Волошина, Т. А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 2 (22). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.3968


Выпуск № 2 (22)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 378.14

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН»

Волошина Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
заведующий кафедрой технологии, изобрази-тельного искусства и дизайна ПетрГУ
(Петрозаводск, Россия)
voltax@petrsu.ru
Ключевые слова:
творческие индустрии
опорный вуз
практико-ориентированная образовательная програм-ма
дизайн
модель проектирования.
Аннотация: в статье представлена модель проектирования практико-ориентированной образовательной программы по направлению «Дизайн». Актуальность разработки такого рода программы диктуется целесообразностью поиска возможностей развития креативных индустрий в Республике Карелия. В работе обоснованы основные этапы процесса проектирования программы, а именно: анализ рынка труда, анализ нормативных документов, формирование системы сотрудничества с партнерами, разработка обновленной образовательной программы, наполнение программы и маркетинговая стратегия. Реализация разработанной модели позволила создать образовательную программу, нацеленную на рынок труда, соответствующую требованиям работодателей; ориентированную на особенности развития региона; обогащенную проектной деятельностью; позволяющую осуществлять академическую мобильность студентов и преподавателей.
Статья поступила: 10.05.2018; Принята к публикации: 31.05.2018; Размещена в сети: 25.06.2018.

THE DEVELOPMENT OF PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAM IN THE AREA OF DESIGN

Voloshina Tatyana A
Ph.D, associate professor
the head of the Department of Technology, Fine Arts, and Design, PetrSu
(Russia, Petrozavodsk)
voltax@petrsu.ru
Keywords:
creative industries
basic high school
practical-oriented educational program
design
design model.
Abstract: The article presents a model for developing an educational program in the area of «Design». The rel-evance of this program is determined by the opportunities for the development of creative industries in the Republic of Karelia. The design process includes several stages: labor market analysis, analysis of legal normative documents, the formation of a cooperation system with partners, the develop-ment of an updated educational program, the filling of the program and the marketing strategy. The implementation of the developed model creates an educational program aimed at the labor market, which meets the requirements of employers, focuses on the development of the region, and pro-motes academic mobility of students and teachers.
Paper submitted on: 10.05.2018; Accepted on: 31.05.2018; Published online on: 25.06.2018.

В современных экономических условиях высшее образование  выступает вектором развития индустрий региона. В этом аспекте особое место занимают организации, имеющие статус опорного вуза. Миссия Петрозаводского государственного университета как опорного университета – подготовка компетентных высокопрофессиональных специалистов, генерация новых знаний и технологий, разработка интеллектуальных продуктов и систем с целью устойчивого социально-экономического развития Республики Карелия и СЗФО, повышения качества жизни населения и развития гражданского общества в регионе за счет реализации конкурентоспособных образовательных программ, выполнения передовых фундаментальных и прикладных исследований и разработок, кооперации с ведущими региональными, российскими и зарубежными организациями и предприятиями, активного участия в общественной жизни региона [4].

Сегодня особое внимание в постиндустриальной экономике уделяется творческим индустриям. Творческие индустрии — это сектор экономики, где продукты создаются на основе творчества и культурных ресурсов. Это музыка, изобразительные и исполнительские искусства, кино, мода, ремесла, литература и издательское дело, реклама, дизайн, архитектурное проектирование, Интернет и мультимедиа [2, с. 67]. В 2008−2010 гг. международным агентством по торговле и развитию Организации Объединенных Наций проведена системная работа по анализу потенциала творческих индустрий и креативной экономики в мире, после чего были опубликованы доклады об оценке ресурсов креативной экономики в формировании политики государств [1]. Представленные исследования на международном уровне определили роль креативных индустрий в развитии экономики: такие секторы, как дизайн, мода, изобразительное искусство, декоративное искусство и т. д., обладают вдвое большей динамикой роста, чем промышленность. Важнейшим ресурсом производства в креативных индустриях становится творческий потенциал. Формируя креативную среду, представители творческих профессий привлекают в регион инвестиции, туристов, своих коллег и пр., что в совокупности обеспечивает развитие территории. Исходя из этого, кафедра технологии, изобразительного искусства и дизайна инициировала обучение кадров по направлению подготовки «Дизайн».

Профессия дизайнера занимает одно из ключевых мест в рыночной экономике, а сфера дизайна охватывает практически весь предметный мир – промышленный дизайн, графика и упаковка, текстиль, моделирование одежды, организация городской и сельской среды, проектирование интерьеров и рекламы. На сегодняшний день в Республике Карелия потребность в дизайнерах достаточно высока, однако подготовка специалистов по этому направлению в высшей школе в регионе не осуществлялась. Несмотря на то что обучаться по данному направлению могут только люди, владеющие художественными способностями, интерес к такой профессии очень высок. Это объясняется высокой оплатой труда специалистов данной сферы, возможностью самозанятости и независимого ведения самостоятельной предпринимательской деятельности. Все вышесказанное подтверждает актуальность проектирования образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению «Дизайн» в рамках деятельности Петрозаводского государственного университета.

Основная цель: обновление содержания образовательной программы бакалавриата по направлению «Дизайн», регламентирующей организационную и учебно-методическую деятельность для создания образовательной, научно-исследовательской и социокультурной среды художественного образования в вузе, обеспечивающей подготовку выпускников с учетом региональных потребностей современного рынка труда.

Задачи проекта:

 разработка стратегии обеспечения качества подготовки выпускников по направлению «Дизайн»;

 моделирование необходимых условий организации процесса подготовки квалифицированных кадров, способных эффективно, с использованием фундаментальных прикладных знаний и инновационных технологий, осуществлять творческую деятельность в сфере дизайна;

 определение системы партнерства с работодателями, российскими и зарубежными вузами, творческими союзами для повышения уровня мобильности подготовки выпускника по направлению «Дизайн».

Для разработки обновленного содержания образовательной программы нами была создана модель, представленная на рисунке 1.

В рамках проектной деятельности проведен анализ рынка труда. Исследованы интернет-площадки трудоустройства: INDEED.ru, HeadHunter.ru, Avito.ru, jobsora.com, rabota.yandex.ru, город работ, jooble.org, joobs.ru, hotwork.ru, grubber.ru, superjob.ru, petrozavodsk.jsprav.ru, росвакансии.рф и др. По данным сайтов трудоустройства, требуется 8−15 специалистов-дизайнеров.  Анализ обращений партнеров – 3−4 заявки в месяц.  Средняя оплата труда 25 000 рублей. Однако существует сегмент скрытых вакансий – сдельные виды работ, разовые проекты, социальные проекты, брендбуки мероприятий отдельных учреждений. Сегодня есть обращения от гостиницы «Piter INN», Торгового дома «Ярмарка» и др. Также становится значимой компонентой обучение дизайну: требуются специалисты в школу дизайна, школы искусств, колледжи.

В рамках проектирования программы были изучены нормативные документы, такие как: положения федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к области образования «Искусство и культура» [6]; о федеральном учебно-методическом объединении в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 54.00.00 «Изобразительные и прикладные виды искусства» [5], ФГОСы ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» [10]; макет ООП и уровни квалификации [3, 9]; профессиональный стандарт «Графический дизайнер» [7] «Дизайнер игровой комнаты» [8]. Изучены учебные планы вузов, входящих в федеральное УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 54.00.00  «Изобразительное и прикладные виды искусства» по направлению 54.03.01 «Дизайн», а также опыт 12 региональных вузов, таких как Алтайская государственная педагогическая академия, Омский государственный технический университет, Мурманский арктический государственный университет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет и др.

 

Рис. 1. Модель проектирования содержания
образовательной программы «Дизайн»

 

В результате работы был разработан наиболее востребованный вариант матрицы универсальных и общепрофессиональных компетенций:

 определены типы задач профессиональной деятельности выпускников;

 составлена таблица универсальных компетенций выпускников;

 составлена таблица общепрофессиональных компетенций выпускников, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускников.

По каждой компетенции составлен паспорт (см. пример, рис. 2).

Код компетенции Формулировка компетенции Индикаторы достижения компетенции (для планирования результатов обучения по элементам образовательной программы и соответствующих оценочных средств)
ОПК-1 способность владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1) Знать: рисунок и практики составления с использованием рисунков композиций, принципы их переработки в направлении проектирования любого объекта; основы линейно-конструктивного построения и принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка; возможности графики, технологии и приемы ее использования в различных видах графического дизайна; методы графического изложения идеи проекта в эскизе, принципы выбора графических средств при проектировании с учетом конечного (полиграфического) результата; факторы, определяющие уместность использования различных техник графики и их имитаций в конкретных заданиях по проектированию; практические примеры применения графики в рамках проектной работы графического дизайнера.

Уметь: рисовать и использовать рисунки в практике составления композиций, перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта; создавать линейно-конструктивные построения и выбирать техники исполнения конкретного рисунка; использовать возможности графики, ориентироваться в технологиях и приемах использования графики в различных видах графического дизайна; формулировать и излагать графическими средствами идею проекта в эскизе, делать выбор графических средств при проектировании с учетом конечного (полиграфического) результата, определять уместность использования различных техник и их имитаций в конкретных заданиях по проектированию; применять на практике графику в рамках проектной работы графического дизайнера.

Владеть: рисунком и умением использовать рисунки в практике составления композиции, приемами переработки их в направлении проектирования любого объекта, навыками линейно-конструктивного построения и принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; возможностями графики, технологиями и приемами ее использования в различных видах графического дизайна; навыками графического изложения идеи проекта в эскизе, навыками выбора графических средств при проектировании с учетом конечного (полиграфического) результата; факторами, определяющими уместность использования различных техник графики и их имитаций в конкретных заданиях по проектированию; практикой применения графики в рамках проектной работы графического дизайнера


Рис. 2. Пример паспорта общепрофессиональной компетенции
выпускников и индикаторы достижения

В рамках проектной работы проведены переговоры с фирмами-партнерами, сформированы документы на подписание договоров сотрудничества со следующими фирмами: типография «ПИН», «Твоя типография», Arcusys, Пиксель Плюс. Организованы встречи с творческими союзами, Министерством культуры РК, Министерством строительства, ЖКХ и энергетики РК, основной целью которых было обсуждение профессиональных компетенций будущих специалистов. По результатам этой деятельности сформулированы 12 профессиональных компетенций, индикаторы достижения компетенции (для планирования результатов обучения по элементам образовательной программы и соответствующих оценочных средств).

По каждой группе компетенций составлены матрицы, пример матрицы профессиональных компетенций представлен на рис. 3.

 

Рис. 3. Пример матрицы профессиональных компетенций

Перечень уточненных компетенций позволил создать учебный план и график учебного процесса, определить этапность их формирования. На примере профиля «Графический дизайн» были внедрены дополнительные дисциплины, такие как: «Анимация», «Web-дизайн», «Рекламные технологии», «Экономика предпринимательства» и др. Обновлено содержание практик: практика по формированию первичных навыков на производстве, пленэрная практика, производственная практика в фирмах-партнерах, художественно-оформительская практика в учреждениях искусства, преддипломная практика. Исходя из этого, студенты погружаются в практическую деятельность на всех 4 курсах обучения.

В рамках формирования системы педагогической и студенческой мобильности были направлены 27 предложений о сотрудничестве в 7 стран (Финляндия, Дания, Исландия, Чехия, Венгрия, Швеция, Белоруссия) и 6 российских вузов. Заключены договоры сотрудничества с вузами-партнерами: Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова; Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица; Белорусская государственная академия искусств. Алгоритм данной работы представлен на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Работа по построению системы сотрудничества с вузами

 

Для эффективного осуществления образовательной деятельности была сформирована система электронной поддержки обучающего процесса в следующем объеме: подготовлены электронные пособия по дисциплинам: «История изобразительного искусства», «Пленэрная практика»; презентационный материал к курсу «Экономика предпринимательства»  − подготовлены файлы с заданиями к следующим курсам: академический рисунок, академическая живопись, основы художественного проектирования, пропедевтика, композиция, цветоведение и колористика.

В рамках разработки программы создан концепт проекта малого инновационного предприятия «Проектное бюро», состоящий из следующих элементов:

‒ кадровая политика: руководитель − преподаватель кафедры, студенты − исполнители проектов (трудоустройство или договор гражданско-правового характера);

‒ предпринимательская деятельность: работа с предприятиями и населением по изготовлению полиграфической и рекламной продукции; сбыт через заказы и создание интернет-магазина;

‒ развитие: создание филиалов через партнеров в районах РК;

‒ социальная деятельность: выполнение работ по поддержке социальных проектов (мероприятий вуза, работа с социальными партнерами – молодыми предпринимателями, социальными организациями).

Система проектного обучения представлена на рис. 5.

 

Рис. 5. Система проектного обучения

 

Одной из важнейших задач обновления содержания программы была разработка системы проектного обучения, нацеленная на освоение методов предпроектных исследований, с формулированием проектных задач и прогнозом потребительских качеств объекта прогнозирования по следующему алгоритму:

1-й этап:

     определение темы, формирование концепта;

     предпроектные исследования;

     анализ и визуализация функций, предваряющих создание проекта.

2-й этап:

     работа с модераторами проектов;

     разработка проекта;

     синтезирование знаний по предметам с целью адаптации их для реализации проекта;

      реализация проекта в материале.

3-й этап:

     защита проекта (экспертная оценка работодателей и партнеров профессионального проектного мастерства и проектной культуры).

По результатам работы обучающиеся демонстрируют способности системно решать образно-функциональные задачи, исходя из комплекса требований к процессу проектирования.

На кафедре технологии, изобразительного искусства и дизайна организована профориентационная работа по набору студентов на направление «Дизайн»: разработана рекламная продукция (баннеры, плакаты, видеоролики, буклеты, презентации), проводятся курсы подготовки к экзамену, развивается деятельность университетской школы искусств, проводятся мероприятия по привлечению абитуриентов («Открой в себе художника» − мастер-классы в Лотос-плазе; конкурс «Галерея открытий»; «Один день в вузе» − для выпускников художественных школ, площадки на городских мероприятиях – «Первоклассная академия», «День города» и др.). Большое значение имеет сотрудничество со школами искусств, художественными школами, колледжами и изостудиями.

Представленная технология проектирования программы бакалавриата по направлению «Дизайн» помогла сформировать целостной пакет документов, позволяющих успешно организовать работу по подготовке выпускников с учетом региональных потребностей современного рынка труда. Разработанный пакет документов станет основой для реализации образовательной деятельности по направлению «Дизайн».

 

Список литературы

  1. Доклад ООН «Креативная экономика. Задачи оценки ресурсов творческой экономики для формирования продуманной политики» / Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2008: [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf (дата обращения: 16.04.2018).
  2. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М.: «Классика − XXI», 2010.  240 с.
  3. Макет примерной основной образовательной программы высшего образования (рекомендован для разработки федеральными УМО, отвечающими за укрупненные группы специальностей): [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/support/139/139/45 (дата обращения 22.03.2018).
  4. Миссия ПетрГУ – опорного вуза региона. Официальный сайт ПетрГУ: [Электронный ресурс]. URL: https://petrsu.ru/page/science/development/master_university_program/mission#t20c (дата обращения 11.05.2018).
  5. Положение о федеральном учебно-методическом объединении в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусства» (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 19 августа 2016 г. № 1079): [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ksumo/view/edufieldid/8/id/57 (дата обращения 22.03.2018).
  6. Приказ от 19 августа 2016 г. № 1079 «Об утверждении положений федеральных учебно-методических объединениях в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к области образования “Искусство и культура”»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71378910/ (дата обращения 03.05.2018).
  7. Профессиональный стандарт «Графический дизайнер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 января 2017 г. № 40н.: [Электронный ресурс]. URL:  http://base.garant.ru/71599142/ (дата обращения 22.03.2018).
  8. Профессиональный стандарт «Дизайнер детской игровой среды и продукции», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2014 г. № 892н: [Электронный ресурс]. URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174176/6bf04f93d0594af93f9541a1560c6259b2cfca3c/ (дата обращения 22.03.2018).
  9. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н): [Электронный ресурс]. URL:  http://docs.cntd.ru/document/499018307(дата обращения 22.03.2018).
  10. ФГОС ВО 3++ (проект) по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриат): [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/9/1911(дата обращения 22.03.2018).

 

 



Просмотров: 2984; Скачиваний: 545;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.3968