Титова, Е. В. Социокинетика как методологический ресурс непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Вып. 2. − DOI: 10.15393/j5.art.2013.2082


Выпуск № 2

Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования

pdf-версия статьи

Социокинетика как методологический ресурс непрерывного образования

Титова Елена Владимировна
доктор педагогических наук
профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена
(Санкт-Петербург)
ev-titova@yandex.ru
Ключевые слова:
социокинетика
непрерывное образование
детское движение как вид социального движения
детские общественные объединения
социальные потенциалы детского движения
образовательный потенциал детских общественных объединений
Аннотация: Cтатья посвящена проблеме поиска новых методологических ресурсов развития теории и практики непрерывного образования. Цель – познакомить читателей с развивающейся научной областью, названной социокинетикой, всесторонне исследующей такое социальное явление, как общественные движения и, прежде всего, детское движение как один из видов социального движения. Раскрываются социальные потенциалы детского движения: социально-педагогический, социально-экономический, социально-культурный. Отмечается недостаточная изученность собственно образовательного потенциала детского движения. Обозначается место общественных объединений в системе непрерывного образования как элементов формального, неформального и информального образования. В статье представлена краткая характеристика концептуального образа социокинетики, возникновение и развитие которой явилось результатом согласованной деятельности неформального научного сообщества исследователей детского движения. Обозначаются: объект, предмет, основные категории, основные направления развития научного знания, формирующаяся структура социокинетики. Намечаются возможности методологической взаимосвязи социокинетики и теории непрерывного образования в исследовании проблем гражданского образования, развития социальной компетентности, социализации.

Socio-kinetics as methodological resource

Titova E V
D.Sc., professor of the Pedagogy Department at Herzen State Pedagogical University of Russia.
(St.Petersburg)
ev-titova@yandex.ru
Keywords:
socio-kinetics
lifelong learning
children movement as part of social movement
children social unions
social potentials of children movement
educational potentials of children movement
Abstract: The article is devoted to the problem of revealing new methodological resources of lifelong learning theory and practice. The goal of the article is to familiarize readers with developing research area, named socio-kinetics. Socio-kinetics studies the social phenomena of social movements, and most of all children movement as one of the types of social movements. The social potentials of children movement such as social-pedagogical, social-economical, and socio-cultural are discussed. In the article it is noted that educational potentials of children movement has not been enough studied yet. The place of social unions in the system of lifelong learning as elements of formal, non-formal, and informal education is specified. Brief characteristics of conceptual image of socio-kinetics, the origin and evolution of which has been the result of coordinated activities of informal scientific community of children movement researchers are presented. The article deals with the object, subject, main categories, main trends, and structure of socio-kinetics. The article gives a general outline of the possibilities of methodological interrelation of socio-kinetics and the theory of lifelong learning in the field of research of civil education, social competency development, and social integration.

Развивающаяся теория непрерывного образования рано или поздно потребует расширения методологических связей с различными науками и научными областями. Эта потребность будет нарастать по мере того, как будут углубляться, уточняться, конкретизироваться представления об объекте, предмете и исследовательской проблематике теории непрерывного образования. Непрерывное образование как многогранное явление человеческой жизни и социума находит в реальности все новые возможности, которые осознают ученые-исследователи. Одна из таких возможностей – общественные (социальные) движения в структуре гражданского общества, т. е. того социального пространства, в котором происходит самоорганизация граждан для реализации своих интересов. Социальные движения разнообразны по своей направленности и охватывают фактически все слои населения и все возрастные категории граждан – от детей до пенсионеров.

Жизнедеятельность общественных объединений в любом виде социального движения представляет собой в разной степени систематизированную совокупность социально-творческих и культурно-образовательных практик, предполагающих добровольное участие. В системе непрерывного образования социальные движения, общественные объединения в зависимости от степени их институциональности, правового статуса и сферы деятельности могут выступать элементами:

- формального образования, если они осуществляют свою деятельность на базе государственного образовательного учреждения и занимают определенное место в его учебно-воспитательной системе;

- неформального образования, если их деятельность предполагает отдельные обучающие формы (в основном дополнительного образования);

- информального образования, если в их жизнедеятельности реализуются объективные воспитательно-образовательные возможности.

Особое значение имеет такой вид социального движения, как детское движение, ибо именно оно на современном этапе рассматривается как перспективная модель гражданского общества. Кроме того, именно в детском возрасте по мере формирования опыта участия в общественной жизни закладываются основы многих личностных качеств, определяющие социальную активность на протяжении дальнейшей жизни.

Многочисленными исследованиями (Л. В. Алиева, Н. Ф. Басов, М. В. Богу­славский, Г. М. Иващенко, А. Г. Кирпичник, В. В. Лебединский, Э. А. Мальцева, К. Д. Радина, О. В. Решетников, Т. В. Трухачева, З. А. Ходоровская и др.) были убедительно доказаны социально-педагогические эффекты детских организаций, общественных объединений, детского движения в целом [1; 3; 4; 5]. Детское движение самоценно, поскольку объективно обладает значимыми «социальными потенциалами» (Е. А. Дмитриенко) [4, ч. 1, с. 130], к которым, прежде всего, следует отнести:

- социально-педагогический, воспитательный потенциал, выраженный в целенаправленном развитии социальной активности детей и подростков; содействии их эффективной социализации, развитию социальной компетентности, демократической культуры и национального достоинства;

- социально-экономический потенциал, отражающий экономически выгодное и эффективное решение острых социальных проблем, таких как борьба с детской преступностью и правонарушениями, наркоманией, игровой зависимостью и др.; подготовка кадрового резерва организаторов для различных сфер жизнедеятельности;

- социально-культурный потенциал, проявляющийся в утверждении социально ценных норм общественной жизни; сохранении и преумножении культурных традиций российского народа, конкретного региона, территории.

При этом собственно образовательный потенциал социальных движений еще недостаточно изучен, ибо они в полном объеме не попадают в объектную область педагогики. Между тем социальное (общественное) движение как особый объект исследуется новой специфической научной областью, получившей наименование «социокинетика». Ее возникновение связано с осознанием научным сообществом необходимости всестороннего изучения самого феномена общественного движения.

До определенного времени детское движение по существу не исследовалось как таковое. Ученые, обращавшиеся в том или ином аспекте к проблемам, связанным с детским движением, осуществляли свои изыскания строго в рамках предметных областей соответствующих наук: педагогики, психологии, философии, истории. Например, в центре внимания педагогов были проблемы формирования личности ребенка в условиях детской организации. Сама же организация рассматривалась в основном лишь как средство воспитательного влияния на развивающуюся личность, как некий социальный фон, на котором протекает ее развитие. Несмотря на наличие в нашей стране сотен диссертаций, затрагивающих проблемы детских организаций, в поле зрения ученых до некоторых пор не попадали такие проблемы, которые бы раскрывали сущность, закономерности возникновения, функционирования и развития самих детских организаций, других видов детских общественных объединений, их типологию, вообще феномен детского движения. В том числе в его социально-образовательном ракурсе.

Однако до конца 80-х годов считалось, что существует научная область, имеющая непосредственное отношение к детскому движению. Она именовалась «теория и методика пионерской работы» и понималась как «совокупность научно достоверных, обобщенных и взаимосвязанных знаний о пионерской организации и особенностях ее деятельности по коммунистическому воспитанию детей и подростков». Тем не менее официально как отрасль педагогики «теория и методика пионерской работы» все же не была признана. Собственно научная теория в ней еще и не сложилась как таковая, как не сложилась и методика в ее научном аспекте. Зато можно говорить о накопленном довольно обширном эмпирическом и исследовательском материале, который до сих пор нуждается в систематизации и переводе на уровень теоретического и методического знания, пусть даже в том единственном аспекте, который был взят в качестве предмета изучения: воспитание детей и подростков средствами детской организации на разных этапах школьного обучения. Что так или иначе попадает в поле непрерывного образования, атрибутом которого всегда являлось социальное воспитание.

Тот факт, что появившиеся ранее возможности развития научной дисциплины о детском движении оказались утраченными, объясняется, прежде всего, социальными изменениями, происходившими в России конца 80-х – начала 90-х годов, что, естественно, повлекло за собой и изменения в научной сфере. Прежде всего, существенные изменения произошли в самом объекте познания. Если раньше это была пионерская организация как институт социального воспитания детей и подростков, санкционируемый государством, то теперь в качестве объекта выступают разнообразные по своему статусу, масштабу, ориентации, направленности детские объединения, организации, движения, совокупность деятельности которых объединяется общим понятием «детское движение». В связи с этим возникает объективная потребность в совершенно новых знаниях, более широких и разносторонних (не только о воспитательных функциях и возможностях), о новом объекте социальной действительности во всех его аспек­тах: правовом, экономическом, педагогическом, социологи­ческом, психологическом и др. При этом в стороне нельзя оставить его образовательную составляющую.

Изменились и «потребители» научных знаний. Прежде это были специалисты, преимущественно с педагогической подготовкой (педагоги-практики, вожатые, методисты). Теперь ими стали руководители детских объединений – люди самых разных профессий. Потребность в достоверных знаниях о детском движении острее, чем прежде, стали испытывать руководители системы образования, конкретных образовательных учреждений, кото­рым приходится считаться с правом детей на объединение и выстраивать взаимоотношения с различными по типу детскими объединениями. Аналогичную потребность стали ощущать комитеты по делам молодежи, сотрудники системы социальной защиты населения. Но, пожалуй, наиболее остро потребность в новых научных знаниях о детском движении ощутили сами ученые. Значительно возросло количество ученых, исследующих проблемы, связанные с деятельностью детских объединений, появились люди, заинтересованные в решении методологиче­ских проблем науки. Все это происходит на фоне изменений в сфере педагогической науки в целом: усиление интеграционных процессов, курс на междисциплинарные исследования, междисциплинарный син­тез, тенденции к построению целостного знания об объектах.

В 1989-1990 годах состоялась первая научная дискуссия о том, какой должна быть наука о детской организации, детском движении [6]. В центре внимания участников дискуссии (педагогов, психологов, философов) были: анализ состояния прежнего научного знания о детской организации; формирование представлений о новых научных проблемах; обоснование и конструирование нового образа науки. Были высказаны критические суждения по поводу существовавших ранее концептуального объекта науки и теоретической концепции – теории и методики пионерской работы как области педагогических знаний, обоснованы предложения о необходимости выхода научного знания о детском движении за рамки педагогики, в самостоятельную область науки.

Эта область познания очерчена как бы границами самого явления, требующего изучения, т. е. в нее попадают все аспекты и проблемы, связанные с детским движением, в том числе образовательные, распределенные в жизненном времени подрастающего человека. Поскольку само детское движение является специфическим социальным феноменом, а не сугубо педагогическим, постольку и научное познание его не может осуществляться только в рамках педагогики, как это было прежде. Следовательно, уместно вести речь о создании новой области научных знаний, взаимодействующей с различными науками: социологией, социальной психологией, общей и возрастной психологией, экономикой, правоведением и др. Естественно, что развивающаяся область науки должна была, наконец, получить свое имя – официальное наименование, под которым она будет занимать определенное место в системе науки.

Термин «социокинетика» был предложен автором данной статьи в 1990 году, в ходе первой научной дискуссии, посвященной науке о детском движении [6]. Через пять лет, в 1995 году, был впервые опубликован развернутый материал с обоснованием концептуального образа науки о детском движении [5]. Еще через пять лет, в 2000 году, вышла в свет коллективная монография «Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде» [4]. Почему именно такое название было предложено? Если объектом и предметом познания является феномен детского движения, это и должно найти отражение в наименовании науки. Различные виды и формы движения изучает область познания, которая называется кинетикой. Но в данном случае речь идет об особой форме движения – движении социальном, при этом в детской среде. Исходя из этого, правомерно науку о детском движении именовать социокинетикой детства. В качестве признаков ее становления рассматривались следующие факты:

  1. Создано реальное (не номинальное) научное сообщество (Ассоциация исследователей детского движения), объединяющее представителей педагогики, психологии, социологии, философии, истории, политологии, культурологии, медицины, правоведения (1991).
  2. Достаточно четко очерчена новая предметная область, включающая такие аспекты, как: а) феномен детского общественного объединения, организации; б) функционирование детских общественных объединений, их деятельность, социальное взаимодействие (детское движение); в) факторы и условия развития детского движения; г) формирование личности в деятельности детского общественного объединения, организации.
  3. Определены приоритетные направления исследований и принципы их отбора, осуществляются попытки согласованных, координированных исследований, результаты которых обсуждаются на ежегодных научных конференциях, публикуются в сборниках научных трудов.
  4. Разрабатывается собственный новый понятийно-категориальный аппарат.
  5. Формируется методологический образ науки, ее концептуальная модель, складывается уровневая дифференциация научных знаний об изучаемом предмете.

Объектом социокинетики1 стало детское движение в системе государства и общества:

-     как особое социальное явление, связывающее мир детства и мир взрослых;

-     как специфическая форма участия детей в общественной жизни, заключающая в себе механизм реализа­ции основных гражданских прав и свобод ребенка;

-     как своеобразный социально-воспитательный и образовательный институт, направляющий процессы социализации личности.

Таким образом, явление действительности, избираемое в качестве объекта научного познания, имеет сложную структуру. В качестве разнородных элементов в нее попадают: связи и отношения детского движения с государственными и общественными структурами; его конкретные формы и виды на определенном территориальном пространстве, его участники – дети и взрослые; детские объединения различных типов и видов. Исходя из необходимости всестороннего изучения этого социального явления, на данном этапе становления социокинетики предмет ее познания также предстает как сложная структура, включающая:

-     состояние и развитие детского движения: тенденции, факторы, условия, закономерности, общее и особенное в связях и отношениях с государственными и общественными структурами;

-     сущность детских общественных объединений, процессы их создания и функционирования, особенности и основы деятельности (правовые, экономические, социально-психологические, педагогические, организационно-мето­дические), программы деятельности (в том числе воспитательные, образовательные);

-     процессы развития личности в деятельности детских объединений: факторы, условия, закономерности, характер межличностного взаимодействия, социальные роли и позиции детей и взрослых в детском движении.

Совершенно очевидно, что новая наука о детском движении должна развиваться на междисциплинарной основе. И ключевыми процессами, определяющими характер ее развития, будут процессы интеграции и дифференциации научного знания и научной деятельности.

В рамках социокинетики складывается своя категориально-понятийная система, включающая такие понятия, как «детское движение», «детское общественное объединение», «детская организация» и др. Ключевым понятием, через которое описываются и определяются другие понятия данной научной дисциплины, является «детское общественное объединение».

Детское общественное объединение - это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70 %) граждан до 18 лет от общего числа участников. Общественным считается детское объединение, которое: а) создается по инициативе и на основе свободного волеизъ­явления детей и взрослых, не являясь непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой; б) осуществляет социально-творческую деятельность; в) не ставит своей (уставной) целью получение прибыли. К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также образованные ими ассоциации (федерации, союзы).

Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие деятельность нормы и правила, зафиксированные в учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Понятие «детское движение» употребляется в нескольких значениях. В общем значении под детским движением понимается совокупность действий и деятельностей всех детских (подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в регионе. Например, можно говорить о детском движении в России, в масштабах всего государства в целом, или в каком-либо регионе (крае, области) или территориальной единице (городе, районе).

В рамках общего социального явления можно видеть специфику отдельных видов детского движения, отличающихся содержанием и направленностью деятельности, определенным типом организации, степенью координации. В этом случае, как правило, используется указание на видовую (возрастную) специфику. Например: детское экологическое движение, коммунарское движение, юношеское военно-патриотическое движение, скаутское движение и др. Правомерно говорить также и о пионерском движении в масштабе государства в целом и в отдельных регионах, где произошел распад монолитной крупномасштабной организации, но сохранились первичные пионерские организации и существуют объединения «пионерской направленности».

Иногда понятие «движение» официально фигурирует в названиях при регистрации различных общественных объединений в государственных органах. Например, детско-юношеское движение «Юные за возрождение Петербурга». Индивидуальные и коллективные участники такого рода объединений могут включаться в деятельность в рамках конкретных программ и акций как на постоянной, так и на временной основе. При этом отличительной чертой является непостоянство состава участников, отсутствие между ними регламентированных связей. Хотя, как правило, имеется некое постоянное ядро и существует инициативный (координирующий) орган, состоящий в основном из взрослых, определяющий содержание и формы деятельности участников движения, представляющий их интересы в отношениях с государственными органами, учреждениями и другими общественными организациями, принимающий на себя полномочия юридического лица.

Исследователи детского движения (Т. В. Трухачева, Л. В. Алиева, О. В. Решетников) особо подчеркивают роль детских общественных объединений, организаций, движений во взаимодействии с государственными образовательными учреждениями [3, ч. 2, с. 156-217; 2, с. 277-328; 1, с. 186-193], в содействии гуманизации и развитию воспитательных и образовательных систем. Так, Л. В. Алиева отмечает, что региональные и местные субъекты Федераций детских объединений (СПО-ФДО и «Юная Россия») успешно взаимодействуют на базе разработанных социально-ориентированных программ («Игра – дело серьезное», «Орден милосердия», «Школа демократической культуры», «Золотая игла», «Школа социального успеха»), «обогащая воспитательные системы содержательными инновациями, активизацией учащихся – субъектов системы». Взаимодействие патриотического детско-юношеского движения «Юные за возрождение Петербурга» со школами и учреждениями дополнительного образования города «положило начало новым учебным предметам краеведческого профиля (“История города”, “Юный петербуржец”, “Этнография” и др.), придав воспитательным системам социальную, духовно-нравственную, гражданско-патриотическую направленность, обогатив их учебный блок» [1, с. 188]. Благодаря деятельности первичных объединений (дружин, братств, лиги, республик) союза детских организаций «Сияющие звезды» города Саров Нижегородской области в жизнь школ прочно вошли программы: «Древо жизни», «Азбука добрых дел», «Мир красотой спасется», «Путешествие по тропе полезных дел», «обогатив практически все блоки образовательной деятельности, формируя стержни воспитательной системы школы и социума, создавая единое пространство ценностей, на которых растут и развиваются в совместно значимой деятельности и дети, и взрослые» [1, с. 188]. В целом проблема взаимодействия общественных объединений с государственными структурами, и прежде всего с образовательными, является в социокинетике одной из ключевых научных проблем.

При построении структуры науки задача состоит в том, чтобы определить необходимые уровни знаний, на которых должны вестись разработка и систематизация первоначально сформулированных проблем. На этапе зарождения социокинетики были обозначены несколько структурных разделов, выделенных по уровню получаемого научного знания:

  1. Методология науки о детском движении – обоснование и формирование научного статуса социокинетики; обоснование структуры науки (принципы структурирования научных знаний, выявление и установление связей с другими научными дисциплинами и сферой практики); разработка основ формирования приоритетной проблематики научных исследований; разработка методики организации научных исследований; формирование и разработка понятийного аппарата научной дисциплины.
  2. Теория детского движения – исследование феномена детского движения в различных аспектах; разработка теоретических проблем, связанных с деятельностью детских объединений, изучение закономерностей их возникновения, функционирования, развития;
  3. Методика деятельности детских объединений – накопление и систематизация методических знаний о подходах к организации деятельности детских объединений, об особенностях форм, способов и приемов организации деятельности;
  4. История и историография детского движения – исторический анализ тенденций развития детского движения, исследования развития исторического знания о предмете науки.

На данном этапе можно говорить о том, что обозначилась дальнейшая дифференциация научного знания. Опираясь на анализ результатов научных изысканий Ассоциации исследователей детского движения, представленных в сборниках научных трудов и других изданиях, правомерно назвать несколько содержательных направлений, которые можно выделить в настоящие и будущие структурные разделы социокинетики (наименования носят условный характер):

  1. Аналитическая статистика детского движения – раздел, где обобщается и анализируется систематически обновляемая информация о реальной картине детского движения: типах и видах детских общественных объединений и организаций, направленности и содержании их деятельности, динамике численности, состава, структуры, дается сравнительный анализ их развития по различным параметрам.
  2. Правовые основы детского движения – разработка социально-правовых норм взаимодействия детского движения с государством и обществом; поиск действенных механизмов регулирования социальных отношений; выявление потребностей детских общественных объединений в правовом обеспечении и регулировании и т. д.
  3. Социопсихология взрослых в детском движении – исследование мотивации взрослых участников движения, их роли и позиции в детских общественных объединениях, организациях; разработка типологий руководителей и лидеров; выявление проблем координации их деятельности и возможной консолидации и т. п.
  4. Этнокультурология детского движения – систематизация накопленных знаний о национальной и региональной специфике, культурных традициях, проявляемых в детском движении; о факторах этнокультурной среды, влияющих на его состояние и развитие.

Кроме того, правомерно выделенные ранее знания о методике деятельности детских общественных объединений включить в более широкий объективно развивающийся раздел социокинетики – «педагогика детского движения», куда могло бы войти, в том числе, изучение образовательного потенциала детских и молодежных общественных объединений (см. рис.).

Строго говоря, педагогика детского движения могла бы стать еще одной отраслью педагогической науки, если бы обладала необходимыми признаками научной отрасли. Пока что этого не произошло, более того, некоторые ранее имевшие место признаки оказались утраченными. Обнаруженные элементы структурирования социокинетики несоразмерны по объему входящих в них знаний. Одни развиты в большей степени, другие − в меньшей. Это объясняется особенностями процесса накопления знаний. Специфика развития социокинетики связана с тем, что она развивается силами общественного совокупного субъекта, каким является Ассоциация исследователей детского движения, в составе которой профессиональные ученые – представители разных научных структур и дисциплин.

 

Индивидуальный вклад каждого ученого, исследователя в определенной степени зависим от его научной принадлежности. Однако эта зависимость не абсолютная. Все же большинство исследователей детского движения – педагоги, что совершенно естественно. Потому и в общем массиве нового научного знания наибольшую долю составляет именно «педагогика детского движения».

На данном этапе можно утверждать, что педагогика детского движения развивается как общий элемент в структуре двух наук – педагогики и социокинетики, обеспечивая взаимосвязь этих наук. В дальнейшей перспективе развития перед социокинетикой детства неизбежно встанет проблема обретения официального статуса. Абсолютно «общественное» (как бы неофициальное) существование науки не может обеспечить ей такого статуса. При наличии многих существенных признаков научной дисциплины ей недостает двух, но именно они и являются показателями научного статуса. Это наличие структуризованных научных сообществ и система подготовки научных кадров. Вероятно, статусное оформление социокинетики детства будет невозможным до тех пор, пока не будут созданы в структурах научно-исследовательских или образовательных учреждений ее специальные подразделения (кафедры, лаборатории и т. п.), а затем на их базе не начнется подготовка специалистов высшей квалификации – ученых-исследователей по данной научной специальности.

Синтетичность, интегративность развивающейся науки потребует соотнесения представлений об образе конкретных исследований, привносимых разными науками. Поэтому перед социокинетикой детства встанут задачи отбора и систематизации методов исследований, согласования критериев оценки результатов исследований – достоверности, репрезентативности, поиска валидных методик, построения адекватных целям и задачам науки конструкций конкретных исследований, формирования общих требований к ним.

Двадцать лет для науки – срок небольшой. Процесс становления социокинетики продолжается и пока не завершен. В отношении теории и практики непрерывного образование ресурсное значение социокинетики видится в возможности ее участия в методологической разработке, прежде всего, таких проблем, как: гражданское образование детей и молодежи в его преемственности, развитие социальной компетентности, компенсаторные функции детских общественных объединений, образовательные возможности различных типов и видов детских движений, объединений, организаций.

 

Список литературы

  1. Алиева Л. В. Детское движение – субъект воспитания: теория, история, практика. М.: МАКС Пресс, 2002. 224 с.
  2. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений, и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2009. 528 с.
  3. Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде: В 2 ч. / Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2000. Ч. 1 - 235 с., Ч. 2 – 237 с.
  4. Социокинетика: стратегия и тактика детского движения нового века / Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2003. 512 с.
  5. Титова Е. В. Наука о детском движении (социокинетика): концептуальный образ //Ассоциация исследователей детского движения: Визитная карточка. М.: Пресс-соло, 1995.
  6. Точка зрения: сборник статей участников научной дискуссии. Иваново, 1990.



Просмотров: 13421; Скачиваний: 1758;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2013.2082