Башманова, Е. Л. АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДРУЖБА КАК ВИД НАСТАВНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / Е. Л. Башманова, О. Ю. Лебедева // Непрерывное образование: XXI век. – 2024. – Вып. 3 (47). − DOI: 10.15393/j5.art.2024.9624


Выпуск № 3 (47)

Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования

pdf-версия статьи

УДК 378.126:392.71

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДРУЖБА КАК ВИД НАСТАВНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Башманова Елена Леонидовна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и профессионального образования
Курский государственный университет
(г. Курск, Российская Федерация)
bashmanovaelena@yandex.ru
Лебедева Ольга Юрьевна
директор центра библиотечного обеспечения
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
(г. Москва, Российская Федерация)
lebedeva-oy@ranepa.ru
Ключевые слова:
наставничество
академическая дружба
профессионально ориентированная дружба
критическая дружба
библиометрический анализ.
Аннотация: смена поколений и приход в вузы сотрудников из других сфер заставляет университеты активнее следовать новым трендам, таким как человекоцентричный поворот в отношении к сотрудникам, горизонтальные коммуникации, академическая честность, сотрудничество, доверие, открытость. Академическая дружба как система неформальных отношений поддержки между студентами, преподавателями, исследователями в университете является одним из доступных средств удовлетворения потребности молодых и начинающих сотрудников в получении удовольствия от работы, развития и роста. Авторы на основе изучения зарубежных источников проблематизируют вопрос об изучении дружбы как вида межличностных отношений в высшей школе, имеющих деловую значимость за счет наставнического потенциала. С помощью программы VOSviewer они строят карту из 289 ключевых слов по тематике «Дружба как наставничество» на основе публикаций библиометрической базы OpenAlex. Сущность академической дружбы раскрывают 9 кластеров понятий, образовавшихся вокруг дефиниций «высшее образование», «восприятие», «чувство», «профессиональное развитие», «описание», «развитие преподавателей», «аспиранты», «карьерное развитие», «межличностные отношения». Наиболее «старыми» понятиями в полученной карте являются «протеже», «профессиональное образование», «карьерное консультирование». К новым понятиям относятся «здоровая окружающая среда», «самоэффективность», «трансформирующее обучение». Уточнение проблемного поля позволило установить и описать место и значение дружбы в структуре деловых отношений в научно-образовательной организации. Опираясь на описание, выполненное А. И. Пригожиным, авторы строят схему структуры деловых связей в научно-образовательной организации и определяют место академической дружбы в ней. Интерес сотрудников не только к делу, но и друг к другу позволяет отнести академическую дружбу одновременно к внеформальной и социально-психологической структурам общения. Дальнейшие исследования могут быть посвящены разработке модели академической дружбы, изучению межличностных коммуникаций в аспирантуре и докторантуре как институтах персонализированного наставничества в академической среде, анализу поведения студентов и преподавателей как акторов наставнических практик и участников наставнических пар.
Статья поступила: 15.08.2024; Принята к публикации: 12.09.2024; Размещена в сети: 26.09.2024.

ACADEMIC FRIENDSHIP AS A FORM OF MENTORSHIP IN EDUCATION AND SCIENCE

Bashmanova Elena L.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Professional Education
Kursk State University
(Kursk, Russian Federation)
bashmanovaelena@yandex.ru
Lebedeva Olga Yu.
Director of the Library Support Center
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Moscow, Russian Federation)
lebedeva-oy@ranepa.ru
Keywords:
mentoring
academic friendship
professionally oriented friendship
critical friendship
bibliometric analysis.
Abstract: the change of generations and the arrival of employees from other fields to universities makes universities more actively follow new trends, such as a human-centered turn in attitudes towards employees, horizontal communications, academic honesty, cooperation, trust, and openness. Academic friendship as a system of informal support relationships between students, teachers, and researchers at the university is one of the available means of satisfying the needs of young and entry-level employees to enjoy their work, development and growth. Based on the study of foreign sources, the authors problematize the issue of studying friendship as a type of interpersonal relations in higher education, which have business significance due to mentoring potential. They build a map of 289 keywords on the topic of «Friendship as Mentoring» based on publications in the OpenAlex bibliometric database using the VOSviewer program. The essence of academic friendship is revealed by 9 clusters of concepts formed around the words higher education, perception, feeling, professional development, description, teacher development, graduate students, career development, interpersonal relations. Some of the oldest concepts on the map are the words protégé, professional education, career counseling. New words include healthy environment, self-efficacy, transformative learning. The authors specified the problem field, established and described the place and significance of friendship in the structure of business relations in a scientific and educational organization. They build a diagram of the structure of business relations in a scientific and educational organization and determine the place of academic friendship in it, based on the description of A. I. Prigogine. The interest of employees not only in the business, but also in each other determines academic friendship as part of informal and socio-psychological communication structures. Further research can be devoted to the development of a model of academic friendship, the study of interpersonal communications in graduate and doctoral studies as institutions of personalized mentoring in the academic environment, the analysis of the behavior of students and teachers as actors of mentoring practices and participants in mentoring pairs.
Paper submitted on: 15.08.2024; Accepted on: 12.09.2024; Published online on: 26.09.2024.

Признание тех немногих, чье суждение уважают, ценно,

а дружба с теми людьми, чье признание делает возможным

собственное самоуважение, является еще более ценной.

Х. Арендт – К. Ясперсу. Письма, 1926–1969

 

Развитие сферы высшего образования и науки в настоящее время определяется рядом вызовов: новыми требованиями к деятельности, связанными с неизбежностью коллаборации образования, науки и бизнеса; новыми требованиями к образовательной среде, обусловленными человекоцентричным поворотом в организации производственных отношений [1]; новыми требованиями к коммуникациям – ожидается, что они будут строиться на доверии, диалоге в сочетании вертикального и горизонтального векторов; новыми способами генерации знаний, приводящими к смене образовательных парадигм [2]; этическими приоритетами, такими как добросовестность, академическая честность, ценность сильной репутации [3]. Движущей силой указанных изменений должно стать новое поколение сотрудников академических учреждений, для которых характерны конкретные жизненные ценности, ценности личной жизни, удовольствия от работы [4]. Источником новых кадров являются в том числе структуры подготовки кадров высшей квалификации. Однако сегодня фиксируется так называемое «убывание» аспирантуры [5], снижение численности и ухудшение качества профессорско-преподавательского состава университетов [6]. Таким образом, для соответствия духу времени, запросам и ожиданиям новых поколений обучающихся академической среде помимо институциональных решений необходима социально-психологическая реабилитация с задействованием межличностных резервов повышения эффективности и благополучия [7].

Одним из таких широко распространенных межличностных механизмов является академическая дружба – неформальные отношения поддержки между студентами, преподавателями, исследователями в университете. Согласно данным опроса 30 тысяч выпускников американских колледжей, проведенного в 2014 г. Gallup-Purdue Index, шансы молодежи на трудоустройство и благополучие удваиваются, если в университетские годы им встретился «профессор, который заботился о них, как о личности, вдохновлял их на учебу и поощрял следовать своим мечтам». Однако лишь 22 % респондентов сообщили, что у них был такой наставник в колледже [8].

Наша цель – проблематизировать вопрос об изучении дружбы как вида межличностных отношений в высшей школе, имеющих деловую значимость, в частности, за счет наставнического потенциала; разработать карту ключевых слов по теме «Дружба как наставничество» для уточнения проблемного поля; установить и описать место и значение дружбы в структуре производственных отношений в научно-образовательной организации.

Наставничество в научных и образовательных организациях реализуется в различных формах в зависимости от целей, контекста, потребностей сотрудников и самих организаций, например, в форме менторинга, коучинга, тьюторства, супервизии и других. Согласно привязке к месту реализации такое наставничество называют также академическим [3]. Автор одного из лучших руководств для преподавателей высших учебных заведений по наставничеству Уильям Б. Джонсон подчеркивает, что «целенаправленное и вдумчивое наставничество – одна из самых важных и устойчивых ролей преподавателя высшей школы» и перечисляет направления, где наставник для студента незаменим: «социализация, обучение, карьерный рост, психологическая адаптация и подготовка к лидерству» [8]. Академическое наставничество способствует формированию личностной идентичности подопечного [9], его уверенности в себе и своей деятельности [10], гибких навыков [11].

Многие виды деятельности современных научно-педагогических работников (консультирование, рецензирование, совместное написание научных работ, обсуждение гипотез, апробация научных результатов и др.) регулируются неформальными механизмами дружеских отношений [7]. Дружеские отношения в академической среде – распространенная практика. Образцами академической дружбы являются отношения В. И. Герье и В. О. Ключевского, Х. Арендт и К. Ясперса и многих других ученых и преподавателей. Н. Бор, например, подчеркивал большое значение личного контакта с Эйнштейном [12, с. 433].

Однако в отечественном образовательном дискурсе тема академической дружбы практически отсутствует. Предварительный анализ доступных наукометрических баз и агрегаторов статей (научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, научная электронная библиотека КиберЛенинка, Академия Google Scholar и др.) показал фрагментарность рефлексии по теме дружбы в сфере высшего образования и науки. С одной стороны, неформальный характер этих отношений не дает уверенности в возможности их объективного изучения; с другой ‒ масштабы и инертность системы высшего образования не позволили ей модернизироваться в таком объеме, чтобы можно было обсуждать феномен академической дружбы и, в частности, наиболее функционального ее типа – критической дружбы [13; 14] как устойчивого социально-психологического явления в отечественной научно-образовательной среде. Исследования посвящены в основном равным связям между ровесниками (peer-to-peer) – между студентами в процессе совместного обучения [15; 16]. Например, изучение факторов формирования «сетей дружбы» и «сетей помощи» однокурсников показало наличие двух модусов взаимодействия – условно их можно назвать духовным и прагматическим. Авторы их так не определяют, но указывают, что в сетях дружбы, как правило, более популярны студенты с невысокой успеваемостью (отношения ради удовольствия), а в сетях помощи – с высокой (выражен фактор извлечения пользы) [16].

Во многих работах академическая дружба рассматривается в сопряжении с иными видами межличностных отношений на рабочем месте: коллегиальностью, приятельством, кронизмом, сотрудничеством, соревнованием, конкуренцией [8; 17; 18; 19]. В связи с этим исследователи относят академическое наставничество к «мультиплексным» отношениям (multiplex relationships), что означает реализацию сразу в нескольких контекстах [20], и изучают его в поле «бордерологии» (Borderology) или методологии пограничных исследований (Border Studies) – междисциплинарного подхода к изучению сложных, взаимосвязанных совокупностей явлений [17; 21].

Выделяются различные модусы дружеских отношений, а именно: «дружба на рабочем месте» или «спонтанная дружба» (Spontaneous Friendships) как личные отношения, лишенные миссии наставничества [22; 23; 24]; профессионально ориентированная дружба как межличностные отношения с деловым содержанием1 [23; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32]; «критическая дружба» (Critical Friendship) [14; 33]; однонаправленная (близкая к классическому наставничеству) и взаимная (peer-to-peer) дружба [34].

Феномены академического наставничества и дружбы рассматриваются нами в русле концепции «добродетельностного университета» [35] с опорой на идеи гуманистического [36; 37], человекоцентрического [1] и добродетельностного (integrity) [38] подходов.

Вследствие гибридизации идентичностей в современных университетах мы отказались от разделения наставничества на профессиональное (сотрудник – сотрудник) и учебное (сотрудник – студент) и рассматриваем академическое наставничество в целом – как вид наставнических отношений в стенах научных и образовательных организаций между любыми участниками академических отношений [39]. В обсуждении различных модусов профессионально ориентированной коммуникации в академической среде преподаватели и студенты упоминаются наравне [13].

Для анализа представленности тематики «Дружба как наставничество» в научных публикациях и построения карты (сети) ключевых слов по типу co-occurrence мы использовали материалы библиометрической базы OpenAlex, найденные по словам friendship (в полном тексте) и mentoring (в ключевых словах). Было найдено 2168 публикаций (период – июль 2024 г.), из них: 1876 статей, 82 обзора, 77 диссертаций, 74 главы из книг, 13 препринтов и др., 2152 публикации на английском языке. 98,1 % найденных публикаций индексированы CrossRef.

Из загруженного в программу VOSviewer массива в анализ вошли 2149 релевантных документа из первоначального списка. Из данного массива публикаций для построения карты ключевых слов было выделено 1787 ключевых слов, каждое из которых повторяется в наборе минимум 5 раз. VOSviewer сократил количество ключевых слов до 533, из которых после работы с тезаурусом (удаления названий наук и отраслей) осталось 289 слов.

Разработка карты ключевых слов по тематике «Дружба как наставничество» позволила обнаружить 9 кластеров понятий, раскрывающих сущность академической дружбы (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Кластерная визуализация данных по тематике «Дружба как наставничество»

 

Fig. 1. Cluster visualization of data on the topic «Friendship as Mentoring»

 

В кластер 1 «Высшее образование» (Higher Education, красный цвет) вошли слова: академическое консультирование, ученичество, посещаемость, передовая практика, высшее образование, культурное разнообразие, учебный план, групповое консультирование, групповая работа, группа сверстников и др. К словам, напрямую связанным с тематикой «Дружба как наставничество», относятся дружба (friendship) и коллегиальное наставничество (peer mentoring).

В кластер 2 «Восприятие» (Perception, зеленый цвет) вошли слова, связанные с социальной перцепцией: теория аффективных событий, близость, познание, добросовестность, копинг (психология), креативность, социализация, эмоциональный интеллект, экстраверсия и интроверсия, отношение к работе, удовлетворенность работой, организационное поведение, организационная приверженность, личность, проактивность др. К словам, напрямую связанным с тематикой «Дружба как наставничество», относится слово протеже (protégé).

Кластер 3 «Чувства» (Feeling, голубой цвет) включает слова: академические достижения, учебный год, развитие подростков, общественный колледж, компенсация (психология), конструктивная валидность, дошкольное образование, образовательные достижения, эмпатия, состояние окружающей среды, формирующая оценка, теория культурных измерений Хофстеде, индивидуализм, идеал (этика) и др. К словам, напрямую связанным с тематикой «Дружба как наставничество», относится эмпатия (empathy).

Кластер 4 «Профессиональное развитие» (Professional Development, желтый цвет) составили слова: образование взрослых, обучение взрослых, конкурентное преимущество, концептуальная модель, конфиденциальность, непрерывное образование, непрерывное профессиональное развитие, ремесло, предпринимательство, опытное обучение, стеклянный потолок, командная работа и др. К словам, напрямую связанным с тематикой «Дружба как наставничество», относятся фасилитатор (facilitator) и профессиональное развитие (professional development).

Кластер 5 «Описание» (Narrative, фиолетовый цвет) сложился из слов, связанных с социальными исследованиями: активное слушание, эстетика, неопределенность, автоэтнография, общение, концептуализация, конструктивный разговор, коронавирусная болезнь 2019 (covid-19), диада, феноменологический анализ, прожитый опыт, зрелость (психологическая), ученость, смысл (экзистенциальный), мультикультурализм, нарративное исследование, психоанализ и др. К словам, напрямую связанным с тематикой «Дружба как наставничество», в данном кластере относится наставник (preceptor).

Кластер 6 «Повышение квалификации преподавателей» (Faculty Development, бирюзовый цвет) включает слова: аккредитация, карьерный путь, коучинг, коллегиальность, сообщество практики, корпоративное управление, культурный капитал, образовательное лидерство, элита, развитие лидерства, стиль лидерства, обучение служению, социальный капитал, транзакционное лидерство, трансформационное лидерство, преподавательский состав университета и др. К словам, напрямую связанным с тематикой «Дружба как наставничество», в данном кластере относятся повышение квалификации преподавателей (faculty development), коучинг (coaching), совместное лидерство (shared leadership) и стажировка (internship).

Кластер 7 «Аспиранты» (Graduate Students, оранжевый цвет) включает слова: академическое учреждение, выгорание, цитирование, компьютерная сеть, превосходство, последипломное образование, человеческие ресурсы, институт, передача знаний, продуктивность, репутация и др. К словам, напрямую связанным с тематикой «Дружба как наставничество», в данном кластере относятся передача знаний (knowledge transfer), аспирантура (graduate education) и аспиранты (graduate students).

Кластер 8 «Карьерное развитие» (Career Development, коричневый цвет) включает слова: развитие карьеры, карьерное образование, карьерные пути, стадии психосоциального развития, личностное развитие, послевузовское образование, зарплата, профессиональное образование. К словам, напрямую связанным с тематикой «Дружба как наставничество», в данном кластере относится карьерное консультирование (career counseling).

Кластер 9 «Межличностное общение» (Interpersonal Communication, розовый цвет) включает слова: аттракция, автономия, компетентность (человеческие ресурсы), авторитет, докторантура, межличностное общение. Напрямую связано с тематикой «Дружба как наставничество» в данном кластере словосочетание межличностные отношения (interpersonal relationship).

Как следует из рисунка 1, слово «дружба» (friendship) является частью кластера 1 «Высшее образование» (красный цвет) наряду со словосочетанием «коллегиальное наставничество» (peer mentoring); напрямую связано с кластерами 2 «Восприятие» (зеленый цвет), 3 «Чувство» (голубой цвет), 4 «Профессиональное развитие» (желтый цвет), 5 «Описание» (фиолетовый цвет), 8 «Карьерное развитие» (коричневый цвет), 9 «Межличностное общение» (розовый цвет); опосредованно связано с кластером 6 «Повышение квалификации преподавателей» (бирюзовый цвет) – через слово «коучинг» (coaching), кластером 7 «Аспиранты» (оранжевый цвет) – через словосочетание «исследования медиа» (media studies).

С помощью VOSviewer можно представить данные в темпоральном разрезе – в связи со временем публикации. Как следует из карты слов, представленной на рисунке 2, одними из наиболее «старых» понятий являются «протеже» (protégé), «профессиональное образование» (vocational education), «карьерное консультирование» (career counseling) и другие, появившиеся до 2000-х гг. и выделенные фиолетовым цветом. И, наоборот, относительно новыми являются появившиеся после 2016 г. и выделенные ярко-желтым цветом слова и словосочетания: «здоровье окружающей среды» (environment health), «самоэффективность» (self-efficacy), «трансформирующее обучение» (transformative learning) и др. Необходимо заметить, что темпоральная характеристика карты ключевых слов дается относительно выбранной темы. В частности, первые публикации Дж. Мезирова по трансформирующему обучению появились в начале 1990-х гг., однако одной из технологий академического наставничества оно, как следует из составленной карты слов, стало к концу 2010-х гг. Еще один пример. Понятие «культурный капитал» на нашей карте относится к «молодым», а внутри темы «Капитал здоровья» таковым не является. «Молодым» по отношению к «капиталу здоровья» считается понятие «психологический капитал» [40]. Исключение составляют события, которые произошли недавно и по отношению к любым темам являются «молодыми» направлениями исследований, например коронавирусная болезнь 2019 (coronavirus disease 2019, covid-19).

 

 

Рис. 2. Темпоральная визуализация данных по тематике «Дружба как наставничество»

 

Fig. 2. Temporal visualization of data on the topic of «Friendship as Mentoring»

 

На рисунке 2 представлены связи основных ключевых слов темы данной статьи: дружба, наставничество, высшее образование, аспиранты. Для каждого из них показана связь с другими ключевыми словами в темпоральном разрезе: синий цвет – давние публикации, желтый цвет – современные. Видим, что наставничество в контексте высшего образования – более молодое понятие (салатовый цвет), чем дружба (зеленый цвет), что объясняется давней историей исследования дружеских отношений между соучениками как фактора психологического климата в учебной группе. Вокруг понятия «наставничество» больше «молодых» слов: обратная связь от коллег (peer feedback), группы сверстников (peer group), автономия (autonomy), беседа (conversation), фокус-группа (focus group) и др.

Проведенное картирование понятий и содержательный анализ научных публикаций позволяют нам дать следующее определение академической дружбы: это вид наставничества в сфере высшего образования и науки, содержанием которого является передача / обмен опытом, содействие росту мастерства и компетентности, перерастающие в личные отношения симпатии и взаимоуважения между обучающимися, сотрудниками, управленцами в университетах и научных организациях. «Дружба является неизбежным результатом многих хороших отношений наставничества, – указывает Уильям Б. Джонсон. – По мере того, как подопечные становятся более независимыми, а отношения – более коллегиальными, взаимность и дружба усиливаются. С годами у активного наставника могут сложиться самые поддерживающие, верные и приятные коллегиальные связи с бывшими студентами и младшими коллегами по факультету» [8]. Вместе с тем это не спонтанные, а «структурированные отношения, которые помогают в развитии и росте профессиональных преподавателей»2.

Принимая в расчет прикладную ценность «дружеского наставничества» в образовании, важно учитывать, что дружба как социально-психологическое явление «плохо поддается строгому социально-научному исследованию», «слабо институционализирована и не локализована во времени и пространстве» [41]. В связи с этим представляется важным определиться с местом дружбы в системе отношений в академической среде в целом и научно-образовательной организации в частности.

Для начала укажем на специфику дружбы как вида отношений: это «устойчивые, добровольные, избирательные, бескорыстные, самоценные (в отличие от функциональных связей) отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, доверии и общности интересов»3. Чтобы корректно расположить найденные нами в литературе описания моделей академической дружбы в реальной структуре связей в организации, воспользуемся систематическим описанием этих связей, данным А. И. Пригожиным [42], и представим их в виде схемы (см. верхнюю половину таблицы).

В университете, как в любой организации, сосуществуют организационные структуры: формальная соединяет работников со средствами и целями труда; неформальная связывает их на основе интересов, неформальных статусов, лидерства, межличностных отношений и т. д. Неформальная структура в свою очередь, представлена двумя вариантами – внеформальной и социально-психологической. В контексте нашей темы важно, что внеформальная структура, как и формальная, организуется по поводу дела, работы. Ее миссия – компенсировать отсутствие взаимопонимания и слаженности, несовершенство в разделении обязанностей, несоответствие формальных статусов и реального влияния в последней и / или давать дополнительные возможности в повышении скорости и расширении разнообразия вариантов решения профессиональных задач [42].

Формальная структура не может охватить все богатство связей работников. Располагая, по словам А. И. Пригожина, «исключительным – человеческим – “материалом”», она «расщепляет» его и использует согласно функциональному назначению [42, с. 655]. Поскольку индивид не может существовать в «расщепленном» состоянии, складывается неформальная структура, более полно удовлетворяющая потребности работников. Как следует из таблицы, неформальная система связей представлена двумя структурами – внеформальной и социально-психологической. Первая связана с формальной структурой деловым содержанием и интересом к одним и тем же профессиональным задачам. Вторая строится на личном интересе работников друг к другу, возникающем в ходе совместной трудовой деятельности на основе неформального лидерства, признания, чувств и переживаний (Пригожин определяет их как «сентименты»), что дает возможность удовлетворить более широкий круг потребностей работников.

По всей видимости, академическая дружба как форма наставничества относится одновременно к внеформальной и социально-психологической структурам, так как в ее основе лежит интерес сотрудников не только к делу, но и друг к другу. Данная часть неформальной структуры представляет собой непосредственную, спонтанную общность людей, основанную на их личном выборе. Выше уже указывалось, что миссия внеформальной структуры – компенсировать проблемы и несовершенства формальной структуры. Исследователи и в отношении дружбы главной социальной функцией называют компенсаторную [41], направленную на смягчение авторитарных, директивных, бюрократических проявлений.

Ключевые виды деятельности современных передовых университетов – генерация знаний и внедрение инноваций – связаны преимущественно с коллективными усилиями. В социальных науках под дружбой принято понимать «проявление социального на уровне интимно-личного», отношения «диадического типа» [41], «арену для экзистенциально значимой коммуникации, которая формирует основополагающее представление о собственной личности» [43, с. 14]. Однако О. В. Хархордин все же называет дружбу «социальным ресурсом», «средством социальной интеграции», апеллируя к классической древнегреческой философской традиции, в которой дружба «не ограничивалась рамками приватной сферы» [43, с. 11, 12, 15]. Это важно для нашего исследования, потому что социально-психологическая структура неформальных связей в современных университетах, нередко рассматривающихся как самообучающиеся организации (Д. Гарвин, П. Сенге), основывается как на двусторонних контактах (парах), так и на взаимодействии в малых группах. А. И. Пригожин предлагает рассматривать двусторонние неформальные отношения в организации как частный случай группы [42, с. 664]. Неформальные группы в рамках социально-психологической структуры имеют признаки малой группы: это стихийно установившиеся длительные отношения, объединяющие до 10 человек, которые регулярно непосредственно общаются (каждый с каждым) и выделяют себя среди других как группу [42, с. 667].

Попытаемся отобразить в таблице место дружбы в системе связей в организации, продолжив созданную на материале А. И. Пригожина структуру отношений в организации (см. нижнюю половину таблицы). С опорой на изученные подходы к трактовке дружбы [22; 24; 44], мы предлагаем разделять профессионально ориентированную дружбу и «чистую» дружбу на рабочем месте. Если рассматривать академическую дружбу как вид наставничества в университете, то она, на наш взгляд, имеет производственное содержание (но не только) и потому связана с внеформальной частью системы отношений. Явление «дружбы на рабочем месте», или «спонтанной дружбы»4 [42] как личных отношений, лишенных миссии наставничества, для которых совместное решение профессиональных задач является вторичным, изучается организационными психологами и представляет интерес для кадровых служб и HR-специалистов, занимающихся предупреждением конфликтов и улучшением психологического климата в трудовом коллективе. 

 

Место дружбы в системе связей в научно-образовательной организации

 

The place of friendship in the system of connections in a scientific and educational organization

Система связей сотрудников в организации (по А. И. Пригожину [42])
Формальная

Запланированная

Неформальная / Самоорганизующаяся
Внеформальная часть

Деловая

Социально-психологическая часть

Межличностная

Имеют производственное содержание Имеет непроизводственное содержание
Связывает работников, наделенных формальными статусами, со средствами и целями труда Внеформальные связи Внеформальные группы
Производственные связи Деловой интерес Личный интерес
Виды Функции Элементы
разные ранги в разных структурных подразделениях одинаковые ранги в разных структурных подразделениях исправление ошибок стимуляция мышления мобилизация энергии творчество и инновации лидерство престиж признание сентименты
разные ранги в одном структурном подразделении одинаковые ранги в одном структурном подразделении
  Дружба в научно-академической среде (составлено нами. – Е. Б. и О. Л.)
Приоритет Профессиональные и личные отношения Личные отношения
Концепция Академическая дружба как наставничество (далее – н.) Дружба на рабочем месте
Миссия   Облегчать достижение целей организации и сотрудников «Чистая» дружба в рабочей локации
Основание Нужда в возможностях другого, уважение, симпатия Симпатия, уважение
Инициатор и регулятор Организация, сотрудники Сотрудники
Роль должности Ресурс, фон Фон, ресурс
Баланс Неравные отношения Равные отношения Смешанные отношения Равные отношения
Социально одобряемые Формальное наставничество Коллегиальное наставничество Групповое наставничество Дружба со сверстником
Критическая дружба Спонтанная дружба
Социально неодобряемые Кронизм, фаворитизм Когнитивный кронизм Когнитивный кронизм Кронизм, непотизм (кумовство)

 

 Мы исходим из того, что академическая дружба как наставничество инициируется и (как минимум на первых порах) регулируется организацией, а как личные отношения поддерживается самими сотрудниками. Она призвана облегчать достижение целей и организации, и сотрудников. Должностные и функциональные обязанности могут выступать как ресурсом, так и фоном академической дружбы. Учитывая, что дружба имеет «принципиально добровольный характер» [41], после инициации наставнических отношений она может и не возникнуть. Следовательно, включая академическую дружбу в систему неформальных связей сотрудников в научно-образовательной организации, мы подразумеваем тот вариант развития отношений, когда дружба существовала до или возникла в процессе наставничества. Принимая во внимание замечание О. В. Кильдюшова о том, что «возникновение дружбы означает взаимное признание ее субъектов в качестве социально компетентных акторов» [41], можно предположить, что перерастание формального наставничества в дружеские отношения – это своеобразный знак качества, успешности миссии наставничества.

Выше уже упоминалось замечание О. В. Кильдюшова о том, что дружба плохо поддается строгой дифференциации. Это проявляется в том числе в зыбкости границы между ее социально одобряемыми и социально неодобряемыми видами на рабочем месте. А. И. Пригожин называет последние патологиями в организационных отношениях. Речь идет о преобладании личных отношений над служебными, при котором принятие решений осуществляется на основе «привходящих сентиментов» [42, с. 98] (грибоедовское «ну как не порадеть родному человечку»).

Клаус Эммеке приводит в качестве примера социально неодобряемой дружбы в университете случаи кронизма (cronyism), в рамках которых осуществляется «назначение друзей и соратников на руководящие должности, например, на должность профессора, без должного учета квалификации, заслуг или справедливых процедур найма» [17, с. 44]. Исследователь обращает внимание на его схожесть с непотизмом – предпочтением при назначениях членов семьи, родственников, а также вводит понятие «когнитивный кронизм» (cognitive cronyism) как «поведение исследователей, благосклонно относящихся к членам научной школы, к которой они принадлежат сами, в то же время отрицательно относящихся к членам других школ» [17, с. 44]. Профилактикой когнитивного кронизма в государственных научных учреждениях является хорошо налаженная бюрократия, призванная «снизить важность неформальных контактов, дружеских союзов и отношений патрон ‒ клиент в общественной жизни» посредством меритократических принципов, формальных инструкций, письменных правил [45, с. 79]. Исследователи говорят также об институционально поддерживаемых формах фаворитизма, например, когда университет проводит «политику набора молодых, а не пожилых талантов», «женщин, а не мужчин в областях с неравным гендерным распределением среди персонала» [17, с. 46].

Библиометрический анализ соприсутствия ключевых слов позволил обнаружить взаимосвязь дружбы с высшим и последипломным образованием, профессиональным и карьерным развитием, преподавателями и аспирантами, субъективными и межличностными отношениями, проблемами и методами социальных исследований. Кластерный анализ показал, что наставничество (mentoring) является важным понятием для концептуальной проработки публикаций, посвященных дружеским отношениям в академической среде. Понятийное поле тематики «Дружба как наставничество» включает такие понятия, как коллегиальное наставничество (peer mentoring), протеже (protégé), эмпатия (empathy), фасилитатор (facilitator), профессиональное развитие (professional development), наставник (preceptor), развитие преподавателей (faculty development), коучинг (coaching), совместное лидерство (shared leadership), стажировка (internship), передача знаний (knowledge transfer), аспирантура (graduate education), аспиранты (graduate students), карьерное консультирование (career counseling), межличностные отношения (interpersonal relationship).

Проведенный анализ позволил также наметить возможные направления проработки литературы по теме академической дружбы. Речь должна идти о межличностных коммуникациях в высшем и последипломном образовании; об аспирантуре и докторантуре как институтах персонализированного наставничества в научно-образовательной деятельности; о студентах и преподавателях как акторах наставнических практик и участниках наставнических пар; о социальной перцепции как содержательной основе межличностных отношений в гуманитарной сфере; о профессиональном и карьерном развитии как результате академической дружбы.

Если рассматривать академическую дружбу как вид наставнических отношений в научно-образовательной среде, то созданная карта ключевых слов показывает также необходимость задействовать в анализе иные виды наставнических отношений, такие как менторинг, коучинг, фасилитация, совместное лидерство, стажировка и другие для дифференциации признаков академической дружбы.

Примечательно, что в карте выделился кластер «Чувства» (Feeling), включающий в том числе такие слова, как «достижения», «идеал», «эмпатия». Анализ структуры системы связей в организации показал, что дружеские отношения располагаются вне формальной организационной структуры, основываются не на функциональных обязанностях, а на совпадающем интересе к делу и / или избирательном интересе сотрудников университета друг к другу. Интересы к делу и к личности делового партнера на практике трудно разграничить. Два типа неформальной структуры сосуществуют, различие между ними условное, они нередко сливаются [42]. Так возникают варианты оснований, на которых развивается профессионально ориентированная дружба в академической среде.

Авторы выражают благодарность научному сотруднику Института образования НИУ «Высшая школа экономики» К. Р. Романенко за помощь в концептуализации замысла, участие в обсуждении ключевых вопросов статьи, полезные советы и комментарии к ее тексту.

 

Список литературы

  1. Колпачников В. В., Тишова А. Н. Человекоцентрированный подход в организациях: утопия или стратегический потенциал? // Организационная психология. 2016. № 3. С. 38–49.
  2. Сименс Дж. Коннективизм: теория обучения для цифровой эпохи // Интерактивное образование. 2008. № 6. С. 50–55.
  3. Прокофьев А. В. Научное руководство и академическое наставничество: этические аспекты // Ведомости прикладной этики. 2019. Вып. 53. С. 25–44.
  4. Шабаловская М. В., Бохан Т. Г., Радишевская Л. В., Ульянич А. Л. Ценностно-смысловые барьеры в научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 9. № 1. С. 54–65. DOI: 10.17759/psyedu.2017090106
  5. Бедный Б. И., Рыбаков Н. В., Жучкова С. В. О влиянии институциональных трансформаций на результативность российской аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 9–29. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-9-29  
  6. Леднева С. А., Иванова-Швец Л. Н. Привлечение и удержание молодых специалистов в составе научно-педагогических работников вуза // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018. № 3. C. 114–122. DOI: 10.21686/2413-2829-2018-3-114-122
  7. Розен М. А., Крейгер К. Когда доверие к наставнику имеет значение. Роль проактивности личности // Организационная психология: люди и риски: сб. материалов XI Международной научно-практической конференции, 24 апреля – 1 мая 2020 г. / под ред. проф. Л. Н. Аксеновской. Саратов, 2020. С. 78‒124.
  8. Johnson W. B. On Being a Mentor: A Guide for Higher Education Faculty. Abingdon: Routledge, 2015. 332 p.
  9. Стромов В. Ю.,  Сысоев П. В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 75–82.
  10. Нарбут Н. П.,  Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Савина Н. Е. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2023. Т. 23. № 2. С. 256–271.
  11. Чевтаева Н. Г.,  Никитина А. С., Вишневская А. В. Культура коммуникации преподавателя и студента как матрица формирования «soft skills» выпускника // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 33–44. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-33-44
  12. Бор Н. Дискуссии с Эйнштейном по проблемам теории познания в атомной физике // Избранные научные труды: в 2 т. Москва, 1971. Т. 2. С. 399–433.
  13. Butler B. M., Bullock S. M. Collaboration in Self-Study. Critical Friendship, Collaborative Self-Study, and Self-Study Communities of Practice. Springer, 2022. ‎334 p.
  14. Jordan A. W, Levicky M., Hostetler A. L., Hawley T. S., Mills G. With a Little Help from My Friends: The Intersectionality of Friendship and Critical Friendship [Electronic resource] // Learning through Collaboration in Self-Study. Self-Study of Teaching and Teacher Education Practices / eds. B. M. Butler, S. M. Bullock. Vol. 24. Springer; Singapore, 2022. DOI: 10.1007/978-981-16-2681-4_6
  15. Валеева Д. Р.,  Польдин О. В., Юдкевич М. М. Связи дружбы и помощи при обучении в университете // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 70–84.
  16. Креховец Е. В., Польдин О. В. Факторы формирования дружеских связей студентов // Прикладная эконометрика. 2015. № 40 (4). С. 49–63. DOI: 10.31857/S013216250010429-4
  17. Emmeche C. The borderology of friendship in academia // AMITY: The Journal of Friendship Studies. 2015. Vol. 3 (1). P. 40–59. DOI: 10.5518/AMITY/16
  18. Kram K. Phases of the Mentor Relationship // Academy of Management Journal. 1983. Vol. 26 (4). P. 608–625. DOI: 10.2307/255910
  19. Phillips G. M. The peculiar intimacy of graduate study: a conservative view // Communication Education. 1979. Vol. 28. P. 339–345.
  20. Burkus D. Work Friends Make Us More Productive (Except When They Stress Us Out) [Electronic resource] // Harvard Business Review. 2017, May 26. Electron dan. URL: https://hbr.org/2017/05/work-friends-make-us-more-productive-except-when-they-stress-us-out (date of acсess 21.06.2024).
  21. Ульрих П.,  Троицкий С. Сложность «границ»: постановка проблемы, терминология и классификация // Журнал фронтирных исследований. 2019. № 4.2. С. 234–256. DOI: 10.24411/2500-0225-2019-10035
  22. Ядова М. А. Социология дружбы как область исследования: истоки и перспективы: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11 «Социология». 2021. № 4. С. 7–14. DOI: 10.31249/rsoc/2021.04.01
  23. Abramson E. L., Naifeh M. M., Stevenson M. D., Li Su-Ting. Scholarly Collaboration, Mentorship, and Friendship: A New Model for Success in Academic Medicine // Academic Pediatrics. 2019. Vol. 19 (8). P. 860–864. DOI: 10.1016/j.acap.2019.07.010
  24. Vela-McConnell J. A. The Sociology of Friendship // The Cambridge Handbook of Sociology / ed. K. Korgen Odell. Cambridge: Cambridge University Press Publ., 2017. P. 229–236. DOI: 10.1007/978-94-017-9603-3_2
  25. Beres J. L., Dixon J. C. Examining the Role of Friendship in Mentoring Relationships between Graduate Students and Faculty Advisors // CELT: Collected essays on learning and teaching. 2016. Vol. 9. P. 111–124. DOI: 10.22329/celt.v9i0.4440
  26. Beyene T., Anglin M., Sanchez W., Ballou M. Mentoring and Relational Mutuality: Protégés' Perspectives // The Journal of Humanistic Counseling Education and Development. 2002. № 41 (1). DOI: 10.1002/j.2164-490X.2002.tb00132.x
  27. Cederholm E., Sjöholm, C., Dredge D. Friendship in academia: the moral economy of academic work // Affective Capitalism in Academia: Revealing Public Secrets / eds. D. Nehring, K. Brunila. Bristol: Bristol University Press Publ., 2023. P. 129–147.
  28. Enslin P., Hedge N. Academic friendship in dark times // Ethics and Education. 2019. Vol. 14 (4). P. 383–398. DOI: 10.1080/17449642.2019.1660457
  29. Gibbs P. Academic Friendship: A Love Founded on Truth-Seeking in a World of Managerial Pragmatism // Higher Education and Love / eds. V. de Rijke, A. Peterson, P. Gibbs. London: Palgrave Macmillan Publ., 2021. P. 95–109. DOI: 10.1007/978-3-030-82371-9_6
  30. Liu E. Decay of Academic Mentorship and Friendship in Higher Education. The Changing Relationship Between Students and Teachers Under Marketization // Encyclopedia of Teacher Education / ed. M. A. Peters. Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2022. P. 395–400. DOI: 10.1007/978-981-16-8679-5
  31. Maina G., Missero D. (Feminist) Academic Friendships: Discussing and Re-Thinking the Labour of Love // The Italianist. 2021. Vol. 41 (2). P. 241–246. DOI: 10.1080/02614340.2021.1962049
  32. Weithman P. Academic Friendship. The Aims of Higher Education. Problems of Morality and Justice / eds. H. Brighouse, M. McPherson. Chicago: University of Chicago Press, 2015. P. 52–56.
  33. Samaras A. P. Self-study teacher research: Improving your practice through collaborative inquiry. Sage, 2012. DOI: 10.4135/9781452230481
  34. Kensington-Miller B. Surviving the first year: new academics flourishing in a multidisciplinary community of practice with peer mentoring // Professional Development in Education. 2017. № 44 (5). P. 678–689. DOI: 10.1080/19415257.2017.1387867
  35. Nixon J. Towards the Virtuous University The Moral Bases of Academic Practice. Abingdon: Routledge, 2008. 180 p.
  36. Башманова Е. Л. Наставничество как метапрактика поддержки гуманистического вектора в развитии высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 12. С. 137–150. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11131
  37. Schirmer C., Osterberg L. Correction to: The Humanistic Mentoring Model: A Holistic Approach // Mentoring In Health Professions Education / eds. A. Fornari, D. T. Shah. Cham: Springer, 2022. DOI: 10.1007/978-3-030-86935-9_17
  38. Macfarlane B. Teaching with Integrity: The Ethics of Higher Education Practice. London; New York: RoutledgeFalmer, 2004. 184 p.
  39. Коява Л. В.,  Новгородов П. А., Смирнов С. А. Предпринимательский университет. Концепт // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 4–5. С. 93–105.
  40. Павлова И. А. Построение карты соприсутствия ключевых слов по теме «капитал здоровья» в программе VOSviewer // Векторы благополучия: экономика и социум. 2023. № 2 (49). С. 38–54. DOI: 10.18799/26584956/2023/2/1592
  41. Кильдюшов О. В. Социология дружбы от Аристотеля до Деррида: старое понятие моральной философии в контексте теории социального порядка: отчет о семинаре Lógica Socialis / О. В. Кильдюшов [Электронный ресурс] / Центр фундаментальной социологии НИУ ВШЭ. 2020. 11 марта. Электрон. дан. URL: https://cfs.hse.ru/news/348442338.html (дата обращения 28.07.2024).
  42. Пригожин А. И. Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР, 2003. 864 с.
  43. Хархордин О. Дружба: классическая теория и современные заботы // Дружба: очерки по теории практик: сборник статей / науч. ред. О. В. Хархордин. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. С. 11–47.
  44. Akila A. [et al.]. The impact of workplace friendships on organizational commitment and intention to leave // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Volume 390. The 3rd International Conference on Materials and Manufacturing Engineering. 8–9 March 2018. Tamilnadu, India. 2018. DOI: 10.1088/1757-899X/390/1/012064
  45. Österberg E. Friendship and Love, Ethics and Politics // Studies in the Medieval and Early Modern History. Budapest & New York: Central European University Press, 2010. 236 p. DOI: 10.1515/9786155211799

 


 




Просмотров: 241; Скачиваний: 41;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2024.9624