Уважаемые авторы и читатели нашего журнала! Поздравляем вас с началом нового учебного года! Это произошло в сложной международной обстановке. В сложившихся условиях российскому образованию важно найти собственный путь устойчивого и перспективного развития, прежде всего, с учетом достижений отечественной науки и практики, не отказываясь от полезного зарубежного опыта.
В сентябрьском выпуске нашего журнала, как анонсировалось ранее, размещена подборка статей, посвященных актуальной, особенно для высшей школы, проблеме становления академической грамотности, обучения академическому письму как студентов, так и преподавателей. Академическая грамотность предполагает комплекс умений, таких как: анализ и критическая оценка информации, продуцирование нового знания, выдвижение новых идей и их обоснование. Академическое письмо связано с созданием текстов научного стиля, отражающих результаты научного поиска. В зарубежных университетах академическое письмо, направленное на обучение студентов доказательному рассуждению, считается необходимой составляющей образовательных программ. В отечественных университетах растет понимание значимости академического письма, появляются центры, призванные развивать и координировать данное инновационное направление развития высшего образования, создан Российский консорциум центров письма. Но по целому ряду причин (материальных, административных, кадровых) в российской высшей школе академическое письмо развивается пока явно недостаточно.
В октябре 2020 г. создан Центр академического письма Петрозаводского государственного университета (учредителя нашего журнала), деятельность которого направлена на изучение зарубежного и отечественного опыта обучения академическому письму и на реализацию практических шагов в развитии данного направления деятельности университета. Две статьи выпуска посвящены анализу опыта обучения академическому письму и работы центров академического письма в зарубежных университетах. В других статьях с научно-методических позиций раскрываются различные способы обучения академическому письму студентов – технологические основы работы над научно-методическим проектом обучающихся магистратуры и аспирантуры в контексте академического письма, содержание и организация билингвального курса «Академическое письмо», обучение студентов основам академического письма на английском языке (фокус и структура текста); представлены результаты анализа качества студенческих статей с позиций академического дискурса; проведено уточнение научного лексикона академического письма на русском и английском языках.
Дополнительно к основной теме в третьем выпуске журнала продолжается обсуждение проблем учебной мотивации обучающихся и адаптации студентов-первокурсников, особенностей их проявления в условиях дистанционного обучения; оценки эффективности форматов профессионального развития педагогов; развития интегративных процессов в образовании (на материале интеграции информатики и робототехники). Предложены и обоснованы стратегии социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.
Мы желаем всем нашим авторам и читателям новых успехов в области непрерывного образования и в реализации на практике результатов научных поисков.
Редакционная коллегия