Сегодня подход к формированию и сохранению трезвости в обществе требует развития теории трезвости. В современной науке к определению понятия «трезвость» обращается большое количество исследователей.
Анализ использования понятия «трезвость» в повседневной жизни и в разных научных сферах (психология, социология, медицина, педагогика) позволяет сделать вывод, что обычно под словом «трезвость» понимается отсутствие опьянения. В словарях приводится значительное количество разных лингвистических форм со словами, в которых есть корень «трезв», но нет четкого определения трезвости, исключающего множественность толкований [13].
Поскольку понятие трезвости затрагивает многие научные отрасли и аспекты жизни человека и общества, логично при формировании системы понятий использовать междисциплинарный подход. Философский подход является одним из самых продуктивных. Понятие структурного триединства достаточно широко применяется в философии. Теоретические разработки, в основе которых находится триада, позволяют получать адекватные прикладные результаты.
Главной задачей разработанного понятийного аппарата теории трезвости должно стать обеспечение полноты и точности описания предмета исследования и его сущности. Для достижения «синтеза аналитических знаниевых единиц при формировании специальных научных теорий и обеспечения необходимой и достаточной полноты описания их объектов» были задействованы разные научные дисциплины [3]. И поиск не ограничивался базовыми понятиями. Для выстраивания понятия трезвости привлекались дополнительные понятия из педагогики, психологии, социологии, физиологии и др. Теория динамических информационных систем позволила организовать работу таким образом, что содержательная и смысловая специфика сохранилась. Этому способствовала математическая строгость, присущая аппарату ТДИС.
Тот факт, что в современном обществе сохраняется положительное отношение к самоотравлению интоксикантами (табаку, алкоголю и др.), свидетельствует о том, что система отрезвления общества не выстроена, теория в достаточной степени не разработана, методология формирования и сохранения трезвости находится на начальном этапе формирования. Об этом свидетельствует и то, что в словарях просто отсутствует существительное «трезвость». Многие исследователи дают свое толкование данного термина, накрепко привязывая трезвость к алкоголю, что в корне неверно. Неправильное толкование данного термина влечет за собой и ошибочно выстроенную методологию формирования и сохранения трезвости, а также служит основой для создания неэффективных программ, концепций, практических рекомендаций и иных основополагающих документов.
Эти основополагающие документы служат основанием для разработки моделей и концепций профилактических мер наркотизма. Но документы такого плана, внедряемые в образовательные учреждения, обусловливают низкую эффективность в деле формирования и сохранения трезвости у подрастающего поколения. Неверная система обречена на низкий коэффициент полезного действия, поскольку полученные позитивные результаты недолговечны и малоэффективны. То, что порог первого приобщения к алкоголю и табаку непрерывно снижается, – бесспорный факт. И это тоже является доказательством недостаточности разработки теории и методологии трезвости.
Обзор литературы. Алкогольная и табачная проблема всегда была предметом интереса ученых разных научных сфер. Последствия самоотравления табаком и алкоголем настолько уродливы и разрушительны, что не заметить их невозможно. Именно поэтому на первых этапах изучения алкогольного и табачного воздействия на человека преобладал медицинский подход. Врачи обращали внимание общества на мутагенные свойства этанола. И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, С. С. Корсаков, Ф. Ф. Эрисман писали об алкоголе как о яде, рассуждали о недопущении прикосновения детей и взрослых к алкоголю и ратовали за то, чтобы учителя были знакомы с физиологическим действием алкоголя на человеческий организм [5; 6; 32].
Таким образом, сформировалась парадигма трезвости, основывающаяся на следующем умозаключении: общество надо просветить относительно вреда алкогольных ядов и испуганные люди перестанут отравлять себя алкогольными ядами. Поэтому изучение вопросов трезвости научное сообщество вот уже более 200 лет рассматривает с точки зрения действия алкоголя на человеческий организм, последствий физиологического плана и социальных последствий, связанных с «употреблением» алкогольных ядов. Так, в работах Е. Г. Шубниковой, В. В. Завражнова, М. В. Чагиной анализируются и выявляются причины употребления психоактивных веществ подростками, раскрываются формы и методы психолого-педагогической профилактики употребления ими психоактивных веществ. Л. Н. Рыбаковой, Л. Д. Мирошниченко, Е. Л. Мирошниченко изучается проблема интоксикантов в подростковом возрасте. Вопросы эффективности уголовно-правовых мер, направленных на сокращение распространения алкогольной составляющей среди несовершеннолетних, рассматривают Ю. С. Пестерева, Е. И. Чекмезова. О необходимости внедрения в практическую деятельность индивидуальных психокоррекционных бесед с учетом личностных особенностей пишет А. Ф. Федоров. С исторической точки зрения А. Н. Якушев исследует становление и развитие движения за трезвый образ жизни молодежи, разрабатывает концепции рационально-педагогических основ формирования трезвого образа жизни школьников России [7; 16; 20; 22; 26; 27].
В работах зарубежных авторов нам не удалось найти исследований по теории и методологии утверждения и сохранения трезвости. Исследователи касаются таких частных случаев, как обзор приложений, с помощью которых можно оказывать помощь членам семьи людей с расстройствами, связанными с употреблением различных интоксикантов; проводят анализ вреда приложений для смартфонов, предназначенных для пропаганды употребления алкоголя и запрещенных веществ; обзор наиболее значительных результатов исследований «контролируемого употребления алкоголя»; осуществляют анализ несчастных случаев на производстве и состояния трезвости пострадавших; изучают идеологию анонимных алкоголиков в Японии; возвращение к жизни людей после употребления различных интоксикантов; делают анализ эффективности деятельности клубов анонимных алкоголиков и причин, сдерживающих выздоровление от алкоголизма [28; 29; 33; 34]. То есть тема трезвости подменяется изучением свойств алкоголя, методов и приемов борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Исследованием истинных причин, порождающих самоотравление алкоголем и табаком, занимались Г. А. Шичко, Ханс Олаф Фекьяер, Ф. Г. Углов, А. Н. Маюров [15; 21; 23; 25].
Работ, в которых затрагивается проблема потери трезвости, даны способы и методы ее возвращения в общество, рассмотрение сущности трезвости, изучение философских аспектов понятия «трезвость», очень мало. В этом направлении исследования проводили А. А. Зверев, Зотова В. А., И. В. Бачинин, Е. А. Клюшникова [1; 8; 9; 10; 11; 13; 14].
Поскольку под трезвостью мы понимаем естественное состояние человека, исключающее самоотравление интоксикантами в любых количествах, изучение вышеперечисленных работ дает основания заключить, что в теории и практике образования и воспитания вопросы утверждения и сохранения трезвости должного отражения пока не получили. А исследования, посвященные непосредственно трезвости, ее сущности, методологии утверждения и сохранения трезвости, являются редким исключением.
Методы и методология. Понятие трезвости не может базироваться только на одной из обособленных научных дисциплин: будь то медицина, педагогика, психология или социология. Междисциплинарные исследования призваны синтезировать полученные знания в этой предметной области, поскольку трезвость как фундаментальное качество влияет на все сферы жизни и человека, и общества, и государства.
Теория динамических информационных систем как нельзя лучше подходит для разработки системы понятий, а не разрозненных производных терминов, что является достаточным условием для полноты знания об исследуемом явлении. Произведем описание понятия «трезвость» как объекта теоретико-педагогического исследования. Оно предполагает, кроме базового понятия и его определения, множество дополнительных категорий, необходимых для выстраивания соответствующей научной теории.
Выявленные аспекты понятия «трезвость» в свете теории динамических информационных систем являются мысленными образами или понятиями, между которыми устанавливаются «первообразные» и «производные» связи. Понятие сначала дешифруется с помощью «первообразных» терминов, которые и создают первую триаду. Продолжая дешифровку, получаем первообразные высших порядков и увеличиваем количество первообразных первого порядка, производные у первообразных высших порядков. Затем производим обратную операцию для дешифровки понятия, так называемую свертку. Следующая операция ‒ выстраивание геометрических конструкций из понятий и связей между ними. Полученные конструкции ‒ смысловые схемы ‒ могут быть шаблонами рассуждений. Разработчики ТДИС определили для смысловых схем группу операций мутации. Операция мутаций предполагает перестановку периферийных понятий, совпадающих по модулю три [17; 18; 19].
Результатом мутации является выявление разных аспектов рассматриваемого явления, что позволяет конструировать фундаментальные понятия, используя разнообразные интерпретации. Таким образом, с помощью, так сказать, каркасного подхода к формированию понятия схема двухуровневой триадической дешифровки исходного понятия «трезвость» в совокупности с операциями мутаций триад создают своеобразную «карту понятия», или абстрактную модель, отражающую объективный феномен [2; 3; 24].
Работа формального механизма ТДИС заключается в следующих операциях:
- Триадическая дешифровка исходного понятия.
- Мутации триад с образованием шести категориальных схем.
- Выявление новой системы связей понятий в каждой из шести категориальных схем.
- Перестановка понятий и выявление новых комбинаций понятий.
- Поиск новых понятий.
В итоге эти действия приводят к поиску новых смыслов.
Результаты и обсуждение. Для описания и формирования понятийного аппарата теории трезвости мы произвели перестановку вспомогательных понятий и получили систему, состоящую из семейств понятий. Данные семейства понятий отражают разные характеристики связанности трезвости, что обусловлено ее фундаментальной ролью в педагогике, социологии, физиологии и психологии. В результате мутации триад синтезированы понятия, которые сведены ниже в таблице.
Согласно ТИДС, исходная схема (а) отражает базовые понятия, характеризующие сущность категории «трезвость», и помогает осмыслить синтезированные понятия.
Итак, трезвость является и нормой, и ценностью, и идеалом.
Человек рождается с набором необходимых базовых состояний, позволяющих жить, развиваться и реализовывать свой потенциал – это норма. Триада норма:
- Физиологическая норма – это отсутствие физиологических зависимостей от интоксикантов, когда в организме нет алкогольных и иных ядов, включенных в обмен веществ. Ничто не мешает функционировать организму так, как заложено природой.
- Психологическая норма – это ощущение полноты бытия и нужности, нет тяги к отравлению интоксикантами, вызываемой определенными наработанными ритуалами и шаблонами поведения: Новый год – шампанское, футбольный матч – пиво и т. д. Иными словами, нет психологических зависимостей.
- Поведенческая норма – адекватная реакция на окружающий мир, социум, созидательное поведение.
При проведении операции мутаций выявлены следующие производные аспекта норма: организм. Здесь требуется дать пояснения. Организм и тело – это различные понятия. Тело – всего лишь физическая оболочка. Организм –система работы внутренних органов и систем. Так, например, у куклы есть части: руки, ноги, голова и т. д. Но нет организма. Тело может жить и функционировать, насколько ему это позволяет работа организма. Когда в организме нет алкогольных и иных ядов, включающихся в обмен веществ, – это норма. У трезвого человека организм в норме. Личность – это социальный субъект, обладающий совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их оценку в обществе. В совокупность входят привычки, знания, опыт, личностные и социальные роли. В нормальном трезвом состоянии у личности нет тяги к отравлению интоксикантами, нет психологических зависимостей, которые способны влиять на поступки. Субличность – это инородные программы, приобретенные, взращенные внутри человека, но под воздействием информации. Они проявляются в виде реакций, эмоций, действий. Так у человека при помощи определенного целенаправленного информационного воздействия формируется программа на самоотравление интоксикантами. У осознанного трезвенника при множестве программ (субличностей) отсутствует программа (субличность) на самоотравление интоксикантами, его характеризует адекватная реакция на окружающий мир, социум, созидательное поведение.
Триада ценность:
- Физическая ценность – это явная ценность – наличие всех органов, отсутствие болезней. Человек особенно ее осознает, если вдруг лишается какого-либо органа или части тела. Трезвость сохраняет эту ценность. Человек трезвый не создает столько аварийных опасных ситуаций, сколько нетрезвый, и не отравляет свои органы ядами.
- Душевная ценность – это крепость морального духа, стабильность эмоций, когда человек находится в гармонии с собой и миром.
- Духовная ценность – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духа. Интоксиканты снижают уровень абстрактно-логического мышления, снижается интеллект.
Производные триады ценность: тело – это физическая ценность. Целостность тела, то есть наличие всех частей и органов, отсутствие болезней – явная ценность. Человек особенно ее осознает, если вдруг лишается какого-либо органа или части тела. Трезвость сохраняет эту ценность. Человек трезвый не создает столько аварийных опасных ситуаций, вследствие которых нарушается целостность тела. Психика – свойство мозга формировать внутренний образ событий через ощущения и оценку происходящего. Созданный образ целесообразно регулирует деятельность субъекта и его поведение. Без трезвости невозможно воспринимать и отражать объективную реальность адекватно, тем более регулировать деятельность и поведение правильно. При отравлении интоксикантами нарушается правильное восприятие реальной действительности, образ искажается, соответственно, поведение меняется на неадекватное. Дух – это способность двигаться вперед, несмотря на трудности. Это ориентир человека на самосовершенствование. Дух формирует модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духа. У человека, отравляющегося алкоголем, нет необходимости самосовершенствоваться, уровень абстрактно-логического мышления постепенно снижается, поражается интеллект, дух слабеет.
Триада идеал:
- Мораль – система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. Мораль трезвости – одна из базовых компетентностей человека. Это знания, обычаи, правила, законы, писаные и неписаные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить свое естественное состояние трезвости – навсегда, а также утвердить (вернуть) трезвость, если она утрачена.
- Образ – это результат отражения объекта в сознании человека. Это могут быть ощущения, восприятия и представления, понятия, суждения и умозаключения. Образ регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями.
- Мечта – мысли и желания, создаваемые в воображении. Мечта помогает человеку познать свой внутренний мир, раскрыть способности, пробудить творческие силы. У человека, отправляющегося интоксикантами, мечта, как правило, одна – порция отравы.
Производные триады идеал: мораль – это мораль трезвости – система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. Мораль трезвости – одна из базовых компетентностей человека. Это знания, обычаи, правила, законы, писаные и неписаные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить свое естественное состояние трезвости навсегда, а также утвердить (вернуть) трезвость, если она утрачена. Образ – образ трезвого человека – результат отражения объекта в сознании человека. Это могут быть ощущения, восприятия и представления, понятия, суждения и умозаключения. Образ регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями. Если у ребенка сформировался образ трезвого человека как образец для подражания, у него больше шансов сохранить трезвость естественную и перевести ее в сознательную. Мечта – это мысли и желания, создаваемые в воображении. Мечта помогает человеку познать свой внутренний мир, раскрыть способности, пробудить творческие силы. Мечта рождает цель, наполняет человека энергией и вдохновляет на действие. Но это при условии, если человек сохраняет способность ясно мыслить и мечтать. У человека, отравляющегося интоксикантами, мечта, как правило, одна – порция отравы.
Генерация понятий для комплексного описания предметной области теории трезвости представлена в шести схемах. Поясним схемы, полученные в процессе применения метода мутаций.
На схеме (а) представлена исходная триада трезвости.
Схема (б) представляет трезвость как некий социальный конструкт, обладающий определенной энергетикой и функционирующий по законам морали трезвости.
Схема (в) позволяет представить трезвость как психосоциальную норму, которая поддерживает энергетический баланс организма трезвого человека и является составляющей духовного конструкта.
Схема (г) объясняет конструкт «трезвость психофизиологическая», основой которого является психофизиологическая норма трезвого человека с акцентом на ценность трезвости.
Схема (д) представляет трезвость как поведенческую матрицу, в основе которой находятся 3 конструкта: «функциональная трезвость», когда мораль трезвости определяет нормальное функционирование тела и организма человека; «энергетика трезвости», когда, субличность, двигаясь к мечте, поднимает дух на уровень, определяющий поведение человека, не допускающего в свою жизнь самоотравление интоксикантами, наполняется внутренней энергией для осуществления задуманного и управления жизнью. Социальный конструкт «трезвость», формируется, когда здоровая психика, не поврежденная самоотравлением интоксикантами, формирует образ поведения личности в социуме.
Схема (е) показывает, что условием устойчивого сохранения трезвости в обществе должно быть восприятие в социуме образа трезвого человека как психосоциальной нормы.
Таблица
Мутации категорий
Table
Category mutations
Индекс
схемы |
Триадические комплексы вспомогательных понятий |
Синтезированное понятие |
Интепретативное соответствие |
(а) | [00] Организм [01] Личность [02] Субличность | [0] Норма | Индивидуальная человеческая норма |
[10] Тело [11] Психика [12] Дух | [1] Ценность | Психофизиологическая норма человека | |
[20] Мораль [21] Образ [22] Мечта | [2] Идеал | Духовно-нравственная норма человека | |
(б) | [00] Организм [10] Тело [20] Мораль | Функционально-моральная норма | Мораль трезвости |
[01] Личность [11] Психика [21] Образ | Социальный конструкт «трезвость» | Матрица трезвости | |
[02] Субличность [12] Дух [22] Мечта | Конструкт «энергетика трезвости» | Внутренняя энергии жизни трезвого человека | |
(в) | [00] Организм [22] Мечта [11] Психика | Биоэнергетика трезвости | Энергетический баланс организма трезвого человека |
[01] Личность [20] Мораль [12] Дух | Духовная трезвость | Психосоциальная норма | |
[02] Субличность [21] Образ [10] Тело | Конструкт «образ трезвого человека» | Фундамент для устойчивого сохранения трезвости | |
(г) | [00] Организм [01] Личность [02] Субличность | Конструкт «трезвость психофизиологическая» | Психофизиологическая норма человека |
[22] Мечта [20] Мораль [21] Образ | Идеал | Духовно-нравственное совершенство человека | |
[11] Психика [12] Дух [10] Тело | Ценность трезвости | Психофизиологическая норма человека | |
(д) | [00] Организм [10] Тело [20] Мораль | Конструкт «функциональная трезвость» | Функционально-моральная норма |
[22] Мечта [02] Субличность [12] Дух | Конструкт «энергетика трезвости» | Внутренняя энергия жизни трезвого человека | |
[11] Психика [21] Образ [01] Личность | Социальный конструкт «трезвость» | Матрица трезвости | |
(е) | [00] Организм в норме [22] Мечта [11] Психика | Конструкт «биоэнергетика трезвости» | Энергетический баланс организма трезвого человека |
[10] Тело [02] Субличность [21] Образ | Конструкт «образ трезвого человека» | Фундамент для устойчивого сохранения трезвости | |
[20] Мораль [12] Дух [01] Личность | Духовная трезвость | Психосоциальная норма |
В ходе проведенного исследования получены следующие результаты:
- Определена фундаментальная характеристика трезвости – это естественное, нормальное, идеальное состояние человека и общества, свободное от интоксикантных зависимостей.
- Выявлены неизменяемые признаки трезвости – норма, ценность, идеал, что дает формальные основания относить трезвость к классу интеграционных объединений социально-педагогической деятельности.
- Найдена возможность упорядочивать эмпирический материал, обеспечивая полноту, системность, строгость описания феномена «трезвость».
- Упорядочены взаимосвязи между базовыми категориями трезвости, на основе которых выявлены и определены синтезированные категории, формирующие понятийный аппарат предметной области исследуемого феномена.
Научная ценность полученных результатов заключается в том, что концепция трезвости обогащается системой понятий для описания ее предмета и сущности. За счет привлечения методологии ТДИС и категориально-системной методологии получает развитие методологическая база изучения педагогики трезвости [4; 31].
Практическая ценность результатов, по мнению автора, состоит в том, что выделение рассмотренных в ходе исследования компонентов, входящих в состав понятия «трезвость», даст возможность в процессе осуществления образовательной и воспитательной деятельности избежать системных ошибок, приводящих к потере трезвости подрастающим поколением.
Для реализации потенциала человеку необходимо сохранять естественную трезвость. Но сохранить ее можно только в том случае, если из естественного состояния перевести в осознанное. То есть следует четко понимать, что дает человеку трезвость и почему это ценность и норма. Кроме того, понятия нормы, ценности, идеала как категорий трезвости позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения в поведении человека. На основе этого можно строить практическую деятельность педагога в деле формирования и сохранения трезвости.
Проведенный теоретический анализ понятия «трезвость» позволил обозначить основные понятия, входящие в комплексное описание предметной области трезвости: функционально-моральная норма, социальный конструкт «трезвость», энергетика трезвости, биоэнергетика трезвости, духовная трезвость, образ трезвого человека, психофизиологическая трезвость, психосоциальная трезвость.
Кроме того, сформированный категориально-понятийный аппарат для описания предметной области трезвости позволит выстроить концепцию утверждения и сохранения трезвости в обществе, а не концепцию борьбы со следствиями самоотравления, алкоголизмом и табакокурением. Поскольку понимание такого феномена, как «трезвость», приобретает более объемный и точный смысл, это поможет сознательно и целенаправленно применять теорию трезвости на практике. Дальнейшие исследования в перспективе необходимы для выявления эволюционной последовательности этапов развития трезвости, что сможет обеспечить управление процессом утверждения и сохранения трезвости в обществе.
Список литературы
- Бачинин И. В. Обоснование антропологического содержания понятия «трезвость» / И. В. Бачинин // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4 «Педагогика. Психология». 2014. № 3 (34). С. 56–71.
- Боуш Г. Д. Новый подход к конструированию дефиниций экономических категорий (на примере бизнес-кластеров) / Г. Д. Боуш, В. И. Разумов // Журнал экономической теории. 2010. № 4. С. 18–25.
- Боуш Г. Д. Формирование систем понятий для изучения объектов в экономике: опыт применения аппарата теории динамических информационных систем к бизнес-кластерам / Г. Д. Боуш, В. И. Разумов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Философия». 2011. Т. 9. № 4. С. 30–37.
- Васильева А. В. Формирование понятийного аппарата предметной области интерактивного обучения (в педагогике и методике) / А. В. Васильева // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). С. 2–18.
- Введенский И. Н. Опыт принудительной трезвости / И. Н. Введенский. Екатеринбург, 2008. 51 с.
- Воробьев В. С. Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды / В. С. Воробьев. Москва, 1988. 301 с.
- Завражнов В. В. Психолого-педагогические аспекты профилактики употребления психоактивных веществ подростками / В. В. Завражнов, М. В. Чагина // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2. С. 665–668.
- Зверев А. А. Трезвость – ядро устойчивого развития страны (Россия) / Зверев А. А. Тюмень, 2017. С. 6–7.
- Зверев А. А., Киви В. В. Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма. От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости / А. А. Зверев, В. В. Киви. Тюмень, 2016. С. 36–44.
- Зотова В. А. Пространство интерпретаций трезвости в социальных науках / В. А. Зотова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 2. С. 84–90.
- Клюшникова Е. А. Новый концептуальный подход к формированию трезвости в обществе / Е. А. Клюшникова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 195–198
- Клюшникова Е. А. Трезвость – как социальная норма и социальная ценность / Е. А. Клюшникова, А. А. Некрасова. Тюмень, 2019. С. 103–108.
- Клюшникова Е. А. Теоретические основы педагогического процесса утверждения и сохранения трезвости / Е. А. Клюшникова, Р. В. Распопов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 116–122.
- Клюшникова Е. А. Язык утверждения и сохранения трезвости как инструмент формирования трезвости / Е. А. Клюшникова // Современный ученый. 2020. № 5. С. 99–103.
- Маюров А. Н. Алкогольно-наркотический геноцид России / А. Н. Маюров. Москва, 2013. 153 с.
- Пестерева Ю. С. Уголовно-правовые меры противодействия подростковому алкоголизму / Ю. С. Пестерева, Е. И. Чекмезова // Вестник Омской юридической академии. 2015. № 1 (26). С. 44–47.
- Разумов В. И. Информационные основы синтеза систем : монография : в 3 ч. Ч. II: Информационные основы синтеза / В. И. Разумов, В. П. Сизиков. Омск, 2008. 344 с.
- Разумов В. И. Информационные основы синтеза систем : монография : в 3 ч. Ч. III: Информационные основы имитации / В. И. Разумов, В. П. Сизиков. Омск, 2011. 628 с.
- Разумов В. И. Полнота: метатеоретический и инструментальный аспекты / В. И. Разумов, В. П. Сизиков // Философские науки. 2010. № 2. С. 3–20.
- Рыбакова Л. Н. Опыт регионов российской федерации по организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами / Л. Н. Рыбакова, Л. Д. Мирошниченко, Е. Л. Мирошниченко // Вопросы наркологии. 2012. № 5. С. 48–61.
- Углов Ф. Г. Правда и ложь о разрешенных наркотиках / Ф. Г. Углов. Москва, 2004. 92 с.
- Федоров А. Ф. К вопросу о профилактике сильнодействующих препаратов в подростковой среде А. Ф. Федоров // Глобальный научный потенциал. 2018. № 9 (90). С. 19–21.
- Фекьяер Х. О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества? / Х. О. Фекьяер. Киев, 1994. 88 с.
- Халкечев Р. К. Каркасный подход к разработке автоматизированных систем научных исследований / Р. К. Халкечев // Евразийский союз ученых. 2016. № 6-2 (27). С. 76–77.
- Шичко Г. А. Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы / Г. А. Шичко. Ленинград, 1969. 222 с.
- Шубникова Е. Г. Уроки трезвости в школе: становление системы предупреждения детского алкоголизма в России и за рубежом / Е. Г. Шубникова. Тюмень, 2018. С. 149–157.
- Якушев А. Н. Становление и развитие антиалкогольной мысли и опыта формирования трезвого образа жизни с древнейших времен по 1917 год / А. Н. Якушев. Москва, 1993. 423 с.
- Brunn et al. Alcohol control policies in public health perspective. Finnish Foundation of Alcohol Studies. Helsinki, 1975. 106 p.
- Ole-Jørgen Skog. The Collectivity of Drinking Cultures: A Theory of the Distribution of Alcohol Consumption // British Journal of Addiction. 1985. Vol. 80. № 1. P. 83–99.
- Ledermann S. Alcool, Alcoolisme, Alcoolisation. France. Presses universitaries de France. 1956. P. 314.
- Аксютина З. А. Методолого-теоретический анализ понятия «Социальное воспитание» [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Вестник Омского университета. 2014. № 2 (72). С. 146‒151. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologo-teoreticheskiy-analiz-ponyatiya-sotsialnoe-vospitanie (дата обращения: 09.11.2021).
- Павлов И. П. Экспериментальный Институт для укрепления вящего господства алкоголя над русской землей [Электронный ресурс] / И. П. Павлов // Русский врач. 1912. № 20. Электрон. дан. URL: http://alcdata.narod.ru/Pavlov_1912 (дата обращения: 15.09.2021).
- Christensen P. Scripting Addiction, Constraining Recovery: Alcoholism and Ideology in Japan [Electronic resource] // Japanese Studies. 2017. Т. 37. № 3. P. 371–385. Electron dan: DOI: 10.1080/10371397.2017.1395689. 201 (date of acсess: 10.10.2020).
- Lederman L., Menegatos L. Sustainable recovery: The self-transformative power of storytelling in Alcoholics Anonymous [Electronic resource] // Journal of Groups in Addiction and Recovery. 2011. Т. 6. № 3. P. 206–227. Electron dan: DOI: 10.1080/1556035X.2011.597195 (date of acсess: 10.10.2020).
- Mericle A. et al. Sober living house characteristics: A multilevel analysis of factors associated with improved outcomes [Electronic resource] // Journal of Substance Abuse Treatment. 2019. № 98. P. 28–38. Electron dan: DOI: 10.1016/j.jsat.2018.12.004 (date of acсess: 10.10.2020).