Постановка проблемы исследования
Регионализация образования и образовательного процесса – это актуальная проблема во все времена, где предметом обсуждения становятся содержательный и количественный компоненты. На взгляд авторов, наиболее ярко регионализация образования проявляется именно в системе среднего профессионального образования. На Севере данный тренд особенно очевиден. И это не связано только с вопросами передачи системы СПО на региональный уровень управления на современном этапе. Так, во времена промышленного освоения Севера создавались предприятия, фабрики, велись крупномасштабные стройки – тогда и появилась объективная необходимость готовить специалистов на местах в регионе [9]. Формировались локальные очаги накопления специфических знаний и компетенций, отражающих специализацию регионов.
В настоящее время, несмотря на всеобщую унификацию образовательного процесса и развитие практики общеобразовательных государственных стандартов в интересах обеспечения конституционных прав граждан страны на доступное и качественное образование, в т. ч. вне зависимости от региона, система регионального среднего профессионального образования по-прежнему соответствует специфике региональной экономики, поскольку нацелена на подготовку кадров для предприятий, реализующих свою деятельность на территории того или иного субъекта Российской Федерации.
По мнению Л. В. Волошиной и Н. В. Хариной, «регионализация образования нацелена на создание условий для раскрытия человека и его потенциала, что является, несомненно, отражением гуманистических тенденций. Удовлетворение образовательных потребностей личности должно учитывать специфику окружающего ее социума и региональные запросы общества, определяемые государственными требованиями к качеству образования» [11].
Таким образом, региональная образовательная система может существовать и объективно существует, несмотря на происходящие процессы унификации образования в стране в целом на государственном уровне.
Согласно статье 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [1].
В последние годы система среднего профессионального образования претерпела крупномасштабные изменения в организационном и экономическом аспектах. Определяющим, по нашему мнению, выступает факт передачи организаций СПО с федерального на региональный уровень управления [10]. Так, в 1996 г. 16 субъектов Российской Федерации в порядке эксперимента стали учредителями организаций НПО, расположенных на их территории [8]. Со временем круг регионов-участников данной экспериментальной работы постепенно расширяется, и уже к 2002 г. 1171 профессионально-техническое училище (33,6 % от их общего числа) были переданы под управление региональных министерств образования [13]. Спустя год, в 2003 г., полномочия по предоставлению начального и среднего профессионального образования были официально распространены на субъекты Российской Федерации [2].
В результате отмеченные преобразования привели к смене учредителя и источника финансирования, а также позволили региону более активно влиять на систему профессиональной подготовки кадров на уровне начального и среднего образования на территории, для территории и в интересах территории в содержательном контексте. Так, в 2017 г. М. В. Ковтун (губернатор Мурманской области 2012–2019 гг.) сказала о том, что в Мурманской области «создана современная, стабильная, привлекательная для абитуриентов, ориентированная на экономику региона система профессионального образования… В рамках приоритетного проекта “Рабочие кадры для передовых технологий” в области сегодня внедряются новые современные образовательные программы среднего профобразования – так называемые программы Топ-50. В 2017/18 учебном году по 12 таким программам в областные колледжи поступили на обучение более 800 человек» [25].
Уже можно сделать вывод о значении учреждений СПО в региональной экономике. Действительно, ключевая цель реформирования практики подчинения и финансирования СПО заключалась в удовлетворении запросов, прежде всего, регионального рынка труда в профессиональной рабочей силе в части подготовки профессиональных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Однако важно отметить, что, оставаясь элементом системы образования в целом, среднее профессиональное образование, выполняющее экономическую функцию подготовки профессиональных кадров для регионального рынка труда, выступает и частью социальной сферы [15]. Поэтому проблема финансирования СПО является более сложной не только с точки зрения выделения и привлечения необходимых бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для подготовки региональных кадров. Вопросы финансирования приобретают дополнительную остроту в условиях масштабной трансформации всей системы образования на протяжении последних десятилетий, включая общее и высшее профессиональное образование. Высказываются экспертные мнения, что СПО в настоящий момент в России превращаются в институты общего образования или «школу второго шанса» в интересах завершения общего образования и достижения возраста полного совершеннолетия.
Последствия и отсроченные эффекты регионализации системы СПО еще не изучены в достаточной мере [15]. По мнению Ю. В. Громыко, среди многочисленных споров по поводу российского образования существует важнейший вопрос, а именно, образование – это частное или общественное благо? «Одни утверждают, что образование – это индивидуальное дело самодостаточных самостоятельных людей, а другие говорят о том, что образование – это общенациональная инфраструктура антропологического развития» [12].
Итак, система среднего профессионального образования становится частью региональной, прежде всего экономической подсистемы, определяется параметрами территориальной экономики и территориальными потребностями в кадрах квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, а также становится частью социальной подсистемы региона. Уже отмечалось Е. А. Найманом, что «регион рассматривается как среда, сохраняющая общую базу знаний, контролирующая обмен идеями, организующая процесс коллективного обучения в сетях и развивающая социальный капитал. Конкурентоспособность региона складывается из повышения квалификационного уровня региональных субъектов, комбинаций знаний, не воспроизводимого конкурентами» [14]. Таким образом, систему среднего профессионального образования как составляющую региональной образовательной системы можно рассматривать в качестве средства развития регионально общественных систем [17].
В нашей работе мы представим авторскую точку зрения о роли среднего профессионального образования в Мурманской области, проанализируем общие тренды в стране и регионе, определим перспективы развития образования в этом сегменте. Методической основой выступают данные статистики с опорой на результаты социологических исследований и экспертных опросов.
Основополагающая цель данного исследования заключается в определении противоречивости трендов развития системы среднего профессионального образования в регионе в настоящий момент. С одной стороны, высокая востребованность выпускников учреждений СПО на рынке труда, большое количество абитуриентов, данные социологических опросов привлекательности и моды на среднее образование. С другой – большое количество вакансий с этим уровнем образования, снижающийся средний балл поступающих, потеря контингента, низкие показатели итоговой аттестации выпускников СПО. Для этого сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать потребности регионального рынка труда в работниках со средним профессиональным образованием в уровне подготовки квалифицированных рабочих, служащих и подготовки специалистов среднего звена, определяющего запрос на данную группу работников.
- Дать оценку возможности завершения обучения и получения полного общего образования для школьников Мурманской области в общеобразовательных учреждениях в части количества учреждений, где можно продолжить обучение в 10-м классе, и количественных показателей выпускников 9-х и 11-х классов.
- Проанализировать количественные параметры региональной системы СПО на предмет размещения и специализации, количества учреждений, динамики обучающихся и выпускников.
- Провести экспертный опрос на предмет причин привлекательности учреждений СПО, дальнейших личностных и мотивационных установок обучающихся, потенциальной потери контингента.
Материалы и методы исследования
Информация об объекте исследования. Система СПО в Мурманской области в 2021/22 учебном году представлена 26 учреждениями, в том числе 23 профессиональными образовательными организациями (далее – ПОО) (17 государственных областных, 3 негосударственных, МСУВУ, 2 ФСИН) и 3 вузами, реализующими программы СПО, а также филиалами этих учреждений в муниципальных образованиях области (табл. 1) [23]. По состоянию на 01.10.2021 по 123 программам СПО в регионе обучалось 18,2 тыс. студентов. Прием на обучение в 2021 г. составил более 5,6 тыс. человек, в том числе за счет средств областного бюджета или федерального бюджета – почти 4,1 тыс. человек. Выпуск в 2021 г. составил порядка 3,7 тыс. человек. Ожидаемый выпуск в 2022 г. – более 4,5 тыс. человек [24].
Таблица 1
Государственные образовательные организации,
реализующие программы СПО в регионе [23]
Table 1
State educational organizations implementing SVE programs in the region [23]
Муниципальное образование |
Наименование образовательной организации, реализующей СПО |
Кандалакшский муниципальный район | Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Кандалакшский индустриальный колледж» |
Муниципальный округ, город Полярные Зори |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Полярнозоринский энергетический колледж» |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» | |
Ковдорский муниципальный округ | Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Ковдорский политехнический колледж» (имеет филиал в Терском районе г. п. Умба) |
Муниципальный округ, город Апатиты |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Апатитский политехнический колледж имени Голованова Георгия Александровича» |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Кольский медицинский колледж» | |
Муниципальный округ, город Кировск |
Филиал МАГУ в г. Кировске (Хибинский технический колледж до 2016 г.) |
Муниципальный округ, город Мончегорск |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мончегорский политехнический колледж» |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Северный колледж физической культуры и спорта» | |
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мончегорское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» | |
Муниципальный округ, город Оленегорск |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Оленегорский горнопромышленный колледж» |
Ловозерский район | Филиал ГАПОУ МО «ОГПК» в с. Ловозеро (Северный национальный колледж) |
Кольский район | Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Кольский транспортный колледж» |
Частное профессиональное образовательное учреждение «Колледж предпринимательства и права» | |
Городской округ, город-герой Мурманск |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский индустриальный колледж» |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский медицинский колледж» | |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский педагогический колледж» | |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский строительный колледж имени Н. Е. Момота» (имеет филиал ГАПОУ МО «МСК» в г. Полярный) | |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский технологический колледж сервиса» | |
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мурманский колледж искусств» | |
Профессиональное образовательное частное учреждение «Мурманский кооперативный техникум» | |
Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И. И. Месяцева ФГАОУ ВО «МГТУ» | |
Мурманский филиал Профессионального образовательного учреждения «Уральский региональный колледж» | |
Печенгский муниципальный округ, г. п. Никель | Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Печенгский политехнический техникум» |
Несмотря на многообразие выбора специальностей в уровне среднего профессионального образования в Мурманской области, показатели трудоустройства выпускников учреждений СПО находятся на уровне 60 % (рис. 1).
Рис. 1. Показатель трудоустройства выпускников программ СПО
на карте России по данным 2020 г. [18]
Fig. 1. Employment rate of graduates of SVE programs
on the map of Russia according to 2020 data [18]
При этом из года в год, согласно мониторингам, Мурманская область попадает в группу лидеров по показателю номинальной заработной платы в сегменте специалистов и рабочих со средним профессиональным образованием (рис. 2) [18].
Рис. 2. Субъекты РФ с наибольшим уровнем заработной платы выпускников образовательных программ СПО, по данным 2020 г. [18]
Fig. 2. Subjects of the Russian Federation with the highest level
of wages of graduates of educational programs
of secondary vocational education according to 2020 data [18]
Дизайн исследования. В данной статье представлены результаты количественного и качественного анализа тенденций в сфере среднего профессионального образования в Мурманской области. Цели нашего исследования: (1) провести анализ потребности рынка труда Мурманской области; (2) выявить основные тенденции в подготовке выпускников СПО в регионе на основе анализа количественных показателей, (3) определить проблемы развития среднего профессионального образования, препятствующие формированию эффективной региональной системы профессиональной подготовки кадров в регионе в данном сегменте образования на основе метода экспертных оценок.
Инструменты измерения, методология и исследуемая группа. Исследование базируется на общенаучных методах социально-экономического анализа. В качестве источников были использованы: официальная информация, запрашиваемая у органов власти и органов статистики, общедоступные статистические данные, также для качественного анализа были использованы экспертные интервью ключевых представителей системы СПО Мурманской области: представителей учреждений СПО, работодателей.
При сборе информации общедоступных статистических данных и официальных государственных отчетов были использованы методы количественного анализа для сбора и обработки данных о кадровой потребности экономики Мурманской области, количестве абитуриентов и выпускников учреждений СПО. Данные, полученные в ходе экспертных интервью, позволили выявить противоречивые тенденции в развитии системы СПО и определить разрыв количественных показателей в сегменте СПО и реалий практики подготовки рабочих и специалистов среднего звена в Мурманской области.
Результаты исследования
Для понимания роли среднего профессионального образования в региональной системе оттолкнемся от потребностей локального рынка труда. Особенности запроса экономики Мурманской области в рабочих и специалистах со средним профессиональным образованием во многом определены спецификой ее принадлежности к Арктической зоне Российской Федерации.
Текущее положение и перспективы развития рынка труда в Мурманской области определяются тремя ключевыми параметрами:
- демографическая ситуация в регионе, которая на текущий момент определяется слабым естественным приростом и в большей степени механическим движением населения;
- структурная и содержательная характеристика региональной образовательной системы;
- особенности привлечения (высвобождения) трудовых ресурсов региональными предприятиями, прежде всего крупными.
Прогноз потребности в кадрах предприятий и организаций Мурманской области на период 2022–2026 гг. представлен в таблице (табл. 2).
Таблица 2
Прогноз потребности в кадрах предприятий и организаций
Мурманской области на 2022–2026 гг. по уровням образования [4]
Table 2
Forecast of the needs for personnel of enterprises and organizations
of the Murmansk region for 2022-2026 by education level [4]
Уровень / вид подготовки | Годы прогноза | ||||
2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | |
Высшее образование | 9969 | 10407 | 10532 | 10603 | 10670 |
Бакалавриат | 5957 | 6218 | 6299 | 6329 | 6379 |
Магистратура | 1050 | 1095 | 1102 | 1124 | 1116 |
Специалитет | 2962 | 3093 | 3131 | 3149 | 3175 |
Среднее профессиональное образование | 6758 | 7086 | 7196 | 7214 | 7284 |
Программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих ППКРС | 3320 | 3452 | 3510 | 3510 | 3546 |
Программа подготовки специалистов среднего звена ППССЗ | 3438 | 3633 | 3686 | 3704 | 3738 |
Итого | 22966 | 24034 | 24370 | 24475 | 24677 |
Данные таблицы показывают растущий спрос на специалистов и рабочих как в сегменте среднего профессионального образования, так и в группе высшего профессионального образования. Практически во всех наименованиях укрупненных групп направлений подготовки, специальностей (НПС) определены потребности как в группе ППКРС, так и в группе ППССЗ.
Таблица 3
Прогноз потребности в кадрах предприятий и организаций
Мурманской области на 2022–2026 гг. по уровням образования [4]
Table 3
Forecast of the needs for personnel of enterprises and organizations
of the Murmansk region for 2022–2026 by education level [4]
Уровень подготовки | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | ||||
Чел. | Чел. | Темп роста, % | Чел. | Темп роста, % | Чел. | Темп роста, % | Чел. | Темп роста, % | |
Высшее образование | 9 969 | 10 407 | 4,39 | 10 532 | 1,20 | 10 603 | 0,67 | 10 670 | 0,63 |
Среднее профессиональное образование | 6 758 | 7 086 | 4,85 | 7 196 | 1,55 | 7 214 | 0,25 | 7 284 | 0,97 |
Итого | 22 966 | 24 034 | 4,65 | 24 370 | 1,40 | 24 475 | 0,43 | 24 677 | 0,83 |
Однако прогнозные данные свидетельствуют об опережающих темпах роста потребностей регионального рынка труда именно в сегменте среднего профессионального образования (табл. 3).
Возникает правомерно вопрос, сможет ли региональная система среднего профессионального образования соответствовать запросу Мурманской области в специалистах и рабочих (табл. 4).
Таблица 4
Прогноз оптимальной численности выпускников
образовательных организаций в 2022–2026 гг. по уровням образования
для удовлетворения кадровой потребности экономики
Мурманской области [4]
Table 4
Forecast of the optimal number of graduates of educational organizations
in 2022–2026 by education levels to meet the staffing needs of the economy
of the Murmansk region [4]
Уровень / вид подготовки | Годы прогноза | |||||
2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | ||
Высшее образование, всего | 4 113 | 4 274 | 4 334 | 4 361 | 4 395 | |
Бакалавриат | 2 219 | 2 308 | 2 335 | 2 348 | 2 366 | |
Магистратура | 584 | 601 | 613 | 619 | 626 | |
Специалитет | 1 310 | 1 366 | 1 387 | 1 394 | 1 403 | |
Среднее профессиональное образование, всего | 4 207 | 4 346 | 4 411 | 4 472 | 4 465 | |
Программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих | 1 749 | 1 802 | 1 828 | 1 832 | 1 849 | |
Программа подготовки специалистов среднего звена | 2 458 | 2 544 | 2 583 | 2 640 | 2 615 | |
Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о недостаточности количества выпускников региональных учреждений СПО, что открывает хорошие перспективы для их трудоустройства на фоне низкой конкуренции за рабочие места в данном сегменте рынка труда, это должно стимулировать рост ставок оплаты труда, а также определяет зависимость региона от внешних источников рабочей силы в части специалистов и рабочих со средним профессиональным образованием. Каким образом тогда регион решает нехватку специалистов в сегменте СПО?
Во-первых, это возможно за счет увеличения контрольных цифр приема в учреждения среднего профессионального образования области. Но сдерживающими параметрами здесь будут выступать количественный состав выпускников 9-х и 11-х классов, а также финансовые возможности региона по финансированию системы профессионального образования. Поэтому в Мурманской области оптимизируют структуру среднего профессионального образования по количеству и направленности учреждений СПО и содержания на предмет соответствия запросам регионального рынка труда.
Во-вторых, сами региональные предприятия стремятся получить наиболее «производительного работника» и организуют профессиональную подготовку кадров для покрытия потребностей в этой сфере. В своем интервью начальник отдела по оценке и развитию персонала крупного регионального предприятия в сфере транспорта и логистики отметила, что данное предприятие активно работает с профильными учреждениями СПО в регионе. Но при этом предприятие может решить проблему подготовки кадров через практику учебно-курсового комбината в группе ППКРС. Такая же практика формируется и на других крупных региональных промышленных предприятиях.
В-третьих, приток рабочей силы извне. По данным Министерства информационной политики Мурманской области со ссылкой на итоги встречи председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона с губернатором Андреем Чибисом: «Количество рабочих, занятых на площадке Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС, Белокаменка, Кольский район, Мурманская область), вырастет до 16 тыс. человек» [21]. В 2022 г. в Мурманскую область приедет 2 022 иностранных работника. Об этом договорились на заседании федеральной межведомственной комиссии по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в визовом порядке. Потребность региона в привлечении иностранной рабочей силы связана с реализацией в регионе масштабного стратегического инвестиционного проекта по созданию «Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений» в селе Белокаменка Кольского района, сообщили в Правительстве Мурманской области. Привлечение иностранных работников не окажет негативного влияния на региональный рынок труда, общая численность трудовых мигрантов составит не более 4 % от общей численности экономически активного населения региона [16].
Результаты анализа рынка труда Мурманской области свидетельствуют о потенциально стабильном спросе на выпускников СПО. Однако динамика практики среднего профессионального образования в Мурманской области определяется и другими тенденциями. Обратимся к анализу данных системы общего образования в регионе (табл. 5).
Итак, в период с 1995 по 2014 г. количество школ в Мурманской области сократилось на 94 учреждения (34,4 %). При этом по региону количество обучавшихся, получивших аттестат об основном общем образовании, сократилось на 58 %, а получивших аттестат о среднем общем образовании – более чем на 63 %. Это свидетельствует о высокой степени сжатия системы общего образования в регионе в данный период. Наибольшее сокращение по количеству учреждений можно отметить по Терскому району (70 %), Ковдорскому району (64 %), Ловозерскому району (50 %), г. Кировску (57 %), наименьшая динамика сокращения наблюдается в региональном центре – г. Мурманске (17 %).
Таблица 5
Сведения по общеобразовательным организациям по муниципальным районам и городским округам Мурманской области [3]*
Table 5
Information on educational organizations in municipal districts and urban
districts of the Murmansk region [3]
На начало учебного года | |||||||||
Место | 1995/96 | 2010/11 | 2013/14 | ||||||
Число общеобразовательных организаций, ед. | Численность обучавшихся, получивших аттестат по окончании организаций**,чел. | Число общеобразовательных организаций, ед. | Численность обучавшихся, получивших аттестат по окончании организаций**, чел. | Число общеобразовательных организаций, ед. | Численность обучавшихся, получивших аттестат по окончании организаций**, чел. | ||||
об основном общем образовании | о среднем общем образовании | об основном общем образовании | о среднем общем образовании | об основном общем образовании | о среднем общем образовании | ||||
Всего по области*** | 273 | 15 624 | 10 037 | 202 | 7 466 | 4 407 | 179 | 6 567 | 3 642 |
Муниципальные районы | |||||||||
Кольский | 30 | 911 | 546 | 22 | 356 | 227 | 19 | 322 | 175 |
Кандалакшский | 22 | 989 | 561 | 17 | 528 | 364 | 16 | 414 | 207 |
Ловозерский | 8 | 217 | 112 | 6 | 132 | 76 | 4 | 122 | 60 |
Печенгский | 16 | 732 | 472 | 14 | 343 | 132 | 10 | 322 | 155 |
Терский | 10 | 141 | 129 | 3 | 84 | 39 | 3 | 41 | 29 |
Городские округа | |||||||||
Мурманск | 69 | 5 685 | 3 999 | 61 | 2 726 | 1 566 | 57 | 2 312 | 1 323 |
Ковдорский район | 11 | 496 | 311 | 6 | 125 | 138 | 4 | 191 | 123 |
Апатиты | 15 | 1 112 | 657 | 11 | 539 | 362 | 9 | 484 | 276 |
Кировск | 14 | 574 | 360 | 8 | 326 | 165 | 6 | 259 | 130 |
Мончегорск | 14 | 1 055 | 407 | 10 | 441 | 273 | 10 | 440 | 213 |
Оленегорск | 12 | 626 | 372 | 8 | 318 | 169 | 8 | 315 | 135 |
Полярные Зори | 6 | 389 | 199 | 4 | 192 | 102 | 4 | 180 | 105 |
* Дневные и вечерние государственные, муниципальные и частные общеобразовательные организации. | |||||||||
** Соответственно, в 1995, 2010, 2013 гг. | |||||||||
*** Включая данные по закрытым административно-территориальным образованиям, которые не публикуются в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст. 4 п. 1; ст. 9 п. 1), так как относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. |
За последние годы статистика по образовательным организациям Мурманской области выглядит следующим образом (табл. 6).
Таблица 6
Сведения по общеобразовательным организациям Мурманской области [6]
Table 6
Information on educational institutions of the Murmansk region [6]
Наименование показателя | По данным формы ФСН ОО-1 на 20.09 соответствующего учебного года |
||||
2018/19 | 2019/20 | Динамика, % | 2020/21 | Динамика, % | |
Количество школ в Мурманской области, ед. | 174 | 172 | -1,15 | 170 | -1,16 |
Количество обучающихся в общеобразовательных организациях, чел. | 81 385 | 82 028 | 0,79 | 82 293 | 0,32 |
Количество школ, где есть 10–11-е классы, ед. | 96 | 92 | -4,17 | 90 | -2,17 |
Количество выпускников 9-х классов, чел. | 7 160 | 7 317 | 2,19 | 7 269 | -0,66 |
Количество обучающихся в 10-х классах, чел. | 3 713 | 3 620 | -2,50 | 3 412 | -5,75 |
Данные таблицы свидетельствуют о сокращении общеобразовательных организаций в регионе в целом (порядка 1,15 %) и в группе образовательных организаций, где есть 10–11-е классы, необходимые для завершения общего обучения (за анализируемый период более чем на 6 %). При этом количество выпускников 9-х классов выросло на 1,5 % за данный период, а выпускников 11-х классов – сократилось на 8 %.
Данные статистики заставляют задуматься, что конкуренция по поступлению в 11-е классы в регионе возрастает, это сокращает шансы для многих подростков на завершение обучения и получение полного общего образования. Возникает правомерно вопрос – как выстраивают образовательные и личные треки выпускники 9-х классов, не продолжившие обучение в общеобразовательных организациях региона? Наиболее вероятно их поступление в учреждения среднего профессионального образования.
Начнем с того, что ситуация в Мурманской области повторяет общероссийский тренд. Согласно исследованиям, среди выпускников растет спрос на получение знаний в средних специальных учебных заведениях. Если в 2010 г. только 8 % опрошенных планировали поступать в колледжи, то в 2019 г. доля таких россиян выросла до 27 %. В то же время популярность вузов среди выпускников падает. Если девять лет назад (в 2010 г.) 80 % планировали получить высшее образование, то в 2019 г. – только 47 % [19].
Важно отметить и тот факт, что в 2019 г. средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения, составляет 3,86 по программам подготовки специалистов среднего звена в Мурманской области (показатель по РФ – 3,93) и 3,51 по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (показатель по РФ – 3,58) [20]. Данные факты явно подтверждают гипотезу о «выталкивании» неуспешных учащихся из системы общего образования в регионе [20]. Поэтому в интересах завершения обучения и достижения полного возраста взросления 18 лет они вынуждены обращаться в систему СПО.
В таблице 7 представлены статистические данные, которые демонстрируют динамику приема и выпуска учреждений СПО Мурманской области по годам.
Таблица 7
Организации, осуществляющие образовательную деятельность
по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
и специалистов среднего звена (на начало учебного года) [7]
Table 7
Organizations carrying out educational activities under training programs
for skilled workers, employees and mid-level specialists
(at the beginning of the academic year) [7]
Показатель | 2013/14 | 2014/15 | 2015/16 | 2016/17 | 2017/18 | 2018/19 | 2019/20 | 2020/21 |
Число организаций (включая филиалы), ед. | 36 | 34 | 32 | 36 | 33 | 33 | 32 | 30 |
Численность студентов в организациях, чел. | ||||||||
Всего | 16 181 | 16 081 | 15 945 | 16 399 | 16 467 | 16 913 | 17 070 | 18 068 |
Квалифицированных рабочих, служащих | 5 092 | 4 079 | 3 571 | 2 932 | 3 014 | 3 101 | 3 092 | 3 293 |
Специалистов среднего звена | 11 089 | 12 002 | 12 374 | 13 467 | 13 453 | 13 812 | 13 978 | 14 775 |
Прием студентов на обучение, чел. | 6 375 | 6 411 | 5 783 | 5 298 | 5 154 | 5 705 | 5 654 | 5 865 |
Квалифицированных рабочих, служащих | 2 514 | 2 367 | 1 815 | 1 238 | 1 180 | 1 197 | 1 204 | 1 129 |
Специалистов среднего звена | 3 861 | 4 044 | 3 968 | 4 060 | 3 974 | 4 508 | 4 450 | 4 736 |
Выпуск специалистов, чел. | ||||||||
Всего | 4 993 | 4 899 | 3 942 | 3 428 | 3 571 | 3 536 | 3 516 | 3 410 |
Квалифицированных рабочих, служащих | 2 525 | 2 748 | 1 970 | 1 012 | 807 | 829 | 712 | 581 |
Специалистов среднего звена | 2 468 | 2 151 | 1 972 | 2 416 | 2 764 | 2 707 | 2 804 | 2 829 |
Данные таблицы показывают весьма противоречивые тенденции, которые складываются в региональной системе среднего профессионального образования. Так, в Мурманской области сокращается число организаций, осуществляющих профессиональную подготовку в этом сегменте (на 17 %). С другой стороны, растет численность обучающихся в целом по данному уровню образования (на 12 %).
Однако устойчивый рост приема наблюдается только в группе специалистов среднего звена, что ставит под сомнение идею бегства от ЕГЭ и высказанную гипотезу о «вытеснении» неуспешных школьников из системы общего образования. На наш взгляд, рост приема в группе специалистов среднего звена подтверждает гипотезу о снижении ценности диплома о высшем образовании в тех сферах, где можно работать без него [26].
Говорит ли это о растущем имидже среднего профессионального образования в Мурманской области и стране?
В таблице ниже (табл. 8) представлены статистика численности обучающихся в региональных учреждениях СПО и показатели выпуска в расчете на 10 000 человек. Складывается парадоксальная ситуация – рост количества обучающихся (на 18 %) на фоне сокращающейся численности выпускников (на 29 %). При этом если в группе профессиональной подготовки рабочих и служащих происходит незначительный рост численности обучающихся в последнее время, то фиксируется и резкий спад на выпуске. Таким образом, количество обучающихся на входе и на выходе не соответствуют друг другу, что ставит под сомнение результативность обучения в сегменте СПО и низкий показатель сохранения контингента.
Таблица 8
Организации, осуществляющие образовательную деятельность
по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
и специалистов среднего звена (на начало учебного года) [7]
Table 8
Organizations carrying out educational activities under training programs
for skilled workers, employees and mid-level specialists
(at the beginning of the academic year) [7]
Показатель | 2013/14 | 2014/15 | 2015/16 | 2016/17 | 2017/18 | 2018/19 | 2019/20 | 2020/21 |
Численность студентов в организациях, обучающихся по программам подготовки, чел. | ||||||||
На 10 000 человек населения | 210 | 210 | 209 | 216 | 219 | 226 | 230 | 247 |
Квалифицированных рабочих, служащих | 66 | 53 | 47 | 39 | 40 | 41 | 42 | 45 |
Специалистов среднего звена | 144 | 157 | 162 | 178 | 179 | 185 | 189 | 202 |
Выпуск специалистов по организациями, чел. | ||||||||
На 10 000 человек населения | 65 | 64 | 52 | 45 | 48 | 47 | 47 | 46 |
Квалифицированных рабочих, служащих | 33 | 36 | 26 | 13 | 11 | 11 | 10 | 8 |
Специалистов среднего звена | 32 | 28 | 26 | 32 | 37 | 36 | 38 | 38 |
Проведенный выше анализ статистических показателей по практике среднего профессионального образования в Мурманской области свидетельствует о противоречивой ситуации в этом сегменте профессионального образования в нашем регионе – востребованность в региональной экономике, высокий интерес поступления, но при этом неспособность удержать в системе обучающегося, завершить процесс формирования профессиональных компетенций, сформировать профессиональные интересы.
В развитие нашего исследования мы провели экспертный опрос руководителей региональных учреждений СПО и заместителей руководителей по учебной работе, представляющих разные направления профессиональной подготовки на уровне начального и среднего образования.
В ответ на вопрос о мотивации поступления в учреждения СПО все респонденты отметили возможности быстрее получить профессию и выйти на рынок труда, начать быстрее зарабатывать «свои» деньги, желание избежать процедуры итоговой аттестации в виде ЕГЭ, что отражает общие тренды и результаты общероссийских социологических опросов.
Но представители региональных учреждений СПО выделили интересный факт для Мурманской области – нежелание родителей (законных представителей) отпускать своих детей в другие города России для продолжения обучения, опасения за своего ребенка как результат намерения оставить его в городе проживания или хотя бы регионе, что явно подтверждает тезис о регионализации среднего профессионального образования и необходимости выбора в пределах количественных и качественных параметров регионального СПО.
Респондентам был задан вопрос по поводу потери контингента, оценок его размера и причин. Эксперты связали эту проблему с низкой мотивацией обучающихся. Названы причины данного явления: вынужденность поступления, решение родителей, необходимость «социальной передержки» до достижения возраста 18 лет или призывного возраста для юношей. Другая причина, названная экспертами, – в целом низкий образовательный уровень приходящих абитуриентов. Наибольшие потери контингента отмечаются в группе технических направлений подготовки и среди поступающих после 9-х классов. Потери в таких группах могут достигать до 60 %. Но при этом, как правило, большинство выпускников этих групп уже до итоговой аттестации имеют гарантированную занятость, целевой договор на обучение или заключенный трудовой договор.
Представленные экспертные мнения подтверждают противоречивость положений и тенденций в сегменте СПО в современных условиях как разрыв между объективными реалиями, субъективными мнениями и надеждами и результатами функционирования учреждения региональных СПО.
Проведенное исследование, несмотря на получение в том числе отрицательных результатов, доказывает пользу региональной системы среднего профессионального образования. Действительно, высокий показатель трудоустройства и уровня заработной платы свидетельствует о высокой востребованности выпускников, качестве профессиональной подготовки кадров, соответствии запросам регионального рынка труда и налаженным контактам с региональными работодателями. Что, конечно, должно стимулировать интерес к получению среднего профессионального образования в Мурманской области и стране в целом.
Среди специалистов отмечаются следующие гипотезы повышенного внимания к деятельности учреждений среднего профессионального образования:
- «Бегство от ЕГЭ» и «вытеснение» неуспешных учеников.
- Более простой вход в систему высшего профессионального образования по внутренним вступительным испытаниям без ЕГЭ.
- Общее снижение ценности высшего образования в обществе.
- Снижение доступности высшего образования по экономическим причинам [26].
Результаты социологического опроса, проведенного исследователями Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, показали, что выпускники выбирают СПО из экономических соображений – более быстрый выход на рынок труда [22]. Это говорит о желании продолжить обучение в рамках среднего профессионального образования. Данную тенденцию подтверждают региональная статистика растущего потока студентов в сегменте СПО и результаты экспертного опроса. Однако, с другой стороны, низкий показатель выпуска свидетельствует о проблеме завершения процесса обучения и выполнения экономической функции среднего профессионального образования, с чего мы начинали наше исследование. Почему учреждения СПО теряют контингент? Нам видится, это должно стать темой нового исследования «Пока нет исследований, которые подтвердили бы влияние нового имиджа СПО на рост числа поступающих. Но эта связь выглядит логично – если среднее профессиональное образование становится более современным, качественным, престижным, то выбор в пользу колледжа – это не отказ от вуза, как от чего-то более ценного, не жертва. Это самостоятельная и вполне осознанная образовательная траектория» [26].
В результате есть количественные показатели рынка труда и потока поступающих в учреждения СПО, результаты мониторинга качества обучения в этом сегменте, что, скорее, отражает мечты и намерения. Но есть и количественные показатели выпуска, экспертные мнения в пользу необходимости качественной ревизии практики среднего образования в России, что формирует реалии среднего профессионального образования.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 20.03.2022).
- Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/186093/ 102162745 (дата обращения: 20.03.2022).
- Государственные и муниципальные общеобразовательные организации (на начало учебного года) // Ответ на запрос официальной статистической информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Мурманской области (Мурманскстат) № 38/05. 2022. 1 марта. 2 с.
- Об утверждении Прогноза кадровой потребности экономики и социальной сферы Мурманской области на 2022–2026 годы [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://murman-zan.ru/cms_data/usercontent/regionaleditor/комитет %202016/работаделю/2021/приложение %20№ %201.pdf 102162745 (дата обращения: 20.03.2022).
- Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена (государственные и частные (включая филиалы) на начало учебного года) // Ответ на запрос официальной статистической информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Мурманской области (Мурманскстат) № 38/05. 2022. 1 марта. 2 с.
- Сведения по общеобразовательным организациям Мурманской области // Ответ на рассмотрение обращения в Министерство образования и науки Мурманской области № 17-08/2463-СВ. 2022. 18 марта. 2 с.
- Статистический ежегодник, 2021 / Федеральная служба государственной статистики ; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области ; Мурманскстат. Мурманск, 2021. 202 с.
- Агранович М. Л. Последствия передачи финансирования профессионального образования с федерального на региональный уровень (на примере начального профессионального образования) / М. Л. Агранович // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 112–128.
- Белевских Т. В. Освоение арктических территорий: геополитика или геоэкономика? / Т. В. Белевских, М. В. Иванова // Север и рынок: Формирование экономического порядка. 2017. № 3 (54). С. 144–153.
- Белевских Т. В. Экономика образования : учебное пособие / Т. В. Белевских, З. Ю. Желнина. Мурманск, 2018. 93 с.
- Волошина Л. В. Особенности региональной образовательной системы и ее устойчивость / Л. В. Волошина, Н. В. Харина // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. № 1 (7). С. 102–110.
- Громыко Ю. В. Российская система образования сегодня: Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология / Ю. В. Громыко. Москва : Ленанд, 2019. 368 с.
- Гринько В. С. Начальное профессиональное образование Российской Федерации. стат. сб. / В. С. Гринько. Москва, 2003. С. 47–49.
- Найман Е. А. Институт высшего образования в системе обмена знаниями в регионе / Е. А. Найман // Общество знания: философия, управление, образование : материалы III Сибирского филос. семинара Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Томск, 2013. С. 180–183.
- Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству / И. В. Абанкина, Ф. Ф. Дудырев, И. Д. Фрумин, А. И. Шабалин ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва, 2017. 28 с.
- Белокаменке нужно больше людей [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://vk.com/wall-45728473_1828711 (дата обращения: 23.04.2022).
- Громыко Ю. В. Как нам и зачем развивать образование? [Электронный ресурс] / Ю. В. Громыко. Электрон. дан. URL: https:// pandia.ru/text/80/017/50151.php (дата обращения: 23.04.2022).
- Информационный бюллетень о результатах мониторинга качества подготовки кадров трудоустройство выпускников программ СПО [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2020/_spo/bulletin_Trudoustroystvo_2020.pdf (дата обращения: 23.04.2022).
- Колледжи на драйве. Как система среднего профобразования меняется под запросы рынка [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https:// tass.ru/obschestvo/7514133?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 23.04.2022).
- Мониторинг СПО [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https // monitoring.miccedu.ru/iam/2019/_spo/material.php?type=2&id=10105 (дата обращения: 23.04.2022).
- НОВАТЭК планирует увеличить количество рабочих на площадке ЦСКМС в Мурманской области до 16 тыс. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https:// www.interfax-russia.ru/northwest/news/novatek-planiruet-uvelichit-kolichestvo-rabochih-na-ploshchadke-cskms-v-murmanskoy-oblasti-do-16-tys (дата обращения: 23.04.2022).
- Особенности мотивации молодежи к обучению: перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://www.iep.ru/ru/monitoring/osobennosti-motivatsii-molodezhi-k-obucheniyu-pereraspredelenie-sprosa-s-vysshego-na-srednee-professionalnoe-obrazovanie.html (дата обращения: 23.04.2022).
- Перечень образовательных организаций, реализующих в Мурманской области образовательные программы СПО в 2021/22 учебном году [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https:// minobr.gov-murman.ru/activities/prof-obrazovanie/ (дата обращения: 23.04.2022).
- Профессиональное образование в Мурманской области [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https:// minobr.gov-murman.ru/activities/prof-obrazovanie/ (дата обращения: 23.04.2022).
- Среднее профессиональное образование в Мурманской области [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://helion-ltd.ru/news/23370-srednee-professionalnoe-obrazovanie-v-murmanskoy-oblasti/ (дата обращения: 23.04.2022).
- Университеты выходят из моды? Почему выпускники школ все чаще выбирают колледжи [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://skillbox.ru/media/education/pochemu-vypuskniki-shkol-vsye-chashche-vybirayut-kolledzhi/ (дата обращения: 23.04.2022).