Васильева, С. В. Об опыте организации непрерывного образования в Дунайском университете города Кремса (Австрия) // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Вып. 3. − DOI: 10.15393/j5.art.2013.2145


Выпуск № 3

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 374.72

Об опыте организации непрерывного образования в Дунайском университете города Кремса (Австрия)

Васильева Светлана Владимировна
кандидат философских наук
доцент кафедры германской филологии ПетрГУ
(Петрозаводск)
pavic3x@sampo.ru
Ключевые слова:
университет
непрерывное образование
постдипломное образование
повышение квалификации
менеджмент непрерывного образования
Аннотация: В статье анализируется опыт организации непрерывного образования в Дунайском университете австрийского города Кремса, многопрофильном учреждении
постдипломного образования, реализующем уникальную модель организации обучения. На примере Дунайского университета показаны позитивные тенденции, характерные для Болонского процесса. Это интеграция в международное образовательное пространство; адаптация к условиям рыночной экономики; вариативные модели финансирования; развитая сеть социального партнерства; практико-ориентированное обучение, современная система образовательного менеджмента, реализация гендерной политики. На конкретных примерах раскрыты структура и особенности организации жизнедеятельности университета, обеспечивающие эффективность непрерывного образования по различным направлениям профессиональной и общекультурной подготовки. Представленный в статье опыт работы Дунайского университета показывает, что развитие системы современного постдипломного образования связано с перспективами отказа от длительного и непрерывного обучения в одном вузе в пользу дискретных форм образования, в том числе чередования периодов обучения с практической деятельностью, а также различными видами неформального и информального обучения.

Continuing education at Danube university Krems (Austria)

Vasilyeva S V
PhD, associate professor of the Department of Germanic Languages at Petrozavodsk State University.
(Petrozavodsk)
pavic3x@sampo.ru
Keywords:
university
continuing education
postgraduate education
professional development
continuing education management
Abstract: the paper analyzes the unique organization of continuing education at Danube University Krems, the multidisciplinary university of postgraduate studies. The following positive trends of the Bologna process are shown through the example of Danube University: integration into the international education network, adaptation to market economy, alternative financing models, elaborate social partnership, practice-oriented training, modern educational management system, gender policy implementation. The structure and distinctive features of the university organization in terms of effective continuing education (both professional and general cultural training) are revealed. The practices of Danube University show that the prospects of modern postgraduate education are in alternating education. E.g. in alternation of periods of classroom training with hands-on experience and with different forms of non-formal and informal education (instead of long-term and continuous studying at the same university).

Непрерывное образование в его классическом понимании рассматривается как образование на протяжении всей жизни, как образование для взрослых и как непрерывное профессиональное образование [1]. Все эти виды образования связаны с потребностью людей разного возраста пополнять свои профессиональные знания для того, чтобы «не выпасть» из жизни общества, соответствовать его изменениям, происходящим на уровне экономики, культуры, информационных технологий. И речь идет не только о повышении квалификации, а, в первую очередь, о реализации личностных потенций, заложенных в человеке и требующих своего воплощения на протяжении всей жизни. Для того чтобы соответствовать вызовам времени, люди вынуждены не просто пополнять, а периодически изменять свои знания в профессиональной сфере. В условиях постоянно меняющейся картины мира, увеличения срока жизни и качественных ее характеристик возможность постоянного обновления и пополнения своих профессиональных знаний не только потребность человеческой личности. Это становится фактором стратегического развития человечества в эпоху тотальной технологизации.

Наряду с формированием компетенций на разных этапах обучения сегодня на первый план выходят принципы гибкости и разнообразия. Это напрямую относится не только к получаемым знаниям в профессиональной сфере, но и к развитию личности на протяжении всей жизни, что является залогом счастливой, полноценной жизни и даже на ее закате позволяет человеку избежать изоляции в ментальном и духовном плане. Однако личностное развитие на основе непрерывного образования невозможно без заинтересованного участия государства, роль которого заключается в обеспечении и организации системы специальных институтов. В организацию этой системы должны быть вовлечены не только государственные, но и общественные, неформальные структуры, задачей которых является создание разнообразных образовательных программ, отвечающих потребностям времени.

В статье на примере деятельности Дунайского университета города Кремса (Австрия)1 показаны реальные возможности непрерывного образования в их современном воплощении. При написании статьи были использованы информационно-методические материалы, подготовленные университетом для своих слушателей, сетевая информация, личные впечатления экспертов международной программы TEMPUS IV с участием Дунайского университета [2, 3, 4].

Дунайский университет города Кремса находится в земле Нижняя Австрия в восьмидесяти километрах от Вены. Это единственное в Европе многопрофильное учреждение постдипломного образования, с 1995 года успешно реализующее уникальную модель организации обучения (общественно-государственный университет с частным финансированием) и предоставляющее оптимальные возможности для повышения квалификации без отрыва от производства. За свою деятельность в 2010 году университет награжден премией Lifelong Learning Award2, в том числе за разработанный вместе с европейскими партнерами European Career Guidance Certificate3. Фото 1. Дунайский университет в Кремсе.

С момента основания Дунайский университет творчески воплощает в жизнь идею непрерывного образования, сопровождающего человека на протяжении всей жизни. Области знаний, которые предлагаются слушателям, имеют широчайшую профессиональную палитру, отвечая современным вызовам времени. Общее количество обучающихся в последние годы составляет от 4500 до 6000 человек4 из 80 стран мира. Из них иностранных студентов около 40 %. Средний возраст слушателей примерно 40 лет. На факультетах «Здоровье и медицина», «Коммуникация и глобализация», «Экономика и право», «Образование и современные технические средства», «Искусство, культура и строительство» слушателям предлагается более чем 200 учебных программ разного уровня, от MBA до краткосрочных курсов. Здесь преподают профессора и академики, известные специалисты в области здоровья и медицины, экономики, глобализации, образования, искусства, архитектуры.

В предлагаемых программах и курсах представлены все три направления, составляющие ядро идеи непрерывного образования: образование на протяжении всей жизни, образование для взрослых и непрерывное профессиональное образование. Поскольку большинство студентов Дунайского университета имеют высшее образование, отправной точкой обучения являются курсы, предполагающие получение степеней магистра. Например, магистратура в области финансов предназначена для подготовки выпускников вуза к успешной карьере в финансовом секторе и получения степени «Master in Finance» (MSc.) Программа предоставляет возможность получить современные знания и овладеть профессиональными навыками для менеджеров и финансовых консультантов. Все учебные курсы ежегодно представлены в объемных путеводителях.

Например, Путеводитель на 2012/13 учебный год состоит из пяти разделов. Первый включает в себя медицину, здоровье и социальные услуги, второй – экономику и предпринимательство, третий раздел посвящен праву, управлению и международному сотрудничеству. Четвертый – это область образования, СМИ и коммуникаций, пятый посвящен искусству, культуре и архитектуре.

Опыт Дунайского университета непрерывного образования интересен тем, что в его укладе и деятельности ярко проявляются многие позитивные тенденции, характерные для Болонского процесса в целом. Прежде всего, это успешная интеграция в международное образовательное пространство за счет высокого уровня обучения, позволяющего выдавать дипломы международного образца по наиболее востребованным в мире направлениям: MBA, Master of Science, Master of Arts, Master of Law. Растущая тенденция к интернационализации образования в Европе и мире поставила Дунайский университет перед необходимостью модернизации всей системы обучения. Для этого в 2006 году был создан Международный офис, ответственный за установление международной кооперации в сфере образования и координацию учебных программ в рамках Евросоюза. Международный центр отвечает за размещение иностранных студентов, преподавателей, сотрудников университета и поддерживает их на протяжении всего срока пребывания в Кремсе5.

Еще одна характерная особенность деятельности университета – безусловная адаптация образовательной системы к условиям рыночной экономики, обусловленная гибкой ориентацией на рынок труда и потребности потенциальных клиентов – потребителей образовательных услуг. Обеспечение такой гибкости требует наличия развитой системы маркетинга и эффективного образовательного менеджмента. Сильной стороной университета является предпринимательская деятельность и самофинансирование. Например, по данным 2009 года, размещенным в сети, на фоне 39 млн. евро, потраченных университетом из бюджета, его собственные доходы составили 77 млн. евро.

В системе работы Дунайского университета используются вариативные модели финансирования для обучения слушателей. Благодаря кооперации с Райффайзен-банком, студентам предлагаются индивидуальные программы финансовой поддержки. Есть стипендии, которые университет выделяет из своих бюджетных средств, при этом приоритетом пользуются желающие из стран Восточной Европы и новых стран-членов Евросоюза. На отдельных учебных курсах существуют стипендии, учрежденные спонсорами, а также стимулирующие средства, выделяемые службой занятости, Европейским социальным фондом и землей Нижняя Австрия. Вся информация о возможностях финансирования учебы, налоговых льготах, касающихся продолжения образования, а также ссылки на базы данных по этим вопросам находятся в открытом доступе6.

Следует также отметить развитую сеть полноценного социального партнерства на уровне взаимодействия университета с представителями экономики (бизнеса), науки, общественных организаций. У Дунайского университета сложились многолетние связи с различными научными учреждениями и организациями как в Австрии, так и за рубежом. Традиционным является участие профессорско-преподавательского состава и слушателей в международных программах (Sokratus-Erasmus) и проектах.

В качестве примера такого участия можно привести совместный европейский проект Tempus IV «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в реализации многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента». В рамках этого проекта осуществлялись консультирование преподавателей университетов-партнеров и экспертиза проектных разработок по проблемам: образовательный менеджмент, информационные системы, повышение квалификации в профессиональной сфере. Фото 2. Международная конференция по проекту Темпус IV в 2012 г.

Значительное место в образовательной политике университета занимают обеспечение равных прав на образование и реализация гендерной политики, что является одним из приоритетов, заявленных ЮНЕСКО. Данный вопрос находится в непосредственном ведении ректора Дунайского университета. Ректор является контактным лицом при обсуждении вопросов, касающихся гендерной политики, ситуации равноправия и равных возможностей обучения, а также создания любого контента, связанного с гендерными вопросами, будь то совместные исследовательские проекты или содержание учебных дисциплин7.

Высокое качество обучения достигается в Дунайском университете за счет органического сочетания современной практической базы подготовки с серьезным научно-исследовательским обеспечением учебного процесса. Практико-ориентированное обучение слушателей основано на новейших научных разработках, в том числе в области технологий преподавания и учения. Междисциплинарность, специализация, углубленное изучение наиболее актуальных вопросов позволяют преподавателям гибко следовать трендам развития науки, техники, культуры. Таким, например, как содействие устойчивому развитию с учетом специфики той или иной отрасли, работа с информацией в медиасреде, сетевое взаимодействие, сохранение психосоциального здоровья и др.

Так, университет приобрел известность как центр передового опыта энергетически эффективного строительства. В качестве примера интеграции современной теории и практики в этой области можно привести курс «Гелиоархитектуры», включающий, помимо дисциплин по дизайну, архитектуре, созданию высокотехнологичных климатических систем, сведения об их эксплуатации, а также модули по операциям с недвижимостью. Программы университета постоянно расширяются и обновляются. В 2012 году в учебном плане появились такие специализированные дисциплины в области СМИ и коммуникаций, как «Дизайн и информация», «Онлайн-маркетинг», «СМИ и менеджмент», ориентированные на актуальные потребности рынка труда. Программы в области медицины и здоровья были усилены за счет разработки новых курсов «Продвинутая кардиохирургия» и «Фармацевтический бизнес-менеджмент». Таким образом, уже в названиях курсов отражено стремление университета следовать требованиям времени.

Еще одной характерной чертой, отвечающей международным требованиям, является модульный подход к построению образовательных программ. Так, упоминавшаяся уже программа магистратуры в области финансов состоит из семи основных модулей университетского курса МБА и тринадцати модулей дополнительного профессионального образования специалиста в области финансов, предполагающих изучение ряда материалов из программ финансовых институтов, динамических стратегий, международного финансового менеджмента, а также эффективного применения анализа в бизнес-практике. Критериями для отбора желающих получить постдипломное образование служат:

а) наличие австрийской (или эквивалентной ей иностранной) университетской степени (магистр, бакалавр);

б) минимум 4 года профессиональной деятельности, соответствующей квалификации, полученной в университете, минимальный возраст учащихся в этом случае составляет 24 года;

в) достаточное владение английским языком.

Университет отличает целенаправленно сформированная уникальная образовательная среда, которую можно охарактеризовать как высокотехнологичную инновационную и мотивирующую. Примечательны само место расположения (территория и здание бывшей табачной фабрики) Фото 3. Фрагмент старого здания табачной фабрики Фото 4. Учебные корпуса. Фото 5. Кирпичная труба - символ кампуса. и система проектирования и оформления помещений на конкурсной основе, что позволяет находить нетривиальные архитектурные и дизайнерские решения. Фото 6. Интерактивная инсталляция в вестибюле. Фото 7. Оформление лестницы. Фото 8. Галерея между зданиями. Современный университетский кампус, спланированный австрийским архитектором Дитмаром Файхтингером, рассчитан на 6 тысяч обучающихся и 400 штатных сотрудников.

В учреждении постдипломного образования обучаются взрослые люди, распределяющие свое время между работой и учебой или между учебой и практикой, а также по большей части обремененные семьей и дополнительными социальными обязанностями. Придерживаясь социально ориентированной образовательной политики, университет предлагает слушателям варианты учения, «встроенного» в процесс их жизни. Это становится возможным за счет соответствия структуры жизнедеятельности кампуса многообразию потребностей взрослого человека, желающего продолжать обучение. Здесь созданы необходимые и достаточные условия для того, чтобы слушателям любого возраста было комфортно. Инфраструктура университета включает студенческий сервисный центр, центр развития карьеры, службу поддержки женщин, детский сад и др. Администрация университета с момента его основания поставила своей задачей обеспечить все самые насущные требования студентов. Это относится непосредственно к учебному процессу и к свободному времени как студентов, так и членов их семей.

Для удовлетворения потребностей учащихся и сотрудников в полноценном питании в кампусе работает студенческая столовая на 200 мест, которая ежедневно предлагает два обеденных меню и буфет-салат. В здании старой табачной фабрики находится кафе для вегетарианцев. Кинобар в бывшей котельной, кирпичная труба которой является своеобразным символом кампуса, предлагает богатый выбор блюд региональной и местной кухни, блюда на основе биопродуктов. На территории кампуса имеется ресторан для проведения индивидуальных праздников и частных мероприятий.

Для сохранения семейных связей университет реализует программу поддержки для детей обучающихся и сотрудников университета, которая соотнесена с расписанием студентов и занятиями преподавателей. Детский центр в кампусе могут посещать ребята от трех до десяти лет. Для тех, кто младше или старше этого возраста, организуются специальные группы по предварительной договоренности. Особое внимание уделяется развитию музыкальности и креативности воспитанников, а также привитию языковых навыков в игровой форме на первых этапах изучения английского языка8.

В управлении жизнедеятельностью Дунайского университета используется современная система менеджмента. Все административные вопросы, касающиеся обучения, находятся в ведении команды Studien Service Center (SSC). Центр отвечает за процедуры допуска к обучению, перевода на следующую ступень, за самоуправление обучающихся, статистику, а также за работу администрации, связанную с окончанием университета. При этом широко применяются современные способы работы с информацией.

Вся информация представлена в цифровом виде, включая расписание, учебные материалы, бухгалтерские документы. Статус любого учащегося доступен и прозрачен. Существует, например, электронный календарь, созданный для координации сроков обучения и расписания занятий для тех, кто совмещает учебу с работой: студенты сами могут его регулировать. Свой электронный аккаунт, привязанный к общей информационной платформе университета, есть у каждого обучающегося и преподавателя, что значительно облегчает распространение актуальной информации. Обучающиеся получают студенческие удостоверения в формате чековой книжки – студенческую сервисную карту, наличие которой дает значительные преимущества и скидки в различных местах региона, право бесплатной парковки на территории кампуса, участия в ряде культурных и спортивных мероприятий9.

Университет располагает прекрасной библиотекой. Фото 9. Библиотека. В распоряжении ее пользователей большой объем книг, собрание журналов, читальный зал, оборудованные рабочие места, беспроводной Интернет. В публичном доступе находится любая литература по предметам, преподаваемым в университете. Это экономика, юриспруденция, гуманитарные науки, коммуникация, образовательные направления в науке, медицина, экология и др. В библиотеке имеется выход в Европейскую базу данных (EDZ), которая предоставляет доступ ко всем европейским документам (например, к материалам Европейского суда, начиная с 1952 года, а также к документам заседаний Европейского парламента). Все базы данных доступны студентам online10.

В распоряжение студентов предоставлена вся инфраструктура высоких технологий. Две компьютерные лаборатории с двадцатью оборудованными рабочими местами могут использоваться в учебном процессе любого направления, аудитории, где проводятся семинары, оборудованы для подключения к Интернету личных ноутбуков. На территории кампуса предусмотрены зоны беспроводного подключения для свободного доступа студентов в Интернет. Цифровая база данных находится в полном распоряжении студентов и сотрудников университета. Каждый обучающийся при поступлении в университет получает личный электронный адрес и аккаунты для участия в общей сети и доступа ко всем сервисам университета.

Центр электронного обучения предназначен для дидактической и технической поддержки процесса обучения посредством освоения различных сервисов, развития соответствующих компетенций и продвижения инноваций в области медийного обучения. Имеются две ступени обучения: продвинутый курс электронного обучения и профессиональный курс11.

Университет интегрирован в природную и культурную среду города Кремса с его тысячелетней историей и придунайской долины Вахау, внесенной в список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Дунайский университет является частью «Мили искусств»12 и позиционирует себя как региональный центр доступного искусства в публичном пространстве Австрии. Не случайно в образовательные программы в качестве дополнительного компонента «встроены» курсы по истории и культуре края.

Культура и искусство с момента образования Дунайского университета играют в нем неотъемлемую роль, составляя важнейшую часть корпоративной идентичности. Многие мероприятия, проводимые в кампусе, преследуют не только образовательные цели, но способствуют объединению науки и искусства, а также взаимодействию различных культур друг с другом. При этом постоянно проходящие на территории университета выставки, инсталляции, концерты, мастерские, мастер-классы адресованы не только аудитории университета, но и всем друзьям искусства в регионе. Подлинные произведения искусства, такие как, например, инсталляции Петера Коглера или выставки работ художницы из Нью-Йорка Дары Бирнбаум, дополняют богатую культурную галерею кампуса13. Фото 10. Киноклуб в кампусе. Фото 11. Открытый кинотеатр в кампусе.

Для поддержания устойчивого баланса между профессиональной деятельностью, обучением и состоянием здоровья в кампусе создан спортивный центр. В университетской жизни спортивным занятиям и фитнесу традиционно отводится значимая роль. Среди крайне разнообразных спортивных и оздоровительных программ стрельба из лука, альпинизм, пилатес, волейбол, гребля, йога, тайский бокс, фитнес, танцы и др.

В университете развиты клубные формы работы, становящиеся дополнительными источниками неформального и информального повышения квалификации. Клуб абитуриентов Дунайского университета объединяет 13 000 человек и открывает для участников возможность непрерывного диалога – межличностного, междисциплинарного, между университетом и представителями практической сферы. Разнообразная программа клубных мероприятий помогает поддерживать личные и профессиональные контакты, а также завязывать новые. Междисциплинарные программы непрерывного образования, предлагаемые клубом, гарантируют его участникам особые, неформальные условия для постоянного процесса обновления знаний. В комбинации со специальными предложениями для проведения свободного времени (искусство, культура, кулинария, спорт, путешествия) они делают привлекательными новые встречи в кампусе Кремса. Так, университет, не теряя из поля зрения своих абитуриентов, нарабатывает новые идеи для продолжения линии на модернизацию образования14.

Как можно заметить, учебные программы непрерывного образования Дунайского университета Кремса охватывают все основные области профессиональной деятельности, отвечая как классическим традициям, так и самым современным требованиям рынка труда. Широкий спектр предоставляемых университетом образовательных услуг предполагает активное совместное участие всех служб, которые осуществляют слаженную и эффективную работу по обеспечению непрерывного учебного процесса, а также по предоставлению сопровождающих услуг.

На примере деятельности Дунайского университета становится очевидным, что развитие системы постдипломного образования связано с перспективами отказа от длительного и непрерывного срока обучения в одном вузе в пользу дискретных форм образования, например, чередования периодов обучения с практической деятельностью. Образование «по частям» – более гибкая форма, которая позволяет реагировать на вызовы времени оперативно и эффективно.

Национальные и международные образовательные центры давно занимаются разработкой проблематики, связанной с потребностями общества в непрерывном образовании в разные периоды. Это явилось прямым следствием унификации образования в ходе Болонского процесса. Сделать доступным любые виды образования для всех социальных, профессиональных и возрастных групп населения – вот основная задача европейских институтов. Главный принцип этой деятельности – гибкость и разнообразие предлагаемых образовательных услуг.

В Европе университет является частью всеобщей социальной практики, являясь ее образовательным аспектом, вписанным в общую систему жизненного мира. Построение эффективной образовательной структуры, аналогичной описанной выше, представляется достаточно сложным в условиях, не приспособленных к интеграции на уровне различных социальных систем и институтов. Очевидно, что в значительно менее развитой, по сравнению с университетом Кремса, инфраструктуре Петрозаводского государственного университета невозможны реализация многих программ и предоставление столь широкого спектра образовательных услуг. Тем не менее необходимо обобщать, использовать и развивать уже имеющийся опыт в этой области. В наших условиях можно было бы использовать опыт формального очного и заочного образования, а также вечернего, дополнительного и других его видов, которые воплощает, например, Открытый университет. При этом возможно сочетать традиционные учебные классические курсы со специально разработанными новыми программами. Более функциональный подход в использовании помещений университета позволил бы значительно расширить возможности для предоставления дополнительных услуг как в рамках учебного процесса, так и за его пределами.

Что касается академической мобильности преподавателей, то специальная служба могла бы заниматься распределением нагрузки между желающими и способными к этому кадровыми силами, регулируя расписание таким образом, чтобы они могли преподавать не только в стенах одного учебного заведения. К подобной деятельности могли бы быть привлечены и наиболее одаренные студенты, что, в свою очередь, позволит им не только улучшить свое материальное положение уже в период учебы, но и нарабатывать необходимый опыт для дальнейшей практической работы в выбранной области.

Необходимо стремиться к более полноценному использованию современных компьютерных технологий и развивать программы дистанционного обучения. В современных условиях как никогда ранее растет спрос, например, на знания в области иностранных языков. Совершенно реальным является создание сетевых дистанционных курсов, в разработке которых должны быть задействованы несколько вузов, разнообразные кадровые силы, объединяющие как преподавательский, так и административный ресурс. Все это невозможно без участия администрации не только самого университета, но и заинтересованных сил на государственном уровне.

 

Список литературы

  1. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / С. А. Беляков, В. С. Вахштайн, В. А. Галичин и др. М.: МАКС Пресс, 2007, 340 с.
  2. Typisch studieren in Krems. Studienführer 2012-13. Donau-Universität Krems. Die Universität für Weiterbildung.
  3. Презентация. URL: http://www.myshared.ru/slide/265461/
  4. См. URL: http://tempus.novsu.ru/mod/forum/discuss.php?d=354



Просмотров: 8127; Скачиваний: 1680;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2013.2145