Техногенный характер развития цивилизации, преобладание антропоцентрического мировоззрения приводят к глобальным, экологическим изменениям во всех оболочках планеты. Остановить запущенные разрушительные процессы возможно только через изменение отношения каждого человека к окружающей среде, воспитание в подрастающем поколении экологической ответственности – качества личности, позволяющего обеспечить ноосферный вектор развития цивилизации.
Важность формирования экологической ответственности как «меры свободы человека в условиях экологической необходимости» (Н. М. Мамедов) [16, с. 35], как качества личности, проявляющегося в положительном, ответственном отношении к природе, знании этических и правовых норм, развитом самосознании, предвидении последствий своих решений и действий для природной среды, подчеркивалась в трудах целого ряда отечественных и зарубежный ученых (И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, Г. Н. Каропа, Д. С. Ермаков, Т. В. Кучер, Д. Н. Кавтарадзе, Л. М. Горбунов, М. Bonnett, Дж. Палмер, H. R. Hungerford и др.).
На основе анализа работ (Е. В. Титовой, Д. Н. Лебедевой, С. В. Качалиной, Р. А. Литвак, Л. В. Алиевой и др.) установлено, что значительными возможностями в воспитании экологической ответственности обладают детские общественные объединения как эффективные формы гражданского общества. Функционируя на базе государственных и частных учреждений, общественных структур, они являются частью неформального образования и представляют собой «самоуправляемое сообщество, созданное на добровольной основе по инициативе детей и взрослых для достижения совместных целей и задач» (Л. В. Алиева) [2]. Командная основа детского объединения, наличие работающего актива, ориентация на деятельность в ближайшем социоприродном окружении создают благоприятные условия для включения школьников в разнообразные виды эколого ориентированной деятельности, способствующей развитию всех компонентов экологической ответственности.
Вместе с тем проблема воспитания экологической ответственности у учащихся в детском общественном объединении не получила должного развития. Имеются исследования, посвященные отдельным аспектам формирования личности в условиях детского объединения: становлению гражданственности и гражданского самоопределения у подростков (О. И. Петрич, Н. В. Попович, Г. Г. Николаев, Л. Ю. Мастыкина, Н. В. Вохмина, О. В. Солодова, Т. А. Сухарева, Н. В. Божко), формированию экологической культуры (А. В. Стромова), воспитанию ценностных ориентаций (С. В. Тиханова, И. В. Сиволобова), воспитанию ответственного отношения к природе (Т. Л. Кушнир).
Недостаточная разработанность данной проблемы определила цель нашего исследования: конструирование системы эколого ориентированных ответственных дел как методического условия воспитания экологической ответственности у учащихся.
Изучение психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев и др.) позволило установить, что деятельность играет ведущую роль в развитии личности и усвоении ею элементов культуры. Ключевыми особенностями деятельности являются субъектность, содержательность, реальность и предметность, а также ее творческий и развивающий характер. По своей внутренней структуре деятельность включает цели, мотивы и направленность (С. Л. Рубинштейн) [20, с. 106−107]. Любое личностное качество и отношение, как и личность в целом, не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому для того, чтобы сформировать у школьников экологическую ответственность, необходимо найти и организовать для них соответствующую данному качеству деятельность.
Установлено, что эколого ориентированная деятельность, как и любая деятельность в целом, предполагает выбор варианта действия, его оценку, принятие решения, готовность нести за него ответственность (А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская [8]).
Анализ работ А. В. Гагарина [6; 7], А. В. Иващенко [12], Глазачева С. Н. [7] позволил выявить специфические особенности эколого ориентированной деятельности. Она представляет собой педагогически организованное непосредственное взаимодействие личности с природой, проявляющееся в созидательном и охранительном аспектах воздействия учащихся на окружающую природную среду, ориентации на ее улучшение. Эколого ориентированную деятельность отличает непрагматический, познавательный, практический, творческий характер, направленность на овладение учащимися знанием экологических императивов, экологическими умениями, ценностями и нормами. Эмоциональное и личностное взаимодействие школьников с природными объектами в процессе эколого ориентированной деятельности способствует приобретению ими личного опыта непосредственного переживания единства и взаимосвязи с окружающим природным миром, формированию субъектно-непрагматического типа отношения к природе, исключающего ее загрязнение или разрушение. В своей первоначальной форме эколого ориентированная деятельность имеет коллективный, совместный характер. По утверждению С. Э. Крапивенского [14], являясь условием и одновременно результатом социально-экологических отношений, она предполагает сотрудничество как индивидов, так и общества в целом.
Данные особенности эколого ориентированной деятельности способствуют развитию структурных компонентов экологической ответственности:
- эмоционального компонента – нравственные переживания, чувства, эмоции, экологические мотивы;
- познавательного компонента – знания и представления о единстве и взаимосвязях человека с природной средой, система понятий этического и экологического характера;
- ценностно-нормативного компонента – экогуманистические ценности и нормы, являющиеся мировоззренческим ядром, ориентирующим на коэволюцию, гармоничное взаимодействия человека и природы;
- праксиологического компонента – сознательный выбор, принятие решения и осуществление деятельности на основе добровольного соблюдения этических и правовых норм отношения к природе, настойчивость в достижении цели [9, с. 97−98].
Учитывая представленные теоретические положения, нами была разработана система эколого ориентированных ответственных дел, обеспечивающая формирование всех компонентов экологической ответственности у членов детского общественного объединения.
Разработанная система базируется на личностно-деятельностном, аксиологическом, экопсихологическом подходах, принципах добровольности и свободного выбора, а также на положениях технологии коллективно-творческих дел И. П. Иванова [11]. Она включает в себя пять видов эколого-ориентированных ответственных дел, способствующих развитию структурных компонентов экологической ответственности.
Мотивационно стимулирующие эколого-ориентированные ответственные дела содействуют осознанию учащимися важности решения существующих на территории родного края и страны экологических проблем и экологических ситуаций, необходимости улучшения окружающей среды, своей ответственной роли в ее сохранении для настоящих и будущих поколений.
Эколого-просветительские ответственные дела ориентированы на пропаганду экологически ответственного поведения среди учащихся школы и жителей микрорайона.
Ценностно-смысловые эколого ориентированные ответственные дела направлены на осознание учащимися самоценности природы, интериоризацию системы экогуманистических ценностей и норм отношения к природе во внутренний мир личности.
Практико-созидательные эколого ориентированные ответственные дела имеют практический характер, связанный с заботой участников детского объединения об окружающей природной среде, посильным решением экологических проблем ближайшего социоприродного окружения.
Рефлексивно-оценочные эколого ориентированные ответственные дела предусматривают самооценку и самоанализ учащимися последствий своей деятельности и поступков в окружающей среде, способов их осуществления. Способствуют осознанию школьниками собственных ценностных ориентаций, смыслообразованию и самоопределению.
Представленные эколого ориентированные ответственные дела реализуется последовательно, в соответствии с этапами формирования экологической ответственности, выделенными нами на основе исследований Г. Н. Каропа [13, с. 122]:
- мотивационно-ориентировочным;
- интеллектуально-ценностным;
- деятельностно-поступочным;
- рефлексивно-преобразующим.
Более подробно с особенностями их содержания можно ознакомиться в наших работах [4], [5], [23].
Сопряженность данных этапов с различными видами экологически-ответственных дел представлена в таблице.
Сопряженность этапов формирования экологической ответственности
с видами эколого-ориентированных ответственных дел
Этапы формирования экологической ответственности | Виды эколого-ориентированных ответственных дел |
Первый этап − мотивационно-ориентировочный | Мотивационно-стимулирующие эколого-ориентированные ответственные дела:
|
Второй этап − интеллектуально-ценностный | Ценностно-смысловые эколого ориентированные ответственные дела:
Эколого-просветительские эколого ориентированные ответственные дела:
|
Третий этап − деятельностно-поступочный | Практико-созидательные дела, эколого-ориентированные ответственные дела:
|
Четвертый этап – рефлексивно преобразующий | Рефлексивно-оценочные эколого ориентированные ответственные дела:
|
Каждое дело – это форма сотворчества, содружества педагогов и учащихся, направленного на многостороннюю заботу об окружающей среде, поиск способов решения экологических проблем и улучшения экологической ситуации.
Особенности реализации эколого ориентированных ответственных дел предполагают командную форму работы. Команда, представляя собой сплоченный небольшой круг единомышленников, разделяющих общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности, способствует формированию ответственности каждого за общий результат, позволяет более эффективно решать сложные задачи и проблемы [18, с. 6], формировать экологически значимые ценности и нормы.
Совместно распределенный характер взаимодействия в команде, направленный на достижение общей цели, «требует от школьников взаимного обмена способами и операциями совместно выполняемого действия, их присвоения (интериоризациии и экстериоризации)» [16, с. 35], активной коммуникации, сотрудничества, объединения личностных ресурсов. Это создает предпосылки для возникновения субъект-порождающего типа взаимодействия (по В. И. Панову [16]), предполагающего совместное развитие всех членов команды, в результате которого они превращаются в единого субъекта деятельности.
По утверждению А. Ф. Плахотного, способность к установлению собственного тождества с другими и социальной группой в целом является необходимым условием самосознания, в том числе и экологического [19].
На основе исследований И. П. Иванова [11] и Н. Г. Алексеева [1] нами были разработаны стадии реализации эколого ориентированного ответственного дела. Рассмотрим их более подробно:
- мотивационная стадия – возникновение в процессе коллективного обсуждения замысла эколого-ориентированного ответственного дела, определение целей и задач;
- поисково-творческая стадия – обсуждение различных идей по реализации эколого ориентированного ответственного дела, их оценка, выбор окончательного варианта и принятие решения об их осуществлении;
- организационная стадия – разработка плана, распределение поручений между членами команды;
- созидательно-продуктивная стадия – выполнение ответственного дела;
- рефлексивно-оценочная стадия – самооценка и самоанализ членами команды результатов собственной деятельности.
Эффективность разработанной системы эколого ориентированных ответственных дел проверялась в ходе экспериментальной работы в МБОУ «Средняя школа № 32» г. Дзержинска. В эксперименте было задействовано 70 членов детского общественного объединения «Родничок» в возрасте от 11 до 14 лет.
На основании исследований В. А. Ясвина, И. Я. Лернера, В. Н. Мясищева, Р. В. Овчаровой, J. B. Rotter, М. В. Матюхиной были определены диагностические методики и разработаны контрольно-диагностические задания, позволяющие выявить сформированность всех компонентов экологической ответственности.
Сформированность мотивационного компонента экологической ответственности проверялась через диагностику развития внутренних социально значимых и индивидуально значимых экологических мотивов.
Развитие познавательного компонента экологической ответственности определялось посредством диагностики сформированности у учащихся знаний экологического и этического характера по критериям: глубина, обобщенность, осознанность.
Экспресс-методика «Доминанта» (В. А. Ясвин) позволила отследить сформированность ценностно-нормативного компонента экологической ответственности на основе выявления уровней доминантности ценностного отношения к природе в системе ценностей учащихся (высокий, средний и низкий уровни). По утверждению В. А. Ясвина, «чем большую роль играет определенное отношение в жизни человека, тем более высокое, “центральное” место оно занимает во внутреннем мире», а значит, оно более доминантно [21].
Контрольно-диагностические задания, разработанные на основе методик М. В. Матюхиной, позволили определить развитие праксиологического компонента экологической ответственности по уровням добровольного выполнения ответственных дел (низкий, средний, высокий).
На основе методики Дж. Роттера были разработаны контрольно-диагностические задания, направленные на выявление преобладающего вида субъективного контроля: интернальности (внутренний контроль) и экстернальности (внешний контроль).
В ходе контрольного эксперимента установлено, что у учащихся экспериментальной группы преобладают внутренние социально значимые (58 %) и индивидуально значимые (42 %) экологические мотивы. Они осознают значимость и важность экологически ответственного отношения в природе, для них характерно осознанное побуждение к экологически ответственной деятельности, сформированное на основе потребностей, интересов и целей.
Диагностика сформированности познавательного компонента экологической ответственности по критерию глубины позволила определить, что 61 % участников экспериментальной группы демонстрируют понимание сущности ключевых этических и экологических понятий. Для сравнения: в контрольной группе таких школьников 33 %. По критериям обобщенности и осознанности экологических знаний участники эксперимента также демонстрируют положительную динамику. Их показатели практически в два раза выше, чем у учащихся из контрольной группы.
В ходе анализа развития ценностно-нормативного компонента экологической ответственности определено, что в экспериментальной группе преобладают средний и высокий уровни доминантности (39 и 35 % против 25 и 19 % в контрольной группе). Данные показатели свидетельствуют о том, что школьники осознают ценность природы, важность соблюдения по отношению к ней этических требований и норм.
Изучение сформированности праксиологического компонента экологической ответственности выявило у 43 % участников экспериментальной группы высокий уровень добровольного выполнения порученных им ответственных дел. Для сравнения: в контрольной группе данный уровень характерен лишь для 27 % школьников
Диагностика субъективного контроля позволила установить, что у 62 % участников экспериментальной группы преобладает интернальный вид субъективного контроля, характеризующийся осознанием личностью себя причиной тех или иных изменений, вызванных ее деятельностью в окружающей среде.
Таким образом, обоснована актуальность проблемы формирования экологической ответственности, которая в контексте глобального экологического вызова приобретает стратегическое значение. Установлено, что значительным потенциалом в формировании данного личностного качества обладают детские общественные объединения как формы гражданского общества. В ходе исследования определены особенности эколого ориентированной деятельности, разработана и обоснована система эколого ориентированных ответственных дел, способствующая формированию всех структурных компонентов экологической ответственности. Она представлена мотивационно стимулирующими, ценностно-смысловыми, эколого-просветительскими, практико-созидательными и рефлексивно-оценочными эколого-ориентированными ответственными делами, имеющими коллективный характер и способствующими аккумуляции у членов детского объединения опыта субъект-порождающего взаимодействия с окружающей природной средой, интериоризации экогуманистических принципов и норм. Раскрыты особенности эколого ориентированных ответственных дел, а также их сопряженность с этапами формирования экологической ответственности. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, свидетельствующие о действенности и эффективности развития экологической ответственности у членов детского общественного объединения.
Список литературы
- Алексеев, Н. Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности в психологии / Н. Г. Алексеев // Проблемы методологии в эргономике. Труды ВНИИТЭ. – 1979. – № 17. – С. 104–125.
- Алиева, Л. В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества : учебно-методическое пособие / Л. В. Алиева. – Москва, 2007. – 72 с.
- Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. – Москва : Институт психологии РАН, 1994. – 109 с.
- Винокурова, Н. Ф. Методическая система формирования экологической ответственности у учащихся в школьном курсе «География России» / Н. Ф. Винокурова, А. А. Лощилова // География в школе. – 2017. – № 7. – С. 53–60.
- Винокурова, Н. Ф. Методика воспитания экологической ответственности у учащихся 5–7 классов в неформальном образовании / Н. Ф. Винокурова, А. А. Лощилова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-1. – С. 149–153.
- Гагарин, A. B. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания / А. В. Гагарин. – Москва : Изд-во РУДН, 2005.
- Гагарин, А. В. Экологическая акмеология : педагогическая адаптация / А. В. Гагарин, С. Н. Глазачев. – Москва, 2012. – 240 с.
- Захлебный, А. Н. Государственный общеобразовательный стандарт: новая функция экологического образования / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2009. – № 4 (осень). – С. 6–10.
- Зверев, И. Д. Отношение школьников к природе / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина. – Москва : Педагогика, 1988. – 127 с.
- Ибрагимов, Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика : монография / Г. И. Ибрагимов. – Казань, 1988. – 244 с.
- Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. – Москва : Педагогика, 1989. – 122 с.
- Иващенко, A. B. Экологоориентированная деятельность педагога и учащихся в экологическом образовании: сущностные особенности, содержательно-функциональный и аксиологический аспекты / А. В. Иващенко, А. В. Гагарин // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология педагогика». – 2007. – № 1. – С. 80–90.
- Каропа, Г. Н. Теория и методы экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. − Гомель : Изд-во ГГУ, 2000. – 272 с.
- Крапивенский, С. Э. Социальная философия : учебник для гуманитинарно-социальных специальностей высших учебных заведений / С. Э. Крапивенский. – Волгоград, 1996. – 352 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 1975. 130 с.
- Мамедов, Н. М. Культура, Экология, Образование / Н. М. Мамедов. – Москва : РЭФИА, 1996. – 51 с.
- Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 352 с.
- Плотникова, Н. Ф. Командный подход в обучении : учебно-методическое пособие / Н. Ф. Плотникова. – Казань, 2016. – 96 с.
- Плахотный, А. Ф. Проблема социальной ответственности / А. Ф. Плахотный. – Харьков : Вища школа. Изд-во при Харьковсом ун-те, 1981. – 192 с.
- Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. – 1986. − № 4. – С. 101–109.
- Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. – Москва : Смысл, 2000. – 349 с.
- Hungerford, H. R. Changing Learner Behavior Through Environmental Education / H. R. Hungerford, T. L. Volk // Journal of Environmental Education. – 1990. − № 21. – P. 8–21.
- Vinokurova, N. F. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices / N. F. Vinokurova, A. A. Loshchilova, I. A. Shevchenko, O. E. Efimova // Modern journal of language teaching methods. − 2017. − Vol. 7. − Js. 9. − P. 409–422.
- Сырова, Н. В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека [Электронный ресурс] / Н. В. Сырова, В. Н. Чикишев. – Электрон. ст. – [Россия], 2019. – Т. 7. № 1. (Vestnik of Minin University). – Электрон. дан. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-5 – (дата обращения 20.05.2019).