В январе 1955 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о подготовке и проведении в 1956 г. Спартакиады народов СССР. Подготовка к Спартакиаде привлекла к себе внимание общественности всей страны. В спортивных соревнованиях участвовали десятки тысяч физкультурных коллективов. Спортсмены боролись за право быть участником финальных соревнований Спартакиады в Москве. В спортивной жизни Советского Союза 1956 г. имел особое значение.
Для проведения широкомасштабной спортивной работы на территории Карелии требовались специалисты в области физической культуры и спорта. Кадровая проблема в республике не позволяла квалифицированно преподавать предмет «физическая культура» в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях республики, а также эффективно проводить работу по организации спортивно-массовых оздоровительных мероприятий среди всех слоев населения.
В 1956 г. при естественно-географическом факультете Карельского государственного педагогического института открывается отделение физического воспитания. Это было первое высшее учебное учреждение по подготовке кадров учителей физической культуры для общеобразовательных школ Карелии. По плану набора в 1956 г. на отделение физического воспитания было принято 25 человек. Учебно-воспитательной и тренировочной работой студентов отделения физического воспитания занималась общеинститутская кафедра физического воспитания под руководством заведующих кафедрой Е. А. Куткевич с 1956 по 1958 г. и П. И. Лукина с 1959 по 1962 г.
В настоящее время современные исследователи все чаще обращаются к истории развития факультетов физической культуры российских педагогических институтов и университетов. Как правило, эти работы приурочиваются к юбилейным датам [9; 11; 17; 18]. В них представлены истоки высшего физкультурного образования, исторические факты, связанные с открытием и деятельностью факультетов физического культуры по подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ.
История карельских высших учебных заведений является неотъемлемой частью истории образования Карелии. В постсоветский период стали появляться издания, в которых рассматриваются отдельные аспекты высшего образования в Карелии. Эпизоды исторического прошлого отражены в работах специалиста в области истории науки и образования Карелии С. Н. Филимончик [15; 16]. В связи с юбилейными датами были выпущены интересные издания по истории развития Карельского государственного педагогического института (КГПИ). Эти труды вводят в научный оборот много новых документов, представляют различные стороны деятельности факультета физического воспитания, его преподавателей, повседневной жизни студентов [3; 4; 5]. Автором и составителем данных изданий является Р. П. Калинин, проректор по учебной работе КГПИ. В сборниках показана многогранная деятельность вуза, его роль в становлении и развитии образования, науки и культуры в Карелии. Интерес для исследователя представляет биографический справочник (составитель Н. В. Предтеченская, кандидат биологических наук, заслуженный деятель науки РК), по сути, это история в лицах. В нем представлены биографии ректоров, преподавателей и сотрудников, работавших в разные годы в этом учебном заведении [6].
К юбилейным датам создания факультета физической культуры также вышли сборники документальных и статистических материалов, составленные доцентом, кандидатом биологических наук, заслуженным работником физической культуры Карельской АССР и Российской Федерации Ю. П. Шлыковым [1; 8]. В этих юбилейных изданиях были обобщены исторические сведения о деятельности факультета, его выпускниках, добившихся успехов в спорте и в педагогике, содержится фактический материал, насыщенный примерами, цифрами. Деятельность факультета физической культуры в постсоветское время также была представлена в работах преподавателей Н. В. Предтеченской, В. П. Умнова и других [10; 14].
Проблемы организации учебной работы
Вся работа кафедры физического воспитания строилась в рамках «Инструкции по организации работы кафедр физического воспитания», изданной Министерством высшего образования СССР в декабре 1955 г. [2, с. 94–96]. В ней определялось основное содержание работы. Кафедра физического воспитания должна была руководить работой по физическому воспитанию и развитию спорта в высшем учебном заведении. В обязанности преподавателей входило: проведение учебных занятий по физкультуре на всех факультетах, организация оздоровительных физкультурных мероприятий и тренировочного процесса для институтских команд, а также проведение спортивных соревнований (между группами, курсами, факультетами), судейство на состязаниях различного уровня.
В эти годы на кафедре физического воспитания в КГПИ работали штатные преподаватели и педагоги-совместители, всего 18–20 человек. Подавляющее число преподавателей являлось выпускниками Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. С открытием отделения физического воспитания сотрудники кафедры одновременно занималась подготовкой учителей физической культуры, проводили занятия на всех факультетах института и осуществляла руководство спортивной работой.
Здесь необходимо отметить, что в отчетах ректоров Карельского педагогического института и заведующих кафедрами уже с 1958 г. отделение физического воспитания при естественно-географическом факультете стало именоваться факультетом физического воспитания» (ФФВ). В 1962 г. ввели новую должность декана нового факультета, но при отсутствии государственного финансирования она осуществлялась на общественных началах. Первым деканом факультета физического воспитания был назначен Ю. П. Шлыков (1962‒1964).
В учебном курсе отделения физвоспитания педагогическая и методическая подготовка студентов включала психологию, историю педагогики, педагогику; методику преподавания физической культуры, школьную гигиену, факультативно изучались спецкурсы по дидактике, теории воспитания, сравнительной педагогике и др.
С 1957 г. была введена специализация спортивных дисциплин по легкой атлетике, лыжному спорту, спортивной гимнастике, баскетболу, с 1958 г. – художественная гимнастика, коньки и волейбол. С 1959 г. появились новые учебные предметы. Например, «музыкально-ритмическое воспитание». Его преподавала Н. Я. Липнина, затем В. И. Федосеева, а с 1965 г. Л. Ф. Кенарева. Курс лечебной физкультуры преподавал врач диспансера физической культуры Е. М. Кузьмин. В 1961 г. на II курсе ввели изучение художественной гимнастики и теоретические основы туризма. Отметим, что туризм вел председатель президиума республиканской секции туризма В. А. Георгиевский.
Отсутствие соответствующего спортивного оборудования и материальной базы снижало уровень преподавания многих предметов. П. И. Лукин, преподаватель гимнастики, писал в своем отчете в 1960 г., что студенты отделения физического воспитания не имеют возможности более подробно познакомиться с такими гимнастическими снарядами, как гимнастический трап, плинт, наклонная и вертикальная лестницы, горизонтальная проволока, подкидная сетка.
Судя по отчетам заведующих кафедрами, некоторые учебные предметы не преподавались. На то были разные причины. Например, студенты не изучали плавания. Первоначально, в 1959/60 уч. г., уроки плавания проводились в мае–июне на Онежском озере в Петрозаводске и в сентябре на оз. Мунозеро в Спасской Губе, но холодная погода не позволяла вести обучение этому предмету по программе. Отметим, что до ввода в строй бассейна в Доме физкультуры г. Петрозаводска в 1966 г. плавание на факультете осуществлялось только на летних учебно-лагерных сборах в с. Спасская Губа. Кроме этого, из-за отсутствия преподавателя (Е. В. Эхова перешла на работу в ДЮСШ г. Петрозаводска) с 1961 г. временно прекратилось преподавание курса «Подвижные игры».
В 1960 г. в Педагогическом институте был введен курс медицинской подготовки студентов. Он включал в себя подготовку медицинских сестер. В 1962/63 уч. г. курсы по медицине посещало 26 студенток факультета физического воспитания (I курс – 11 человек, II курс – 9 человек, III курс – 6 человек). Занятия были организованы по субботам. Теоретический курс проводился с 16 часов в институте, а практический – в лечебных учреждениях Петрозаводска в дневные часы (с 10 до 13 или с 13 до 16 часов). Лекции по изучаемым дисциплинам вели врачи, а практику – медсестры. Студентки I курса изучали темы: лекарствоведение, уход за больными, транспортировка больных, различные виды болезней. Второкурсницы проходили практику в больнице, изучали детские и внутренние болезни, ухаживали за больными, осваивали основы хирургии, инфекционных болезней, а также организацию и тактику медицинской службы. На третьем курсе сдавали выпускной экзамен. Все студентки, окончившие курс подготовки медицинских сестер, получали дипломы специального образца1.
В 1962–1963 гг. в программу ввели занятия по хоккею с шайбой, прыжкам на лыжах с трамплина, слалому и конькобежному спорту.
В 1965/66 уч. г. в качестве эксперимента впервые на факультете физической культуры для юношей первого и второго года обучения был введен факультативный курс бокса, преподавателем которого стал заслуженный тренер РСФСР Л. Г. Левин. Занятия боксом вызвали большой интерес у студентов. В конце 1966/67 уч. г. были проведены соревнования. На факультетском первенстве присутствовали представители Союза спортивных обществ и организаций СССР. Они дали положительную оценку «постановке бокса в Карельском педагогическом институте как первому опыту введения бокса на факультетах физического воспитания педагогических вузов»2.
В этом же учебном году был организован курс кинодела, где обучали навыкам съемки и показа кинофильмов. После окончания курса студенты получили свидетельства кинодемонстраторов. Ребята старших курсов посещали спецсеминар по физиологии спорта, спецкурс по анатомо-физиологическим особенностям детей школьного возраста.
Идейно-политическая работа
В 1950-е гг. особое внимание уделялось идейно-политической работе. В отчетах заведующих кафедрой она стояла на первом месте. Каждый из преподавателей должен был повышать свой политический уровень, читать газеты, знакомиться с трудами классиков марксизма-ленинизма, изучать работы И. В. Сталина, выступать с лекциями перед населением с пропагандой советского образа жизни, рассказывать о преимуществах советского спорта и т. д. Многие педагоги являлись членами Коммунистической партии Советского Союза.
Как же повышали свой идейно-политический уровень преподаватели кафедры физического воспитания? Например, Е. А. Куткевич в вечернее время обучалась в Университете марксизма-ленинизма, посещала семинар преподавателей по материалам XIX партийного съезда. На курсах усовершенствования учителей изучала труды И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Все педагоги самостоятельно изучали материалы съездов КПСС, принимали участие в работе ежегодных теоретических семинаров по философии и были слушателями обязательных лекций о международном положении.
Важным в идейно-политической работе преподавателей кафедры физвоспитания было выполнение социалистических обязательств. Обязательства, как правило, составлялись самими педагогами, а затем утверждались на партийных собраниях. Приведем пример таких «Социалистических обязательств» в 1960/61 уч. г.»
Социалистические обязательства кафедры физического воспитания
Карельского педагогического института к XXII съезду КПСС
на 1960/1961 уч. г.3
- Преподавателям кафедры подготовить шесть работ студентов к студенческой научной конференции и разработать тематическое планирование программ восьмилетней школы по физическому воспитанию к научно-методической конференции, посвященной 30-летию института.
- Каждому преподавателю написать одну лекцию и прочитать для населения.
- Каждому преподавателю принять участие в проведении курсов усовершенствования учителей.
- Создать научный студенческий кружок физической культуры.
- Повышать деловую квалификацию по плану кафедры и активно участвовать в работе философского семинара.
- Помочь 22 средним школам (базовым) в проведении летней и осенней спартакиады.
- Каждому преподавателю посещать студенческое общежитие не реже двух раз в месяц.
- Каждому члену профгруппы отработать не менее четырех часов по благоустройству города Петрозаводска.
Следует отметить, что, судя по отчету заведующего кафедрой П. И. Лукина, за 1960/61 уч. г. все эти обязательства были выполнены.
Повышение квалификации преподавательского состава
Не менее важным направлением в деятельности кафедры являлась работа по повышению профессионализма. Свое профессиональное мастерство преподаватели повышали на различных курсах повышения квалификации. Здесь следует отметить, что Ленинградский институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта и Государственный центральный институт физической культуры имени И. В. Сталина (Государственный центральный институт физической культуры) ежегодно проводили учебно-методические семинары, сборы тренеров по различным видам спорта, в которых активное участие принимали преподаватели отделения физического воспитания из Карельского педагогического института.
Так, в 1959 г. В. В. Хонц в целях повышения квалификации «выезжал на сбор тренеров по гимнастике в Москву по разбору новой программы мастеров, где проводился широкий обмен опытом работы, а также анализ техники сложных гимнастических упражнений, методики обучения на отдельных гимнастических снарядах, акробатики и опорных прыжков»4. Следует отметить, что ежегодно многие преподаватели отделения физического воспитания посещали различные курсы в столичных институтах физической культуры.
Организация научной работы
«Инструкция по организации работы кафедр физического воспитания», изданная Министерством высшего образования СССР в декабре 1955 г., обязывала преподавателей кафедры физического воспитания вести систематическую научно-исследовательскую и учебно-методическую работу по физическому воспитанию: разработку программ и методик обучения различным физическим упражнениям [2, с. 94].
Преподаватели отделения физического воспитания занимались научной деятельностью. Важным направлением этой работы являлись написание и защита кандидатских и докторских диссертаций. Все это требовало подготовки и сдачи кандидатских экзаменов по философии, иностранному языку и по изучаемому предмету, а также большого умственного труда в написании самой диссертации. Надо отметить, что многие преподаватели кафедры активно занимались наукой. Один из них – М. П. Рохмистров, он занимался изучением истории развития физической культуры и спорта в Западной Сибири. После окончания факультета физической культуры Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена в 1951 г. стал преподавателем Томского государственного педагогического института. В Карельском педагогическом институте М. П. Рохмистров работал с 1961 г., продолжая свое исследование. В 1965 г. Михаил Павлович защитил диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по теме «Физическая культура и спорт в Западной Сибири (1920–1958 гг.): Исторический очерк» [12]. Защита состоялась в Москве в Центральном институте физической культуры. Как отметила современная исследовательница по истории физической культуры и спорта Т. В. Сарычева, труд М. П. Рохмистрова стал первым глубоким изучением истории физической культуры и спорта в Западной Сибири с анализом многочисленных архивных источников [13, с. 83].
Отметим, что с 1956 по 1966 г. работу над диссертациями осуществляли Е. П. Михайлов («Опыт формирования волевых качеств в процессе физического воспитания»), Н. В. Воронова («Методика физического воспитания в начальной школе»), П. И. Лукин («Трофическая функция головного мозга»). Преподаватели ежегодно участвовали в общеинститутских научных конференциях, а также выступали с докладами и перед населением г. Петрозаводска. Являясь членами общества «Знание», они рассказывали о значении в жизни человека занятий физической культурой, об истории карельского спорта. Например, в 1964 г. М. П. Рохмистровым, П. И. Лукиным, Н. В. Вороновой, Л. Ф. Кенаревой (Ершовой) было прочитано 12 лекций на предприятиях и школах г. Петрозаводска.
Организация спортивной работы
Согласно приказу министра высшего образования СССР и председателя Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР «О мероприятиях по улучшению физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях» (1955) в целях привлечения студентов к физической культуре и спорту предусматривалось включение в учебные планы факультативного курса спортивного совершенствования в объеме двух часов в неделю на I и II курсах и четырех часов в неделю на всех остальных курсах. В этой связи секционная физкультурная работа наряду с учебной занимала важное место в деле физического воспитания студентов.
Каждый преподаватель проводил в вечернее время секционные занятия по различным видам спорта. Б. И. Михеев вел секции баскетбола и волейбола. В 1956/57 уч. г. под его руководством мужская команда Педагогического института на первенстве КАССР заняла первое место и стала участником соревнований по баскетболу на первенстве СССР. Весной 1957 г. на Спартакиаде вузов РСФСР в Ярославле мужская баскетбольная команда заняла III место, а женская волейбольная команда – II место. И это несмотря на то, что группа баскетболистов была «малочисленная, в зимний период не имела достаточного места для занятий. Занятия проходили в зале дошкольного педучилища два раза в неделю, что совершенно недостаточно», – отмечала в своем отчете о работе кафедры Е. А. Куткевич5.
Преподаватель В. В. Хонц проводил занятия по гимнастике, которые посещали 60 студентов. Он также выезжал на соревнования со сборной республики и на тренировочные сборы.
Все преподаватели принимали участие в спортивных соревнованиях различного ранга в качестве судей. В 1960 г. республиканская категория по судейству была присвоена: Б. И. Михееву, С. В. Клодту – по баскетболу, Е. В. Эховой – по легкой атлетике, Е. А. Куткевич – по лыжному спорту и легкой атлетике, В. В. Хонцу, Ю. П. Шлыкову – по спортивной гимнастике.
Некоторые педагоги работали по совместительству в детских спортивных школах г. Петрозаводска. Например, В. К. Ступин работал в спортивной школе молодежи и ежегодно проводил сборы легкоатлетов, Б. И. Михеев и Е. В. Эхова готовили сборные команды школьников на городские и республиканские соревнования.
Общественная работа
В жизни преподавательского состава кафедры особое место занимала общественная деятельность, которую они выполняли безвозмездно. Одной из обязанностей преподавателей, выполняемых на общественных началах, было кураторство над студенческими группами. В 1950-е гг. кураторов называли «прикрепленные преподаватели». Такие педагоги решением кафедры «прикреплялись» к учебным группам. Они проводили значительную работу в своих группах: контролировали посещаемость занятий и успеваемость студентов, помогали им в трудных ситуациях. Так, в 1960 г. «прикрепленными преподавателями» были Ю. П. Шлыков (I курс), В. К. Ступин (II курс), Е. В. Эхова (III курс), Б. И. Михеев (IV курс).
В 1960-е гг. особое внимание в работе со студентами обращалось на повышение их идейно-политического уровня, чтобы «каждый студент осознавал свое место в осуществлении задач строительства коммунизма… чтобы все студенты глубоко понимали и в своей жизни руководствовались требованием морального кодекса строителя коммунизма»6. С этой целью «прикрепленные преподаватели» обязаны были еженедельно проводить в студенческих группах политинформации, политчасы, комсомольские собрания, вместе со студентами изучать материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза. Кроме этого, на факультете для студентов ежемесячно организовывали встречи с участниками Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, туристами, побывавшими за рубежом. Так, Н. В. Воронова в 1964 г. посетила Кубу, а затем рассказала студентам факультета о своих впечатлениях о поездке.
Борис Иванович Михеев вел общественную работу по линии Управления республиканского Совета ДСО «Искра». С. В. Клодт был общественным редактором спортивных выпусков на карельском радио.
Многие преподаватели входили в состав всесоюзных секций по различным видам спорта, а также являлись членами республиканского комитета по физической культуре и спорту. Так, А. Ф. Типсин с 1956 г. работал на общественных началах в республиканской лыжной секции, а в мае 1957 г. участвовал в работе Всесоюзной лыжной секции в Москве. П. И. Лукин с 1961 г. являлся председателем тренерского Совета президиума республиканской секции гимнастики, С. В. Клодт – членом президиума республиканской секции баскетбола, В. К. Ступин – членом президиума республиканской секции по легкой атлетике. Н. В. Воронова была членом президиума республиканского научно-методического совета по физической культуре и спорту, членом редакции издательского совета института, депутатом городского совета депутатов трудящихся, Е. В. Эхова – членом президиума секции по легкой атлетике ДСО «Буревестник», а также комиссии по спорту и туризму среди пионеров и школьников при республиканском комитете ВЛКСМ г. Петрозаводска, Ю. П. Шлыков – председателем президиума Карельского областного совета ДСО «Буревестник», членом комиссии по спортивно-массовой работе при Совете Союза спортивных обществ и организаций.
Как правило, педагоги имели одновременно несколько общественных поручений. Так, М. П. Рохмистров в 1961–1964 гг. выполнял обязанности заместителя партийного организатора естественно-географического факультета, заместителя председателя ДСО «Буревестник», заместителя председателя студенческого спортивного клуба, ответственного за наглядную агитацию в Педагогическом институте по физической культуре и спорту, председателя секции физической культуры и спорта республиканского общества «Знание».
С 1961 г. при отделении физического воспитания на общественных началах была создана ДЮСШ по четырем видам спорта – легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, лыжному спорту. В спортивной школе занятия вели студенты III курса отделения физического воспитания под руководством преподавателей. Детская спортивная школа действовала в течение 1961–1964 гг., ответственным за ее работу был назначен Ю. А. Успенский, затем – Ю. П. Шлыков.
В качестве общественной нагрузки преподаватели занимались профориентационной работой не только среди учащихся общеобразовательных школ, но и рабочих коллективов промышленных предприятий г. Петрозаводска. В феврале 1962 г. вышло в свет постановление по учебной части Карельского педагогического института. В нем, в частности, говорилось, что следует «для проведения мероприятий по организации набора студентов на дневное и заочное отделения института… направить на предприятия и в школы г. Петрозаводска преподавателей института»7. За отделением физического воспитания в 1962 г. закреплялись школа № 10 и Петрозаводская мебельная фабрика, а в 1963 г. количество учреждений по профориентации увеличили. Теперь преподаватели должны были не только посетить школы № 10, № 7, школу рабочей молодежи (ШРМ) № 3 в Петрозаводске, но и выехать в г. Сортавала и провести там работу в школах и на лыжной фабрике.
Таким образом, началом становления высшего физкультурного образования в Карелии можно считать 1956 г., когда при естественно-географическом факультете Карельского государственного педагогического института открылось отделение физического воспитания. Это было первое высшее учебное учреждение по подготовке кадров учителей физической культуры для общеобразовательных школ Карелии. В 1966 г. на базе кафедры физического воспитания КГПИ создали факультет физического воспитания. С открытием факультета физического воспитания спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в институте получает новый импульс. Деятельность по спортивному совершенствованию студентов по различным видам спорта позволила включить в сборные команды института профессионально подготовленных спортсменов. В новых условиях улучшилась учебно-методическая работа, большое внимание стало уделяться профессионально-педагогической подготовке студентов к спортивной и физкультурно-массовой работе в школе.
Список литературы
- Высшее физкультурное образование в Республике Карелия: 60 лет (1956–2016) / сост. Ю. П. Шлыков, Р. А. Кемза. Петрозаводск, 2016. 145 с.
- Инструкция по организации работы кафедр физического воспитания // Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. Москва, 1957. С. 94‒96.
- Карельский государственный педагогический институт: 50 лет. Петрозаводск, 1981. 100 с.
- Карельский государственный педагогический университет в цифрах и фактах, 1931–1996. Петрозаводск, 1996. 151 с.
- Карельский государственный педагогический университет в цифрах и фактах: 75 лет: I. Исторические хроники. Петрозаводск, 2006. 420 с.
- Карельский государственный педагогический университет: 1931–2006: биографический справочник. Петрозаводск : Издательство КГПУ, 2006. 436 с.
- О мероприятиях по улучшению физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях // Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта 1917–1957 гг. Москва, 1959. С. 93.
- Факультет физической культуры: 50 лет (1956–2006). Петрозаводск, 2006. 135 с.
- Бобырев Н. Д. Кафедре физической культуры – 75 лет / Н. Д. Бобырев, А. А. Арсланов, Н. В. Васенков // Филология и культура. 2006. № 6. С. 191–200.
- Предтеченская Н. В. Качество подготовки учителя – основа здоровья ученика / Н. В. Предтеченская // Региональные особенности развития физической культуры и спорта в современных условиях. Сб. материалов межд. науч.-практ. конф., посв. 75-летию КГПУ и 50-летию факультета физической культуры. Петрозаводск, 2006. С. 106–111.
- Ревякин Ю. Т. Физическая культура и спорт в Томском государственном педагогическом университете / Ю. Т. Ревякин, В. И. Ревякина, А. И. Вакурин. Томск, 2014. 376 с.
- Рохмистров М. П. Физическая культура и спорт в Западной Сибири (1920–1958 гг.): Исторический очерк: автореф. дис. … канд. пед. наук / Рохмистров Михаил Павлович. Москва, 1963. 17 с.
- Сарычева Т. В. Становление и развитие советской системы физической культуры в Западной Сибири (1920–1991 гг.) / Т. В. Сарычева. Томск, 2019. 696 с.
- Умнов В. П. Новый учебный план и его реализация на факультете физической культуры / В. П. Умнов // Проблемы физической культуры, спорта и туризма Северо-Запада России : материалы Х науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2004. С. 10–14.
- Филимончик С. Н. Образование и просвещение в Советской Карелии (1918–1939) / С. Н. Филимончик. Петрозаводск, 2013. 150 с.
- Филимончик С. Н. Развитие науки в Советской Карелии в 1920–1930-е гг. / С. Н. Филимончик. Петрозаводск, 2014. 75 с.
- Хурамшин И. Г. Факультету физической культуры ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» – 60 лет / И. Г. Хурамшин // Теория и практика физической культуры. 2009. № 10. С. 3–5.
- Чернецкий Ю. М. Факультету физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного университета – 10 лет / Ю. М. Чернецкий // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 3. С. 6–10.