Ефлова, З. Б. ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ФОРУМА «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ» В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 4 (24). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.4328


Выпуск № 4 (24)

Научные события

pdf-версия статьи

ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ФОРУМА «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ» В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Ефлова Зинаида Борисовна
кандидат педагогических наук
заместитель председателя оргкомитета Всероссийского научно-практического форума «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции»
(Петрозаводск, Россия)
zeflova@onego.ru
Ключевые слова:
педагогическое сообщество
научно-практический форум
социально-педагогические технологии
инновации в образовании.
Аннотация: представлена общая информация о Всероссийском научно-практическом форуме «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции», состоявшемся в Республике Карелия 18‒20 октября 2018 г. Показаны содержательные и организационные особенности научно-практического мероприятия: многоплановость, многоаспектность и разноуровневость представленной научно-практической информации; приоритет активных и интерактивных форм проведения, основные методы работы; новый формат взаимодействия вуза и общеобразовательной организации – базовая кафедра как организатор события.
Статья поступила: 11.11.2018; Принята к публикации: 20.11.2018; Размещена в сети: 24.11.2018.

ON THE RESULTS OF THE RUSSIAN SCIENTIFIC PRACTICAL FORUM «SOCIAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION: ACTUALITY, PERSPECTIVES AND TRENDS» HELD IN THE REPUBLIC OF KARELIA

Eflova Zinaida B
Ph.D in Pedagogy
the Deputy Chair of the Forum Organization Committee
(Petrozavodsk, Russia)
zeflova@onego.ru
Keywords:
pedagogical community
scientific-practical forum
social-pedagogical technologies
educational innovations.
Abstract: the general information on the Russian Scientific Practical Forum «Social Pedagogical Technologies in Education: Actuality, Perspectives, and Trends» held in October, 18−20, 2018 in the Republic of Karelia is presented. Conceptual and organizational specifics of the event are shown. They include diversity, multidimensionality, and multi-levelness of presented scientific practical information; priority of active and interactive forms, basic methods; new format of interaction between higher institutions and general education institutions.
Paper submitted on: 11.11.2018; Accepted on: 20.11.2018; Published online on: 24.11.2018.

18‒20 октября 2018 г. в Республике Карелия состоялся Всероссийский научно-практический форум «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции», собравший более 200 очных участников мероприятия.

Организаторы форума:

‒      ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (Институт педагогики и психологии, лаборатория теории и практики развития сельской школы);

‒      МОУ «Пряжинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой» Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия.

Актуальность темы форума подтвердилась широким откликом, который он получил в 16 субъектах РФ и в Республике Карелия.

Очными и заочными участниками мероприятий стали педагоги-ученые и педагоги-практики из Великого Новгорода, Вологодской области (г. Вытегра), Екатеринбурга, Кировской области (г. Киров, г. Кирово-Чепецк, с. Среднеивкино), Красноярска, Кургана, Москвы и Московской области, Нижегородской области (г. Арзамас и г. Перевоз), Орловской области (г. Орёл и пос. Красная Звезда), Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Томска, Удмуртской республики (г. Глазов), Челябинской области (г. Миасс), представительная делегация из Ярославля и Ярославской области.

Республика Карелия была представлена специалистами из 7 муниципальных районов и города Петрозаводска: Беломорский район (пос. Пушной), Муезерский район (пгт. Муезерка и пос. Суккозеро), Олонецкий район (г. Олонец, пос. Видлица, пос. Ильинский), Прионежский район (пос. Деревянка, Деревянное, Пай, Шокша, Шуя), Пряжинский район (с. Ведлозеро, пгт. Пряжа, пос. Чална), г. Сегежа, г. Сортавала.

В работе форума приняли участие представители 18 организаций высшего образования и научных организации, 20 организаций общего образования, 2 дошкольных организаций и 6 организаций дополнительного образования.

Научное обеспечение форума – это активное участие в нем 13 докторов наук (трое из ПетрГУ), более двух десятков кандидатов наук из разных субъектов РФ, а также более 40 преподавателей и сотрудников, более 20 студентов и аспирантов Петрозаводского университета.

Тема обсуждения форума (социально-педагогические технологии), с одной стороны, не нова, поскольку социально ориентированные и общественно активные школы, особенно в сельской (негородской) местности, – это норма жизни. С другой стороны, она требует осмысления и корректировки в связи с меняющимися социально-экономическими и социокультурными условиями жизнедеятельности образовательных организаций, расположенных за пределами больших городов, а также актуализацией ориентации деятельности российских вузов на региональные запросы.

Ученые привезли на форум новые идеи и концепции, а практики – инновационный опыт. На пленарном заседании был заслушан доклад проректора университета по учебной работе и председателя Оргкомитета форума К. Г. Тарасова «ПетрГУ – опорный вуз региона», в котором представлены инновационные составляющие Программы развития опорного университета. Заседание продолжилось в форме подиумной дискуссии, спикерами которой стали пять докторов наук, а модератором выступила Р. М. Шерайзина, доктор педагогических наук, профессор из Великого Новгорода. При всех различиях в подходах, акцентах и позициях авторитетных исследователей объединяли идеи о необходимости педагогизации окружающей среды, о социально-педагогических технологиях как эффективных инструментах решения как образовательных, так и социокультурных проблем территорий.

На пяти секциях форума были представлены 32 доклада, в которых рассматривались различные научно-практические аспекты обоснования, реализации и эффективности социально-педагогических технологий:

‒      в профессиональном становлении и развитии специалистов в вузе и системе дополнительного профессионального образования;

‒      в сопровождении социализации различных категорий детей, подростков, юношества, в том числе одаренных и с проблемами в развитии;

‒      в сотрудничестве (взаимодействии) различных социальных институтов – учреждений образования, культуры, социальной защиты и др.;

‒      в предметном обучении в системе общего образования разных ступеней и в разных типах и видах образовательных организаций;

‒      в проектной деятельности.

Особое впечатление на участников форума произвел день работы в поселке Пряжа.  Пряжинское поселение и Пряжинская средняя школа представили более десятка социально-педагогических практик. Каждая из практик Пряжинской школы достойна особого рассказа о ней как об успешном опыте решения многих педагогических и социальных проблем. Лейтмотивом социально-педагогической деятельности школы являются идеи сотрудничества со всеми институтами поселения и педагогизации социальной среды.

Культурно-образовательный, досуговый элемент программы также стал погружением в социально-педагогические практики. В деревне Киндасово участники познакомились с двумя проектами: патриотическим – «История деревни Киндасово» и этнокультурным – «Деревня Киндасово – центр карельского юмора».

В заключение отметим основные особенности форума. Отличительной чертой форума является разнообразие состава его участников: от только входящих в исследовательскую деятельность студентов – будущих педагогов до признанных авторитетных ученых, от начинающих профессиональную деятельность педагогов до известных педагогов-мастеров, от «рядовых» деятелей в сфере образования до специалистов регионального и муниципального уровней управления, социальной защиты детства, представителей законодательной власти.

Следствием такого разнообразия является многоплановость, многоаспектность и разноуровневость представленной научно-практической информации. Многообразие позволило взглянуть на предмет обсуждения с разных сторон, существенно обогатить его содержание, представления о достижениях и ресурсах друг друга, о синергетических эффектах взаимодействия педагогической науки и практики, управления и разных социальных институтов. На форуме в действительности происходили естественная интеграция теории и опыта, живой непосредственный обмен научными и практическими наработками.

Важнейшей особенностью форума стал приоритет активных и интерактивных форм презентации научных наработок и педагогического опыта, что удалось выдержать практически на всех мероприятиях. Речь идет не об отказе от «классических» форм представления научно-практической информации в виде докладов и выступлений, пленарных и секционных заседаний, а об обновлении традиционных научных собраний, об их приближении к практике, что особенно важно в педагогических науках, в том числе через освоение и внедрение новых/инновационных методов, форм и средств. Основными методами научно-практической конференции были: убеждение, полилог и диалог, дискуссия, наглядность и иллюстративность, ИКТ-технологии, рефлексия (каждого элемента и каждого дня форума).

Еще одна особенность состоявшегося масштабного мероприятия заключается в том, что его организаторами выступили две образовательные организации: мощная и регионально влиятельная – Петрозаводский государственный университет и относительно небольшая, но известная и уважаемая в республике – Пряжинская средняя школа. Организационным механизмом, запустившим и осуществившим форум, стала не так давно созданная инновационная структура этих образовательных организаций – Базовая кафедра социально-педагогических и образовательных технологий, объединившая ученых Института педагогики и психологии ПетрГУ и педагогов-исследователей Пряжинской СОШ. Кафедра достойно справилась с реализацией поставленных задач.

По итогам форума принята резолюция, в которой, наряду со стратегическими направлениями деятельности ученых и практиков в области социально-педагогических технологий, сформулирован целый ряд конкретных предложений по их реализации.

 


Просмотров: 1664; Скачиваний: 415;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.4328