Уважаемые авторы и читатели нашего журнала! 28-м выпуском завершается седьмой год издания журнала «Непрерывное образование: XXI век». В конце года принято подводить итоги. В журнале ежегодно публикуется не менее 40 статей, не стал исключением и уходящий год. В 2019 г. в журнале размещены статьи авторов из разных регионов России, а также Финляндии, Чешской Республики, Канады, Вьетнама. По данным Научной электронной библиотеки ELIBRARY, журнал характеризуется следующим данными:
- в рейтинге SCIENCE INDEX журнал занимает 9-е место из 216 журналов по тематике «Народное образование. Педагогика»,
- двухлетний импакт фактор РИНЦ – 0,634;
- пятилетний импакт фактор РИНЦ – 0,643.
Какие новые материалы найдет читатель в декабрьском номере журнала?
В разделе методологии и проектирования непрерывного образования представлена статья докторанта из Канады, посвященная использованию возможностей цифровой библиотеки Google в исследовании непрерывного образования. Наши финские коллеги, продолжая разговор о специфике образования и профессиональной ориентации в Финляндии, поднимают вопрос о возможности, условиях и результативности трансфера финских социальных и образовательных технологий в постсоветские страны.
По-прежнему в центре внимания авторов журнала проблема преемственности школьного и высшего образования. Две статьи связаны с вопросом адаптации первокурсников к условиям вузовского образования: в одной из них представлены результаты исследования эмоциональных состояний студентов 1-го курса, другая посвящена возможностям конкретной дисциплины («иностранный язык») в решении проблемы.
Ряд статей посвящены весьма актуальным для настоящего времени проблемам воспитания подрастающего поколения. Личностная ориентация Федеральных государственных образовательных стандартов не означает успешности ее реализации на практике в существенно изменившихся социальных условиях. Статьи названной проблематики посвящены проблемам развития социальной активности школьников через использование воспитательного потенциала города-героя, становления этнокультурной компетентности будущих учителей технологии, а также инновационным подходам в организации досуговых практик семейного формата (детей с привлечением родителей).
Проблема наставничества не нова для теории и практики постдипломного образования, но традиционно наставничество было адресовано категории новых работников. Наши авторы представляют наставничество как способ непрерывного обучения и постоянного развития сотрудников.
Аспирантура как третий уровень высшего образования вызывает неоднозначные оценки. Думается, в данном вопросе стоит руководствоваться не эмоциями и отдельными фактами, а доказательными исследованиями всех достоинств и недостатков нового подхода в отечественном образовании, изучением зарубежного опыта докторантуры. В статье данного выпуска представлен анализ успешного опыта и результатов организации подготовки в аспирантуре научной организации в сравнении со статистическими данными по Российской Федерации.
В нашем журнале неоднократно публиковались материалы, отражающие специфику непрерывного образования по разным направлениям профессиональной подготовки, по проблемам дополнительного образования. В материалах зимнего выпуска читатель найдет информацию о специфических особенностях дополнительного архитектурного образования.
В дискуссионном разделе журнала размещены две статьи. В одной из них, поступившей из Чешской Республики, представлена попытка исследования особенностей профессиональной деятельности преподавателей старшего возраста в свете поколенческого подхода. «Старение» преподавательского корпуса высшей школы наблюдается в целом ряде стран, в том числе и России. В связи с этим полезно обратить внимание исследователей на особенности поколений преподавателей и обучающихся, а также на возможные проблемы взаимодействия преподавателей старшего поколения (молчаливое и беби бумеры) со студентами, представителями поколений Миллениум (1985−2003 гг. рождения) и Хоумлендеры (домоседы), рожденных с 2004 г. по наши дни. Другая статья посвящена одной из тенденций развития образования – фундаментализации высшего образования, что, по мнению автора, должно создавать основу для лучшей адаптации молодых специалистов к изменяющимся условиям производственной деятельности, дальнейшему профессиональному росту. Вопросом для размышлений является сочетание фундаментализации образования и реализации прикладного бакалавриата.
В заключение хотелось бы обратить внимание потенциальных авторов журнала на следующие данные: в 2019 г. в редакцию журнала поступило 88 статей, из которых приняты к печати и опубликованы – 43. Наиболее частые причины отказа в публикации – недостаточная оригинальность текста и несоответствие проблематике и требованиям журнала.
Желаем интересного чтения и благодарим отечественных и зарубежных авторов, рецензентов и читателей за внимание к журналу и содействие инновационному развитию тематики непрерывного образования.
Счастливого Рождества и Нового года!