Аннотированный перечень статей, 2018 год все выпуски

Выпуск 1 (21)

ОТ РЕДАКЦИИ
Харисова Л. А.

Ключевые слова: общеобразовательный комплекс, преемственность, развитие, качество деятельности, критерии оценки качества.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ

Реструктуризация образовательных организаций и создание общеобразовательных комплексов направлены на повышение качества общего образования. Однако интеграция образовательных организаций в комплекс актуализирует проблему преемственности как между уровнями общего образования, так и горизонтальную сопряженность образовательной системы. Чтобы повысить уровень преемственности, прежде всего следует провести анализ и выявить трудности. Решение данной проблемы основывается на методологии развития образовательных систем и теории организационного развития. На основе данной методологии общеобразовательный комплекс рассматривается как инновационная образовательная организация, осуществляющая разработку, распространение и внедрение новшеств. В ходе исследования выявлены предметы анализа и предложен алгоритм действия. Разработаны критерии качества деятельности общеобразовательных комплексов по осуществлению преемственности и предложена методика ее оценки.
Янюшкина Г. М., Переведенцева Л. А.

Ключевые слова: непрерывное образование, принцип преемственности, естественно-научное образование школьников, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, содержательно-дидактические линии.

АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье описываются дидактические аспекты реализации непрерывности естественно-научного образования школьников. Непрерывность выражает временную и пространственную связь ступеней общего образования, содержательно и структурно –логические связи естественно-научного образования в школе, наличие в них вертикальной и горизонтальной преемственности. Естественные науки объединяет общий объект изучения – природа, общий естественно-научный метод познания окружающего мира, что ориентирует учителей на общие подходы к преподаванию естественно-научных предметов, включая тесные межпредметные связи между ними. Раскрывается опыт методического взаимодействия учителей в рамках предметной области «Естественно-научные предметы» в основной школе, который позволил выявить, что личностные и метапредметные результаты обучения могут быть успешно достигнуты только совместным и согласованным взаимодействием учителей физики, химии и биологии в рамках предметной области «Естественно-научные предметы».
Волков П. Б.

Ключевые слова: интегрированное обучение, физическое воспитание, старшеклассники, инклюзивное образование

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП

Статья посвящена проблеме реализации интегрированного обучения старшеклассников разных нозологических групп (на материале физического воспитания). На основе анализа литературных источников и практики реализации дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья показано следующее: а) физическое воспитание в инклюзивном образовании старшеклассников должно включать в себя стимулирование и мотивирование, коррекцию двигательных нарушений, тренировку физических качеств; б) реализация интегрированного обучения старшеклассников разных нозологических групп в общеобразовательных школах имеет трудности методического, психолого-педагогического и социального характера. Затруднения определяются тем, что каждой нозологической группе обучающихся в рамках совместного обучения требуется свой подход, особые способы обучения, связанные с видами нарушений в физическом развитии, а также недостаточной готовностью участников педагогического процесса к реализации инклюзивного образования. В статье представлены методика и результаты эмпирического исследования возможностей и угроз реализации интегрированного обучения старшеклассников разных нозологических групп на основе использования методов «мозгового» штурма, SWОТ-анализ, экспертной оценки. В исследовании приняли участие специалисты в сфере физического воспитания (160 человек), в результате экспертной работы сформирована матрица сильных и слабых сторон организации интегрированного обучения в физическом воспитании старшеклассников в условиях инклюзивного образования, угроз и возможностей. На основе полученных данных автором выдвинуты предложения по реализации интегрированного обучения физической культуре учащихся разных нозологических групп, прежде всего связанные с изменениями в подготовке преподавателей, обоснованным отбором средств и методов физического воспитания, которые могут оказать благоприятное воздействие на разные стороны развития личности старших школьников: на мотивационно-эмоциональное, физическое, интеллектуальное, социальное развитие.
Терюшкова Ю. Ю.

Ключевые слова: адаптация студентов-первокурсников, формы сопровождения в период адаптации, психологическое консультирование, системная арт-терапия, позитивная психотерапия, эффективность индивидуального психологического сопровождения.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ

В статье рассматриваются методы сопровождения студентов первых курсов в период адаптации к обучению в вузе. Представлены результаты пилотажного исследования эффективности индивидуальных психологических консультаций для студентов как форма сопровождения в процессе адаптации. Основное место занимает характеристика особенностей психологического консультирования по преодолению дезадаптации студентов-первокурсников. Полученные результаты представлены в виде рекомендаций по организации системы адаптационных мероприятий в университете.
Раевская Е. А.

Ключевые слова: куратор, адаптация студентов-первокурсников, функциональные уровни деятельности кура-тора, типы кураторов, метапредметность, непрерывное образование.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье сделана попытка описания функциональных уровней деятельности куратора (ФУДК). Проведен сопоставительный анализ пяти функциональных уровней деятельности и типов кураторов-практиков. На основании проведенного анализа выделены три эффектив-ных модели: «родитель», «воспитатель» и «преподаватель», наиболее полно реализующие основные функции куратора. В статье представлены результаты социально-психологического мониторинга, проведенного в ПетрГУ на выборке из 1052 респондентов в декабре 2017 г. Отмечены успехи и сложности адаптации первокурсников. Показаны прио-ритетные направления поддержки студентов в период адаптации в университете. Содержа-ние деятельности куратора, на основе анализа научной литературы по тематике статьи, рас-смотрено в контексте непрерывного образования как метапредметная универсальная дея-тельность.
Яшина М. Н., Власова А. А., Белоусов К. Ю.

Ключевые слова: тип школы, образовательный маршрут, социальный статус семьи

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ

В данной работе представлен анализ социальных ресурсов семьи, задействованных при обучении ребенка в образовательных организациях различных типов. Приводятся примеры исследований по теме из зарубежной литературы, обсуждается применение рациональных моделей образовательного выбора. Упоминается важность возраста ребенка при совершении выбора образовательного маршрута и отмечается влияние социального контекста на образовательные успехи. На основе методологического подхода Д. Л. Константиновского обсуждается российский контекст влияния социального статуса семьи на обучение в различных образовательных учреждениях. Для доказательства связи социального статуса семьи и места обучения ребенка анализируются данные, полученные по результатам мониторингового исследования «Выпускник Санкт-Петербургской школы». Приведены данные по распределению семей с различным социально-экономическим и образовательным положением по трем разным типам школ, а также по дальнейшим планам выпускников этих типов школ. Описываются способы конверсии родителями социального, культурного и экономического капитала семьи для обеспечения ребенка достойным будущим, а также рассматривается влияние роли педагога на качество обучения.
Добрынина О. Л.

Ключевые слова: технология, непрерывное языковое образование, грамматическая и лексическая интерференция, полисемия, академическое письмо, ошибки, коррекция ошибок.

ТЕХНОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УЧИМ СТУДЕНТОВ РАСПОЗНАВАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Непрерывное изучение языков означает их изучение на любом этапе жизни, как в пределах образовательной системы, так и за ее пределами. В статье рассматривается влияние интерференции и полисемии на появление ошибок в англоязычном академическом письме студентов некоторых стран мира. Приводится краткая характеристика родного языка студента (финского, шведского, немецкого, итальянского, арабского, китайского и русского) и анализируется его влияние на возникновение ошибок при овладении письменным английским языком. По мнению вузовских преподавателей англоязычного академического письма, трудности для студентов разных стран представляют структура английского предложения и порядок слов, видовременная система английского глагола в активном и пассивном залогах, употребление артиклей и предлогов. В статье приводятся примеры грамматических ошибок, возникающих в результате интерференции, и обобщаются предложения по коррекции в зависимости от их вида и коммуникативной значимости. Полисемия родного и английского языков представляет сложность при выборе правильного значения слова на другом языке. Студенты должны научиться анализировать контекстное значение слова и находить соответствующий ему эквивалент в английском языке. Для этого используются следующие приемы: вербальное объяснение трудных ситуаций; межъязыковые сопоставления; межъязыковые контрастирующие упражнения; собственно перевод.
Соколова Е. И.

Ключевые слова: непрерывное образование, паремия, пословица, паремиологический анализ, семантические блоки.

ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ПАРЕ АНГЛИЙСКИЙ − РУССКИЙ В АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются различные теории появления концепции непрерывного образования. Первая принадлежит сторонникам древнего происхождения идеи непрерывного образования, которые считают, что идея непрерывного образования существует столько же, сколько и человеческое общество. Приверженцы второй точки зрения связывают появление этой идеи с современной эпохой, характеризующейся активными процессами развития в духовной, социальной, производственной и научно-технической сферах. Третья точка зрения сводится к тому, что, хотя сама идея непрерывного образования достаточно давно существует в педагогике, но соответствующий ей вид практики возник недавно. Автор прибегает к методу паремиологического анализа с целью выяснить истоки возникновения концепции непрерывного образования. В результате анализа английских и русских паремий можно сделать вывод о том, что и в той, и в другой культурологической традиции образование высоко ценилось, и этот факт может служить подтверждением гипотезы о том, что идея непрерывного образования существует столько же, сколько и человеческое общество. В перспективе можно продолжить исследование паремий в области частотности узуса пословиц об образовании; для изучения психологических свойств личности обучающихся; для исследования отношения обучающихся к непрерывному образованию.

Выпуск 2 (22)

ОТ РЕДАКЦИИ
Алексеев С. В.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое просвещение, экологическая культура, информирование, пропаганда, воспитание, опыт Санкт-Петербурга.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДВЕ ГРАНИ ЕДИНОГО ПРОЦЕССА (на примере формирования экологической культуры)

В статье сделана попытка поиска единых оснований и специфики двух важных процессов становления различных составляющих общей культуры человека (экологической, речевой, правовой, естественно-научной, гуманитарной и др.): образования и просвещения. В зарубежной литературе понятия «образование» и «просвещение» рассматриваются как синонимы; в российских изданиях данные понятия используются чаще всего совместно («экологическое образование и просвещение»), без обозначения специфики каждого из них. Вклад экологического образования и экологического просвещения в реализацию единой цели − формирования экологической культуры, несомненно, разный, и формы реализации этого вклада будут тоже отличаться. Статья предваряет реализацию регионального проекта по разработке Концепции экологического просвещения в интересах устойчивого развития в Санкт-Петербурге.
Степусь И. С., Гуртов В. А., Симакова А. В.

Ключевые слова: ранняя профориентация, обучающиеся, интернет-ресурсы, профориентационный урок, Карелия

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (опыт разработки и реализации в Республике Карелия)

В статье представлен анализ результатов проведения Второго республиканского профориентационного урока «Живи, учись, работай в Карелии!» с использованием инструментария в виде интернет-портала «Моя карьера». На интернет-портале реализована возможность прохождения интерактивного профориентационного тестирования, по итогам которого пользователь узнает о рекомендуемых сферах деятельности и профессиях, соответствующих его возможностям и востребованных на рынке труда региона. На портале представлены профессиограммы, содержащие ключевые характеристики профессий, востребованных на рынке труда Республики Карелия, а навигация сайта позволяет узнать о том, где можно получить образование и в каких организациях найти работу по выбранной профессии. Сжатое во времени проведение единого профориентационного урока позволяет консолидировать профориентационные усилия и ресурсы школ, служб занятости, органов власти в сфере образования и обеспечить эффективность проведения урока. Во Втором республиканском профориентационном уроке, проходившем с 20−24 марта 2018 г., приняло участие более 5 тысяч школьников 8−10-х классов из всех муниципальных районов Карелии. Удельный вес школьников, уже сделавших выбор профессии в начале урока, составил всего 46 %, а после окончания урока число школьников, определившихся с потенциальной профессией, увеличилось до 86 %.
Винокурова Н. Ф., Демидова Н. Н.

Ключевые слова: непрерывное геоэкологическое образование, целостное геоэкологическое образовательное пространство, нижегородская научная школа геоэкологического образования.

НЕПРЕРЫВНОЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ

В статье рассмотрены теоретико-методологические и методические аспекты становления геоэкологического образования в России и на примере Нижегородского региона. На основании ретроспективного анализа выделены преемственные этапы развития геоэкологического образования. Для каждого этапа определены своя специфика, модели познания, стратегия. Обоснован переход к модели непрерывного геоэкологического образования как образования, ориентированного на будущее, обеспечивающего переход к устойчивому, безопасному развитию. Охарактеризована нижегородская научная школа геоэкологического образования (руководитель Н. Ф. Винокурова). Отражены основные научные и прикладные исследования научной школы. В них определены методологические основы развития непрерывного геоэкологического образования в русле идей устойчивого развития с учетом региональной специфики эколого-образовательного пространства Нижегородской области, его целевые ориентиры, основы краеведческого содержания, модели и технологии реализации.
Бабакова Т. А.

Ключевые слова: школьное экологическое краеведение, эколого-краеведческий подход, экологическое образование в интересах устойчивого развития, национально-региональный компонент образования, педагогическая технология, метод проектов.

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В свете современных требований обоснована актуальность школьного экологического краеведения как механизма реализации национально-регионального компонента экологического образования для устойчивого развития. Представлены результаты анализа истории вопроса и современных тенденций в контексте исследуемой проблемы; констатируется падение интереса исследователей к проблемам, касающимся национально-региональных и краеведческих аспектов в экологическом образовании в интересах устойчивого развития. На основе анализа сущности понятий «школьное экологическое краеведение», «эколого-краеведческий подход» и связанных с ними терминов раскрыта значимость краеведения как средства образования для устойчивого развития ‒ одной из глобальных тенденций в системе непрерывного образования. В качестве ведущей технологии для реализации эколого-краеведческого подхода в образовании для устойчивого развития предложен проектный метод, раскрываются теоретически обоснованные и проверенные в опытной работе особенности общеобразовательных эколого-краеведческих проектов.
Баринов Э. Ф.

Ключевые слова: опережающее обучение, фундаментальные знания медицины, управление формированием профессиональных компетенций студентов.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА: ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ

Цель – обосновать и проанализировать возможность практической реализации технологии опережающего обучения на теоретических кафедрах медицинского вуза для совершенствования формирования профессиональных компетенций врача. Методики исследования: анализ практики организации опережающего обучения на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии. Результаты: предлагается алгоритм отбора содержания опережающего обучения, позволяющий: выявить у преподавателей-клиницистов востребованность фундаментальных знаний, на основе которых формируются профессиональные компетенции врача; сформировать необходимый пул знаний из разных теоретических дисциплин и установить клинически значимые причинно-следственные связи между знаниями, в основе которых лежит понимание причин и механизмов нарушения функции клеток, тканей и органов при заболевании пациента; создать корректную ориентировочную основу профессиональной деятельности, отработать умения дифференциальной диагностики болезней и разработки тактики лечения больных на основе использования студентами конкретных знаний (кластеров фундаментальных знаний). Научная новизна: формирование кластеров фундаментальных знаний, на основании которых реализуется технология опережающего обучения студентов на теоретических кафедрах, а также обеспечивается междисциплинарная интеграция и формирование профессиональных компетенций студентов. Заключение: возможность опережающего обучения студентов на теоретических кафедрах позволит повысить эффективность формирования профессиональных компетенций.
Волошина Т. А.

Ключевые слова: творческие индустрии, опорный вуз, практико-ориентированная образовательная програм-ма, дизайн, модель проектирования.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН»

В статье представлена модель проектирования практико-ориентированной образовательной программы по направлению «Дизайн». Актуальность разработки такого рода программы диктуется целесообразностью поиска возможностей развития креативных индустрий в Республике Карелия. В работе обоснованы основные этапы процесса проектирования программы, а именно: анализ рынка труда, анализ нормативных документов, формирование системы сотрудничества с партнерами, разработка обновленной образовательной программы, наполнение программы и маркетинговая стратегия. Реализация разработанной модели позволила создать образовательную программу, нацеленную на рынок труда, соответствующую требованиям работодателей; ориентированную на особенности развития региона; обогащенную проектной деятельностью; позволяющую осуществлять академическую мобильность студентов и преподавателей.
Дочкин С. А.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, дополнительное профессиональное образование, конкурентные преимущества, факторы, электронное обучение, профессиональные стандарты.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются возможность и направления использования сформированной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в качестве инструмента для повышения конкурентоспособности вуза. Определены ключевые подходы к раскрытию терминов «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность вуза». Выявлен ряд специфических особенностей, характерных для ДПО, к которым отнесены: многоуровневость в предоставлении услуг по содержанию, открытость предлагаемых образовательных услуг в сфере ДПО, необходимость согласования временных рамок выполнения образовательных услуг, необходимость в большом количестве ППС для оказания услуг ДПО, периодичность образовательных услуг в сфере ДПО по времени; значимость результатов образовательного процесса для потребителей, необходимость активной роли потребителя в процессе планирования услуг в сфере дополнительного профессионального образования и оценки его качества. Сформулированы проблемы функционирования рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, влияющие на конкурентоспособность современного вуза. Представлены результаты и ряд первоочередных направлений дальнейшего развития дополнительного профессионального образования в техническом университете в рамках разработанной среднесрочной программы.
Лебедева К. А., Деркач А. М.

Ключевые слова: школьная медиация, педагогическая технология, конфликтологическая компетентность.

ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ОПЫТ АПРОБАЦИИ

В статье деятельность школьной службы медиации впервые рассматривается как педагогическая технология. Элементы данной педагогической технологии раскрываются с позиций системно-деятельностного подхода. Педагогическая технология понимается авторами в двух аспектах: как реализация спроектированного процесса обучения и как реальное взаимодействие педагога с детьми. Сформулированы принципы и условия реализации технологии. Уточняются направления работы службы медиации. Новизна технологии – ориентация процесса медиации не только на успешное разрешение конфликтов, но и на обучение участников медиативных процедур. Предлагаются критерии оценки эффективности работы службы медиации. В соответствии с этими критериями проанализированы результаты апробации предложенной технологии в ГБОУ гимназии № 505 Санкт-Петербурга в 2016/17 и в 2017/18 учебных годах. По результатам апробации выявлены затруднения, требующие дальнейшей теоретической и методической разработки, в том числе проблема обучения подростков-медиаторов и учет гендерных аспектов при проведении процедуры медиации.
Колесников В. Н., Мельник Ю. И., Теплова Л. И.

Ключевые слова: проблематичное использование мобильного телефона, юношеский возраст, мобильная зависимость, сервисы Интернет, социальные сети, эффективность обучения, учебная деятельность.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА И СТУДЕНТА

Развитие информационных технологий достигло стадии, когда смартфоном владеет почти каждый школьник. Постоянно обновляющаяся функциональность современных смартфонов, многочисленные приложения привлекают педагогов и обучающихся своими возможностями для формирования компетенций, и вместе с тем очевидные и пока еще недостаточно изученные угрозы, связанные со смартфоном, вызывают беспокойство и озабоченность. Обладая огромным потенциалом для использования в образовательной среде, телефон становится причиной конфликтов, помехой на уроках и конкурентом продуктивного времяпровождения. Немногочисленность и противоречивость данных о влиянии телефона на учебные достижения, психологическое благополучие, межличностные отношения требуют проведения дальнейших исследований. В исследовании, проведенном на выборке из 150 старшеклассников и студентов младших курсов университета, рассматривались вопросы продуктивного и проблематичного использования мобильного телефона. Метод анкетирования был использован для получения сведений о применении мо-бильного телефона. Учитывалась также адаптированная русскоязычная версия опросника Проблематичное использование мобильного телефона PUMP (Problematic use of mobile phone). Одним из проявлений конструкта «проблематичное использование мобильного те-лефона» является наличие проблем в различных сферах жизнедеятельности, в том числе проблемы, связанные с учебой. В результате исследования выявлены положительное и негативное воздействия мобильного телефона на учебную деятельность.
Кошкаров В. Л.

Ключевые слова: стереотип, оригинальность, коммуникация, обучение, речевая деятельность, язык как система.

СТЕРЕОТИП VS ОРИГИНАЛЬНОСТЬ В КОММУНИКАЦИИ И ОБУЧЕНИИ

Делается попытка определить «сферы влияния» стереотипа и стереотипизации как довлеющей тенденции в подходе к «развитию речи» школьников и студентов, а также найти способы создания условий для проявления самостоятельности учащихся в продуктивной речевой деятельности, ориентируя ее не на внешние образцы, а на самовыражение языковой личности, что рано или поздно будет способствовать формированию ценностного отношения к языку и собственной речи, которое проявляется прежде всего в стремлении сделать ее нестереотипной, отличающейся от других, оригинальной. Стереотипная база (язык как система), служащая инструментом для проявлений интеллектуально-эмоционального содержания личности («по умолчанию» уникального), − такое сочетание вполне может служить источником педагогической установки на воспитание нешаблонности, оригинальности речи при ее формировании.

Выпуск 3 (23)

От редакции
Игнатович Е. В.

Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительное образование взрослых, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, внешкольное образование, внешкольное воспитание, лингво-педагогические метод.

ОТ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТОВ

В статье поднимается вопрос преемственности дореволюционного концепта «внешкольного образования», советского «внешкольного воспитания» и современного «дополнительного образования» и «дополнительного образования взрослых». Исследование выполнено в русле лингво-педагогического подхода. Базу исследования составили нормативные документы и научные публикации, коллекция документов и книг Google Books, статистические данные Ngram Viewer. Основной метод исследования: историко-лингвистический. Историко-лингвистический анализ концептов, связанных с непрерывным образованием человека за рамками базовой унифицированной государственной системы, показал, что начиная с XVIII в. в России активно формировался как сектор основного образования, так и различные внешкольные формы обучения и культурного развития. Первые формы внешкольного образования преследовали своей целью формирование общей грамотности и культуры народа, были адресованы социально незащищенным слоям населения как альтернатива школьному образованию, носили общественно-педагогический характер, финансировались частными лицами и организациями. В советский период внешкольное образование работающего населения трансформировалось в институализированные формы основного общего и профессионального образования, просвещенческая составляющая - в культурно-просветительскую работу. Концепт положил начало внешкольному воспитанию детей и подростков, которое было нацелено на формирование советской идентичности, носило общественно-педагогический характер. В концептах внешкольного образования и внешкольного воспитания отсутствовала идея «дополнительности» по отношению к школьному или профессиональному. Термин «дополнительное образование» стал репрезентацией государственной политики в 1992 г. Он заменил такую форму, как внешкольное образование, охватил поле повышения квалификации и другие формы общего образования взрослых. К 2013 г. «дополнительное образование» становится зонтичным термином, описывающим все формы образования за рамками основной общей и профессиональной траекторий. С одной стороны, произошло признание дополнительного образования как важной составляющей образовательной системы, с другой − применение по отношению к внешкольному образованию и воспитанию стандартов общего образования привело к усечению этого сектора до программ с образовательным результатом, описываемым в системе компетентностного подхода.
Щеголева Л. В., Светова Н. Ю., Суровцова Т. Г.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, анализ результатов ЕГЭ, качество образования, успевае-мость, первокурсники, абитуриенты.

ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

В последние годы преподавателями Института математики и информационных технологий ПетрГУ отмечается проблема, связанная с тем, что большая часть студентов не справляется с программой базовых математических дисциплин из-за отсутствия у студентов математических знаний и навыков на уровне школьной программы даже при наличии высоких баллов ЕГЭ по математике. Были исследованы структура абитуриентов, поступающих в ПетрГУ, с точки зрения баллов ЕГЭ, набранных выпускниками, проживающими на территории Карелии, успеваемость студентов 1−2-го курсов университета, зависимость балла ЕГЭ и успеваемости студентов университета. Материалом исследования стали данные о результатах ЕГЭ в Республике Карелия за 2014−2017 гг. по математике, физике, информатике и русскому языку, а также данные об успеваемости студентов в течение первого года обучения по математическим дисциплинам. В результате исследований была выявлена слабая зависимость балла ЕГЭ по математике и средней оценки по математическим дисциплинам студентов. В качестве одной из критических причин этого может быть следующая: баллы ЕГЭ не отражают уровень знаний абитуриентов по математике, востребованный для получения высшего образования. В результате университет вынужден тратить свои ресурсы на восполнение пробелов в школьных знаниях студентов.
Ефлова З. Б., Косолапова Е. С.

Ключевые слова: преемственность дошкольного и начального общего образования, условия обеспечения преемственности в образовании, контент-анализ.

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ И В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Представлены результаты анализа Концепции непрерывного образования (2003) и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного (2013) и начального общего образования (2009) в контексте обеспечения преемственности данных уровней образования. Зафиксировано, что действующие образовательные стандарты отражают, основываются и развивают положения Концепции. Выявлены основные условия, обозначены направления и названы формы обеспечения преемственности в соответствии со стандартами образования в образовательной практике. Представлены результаты изучения опыта обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования педагогов из 23 регионов Российской Федерации. Для изучения педагогического опыта был применен метод контент-анализа, критериями которого стали следующие: 1) представления педагога об актуальности проблемы преемственности; 2) цели и задачи преемственности в понимании педагога; 3) наличие специальной работы / направления педагогической деятельности по обеспечению преемственности в практике педагога; 4) согласованность работы педагога по обеспечению преемственности с положениями и требованиями ФГОС; 5) направления работы по практическому осуществлению преемственности; 6) причины нарушения преемственности; 7) мнение педагога о готовности ребенка к школе. Отмечены отдельные проблемы реализации преемственности в образовании, в частности проблема «школяризации» дошкольного образования. Обозначены направления, потенциальные для продолжения исследования.
Саханский Н. Б.

Ключевые слова: суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, особенности системы отбора, обучения и воспитания учащихся, офицерский и педагогический коллектив, выпускники училищ, Академия педагогических наук РСФСР.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрена история создания суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ как начального этапа непрерывного военного образования. Благодаря целеустремленной работе педагогических коллективов, использованию передовых методик в обучении и воспитании суворовцев, многие выпускники СВУ добились значимых успехов, как на военном, так и на гражданском поприще – достигли генеральских званий, удостоились ученых степеней, званий, государственных премий, получили признание своих талантов как у себя в стране, так и за рубежом. Весомую лепту в достижение этих результатов внесла и Академия педагогических наук РСФСР, 75-летие которой также отмечается в этом году.
Мошкина Е. В., Назаров А. И., Сергеева О. В.

Ключевые слова: независимое тестирование, экспертная проверка знаний по физике, дистанционные образовательные технологии, платформа Blackboard.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ НЕЗАВИСИМОГО ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ФИЗИКИ

Статья посвящена рассмотрению средств, предназначенных для обеспечения эффективности высшего образования, в частности качества результатов обучения по дисциплинам. Одним из методов оценивания качества знаний является независимый аудит, осуществляемый внешними экспертами в рамках промежуточной аттестации студентов. В статье проанализированы возможности платформы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для проведения процедуры оценивания. Изложены требования к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для проведения независимого оценивания уровня усвоения учебного материала. Предложена методика подготовки материалов для организации и проведения процедуры независимого оценивания знаний и умений по физике в вузе. Представлена структура сетевого образовательного модуля «Фонд оценочных средств по физике», спроектированного авторами на платформе электронного обучения Blackboard. Этот модуль обеспечивает возможность проведения независимого экспертного оценивания уровня усвоения физики. Рассмотрен порядок формирования базы вопросов и контрольных заданий фонда оценочных средств. Описаны назначение основных элементов модуля и процедура проведения экспертного оценивания остаточных знаний по физике для студентов инженерных направлений подготовки. Приведены результаты апробации оценивания остаточных знаний по физике, проведенной с помощью разработанного сетевого образовательного модуля для бакалавров инженерных направлений подготовки Института лесных, горных и строительных наук ПетрГУ. Представленная методика организации процедуры оценивания может быть использована для проверки степени сформированности компетенций у обучающихся в бакалавриате и магистратуре.
Игнатьева Е. Ю.

Ключевые слова: оценивание, оценка, отметка, оценивание образовательных результатов школьников, обучающая стратегия, самооценочная деятельность.

ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОБУЧАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ

Изменение подходов к оцениванию образовательных результатов школьников концептуально обусловлено изменением социокультурной и образовательной ситуации. Значимость решения этой проблемы связана с потребностью перевода измененных требований к оцениванию из теоретического плана в сферу практической педагогической деятельности. На основе анализа литературных источников уточнены основные понятия: оценивание, оценка, обучающая стратегия, формирующее оценивание, критериальное оценивание, содержательная оценка. Определена сущность понятия «оценивание образовательных результатов как обучающая стратегия», которая заключается в предоставлении информации по достижению стратегических целей обучения, согласованию хода процесса обучения с ценностями и особенностями учеников и возрастной спецификой отношения их к оцениванию. Эта информация обеспечивает возможность результативного управления учителем и самоуправления школьником учебно-познавательной деятельностью. Совместно с учителями-практиками разработаны условия реализации оценивания образовательных результатов как обучающей стратегии, а именно: наличие выбора и критериальной рамки в процессе оценивания, доверие педагога и др. Выявлены факторы, мешающие реализации обучающей стратегии, среди которых особо значимы: концентрация родителей на отметке, неоднозначность требований учителей при оценивании, трудоемкость изменения системы оценивания, пятибалльная система. Особое внимание уделено самооценочной деятельности школьников, основанной на выборе в процессе оценивания. Анализ образовательной практики выявил как позитивное отношение учителей к идее оценивания образовательных результатов как обучающей стратегии, так и определенные проблемы на пути реализации этой идеи.
Волошина Т. А.

Ключевые слова: обучение предпринимательству, компетенции будущего учителя, практико-ориентированное обучение, бизнес-проект.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье рассматриваются вопросы обучения предпринимательству будущих учителей, актуальность этого знания в современных социально-экономических условиях. Рассмотрены основные государственные программы и документы, определяющие требования, предъявляемые государством к качеству подготовки педагогических кадров. В работе обобщен опыт российских и зарубежных ученых по разработке методического содержания знания о предпринимательстве в сфере образования, значимости предпринимательских компетенций учителя. В статье обобщен опыт преподавания дисциплины «Предпринимательство в образовании», раскрыты основные цели, задачи, определены основные формируемые компетенции, непосредственно связанные с рынком образовательных услуг, способностью организовать предпринимательскую деятельность в сфере образования, разработать образовательные продукты в соответствии с потребностями общества и учетом правовых норм законодательства РФ. Организация образовательного процесса строится на основе практикоориентированного подхода в обучении, имманентно объединяя теоретические знания, практические навыки и задания для самостоятельной работы. Важным элементом программы является разработка студентами бизнес-проекта как модели предпринимательской деятельности в сфере образования с учетом вновь полученных знаний и умений. Рассмотренные комплексно инструментальные возможности этого курса повышают его востребованность в системе современного высшего образования и подготовки будущего учителя.
Туркина В. М.

Ключевые слова: абстрактность, предметное действие, образ, слово, идеальная и реальная формы знания.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИДЕАЛЬНОЙ И РЕАЛЬНОЙ ФОРМ ЗНАНИЯ В ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ)

В статье поднимается проблема качества результатов естественно-научного образования и, конкретно, математического образования. Вскрывается противоречие между высоким уровнем абстрактности естественно-математических наук и недостаточным уровнем развития абстрактного мышления учащихся начальной и основной школ, находящегося в стадии становления. На основе анализа литературных источников и педагогической практики автор выдвигает идею преодоления названного противоречия через реализацию взаимосвязи идеальной и реальной форм знания в учебном процессе, обосновывая ее следующим: в основе становления абстрактного мышления лежит практический и наглядно-чувственный опыт, развитие абстрактного мышления способствует совершенствованию наглядно-действенного и образного мышления. Предложен способ реализации идеи по схеме: вещь – действие – слово и образ – действие – вещь. Представлены вариант реализации данного способа и его результативность на примере обучения сложению дробей.
Макажанова Ж. М.

Ключевые слова: общество, культура, мультикультурализм, поликультурность, поликультурность современного образования, толерантность.

ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, ИЛИ ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ ОТ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

В статье рассматриваются важнейшие аспекты проблемы реализации поликультурности в современном образовании, а именно генезис и понятийное поле дефиниции. При изучении генезиса данного понятия определяются следующие категории: «поли», «культура», «поликультурность» «культура образования» и «поликультурность в образовании». Осуществляется сравнительный анализ понятий «поликультурность» и «мультикультурализм»: первое понятие отражает создание единого общества представителями разных культур (этносов, национальностей, религиозной принадлежности), второе понятие обозначает ситуацию, в которой все члены общества должны придерживаться принципов поликультурности. В таком обществе представители любой культуры, проживая в одном социуме, находятся в «своем мире». Сравнение и анализ близких понятий предполагают выделение общего и особенного в их содержании. Для обоих понятий общим является категория толерантности. Особенным в содержании понятия «поликультурность» по отношению к понятию «мультикультурализм» является сложноорганизованная система, в которой не просто суммарно представляется многообразие культур, как это принято в мультикультурализме, а объединяются различные подходы к решению проблем, связанных с культурной неоднородностью общества.

Выпуск 4 (24)

ОТ РЕДАКЦИИ
* *. *.

Ключевые слова: *

ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ БУТОРИНОЙ

*
Бермус А. Г.

Ключевые слова: системно-феноменологический подход в гуманитарных науках, репрезентация научных подходов в педагогических исследованиях, целостный подход в образовании.

СИСТЕМНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье делается попытка осветить истоки, этапы становления и сущность целостного подхода к образовательному процессу в контексте системно-феноменологической репрезентации явлений педагогической реальности. Описываются проблемы концептуализации и контекстуализации методологического знания в условиях множественности методологических подходов и действующих тенденций к повышению разнообразия и неоднородности методологического знания. Оценивается потенциал системно-феноменологической методологии в качестве концептуального инструментария для исследований в области наук об образовании. Выделяются системообразующие принципы и базовые категории целостного подхода, рассматриваются потенциальные возможности приложения данного методологического подхода к социально-образовательной ситуации XXI в., оценивается значимость целостного подхода в контексте реализации стратегий непрерывного образования. Феномен целостности применительно к анализу педагогических явлений, процессов и систем представлен под различными углами зрения: как сущностное единство логических частей в научно-педагогическом исследовании; как возможность построения новых форм реализации целостного педагогического процесса в логике самопорождения; как форма реконструкции педагогических традиций в новых условиях развития социума. В частности, анализируется специфика репрезентации целостного подхода как инструмента реализации инновационных проектов и средства системного продвижения методологии научно-педагогической деятельности в информационной среде.
Чигишева О. П.

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, академическая грамотность, цифровая грамотность, карьерная грамотность, исследователь, непрерывное образование, профессиональная квалификация.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются становление и развитие теоретической концепции грамотности в зарубежном образовании и отечественном педагогическом дискурсе. Особое внимание уделяется содержательной трансформации категории грамотность в новых реалиях XXI в., когда усиливаются тенденции к глобализации, серьезно изменяются требования к профессиональной квалификации и уровню функциональности специалистов, особенно в научной сфере. Это актуализирует возможности адаптации и использования универсальной модели формирования «человека грамотного», предложенной Б. С. Гершунским, в отношении современного исследователя. На наш взгляд, каждый этап цепочки «грамотность – образованность – профессионализм – культура − менталитет» имплицитно или эксплицитно содержит функциональную составляющую, которая трансформируется под влиянием различных социогуманитарных практик, но неизменно ассоциируется с развитием исследователя в условиях непрерывного образования. Аналогичные изменения фиксируются в профессиональной культуре и профессиональном менталитете исследователя. Используя выделенные Е. В. Балацким технологии (семантическая, информационная, кадровая, производственная, инструментальная), изменяющие науку, нам удалось выявить и представить пласт проблем, которые они порождают в научной деятельности современного исследователя, а также соотнести их с соответствующими видами грамотности / функциональной грамотности, требующими непрерывного совершенствования под влиянием новых вызовов глобального научного пространства.
Степанов С. Ю.

Ключевые слова: дистанционное обучение, непрерывное и цифровое образование, этапы и риски развития.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

В статье выдвигается предположение о том, что в связи с цифровизацией всей жизнедеятельности современного общества в системе образования (и в первую очередь, в его самой динамично развивающейся части – дистанционном обучении) начнут происходить серьезные не только количественные, но и качественные изменения, которые могут как открыть новые возможности в системе непрерывного образования, так и вызвать новые серьезные риски. Статья посвящена анализу основных этапов и трендов развития дистанционного обучения как одного из ресурсов, обеспечивающих непрерывность образования; в ней выявляются основные признаки, обозначаются преимущества и риски электронного, сетевого, цифрового и технотронного образования в ближайшем и отдаленном будущем. В заключение автор подчеркивает необходимость проведения фундаментальной проработки, глубокого осмысления и критической оценки этих рисков и возможностей не только в психолого-педагогическом, но и в других контекстах.
Шевченко Н. Н.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессионально-педагогическая подготовка, мотивы, ценности, смысл, мотивация, ценностно-мотивационное отношение, педагогический идеал, профессиональное самоопределение.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ценностно-мотивационное отношение к профессии является важным и неотъемлемым компонентом в структуре профессиональной подготовки учителя. Проблема формирования системы ценностей и мотивов в профессиональном становлении личности будущего учителя значительно актуализируется в условиях непрерывного образования как института повышения уровня профессионализма в течение всей жизни. В статье рассматривается категориальный аппарат, связанный с проблемой ценностно-мотивационного отношения педагога к профессиональной деятельности; представлены результаты диагностического исследования на выявление приоритетных мотивов выбора профессии учителя, педагогических ценностей, которые являются значимыми для студентов вуза в их будущей профессиональной деятельности. В исследовании решались следующие задачи: 1) определение особенностей выбора студентами профессии учителя в современных условиях; 2) выявление устойчивости и динамики их мотивации к профессиональной педагогической деятельности от курса к курсу; 3) анализ взаимосвязи ценностно-мотивационного отношения студентов к педагогической деятельности с качеством их профессиональной подготовки. Одна из целей диагностического исследования заключалась в выявлении необходимых личностных качеств и способностей учителя в структуре педагогического идеала у студентов старших курсов как прогноз на дальнейшее их профессиональное самоопределение, готовности к осуществлению педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями к профессии.
Никитина Т. В.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная коммуникативная компетенция, сотрудник уголовно-исполнительной системы, алгоритм, интерактивные коммуникативные методы обучения, общепрофессиональные дисциплины, профессиональные дисциплины, специальные дисциплины.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации – будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автор предлагает профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов в ведомственном вузе формировать на протяжении всего обучения поэтапно и комплексно, используя специально разработанные интерактивные коммуникативные средства обучения, отражающие специфику будущей профессии и моделирующие ситуации служебной коммуникации. Важное внимание автор уделяет особенностям формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов в процессе теоретического обучения, реализованным в Пермском институте ФСИН России. Обоснован и охарактеризован алгоритм включения различных блоков коммуникативной направленности в содержание учебных дисциплин. Для соотнесения содержания гуманитарных, социально-экономических, профессиональных и специальных дисциплин с составляющими профессиональной коммуникативной компетенции (базовая, профессионально ориентированная и профессионально-специализированная коммуникативные компетенции) предложены инвариантные, вариативные и специфические упражнения.
Глебова Г. Ф.

Ключевые слова: коммуникативная основа обучения, педагогическое общение, коммуникативное развитие, коммуникативная компетентность, риторика, риторизация, речевое событие.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ РИТОРИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Предметом рассмотрения в статье является потенциал риторики как современной теории речи в совершенствовании педагогического общения, являющегося важной составляющей оптимизации школьной модели обучения. На основе анализа современных подходов к организации педагогического общения и результатов эксперимента по созданию личностно ориентированной модели обучения сделан вывод об универсальности и эффективности концепции риторизации педагогического общения как инструмента оптимизации образовательного процесса. Обозначаются теоретико-методологические основы риторизации и подходы к преобразованию коммуникативной основы обучения, прошедшие апробацию в школах центрального региона России. Раскрыта концептуальная идея экпериментально-исследовательской программы личностно ориентированного образования, одной из методологических основ которой является современная риторическая теория, нашедшая отражение в авторской технологии обучения риторике. В качестве эмпирического материала в статье представлены элементы уроков и варианты проведения внеучебных занятий как речевых событий по оригинальной технологии, являющейся одним из инструментов риторизации педагогического общения.
Островерхая И. В., Андреева Н. В., Егорова И. Р.

Ключевые слова: непрерывное образование, магистратура, вступительное испытание (тестирование), грамматико-переводной метод, грамматико-тестовый метод, англоязычная компетенция.

ГРАММАТИКО-ТЕСТОВЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ К ТЕСТИРОВАНИЮ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В МАГИСТРАТУРУ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В процессе непрерывного образования проблема подготовки абитуриентов к вступительному испытанию (тестированию) по английскому языку в нелингвистическую магистратуру является определенным вызовом для взрослых обучающихся, в связи с чем выбор наиболее результативного метода оптимизации индивидуальной англоязычной компетенции приобретает особую актуальность. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы показать эффективность грамматико-тестового метода освоения английского языка, который в течение двух лет (2017, 2018) успешно применяется на курсах по подготовке к вступительному испытанию (тестированию) по английскому языку в нелингвистическую магистратуру в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Будучи адаптированной версией классического грамматико-переводного метода, грамматико-тестовый метод способствует успешному решению проблемы подготовки абитуриентов к поступлению в нелингвистическую магистратуру путем восстановления и совершенствования англоязычных навыков обучающихся. Оценка эффективности грамматико-тестового метода осуществлялась на основании статистической обработки результатов вступительного испытания (тестирования) по английскому языку в нелингвистическую магистратуру, показанных абитуриентами, освоившими программу подготовительных курсов в полном объеме, а также на основании анкетирования слушателей курсов. Опирающийся на принципы прямолинейного изучения материала (от правила к его закреплению), инструкторского билингвизма, системного представления изучаемого материала, систематизации знаний, монолингвальности тренировочных заданий и интенсивного тренинга, грамматико-тестовый метод наилучшим образом удовлетворяет требованиям соответствующего образовательного контекста, характеризующегося высокой мотивацией взрослого контингента обучающихся, низким уровнем их англоязычной компетенции при необходимости освоения большого объема языкового материала в сжатые сроки.
Ванхемпинг Э., Оксала Р., Каарниеми П.

Ключевые слова: индикаторы успеха, финские образовательные инновации, реформирование, равенство, финская школьная структура, классификация исследовательских практик, учительская культура, перспективы школьных реформ в Финляндии.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются социальные, социально-психологические, социально-антропологические принципы функционирования финской средней школы. Авторы уделяют большое внимание идее равенства, которая является ведущей идеологической компонентой финской школы и общества в целом. В статье анализируется полемический дискурс, который сложился вокруг феномена успеха финского образования. Авторы предлагают классификационный подход к анализу исследовательского пространства образовательных практик в современной Финляндии. Особое внимание уделяется обоснованию роли и места ученической и учительской культуры в инновационных преобразованиях школьных практик в Финляндии. Также раскрываются стратегические направления перспектив развития практико-ориентированных и проектных педагогических технологий в финском школьном комьюнити в период современных реформ.
Каратаева Н. А., Крежевских О. В.

Ключевые слова: основная образовательная программа дошкольного образования, конструктор региональной образовательной программы дошкольного образования, дошкольное образование.

КОНСТРУКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема проектирования региональной образовательной программы дошкольного образования. Данная проблема актуализируется в связи с необходимостью непрерывного становления таких характеристик личности, как патриотизм в отношении малой родины, культурная идентичность, познавательное отношение к своему краю. В то же время процедура проектирования региональной образовательной программы дошкольного образования вызывает значительные сложности у воспитателей. На основании анализа данных сложностей авторами разработан конструктор региональной образовательной программы дошкольного образования, призванный облегчить процедуру проектирования регионально ориентированного содержания образования педагогами дошкольных образовательных организаций. Данный конструктор позволяет представить процедуру проектирования региональной образовательной программы в виде этапов: предварительный, диагностический, технологический, комплексной экспертизы. Особенностью данного конструктора является его гибкость, учет того, что проектирование программы – процесс творческий, зависящий от специфики дошкольной образовательной организации. Конструктор учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с необходимым продолжением на последующих уровнях образования.
Кузнецова И. Ю.

Ключевые слова: базовая кафедра, практическая подготовка студентов, особенности образовательного процесса на базовой кафедре, организационно-педагогические условия эффективности деятельности базовой кафедры.

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ ВУЗА

В статье рассматриваются особенности практической подготовки студентов на базовой кафедре профессионально-педагогического вуза. Уточнены понятия «практическая подготовка», «цели и функции базовой кафедры вуза», приведены отличительные особенности профессиональной практической подготовки на базовой кафедре. Автор условно выделяет два вида практической подготовки студентов на базовой кафедре – профессиональная практическая подготовка и профессионально направленная практическая подготовка, на основании особенностей видов деятельности, выполняемых студентами. Выделены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, к которым отнесены: сетевое взаимодействие; социальное партнерство; применение при практической подготовке студентов современных педагогических технологий, особо выделены дистанционные технологии обучения; субъектный подход к студентам, обеспечивающие эффективность деятельности базовой кафедры по практической подготовке студентов. Представлены показатели, позволяющие оценить результаты деятельности базовой кафедры с учетом выделенных организационно-педагогических условий и начальные результаты опытно-экспериментальной работы, которые подтверждают, что базовая кафедра в современных условиях является одним из рациональных организационных решений по совершенствованию практической подготовки студентов, сокращению разрыва между образовательным процессом и профессиональной деятельностью будущих специалистов.
Питухин Е. А.

Ключевые слова: Дальневосточный Федеральный округ, система профессионального образования, подготовка кадров, рынок труда, оценка эффективности, показатели эффективности, рейтинги.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Статья посвящена разработке инструментария, который мог бы помогать оценивать эффективность подготовки выпускников системой среднего профессионального и высшего образования с наиболее объективных позиций. В качестве объекта исследования выбран Дальневосточный Федеральный округ, позиционирующийся правительством на сегодняшний день как приоритетная территория опережающего развития. Необходимость проведения мониторинга, анализа и оценки эффективности подготовки кадров для этого макрорегиона обусловлена его значимостью как стратегической территории России. При этом существует ряд проблем, связанных с устойчивым миграционным оттоком населения с территорий ДФО и, как следствие, растущим дефицитом кадров для экономики этого макрорегиона. Поэтому разработка методики анализа эффективности подготовки кадров на территории субъектов ДФО является жизненно важной для принятия научно обоснованных решений при управлении сферой образования. Например, при мобилизации ограниченных ресурсов системы профессионального образования ДФО для подготовки наиболее востребованных кадров. При разработке такого инструментария возникает задача формирования перечня показателей для адекватной и всесторонней оценнки эффективности подготовки кадров системой профессионального образования, а также критериев их сравнения с пороговыми значениями. В качестве показателей рассматривались такие, как результативность трудоустройства с учетом уровня трудоустройства и зарплаты, социальные обязательства перед молодежью по предоставлению образования в родном регионе, ориентация на рынок труда по подготовке кадров, востребованных экономикой регионов ДФО, и миграционные потоки выпускников. На основе этих показателей строится интегральный показатель эффективности, который позволяет сравнивать системы образования субъектов ДФО между собой, строить частные и общие рейтинги. Использование предложенной методики в процессе управления системой профессионального образования позволит выявить проблемные места в подготовке кадров, своевременно принять управленческие меры по их решению и тем самым повысить эффективность подготовки кадров.
Кекконен А. Л., Шабаева С. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, стратегическое развитие региональных университетов, экономическое развитие региона.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В статье рассматривается взаимосвязь развития системы непрерывного образования и экономики региона на примере Дальнего Востока России. Целью статьи является изучение теоретических аспектов роли университетов в условиях «цифровой экономики» и возможности практической реализации этих положений в современных условиях. Представлена точка зрения, подтвержденная фактическими данными, что университеты как центры подготовки кадров играют ключевую роль в региональном экономическом развитии. Проведенный анализ состояния системы образования Дальнего Востока позволил выявить проблемы, сдерживающие динамичное развитие системы непрерывного образования в макрорегионе. Значительное внимание уделено характеристике проблем, с которыми сталкивается Дальний Восток как регион, имеющий стратегическое значение для развития страны. На основе полученных результатов анализа разработаны рекомендации по развитию системы непрерывного образования на Дальнем Востоке с учетом успешного опыта Республики Карелия. Кроме этого, предложен механизм актуализации существующих образовательных программ, который выступает важным элементом реализации непрерывности образования и овладения востребованными работодателями компетенциями.
Кузьменков А. А., Федорова А. В.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дополнительная профессиональная программа, электронное обучение, условия и среда для дополнительного образования в вузе, сметные программы, сметное дело.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА НА РЫНКЕ ТРУДА (на примере направления подготовки 08.03.01 «Строительство»)

В статье освещаются вопросы введения в образовательный процесс дополнительных профессиональных программ в целях использования дополнительного профессионального образования для повышения конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда. В работе рассматривается опыт реализации дополнительных профессиональных программ по сметному ценообразованию в строительстве и разработке сметной документации с использованием специализированного программного обеспечения. При оценке эффективности реализации дополнительных профессиональных программ и при изучении образовательных потребностей обучающихся применялись методы анкетирования, проводился сравнительный анализ полученного за несколько периодов эмпирического материала в динамике. Авторами затронут вопрос организации самостоятельной работы студентов (СРС) и описан опыт организации СРС посредством применения элементов электронного обучения. В качестве дальнейшего направления исследования выделена проблема расширения перечня программных продуктов, используемых в образовательных целях, а также возможности применения в учебном процессе свободно распространяемого (бесплатного) специализированного программного обеспечения. Приведенные в статье данные и выводы представляют как педагогический, так и методический интерес и могут быть использованы преподавателями вузов технических направлений подготовки.
Ефлова З. Б.

Ключевые слова: педагогическое сообщество, научно-практический форум, социально-педагогические технологии, инновации в образовании.

ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ФОРУМА «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ» В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Представлена общая информация о Всероссийском научно-практическом форуме «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции», состоявшемся в Республике Карелия 18‒20 октября 2018 г. Показаны содержательные и организационные особенности научно-практического мероприятия: многоплановость, многоаспектность и разноуровневость представленной научно-практической информации; приоритет активных и интерактивных форм проведения, основные методы работы; новый формат взаимодействия вуза и общеобразовательной организации – базовая кафедра как организатор события.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам