Грамотное и аргументированное письменное выражение мыслей является важным навыком для успешной учебы и профессиональной деятельности. Академическое письмо (АП) ‒ одно из научных направлений для формирования и развития письменной речи, исследовательских навыков, навыков критического мышления, аргументации и структурирования информации. Сформировавшись как отдельная дисциплина и научное знание за рубежом, академическое письмо активно развивается с середины прошлого века во всем мире [1; 2]. Процесс обучения академическому письму и критическому мышлению происходит системно, сначала в школе, затем в колледже и университете, вне зависимости от направления подготовки. Программы обучения направлены на развитие ключевых компетенций АП: выражать собственное мнение в письменной форме, анализировать и оценивать информацию, создавать новые идеи и формулировать их в виде четких тезисов, аргументированно обосновывать мысли, структурировать и создавать логичное, связное, четкое и целенаправленное доказательное изложение [3]. Обучению письменной речи для академических целей в западном образовании уделяется особое внимание.
Для сравнения: в России интерес к академическому письму возник относительно недавно, в течение последних 10‒15 лет. Тем не менее сформировавшийся социальный и образовательный запрос не находит достаточного выражения в структуре и содержании российского образования. Четко зафиксированные требования к академическому письму в ФГОСах отсутствуют. Проведенный анализ показал, что в обновленных федеральных государственных стандартах общего, среднего профессионального и высшего образования не содержится прямых указаний на навыки, специфически относящиеся к академическому письму. Можно выделить отдельные элементы, способствующие формированию навыков академического письма у обучающихся. Эти элементы интегрированы в понятие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у школьников (УУД) и универсальных компетенций у студентов (УК-1 системное критическое мышление, УК-4 коммуникация)1. Таким образом, несмотря на актуальность вопроса, академическое письмо не является обязательным компонентом российских образовательных программ.
Однако у обучающихся и педагогов существует потребность развивать навыки и умения грамотной письменной речи на родном и иностранном языках. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы эссе на русском и иностранных языках для школьников и студентов. Следует отметить стабильный интерес к конкурсам эссе со стороны потенциальных участников. Анализ поисковых запросов в браузере Яндекс в период с января 2020 по декабрь 2023 г. показал, что количество запросов «конкурс эссе» и «конкурс эссе на английском языке» сохраняется примерно на одном уровне Возникает вопрос: могут ли такие конкурсы компенсировать отсутствие целенаправленных образовательных программ по академическому письму? По мнению авторов статьи, конкурсы академического письма становятся важными инициативами, направленными на привлечение внимания к необходимости развития грамотной письменной коммуникации у обучающихся.
Для встраивания в образование вне основной программы обучения необходима тщательно разработанная методическая база конкурса, которая обеспечит его качественную организацию и, как следствие, популярность среди потенциальных участников. Популяризация, согласно словарному определению, представляет собой процесс, направленный на распространение знаний, идей и ценностей среди широкой аудитории с целью повышения их доступности и понимания2. В рамках данной статьи под популяризацией мы также понимаем процесс, который включает в себя активное вовлечение участников образовательного процесса (обучающихся и педагогов) в изучение и освоение АП, поскольку популяризация включает в себя не только распространение знаний, но и создание условий для глубокого интереса к предмету.
Цель данной статьи ‒ обосновать, что конкурсы академического эссе являются эффективным средством популяризации АП. На примере проведения всероссийского конкурса «Лучшее академическое эссе на английском языке» среди школьников и студентов в 2023 г. на базе Центра академического письма (ЦАП) ПетрГУ показаны организационно-педагогические условия проведения мероприятия, которые способствовали достижению поставленной цели.
Обоснование выбора формата конкурса академического эссе
Для актуализации обозначенной нами темы обоснуем выбор формата конкурса академического эссе как эффективного средства популяризации академического письма в вузе и школе.
Во-первых, конкурс как средство обучения позволяет внедрить академическое письмо в образовательную среду вне зависимости от действующих стандартов обучения. «Конкурс (латынь concursus) ‒ стечение, столкновение, смотр кого-либо или чего-либо, дающий возможность выявить наиболее достойных из числа его участников»3. К данному определению в контексте нашей статьи следует добавить, что конкурсы также выступают средством обучения. Образовательные конкурсы играют ключевую роль в развитии обучающихся и совершенствовании системы образования в целом. Участие в конкурсах пробуждает интерес обучающихся к изучаемому предмету, мотивируя их углубленно исследовать материал и совершенствовать свои умения и навыки. Каждый участник конкурса приходит с определенным уровнем знаний и опыта, а требования, предъявляемые к конкурсным работам, создают высокую планку, к которой необходимо стремиться. В процессе подготовки к конкурсу участники, следуя предъявляемым требованиям и критериям к конкурсным работам, применяют теоретические знания на практике, а также приобретают новые компетенции и/или совершенствуют уже имеющиеся. Конкурсы предоставляют возможность познакомиться с единомышленниками, экспертами и потенциальными наставниками, а соревновательная среда позволяет учащимся раскрыть свой потенциал, проявить творческие способности и самостоятельность [4; 5]. Таким образом, конкурсы не только удовлетворяют потребности участников образовательного процесса, но и дополняют и расширяют сознание, одновременно создавая условия для привлечения внимания студентов, учащихся и преподавателей к академическому письму.
Во-вторых, конкурсы эссе способствуют развитию критического мышления, исследовательских навыков, коммуникативных способностей и самовыражения. Написание качественного эссе требует от участников критически осмыслить заданную тему, проанализировать информацию и представить связные аргументы. Этот процесс помогает развить навыки критического мышления, которые необходимы для успешной учебы и работы на протяжении всей жизни. Зачастую участие в конкурсе эссе предполагает проведение исследований для сбора необходимой информации и доказательств в поддержку аргументов. Это помогает участникам развить исследовательские навыки, включая информационную грамотность и способность критически оценивать источники. Эффективные коммуникативные навыки, в том числе умение четко и убедительно излагать свои мысли, ‒ залог успеха при написании работы. Благодаря конкурсам эссе участники могут улучшить свои навыки письма, которые пригодятся им в академической, профессиональной и личной жизни. Главное качество, которое развивается в процессе создания работы, ‒ это умение самовыражаться. Участники получают возможность выразить свои мысли, убеждения по различным вопросам, что также помогает развить уверенность в себе.
В-третьих, академическое эссе является жанром академического письма, способствующим развитию продуктивных письменных навыков [6]. Важно разграничивать академическое эссе и сочинения по русскому языку, литературе и обществознанию, которые представляют собой совершенно другой вид работы. Эссе и сочинения отличаются по структуре, формату, цели, содержанию и степени эксплицитности, т. е. выражения позиции автора, что отражает разные подходы к написанию и анализу текста. Академическое эссе не является свободным художественным выражением мыслей, это четкое, логически обоснованное, объективное и структурированное доказательное рассуждение, эквивалентное краткой исследовательской работе. Академическое эссе также называют научным эссе, так как оно формирует академический (научный) склад мышления, является базовым видом академического текста, с которого начинается освоение более сложных исследовательских текстов, например курсовых и выпускных квалификационных работ в вузе [7].
Организационно-педагогические условия проведения конкурса академического эссе
В России конкурсы эссе регулярно проводятся на различных уровнях: от локальных (школьных и университетских) до международных. Организаторами конкурсов выступают школы, университеты, различные образовательные организации и международные издательства. Анализ конкурсов проведен на базе поисковой системы Яндекс, были изучены самые популярные ответы браузера на первой странице. Анализ проводимых конкурсов эссе показал, что, несмотря на заявленный в названии конкурса термин «эссе», конкурсы существенно отличаются друг от друга по типу письменных конкурсных работ (эссе, сочинение, творческая работа или исследовательский проект), рабочему языку (русский или иностранные языки) и критериям оценивания. Конкурсы включают как творческие, так и академические виды работ. Среди конкурсов эссе был найден только один конкурс академического эссе на базе ЦАП ПетрГУ. Большинство конкурсов проводится на русском языке, английский язык занимает второе место, далее следуют различные иностранные языки (немецкий, французский, китайский и другие). Что касается критериев оценивания, то только в конкурсах на иностранных языках найдены полные критерии оценивания, с детализированными пояснениями, а также рекомендациями по написанию эссе4. В основном в положениях конкурсов представлены только общие требования к оформлению работ: технические параметры и объем работы. Представляется, что для участников конкурсов эссе отсутствие критериев оценивания создает трудности, так как непонятно, какой вид эссе рассчитывают увидеть организаторы. Проведенный анализ существующих конкурсов наглядно демонстрирует отсутствие академической общности в вопросах организации конкурсов эссе.
Важным условием проведения конкурса является грамотная организация, а именно обеспечение эффективных организационно-педагогических условий (ОПУ) как составного элемента педагогического процесса в целом. Опираясь на анализ Н. В. Ипполитовой и Н. С. Страховой о сущности и содержании понятия «педагогические условия», мы разделяем мнение, что ОПУ представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей, форм, методов педагогического процесса и мер воздействия, которые обеспечивают успешное решение образовательных задач [8]. Именно реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы. Таким образом, организационно-педагогические условия проведения конкурса эссе, по нашему мнению, должны представлять собой совокупность ОПУ, которые обеспечивают эффективное и целенаправленное проведение этапов конкурса (подготовку, проведение, оценку и обратную связь), поскольку они непосредственно влияют на успешную реализацию конкурса в соответствии с поставленными целями.
Учитывая вышеизложенные аспекты организационно-педагогических условий, более детально рассмотрим, какие условия были реализованы в контексте нашего конкурса академического эссе. Опыт авторов статьи по проведению конкурсов академического эссе на английском языке представляет собой пролонгированную опытно-экспериментальную работу с 2017 г. по 2023 г. Всего было проведено 5 конкурсов. Формат, состав жюри и участников, критерии, а также уровень проведения конкурса менялись в ходе анализа проблем и ошибок. Условно в реализации опытной работы можно выделить 3 этапа:
- проведение конкурса локально в рамках кафедры среди обучающихся студентов одного направления подготовки 2017‒2018 гг.;
- работа над ошибками и совершенствование положения о конкурсе (критерии, формат, состав экспертов) 2019‒2020 гг.;
- проведение конкурса в рамках нового вузовского научного объединения ЦАП ПетрГУ с 2020 г. и по настоящее время.
В 2021/22 уч. г. для популяризации академического письма через конкурс эссе авторы статьи ставили перед собой следующие задачи: проанализировать опыт становления конкурса по академическому письму за 2017‒2022 гг., объединить лучшие практики эссе-конкурсов от различных организаторов, учесть опыт проведения международных экзаменов по английскому языку (CAE, IELTS, TOEFL) и в результате сформулировать основные организационно-педагогические условия, которые легли в основу положения всероссийского конкурса академического эссе ЦАП ПетрГУ в 2023 г.
Основными организационно-педагогическими условиями всероссийского конкурса эссе стали:
- доступность;
- прозрачность;
- поддержка и подготовка участников;
- последовательность;
- награждение и признание;
- экспертность;
- обратная связь.
Доступность. Конкурс был организован на принципах равного доступа для всех участников с заранее предоставленной информацией об условиях. В положении о конкурсе участникам представлены технические требования к оформлению работы (например, процент оригинальности не менее 75 % и не более 40 % использования искусственного интеллекта), примеры оформления, подробные критерии оценивания, а также список учебной литературы по академическому письму со ссылками на онлайн-ресурсы. Размещение материалов для широкого доступа онлайн также обеспечивало реализацию принципа доступности.
Принцип доступности подразумевал учет интересов и возможностей разных возрастных групп, так как конкурс проводился в нескольких номинациях по видам эссе с разным объемом конкурсных работ (количеством слов). Студентам предлагалось написать академическое эссе на свободную профессиональную тему по следующим видам: «описательное» эссе (descriptive essay), «нарративное» эссе или эссе «описание процесса» (process or narrative essay), эссе «сравнение и сопоставление» (comparison and contrast essay), эссе «проблема и ее решение» (problem and solution essay), эссе «причины и следствия» (cause and effect essay), «аргументативное» эссе (argumentative essay), «убеждающее» эссе (persuasive essay). Студенты могли писать эссе в объеме 400‒600 или 900‒1500 слов. Для школьников оргкомитет конкурса выставил другие номинации по трем видам эссе: эссе-мнение «согласие или несогласие», эссе «за и против», эссе «проблема и ее решение» в рамках заявленной темы года. В 2023 г. учащиеся могли написать эссе-мнение по теме «Подростки слишком молоды, чтобы учить других людей чему-либо. Вы согласны?». Для эссе «проблема и ее решение» школьникам предлагалось сформулировать идею самостоятельно в рамках заданной темы года. У школьников объем конкурсных работ был фиксирован и составил 200‒250 слов.
Прозрачность. Данный принцип подразумевал две ключевых составляющих. Прежде всего, были обозначены четкие правила и критерии оценки. В критериях оценки представлены рубрики эссе (от англ. essay rubrics), т. е. набор критериев, используемых для оценки качества эссе, которые служат инструментом для систематизации и упрощения процесса оценки эссе, обеспечивая прозрачность и объективность в оценивании работ. В западной педагогике рубрики являются рабочим инструментом в образовательных учреждениях для оценки различных видов академических письменных работ. В Положении конкурса ясные и объективные критерии для оценки конкурсных работ помогали жюри и участникам понимать, на что ориентироваться при подготовке и оценке работ, что позволяло избежать недоразумений и обеспечивало равные условия для всех. Рубрики эссе включали 6 критериев (6K). Экстралингвистические параметры, за каждый из которых выставлялось от 0 до 20 баллов: 1К ‒ тезис эссе; уникальность постановки проблемы в эссе, выражение авторской позиции; 2K ‒ умение доказывать и аргументировать; 3К ‒ четкая структура и логика изложения. Лингвистические параметры оценивались от 0 до 10 баллов: 4K ‒ лексическое наполнение эссе с учетом академического стиля изложения информации; 5K ‒ грамотность речи и грамматическая вариативность, правописание, пунктуация. Последний критерий вариативный (на усмотрение жюри) оценивался до 20 баллов: 6K ‒ общее читательское восприятие оригинальности текста эссе (из серии «тронуло за душу», «прочитал, не отрываясь») и «приз зрительских симпатий». Для выставления баллов по данному критерию членам жюри необходимо было ознакомиться со всеми эссе в оцениваемой номинации. Максимальная оценка за эссе ‒ 100 баллов.
Кроме того, участники имели возможность получать информацию о ходе конкурса и оценках жюри. Согласно шкале ранжирования баллов, жюри определяло победителей I, II, III степени (высший уровень победителей); лауреатов (участники, которые не являются победителями, но их работы были достойны внимания членов жюри) и номинанты (участники, которые не являются победителями, но их работы в рамках определенной номинации казались достойными). Объявление победителей происходило онлайн на сайте Центра академического письма ПетрГУ. Публикация результатов, в частности конкретного количества набранных баллов, повышала уровень доверия к организаторам, а также помогала участникам понять сильные и слабые стороны конкурсного эссе и улучшить свои навыки АП в будущем.
Поддержка и подготовка участников. Организаторы предусматривали возможность подготовки участников к конкурсу, предоставив им необходимые ресурсы и рекомендации. В качестве методической поддержки ЦАП ПетрГУ разработал в помощь педагогам цикл занятий, нацеленных на знакомство обучающихся с академическим жанром эссе на английском языке, а также составил список рекомендованной литературы, чтобы обеспечить проведение подготовительного этапа внутри учебного учреждения. Все материалы были представлены в Приложении к Положению конкурса.
Последовательность. В конкурсе эссе это означало структурированный подход к проведению самого конкурса, который включал несколько последовательных этапов. Каждый из них имел свои цели и задачи, что позволило организовать процесс более эффективно и системно. Конкурс проводился в три этапа. В процессе первого этапа внутри образовательной организации (внутривузовского или школьного) преподавателям иностранного языка рекомендовалось проводить занятия, нацеленные на знакомство со структурно-композиционными, стилистическими и лексико-грамматическими особенностями академического жанра эссе на английском языке. После обучения и выполнения работы оценивались жюри образовательной организации, которая самостоятельно определяла состав оргкомитета и жюри первого тура. Дата представления эссе на этот тур конкурса также определялась образовательными организациями самостоятельно. Жюри первого этапа конкурса оценивало и выбирало лучшие эссе по номинациям конкурса согласно требованиям и критериям оценивания конкурса, разработанным ЦАП ПетрГУ. Таким образом, педагоги образовательных организаций тоже были погружены в процесс обучения академическому письму. Результаты первого этапа конкурса публиковались в открытых онлайн-источниках организаций, сведения о них отправлялись вместе с заявкой на второй этап конкурса в удаленном онлайн-формате через платформу Яндекс-формы (эссе, анкета, согласие на обработку персональных данных). Во время второго этапа (всероссийского) от образовательных организаций принимали по одному конкурсному эссе в каждой номинации, набравшему максимальное количество баллов по результатам оценивания в своей организации. Третий, заключительный, этап подразумевал работу жюри конкурса и подведение итогов.
Экспертность. Все работы проходили двойное или тройное слепое рецензирование членами жюри ‒ лингвистами с опытом в области АП, прошедшими обучение по применению критериев оценивания эссе от ЦАП ПетрГУ. Анонимное представление работ помогало избежать предвзятости при оценке. В состав жюри конкурса входили преподаватели иностранных языков вузов (Петрозаводского государственного университета и Московского государственного университета), а также учителя школ из Санкт-Петербурга и Петергофа. Все эксперты имели опыт преподавания курса «академическое письмо» или прошли обучение по работе с критериями оценивания конкурсных эссе ЦАП ПетрГУ. Привлечение независимых экспертов для оценки работ или проведения конкурса также помогло минимизировать предвзятость и повысить доверие к результатам.
Награждение и признание. ЦАП ПетрГУ организовал награждение участников, что способствовало повышению мотивации и интереса к будущим мероприятиям. Победители, лауреаты и номинанты получали именные дипломы от Центра академического письма. На сайте Центра была размещена подробная информация о прошедшем конкурсе.
Всероссийский конкурс на написание лучшего академического эссе на английском языке в 2023 г. проводился в рамках работы ЦАП ПетрГУ среди студентов бакалавриата и магистратуры образовательных организаций высшего образования всех направлений подготовки, а также среди школьников 7‒11-х классов. Основная цель конкурса – популяризация принципов академического письма при обучении письменной речи в процессе изучения английского языка.
Конкурс был объявлен в апреле 2023 г. на сайте ЦАП ПетрГУ, проводились рассылка информационных писем по образовательным организациям и размещение анонса на рекламных образовательных сайтах (например, https://vsekonkursy.ru/). Первый (локальный) этап конкурса длился 1,5 месяца (08 апреля ‒ 15 мая). Далее в течение 3 недель происходил прием заявок онлайн через Яндекс-формы на второй всероссийский этап. Оргкомитет конкурса присваивал работам номера и распределял их между членами жюри для двойного или в спорных случаях тройного рецензирования. В конце августа оргкомитет обобщил полученные данные и определил призовые места. В сентябре 2023 г. итоги конкурса были освещены на сайте ЦАП ПетрГУ, победителям и их педагогам высланы наградные документы и благодарственные письма5.
С целью оптимизации процесса обработки полученных результатов и демонстрации их эффективности в таблице представлены данные по конкурсам 2017, 2022 и 2023 гг. Данные года выбраны в связи с тем, что в это ремя были зафиксированы значимые изменения и события, оказавшие влияние на результаты эксперимента, включая проведение первого конкурса эссе в 2017 г., первый всероссийский конкурс в 2022 г. и итоговые результаты последнего всероссийского конкурса в 2023 г. Такой подход позволяет сосредоточиться на наиболее репрезентативных данных и акцентировать внимание на ключевых периодах, что способствует более точному и обоснованному анализу (табл. 1).
Таблица 1
Конкурсы академического эссе
Table 1
Academic Essay Contests
Показатели | Этапы проведения конкурсов академического эссе | ||
2017 г. | 2022 г. | 2023 г. | |
Общее количество участников | 9 студентов | 33 студента 15 школьников | 300 студентов 120 школьников и учащихся СПО |
Средний балл эссе победителей | 84,5 ‒ студенты | 85 ‒ студенты 82,5 ‒ школьники | 82,5 ‒ студенты 74 ‒ школьники |
Эксперты | 5 преподавателей ПетрГУ + 1 внешний эксперт | 4 преподавателя ПетрГУ + 1 внешний эксперт | 4 преподавателя ПетрГУ + 4 внешних эксперта |
Контингент участников | Студенты 1–4-х курсов ПетрГУ, Институт истории, политических и социальных наук. Направление подготовки: «Международные отношения» с языковым профилем | Студенты 1‒4-го курсов бакалавриата, 1-й курс магистратуры, Институт иностранных языков, Институт истории, политических и социальных наук, Институт экономики и права. Направления подготовки: «Иностранный язык», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», «История России», «История международных отношений»), школьники 7‒11-х классов |
Студенты бакалавриата и магистратуры различных институтов и направлений подготовки, школьники 7‒11-х классов, учащиеся СПО |
Наиболее значимым показателем популяризации конкурса является рост количества участников начиная с 2017 г. Особенно показательной является разница между 2022 и 2023 гг., когда конкурс получил статус всероссийского, что привело к увеличению числа участников приблизительно в 8,7 раза. Кроме того, наблюдается постепенное проявление интереса к участию со стороны студентов не только языковых направлений подготовки. Результаты конкурса академического эссе 2023 г. свидетельствуют о значительном участии как школьников, так и студентов, что доказывает устойчивый интерес к данному формату и его важную роль в образовательном процессе.
Состав экспертного жюри оставался относительно неизменным. Увеличение числа внешних экспертов в 2023 г. связано со стремлением к более объективной и качественной оценке работ участников. Однако следует отметить, что в 2023 г. в качестве экспертов выступали исключительно специалисты в области преподавания академического письма, прошедшие обучение по применению критериев оценивания, разработанных Центром академического письма ПетрГУ. Это обстоятельство, по нашему мнению, оказало влияние на результаты оценивания, что отразилось на снижении баллов победителей в 2023 г. Данные изменения свидетельствуют о более тщательном и внимательном подходе экспертов к процессу оценивания после прохождения обучения. Повышение требовательности экспертов к оцениваемым работам обусловлено стремлением к объективности и справедливости при определении победителей конкурса.
Вторым показательным результатом проведения всероссийского конкурса в 2023 г. можно считать географию участников. Она охватывает множество регионов России и даже зарубежные страны, такие как Узбекистан, свидетельствуя о широком интересе к конкурсу и его доступности для участников из различных уголков мира (табл. 2).
Таблица 2
География участников конкурса в 2023 г.
Table 2
Geographical Representation of Contestants (2023)
Школьники | Студенты |
Москва и Московская область Нижний Новгород Казань Рязань Самарская область (Чапаевск) Санкт-Петербург и Ленобласть Вологда Мурманской область Республика Карелия Сибирь (Иркутск, Новосибирск, Ангарск) Пермский край Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой) Ханты-Мансийский автономный округ (Сургут, Нижневартовск) Запорожская область, Донецк Республика Калмыкия (г. Элиста) Республика Мордовия (Саранск) Зарубежье (Узбекистан, Самарканд) | Южный федеральный университет Кубанский государственный технологический университет Ярославский государственный технический университет Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия Петрозаводский государственный университет |
Таким образом очевидна положительная динамика участия студентов и школьников в проводимых нами конкурсах, что указывает на рост интереса к образовательным инициативам и активное вовлечение обучающихся в познавательную деятельность по освоению академического эссе как жанра академической письма. В целом результаты последнего конкурса академического эссе 2023 г. подтверждают его эффективность как средства популяризации академического письма среди молодежи. Конкурс стал платформой для обучающихся и педагогов, что является значимым аспектом образовательного процесса и эффективным средством распространения академического письма.
Для успешного функционирования конкурса нами проделана большая организационная работа:
- Создано положение о конкурсе: документ, в котором указаны цели, задачи, правила участия, сроки и порядок проведения мероприятия.
- Разработаны и апробированы детализированные и прозрачные критерии оценки работ, ориентирующие участников конкурса на формирование ключевых академических письменных навыков.
- Организована система обучающих мероприятий, сопровождающих конкурс и помогающих участникам развивать необходимые компетенции.
- Составлены методические рекомендации для участников по написанию эссе, включая советы по выбору темы, исследованию источников и оформлению работы.
Однако есть области, требующие улучшения, такие как подготовка участников к соблюдению конкурсных условий и повышению уровня работ, чтобы увеличить количество участников, прошедших во II этап.
Также планируется:
- Проводить регулярные обучающие сессии от экспертов академического письма, обучающие мероприятия (мастер-классы, вебинары, видеолекции, посвященные техникам написания эссе, которые могут проходить до конкурса).
- Наладить обратную связь (систему предоставления подробных отзывов участникам после конкурса, что поможет им улучшить свои навыки написания).
- Создать банк работ (примеры успешных эссе, которые могут служить ориентиром для участников).
Существует также ряд нерешенных проблем, требующих внимания со стороны от академического сообщества в целом:
- подготовка инструкторов-экспертов в области академического письма, обучения педагогов, которые проявляют интерес и готовят / отправляют студентов участвовать в таких конкурсах;
- привлечение специалистов в области академического письма для оценки работ;
- интеграция конкурсов в общую систему воспитательной и профориентационной работы образовательной организации для стимулирования обучающихся и формирования конкурентной среды.
Конкурс академического эссе не только выполняет свою основную цель ‒ стимулирование творческого и критического мышления, но и способствует популяризации академического письма среди молодежи. При наличии продуманной методической базы конкурсы по написанию академического эссе смогут стать эффективным инструментом развития письменной коммуникации обучающихся, компенсируя отсутствие специальных образовательных программ в этой области.
Список литературы
- Татарина Т. М. Особенности обучения академическому письму в лучших университетах мира. Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 3 (39). DOI 10.15393/j5.art.2022.7848.
- Ванхемпинг Э. «Аcademic Writing» как академическая дисциплина в мировом университетском пространстве: компаративный анализ дидактико-методологических подходов // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 3 (39). DOI: 10.15393/j5.art.2022.7844
- Bain A. English Composition and Rhetoric: A Manual. (Classic Reprint) Forgotten Books, 2017. 356 p.
- Сеничева Н. Н., Соколова Д. В. Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. 2015. № 9 (29). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-v-konkursah-i-olimpiadah-kak-forma-razvitiya-odarennosti-obuchayuschihsya (дата обращения 21.08.2024).
- Цыганкова А. В. Олимпиада как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. Электрон. дан. URL: http://www.rosolymp.ru/ attachments/10374_s03_033.pdf (дата обращения 21.08.2024).
- Гаврилик О. Н., Тарантей В. П. Дидактические возможности эссе в преподавании наук в высшей школе [Электронный ресурс] // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 138–148. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-esse-v-prepodavanii-nauk-v-vysshey-shkole (дата обращения 21.08.2024).
- Минеева И. Н. Академическое эссе: Теория и практика жанра [Электронный ресурс] // Филологический класс. 2015. № 2 (40). C. 7–14 Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskoe-esse-teoriya-i-praktika-zhanra (дата обращения 24.08.2024).
- Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8‒14.