Грауманн, О. Из истории педагогического образования Германии и стран Западной Европы // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Вып. 3. − DOI: 10.15393/j5.art.2013.2146


Выпуск № 3

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 37

Из истории педагогического образования Германии и стран Западной Европы

Грауманн О
профессор, доктор наук
Фондовый университет Хильдесхайма
(Германия)
jaugrau@uni-hildesheim.de
Ключевые слова:
западно-европейская педагогика
история педагогического образования в Германии
Австрии
Англии
Италии
Франции
развитие школы в Германии
Аннотация: Cтатья представляет очерк истории западно-европейского педагогического образования в период с XVIII века до наших дней, основанный на фундаментальных исследованиях немецких ученых. Автор затрагивает основные моменты исторического развития подготовки учителей в Германии на фоне краткого обзора педагогического образования Австрии, Франции, Англии и Италии. Этапы становления немецкого государства связываются с изменением образовательных потребностей общества и требованиями к содержанию и уровню подготовки учителей. Представлена последовательность профессионализации учительства Германии, различные типы образовательных учреждений, в которых осуществлялась педагогическая подготовка, названы исторические личности, оказавшие приоритетное влияние на реформы обучения немецкого народа (М. Лютер, А. Г. Франке, И. Г. Кампе, В. Гумбольдт, В. Ратке, И. Кант, И. Б. Базедов, А. Дистервег, Г. Ноль и др.). В статье показаны исторические тенденции и противоречия, связанные с влиянием на систему обучения и воспитания религии, политических идей, идей просветительства, общественных преобразований. На широком историческом фоне становятся более понятными истоки и природа сегодняшних политических дебатов и изменений в сфере западно-европейского образования. Анализируя сходство и различие в истории развития системы педагогического образования стран Западной Европы, автор указывает на важность изменений, вызванных Болонским процессом, и на широкие возможности, открывающиеся сегодня в области международного сотрудничества в сфере образования.

History of teacher education in Germany and Western European countries

Graumann O
D.Sc., professor at the University of Hildesheim.
(Germany)
jaugrau@uni-hildesheim.de
Keywords:
the pedagogy in Western Europe
school development in Germany
the history of teacher education in Germany
Austria
Great Britain
Italy
France
Abstract: the article outlines the history of pedagogical education in Western Europe from XVIII century to the present day. It is based on fundamental research of German scientists. The milestones of teacher education in Germany are considered amid a brief review of teacher education in Austria, France, Great Britain, and Italy. German state formation is associated in the article with the change in the educational needs of society, requirements for the content of teacher education, and criteria for teacher competence. The professionalisation of teaching in Germany and different types of educational institutions for teachers are presented. Furthermore, the historical figures that had an impact on education reforms in Germany are named (M. Luther, A. Franke, I. Kampe, W. von Humboldt, W. Rathke, I. Kant, J. Basedow, A. Disterveg, H. Nohl, etc.) Historical trends and controversies related to the influence of religion, social transformations, political ideas, and the ideas of the Enlightenment on the system of education are discussed in the article. Therefore, the historical background provides clarification on the origins of modern political debates and changes in Western European education. The author analyzes the similarities and differences in the development of teacher education system in Western European countries and points out the importance of the Bologna process changes and the opportunities for international cooperation in education.

Полный текст статьи см. в немецкой версии и формате pdf

Просмотров: 6791; Скачиваний: 1686;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2013.2146