Аннотированный перечень статей, 2013 год все выпуски

Выпуск 1

От главного редактора
Колесникова И. А.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное обучение, постнеклассическая педагогика, методология и методы исследования непрерывного образования, высокие гуманитарные технологии (Hi-hume) в сфере непрерывного образования

Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования

Статья посвящена вопросам становления неклассической методологии исследования непрерывного образования. Предлагаемые выводы сделаны на основании анализа научных обзоров и справочных материалов международных организаций, содержания ведущих журналов, посвященных вопросам непрерывного образования за период с 2000 года. В статье обозначены новые объекты и направления педагогических исследований; намечены потенциальные источники формирования междисциплинарной методологической базы с учетом развития современной философии, психологии, культурологии, экономики, теории информации; предложены методы исследования, адекватные изменчивой природе современного образовательного пространства. При рассмотрении новых методологических подходов к феномену непрерывного образования акцент сделан на его экзистенциальных основаниях, обращающих к многообразию воплощения в повседневной практике принципа непрерывности образования. Автор привлекает внимание к внутренним механизмам реализации учения как органической составляющей образа жизни современного человека. В частности, затрагиваются факты изменения антропологических характеристик современного человека, модифицирующих его познавательные возможности, психофизиологическая специфика ребенка цифровой эпохи, вопросы мотивации на продолжение учения людей разного возраста. Изменение пространственно-временных свойств процессов обучения в открытом информационном обществе связывается с новыми трактовками свойств непрерывности, преемственности, дополнительности образования. В контексте технологического обеспечения непрерывного образования автор формулирует фундаментальную философско-педагогическую задачу удержания человеческого качества, возникающую на фоне развития обучающих систем, построенных на интеграции человека и механизма, объединения природного и искусственного интеллектов.
Архипова О. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, педагогика, культура, модель образования, философско-культурные основания развития образования

Философско-культурные основания образования в течение жизни: постнеклассический контекст

Целью статьи явилось введение проблематики образования в течение жизни в философско-культурный контекст рассмотрения. В статье рассматриваются ключевые направления развития современного образования, обосновываются философские и культурологические основания его развития в культуре постнеклассики, раскрывается сущность и специфика актуальных образовательных моделей. Автор выдвигает задачу осмысления современного образования с позиций его адекватности постнеклассической культуре, а также картине мира в целом. В связи с этим анализируется постмодернистский проект педагогики в его противоречивости, делающей практическое приложение постмодернистских идей проблематичным. Делая вывод о необходимости развивать феноменологические, экзистенциальные, герменевтические формы образовательной практики, автор приводит в качестве примера культуроцентристские концепции образования, ориентированные на человека как субъекта учения, для которого образование является атрибутом всей жизни, пространством, в котором он выбирает свой личностный вариант образования. На этом фоне концепция непрерывного образования понимается как выражение постнеклассических интенций к нелинейности, вариативности, избирательности образовательной траектории. А дополнительное образование – как отражение тяги постнеклассической культуры к приращению знания и вариабельности образовательных практик. В целом автор фиксирует факт усиления неформального характера различных видов образования, что свидетельствует о движении к нелинейным, индивидуальным, экзистенциально ориентированным ценностям постнеклассической культуры.
Сериков В. В.

Ключевые слова: содержание и технологии личностно-развивающего образования, ситуация развития личности, личностный опыт, психологические механизмы и педагогические условия развития личности, непрерывное образование

Личностно-развивающая функция непрерывного образования

В статье, в основу которой положен оригинальный авторский подход, рассматривается концепция личностно-развивающего образования, его целевые, содержательные и процессуальные аспекты, обеспечивающие развитие личности в образовательном процессе. Раскрываются условия формирования опыта личностного саморазвития как системы смыслов и ориентировочной основы дальнейшего непрерывного образования. Проводится смысловое разграничение личностно-развивающего с развивающим, воспитывающим и иными видами обучения. В авторском понимании обучение, ориентированное на развитие личности, не ограниченное узкопрофессиональными и карьерными интересами, более всего отвечает идее непрерывности образования как сущностной характеристике жизни современного человека. Именно личностный опыт, основанный на специфическом психологическом механизме, формирует ориентировочную основу самообразования на протяжении всей жизни. В статье последовательно даны методологические основания личностно-развивающего образования, связанные с ним основные понятия, специфика его реализации на разных образовательных уровнях и жизненных этапах. Сделана попытка ответить на вопросы: где, когда, у кого, на каких возрастных этапах, на каком материале, какими способами, какому педагогу развивать личностные компетентности у дошкольников, учащихся основной школы, студентов и всех, кто включен в систему непрерывного образования. Поставлена задача подготовки педагога как носителя нового вида педагогической деятельности – поддержки становления различных видов личностного опыта.
Москвина А. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, люди с ограниченными возможностями здоровья, специальное (коррекционное) образование, интегративное образование, инклюзивный подход в образовании

Инклюзивный подход к непрерывному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья

Автор ставит перед собой задачу показать возможности сопряжения идей инклюзивного обучения с проблемой непрерывности образования, наметить пути расширения образовательного поля для людей с ограниченными возможностями здоровья всех возрастов. В статье приводятся данные, полученные отечественными учеными, о трансформации биологических, психофизиологических характеристик современного ребенка и ситуации его развития. Система российского образования оказалась в ситуации устойчивого роста числа учащихся с проблемами психолого-физиологического, интеллектуального, эмоционального плана, увеличения категории детей и молодежи, которую по всем нейропсихологическим показателям следует считать пограничной между нормой и патологией. Это инициирует развитие такого направления, как коррекционно-развивающее образование. Развитие инклюзивного подхода в России автор связывает с ценностно-смысловыми изменениями в сознании общества относительно образовательных возможностей людей с проблемами здоровья. В статье проводится сопоставление понятий «инклюзивное обучение» и «интегративное образование» применительно к специфике отечественной образовательной практики. Описаны существующие в нашей стране формы, виды, уровни дошкольной, школьной и профессиональной подготовки для различных категорий детей и взрослых с ОВЗ. Показан комплекс противоречий, с которыми сталкивается сегодня учащийся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах непрерывного обучения. Дается обзор инновационных путей включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную систему и ориентиры, которые могут способствовать модернизации этого процесса.
Галковская И. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, интеграционные процессы, образовательные комплексы, образовательные сети, развитие образовательных систем

Интеграционные процессы в системе непрерывного образования

В статье рассмотрены особенности образовательных сетей и образовательных комплексов как результата интеграционных процессов в системе непрерывного образования. Цель автора – обосновать необходимость более взвешенного и обдуманного подхода при выборе направлений и механизмов интеграции в социально-педагогической сфере. В контексте понимания общих механизмов интеграции как важного ресурса модернизации образования дан сравнительный анализ организационно-педагогического потенциала «сетевого взаимодействия» и взаимодействия в рамках «образовательных комплексов». На основе анализа стратегических документов в области развития российского образования последних лет выявлены возможности сетевого взаимодействия учреждений различного уровня в обеспечении условий для непрерывности образования. На конкретных примерах проиллюстрированы возможности образовательных комплексов различных видов в создании условий для непрерывного образования учащихся в ситуации многоуровневости обучения: «школа – система детского дополнительного образования – учреждения профессионального образования». Говоря о структурных изменениях, автор подчеркивает важность того, чтобы в реальной практике интеграционные процессы касались не только формальных отношений, определяемых структурой объединяющихся образовательных систем, но и неформальных взаимодействий всех участников образовательного процесса.
Сигова С. В., Серебряков А. Г., Лукша П. О.

Ключевые слова: востребованные компетенции, форсайт-исследование, опросы работодателей, компетенционные кластеры, модели компетенций

Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт России

В статье рассматривается первый российский опыт формирования перечней востребованных компетенций для сферы технологических инноваций, полученный в рамках крупномасштабного научно-исследовательского проекта, выполненного по заказу Минобрнауки России. Рамки исследования ограничены сферой ключевых областей семи приоритетных направлений развития науки и технологий: информационно-телекоммуникационные системы; биотехнологии; медицина и здравоохранение; новые материалы и нанотехнологии; транспортные и космические системы; рациональное природопользование; энергетика и энергоэффективность. Использованы методы форсайт-исследования и опросов работодателей по новой технологии Job&Competence Description. В статье описана поэтапная логика исследования: выявление новых технологических трендов и «задач будущего» путем анализа документов стратегического развития России и зарубежных стран, работа экспертов по формированию перечня востребованных компетенций; проведение форсайт-сессий, формализация и верификация их результатов путем опроса предприятий России, осуществляющих деятельность в сфере технологических инноваций. В качестве научных результатов представлены компетенционные кластеры будущего для приоритетных направлений науки, техники и технологии, примеры описания направлений профессиональной деятельности и моделей компетенций. Это позволяет сформулировать требования к системе профессионального образования с учетом перспектив развития сферы технологических инноваций на период до 2030 года, повышая шансы гарантированного трудоустройства выпускникам и заполнения свободных рабочих мест.
Михайлов А. В.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, обучающаяся организация, непрерывное профессиональное развитие

Школа как самообучающаяся организация

В статье предлагаются конкретные практические меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогов на уровне образовательной организации. В числе таких мер создание системы информационно-методических сервисов, представляющих многообразие возможностей для непрерывного профессионального развития школьного учителя, как ответ на многообразие индивидуальных потребностей в таком развитии. Построение модели целостной системы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации выдвигается в качестве важнейшей задачи организационного развития современной школы. Автор предлагает пошаговый вариант проектирования программ корпоративного обучения школьного персонала, позволяющий определять базовые и специальные профессиональные компетенции и выстраивать гибкую внутреннюю систему непрерывного профессионального развития в организованной коммуникативной среде. В качестве примера рассмотрены такие формы обучения, как наставничество и коучинг. В качестве необходимого условия непрерывности профессионального развития кадров названа активная позиция школы по внедрению нововведений, требующих постоянного наращивания компетентностей, независимо от профессионального стажа и уровня квалификации. Мотивированная инновационная деятельность, личностный интерес делают профессиональное развитие неформальным.
Маралова Е. А.

Ключевые слова: высшее и дополнительное профессиональное педагогическое образование, структурно-функциональная модель процесса и содержания образования, блочно-модульная технология, проблемно-центрическая модель образовательного процесса, праксиологический подход, стратегия и принципы рационализации образовательного процесса.

Методология и технология проблемно-центрированного построения образовательного процесса в системе непрерывного профессионального обучения педагогов

В статье обосновывается методологическая значимость использования взаимно дополняющих подходов к построению образовательного процесса, раскрывается опыт инновационного преобразования модели курсов дополнительного профессионального педагогического образования. Автор опирается на многолетний собственный опыт научно-практической деятельности. При обеспечении непрерывности профессионального образования для него важна преемственность методологии и моделей построения образовательного процесса, реализованных в едином аксиологическом контексте с привлечением потенциала андрагогического и праксиологического подходов. В статье показано отличие проблемно-центрического построения модели курсов дополнительного профессионального образования от традиционной блочно-модульной модели. На примере построения конкретной программы учебного курса для педагогов дошкольного образования раскрыта логика реализации проблемно-центрированного подхода к процессу дополнительного профессионального обучения. В модели проблемно-центрического построения образования теория и методика педагогической практики концентрически (кольцами) охватывают актуальную проблему и последовательно раскрывают ее с позиций ключевой для конкретного «кольца» науки. Каждое «кольцо» составлено из набора научно-практических дидактических единиц определенной области знания, отражающих психолого-педагогический, психологический, социально-педагогический, логопедический, дефектологический, управленческий, организационно-методический взгляды на проблему и возможности ее решения с позиции представленных дисциплин. Дидактической целью и результатом становится максимальное приближение слушателей к оптимальному решению своих профессиональных проблем на основе их теоретического осмысления.
Мархл М., Паусист А.

Ключевые слова: третья миссия университета, непрерывное образование, социальная вовлеченность, трансфер технологий, оценка третьей миссии

Методология оценки третьей миссии университетов

Понятия и определения «продолженного образования» в различных национальных системах образования требуют разъяснения и сопоставления. Понятие «третьей миссии» университетов, включающее как неотъемлемый компонент непрерывное образование, также является достаточно неоднозначным (размытым). Его трактовка во многом зависит от понимания университетами своей сущности как образовательного института в изменившихся обстоятельствах. Проблема требует дальнейшего изучения с целью выделения конкретных задач и видов активности, которые можно отнести к деятельности в рамках третьей миссии. Авторы статьи считают, что благодаря научным дискуссиям и складывающимся на практике различным мнениям открывается все больше фундаментальных принципов, приближающих к разгадке сущности данной миссии. В данной статье она трактуется как новая стратегия, основанная на действиях в трех различных направлениях: непрерывное (продолженное) образование; трансфер технологий и развитие инноваций, вовлеченность университетов в социальную жизнь. В статье описан ход и результаты исследования по методу Дельфи, использованного для формулировки показателей оценки деятельности университетов в рамках «третьей миссии». В тексте представлены результаты трех этапов обработки данных по методу Дельфи (отбор экспертов, процесс уменьшения числа показателей, выбор наиболее релевантных показателей) и полученная итоговая группа показателей.
Игнатович Е. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, образование в течение всей жизни

Англоязычные термины со значением непрерывного образования: современный контекст

В статье дан сравнительный анализ англоязычных и русскоязычных терминов, использующихся при описании современной системы непрерывного образования; лингвистическое, социально-педагогическое обоснование соответствия терминов в русском и английском языках. В настоящее время в англоязычных текстах используются три основных термина, соответствующих русскому термину «непрерывное образование»: Lifelong learning, Lifelong education, Continuing (continuous) education. Исследование показало, что в англоязычных текстах термины Lifelong learning и Lifelong education выступают абсолютными синонимами и имеют значение «продолжающееся, добровольное, поддерживаемое личной мотивацией/волей стремление к знанию, как для личных, так и профессиональных целей», «потенциальные возможности развития человека средствами образования». Термин Continuing education может выступать синонимом к Lifelong learning, но чаще всего используется для обозначения всех форм образования на «послешкольном» (post-secondary) этапе до получения высшего профессионального образования. Термин Continuing professional education соответствует российскому «дополнительному профессионального образованию». Англоязычные и русскоязычные термины со значением непрерывности образования имеют семантические отличия.

Выпуск 2

От редакции
Бермус А. Г.

Ключевые слова: кризис в науках об образовании, научно-гуманитарное познание, онтологические проблемы образования

Онтологический поворот в науках об образовании

Статья посвящена рассмотрению наиболее общих проблем, связанных с осмыслением роли и функций наук об образовании в современной культурно-образовательной ситуации. Отправной точкой исследования служат выступления вице-президента РАО и руководителя экспертного совета ВАК РФ по психолого-педагогическим наукам Д. И. Фельдштейна, посвященные типичным проблемам в диссертационных исследованиях по психолого-педагогическим наукам, а также актуальным вызовам, стоящим перед науками об образовании. В результате последовательной интерпретации основных проблем и противоречий, а также реконструкции некоторых базовых онтологических идей, принадлежащих философии XX века (Л. С. Выготский, М. Хайдеггер, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, У. Эко и др.), предлагается совокупность ключевых идей, задающих как образовательное пространство для XXI века, так и перспективные линии исследования в науках об образовании. Текст статьи открыт для дополнительной проблематизации, изменений в интерпретациях, рефлексии и реконструкции исходных положений.
Титова Е. В.

Ключевые слова: социокинетика, непрерывное образование, детское движение как вид социального движения, детские общественные объединения, социальные потенциалы детского движения, образовательный потенциал детских общественных объединений

Социокинетика как методологический ресурс непрерывного образования

Cтатья посвящена проблеме поиска новых методологических ресурсов развития теории и практики непрерывного образования. Цель – познакомить читателей с развивающейся научной областью, названной социокинетикой, всесторонне исследующей такое социальное явление, как общественные движения и, прежде всего, детское движение как один из видов социального движения. Раскрываются социальные потенциалы детского движения: социально-педагогический, социально-экономический, социально-культурный. Отмечается недостаточная изученность собственно образовательного потенциала детского движения. Обозначается место общественных объединений в системе непрерывного образования как элементов формального, неформального и информального образования. В статье представлена краткая характеристика концептуального образа социокинетики, возникновение и развитие которой явилось результатом согласованной деятельности неформального научного сообщества исследователей детского движения. Обозначаются: объект, предмет, основные категории, основные направления развития научного знания, формирующаяся структура социокинетики. Намечаются возможности методологической взаимосвязи социокинетики и теории непрерывного образования в исследовании проблем гражданского образования, развития социальной компетентности, социализации.
Роботова А. С.

Ключевые слова: самообразование, непрерывное образование, рефлексия, биографическое время, чтение, художественная литература, художественно-образное познание, слово, язык, речь, дискурс, текст

Словесно-гуманитарные основы самообразования: рефлексия биографического времени

Статья отражает авторский взгляд на самообразование как необходимый элемент жизни человека, как отражение динамики биографического времени (от раннего детства до старости), как информальный способ непрерывного образования. Основным способом анализа этого феномена бытия является соединение научной рефлексии и рефлексии в процессе самонаблюдения и анализа. Оценивая личное биографическое время и факты собственной жизни, автор раскрывает сущность, основы, источники и индивидуальную направленность самообразования. Самообразование показано как условие личностного самоизменения, самосовершенствования, как фактор профессионального и научного развития; оцениваются достоинства самообразования по сравнению с институциональными формами непрерывного образования. Оно есть проявление инициативы, активности, ответственности самого человека, преодоление им инерции жизненного существования и профессиональной деятельности. Автор стремился показать словесно-гуманитарную сущность самообразования, раскрывая значимость чтения, художественной литературы, работы с научными текстами, совершенствования профессионального дискурса и создания собственных научных произведений в жизни и работе преподавателя высшей школы.
Новиков С. Г.

Ключевые слова: воспитание, постиндустриальная модернизация, глобализация, идеал, ядро культуры, антропоцентризм, социоцентризм, дуализм

Проблемы воспитания в контексте постиндустриальной модернизации России

В статье рассматривается воспитание российской молодежи в условиях постиндустриальной модернизации. Автор полагает, что целевой и содержательный компоненты воспитания должны определяться двумя факторами. Во-первых, объективными потребностями постиндустриальной модернизации и, во-вторых, российским ядром культуры. Идеал воспитания российской молодежи должен носить дуалистический характер как оптимально сочетающий общественные и индивидуальные интересы. В статье утверждается, что личность, воспитанная на его основе, сумеет сохранить Россию как уникальный социокультурный организм в эпоху глобализации. В целом же российская система образования должна быть сориентирована на следующие моменты. Во-первых, воспитателям и воспитанникам необходимо предложить ясную концепцию будущего. Во-вторых, воспитание молодежи следует ориентировать не на «интересы», а на высокий нравственный идеал. В-третьих, крайне важно осуществлять глобальную воспитательную политику. В-четвертых, под воспитательный проект, обеспечивающий продвижение к ясно очерченному будущему, осененному высоким идеалом, нужно создавать организации.
Игнатович Е. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, третья миссия, университет, институт непрерывного образования

Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования

В статье представлен анализ потенциальных направлений и реальных практик деятельности современных институтов непрерывного образования в составе вузов. В качестве исследовательского материала выступил контент 65 сайтов российских федеральных, национальных исследовательских, региональных университетов. Анализировались миссия, цели, задачи, направления деятельности институтов непрерывного (профессионального) образования, созданных на базе вузов. Анализ материала позволил сформулировать основные компоненты социально-педагогической миссии институтов непрерывного образования: развитие кадров региона как ключевой элемент миссии институтов непрерывного образования; обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представителями социальной сферы в области непрерывного образования; развитие качественного контингента вуза; включение студентов в систему непрерывного образования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда; развитие кадрового потенциала вуза; дополнительное образование, образование взрослых, образование социально незащищенных слоев населения, социально-образовательные проекты; научная деятельность в области непрерывного образования; развитие вуза как международного центра непрерывного образования. Предложены 4 модели развития институтов непрерывного образования, оформляющихся в настоящее время в отечественных вузах.
Соколова Е. И.

Ключевые слова: непрерывное образование, иноязычное образование, содержание обучения, личностно-ориентированный подход, современные образовательные принципы

Политика ЕС в сфере непрерывного иноязычного образования

В статье рассматривается новое наполнение понятия «содержание иноязычного образования», вызванное меняющимися объективными процессами в мире и в Европе; представлены важнейшие документы и исследования, принятые Советом Европы в области иноязычного образования, обозначены современные тенденции в обучении иностранным языкам. Современное содержание образования базируется на принципах гуманизации, гуманитаризации, непрерывности, открытости, диверсификации, виртуальности и ориентируется на опережающее отражение проблем развития общества, производства, науки, культуры, других сфер социальной практики. Новое содержание образования предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования, основу которых составляют фундаментализация и усиление внимания к методологической составляющей обучения. На основе документальных источников Европейского союза в области иноязычного обучения представлены результаты достижения в европейских странах основных составляющих иноязычной коммуникативной компетенции – лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической и социальной. Сделана попытка сравнить традиционную и непрерывную систему языкового образования, начиная с целеполагания и заканчивая ожидаемыми результатами. Описывается структура Единой европейской программы, которая очерчивает образовательную траекторию, начиная со школьного образования и заканчивая переподготовкой и дополнительным обучением взрослых. Представлен запрос на иноязычное образование в странах Европы в настоящее время (данные на май 2013) по запросам в поисковых системах Интернета.
Романовская И. В.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, коррекционная педагогика, непрерывное образование, инклюзия и интеграция, особая система среднего образования для взрослых с нарушениями развития

Деятельность специализированных образовательных учреждений для взрослых людей с ограниченными возможностями в системе непрерывного образования Швеции

В статье рассматривается опыт интеграции взрослых с ограниченными возможностями в образовательную систему Швеции. Швеция давно осуществляет борьбу с дискриминацией по состоянию здоровья и поддерживает активную работу социальных институтов, ориентированных на улучшение положения инвалидов в обществе, в том числе их интеграцию в образовательную и социальную среду. Проблема рассматривается на примере учреждения для людей с низкой способностью к обучению (särvux). Данный институт существует с 1970-1971 годов и реализует образовательную политику на всей территории Швеции. В качестве источников информации послужили программы данного вида учреждений, которые реализуются в ряде городов Швеции, а также отчеты образовательных комиссий. В статье делается акцент на интеграции социальных и образовательных функций при организации обучения для людей с ограниченными возможностями. Показаны преимущества учреждений образования для людей с низкими способностями к обучению в Швеции, связанные с последовательным обеспечением доступности и гибкости образовательного процесса. Обозначено место särvux как органичного компонента в общей образовательной системе Швеции. В условиях реформирования системы образования России описанный опыт может быть полезен как наглядный пример того, что при соответствующей координации работы со стороны государства и общества человек с ограниченными возможностями может получить доступ к обучению на всех его ступенях и реализовать свое право на непрерывность образования.
Огнев А. С., Гончар С. Н.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, профессиональное самоопределение и самоорганизация личности, субъект профессиональной деятельности, позитивная психология

Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования (на примере курса «Жизненная навигация»)

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения позитивной психологии в систему непрерывного профессионального образования. Рассматриваются научные интерпретации непрерывного профессионального образования в рамках философии, педагогики и психологии. Раскрываются основные составляющие непрерывного образования. В статье описывается современная концепция непрерывного профессионального образования как системы, ее основные свойства. Отмечается, что система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить как вертикальную, так и горизонтальную образовательную мобильность человека. Акцент делается на том, что главным системообразующим фактором непрерывного образования является личность. Следовательно, непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека. С этой целью возникает необходимость создания специальных образовательных программ. В статье описываются образовательные программы, обеспечивающие преемственность содержания образовательной деятельности, в рамках позитивной психологии. Изложены теоретические основы, методические составляющие и психологические исследования результатов применения образовательного модуля «Жизненная навигация» в системе непрерывного профессионального образования.
Архипова О. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, педагогика, культура, модель образования

Реализация концепции непрерывного образования в современных социокультурных условиях: опыт «NЕоАкадемии»

В статье актуализируется проблема институализации образования, приобретение образованием социальной и потеря культурной ориентации. Образование рассматривается как форма непрерывного постижения и выстраивания бытия, мира, культуры и формирования образа человека, соразмерного культуре, осознающего себя частью культуры. Обосновывается гуманизация образования как возможность решения современных проблем человечества; рассматривается гуманитарная парадигма образования, выделены ключевые аспекты современной интерпретации образования в русле парадигмы «Культура как образование», требующие переосмысления и актуализации: принципиально иное понимание образования; пайдеевтическая, герменевтическая и гуманитарная сущность образования, экзистенциализация образовательных феноменов; трансформация ипостаси учителя и ученика, изменение статуса «учительства» и «ученичества», формирование качественно нового пайдеевтического пространства образования. Рассматривается опыт реализации модели непрерывного образования на примере неформального учреждения «NEoАкадемия» (Санкт-Петербург). Сформулированы основные принципы работы «NEoАкадемии»: выстраивания образования посредством культуры; формирования нового пайдеевтического культурно-образовательного пространства; самоопределения, самоактуализации, самопроектирования, субъектности и экзистенциализации образования. Сделан вывод о роли и значении неформальных образовательных практик, их ответственности перед обществом. Автором дана оценка тенденции развития образовательных практик, раскрываются актуальные задачи, стоящие перед гуманитарным образованием.
Тан Д. П., Маквильям Э. Л.

Ключевые слова: когнитивный игровой настрой, формальная школьная система, цифровой образовательный ресурс

Когнитивный игровой настрой, креативность и поколение «‘c’ learners»

В статье представлены результаты исследований взаимодействия учащихся с цифровыми технологиями в институциональной школьной среде. Цель исследования - показать важность когнитивного игрового настроя как диспозиции обучения, мобилизующей продуктивное использование образовательных инноваций, несмотря на ограничения, обусловленные традиционной культурой обучения. В частности, в статье обсуждаются результаты, полученные в ходе исследования уровня вовлеченности старшеклассников в использование одного из инновационных школьных цифровых ресурсов – Ученического Медиа-Центра (SMC). Анализируется, как учебная диспозиция студентов влияет на степень их вовлеченности в использование новых цифровых технологий в противовес традиционному обучению. В ходе исследования были получены интересные данные о том, что когнитивный игровой настрой как «сноровка и сообразительность учащегося, проявляющаяся в любознательности и интеллектуальном творчестве», является ключевым фактором в прогнозировании оценки студентом своих образовательных возможностей, предоставляемых открытым цифровым ресурсом Web 2.0. В работе дано эмпирическое обоснование данного вывода. В исследовании приведены новые данные о проблеме взаимоотношения учащегося, обучающегося в развивающейся цифровой среде, и формальной академической школьной системы.
Колесникова И. А.

Ключевые слова: грамотность, информационная грамотность, медиа-грамотность, мультимодальная грамотность, трансграмотность, неграмотность, ситуативная неграмотность, полисемиотика образовательного процесса

Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия

В статье на сравнительном материале русскоязычных и англоязычных источников анализируется развитие современной терминологии, связанной с понятием грамотности. Затрагиваются вопросы дифференциации различных видов деятельности людей XXI века, обусловленных необходимостью читать и писать, используя современные носители информации и информационно-коммуникационные технологии. Раскрывается значение терминологических неологизмов, предлагаемых университетским и библиотечным международным сообществом для создания обобщенного представления о феномене «новой грамотности» в современную эпоху. Поднимается вопрос о новых аспектах неграмотности, обусловленных научно-технологическим прогрессом. Проблемы грамотности и неграмотности соотнесены с задачами непрерывного образования. Выделение и изучение различных аспектов грамотности, а также преодоление ситуативной «частичной неграмотности» связываются автором с разнообразием знаковых систем, которые могут быть использованы в образовательной коммуникации, и вариативностью модальностей передачи и приема учебной информации. В связи с этим высказывается идея о необходимости обеспечения полисемиотики образовательного процесса. В статье содержится много конкретных фактов и ссылок, формирующих расширенное представление об актуальном контексте научного рассмотрения проблемы.

Выпуск 3

От редакции
Куц В. А.

Ключевые слова: аттрактор, байесовский подход, воспитание, вызов, защита, интеллект, кибернетика, культура, культурология, непрерывное образование, обучение, освоение, самоорганизация, саморегуляция, самоуправление, синергетика, техническое и гуманитарное образования, формальное, неформальное и информальное образования, цивилизация

Непрерывное образование как защита от непрерывных вызовов цивилизации (технико-гуманитарное исследование)

В постнеклассической культуре имеется стремление к применению большого арсенала исследовательских средств к объекту познания в целом. Данная статья – это попытка осуществления такого стремления. Непрерывное образование трактуется как способ и средство защиты от непрерывных вызовов цивилизации. В исследовательский арсенал входят культурология, философия, педагогика, кибернетика, байесовский подход, синергетика. Используя интеграцию различных научных подходов, автор показал, что непрерывное образование должно строиться на основе самоорганизации, самоуправления и саморегуляции. Причем потенциал разных его составляющих частей – формального, неформального и информального образований – в этом плане различен. В большей степени этой основе соответствуют неформальное и информальное образования. В статье показана необходимость сопряжения непрерывного образования с глубинными основаниями русской культуры. Предполагается, что для обеспечения синергетического подхода к непрерывному образованию необходима система аттракторов. Вносится предложение о необходимости разработки байесовских (оптимальных по критерию наименьшего среднего риска) подходов в системе непрерывного образования.
Вильдт Й.

Ключевые слова: непрерывное образование, дидактика высшей школы, повышение научной квалификации кадров, вузовское обучение

Дидактика непрерывного образования: перспективы повышения научной квалификации кадров в вузе

В статье проблема повышения научной квалификации кадров в условиях многоуровневого обучения профессии рассматривается в контексте развития дидактики высшей школы. Речь идет о расширении дискурса дидактики высшего образования за счет включения вопросов повышения научной квалификации. Автор анализирует место повышения научной квалификации кадров в системе работы современного вуза, показывает движущие силы, способствующие слиянию основного обучения с повышением научной квалификации: потребность рынка труда в высокой квалификации кадров, демографические изменения в кадровой структуре, дифференциация высшего образования. Представлены также основные отличия дискурса высшего образования, включающего повышение научной квалификации, заданные положениями дидактики высшей школы. В качестве основных направлений изменений дидактической трактовки образовательного процесса, включающего повышение научной квалификации, названы: смена парадигмы «от обучения к учению», диверсификация, саморегуляция, активное обучение, партнерство, установление соответствия между методами обучения, его результатами и форматом экзаменов. С учетом опыта Дортмундского центра исследований высшего образования в статье намечена перспектива институциональной интеграции всех служб повышения квалификации и дидактики высшего образования
Башманова Е. Л.

Ключевые слова: социальное неравенство, социальная стратификация, непрерывное образование, отношение к учению и школе, культура бедности

Риски социального неравенства в контексте непрерывного образования

Рассматривая непрерывное образование как средство социальной адаптации и успешной самореализации личности, необходимо учитывать значительную дифференциацию образовательных возможностей учащихся. В статье анализируются результаты исследований ориентаций учащихся из различных социальных слоев на ценности непрерывного образования, готовности к самостоятельной познавательной деятельности, характера учебной мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о наличии у представителей различных социальных слоев специфических особенностей отношения к учению и школе, формировании противоположных ожиданий от школы и учителей, дезинтеграции межличностных отношений. К рискам, обусловленным влиянием социального неравенства и затрудняющим понимание ценностей и использование возможностей непрерывного образования молодежью, можно отнести закрепление «культуры бедности» в среде учащихся; консервирование образовательной отсталости учащихся из уязвимых социальных слоев; проявление интолерантности, зависти к успеху и богатству; формирование мотивации избегания неудач; закрепление неспособности к жизненному самоопределению; гипертрофию у части учащихся индивидуалистических и прагматических ориентаций и др. В связи с этим неотъемлемым компонентом содержания непрерывного образования должно выступать формирование стремления к самосовершенствованию, деятельностного отношения к образованию и личной ответственности за происходящее.
Тебенькова Е. А.

Ключевые слова: пропедевтика естествознания в школе, синергетическая и гуманитарная парадигмы, философия пайдейи, учение о развивающейся гармонии целого

Гуманитарные основания непрерывности пропедевтики современного естествознания

Цель статьи – актуализация поиска гуманитарных оснований пропедевтики естествознания в связи с парадигмальными сдвигами в науке и образовании. В связи с этим рассматриваются подходы к пониманию пропедевтики в парадигме традиции Древней Греции и современной теории обучения естествознанию, обосновываются философские и педагогические основания ее интерпретации в контексте гуманитарной парадигмы. Автор выдвигает задачу осмысления философии и культуры древнегреческой пайдейи с позиций ее адекватности идее гуманизации и включения антропологического измерения в пространство пропедевтики естествознания. Пайдейя анализируется как культурно-воспитательное пространство, обладающее гуманитарным качеством. Делая вывод о необходимости развивать антропологический аспект пропедевтики, автор отмечает необходимость пересмотра древнегреческого индивидуализма и космизма в русле «русской идеи», а именно философии антропокосмизма. С опорой на учение о развивающейся гармонии целого сформулировано целевое гуманитарное положение о необходимости сочетания принципов гуманизации и космизации в пропедевтике естествознания. На основе указанных методологических идей непрерывность пропедевтики понимается как непрерывность усилий ученика в доопределении себя и мира, как организация переживаний и аксиологической рефлексии на основе личностно и экологически развивающих ситуаций.
Васильева С. В.

Ключевые слова: университет, непрерывное образование, постдипломное образование, повышение квалификации, менеджмент непрерывного образования

Об опыте организации непрерывного образования в Дунайском университете города Кремса (Австрия)

В статье анализируется опыт организации непрерывного образования в Дунайском университете австрийского города Кремса, многопрофильном учреждении постдипломного образования, реализующем уникальную модель организации обучения. На примере Дунайского университета показаны позитивные тенденции, характерные для Болонского процесса. Это интеграция в международное образовательное пространство; адаптация к условиям рыночной экономики; вариативные модели финансирования; развитая сеть социального партнерства; практико-ориентированное обучение, современная система образовательного менеджмента, реализация гендерной политики. На конкретных примерах раскрыты структура и особенности организации жизнедеятельности университета, обеспечивающие эффективность непрерывного образования по различным направлениям профессиональной и общекультурной подготовки. Представленный в статье опыт работы Дунайского университета показывает, что развитие системы современного постдипломного образования связано с перспективами отказа от длительного и непрерывного обучения в одном вузе в пользу дискретных форм образования, в том числе чередования периодов обучения с практической деятельностью, а также различными видами неформального и информального обучения.
Грауманн О.

Ключевые слова: западно-европейская педагогика, история педагогического образования в Германии, Австрии, Англии, Италии, Франции, развитие школы в Германии

Из истории педагогического образования Германии и стран Западной Европы

Cтатья представляет очерк истории западно-европейского педагогического образования в период с XVIII века до наших дней, основанный на фундаментальных исследованиях немецких ученых. Автор затрагивает основные моменты исторического развития подготовки учителей в Германии на фоне краткого обзора педагогического образования Австрии, Франции, Англии и Италии. Этапы становления немецкого государства связываются с изменением образовательных потребностей общества и требованиями к содержанию и уровню подготовки учителей. Представлена последовательность профессионализации учительства Германии, различные типы образовательных учреждений, в которых осуществлялась педагогическая подготовка, названы исторические личности, оказавшие приоритетное влияние на реформы обучения немецкого народа (М. Лютер, А. Г. Франке, И. Г. Кампе, В. Гумбольдт, В. Ратке, И. Кант, И. Б. Базедов, А. Дистервег, Г. Ноль и др.). В статье показаны исторические тенденции и противоречия, связанные с влиянием на систему обучения и воспитания религии, политических идей, идей просветительства, общественных преобразований. На широком историческом фоне становятся более понятными истоки и природа сегодняшних политических дебатов и изменений в сфере западно-европейского образования. Анализируя сходство и различие в истории развития системы педагогического образования стран Западной Европы, автор указывает на важность изменений, вызванных Болонским процессом, и на широкие возможности, открывающиеся сегодня в области международного сотрудничества в сфере образования.
Маралова Е. А.

Ключевые слова: андрагогика, праксиологический подход, высшее профессионально-педагогическое образование

Интеграция андрагогического и праксиологического подходов как путь оптимизации профессионального образования учителя

В статье представлен анализ проблем высшего профессионально-педагогического образования в контексте праксиологического и андрагогического подходов. Дано обоснование андрагогических концепций как важной методологической основы современного высшего образования. Выявлен ряд причин, обусловивших повышение роли андрагогики в высшем профессиональном образовании XXI века. Выявлены противоречия, связанные с реализацией андрагогического подхода в высшей школе. Сделан акцент на проблеме различий педагогических и андрагогических методологических позиций, сосуществующих в вузовской среде. Описана новая роль преподавателя вуза, выполняющего функции андрагога (тьютора, фасилитатора, модератора, менеджера). Обосновывается реализация принципов праксиологического подхода в высшем профессиональном педагогическом образовании, обеспечивающих рационализирующий контекст андрагогической деятельности. Рассмотрена проблема рационализации профессионально-педагогического образования в контексте праксиологии
Суворова И. М.

Ключевые слова: философия, педагогика, Сократовский метод, образование и воспитание школьника

Зачем современному школьнику нужна философия? (обзор педагогического опыта)

В статье рассматриваются актуальные проблемы современного российского образования и общества, которые онтологически входят в предметное поле философии и обуславливают необходимость философии для школьников. Автор обращается к педагогическому опыту Г. В. Гегеля, который разработал и апробировал курс философии для гимназистов, обнаружив ряд закономерностей в содержании и методике преподавания философии для детей. В статье обобщается опыт зарубежного и отечественного преподавания философии для детей в ХХ–XXI веках и обнаруживается общая проблематика на уровне содержания образования. Так, автор подробно останавливается на проблеме «пазловости» образовательных программ, в которых нет предпосылок для формирования единой научной картины мира и мировоззренческой целостности. Также в статье актуализируются возможности формирования философского мировоззрения у старшеклассников как профилактика современных «язв» социума, так как развитое критическое мышление, рефлексия и уважение к чужому мнению способствуют развитию антидогматизма у детей и препятствуют развитию предрассудков, предубеждений, стереотипов и всякого рода фанатизма.
Хромова З. В.

Ключевые слова: социализация, молодые люди с проблемами интеллектуального развития, подростково-молодежный клуб, реабилитационный туризм

Социализация молодых людей с проблемами интеллектуального развития через клубную работу

В статье отражен опыт подростково-молодежного клуба, одним из главных направлений деятельности которого стала работа с детьми, подростками и молодежью с ограниченными возможностями. Речь идет о социальной адаптации молодых людей с интеллектуальными проблемами и помощи их семьям в системе досуговой деятельности, которая при определенных условиях становится источником информального образования для всех ее участников. Автор раскрывает специфику контингента воспитанников клуба, молодых людей с проблемами умственного развития, характеризует основные трудности, которые возникают при взаимодействии с ними у взрослых, определяет круг основных задач, которые необходимо решать для их социализации и улучшения эмоционального состояния. Варианты решения этих задач показаны на примере реабилитационного туризма как формы социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями. Среди задач реабилитационного туризма выделены: интеграция в общество, создание дополнительных импульсов к формированию навыков самостоятельного поведения и самообслуживания вне семьи; приобщение семьи к реабилитационному процессу; общефизическое оздоровление; развитие в среде сверстников уважительного и терпимого отношения к молодым инвалидам. Статья содержит много конкретных примеров из опыта работы с молодыми инвалидами, имеющими проблемы интеллектуального развития.
Певзнер М. Н., Петряков П. А.

Ключевые слова: «новое общественное управление», автономия высшей школы, образовательный менеджмент, академические традиции, согласование целей.

«Новое общественное управление» в вузах Германии: путь к автономии или утрата академических традиций?

В статье раскрывается сущность концепции «Новое общественное управление», получившей распространение в университетах Западной Европы. Рассматриваются основные принципы «нового общественного управления»: переход к контрактному менеджменту, отказ государства от детальной регламентации управленческой деятельности вуза, привлечение к управлению вузами представителей негосударственных организаций, расширение прав руководителей среднего звена. В статье дана краткая характеристика современных инструментов управления вузами: распределение финансовых средств по результатам, формирование глобальных бюджетов, усиление элементов соревновательности и конкуренции между вузами, расширение базы привлекаемых ресурсов, углубление профильности вузов и их открытие социуму. В качестве важного инструмента управления рассматривается деятельность советов вузов, привлекающих к управлению университетом внешних экспертов и социальных партнеров. В статье раскрываются возможности «нового общественного управления» для расширения финансовой и административной автономии немецких вузов, анализируются опасности и риски, связанные с утратой многих академических традиций при внедрении данной концепции в образовательную практику российских и зарубежных вузов.
Игнатович Е. В.

Ключевые слова: хьютагогика (эвтагогика), педагогика, андрагогика, самостоятельное обучение, двойная петля обучения

Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения

Статья посвящена современному зарубежному учению о самообразовании, получившему название «хьютагогика» (эвтагогика). В статье даны определение, этимология термина, варианты перевода. Описаны ключевые положения учения, предпосылки его возникновения, выделены и описаны отдельные понятия концепции: «двойная петля обучения», «потенциал взрослого человека». Приведено сравнение педагогики, андрагогики, хьютагогики. В конце статьи приводится мини-глоссарий. Хьютагогика – это современная концепция самостоятельного обучения, в центре которой находится взрослый человек, осознанно самостоятельно управляющий процессом своего учения. Хьютагогика возникла как реакция на глобальные изменения, происходящие в социуме и связанные с информационным взрывом, изменением качества рабочих мест, сокращением рынка труда и необходимостью проявления высокой социальной, трудовой и образовательной мобильности у экономически активного населения. Основные положения хьютагогики соотносятся с современными концепциями непрерывного образования и выступают актуальным контекстом развития учения.

Выпуск 4

От редакции
 . Научный руководитель как соавтор жизненной и образовательной траектории своих учеников: опыт групповой рефлексии (памяти академика РАО Зинаиды Ивановны Васильевой)
Ходякова Н. В.

Ключевые слова: непрерывное образование личности, образовательная среда, проектирование образовательной среды

Проектирование сред непрерывного образования личности

Процесс непрерывного образования интерпретируется как процесс развития личности в образовательных средах. Обсуждается состав субъектов проектирования непрерывного образования. Выявляются типологические различия образовательных сред как объектов проектирования. На основе изменения уровня личностной активности в образовательной среде предлагается процедура проектирования образовательного процесса. Описывается цикл развивающего взаимодействия учащегося с образовательной средой, состоящий из четырех этапов: адаптации к новой образовательной среде; самостоятельной предметной деятельности в среде; диалога со средой и рефлексии; креативных изменений в среде. Характеризуются соответствующие этим этапам развивающие свойства образовательных сред: новизна, активность, психологическая безопасность; избирательность, соревновательность, объективность оценки; проблемность, контекстуальность, диалогичность; открытость и авторизованность. Рассматриваются проектировочные действия учащегося с образовательной средой на каждом этапе: избирательное восприятие информации; свободный выбор целей и средств деятельности; определение отношения к образовательному окружению; осознанные изменения в образовательной среде.
Витухновская А. А.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, учащиеся, начальная школа, ФГОС НОО, информатика, учитель, профессиональная компетентность, проектирование, специальные компетенции

Функциональное проектирование компонентов профессиональной компетентности педагога, формирующего ИКТ-компетентность учащихся младших классов

Одним из направлений информатизации образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности) учащихся. Первым этапом этого непрерывного целенаправленного процесса, осуществляемого под руководством учителя, является начальная школа. Основные требования к ИКТ-компетентности выпускников начальной школы сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Статья посвящена проектированию компонентов профессиональной компетентности педагога, осуществляющего формирование ИКТ-компетентности учащихся младших классов, на основе анализа знаний и умений, составляющих их ИКТ-компетентность. В качестве методов исследования использованы: контент-анализ текста «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», анализ умений и навыков учащихся, предписанных подпрограммой «Формирование ИКТ-компетентности». На основе анализа всего комплекса умений спроектирован состав профессиональной компетентности учителя, ответственного за формирование ИКТ-компетентности младших школьников: специальная предметная компетенция (по информатике), специальная методическая компетенция (по информатике), специальные предметные компетенции (по предметам начальной школы), специальные методические компетенции (по предметам начальной школы), специальная ИКТ-компетентность. Овладение перечисленным набором компетенций позволяет обеспечить теоретическую и практическую готовность учителя к формированию и развитию ИКТ-компетентности учащихся, о чем свидетельствует опыт подготовки учителей начальных классов по специализации «Математика и информатика в 1–6 классах» на факультете начального образования Карельской государственной педагогической академии.
Куц В. А.

Ключевые слова: жизненные инварианты, жизненный выбор, индивидуальная траектория образования, непрерывное образование, поэтика, русский кулачный бой, саморефлексия, счастье, техническое и гуманитарное образования, фольклор, формальное, неформальное, информальное образование

Непрерывное образование – опыт саморефлексии

Автор статьи не педагог, но все этапы его жизненного пути, все определяющие жизненные выборы и большая часть жизнедеятельности связаны с образованием – формальным, неформальным и информальным. В статье на основе ретроспекции и саморефлексии выполнен анализ этих выборов, вскрыта их внутренняя логика и последовательность осуществления. Школа, электротехнический институт, защита кандидатской диссертации по технической специальности, работа в оборонной промышленности, подготовка исследования в области культурологии – это первая ветвь жизни, связанная с формальным образованием. Освоение и преподавание в течение 30 лет русского кулачного боя, русского фольклора, разработка способов их адаптации в постнеклассической культуре, публикация книг, в которых выполнены культурологический и педагогический анализы кулачного боя, и нескольких сборников стихов – это вторая ветвь, сплетенная с первой и связанная с неформальным образованием. Многочисленные жизненные встречи с интересными творческими людьми, воспитание своих детей, переживание ситуаций спонтанности и творчества составляют контекст информального образования. Анализ многообразия сюжетов жизненного пути показывает смысловое единство образовательной траектории. Личностный образовательный опыт в технической и гуманитарной сферах трактуется как разработка средств защиты и самозащиты. Автор полагает, что для данного пути характерны некоторые образовательные инварианты XXI века, ориентированного на нелинейные интеграционные процессы, на культуроцентристские тенденции, на вариативность, поэтому его рассмотрение станет интересным и полезным для специалистов в области непрерывного образования.
Дмитриева Н. К.

Ключевые слова: академическая мобильность, личностное качество, содержание академической мобильности, компоненты целостной структуры, деятельность, рефлексия

Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса

В статье исследуется проблема академической мобильности субъектов образовательного процесса. Рассмотрены два подхода к пониманию академической мобильности: как социального явления, выраженного в передвижении человеческого капитала и образовательных технологий через границы национальных государств, и как целостного личностного качества, необходимого для преобразования самой личности в условиях вариативного образовательного пространства и влияния на окружающий мир. В ходе исследования автором статьи выявлены предпосылки и условия становления академической мобильности как интегративного качества личности, разработана матрица содержания академической мобильности как целевой образовательной установки вуза, выявлены характеристики академически мобильной личности, с учетом которых представлен и обоснован компонентный состав исследуемого личностного качества. Взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами академической мобильности являются мотивационно-ценностный, когнитивно-коммуникативный, деятельностный и оценочно-рефлексивный компоненты. Показателями уровней становления выделенных компонентов выступают: мотивация аффилиации и мотивация достижения; иноязычная коммуникативная компетенция; способность к самостоятельному обучению и готовность к сотрудничеству в команде; рефлексия и способность критически оценивать собственные достижения.
Тебенькова Е. А.

Ключевые слова: синергетика, синергия, ноосинергия, ноосфера, консорция, духовно-экологическое воспитание, духовно-экологическое развитие, принцип ноосинергизма, пожизненное ученичество

Ноосинергизм как принцип непрерывности духовно-экологического воспитания и развития

Целью статьи стало развитие положения о наличии энергетической компоненты непрерывности духовно-экологического воспитания и развития человека в контексте ноосферного мировоззрения. Автор выдвигает задачу философско-педагогического осмысления «энергетических гипотез» становления ноосферы и возможностей духовно-экологического воспитания в этом процессе. Опираясь на понятие синергии, автор обосновывает ноосинергию как механизм формирования консорции ноосферы. Делая вывод о ключевой роли качества (принятие ноосферно-космистских ценностей и идеалов) и энергетической мощности («воля к любви») входящих в консорцию творческих личностей, автор определяет цель духовно-экологического воспитания как педагогическое содействие развитию личностей с необходимым «энергетическим зарядом». Предлагаемая к обсуждению система духовно-экологического развития учеников включает: стремление к постижению себя и природы, духовно ориентированную практику в природных условиях, переживание единства сущности природы и своей, преображение в созидателя ноосферы, «поэта» своей жизни. Реализация теоретических положений на практике позволила определить, что взаимодействие между компонентами системы происходит через появление и нарастание мощности конструктивных энергетических эффектов (радость, любовь, воля к любви). Эти выводы положены в основу ноосинергизма как принципа непрерывности духовно-экологического развития.
Бермус А. Г.

Ключевые слова: профессионально-образовательный стандарт, федеральный университет, региональные образовательные системы, стратегии развития

Профессионально-образовательный стандарт в контексте стратегического управления развитием федерального университета

Cтатья посвящена проблеме становления и развития федеральных университетов в России как региональных образовательных центров в условиях радикального обновления законодательства об образовании. Одним из комплексных средств преодоления кризиса в региональных образовательных системах является создание профессионально-образовательных стандартов, в частности по направлению 050100 – Педагогическое образование. Профессионально-образовательный стандарт объединяет требования к профессиональной деятельности педагогов с условиями и нормативами формирования профессионально значимых педагогических компетенций. Общая концепция профессионально-образовательного стандарта предусматривает последовательную разработку каждого из пяти компонентов: теоретико-методологических оснований стандарта, профессионального стандарта педагога, стандарта содержания педагогического образования, стандарта оценки качества и мониторинга образовательных процессов и проекта развертывания стандарта. В целом, процессы разработки, реализации и совершенствования стандарта могут стать ведущим фактором становления региональных образовательных комплексов во главе с федеральными университетами и интеграции отечественной высшей школы в мировой контекст.
Вильдт Б.

Ключевые слова: непрерывное образование, дидактические инновации, компетенция, развитие компетенций, коучинг, повышение квалификации

Коучинг как форма консультирования начинающих преподавателей вуза

В статье рассматриваются вопросы эффективной организации повышения квалификации в духе непрерывного профессионального роста научных работников вузов и университетов. Показано, каким образом следует внедрять консультирование в систему мероприятий по повышению квалификации, чтобы поддержать у научного персонала стремление добиться хороших результатов. Особое внимание уделено анализу коучинга как консультационной формы, ориентированной на процесс и результат. Коучинг в ходе повышения квалификации начинающих преподавателей вуза облегчает им усвоение обширного и сложного дидактического материала. Коучинг способствует внедрению в практику университетского преподавания основополагающих дидактических инноваций в духе перехода от обучения к учению («Shifts from Teaching to Learning» ). В данном случае речь идет о развитии компетенций преподавателя в рамках дидактики высшей школы и непрерывного образования. В статье раскрываются понятие «коучинг» и его основные цели, представлен эскиз программы коучинга для молодых преподавателей вузов. Коучинг понимается как цикл обучения, где на первый план выдвигаются центральные аспекты обучения и выработка профессиональных компетенций.
Дербенева О. Ю.

Ключевые слова: «инновационный конвейер», «ИТ-конвейер», непрерывное образование, инновационно-предпринимательская среда, модель образовательного процесса конвейерного типа

Концепция «инновационного конвейера» в системе инновационного развития ПетрГУ

В статье рассмотрены вопросы формирования и реализации концепции «инновационного конвейера» в образовательном процессе Петрозаводского государственного университета за последнее десятилетие ускоренного развития инновационной составляющей в его деятельности. Показано влияние этой концепции на создание и развитие системы непрерывного образования в вузе и регионе в целом. Приведены примеры эволюции модели образовательного процесса конвейерного типа в соответствии с целями и задачами разных этапов становления инновационно-предпринимательской среды ПетрГУ. Анализ этапов и динамики развития инноваций в Петрозаводском государственном университете показывает, что основной для развития концепции «инновационного конвейера» вуза стала сфера информационных технологий (ИТ) и модель образовательного «ИТ-конвейера». Автор описывает основные составляющие обобщенной модели обучения, основанной на принципе непрерывной подготовки конвейерного типа, как многоуровневой модели роста компетенций обучаемых, необходимых для решения задач инновационного развития. Приведены принципы организации образовательного процесса, примеры содержания программ подготовки обучаемых в соответствии с матрицей компетенций. Проведен анализ инновационных структур и форм работы с разными целевыми группами, обеспечивающих вовлечение обучаемых в инженерную, конструкторскую, изобретательскую, инновационную деятельность; повышение интереса студентов к научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности; коммерциализация инновационных разработок. Сделан вывод об использовании концепции «инновационного конвейера» как основы для формирования стратегии инновационного развития университета.
Строева Г. В.

Ключевые слова: самоисправление осужденных, интеллектуально-этическое развитие личности осужденного, функциональная грамотность, формальное образование, информальное образование, неформальное образование

Педагогические основы самоисправления осужденных в образовательной практике исправительных учреждений

В статье изложены педагогические основы самоисправления взрослых осужденных с учетом выявленных личностных характеристик, типичных для этой категории. Сущность процесса составляет интеллектуально-этическое развитие личности осужденного в сочетании с внутренним механизмом повышения уровня его функциональной грамотности. Приводится алгоритм построения учебных и воспитательных занятий с данной категорией лиц и перечень методов воспитывающего обучения. В контексте педагогических основ анализируется формальное, неформальное и информальное образование лиц, лишенных свободы; выявляются упущения, которые не позволяют в достаточной мере повысить мотивацию осужденного к собственному исправлению и сформировать его субъектную позицию в исправлении. Излагаются результаты экспериментальной работы в области создания единого образовательного пространства исправительных учреждений. Автор также делает вывод о том, что все участники работы с осужденными (сотрудники исправительных учреждений, педагоги, волонтеры) должны обладать компетентностью в области педагогических основ самоисправления, что требует их специального обучения.
Соколова Е. И.

Ключевые слова: коуч, ментор, тьютор, эдвайзер, фасилитатор, непрерывное образование

Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования

В статье на междисциплинарной основе рассматривается проблема разграничения значений терминологического ряда «коуч, ментор, тьютор, эдвайзер, фасилитатор» применительно к сфере непрерывного образования. На основании частотного анализа с помощью словарей и сетевого поиска, а также обращения к этимологии понятий сделана попытка с лингвистической и педагогической точек зрения выяснить коннатативные отличия данных понятий и уточнить область их профессионального узуса. Базой изучения стали более 250 русскоязычных и англоязычных источников, в том числе документов Европейского союза, относящихся к системе непрерывного образования. Выяснено, что употребление перечисленных терминов является для современной системы непрерывного образования специфичным и зависит от конкретного культурного и профессионального контекста. Четкой границы их применения не существует ни в российских, ни в зарубежных научно-педагогических источниках. Некоторые термины оказываются более органичными для системы непрерывного профессионального образования (ментор, эдвайзер). Понятие «тьютор» находит широкое распространение в рамках всех формальных ступеней образования «школа – вуз – система повышения квалификации». Термины «коуч» и «фасилитатор» в большей степени соотносятся с неформальным образованием. В русской педагогической терминологии к данному во многом синонимичному ряду терминов ближе всего находится понятие «сопровождение».




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам