Глебова, Г. Ф. Социально-образовательный потенциал женского Интернет-форума / Г. Ф. Глебова, Н. В. Кирютина // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 4 (16). − DOI: 10.15393/j5.art.2016.3286


Выпуск № 4 (16)

Образование через всю жизнь

pdf-версия статьи

УДК 37.041

Социально-образовательный потенциал женского Интернет-форума

Глебова Галина Федоровна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного университета
(Смоленск, Россия)
metotdel-smolgu@yandex.ru
Кирютина Наталья Вячеславна
аспирант второго года обучения по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» Смоленского государственного университета
(Смоленск, Россия)
metotdel-smolgu@yandex.ru
Ключевые слова:
непрерывное образование; информальное образование; информационное общество; интернет-форум; интернет-ресурс; социально-образовательный потенциал.
Аннотация: статья посвящена проблемам развития персонального образовательного пространства в условиях информационного общества, характеризующегося многообразием информационных потоков, расширением медийного пространства и трансформирующего стратегию образования человека, а также оказывающего воздействие на сложившиеся навыки самообразования. Представлен авторский взгляд на значимость интернет-сообществ для самообразования, самореализации и самовыражения личности. Обосновывается возможность получения личностно и социально значимых образовательных результатов в рамках деятельности интернет-форума как фактора информального образования. Делается попытка определить этапы и обозначить содержание образования, получаемого в рамках женского форума. Дается ретроспективная эмоциональная оценка внешним и внутренним причинам, основным мотивам и образовательным результатам деятельности участников интернет-форума. Представлены результаты исследования, проведенного в 2010−2016 гг. на базе Смоленского женского форума и иллюстрирующего его социально-образовательный потенциал. Предлагаемые положения и выводы, сделанные в соответствии с результатами включенного наблюдения и самоанализа, носят личностно-рефлексивный характер. Представленные материалы могут быть интересны исследователям образовательного потенциала интернет-ресурсов и специалистам в области нелинейного и смешанного обучения.
Статья поступила: 13.11.2016; Принята к публикации: 27.11.2016; Размещена в сети: 20.12.2016.

Social-educational potential of women's internet-forum

Glebova Galina
Ph.D.
Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of Smolensk State University
(Smolensk, Russia)
metotdel-smolgu@yandex.ru
Kiriutina Natalya
Ph.D.
a 2-nd year post-graduate student of the direction 44. 06.01 - «Education and pedagogical science of Smolensk State University
(Smolensk, Russia)
metotdel-smolgu@yandex.ru
Keywords:
information community
lifelong learning
informal learning
Internet-resource
Internet-forum
social-educational potential.
Abstract: the article focuses on the problems of development of personal educational space in the context of information society characterized by the diversity of informational streams and broadening of media sphere. These facts transform the educational strategy of a person and open new ways for forming self-education skills. The materials of Smolensk women's forum (the site of Smolensk Internet-club) were used as a basis for the investigation. The author's view on the significance of the Internet-community for self-education, self-realization, and self-expression of a person is presented. The possibility of obtaining personal and social significant educational results within the Internet-forum activities as a factor of informal education is estimated. The attempt to define the stages and the content of education received within the women's forum is made. A retrospective emotional evaluation of the external and internal reasons for the activities of the Internet-forum participants is given. The results of the investigation illustrating the social-educational potential of the Internet-communities activities are presented. The offered thesis and conclusions made in the course of self-management and self-observation of communicative and post-communicative stages of participation in web-forum activities are of personal-reflective character. The article may be of interest for the researchers of educational potential of the Internet-resources and for the specialists in the field of non-linear and blended learning.
Paper submitted on: 13.11.2016; Accepted on: 27.11.2016; Published online on: 20.12.2016.

Развитие информационного общества, характеризующееся значительным увеличением объема информации и знаний в информационном пространстве, актуализирует проблему включения граждан в процесс производства, освоения и потребления знаний, в проектирование образовательного пространства и личностного роста в течение всей жизни. Современное образовательное пространство представлено не только сетью образовательных организаций и учреждений культуры, но и интернет-ресурсами. На этом фоне появляются и трансформируются социально-образовательные функции системы непрерывного образования.

Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г. и провозгласивший вступление в «эпоху знаний», стал знаковым в определении вектора развития европейской системы образования как учения длиною в жизнь (lifelong learning) [1]. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО «Образование − сокрытое сокровище» были сформулированы базовые принципы непрерывного образования: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Среди его преимуществ названы гибкость, разнообразие форм и доступность во времени и в пространстве. Обоснована необходимость по-новому осмыслить и расширить концепцию непрерывного образования, которое, «помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия» [2]. Отметим, что если «образование длиною в жизнь» предполагает временной фактор непрерывного образования, то «образование шириною в жизнь» (lifewide learning) подразумевает не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм − формальное, неформальное и информальное образование.

Предметом рассмотрения в данной статье являются образовательные возможности социального взаимодействия в информальной образовательной среде интернет-форума в соответствии с результатами исследования, проведенного на базе Смоленского женского клуба (http://www.smolclub.ru). С позиции основных идей статьи нам важно кратко остановиться на истории развития, принципах и особенностях информального образования как индивидуальной познавательной деятельности человека, сопровождающей повседневную жизнь и не обязательно носящей целенаправленный характер [1].

Различные аспекты неформального и информального образования исследовались западноевропейскими и североамериканскими специалистами с конца XIX в. При этом выделились две концепции: американская и европейская. Основоположник американской концепции, философ, социолог и педагог Джон Дьюи итогом обучения в такой системе считал выработку навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями обучения, по мнению Д. Дьюи, выступали: умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию. Исследователями отмечается, что зачастую в американской модели под информальным образованием подразумевается любая социальная активность человека, изменяющая его сознание, расширяющая опыт, позволяющая освоить дополнительные компетенции, то есть все то, что приобретается спонтанно, не контролируемо самим человеком. Обращается внимание также на то, что в данной логике понятия «образование» и «социализация» становятся трудноразличимыми.

Сторонники европейской модели признают, что те знания и навыки, которые мы получаем в детстве и юности, совсем не гарантируют нам успеха на всю жизнь. Периодическое повышение квалификации еще не является решением проблемы. Непрерывное образование рассматривает процесс обучения как постоянный континуум «от колыбели до смерти», основой которого служат базовые навыки, полученные в молодости. Меморандум о непрерывном образовании Европейского союза постулирует: «Континуум непрерывного образования делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения» [1; 3].

В России в 2008 г. в докладе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» неформальное и информальное образование были обозначены как фактор конкурентоспособности страны и значимый элемент современных образовательных систем [4]. Идея информального образования получила легитимность в государственной программе РФ «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009−2012 гг.». Согласно концепции программы, информальное образование «реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде» [5]. В проекте Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. подчеркнута роль непрерывного образования взрослых в современном обществе. Выделены такие его функции, как профессиональная, социальная, личностная [6].

В нашем исследовании феномена непрерывного образования, одним из направлений которого является информальное образование в пространстве Интернета, мы опираемся на идеи отечественных специалистов в этой области. В вопросах методологии исследования непрерывного образования − на работы И. А. Колесниковой, В. В. Серикова, А. С. Роботовой [7; 8; 9]. В определении направления и содержания проблемы становления, развития, внедрения и оценки результативности неформального и информального образования учитываем взгляды Э. С. Бабаевой, В. В. Горшковой, С. А. Золотухина, Е. В. Игнатович, О. В. Павловой, Н. В. Сафина, Т. В. Черепановой, Е. А. Дядиченко, О. В. Дядиченко [3; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16]. При выявлении социально-образовательного потенциала женского форума на подходы к анализу педагогического потенциала социальных сетей − П. Л. Рыбаковского, Т. Л. Божинской, В. В. Дегтяревой [17; 18; 19].

С нашей точки зрения, одним из значимых факторов личностной функции информального образования являются интернет-ресурсы. Такая форма современной сетевой коммуникации является доступным источником информации, средой общения и самореализации и, при определенных условиях, становится важным фактором социализации различных категорий населения. Особое место в системе интернет-ресурсов занимают веб-форумы. Веб-форум − это класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Пользователи (участники, посетители) форума создают темы, предполагающие их дальнейшее развитие, обсуждение, комментирование другими участниками. Общение между участниками происходит в форме онлайн-дискуссии. Информация, размещенная на форуме, доступна любому пользователю сети Интернет, который может зайти на форум, зная адрес сайта или получив его в поисковых системах [20].

Как показывают результаты нашего исследования, проведенного в течение 2010−2016 гг. на базе Смоленского женского форума (Смоленского клуба), такая форма интернет-коммуникации предлагает условия для ведения дискуссий, в отличие от своих аналогов – «стенок» в социальных сетях, комментариев к записям в «живом журнале», чатов и гостевых книг. Форум также предоставляет возможность писать развернуто, вставлять изображения или даже видео, цитировать, давать ссылки. Размещенные на форумах сообщения остаются на его страницах на неопределенно длительное время. Таким образом, информация, например, пятилетней давности может оказаться полезной для решения актуальных проблем, возникающих у «нового поколения» пользователей Интернета. Структуру форума условно можно представить совокупностью следующих компонентов:

- главная страница (портал) с перечнем подфорумов, доступных конкретному пользователю, списком последних сообщений, краткой статистикой посещений; 

- тематика разделов подфорумов; 

- темы, в рамках которых ведутся обсуждения; 

- галереи, блоги и др. вспомогательные элементы.

Иерархия форума: администратор → супермодераторы и модераторы → зарегистрированные посетители → незарегистрированные посетители (гости).

Существуют как специализированные форумы, посвященные самым разнообразным и конкретным явлениям действительности (рыбалке, музыке, флористике, кулинарии, физкультуре и спорту и т. п.), так и форумы общей тематики. Тематическую направленность, правила поведения определяют владельцы форума, которые часто являются администраторами этого ресурса. Они же при участии активных посетителей определяют систему ценностей, лежащих в основе деятельности форума как Интернет-ресурса. Например, активность, доброжелательность, уважение к оппоненту и другой точке зрения, корректность, аргументированность высказывания и др., а также задают ориентиры в выборе определенного поведения и действий, модели отношений (правила поведения участников форума, рекомендации по размещению сообщений и участию в форуме, модерация, санкции за нарушение правил форума). 

Особый вид тематических форумов, получивший особую популярность в нашей стране и за рубежом, − это женские форумы. (Например, woman.ru, eva.ru, forum.ladycity.ru.) Женский форум – это интернет-ресурс, адресованный женской аудитории, сетевое сообщество, особая социальная среда, площадка для регулярного общения нескольких сотен женщин разного возраста. Посещение форума, особенно женского, нередко связывают только с отдыхом и развлечением. Между тем женский форум, как показывает образовательная практика и результаты включенного наблюдения авторов статьи, может быть стимулом к самообразованию и источником широкого спектра знаний. Современная жизнь ориентирует человека на полезный отдых, на расширение границ знаний и непрерывное образование личности, в том числе в режиме оптимального использования свободного времени. Однако, несмотря на заинтересованность все большего количества людей в такой форме интернет-коммуникации, образовательный потенциал женских форумов пока не получил методологического обоснования и научной интерпретации. 

Смоленский женский форум (Смолклуб) [21], созданный по гендерному признаку, существует с января 2010 г. и объединяет женщин различных возрастов и профессий. Данный веб-ресурс насчитывает по состоянию на 19 октября 2016 г. 12 889 пользователей, 9 206 дискутируемых тем. Согласно данным опроса «Откуда вы узнали о нашем форуме?», проведенного администрацией ресурса, данный сайт выбирают преимущественно по рекомендации знакомых. Следовательно, на форум заходят с уже сложившимися потребностями и запросами, в том числе образовательными. Для части пользователей этот интернет-форум представляет собой аналог личного дневника, где фиксируются значимые события и моменты жизни, реализуются литературные, журналистские способности. Для другой категории участников ведущей потребностью является необходимость в собеседнике, диалоге; отвлечение от эмоциональных переживаний, нередко − желание быть услышанной, поделиться переживаниями. Некоторые нуждаются в осмыслении кризисной ситуации в жизни и взгляде на их проблему со стороны. Отмечается также исследовательский или профессиональный интерес.

Направлением информального образования на форуме являются консультации специалистов (педиатра, хирурга-онколога, невролога, стоматолога, а также парикмахера, юриста, косметолога, инструктора по вождению). Участник может получить дополнительные или новые знания, приобрести опыт практически в любой области, обратившись с вопросом к специалисту-профессионалу, являющемуся членом интернет-сообщества, или обсудив проблему на страницах форума. Так, например, согласно результатам включенного наблюдения, трудности в воспитании детей, с которыми нередко сталкиваются участницы форума после рождения первого ребенка, обуславливают потребность в новой специальной информации и заставляют обратиться к опыту «бывалых» родителей, представленному на страницах сайта.

Какие игрушки полезны для развития ребенка? Какие книги читать (как ребенку, так и о ребенке)? Как маме реагировать на проделки малыша? Чем развлечь детей дома, водить ли в школу раннего развития? Как реагировать на капризы и надо ли наказать? На какие передачи или сайты обратить внимание? Какие образовательные программы реализуются в конкретных детских садах и школах? Как оптимизировать процесс адаптации ребенка к новому коллективу? Как научить учиться? Какие врачи в городе заслуживают доверия?

Женский форум стал доступным источником знаний (сведений) и оперативной помощи при педагогических затруднениях родителей, с которыми зачастую они остаются один на один. (Особенно это касается мам, имеющих детей до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.) Участковые педиатры весьма скупо консультируют по данным вопросам, поиск литературы приходится осуществлять наугад, службы оперативной бесплатной психолого-педагогической поддержки родителей или имеют очень низкий уровень доверия, или вообще их не существует в большинстве небольших провинциальных городов.

В данном случае социально-образовательный потенциал интернет-форума проявляется в системе представлений и знаний, которые можно приобрести, самостоятельно используя ресурсы разнообразно насыщенной информационной среды. Этот процесс детерминирует «социальную и образовательную активность и возможность получения личностно и социально значимых образовательных результатов в трудовой, интеллектуальной, общественно-политической, культурно-духовной и других сферах жизни» [17; 18]. Накапливающиеся в процессе деятельности активных участников веб-форумов знания (сведения и информация) могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения личностно значимых задач.

Приведем перечень компетенций, получаемых в процессе участия в деятельности Смоленского женского форума, составленный в соответствии с результатами рефлексии его участников − молодых мам (см. таблицу).

 

Перечень компетенций, приобретаемых в рамках деятельности
на женском интернет-форуме

 

Образовательная потребность Базовое состояние Полученный результат
Повышение уровня коммуникативной компетентности в условиях виртуального пространства Значительные затруднения в процессе коммуникации в условиях виртуального пространства Достаточный уровень коммуникативной компетентности в условиях виртуального пространства. Компетенции: знать и владеть правилами коммуникации; вести дискуссию; не допускать и разрешать конфликты; взаимодействовать с членами разновозрастного коллектива; расширять социальные связи; набирать текст на компьютере в скоростном режиме
Повышение уровня компетентности в воспитании детей (потребность в знаниях и умениях снимать стресс, о психологической разгрузке, релаксации; в получении опыта взаимодействия с маленьким ребенком; получении знаний об особенностях его воспитания) Низкий уровень психолого-педагогической подготовки по воспитанию маленького ребенка Повышение уровня компетентности в вопросах организации питания маленького ребенка, укрепления его здоровья, воспитания и развития, выбора детских товаров, выбора дошкольных образовательных учреждений и дополнительных развивающих занятий для ребенка. Компетенции: снимать стресс, предупреждать и разрешать проблемные ситуации в общении с ребенком
Повышение уровня профессиональной компетентности посредством обмена информацией Снижение уровня профессиональной подготовки (по основной профессии) за период декретного отпуска Повышение уровня профессиональной компетентности. Компетенции: составлять бизнес-план; определять потенциальные возможности и риски функционирования конкретных индивидуальных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью (для участия в коммерческой деятельности); определять торговую площадь при расчете ЕНДВ; выбирать банк для ведения РКО юридических лиц; составлять резюме; готовить и осуществлять самопрезентацию
Консультации узких специалистов (врача-педиатра, невролога, юриста, инструктора по вождению, косметолога и др.) Неразрешаемые в течение длительного времени жизненные проблемные ситуации, требующие консультации специалистов Компетенции: составлять базовую аптечку для отдыха с ребенком; правильно принимать и давать ребенку лекарственные препараты; вести переговори со страховыми и управляющими компаниями, застройщиками; оформлять (фактически вступать при пропущенных сроках) в наследство; взыскивать банковские комиссии; обращать в свою пользу трудовые споры; взыскивать алименты на ребенка, выбирать косметические средства и средства ухода за кожей и волосами

 

Особый интерес в контексте проблемы, рассматриваемой в статье, имеют первые результаты исследования педагогического потенциала интернет-форума в формировании инклюзивного общества. Эти результаты убеждают в том, что женские веб-ресурсы регулярно посещаются родителями, на них активно обсуждаются социально-педагогические проблемы, в том числе и проблема инклюзивного образования. Далее мы приводим результаты анкетирования по проблеме отношения родителей-участников форума к совместному обучению и воспитанию нормально развивающихся детей и детей с различными нарушениями здоровья (синдром Дауна, церебральный паралич, аутизм, нарушения зрения и слуха и др.). В опросе по методике Ивановой-Рыскиной приняли участие 98 респондентов в возрасте от 27 до 41 года (средний возраст 30,3 года), имеющих от 1 до 3 детей (в среднем 2). Целью анкетирования (здесь и далее) являлось определение отношения к инклюзии участников женского форума и уровня осведомленности родителей в вопросах инклюзивного образования. Анкетирование предполагало обозначение всех вариантов высказываний (вариантов ответов), с которыми согласен респондент.

1. Более половины респондентов (63 %) отметили, что «сама работа над опросником натолкнула на неожиданные новые мысли об инклюзии и интеграции; была полезна и явилась стимулом для самообразования» (рис. 1).

 

Рис. 1. Оценка работы над анкетой как стимула для получения
дополнительной информации об инклюзии

 

2. Размышляя о процессе подготовки к процессу инклюзии, только 15 % опрошенных соглашаются с тем, что «необходимо тщательно готовить ребенка с нарушениями здоровья и его семью к поступлению в образовательное учреждение, чтобы они не получили психологических травм». 50 % респондентов считают, что тщательной подготовки требует персонал. 35 % обращают внимание на то, что в такой подготовке больше всего нуждаются родители обычных детей. Вместе с тем половина опрошенных убеждена в том, что «подготовить к инклюзии невозможно, всегда кто-нибудь будет не готов, и необходимо просто отвечать на вопросы и решать возникающие проблемы». Результаты опроса представлены на рис. 2.

 

 

 

 

 

Рис. 2. Мнение о необходимости специальной подготовки
к инклюзии субъектов образовательного процесса

 

3. Участники форума обращают внимание на отягощение обсуждаемой проблемы предрассудками, существующими в отношении инклюзии. 17 % из них считают, что преодолеть предрассудки до конца невозможно; 26 % полагают, что опыт, знания и повышение уровня культуры помогают преодолеть предрассудки и не допустить дискриминации; 57 % респондентов уверены, что работа с негативными чувствами может помочь обществу стать более терпимым и понимающим (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Мнение о преодолении предрассудков
и предвзятого отношения к инклюзии

 

4. Отметим также, что 90 % участников форума обращают внимание на роль педагогических коллективов в формировании толерантности общества. Демонстрация педагогами своих позитивных чувств по отношению к детям с нарушениями в здоровье может во многом изменить климат образовательного учреждения и повлиять на отношение к «особым» детям. 80 % опрошенных думают, что «интеграция должна стать частью общей культуры, тогда и педагогам будет легче выполнять свою работу». Необходимо создавать «позитивный образ человека с нарушениями» с помощью фильмов, выставок, книг, спектаклей.

С нашей точки зрения, женский форум способен оказывать влияние на развитие у членов интернет-сообщества осознанной толерантности к инклюзивному образованию (что явно социально значимо) посредством:

- мотивации к самообразованию родителей в области инклюзивного образования;

- возможности получения информации в индивидуальном режиме в соответствии с образовательными запросами;

- социализации участников, удовлетворении их социальных потребностей (в общении, в признании), создания ситуаций успешности;

- влияния на содержание деятельности форума его лидеров, активных участников − «проводников» ценностей и смыслов инклюзивного образования, формирующих систему ориентиров для остальных;

- не навязанного и непрямого педагогического воздействия на отношение к инклюзии;

- организации индивидуальной и коллективной деятельности вне форума по поддержке инклюзии;

- инициирования осмысленной педагогической деятельности по формированию готовности своих детей к инклюзивному образованию;

- cоздания условий для осознания собственной роли в становлении инклюзивного общества.

Таким образом, деятельность женского форума способствует развитию персонального образовательного пространства и формированию информальной образовательной среды для самообразования и самоактуализации его участников, становясь фактором реализации основных принципов личностно-ориентированной модели социализации [22; 23]. Контекстом деятельности в рамках такой интернет-коммуникации являются различные социально значимые практики и образовательные практики индивида. Совместная деятельность участников осуществляется с целью решения задач, связанных с освоением социокультурного опыта, знаний, формирования личностных и профессиональных компетенций и социального интеллекта [24]. Коммуникационная деятельность на интернет-форуме направлена на получение новых знаний, навыков и разнообразной личностно значимой, систематизированной информации. Форумы выбираются индивидуально, образовательные цели и содержание формулируются самим участником, исходя из личностных потребностей и направленности форума, что обуславливает мотивационную составляющую деятельности. Информальное образование на женском форуме малозатратно, оперативно, доступно для всех категорий граждан и в любом возрасте.

 

Список литературы

  1. Меморандум непрерывного образования ЕС. URL: http://www.znanie.org/docs/ memorandum.html (дата обращения 03.09.2016).
  2. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения доклада Международной комиссией ЮНЕСКО. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения 12.09.2016).
  3. Бабаева Э. С. История неформального образования за рубежом // Гуманизация образования. 2015. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-neformalnogo- obrazovaniya-za-rubezhom (дата обращения 09.09.2016).
  4. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва 1−3 апреля 2008 г. / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 33.
  5. Программа РФ «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009−2012 гг.» URL: http://pandia.ru/797003/ (дата обращения 03.11.2016
  6. Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 05.11.2016).
  7. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-kak-fenomen-xxi-veka-novye-rakursy-issledovaniya (дата обращения 12.10.2016).
  8. Роботова А. С. Повседневное самообразование педагога высшей школы на этапе профессиональной зрелости // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3064 (дата обращения 10.10.2016).
  9. Сериков В. В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1943 (дата обращения 10.10.2016).
  10. Горшкова В. В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 176–180. URL: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm. (дата обращения 01.09.2016)..
  11. Золотухин С. А. Интернет-средства развития информального обучения // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-sredstva-razvitiya-informalnogo-obucheniya (дата обращения 20.08.2016).
  12. Игнатович Е. В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hyutagogika-kak-zarubezhnaya-kontseptsiya-samostoyatelnogo-obucheniya (дата обращения 12.09.2016).
  13. Павлова О. В. Информальное образование как социокультурная потребность взрослых // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2013. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informalnoe-obrazovanie-kak-sotsiokulturnaya-potrebnost-vzroslyh (дата обращения 11.10.2016).
  14. Павлова О. В. Современные проблемы информального образования и пути их решения в процессе формирования нравственной культуры личности // МНКО. 2013. № 1 (38).
  15. Сафин Н. В. Информальное образование в детском оздоровительном лагере как фактор социализации детей и подростков // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informalnoe-obrazovanie-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere-kak-faktor-sotsializatsii-detey-i-podrostkov (дата обращения 11.10.2016).
  16. Дядиченко Е. А., Дядиченко О. В. Социальные сети в системе высшего образования: мировое образовательное пространство // Наука и мир. 2015. Т. 2. № 8 (24). С. 47−49.
  17. Рыбаковский П. Л. Миграционный потенциал: понятие и критерии оценки // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 27.
  18. Божинская Т. Л. Педагогический потенциал Российской региональной культуры в контексте социально-философских исследований // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2. С. 87−94.
  19. Дегтярева В. В. Образовательный потенциал социальных сетей // Философия образования. 2010. № 3 (32). С. 30−35.
  20. Веб-форум // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8301 (дата обращения 05.10.16).
  21. Смоленский женский форум (Смолклуб). URL: http://www.smolclub.ru/ (дата обращения 05.10.16).
  22. Глебова Г. Ф. Проблемы гармонизации отношений в системе «Мир − Человек» и личностно-ориентированное обучение // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2014. № 79. С. 24−33.
  23. Глебова Г. Ф. Личностно-ориентированное обучение в контексте педагогических идей философов-гуманистов // Известия Смоленского государственного университета. 2014. № 2 (26). С. 418−427.
  24. Пасторова А. Ю. Интеграция в общество. Как делятся люди. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2FPsyJournals.ru%2Ffiles%2F61712%2FS_XXI_2013_10_pastorova.pdf&name=SD_XXI_2013_10_pastorova.pdf&page=1&c=56ec267b497d (дата обращения 03.08.2016).

 



Просмотров: 6644; Скачиваний: 763;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2016.3286