Оксина, И. Ю. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМА // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 4 (20). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3764


Выпуск № 4 (20)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 377.5

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМА

Оксина Ирина Юрьевна
кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия)
oksa@onego.ru
Ключевые слова:
компетенция
профессиограмма
социально-личностные компетенции
выпускник техникума.
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-личностных компетенций выпускников, проведённого в 2017 году на базе Петрозаводского техникума городского хозяйства. В исследовании приняли участие 60 выпускников отделения «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В основу изучения положен компетентностный подход, предполагающий построение учебного процесса с ориентацией на конечные результаты образования: в учебную программу или курс закладываются параметры того, что студент будет знать и уметь «на выходе». Учитывались требования профессиограммы специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и выделенные Е.М. Сартаковой со¬ци¬аль¬но-личностные компетенции выпускников: персональная, коммуникативная, информационная. Были изучены: коммуникативные способности выпускников, их уровень доверия к себе и к другим людям, целеустремлённость, умение планировать, стрессоустойчивость, склонность к риску и др. В ходе исследования использовались: тест «коммуникативных умений» Л. Михельсона (Ю. З. Гильбух); методика Дж. Роттера «Шкала межличностного (социального) доверия»; методика «Оценка доверия к себе» (Т.П. Скрипкина); тест оценки жизненной и временной перспективы личности. На основе полученных результатов в статье даётся анализ гендерных различий в развитии социально-личностных компетенций выпускников техникума, объясняющих выбор ими определённых позиций в строительной сфере.
Статья поступила: 16.10.2017; Принята к публикации: 20.11.2017; Размещена в сети: 22.12.2017.

SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCES OF THE GRADUATES OF THE COLLEGE

Oksina Irina Y.
Candidate of Psychological Sciences
Associate Professor of the Department of Psychology of the Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
oksa@onego.ru
Keywords:
competence
job analysis
socio-personal competences
the graduate College.
Abstract: The article tells about the study, organized on the basis of Petrozavodsk technical school of municipal economy, which prepares specialists in the field of construction. It was attended by the graduates of the Department "Construction and operation of buildings and constructions". Formation of competence of future specialists is an urgent problem of modern professional education. Competence-based approach involves the construction of educational process taking into account the results of education: in the curriculum or course laid the parameters of what the student will know and be able to "output". Job analysis of the specialty "Construction and operation of buildings and structures" also contains a set of competencies that graduates should have.
The focus of our research has been highlighted in Sartakova E. M. social-personal competence of graduates: personal, communicative, information. Sartakova E. M., socio-personal competence is a set of competencies, which refer to the person as an individual and to the interaction of the individual with other people, group and society. On this basis, it is important to examine these personal characteristics of College graduates, as communicative abilities, the level of trust to himself and to others, as well as important professional and personal qualities such as purposefulness, ability to plan, stress tolerance, risk tolerance and other.
Paper submitted on: 16.10.2017; Accepted on: 20.11.2017; Published online on: 22.12.2017.

1. Компетентность и компетенция как результаты профессионального обучения. Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева и Б. С. Волкова, «является специфическим эмоционально-сенситивным этапом развития основных “социогенных потенций” человека» [1, с. 2].  В этот период формируются самосознание, самостоятельность личности, желание трудиться, определиться в профессии, общественная активность. Развитие рефлексии, самоанализ, появление жизненного плана, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, волевая регуляция являются главными личностными новообразованиями, которые определяют готовность студентов к будущей профессиональной деятельности.

Сегодня основными единицами оценки качества результата профессионального обучения выступают компетентности и компетенции. В психолого-педагогической литературе эти понятия рас­сматриваются неоднозначно, что связано со сложностью структуры профессиональной деятельности в разных областях и различиями в теоретических подходах исследователей (см. работу Сартаковой Е. М. [5]).  Так, компетентность рассматривается как:

-     степень сформированности общественно-практического опыта субъекта (Ю. Н. Емельянов);

-     адекватность реализации должностных требований (Л. И. Анцыферова);

-     уровень обучаемости специальным и индивидуальным формам активности (Л. П. Урванцев, Н. В. Яковлев).

Под компетенцией понимают способность делать что-либо хорошо, эффективно, с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на изменение обстоятельств и среды (В. И. Байденко); внутренние, по­тен­циаль­ные, психологические ново­обра­зования, которые выявляются  в компетентностях человека (И. А. Зимняя). Э. Ф. Зеер под компетентностями понимает «содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений», под компетенциями – «обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности» [2, с. 67].

В структуре профессиональной компетенции выделяют такие профессионально значимые личностные качества специалиста, как:

-     коммуникативность и способность работать в команде;

-     способность решать проблемы;

-     способность к постоянному обучению;

-     умение работать самостоятельно;

-     способность адаптироваться к новым условиям;

-     умение анализировать [3, с. 66].

Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе» [4, с. 105].

2. Социально-личностные компетенции. Е. М. Сартакова из группы базовых компетенций выделила группу социально-личностных компетенций:

1. Персональную (личностную) компетенцию, которая рассматривается как готовность к сохранению психического и физического здоровья, к постоянному повышению квалификации и как потребность в самопознании, саморазвитии, самоактуализации. В ее состав входят: готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения.

2. Коммуникативную компетенцию, которая рассматривается как владение устным и письменным общением на разных языках, в том числе через Интернет, как готовность к взаимодействию и сотрудничеству с другими членами общества, группой. В ее составе: владение приемами профессионального общения; умение строить межличностные отношения, работать в группе, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу.

3. Информационную компетенцию, которая рассматривается как владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ. В ее составе: умение самостоятельно собирать, сохранять, анализировать, преобразовывать (делать выводы, строить прогнозы, получать новые знания путем анализа и синтеза различных сведений и т. д.) и передавать информацию; свободное владение программным обеспечением персонального компьютера и офисной техникой.

В структуру этих компетенций входят такие личностные качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и самопланирование, потребность в реали­за­ции своего лич­ност­ного потенциала, надежность, чувство долга, ориентации на цен­ности, терпимость, толерантность, космополитизм, гуманность, общая культура [5]. Таким образом, социально-личностные компетенции – это совокупность компетенций, относящихся к человеку как личности и к взаимодействию личности с другими людьми.

3. Опыт изучения социально-личностных компетенций выпускников техникума городского хозяйства. В соответствии с компетентностным подходом, формирование социально-личностных компетенций (по Е. М. Сартаковой) обеспечивает соответствие выпускников требованиям конкурентоспособности специалистов на рынке труда и готовность к профессиональной деятельности. Для профессии «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» разработана следующая профессиограмма. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

-     понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-     организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

-     решать проблемы, оценивать риски, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

-     осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

-     использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

-     работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

-     ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения        заданий;

-     самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации;

-     быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности;

-       исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) [6, с. 4].

Выпускники техникума по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», получая квалификацию «техник», как правило, становятся прорабами. Прорабы могут работать в строительных компаниях, ремонтных фирмах, организациях-подрядчиках. Наряду с юношами, строительные профессии выбирает немало девушек, несмотря на предстоящие трудности в учебно-профессиональной деятельности и в будущей работе.

Учебный план специальности содержит ряд практик: для получения первичных профессиональных навыков на 2-м курсе (штукатурная, малярная, каменная, столярная, геодезическая); по профилю специальности на 3−4-м курсах на производстве. Необходимо учесть, что работают строители постоянно на улице, где есть такой фактор, как погода. Можно отметить постоянные физические нагрузки, множество вредных технологических факторов, плохо влияющих на здоровье тех, кто работает на стройке, и т. д.

С целью изучения психологических особенностей, лежащих в основе формирования социально-личностных компетенций, на базе очного отделения  Петрозаводского техникума городского хозяйства нами было организовано эмпирическое исследование, в котором приняли участие 60 выпускников отделения  «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»: 30 юношей и 30 девушек в возрасте 19−20 лет. В ходе исследования использовались:

-     тест «коммуникативных умений» Л. Михельсона (Ю. З. Гильбух) для исследования коммуникативных способностей;

-     методика Дж. Роттера «Шкала межличностного (социального) доверия» (С. И. Достовалов) для исследования доверия к людям;  

-     методика «Оценка доверия к себе» (Т. П. Скрипкина);

-     тест оценки жизненной и временной перспективы личности (ЖВПЛ) для исследования профессионально-личностных качеств.

В результате исследования коммуникативных способностей выяснилось, что  компетентность в общении характерна для большинства выпускников техникума.  В таблице 1 представлено в процентном отношении количество учащихся техникума с различными типами коммуникативного реагирования (агрессивный, компетентный, зависимый).

Таблица 1

Представленность различных типов  коммуникативного реагирования

 

Типы реагирования Юноши, % Девушки, %
зависимые 19,8 16,5
компетентные 66 72,6
агрессивные 13,2 9,9

 

 

Показано, что 72,6 % девушек и 66 % юношей демонстрируют компетентные типы реагирования в общении. Зависимый тип общения наблюдается у 16,5 % девушек и у 19,8 % юношей. Агрессивный тип реагирования также присутствует во всех группах, но таких учащихся немного: 9,9 % девушек и 13,2 % юношей используют агрессивную модель общения.

Содержательный анализ показателей общения в различных коммуникативных ситуациях показал следующее. В ситуации, когда требуется реакция на положительное высказывание партнера,  компетентно реагируют 77 % девушек и 63 % юношей.  В ситуации, когда кто-то обращается с просьбой, компетентными оказываются 73 % девушек и 56,5 % юношей. В ситуации, когда необходимо проявить эмпатию, компетентность в общении самая высокая, ее проявляют и юноши, и девушки (79,5 %). Как свидетельствуют результаты, трудности могут возникать в конфликтных ситуациях, в них учащиеся используют и агрессивную, и зависимую модели общения.

В ответ на отрицательное высказывание компетентный стиль общения используют только 40 % девушек и 46,5 % юношей. Предлагались следующие ситуации (в соответствии с тестом «коммуникативных умений»  Л. Михельсона): «негативная оценка вашей работы», «ваше негативное восприятие чьей-то работы», «когда вас уличили в том, что вы что-то забыли», «кто-либо опоздал на встречу с вами», «вас оскорбляют вербально», «вас перебивают в то время, когда вы говорите». Учащиеся должны были выбрать одну из возможных ответных реакций. И девушки, и юноши часто выбирали агрессивную реакцию, то есть вербальное оскорбление или эмоциональную негативную оценку личности партнера по общению. Например, выбирали ответы: «Если кто-либо растяпа, то это – Вы!»; «Вы − болван, я ненавижу Вас!»; «Я рассержен. Вы мне не нравитесь!» и др. Или предпочитали зависимые реакции: обиду, извинение, уход из ситуации, молчание, согласие с критикой.  Например: «Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа».

В целом можно сказать, что в процессе подготовки учащиеся усваивают и применяют на практике  компетентный и партнерский стили общения. В будущем они смогут налаживать контакт с руководством и командой, а расширение знаний, умений, навыков в этой сфере, компетентное общение будут способствовать их профессиональному росту. Анализ результатов позволяет говорить и о том, что девушки по ряду показателей компетентного общения превосходят юношей, за исключением ситуаций конфликтного взаимодействия.

Так же обстоит дело и с показателями социального доверия. Уровень социального доверия девушек (81,4) выше, чем у юношей (77,6). Это свидетельствует о том, что девушки легче полагаются на других людей, ожидают поддержки от них, уверены в их порядочности и доброжелательности, умеют распознавать истинные ценности социальной действительности и ориентироваться на них. Социальное доверие, то есть доверие к окружающему миру и деятельности,  также необходимо для успешного личностного и профессионального  роста.

Доверие к себе в различных сферах жизни выступает как способность ставить цели, самостоятельно принимать решение и самостоятельно делать выбор. Доверие к себе у учащихся техникума сформировано, но существуют различия. Более высокие общие показатели доверия к себе обнаружены у юношей – 83,5 %, по сравнению с девушками – 76,2 %. В таблице 2 представлены показатели доверия к себе в различных сферах деятельности. 

Таблица 2

Уровень доверия и недоверия к себе в разных сферах
жизнедеятельности учащихся (в %)

 

Доверие/недоверие к себе
в разных сферах жизни
Юноши, % Девушки, %
Да Нет Да Нет
В профессиональной сфере 82,5 17,5 69,3 30,3
В интеллектуальной сфере 79,2 20,8 62,7 37,3
Взаимоотношения с подчиненными 82,5 17,5 66 34
Взаимоотношения с начальством 69,3 30,7 82,5 17,5

 

В сфере взаимоотношений с подчиненными у юношей показатели доверия к себе выше (82,5 %), чем  у  девушек (66 %). Юноши в большей степени готовы к роли руководителя, уверены в своих силах, готовы нести ответственность. Они утвердительно реагировали на высказывания типа «Про себя я знаю, что с людьми, которые мне подчиняются, я умею правильно строить взаимоотношения»; «Я сумею найти благоприятный выход в любых конфликтах с подчиненными». 

Обращают на себя внимание более высокие показатели доверия к себе юношей в профессиональной и интеллектуальной сферах (82,5 % и 79,2 % соответственно) по сравнению с девушками (69,3 % и 62,7 % соответственно).  Юноши утвердительно реагировали на высказывания типа «Я думаю, что справлюсь с любыми трудностями в профессиональной деятельности»; «Я знаю, что выбрал себе работу в соответствии со своими возможностями».

Сравнительно низкие показатели доверия к себе девушек в сфере  взаимоотношений с подчиненными, в профессиональной и интеллектуальной сферах говорят о том, что они не видят себя в роли руководителя строительной бригады, не уверены в профессиональных знаниях. Во взаимоотношениях с вышестоящими по должности девушки чувствуют себя более комфортно и уверенно (82,5 %), чем юноши (69,3 %), готовы подчиняться требованиям и адекватно их воспринимать. Они утвердительно реагировали на высказывания типа «Я думаю, что найду верный тон и оптимальную позицию во взаимоотношениях с руководством»; «Я не боюсь проблем с начальством, так как умею строить свои взаимоотношения с вышестоящими людьми». Заметим, что, по данным портала Superjob.ru, в 2013 г. на 97 % мужчин, занимающих должность прораба на стройке, приходилось только 3 % женщин. Большинство женщин в строительной сфере занимают офисные и торговые позиции.

Следующим аспектом изучения социально-личностных компетенций стал уровень развития профессионально-личностных качеств выпускников техникума. «Четкие цели и ценностные ориентации» – по этой шкале показатели выпускников высокие (см. таблицу 3). 

Таблица 3

Уровень сформированности профессионально-личностных качеств
учащихся техникума, в баллах

 

Показатель Юноши Девушки
Четкие цели и ценностные ориентации 13 13
Трудолюбие 10 10
Творчество 9 10
Рискованность 12 10
Независимость 12 11
Лидерство 10 10
Способность к непрерывному саморазвитию 9 9
Стрессоустойчивость 10 8
Устойчивый профессиональный интерес 9 8
Стремление к высокому качеству конечного продукта 11 12

 

Примечание: 0−6 – низкий уровень, 7−11 – средний уровень, 12−15 – высокий уровень.

 

Юноши обладают более высоким, чем девушки, уровнем таких личностных качеств, как рискованность, независимость, стрессоустойчивость и профессиональный интерес, при этом наибольшее различие наблюдается по показателям  стрессоустойчивости и рискованности. Это связано, вероятно, с тем, что юноши выносливее, более приспособлены к физическим нагрузкам, к тяжелым условиям работы, здесь они имеют преимущество перед девушками. Лидерские качества, трудолюбие, способность к непрерывному саморазвитию у девушек и юношей находятся на среднем уровне, различий не выявлено. Однако девушки превосходят юношей по показателям стремления к высокому качеству конечного продукта, отличаются аккуратностью, соблюдением инструкций, правил. Творческий подход к делу также отличает девушек и предполагает предварительное осмысление порядка выполнения каких-либо работ с наименьшими трудовыми и материальными затратами и безопасностью для работника. Если работы выполняются на предприятии, то творчество необходимо сочетать с  выполнением требований всех регламентирующих документов.

Выводы. Результаты эмпирического исследования, проведенного в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия «Петрозаводский техникум городского хозяйства», свидетельствуют о том, что здесь достаточно успешно решаются задачи формирования социально-личностных компетенций будущих специалистов. Этому способствует тот факт, что на всех этапах работы с учащимися в техникуме, начиная с психологического сопровождения адаптационного периода первокурсников, заканчивая подготовкой студентов к самостоятельной жизни после окончания техникума и трудоустройством, наряду с другими ставятся задачи развития коммуникативной компетентности, навыков успешного общения. Для реализации данных задач с группами студентов психолог проводит специальные тренинги, направленные на формирование навыков социально-психологического общения, культуры поведения. Например, в начале учебного процесса проводится тренинг, основными целями которого являются знакомство, развитие навыков самопрезентации, умения общаться и находить конструктивный выход в стрессовых ситуациях.

В ходе исследования были выявлены гендерные различия в развитии компетенций выпускников техникума, объясняющие выбор ими определенных позиций в строительной сфере. Различия и особенности юношей и девушек, проявляющиеся в разных ситуациях коммуникации, необходимо дополнительно учитывать в ходе подготовки к профессиональной деятельности.

 

Список литературы

  1. Антипов С. А., Полухина И. В., Сафонов С. В. Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. № 9. Т. 7. С. 2.
  2. Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. С. 257.
  3. Грузинцев В. Кто несет ответственность за провал студента? 2010. URL:  https://www.hse.ru/news/11719079.html  (дата обращения 20.11.2017).
  4. Бареева Э. Р. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов строительного колледжа // Интеграция образования. 2010. № 2. Т. 58. С. 105.
  5. Сартакова Е. М. Социально-личностные компетенции и условия их развития //  Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008. [Электронный ресурс]. URL: www.jumal.org/articles/2008/ped23.html (дата обращения 20.11.2017).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений//Министерство образования и науки РФ. 2010. 72 с.

 



Просмотров: 7508; Скачиваний: 1426;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3764