Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации (РФ), «каждыйимеет право на образование» [1]. Право на равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых потребностей и индивидуальных возможностей каждого, то есть право на инклюзивное образование, регламентировано Федеральным законом РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Причем профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования должны обеспечить лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специальные условия [2], способствующие повышению доступности обучения.
Использование электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) позволяет реализовать обучение лиц с ОВЗ на расстоянии, без необходимости преодолевать барьеры физической среды учебного заведения. Внедрение в образовательный процесс онлайн-технологий, в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООК), с целью организации обучения для всех и на протяжении всей жизни, приветствуется и поддерживается мировым сообществом, в том числе РФ [3].
В то же время анализ русскоязычных МООК демонстрирует, что контент онлайн-курсов в большинстве своем не пригоден для использования обучающимися с ОВЗ [4, 5], так как не соответствует международным стандартам веб-доступности (англ. Web Content Accessibility Guidelines, WCAG [6, 7]).
В 2008 г. РФ подписала, а в 2012 г. ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (2006) [8] – главное международное соглашение, регламентирующее защиту прав и свобод лиц с инвалидностью во всех сферах их жизнедеятельности, в том числе образовании и обучении. Федеральным законом № 419-ФЗ от 1 декабря 2014 г. [9] внесены изменения в 25 нормативных актов РФ для приведения их содержания в соответствие нормам Конвенции. В последующие годы интересы обучающихся с инвалидностью неоднократно продвигались и нормативно закреплялись на федеральном и региональном уровнях. 29 марта 2019 г. Постановлением Правительства РФ № 363 утверждена очередная итерация государственной программы «Доступная среда» с целью создания «правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни», где обеспечение доступности образовательных услуг является неотъемлемой частью [10].
Таким образом, возникает противоречие между активной нормотворческой деятельностью в РФ в направлении поддержки и продвижения прав людей с инвалидностью, в том числе права на доступное образование, признанием Россией преимуществ и перспектив ЭО и ДОТ для реализации обучения лиц с ОВЗ и фактической недоступностью важного инструмента ЭО, онлайн-курсов для реализации права всех граждан РФ на образование.
Цель настоящего обзора – изучить содержание нормативных документов РФ в сфере доступности образования лиц с ОВЗ для выявления возможных правовых пробелов и определения оптимальных стратегий и механизмов обеспечения доступности ЭО с использованием ДОТ для всех обучающихся.
Материалы изложены в хронологическом порядке.
1975–1992 гг.
Россия является продолжателем Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в правовом поле, следовательно, наследует обязательства предшественников по международным договорам и отдельным нормам внутреннего права. После провозглашения Организацией Объединенных Наций в 1975 г. Декларации о правах инвалидов [11] в СССР и РСФСР был принят ряд нормативных актов, имеющих отношение к защите прав и свобод людей с особыми потребностями, в том числе в сфере образования. С 1976 по 1990 г. изданы нормы, регулирующие организацию профессионально-технического обучения лиц с инвалидностью [12; 13], а также созданы механизмы получения лицами с инвалидностью высшего и среднего специального образования [14; 15]. Кроме того, неоднократно уточнялись и расширялись перечни специальностей и профессий, по которым возможно обучение людей с инвалидностью в профессионально-технических, средних и высших учебных заведениях [12; 13; 16]. Для лиц с инвалидностью, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях, предусматривалось обучение по индивидуальным учебным планам, индивидуальному графику и предложенной учебным заведением форме обучения, включая экстернат [14; 15]. 11 декабря 1990 г. был издан антидискриминационный Закон № 1826-1 «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» [17], в котором государство гарантировало лицам с инвалидностью предоставление условий для получения образования и профессиональной подготовки. При этом образование могло осуществляться в учебных заведениях как общего, так и специального типов.
До принятия конвенции о правах инвалидов
История нормативно-правовых документов РФ в области защиты права людей с инвалидностью и ОВЗ иметь доступ к информационным услугам начинается с принятого в 1992 г. Указа Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» [18], в котором в числе прочих сформулирована задача для Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации разработать стандарты, устанавливающие требования к средствам «связи и информатики», предназначенным для использования людьми с инвалидностью. В соответствии с Указом [18] Правительством РФ изданы одноименные постановления № 245 от 25.03.1993 г. [19] и № 927 от 12.08.1994 г. [20], в последнем из которых идея обеспечения доступности информационных услуг утрачена, а формирование «доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» связано с доступностью физического окружения – зданий и сооружений.
В 1995 г. принят Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [21] (вместо прекратившего действие [17]), положения которого базируются на международном правозащитном опыте в отношении людей с инвалидностью, в частности на Декларации о правах инвалидов (1975) [11] и Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993) [22]. В 2014 г. Россия позиционирует принятие Закона [21] как начало «перехода от врачебно-трудовой к медико-социальной модели инвалидности» [23]. Согласно [21], доступ инвалидов к информации гарантирован государством (статья 14). В случае уклонения юридических и должностных лиц от обеспечения условий для беспрепятственного доступа людей с инвалидностью к средствам информации и связи предусмотрена административная ответственность (статья 16 в современной редакции). Работники организаций, предоставляющих услуги, обязаны оказывать помощь лицам с инвалидностью в преодолении барьеров, которые мешают получению услуги наравне с другими гражданами (статья 15 в современной редакции). Государством гарантировано обеспечение «необходимых условий» для получения образования и профессиональной подготовки людей с инвалидностью (статья 19 в современной редакции) [21]. Таким образом, образовательные услуги должны быть оказаны с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью.
Федеральным законом № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплены общие права и законные интересы ребенка, предусмотренные Конституцией РФ. Положения Закона распространяются на всех детей, в том числе с инвалидностью и ОВЗ, на что есть указания в тексте документа [24].
После 1998 г., вплоть до подписания РФ в 2008 г. Конвенции о правах инвалидов [8], в сфере государственного регулирования прав и свобод лиц с инвалидностью наблюдалось относительное затишье. Следует отметить два нормативных документа, имеющих отношение к теме. 30 декабря 2001 г. принят Кодекс РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ, в котором предусмотрено взыскание штрафа с должностных лиц за уклонение от «исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур» (статья 9.13) [25] и оговорены суммы штрафов, которые в последующих редакциях Кодекса увеличивались[1].
27 декабря 2002 г. Государственная дума принимает Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» − документ, устанавливающий порядок разработки и введения в действие новых стандартов и технических регламентов [27]. На основании положений закона в 2007 г. утвержден Национальный стандарт РФ (ГОСТ Р 52872-2007) «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» [28].
Конвенция о правах инвалидов
Для дальнейшего изложения материала необходимо привести краткую справку о содержании главного правозащитного акта в области защиты прав и свобод лиц с ограниченными возможностями – Конвенции о правах инвалидов (2006) [8]. Конвенция была принята 13 декабря 2006 г., вступила в силу 3 марта 2008 г., на март 2020 г. имеет 163 подписанта, 181 сторону, в том числе РФ [29].
В документе [8] введены понятия, связанные в том числе с процессом оказания доступных образовательных услуг лицам с особыми потребностями. Так, «разумное приспособление» для лиц с инвалидностью определяется как «внесение… необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем» для тех, кто оказывает услугу; «универсальный дизайн» представляет собой конструкцию «предметов, обстановок, программ и услуг, призванную сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна». Отказ лицу с инвалидностью в разумном приспособлении приравнивается к дискриминации (статья 2) [8].
В качестве основных принципов принимаются «равенство возможностей» и «доступность» во всех областях жизнедеятельности, включая образование, обучение и профессиональную подготовку лиц с инвалидностью. Согласно положениям Конвенции, государства-участники обязаны обеспечить доступ людей с особыми потребностями к объектам и услугам, информации и связи, в том числе средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета. Образование всех уровней и типов должно стать инклюзивным за счет обеспечения «разумного приспособления» к обучающимся с инвалидностью.
Контрольно-надзорные функции за выполнением положений Конвенции возложены на Комитет по правам инвалидов, который, согласно Факультативному протоколу, признается компетентным в рассмотрении жалоб на нарушение государствами-участниками прав и свобод лиц с инвалидностью, регламентированных Конвенцией [8]. Факультативный протокол имеет на март 2020 г. 94 подписанта и 96 сторон [30].
Подготовка к ратификации
После принятия Конвенции [8] РФ ведет интенсивную подготовку к ее ратификации в 2012 г. Согласно [23], в период 2011–2013 гг. (т. е. с радиусом в год вокруг ратификации) Россия принимает 12 нормативных актов, направленных на реализацию прав и свобод людей с инвалидностью во всех областях жизнедеятельности. В результате проработки законотворческими группами нормативных документов РФ обнаруживаются множественные недостатки и пробелы в отношении защиты прав инвалидов. Таким образом, принятие только лишь новых законов не в состоянии устранить «системную ошибку», требуется трансформация существующих норм права путем внесения в них изменений, согласованных друг с другом и нормами Конвенции [23]. Для решения проблемы был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», который впоследствии Государственная дума приняла в третьем чтении [9].
Важнейшее значение для улучшения качества жизни людей с инвалидностью имеет государственная программа «Доступная среда», первая версия которой была разработана и принята перед ратификацией Конвенции.
Программа «Доступная среда»
С 2011 г. во исполнение положений Конвенции [8] стартовала государственная программа «Доступная среда» (далее Программа), предназначенная в том числе для создания условий беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам в государственном и частном секторах. На протяжении 10 последующих лет издана серия постановлений Правительства РФ по утверждению плана мероприятий, уточнению и дополнению «дорожной карты» программы, распределению субсидий: на 2011–2015 гг. [31], 2011–2020 гг. [32], 2011–2025 гг. [10]. В настоящий момент участниками Программы являются 18 министерств и ведомств РФ.
По определению, сформулированному в [31], доступная среда включает в том числе объекты информации и связи, «дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров» для лиц с особыми потребностями. Направления «образование» и «информация и связь» названы одними из приоритетных сфер жизнедеятельности людей с особыми потребностями. Среди ожидаемых результатов Программы заявлены: подготовка перечня нуждающихся в пересмотре (принятии) национальных стандартов и прочих технических документов, регламентирующих обеспечение универсального дизайна; повышение уровня образования лиц с инвалидностью (с учетом инклюзивного подхода) и уровня доступности объектов и услуг.
Для достижения целевых показателей Программы предусмотрена разработка механизмов обеспечения доступности образовательных услуг для обучающихся с инвалидностью разных типов, а также (отдельно) механизмов обеспечения информационной доступности в сфере ИКТ. Однако ни в одной из итераций Программы нет прямого указания на проведение мероприятий по повышению доступности онлайн-обучения. Следовательно, не заложено финансирование для разработки электронных образовательных ресурсов, соответствующих стандартам доступности для лиц с ОВЗ и принципу универсального дизайна.
В целом в Программе не рассматриваются вопросы обеспечения доступности интернет-услуг или веб-сайтов, за исключением необходимости адаптации официальных веб-ресурсов органов государственной власти к потребностям «инвалидов по зрению» [31]. В последней версии Программы появился целевой показатель, определяющий долю профессиональных образовательных организаций, предоставляющих условия лицам с ОВЗ и инвалидностью для получения среднего профессионального образования, в том числе с использованием ДОТ [10], однако в отношении механизмов адаптации ресурсов ДОТ к потребностям обучающихся с ОВЗ нет никаких указаний.
После ратификации
Конвенция [8] была ратифицирована Россией 25 сентября 2012 г. В декабре того же года, уже с учетом норм Конвенции, принят новый федеральный закон об образовании [2]. В это же время Министерством труда и социальной защиты (далее Минтруд) издан приказ № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики». Согласно предложенной методике, поставщик услуги обязан обеспечить физическую и информационную доступность объекта, на базе которого эта услуга будет оказана, в ином случае необходимо предоставить человеку с инвалидностью возможность получения услуги другим способом, например дистанционно [33]. Это требование может быть применимо и к образовательным услугам, так как в приказе и методике не указано обратное.
Порядок осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки (далее Минобрнауки) № 1367 от 19 декабря 2013 г. (в редакции приказа Минобрнауки № 7 от 15.01.2015 г.) [34], содержит несколько пунктов, которые регламентируют организацию обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ. Так, предписано соблюдение специальных условий организации образовательного процесса для обучающихся с особыми потребностями, в том числе: применение специальных программ обучения и дидактических методов; использование специальных учебных материалов и технических средств; предоставление услуг ассистента и прочее. В перечне специальных условий отсутствует информация о доступном ЭО с использованием ДОТ, за исключением требований к наличию альтернативной версии веб-сайта образовательной организации для людей с глубоким нарушением зрения [34].
Своим распоряжением от 8 апреля 2014 г. № АК44/05вн Минобрнауки издает методические рекомендации по организации обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в вузах [35]. В документе присутствуют четкие инструкции по обеспечению доступности ЭО и ДОТ. А именно рекомендовано: использовать средства ЭО, позволяющие осуществлять обмен информацией с обучающимися в доступных формах, в зависимости от нозологии; при разработке образовательных веб-ресурсов руководствоваться принципом универсального дизайна; при организации образовательного веб-контента на сайтах дистанционного обучения придерживаться международных стандартов веб-доступности «WebContentAccessibility» (в редакции [35]); обеспечить доступность образовательного веб-контента для лиц с различными ограничениями – зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, ментальной сферы, а также множественными и сочетанными нарушениями [35]. Необходимо понимать, что рекомендательный характер распоряжения не подразумевает беспрекословного исполнения, в отличие, например, от закона или приказа.
19 ноября 2015 г. Минобрнауки публикует приказ № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», в котором указания к организации обучения с использованием ЭО и ДОТ отсутствуют, требования к веб-доступности образовательных ресурсов не сформулированы, стандарты веб-доступности не упоминаются [36]. Таким образом, актуальные и четкие механизмы обеспечения доступного обучения методами ЭО и ДОТ, предложенные в распоряжении [35], были утрачены, что сказывается на содержании последующих нормативных документов.
Приказом Минобрнауки № 1399 от 2 декабря 2015 г. утверждена «дорожная карта» министерства по улучшению доступности для лиц с инвалидностью «объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» на 2016–2030 гг. [37]. В «дорожной карте» предусмотрены следующие мероприятия: исследование нормативных документов и административных регламентов министерства с целью внесения изменений, направленных на повышение доступности государственных услуг в сфере образования для лиц с инвалидностью; организация предоставления образовательных услуг лицам с ОВЗ «альтернативными методами»; увеличение количества наименований образовательных услуг для лиц с ОВЗ, которые можно поставлять через Интернет. Заявлено, что к 2020 г. доля образовательных услуг, предоставляемых дистанционно, будет составлять 25 % от общего числа объектов сферы образования, которые на момент утверждения приказа не были полностью приспособлены к обучению лиц с ОВЗ, т. е. не имели безбарьерной среды. К 2030 г. эта доля должна возрасти до 29 % [37]. Порядок осуществления образовательных услуг с использованием ДОТ, а также требования к доступным для лиц с ОВЗ онлайн-ресурсам в документе отсутствуют.
В части IV приказа Минобрнауки № 13 от 12 января 2017 г. [38] сформулированы рекомендации к проведению вступительных испытаний для лиц с инвалидностью, в том числе разрешено проводить экзамены в дистанционном формате. Указания о том, как реализовать такую форму испытаний, в приказе не приводятся.
23 августа 2017 г. приказом Минобрнауки № 816 утвержден «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [39], в котором вопросы обеспечения веб-доступности вообще не рассматриваются. Порядком разрешено обучение с использованием ЭО и ДОТ, в том числе с полной заменой очного обучения, за исключением перечня направлений подготовки, который прилагается к основному документу.
В конце 2017 г. Минобрнауки публикует «Методические рекомендации о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [40]. Согласно методике, доступная среда электронного обучения включает организацию рабочего места обучающегося (аудиторного или дистанционного) с использованием технических и программных средств специального и общего назначения. Рекомендуется широко использовать ДОТ в обучении лиц с ОВЗ, в том числе разрешено применять дистанционный формат для проведения промежуточных и итоговой аттестаций, а также некоторых видов практик, организовывать учебные занятия в виде онлайн-курсов. Под доступностью ЭО и ДОТ здесь подразумевается возможность получения индивидуального неограниченного доступа к электронной информационно-образовательной среде вуза, где хранятся все учебные материалы. Методические рекомендации не содержат требований к доступному контенту ресурсов ЭО, кроме необходимости адаптации официального сайта вуза к потребностям лиц с инвалидностью различных нозологий. О содержательной стороне такой адаптации документ умалчивает.
В 2019 г. стартовала очередная пятилетка Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 216 от 24.12.2018 г.). Проект преследует две цели: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования…» и «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности…». Из 10 федеральных проектов, составляющих общий Национальный проект, лишь в одном («Современная школа») упомянуты интересы обучающихся с особыми потребностями, а именно сформулирован целевой показатель – доля детей с ОВЗ, которые будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием ДОТ (к 31.12.2024 г. – не менее 70 %). В Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», который непосредственно касается темы настоящего обзора, вопросы доступности образования лиц с ОВЗ не освещены [41].
С момента ратификации Конвенции [8] и до сегодняшнего дня издан ряд прочих нормативных документов федерального и регионального уровней, которые поддерживают выбранную государством линию в отношении доступа лиц с особыми потребностями к образованию, профессиональной ориентации, трудоустройству, информации и связи. Эти документы не рассматриваются в настоящем обзоре, так как полностью согласуются с описанными выше нормативными актами.
Следует отметить, что на сегодня РФ не подписала и не ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции [8]. Следовательно, процесс приведения федерального законодательства в соответствие с нормами международного права нельзя считать завершенным.
Национальные стандарты
Основным принципом «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденной Указом Президента № 203 от 9 мая 2017 г., является «обеспечение прав граждан на доступ к информации» [42]. В числе необходимых мероприятий по реализации стратегии указаны: развитие онлайн-образования, ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ; интеграция ИКТ-стандартов РФ в международные стандарты; гармонизация национальных и международных стандартов в сфере ИКТ.
На сегодняшний день ситуация с национальной стандартизацией в сфере доступности ИКТ и веб-технологий для лиц с особыми потребностями выглядит следующим образом.
Требования доступности для инвалидов по зрению» [43] (впоследствии заменен на ГОСТ Р 52872-2019 [44]), введенным в действие 1 января 2014 г., установлены требования доступности для русскоязычных веб-сайтов. При разработке документа использованы более ранние национальные стандарты, имеющие отношение к доступности рабочего места пользователя с нарушением зрения. В качестве эталонных стандартов доступности рекомендовано использовать WCAG 2.0 [45] и требования раздела 508 Федерального закона Соединенных Штатов Америки о реабилитации [46], где выбраны позиции, имеющие отношение к обеспечению доступности для инвалидов по зрению.
1 декабря 2015 г. введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014 «Эргономика взаимодействия человек − система. Часть 151. Руководство по проектированию пользовательских интерфейсов сети Интернет» [47], который идентичен международному ISO 9241-151:2008 «Ergonomics of human-system interaction − Part 151: Guidance on World Wide Web user interfaces» (изъят из обращения и подлежит пересмотру) [48]. Руководство фокусируется на человеко-ориентированных технологиях, позволяющих повысить пригодность программных интерфейсов. В документе приводятся ссылки на стандарты, содержащие требования к доступности информационного контента, программного обеспечения, оборудования и услуг ИКТ, технологиям взаимодействия, распознаванию пользователем нового информационного наполнения, выбору цвета, оформлению ссылок, читаемости текста и т. д. Для обеспечения доступности веб-контента рекомендуется использовать WCAG 2.0 [45].
Одним из актуальных стандартов Российской Федерации в сфере доступности является изданный 1 июня 2019 г. ГОСТ Р 54937-2018 «Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды» [49], идентичный международному ISO/IEC Guide 71:2014 «Guide for addressing accessibility in standards» [50]. Документ представляет собой развернутые методические рекомендации по разработке новых стандартов, включающих требования к доступной среде. Рекомендации универсальны, понятны и точны, что позволяет применять ГОСТ Р 54937-2018 к разработке национальных стандартов доступности.
С 1 апреля 2020 г. вводится в действие ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных, мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для инвалидов по зрению, а также других категорий лиц с особыми потребностями» [44], утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа2019 г. № 589-ст [51] в качестве замены ГОСТ Р 52872-2012 [43]. Положения стандарта распространяют свое действие на все типы электронных ресурсов, включая Интернет и приложения с веб-интерфейсом, а его требования учитывают широкий спектр нарушений, временные ограничения трудоспособности и особенности пожилого возраста. За основу документа взяты рекомендации международного стандарта доступности веб-контента WCAG 2.1 [7].
В национальных стандартах, регламентирующих использование ИКТ в образовании и ЭО (ГОСТ Р 53620-2009 [52] и ГОСТ Р 55751-2013 [53]), отсутствуют требования к обеспечению доступности контента, за исключением краткого примечания-рекомендации в стандарте [53] использовать ГОСТ Р 52872 [43] «при обучении инвалидов по зрению».
Заключение
На основании анализа нормативной базы РФ в области защиты прав и свобод лиц с ОВЗ и инвалидностью можно утверждать, что работа в направлении совершенствования законодательства и подзаконных актов ведется непрерывно. Россия является стороной соответствующих международных договоров, в первую очередь Конвенции о правах инвалидов (2006) [8], однако нормативное поле РФ в области регулирования жизнедеятельности лиц с ОВЗ нуждается в модернизации. Факультативный протокол Конвенции [8] до настоящего времени не подписан и не ратифицирован РФ, так как процесс формирования национального законодательства, системы правоприменения и судебной практики в соответствии с принципами Конвенции еще не окончен [54].
В нормах права РФ поддерживается внедрение ЭО и ДОТ в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ, в том числе путем использования онлайн-курсов, однако механизмов, определяющих требования к доступным для лиц с ОВЗ образовательным веб-ресурсам, в императивных нормативных актах обнаружить не удалось.
Необходимо внести в федеральные нормативные документы положения, регламентирующие доступность ЭО и ДОТ, включая онлайн-курсы (один из наиболее эффективных и перспективных инструментов инклюзивного обучения). Также следует пересмотреть национальные стандарты в области ЭО и ДОТ, включив в них требования к разработке веб-ресурсов электронного обучения, с опорой на международный стандарт веб-доступности WCAG 2.1 и национальные стандарты ГОСТ Р 54937-2018 и ГОСТ Р 52872-2019.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (1993) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : – http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=100017,0&rnd=0.028310873908420575#02738691860245779 (дата обращения 31.03.2020).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] (последняя редакция на 01.03.2020). – Электрон. дан. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 31.03.2020)
- Декларация Циндао (2015) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000233352 (дата обращения 31.03.2020).
- Косова, Е. А. Анализ веб-доступности массовых открытых онлайн-курсов по математическим дисциплинам [Электронный ресурс] / Е. А. Косова, М. Ю. Халилова // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 10. – С. 157–166. – Электрон. дан. – URL : https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-157-166 (дата обращения 31.03.2020).
- Косова, Е. А. Доступность массовых открытых онлайн курсов по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Е. А. Косова, М. Ю. Изетова // Вопросы образования. – 2020. – №1. – С. 205–229. – Электрон. дан. – URL : https://vo.hse.ru/2020--1/352407503.html (дата обращения 31.03.2020).
- Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.w3.org/TR/WCAG20/ (дата обращения 31.03.2020).
- Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.1 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.w3.org/TR/WCAG21/ (дата обращения 31.03.2020).
- Конвенция о правах инвалидов (2006) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 31.03.2020).
- Федеральный закон № 419-ФЗ от 01.12.2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/ (дата обращения 31.03.2020).
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда”» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102383642&backlink=1&&nd=102544638 (дата обращения 31.03.2020).
- Декларация о правах инвалидов (1975) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (31.03.2020).
- Постановление Совета министров СССР от 10.12.1976 г. № 1010 «О дополнительных мерах по улучшению организации профессионального обучения и трудового устройства инвалидов» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9049.htm (дата обращения 31.03.2020).
- Постановление Совета министров СССР от 23.04.1986 г. № 171 «О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13276.htm (дата обращения 31.03.2020).
- Письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 05.09.1989 г. № 1-1316-17/16/18 «О расширении возможностей получения высшего образования для инвалидов» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15869.htm (дата обращения 31.03.2020).
- Письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 03.11.1989 г. № 1-141-И «О расширении возможностей получения среднего специального образования для инвалидов» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_16009.htm (31.03.2020).
- Постановление Совета министров РСФСР от 07.02.1990 г. № 42 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_16227.htm (дата обращения 31.03.2020).
- Закон СССР от 11.12.1990 г. № 1826-1 «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_17751.htm (дата обращения 31.03.2020).
- Указ Президента РФ от 02.10.1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.11.99 г. № 1474) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102033861&backlink=1&&nd=102018755 (дата обращения 31.03.2020).
- Постановление Правительства РФ № 245 от 25.03.1993 г. «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102031847&backlink=1&&nd=102022370 (дата обращения 31.03.2020).
- Постановление Правительства РФ № 927 от 12.08.1994 г. «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102048058&backlink=1&&nd=102031847 (дата обращения 31.03.2020).
- Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 31.03.2020).
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml (дата обращения 31.03.2020).
- Первоначальный доклад государства-участника, подлежащий представлению в 2014 году: Российская Федерация [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhsrHPiif0%2F1kumQo%2BD50%2F9nYYBbSVKmVqhR3YwWk
ZOcDmc5FL3ltgStChWpRc4TfNdF%2F74R%2Fp3K%2Bb5QIzo0xx6K%2FRD44cFE9R3wVKU6wU57Pb (дата обращения 31.03.2020). - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 31.03.2020).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://base.garant.ru/5227551/6abc306176a450c7fdf8d67d0644c589/#block_913 (дата обращения 31.03.2020).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) [Электронный ресурс]. –– Электрон. дан. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 31.03.2020).
- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения 31.03.2020).
- ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/1200061331 (31.03.2020).
- Status of treaties. Convention on the Rights of Persons with Disabilities (2020) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-15&chapter=4&clang=_en (дата обращения 31.03.2020).
- Status of treaties. Optional Protocol to the Convention on the Rights of Persons with Disabilities (2020) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-15-a&chapter=4&clang=_en (дата обращения 31.03.2020).
- Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011−2015 годы» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/902268521 (дата обращения 31.03.2020).
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011−2020 годы» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– URL : http://docs.cntd.ru/document/420319730 (дата обращения 31.03.2020).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2012 г. № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/58 (дата обращения 31.03.2020).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования − программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 15.01.2015 № 7) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения 31.03.2020).
- Министерство образования и науки РФ №АК44/05вн от 08.04.2014 г. «Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения 31.03.2020).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://ivo.garant.ru/#/document/71275174/paragraph/17:0 (дата обращения 31.03.2020).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.12.2015 г. № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/420344463 (дата обращения 31.03.2020).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования − программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (ред. от 17.12.2018) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213654/ (дата обращения 31.03.2020).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=300600 (дата обращения 31.03.2020).
- Методические рекомендации о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (2017) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/556323556 (дата обращения 31.03.2020).
- Паспорт Национального проекта «Образование» (2018) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения 31.03.2020).
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения 31.03.2020).
- ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/1200103663 (дата обращения 31.03.2020).
- ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/1200167693 (дата обращения 31.03.2020).
- Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.w3.org/TR/WCAG20/ (дата обращения 31.03.2020).
- Section 508 of the Rehabilitation Act [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.fcc.gov/general/section-508-rehabilitation-act (дата обращения 31.03.2020).
- ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014 «Эргономика взаимодействия человек−система. Часть 151. Руководство по проектированию пользовательских интерфейсов сети Интернет» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/1200113012 (дата обращения 31.03.2020).
- ISO 9241-151:2008 «Ergonomics of human-system interaction – Part 151: Guidance on World Wide Web user interfaces». – Электрон. дан. – URL : https://www.iso.org/standard/37031.html (дата обращения 31.03.2020).
- ГОСТ Р 54937-2018 «Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&page=3&month=9&year=2018&search=&id=231391 (дата обращения 31.03.2020).
- ISO/IEC Guide 71:2014 «Guide for addressing accessibility in standards» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : https://www.iso.org/standard/57385.html (дата обращения 31.03.2020)
- Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.08.2019 г. № 589-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/561372767 (дата обращения 31.03.2020).
- ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения 31.03.2020).
- ГОСТ Р 55751-2013 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docs.cntd.ru/document/1200108264 (дата обращения 31.03.2020).
- Ответы по перечню вопросов в связи с рассмотрением в Комитете по правам инвалидов первоначального доклада Российской Федерации о выполнении положений Конвенции о правах инвалидов (2017) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc= 6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhsi6QD78JkwSEwcm%2FlbflwuJ2J% 2BRNlqjEbPOZkr3HmAWzez0mpqQ50z99SbNUE7snU8RQk7a40rBBbH4
ybz83SldUmwSDue3IYEwCQ%2FkZL82fMxgVjMgrPELZLiQ8GPjX4A%3D%3D (дата обращения 31.03.2020).