Калинина, Е. А. У ИСТОКОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ (1956–1965 годы) // Непрерывное образование: XXI век. – 2021. – Вып. 4 (36). − DOI: 10.15393/j5.art.2021.7172


Выпуск № 4 (36)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 796.011.3

У ИСТОКОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ (1956–1965 годы)

Калинина Елена Александровна
доктор исторических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания Института физической культуры, спорта и туризма
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
kalinka46@yandex.ru
Ключевые слова:
высшее образование
Педагогический институт
факультет физической культуры
спорт
физическое воспитание
Аннотация: история развития высшего физкультурного образования в России насчитывает более 100 лет, опубликовано значительное количество документов и исследований, посвященных разным периодам исторического прошлого институтов физической культуры в целом и отдельных факультетов физического воспитания при педагогических институтах в частности. Статья посвящена становлению и развитию высшего физкультурного образования в Карелии в 1956–1965 гг., когда в Карельском государственном педагогическом институте было открыто отделение физического воспитания. Активная исследовательская работа по проблемам высшего физкультурного образования не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма и объективности, что позволяет рассматривать процессы развития высшего физкультурного образования в регионе с конкретно-исторических позиций и более полно учитывать исторический и современный социокультурный контекст. Новизна исследования определяется введением в научный оборот не опубликованных ранее источников. Источниковой базой для написания работы послужил фонд Национального архива Республики Карелия Карело-финский государственный Педагогический институт (Ф. Р-1168), личные дела преподавателей, работавших в вузе в различные годы, опубликованные и неопубликованные документы. До настоящего времени нет исследований, представляющих целостную картину становления и развития факультета физической культуры, спортивных достижений преподавателей и студентов Педагогического института (ныне университета), т. к. материал разбросан по различным книгам, статьям, очеркам, а ряд аспектов при этом остается неизученным. Автор впервые на основе законодательных актов, архивных документов и документальных материалов анализирует деятельность отделения физического воспитания Карельского педагогического института.
Статья поступила: 10.11.2021; Принята к публикации: 03.12.2021; Размещена в сети: 26.12.2021.

AT THE BEGINNING OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION OF PHYSICAL TRAINING IN KARELIA (1956–1965)

Kalinina Elena A.
Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Education of the Institute of Physical Culture, Sports and Tourism
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
kalinka46@yandex.ru
Keywords:
higher education
pedagogical institute
Faculty of Physical Education
sport
physical education
Abstract: the history of the development of higher physical education in Russia is more than 100 years old; a significant number of documents and studies have been published on different periods of the historical past of physical culture institutes in general and individual faculties of physical education at pedagogical institutes in particular. The article is devoted to the formation and development of higher physical education in Karelia in 1956–1965, when a department of physical education was opened at the Karelian State Pedagogical Institute. Active research work on the problems of higher physical education does not lose its relevance to this day. The methodological basis of the research is based on the principles of historicism and objectivity, which allows us to consider the processes of development of higher physical education in the region from specific historical positions and more fully take into account the historical and modern socio-cultural context. The novelty of the research is determined by the introduction of previously unpublished sources into scientific circulation. The source base for writing the work was the fund of the National Archives of the Republic of Karelia, the Karelian-Finnish State Pedagogical Institute (F. R-1168), personal files of teachers who worked at the university in different years, published and unpublished documents. Until now, there are no studies that present a holistic picture of the formation and development of the Faculty of Physical Education, sports achievements of teachers and students of a pedagogical institute (now a university), since the material is scattered across various books, articles, essays, and a number of aspects remain unexplored. For the first time, the author analyzes the activities of the physical education department of the Karelian Pedagogical Institute on the basis of legislative acts, archival documents and documentary materials.
Paper submitted on: 10.11.2021; Accepted on: 03.12.2021; Published online on: 26.12.2021.

В январе 1955 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о подготовке и проведении в 1956 г. Спартакиады народов СССР. Подготовка к Спартакиаде привлекла к себе внимание общественности всей страны. В спортивных соревнованиях участвовали десятки тысяч физкультурных коллективов. Спортсмены боролись за право быть участником финальных соревнований Спартакиады в Москве. В спортивной жизни Советского Союза 1956 г. имел особое значение.

Для проведения широкомасштабной спортивной работы на территории Карелии требовались специалисты в области физической культуры и спорта. Кадровая проблема в республике не позволяла квалифицированно преподавать предмет «физическая культура» в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях республики, а также эффективно проводить работу по организации спортивно-массовых оздоровительных мероприятий среди всех слоев населения.

В 1956 г. при естественно-географическом факультете Карельского государственного педагогического института открывается отделение физического воспитания. Это было первое высшее учебное учреждение по подготовке кадров учителей физической культуры для общеобразовательных школ Карелии. По плану набора в 1956 г. на отделение физического воспитания было принято 25 человек. Учебно-воспитательной и тренировочной работой студентов отделения физического воспитания занималась общеинститутская кафедра физического воспитания под руководством заведующих кафедрой Е. А. Куткевич с 1956 по 1958 г. и П. И. Лукина с 1959 по 1962 г.

В настоящее время современные исследователи все чаще обращаются к истории развития факультетов физической культуры российских педагогических институтов и университетов. Как правило, эти работы приурочиваются к юбилейным датам [9; 11; 17; 18]. В них представлены истоки высшего физкультурного образования, исторические факты, связанные с открытием и деятельностью факультетов физического культуры по подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ.

История карельских высших учебных заведений  является неотъемлемой частью истории образования Карелии. В постсоветский период стали появляться издания, в которых рассматриваются отдельные аспекты высшего образования в Карелии. Эпизоды исторического прошлого отражены в работах специалиста в области истории науки и образования Карелии С. Н. Филимончик [15; 16]. В связи с юбилейными датами были выпущены интересные издания по истории развития Карельского государственного педагогического института (КГПИ). Эти труды вводят в научный оборот много новых документов, представляют различные стороны деятельности факультета физического воспитания, его преподавателей, повседневной жизни студентов [3; 4; 5]. Автором и составителем данных изданий является Р. П. Калинин, проректор по учебной работе КГПИ. В сборниках показана многогранная деятельность вуза, его роль в становлении и развитии образования, науки и культуры в Карелии. Интерес для исследователя представляет биографический справочник (составитель Н. В. Предтеченская, кандидат биологических наук, заслуженный деятель науки РК), по сути, это история  в лицах. В нем представлены биографии ректоров, преподавателей и сотрудников, работавших в разные годы в этом учебном заведении [6].

К юбилейным датам создания факультета физической культуры также вышли сборники документальных и статистических материалов, составленные доцентом, кандидатом биологических наук, заслуженным работником физической культуры Карельской АССР и Российской Федерации Ю. П. Шлыковым [1; 8]. В этих юбилейных изданиях были обобщены исторические сведения о деятельности факультета, его выпускниках, добившихся успехов в спорте и в педагогике, содержится фактический материал, насыщенный примерами, цифрами. Деятельность факультета физической культуры в постсоветское время также была представлена в работах преподавателей Н. В. Предтеченской, В. П. Умнова и других [10; 14].

Проблемы организации учебной работы

Вся работа кафедры физического воспитания строилась в рамках «Инструкции по организации работы кафедр физического воспитания», изданной Министерством высшего образования СССР в декабре 1955 г. [2, с. 94–96]. В ней определялось основное содержание работы. Кафедра физического воспитания должна была руководить работой по физическому воспитанию и развитию спорта в высшем учебном заведении. В обязанности преподавателей входило: проведение учебных занятий по физкультуре на всех факультетах, организация оздоровительных физкультурных мероприятий и тренировочного процесса для институтских команд, а также проведение спортивных соревнований (между группами, курсами, факультетами), судейство на состязаниях различного уровня.

В эти годы на кафедре физического воспитания в КГПИ работали штатные преподаватели и педагоги-совместители, всего 18–20 человек. Подавляющее число преподавателей являлось выпускниками Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. С открытием отделения физического воспитания сотрудники кафедры одновременно занималась подготовкой учителей физической культуры, проводили занятия на всех факультетах института и осуществляла руководство спортивной работой.

Здесь необходимо отметить, что в отчетах ректоров Карельского педагогического института и заведующих кафедрами уже с 1958 г. отделение физического воспитания при естественно-географическом факультете стало именоваться факультетом физического воспитания» (ФФВ). В 1962 г. ввели новую должность декана нового факультета, но при отсутствии государственного финансирования она осуществлялась на общественных началах. Первым деканом факультета физического воспитания был назначен Ю. П. Шлыков (1962‒1964).

В учебном курсе отделения физвоспитания педагогическая и методическая подготовка студентов включала психологию, историю педагогики, педагогику; методику преподавания физической культуры, школьную гигиену, факультативно изучались спецкурсы по дидактике, теории воспитания, сравнительной педагогике и др.

С 1957 г. была введена специализация спортивных дисциплин по легкой атлетике, лыжному спорту, спортивной гимнастике, баскетболу, с 1958 г. – художественная гимнастика, коньки и волейбол. С 1959 г. появились новые учебные предметы. Например, «музыкально-ритмическое воспитание». Его преподавала Н. Я. Липнина, затем В. И. Федосеева, а с 1965 г. Л. Ф. Кенарева. Курс лечебной физкультуры преподавал врач диспансера физической культуры Е. М. Кузьмин. В 1961 г. на II курсе ввели изучение художественной гимнастики и теоретические основы туризма. Отметим, что туризм вел председатель президиума республиканской секции туризма В. А. Георгиевский.

Отсутствие соответствующего спортивного оборудования и материальной базы снижало уровень преподавания многих предметов. П. И. Лукин, преподаватель гимнастики, писал в своем отчете в 1960 г., что студенты отделения физического воспитания не имеют возможности более подробно познакомиться с такими гимнастическими снарядами, как гимнастический трап, плинт, наклонная и вертикальная лестницы, горизонтальная проволока, подкидная сетка.

Судя по отчетам заведующих кафедрами, некоторые учебные предметы не преподавались. На то были разные причины. Например, студенты не изучали плавания. Первоначально, в 1959/60 уч. г., уроки плавания проводились в мае–июне на Онежском озере в Петрозаводске и в сентябре на оз. Мунозеро в Спасской Губе, но холодная погода не позволяла вести обучение этому предмету по программе. Отметим, что до ввода в строй бассейна в Доме физкультуры г. Петрозаводска в 1966 г. плавание на факультете осуществлялось только на летних учебно-лагерных сборах в с. Спасская Губа. Кроме этого, из-за отсутствия преподавателя (Е. В. Эхова перешла на работу в ДЮСШ г. Петрозаводска) с 1961 г. временно прекратилось преподавание курса «Подвижные игры».

В 1960 г. в Педагогическом институте был введен курс медицинской подготовки студентов. Он включал в себя подготовку медицинских сестер. В 1962/63 уч. г. курсы по медицине посещало 26 студенток факультета физического воспитания (I курс – 11 человек, II курс – 9 человек, III курс – 6 человек). Занятия были организованы по субботам. Теоретический курс проводился с 16 часов в институте, а практический – в лечебных учреждениях Петрозаводска в дневные часы (с 10 до 13 или с 13 до 16 часов). Лекции по изучаемым дисциплинам вели врачи, а практику – медсестры. Студентки I курса изучали темы: лекарствоведение, уход за больными, транспортировка больных, различные виды болезней. Второкурсницы проходили практику в больнице, изучали детские и внутренние болезни, ухаживали за больными, осваивали основы хирургии, инфекционных болезней, а также организацию и тактику медицинской службы. На третьем курсе сдавали выпускной экзамен. Все студентки, окончившие курс подготовки медицинских сестер, получали дипломы специального образца1.

В 1962–1963 гг. в программу ввели занятия по хоккею с шайбой, прыжкам на лыжах с трамплина, слалому и конькобежному спорту.

В 1965/66 уч. г. в качестве эксперимента впервые на факультете физической культуры для юношей первого и второго года обучения был введен факультативный курс бокса, преподавателем которого стал заслуженный тренер РСФСР Л. Г. Левин. Занятия боксом вызвали большой интерес у студентов. В конце 1966/67 уч. г. были проведены соревнования. На факультетском первенстве присутствовали представители Союза спортивных обществ и организаций СССР. Они дали положительную оценку «постановке бокса в Карельском педагогическом институте как первому опыту введения бокса на факультетах физического воспитания педагогических вузов»2.

В этом же учебном году был организован курс кинодела, где обучали навыкам съемки и показа кинофильмов. После окончания курса студенты получили свидетельства кинодемонстраторов. Ребята старших курсов посещали спецсеминар по физиологии спорта, спецкурс по анатомо-физиологическим особенностям детей школьного возраста.

Идейно-политическая работа

В 1950-е гг. особое внимание уделялось идейно-политической работе. В отчетах заведующих кафедрой она стояла на первом месте. Каждый из преподавателей должен был повышать свой политический уровень, читать газеты, знакомиться с трудами классиков марксизма-ленинизма, изучать работы И. В. Сталина, выступать с лекциями перед населением с пропагандой советского образа жизни, рассказывать о преимуществах советского спорта и т. д. Многие педагоги являлись членами Коммунистической партии Советского Союза.

Как же повышали свой идейно-политический уровень преподаватели кафедры физического воспитания? Например, Е. А. Куткевич в вечернее время обучалась в Университете марксизма-ленинизма, посещала семинар преподавателей по материалам XIX партийного съезда. На курсах усовершенствования учителей изучала труды И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Все педагоги самостоятельно изучали материалы съездов КПСС, принимали участие в работе ежегодных теоретических семинаров по философии и были слушателями обязательных лекций о международном положении.

Важным в идейно-политической работе преподавателей кафедры физвоспитания было выполнение социалистических обязательств. Обязательства, как правило, составлялись самими педагогами, а затем утверждались на партийных собраниях. Приведем пример таких «Социалистических обязательств» в 1960/61 уч. г.»

Социалистические обязательства кафедры физического воспитания
Карельского педагогического института к
XXII съезду КПСС
на 1960/1961 уч. г.3

  1. Преподавателям кафедры подготовить шесть работ студентов к студенческой научной конференции и разработать тематическое планирование программ восьмилетней школы по физическому воспитанию к научно-методической конференции, посвященной 30-летию института.
  2. Каждому преподавателю написать одну лекцию и прочитать для населения.
  3. Каждому преподавателю принять участие в проведении курсов усовершенствования учителей.
  4. Создать научный студенческий кружок физической культуры.
  5. Повышать деловую квалификацию по плану кафедры и активно участвовать в работе философского семинара. 
  6. Помочь 22 средним школам (базовым) в проведении летней и осенней спартакиады.
  7. Каждому преподавателю посещать студенческое общежитие не реже двух раз в месяц.
  8. Каждому члену профгруппы отработать не менее четырех часов по благоустройству города Петрозаводска.

Следует отметить, что, судя по отчету заведующего кафедрой П. И. Лукина, за 1960/61 уч. г. все эти обязательства были выполнены.

 Повышение квалификации преподавательского состава

Не менее важным направлением в деятельности кафедры являлась работа по повышению профессионализма. Свое профессиональное мастерство преподаватели повышали на различных курсах повышения квалификации. Здесь следует отметить, что Ленинградский институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта и Государственный центральный институт физической культуры имени И. В. Сталина (Государственный центральный институт физической культуры) ежегодно проводили учебно-методические семинары, сборы тренеров по различным видам спорта, в которых активное  участие принимали преподаватели отделения физического воспитания из Карельского педагогического института.

Так, в 1959 г. В. В. Хонц в целях повышения квалификации «выезжал на сбор тренеров по гимнастике в Москву по разбору новой программы мастеров, где проводился широкий обмен опытом работы, а также анализ техники сложных гимнастических упражнений, методики обучения на отдельных гимнастических снарядах, акробатики и опорных прыжков»4. Следует отметить, что ежегодно многие преподаватели отделения физического воспитания посещали различные курсы в столичных институтах физической культуры.

 Организация научной работы

«Инструкция по организации работы кафедр физического воспитания», изданная Министерством высшего образования СССР в декабре 1955 г., обязывала преподавателей кафедры физического воспитания вести систематическую научно-исследовательскую и учебно-методическую работу по физическому воспитанию: разработку программ и методик обучения различным физическим упражнениям [2, с. 94].

Преподаватели отделения физического воспитания занимались научной деятельностью. Важным направлением этой работы являлись написание и защита кандидатских и докторских диссертаций. Все это требовало подготовки и сдачи кандидатских экзаменов по философии, иностранному языку и по изучаемому предмету, а также большого умственного труда в написании самой диссертации. Надо отметить, что многие преподаватели кафедры активно занимались наукой. Один из них – М. П. Рохмистров, он занимался изучением истории развития физической культуры и спорта в Западной Сибири. После окончания факультета физической культуры Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена в 1951 г. стал преподавателем Томского государственного педагогического института. В Карельском педагогическом институте М. П. Рохмистров работал с 1961 г., продолжая свое исследование. В 1965 г. Михаил Павлович защитил диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по теме «Физическая культура и спорт в Западной Сибири (1920–1958 гг.): Исторический очерк» [12]. Защита состоялась в Москве в Центральном институте физической культуры. Как отметила современная исследовательница по истории физической культуры и спорта Т. В. Сарычева, труд М. П. Рохмистрова стал первым глубоким изучением истории физической культуры и спорта в Западной Сибири с анализом многочисленных архивных источников [13, с. 83].

Отметим, что с 1956 по 1966 г. работу над диссертациями осуществляли Е. П. Михайлов («Опыт формирования волевых качеств в процессе физического воспитания»), Н. В. Воронова («Методика физического воспитания в начальной школе»), П. И. Лукин («Трофическая функция головного мозга»). Преподаватели ежегодно участвовали в общеинститутских научных конференциях, а также выступали с докладами и перед населением г. Петрозаводска. Являясь членами общества «Знание», они рассказывали о значении в жизни человека занятий физической культурой, об истории карельского спорта. Например, в 1964 г. М. П. Рохмистровым, П. И. Лукиным, Н. В. Вороновой, Л. Ф. Кенаревой (Ершовой) было прочитано 12 лекций на предприятиях и школах г. Петрозаводска.

Организация спортивной работы

Согласно приказу министра высшего образования СССР и председателя Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР «О мероприятиях по улучшению физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях» (1955) в целях привлечения студентов к физической культуре и спорту предусматривалось включение в учебные планы факультативного курса спортивного совершенствования в объеме двух часов в неделю на I и II курсах и четырех часов в неделю на всех остальных курсах. В этой связи секционная физкультурная работа наряду с учебной занимала важное место в деле физического воспитания студентов.

Каждый преподаватель проводил в вечернее время секционные занятия по различным видам спорта. Б. И. Михеев вел секции баскетбола и волейбола. В 1956/57 уч. г. под его руководством мужская команда Педагогического института на первенстве КАССР заняла первое место и стала участником соревнований по баскетболу на первенстве СССР. Весной 1957 г. на Спартакиаде вузов РСФСР в Ярославле мужская баскетбольная команда заняла III место, а женская волейбольная команда – II место. И это несмотря на то, что группа баскетболистов была «малочисленная, в зимний период не имела достаточного места для занятий. Занятия проходили в зале дошкольного педучилища два раза в неделю, что совершенно недостаточно», – отмечала в своем отчете о работе кафедры Е. А. Куткевич5.

Преподаватель В. В. Хонц проводил занятия по гимнастике, которые посещали 60 студентов. Он также выезжал на соревнования со сборной республики и на тренировочные сборы.

Все преподаватели принимали участие в спортивных соревнованиях различного ранга в качестве судей. В 1960 г. республиканская категория по судейству была присвоена: Б. И. Михееву, С. В. Клодту – по баскетболу, Е. В. Эховой – по легкой атлетике, Е. А. Куткевич – по лыжному спорту и легкой атлетике, В. В. Хонцу, Ю. П. Шлыкову – по спортивной гимнастике.

Некоторые педагоги работали по совместительству в детских спортивных школах г. Петрозаводска. Например, В. К. Ступин работал в спортивной школе молодежи и ежегодно проводил сборы легкоатлетов, Б. И. Михеев и Е. В. Эхова готовили сборные команды школьников на городские и республиканские соревнования.

Общественная работа

В жизни преподавательского состава кафедры особое место занимала общественная деятельность, которую они выполняли безвозмездно. Одной из обязанностей преподавателей, выполняемых на общественных началах, было кураторство над студенческими группами. В 1950-е гг. кураторов называли «прикрепленные преподаватели». Такие педагоги решением кафедры «прикреплялись» к учебным группам. Они проводили значительную работу в своих группах: контролировали посещаемость занятий и успеваемость студентов, помогали им в трудных ситуациях. Так, в 1960 г. «прикрепленными преподавателями» были Ю. П. Шлыков (I курс), В. К. Ступин (II курс), Е. В. Эхова (III курс), Б. И. Михеев (IV курс).

В 1960-е гг. особое внимание в работе со студентами обращалось на повышение их идейно-политического уровня, чтобы «каждый студент осознавал свое место в осуществлении задач строительства коммунизма… чтобы все студенты глубоко понимали и в своей жизни руководствовались требованием морального кодекса строителя коммунизма»6. С этой целью «прикрепленные преподаватели» обязаны были еженедельно проводить в студенческих группах политинформации, политчасы, комсомольские собрания, вместе со студентами изучать материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза. Кроме этого, на факультете для студентов ежемесячно организовывали встречи с участниками Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, туристами, побывавшими за рубежом. Так, Н. В. Воронова в 1964 г. посетила Кубу, а затем рассказала студентам факультета о своих впечатлениях о поездке.

Борис Иванович Михеев вел общественную работу по линии Управления республиканского Совета ДСО «Искра». С. В. Клодт был общественным редактором спортивных выпусков на карельском радио.

Многие преподаватели входили в состав всесоюзных секций по различным видам спорта, а также являлись членами республиканского комитета по физической культуре и спорту. Так, А. Ф. Типсин с 1956 г. работал на общественных началах в республиканской лыжной секции, а в мае 1957 г. участвовал в работе Всесоюзной лыжной секции в Москве. П. И. Лукин с 1961 г. являлся председателем тренерского Совета президиума республиканской секции гимнастики, С. В. Клодт – членом президиума республиканской секции баскетбола, В. К. Ступин – членом президиума республиканской секции по легкой атлетике. Н. В. Воронова была членом президиума республиканского научно-методического совета по физической культуре и спорту, членом редакции издательского совета института, депутатом городского совета депутатов трудящихся, Е. В. Эхова – членом президиума секции по легкой атлетике ДСО «Буревестник», а также комиссии по спорту и туризму среди пионеров и школьников при республиканском комитете ВЛКСМ г. Петрозаводска, Ю. П. Шлыков – председателем президиума Карельского областного совета ДСО «Буревестник», членом комиссии по спортивно-массовой работе при Совете Союза спортивных обществ и организаций.

Как правило, педагоги имели одновременно несколько общественных поручений. Так, М. П. Рохмистров в 1961–1964 гг. выполнял обязанности заместителя партийного организатора естественно-географического факультета, заместителя председателя ДСО «Буревестник», заместителя председателя студенческого спортивного клуба, ответственного за наглядную агитацию в Педагогическом институте по физической культуре и спорту, председателя секции физической культуры и спорта республиканского общества «Знание».

С 1961 г. при отделении физического воспитания на общественных началах была создана ДЮСШ по четырем видам спорта – легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, лыжному спорту. В спортивной школе занятия вели студенты III курса отделения физического воспитания под руководством преподавателей. Детская спортивная школа действовала в течение 1961–1964 гг., ответственным за ее работу был назначен Ю. А. Успенский, затем – Ю. П. Шлыков.

В качестве общественной нагрузки преподаватели занимались профориентационной работой не только среди учащихся общеобразовательных школ, но и рабочих коллективов промышленных предприятий г. Петрозаводска. В феврале 1962 г. вышло в свет постановление по учебной части Карельского педагогического института. В нем, в частности, говорилось, что следует «для проведения мероприятий по организации набора студентов на дневное и заочное отделения института… направить на предприятия и в школы г. Петрозаводска преподавателей института»7. За отделением физического воспитания в 1962 г. закреплялись школа № 10 и Петрозаводская мебельная фабрика, а в 1963 г. количество учреждений по профориентации увеличили. Теперь преподаватели должны были не только посетить школы № 10, № 7, школу рабочей молодежи (ШРМ) № 3 в Петрозаводске, но и выехать в г. Сортавала и провести там работу в школах и на лыжной фабрике.

Таким образом, началом становления высшего физкультурного образования в Карелии можно считать 1956 г., когда при естественно-географическом факультете Карельского государственного педагогического института открылось отделение физического воспитания. Это было первое высшее учебное учреждение по подготовке кадров учителей физической культуры для общеобразовательных школ Карелии. В 1966 г. на базе кафедры физического воспитания КГПИ создали факультет физического воспитания. С открытием факультета физического воспитания спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в институте получает новый импульс. Деятельность по спортивному совершенствованию студентов по различным видам спорта позволила включить в сборные команды института профессионально подготовленных спортсменов. В новых условиях улучшилась учебно-методическая работа, большое внимание стало уделяться профессионально-педагогической подготовке студентов к спортивной и физкультурно-массовой работе в школе.

 Список литературы

  1. Высшее физкультурное образование в Республике Карелия: 60 лет (1956–2016) / сост. Ю. П. Шлыков, Р. А. Кемза. Петрозаводск, 2016. 145 с.
  2. Инструкция по организации работы кафедр физического воспитания // Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. Москва, 1957. С. 94‒96.
  3. Карельский государственный педагогический институт: 50 лет. Петрозаводск, 1981. 100 с.
  4. Карельский государственный педагогический университет в цифрах и фактах, 1931–1996. Петрозаводск, 1996. 151 с.
  5. Карельский государственный педагогический университет в цифрах и фактах: 75 лет: I. Исторические хроники. Петрозаводск, 2006. 420 с.
  6. Карельский государственный педагогический университет: 1931–2006: биографический справочник. Петрозаводск : Издательство КГПУ, 2006. 436 с.
  7. О мероприятиях по улучшению физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях // Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта 1917–1957 гг. Москва, 1959. С. 93.
  8. Факультет физической культуры: 50 лет (1956–2006). Петрозаводск, 2006. 135 с.
  9. Бобырев Н. Д. Кафедре физической культуры – 75 лет / Н. Д. Бобырев,  А. А. Арсланов, Н. В. Васенков // Филология и культура. 2006. № 6. С. 191–200.
  10. Предтеченская Н. В. Качество подготовки учителя – основа здоровья ученика / Н. В. Предтеченская // Региональные особенности развития физической культуры и спорта в современных условиях. Сб. материалов межд. науч.-практ. конф., посв. 75-летию КГПУ и 50-летию факультета физической культуры. Петрозаводск, 2006. С. 106–111.
  11. Ревякин Ю. Т. Физическая культура и спорт в Томском государственном педагогическом университете / Ю. Т. Ревякин, В. И. Ревякина, А. И. Вакурин. Томск, 2014. 376 с.
  12. Рохмистров М. П. Физическая культура и спорт в Западной Сибири (1920–1958 гг.): Исторический очерк: автореф. дис. … канд. пед. наук / Рохмистров Михаил Павлович. Москва, 1963. 17 с.
  13. Сарычева Т. В. Становление и развитие советской системы физической культуры в Западной Сибири (1920–1991 гг.) / Т. В. Сарычева. Томск, 2019. 696 с.
  14. Умнов В. П. Новый учебный план и его реализация на факультете физической культуры / В. П. Умнов // Проблемы физической культуры, спорта и туризма Северо-Запада России : материалы Х науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2004. С. 10–14.
  15. Филимончик С. Н. Образование и просвещение в Советской Карелии (1918–1939) / С. Н. Филимончик. Петрозаводск, 2013. 150 с.
  16. Филимончик С. Н. Развитие науки в Советской Карелии в 1920–1930-е гг. / С. Н. Филимончик. Петрозаводск, 2014. 75 с.
  17. Хурамшин И. Г. Факультету физической культуры ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» – 60 лет / И. Г. Хурамшин // Теория и практика физической культуры. 2009. № 10. С. 3–5.
  18. Чернецкий Ю. М. Факультету физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного университета – 10 лет / Ю. М. Чернецкий // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 3. С. 6–10.



Просмотров: 850; Скачиваний: 202;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2021.7172