • эмоционально-волевую регуляцию как построение своей деятельности, ее оценка и корректировка, осуществление гибкого взаимодействия с партнерами, потребителями туристских и гостиничных услуг;
  • готовность как мобилизационное состояние включиться в работу по разработке, реализации, продвижению проектов туристских и гостиничных услуг в различных видах туризма при управлении ресурсами предприятия.

Таким образом, профессиональная компетентность включает знания, опыт, ценности, эмоционально-волевую регуляцию и готовность к деятельности.

Методика и результаты исследования

С целью определения возможностей проектной деятельности при формировании профессиональной компетентности было проведено анкетирование, в котором приняли участие обучающиеся выпускных курсов кафедры туризма Петрозаводского государственного университета и студенты кафедры социально-культурного сервиса и туризма Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, всего 134 человека. В ходе изучения дисциплин учебного плана и обработки данных анкетирования были получены следующие результаты.

Проектная деятельность в образовательном процессе используется достаточно часто. Знания в области проектной деятельности формируются в процессе изучения таких дисциплин, как «Проектная деятельность», «Проектирование экскурсионных услуг», «Проектирование гостиничного продукта», «Туристско-рекреационное проектирование».

  1. Опыт участия в проектах у студентов регулярный. Большинство студентов (68,7 %) отметили, что ежегодно они работают над одним или двумя проектами, 17,9 % опрошенных ежегодно задействованы в трех и даже четырех проектах.
  2. Проектная деятельность для большинства выпускников является значимой: 58,2 % опрошенных указывают, что в практической деятельности разработанные в ходе обучения проекты будут востребованы, 55,2 % пробовали воплощать свои проекты в практическую деятельность сферы услуг и туризма, а 29,9 % планируют это сделать. 41,8 % выпускников отметили, что проектная деятельность является важной частью их профессионального развития.
  3. Построение проектной деятельности по своей форме достаточно разнообразно и зависит как от индивидуальных предпочтений студентов, так и от сформированного преподавателями задания. 69,4 % студентов ответили, что предпочитают индивидуально выполнять работу над проектом, 45,5 % – в группах, 32,1 % – в парах, 8,2 % – коллективно. При этом указали, что в групповых и коллективных проектах сложнее всего быть лидером команды, распределить обязанности среди членов команды и организовать эффективное взаимодействие с партнером или партнерами (рис. 1).

 

Рис. 1. Сложности взаимодействия при работе над проектом

 

Fig. 1. Problems of interaction when working on a project

 

Готовность как мобилизационное состояние включиться в работу по разработке, реализации, продвижению проектов услуг опирается на специфику проектной деятельности. Проектная деятельность в туризме имеет свои этапы:

  1. Обоснование экономической и социальной значимости проекта, учет нравственно-этических норм.
  2. Определение содержания проекта.
  3. Расчет финансовой успешности и степени возможности риска.
  4. Информационно-программное обеспечение и продвижение услуги [1].

Первый этап связан с определением проблемы, которая затрудняет развитие отрасли гостеприимства в регионе, ее причин и последствий, формулировки актуальности, цели и задач новой услуги.

Второй этап связан с изучением современных трендов и состава туристского продукта за рубежом и в нашей стране, выделением идей, задач, которые они решают, мероприятий, способствующих их достижению, определением ответственных исполнителей и ресурсов, необходимых для реализации идеи.

На третьем этапе происходит оценка рыночной адекватности туристского продукта, его конкурентоспособности. Общим принципом оценки является сравнительный анализ затрат по отношению к производственному эффекту инновации.

Четвертый этап направлен на создание разработки концепции продукта, его дизайна, способов продвижения.

Во время работы над проектом студентами было отмечено, что наибольшую сложность для них представляет работа над вторым и третьим этапами проектной деятельности: 34,3 % опрошенных испытывали сложность в формулировке актуальности, цели, задач проекта; 20,1 % – в выборе идеи и темы; 34,3 % – в расчете калькуляции и обосновании экономической эффективности проекта; 11,2 % – в оформлении результатов работы.

Готовность к успешной проектной деятельности предполагает развитие гибкого и критического мышления, креативности, эмоционального интеллекта, владения навыками активного слушания, готовности к согласованности действий с другими людьми при решении комплексных проблем, ориентирования на оказание качественных услуг [7]. На это указывают практики туристской деятельности, в частности команда «ТурАкселератор», являющаяся профессиональным экспертным сообществом в сфере туризма, деятельность которой направлена на развитие технологий и проектов в туризме [10].

В процессе исследовательской работы были выделены наиболее важные умения и навыки, которые определяют готовность к успешной деятельности в сфере туристского и гостиничного бизнеса:

  1. Системное мышление – эффективность при решении комплексных проблем, оценка собственных возможностей, осознанность в принятии решений, умение анализировать ситуацию, искать причины проблем, формулировать их и принимать варианты решения, понимать ценность деятельности для себя и других, умение расставлять приоритеты и заниматься актуальной работой в своей ресурсной зоне.
  2. Критическое мышление – сосредоточенность на изучении информации, взвешенный подход к ее переработке, проверке и потреблению, умение рационально мыслить, принимать верные решения, наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, применять аналитические навыки в разных ситуациях, замечать несоответствия в логике и аргументации, рефлексивно оценивать собственное мнение.
  3. Гибкое мышление (SCRAM-мышление) – гибкое ненасильственное общение при ведении переговоров, активное слушание; скорость мышления, умение эффективно переключаться с одной задачи на другую, четко, понятно и точно доносить информацию, подкреплять ее фактами, говорить о потребностях без оценок, суждений и перекладывания ответственности, умение выслушать и услышать, менять свой стиль общения в зависимости от ситуации и особенностей собеседника.
  4. Эмоциональный интеллект – умение распознавать эмоции, понимать их причины, управлять ими в процессе принятия решений, эмпатия по отношению к себе и другим людям, умение ясно и внятно общаться с другими людьми, саморегуляция эмоций, умение ставить себя на место другого.
  5. Дизайн-мышление – понимание клиентов, осмысление проблем, поиск альтернативного решения, забота о клиентах, умение слышать больше, чем говорит потребитель, и правильно это использовать, ориентирование на оказание качественных услуг, индивидуальный подход к каждому, внимательность.
  6. Креативное мышление – гибкость, широта и оригинальность мышления, воображения, умение замечать детали, выходить из привычных стереотипов для нестандартного решения проблем, открытость новому опыту, умение находить выход из кажущейся безвыходной ситуации через альтернативные решения.

Выпускники вуза достаточно высоко оценивают значимость выделенных выше умений и навыков, составляющих готовность к профессиональной деятельности в сфере туризма и гостеприимства. Было отмечено, что на каждом этапе проектной работы задействуются разные умения и навыки, это отражено на рисунках 2 и 3.

 

Рис. 2. Виды мышления, задействованные при подготовке проекта

 

Fig. 2. Types of thinking involved in the preparation of the project

 

Рис. 3. Виды мышления и качества, связанные с защитой проекта

 

Fig. 3. Types of thinking and qualities related to project defence

 

Полученные в ходе исследовательской работы данные показывают, что проектная деятельность позволяет эффективно работать над формированием профессиональной компетентности. При этом следует отметить, что именно компетенции, полученные в ходе получения высшего образования, дают возможность применять полученные знания в процессе принятия личных решений, обсуждении социально-экономических и политических проблем общества, влияют на повседневные поведенческие навыки и стремление к дальнейшему саморазвитию [11].

Для организации эффективной проектной деятельности в образовательном процессе вуза можно выделить следующие общие рекомендации:

  1. Использовать разнообразные формы проектной деятельности, сочетая индивидуальные, парные, групповые и коллективные проекты. Это позволяет студентам оценивать собственные возможности, расставлять приоритеты, заниматься актуальной работой (своей ресурсной зоной); ориентироваться в деятельности на потребности людей, взглянув на них по-новому, выйдя из привычных стереотипов и собственных знаний; четко, понятно и точно доносить информацию, подкреплять ее фактами, говорить о своих потребностях без оценок, суждений и перекладывания ответственности.
  2. Применять инновационные образовательные форматы, такие как: форсайт-сессия, воркшоп, хакатон, митап, включающие интерактивное взаимодействие с практиками туристского и гостиничного бизнеса [8]. Данные форматы связаны с формированием умений в сфере разработки командной стратегии, выстраиванием коммуникаций при работе с партнерами, корректировкой планов работы, выбором способов мотивации и стиля управления командой, подготовкой презентации проекта и оценки результатов работы как своей, так и работы команды.  
  3. Четко отрабатывать этапы работы над проектом, включающие: определение актуальности, цели, задач; выбор идеи и темы; подбор, обобщение, систематизация материала; оформление результатов работы. Работа над каждым этапом связана с формированием разных видов мышления: критического, системного, гибкого, креативного мышления, актуальных для ведения современного бизнеса. Учитывая, что современное проектирование связано с дизайн-мышлением, потребитель покупает не просто услугу, а услугу, оставляющую впечатления. Поэтому важно реализовать в проекте пространство, обеспечивающее новый опыт эмоциональной деятельности и переживания. При выборе идеи проекта следует активно использовать технологии развития критического мышления, такие как кластер, мозговой штурм, корзина идей [6]. Следует активно использовать кейсы как подготовку к работе над проектом. Можно привести следующий пример кейса.

Тема кейса: «Туристский потенциал территории».

Цель работы – дать оценку условий для реализации социально-культурных проектов в результате анализа туристского потенциала изучаемой территории. Задачи: определить характеристики системного анализа территории, осуществить проблемное структурирование; провести ресурсный, аксиологический, прогностический и рекомендательный анализ.

Алгоритм работы:

1)  Проанализировать реальную ситуацию.

2)  Сформулировать проблему.

3)  Рассмотреть проблемы с точки зрения местного населения.

4)  Найти практическое решение проблемы.

5)  Выбрать лучшее проектное решение.

6)  Составить предложения по развитию инфраструктуры туризма и туристских маршрутов в регионе.

Кейс используется для понимания ситуации, описания ресурсов, выявления проблем и разработки проекта в соответствии с выявленной проблемой. Результаты применяются для осуществления проектов, направленных на развитие познавательного туризма и инфраструктуры туризма, разработки локальных историко-культурных и природных туристских маршрутов. Кейс позволяет обосновать цели разработки социально-культурных проектов, направленных на удовлетворение познавательных потребностей местного социума и решение проблем, вызванных развитием туризма.

  1. При защите проектов следует использовать разнообразные формы их представления: в виде презентации, видеоролика, сайта, научной статьи, с подготовкой технологической и технической документации и демонстрацией проекта в виде мастер-класса. Это позволяет формировать коммуникативные способности, умение работать в команде, способность к самоорганизации и лидерству, способствуют развитию эмоционального интеллекта, креативности и формированию дизайн-мышления. Эмоциональный интеллект является ключевым фактором при общении с потребителями, в том числе и агрессивно настроенными, при стимулировании клиентов к повторным покупкам.

 

В результате исследования выделены основные профессиональные умения и навыки, связанные с формированием профессиональной компетентности бакалавров туризма и гостеприимства, необходимые для эффективного решения комплексных проблем в выбранной сфере деятельности, связанные с развитием системного, критического, гибкого, креативного мышления, дизайн-мышления и эмоционального интеллекта. Была определена структура профессиональной компетентности в области проектной деятельности, включающая знания, опыт, ценности, эмоционально-волевую регуляцию и готовность к деятельности. Выпускники в ходе обучения имеют возможность получить знания и опыт в сфере проектной деятельности, у них формируется готовность к разработке и реализации проектов, развиваются ценностно-смысловой подход и способность к регуляции эмоционально-волевых качеств. Предложенные рекомендации по работе над проектами направлены на развитие профессиональной компетентности специалистов сферы туризма и гостеприимства и могут использоваться в образовательном процессе вуза.

 

Список литературы

  1. Грибкова Г. И. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров туризма / Г. И. Грибкова, Т. А. Зайцева // Вестник МГУКИ. 2015. № 4. С. 218–224.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.  20 с.
  3. Плотникова В. С. Проектная деятельность в сфере подготовки бакалавров туризма /  В. С. Плотникова // Школа будущего. 2019. № 1. С. 76–87.
  4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Москва : «Когито Центр», 2002. 396 с.
  5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
  6. Дмитроченко Т. В. Развитие критического мышления и субъектности студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Т. В. Дмитроченко // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 2 (30). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2020.5690 (дата обращения 10.05.2022).
  7. Плотникова В. С. Формирование прорывных компетенций у бакалавров туризма [Электронный ресурс] /  В. С. Плотникова, Т. М. Глушанок, Т. С. Дмитриева // International Conference on Environmental Sustainability Management and Green Technologies (ESMGT 2021) E3S Web Conf. Volume 296,  2021. Электрон. дан. DOI: doi.org/10.1051/e3sconf/202129605005 (дата обращения 10.05.2022).
  8. Плотникова В. С. Профессиональное туристское образование: проблемы и возможности их решения [Электронный ресурс] /  В. С. Плотникова, А. А. Фомин // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 2 (34). С. 151–166. Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6934 (дата обращения 10.05.2022).
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”». [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040 (дата обращения 10.05.2022).
  10. Прогноз «Бизнес-компетенции-2020» от ATD. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1741 (дата обращения 10.05.2022)
  11. Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. 2014. 23 (6): 1–20 [Electronic resource]. Electron dan. DOI:10.1080/09645292.2014.891003 (date of acсess: 10.05.2022).


Просмотров: 784; Скачиваний: 177;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2022.7626