Предлагаем читателям выпуск 2 (42) журнала «Непрерывное образование: XXI век».
Внимание наших авторов по-прежнему сосредоточено на исследованиях, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании. Однако, по мнению всех участников педагогического процесса (обучающихся, их родителей, педагогов), простой перенос занятий в Zoom или на другую аналогичную платформу является только вынужденной мерой, создающей некоторые удобства, но чаще всего снижающей качество результатов образования. Поэтому необходим поиск новых подходов и технологий, обеспечивающих повышение эффективности образовательного процесса.
В связи со сказанным читателей может заинтересовать статья об иммерсивности и агентности образовательных технологий, как цифровых, так и нецифровых. Иммерсивность (от англ. immerse ‒ погружать) ‒ это свойство контента погружать пользователя в содержание за счет применения различных, прежде всего аудиовизуальных технологий. К цифровым иммерсивным технологиям относятся такие, как виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR), смешанная реальность (MR), видео и фото 360. Погружение достигается за счет воздействия на органы чувств человека.
Внимание преподавателей английского языка может привлечь статья, посвященная реализации проекта по созданию и использованию сетевого профессионального сообщества на базе социальной сети ВКонтакте. Проект в общедоступной социальной сети позволяет активизировать творческую и коммуникативную активность студентов.
Научные исследования в области искусственного интеллекта привлекают внимание не только научного сообщества, но и общественности, потребителей соответствующей продукции. В дискуссиях отмечаются как позитивные, так и негативные последствия широкого и бесконтрольного использования искусственного интеллекта. Важно правильно ориентироваться в источниках компетенций для образовательных программ в сфере искусственного интеллекта, чему посвящена одна из статей выпуска.
В педагогическом лексиконе приобретает популярность термин «открытые образовательные ресурсы», то есть собранные воедино и доступные для преподавателей и студентов учебники, учебные и методические пособия, другие издания. Данный инструмент информационной поддержки педагогического процесса рассмотрен на материале аграрного образования.
Радует, что наши авторы обращаются к проблеме качества научных публикаций. Требования повышения публикационной активности предъявляются как к преподавателям, так и к обучающимся в высшей школе. Почему же не только начинающие, но и имеющие опыт авторы получают отказы в публикации статей? Дело в том, что, кроме общих требований к тексту (научная новизна, доказательность, теоретическая и практическая значимость), каждый научный журнал ориентирован на определенные научные специальности, имеет приоритеты в проблематике материалов, свои рубрики, особенности в оформлении статей, в том числе в формате аннотаций, правилах выполнения ссылок и представлении списка источников, иллюстративных материалов и др. Автор дискуссионной статьи выпуска предлагает обсудить, что такое публикационная компетентность, можно ли ее сформировать у магистрантов и аспирантов, каковы способы решения проблемы.
Ряд статей связан с кадровыми и методическими ресурсами непрерывного образования: с методологическими и технологическими основами ландшафтного воспитания будущих педагогов на основе культурного наследия, перспективами развития дополнительного профессионального образования в России, анализом современного состояния цифровых компетенций учителей, исследованием оценки и самооценки их профессиональных компетенций, становлением этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии.
Надеемся, что читатели найдут в июньском выпуске журнала интересную для себя информацию. Напоминаем, что в сентябрьском номере в приоритете будут статьи, посвященные проблемам академического письма.
Наступает сезон летних отпусков. Всем хорошего отдыха!
Редакционная коллегия