Лебедева, С. С. Библиотеки для лиц с проблемами зрения как компонент системы непрерывного образования и фактор повышение качества социально-образовательных и социально-культурных услуг // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 2 (10). − DOI: 10.15393/j5.art.2015.2809


Выпуск № 2 (10)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 376.32

Библиотеки для лиц с проблемами зрения как компонент системы непрерывного образования и фактор повышение качества социально-образовательных и социально-культурных услуг

Лебедева Светлана Соломоновна
доктор педагогических наук
профессор кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы
(Санкт-Петербург, Россиия)
lll21@petrsu.ru
Ключевые слова:
непрерывное образование
инклюзивное образование
инвалиды по зрению
библиотека для слепых и слабовидящих.
Аннотация: статья посвящена анализу социальной, культурной и образовательной функций современных библиотек для лиц с проблемами зрения. Специализированные библиотеки данного профиля рассмотрены как компонент системы непрерывного образования. Автор выделяет факторы, обусловливающие расширение образовательного и социально-культурного пространства для лиц с проблемами зрения в современной России. Это совершенствование нормативно-правовой базы социального обслуживания, реализация региональных социокультурных программ, система подготовки незрячих и слабовидящих к работе в новом информационном пространстве и др. На примере работы Санкт-Петербургской
государственной библиотеки для слепых и некоторых региональных библиотечных учреждений показана широта диапазона их взаимодействия с населением. В статье на конкретных фактах демонстрируется: многофункциональность библиотек как социокультурных, образовательных и просветительных учреждений; направленность их деятельности на разные категории (обучение, просвещение, организация досуга непосредственно инвалидов по зрению, обучение и повышение квалификации работающих с ними специалистов, а также работников библиотек соответствующего профиля); разный возраст. Обосновывается вывод о том, что библиотека сегодня объективно находится в положении, когда она должна и способна оказывать системное влияние на развитие и образование не только лиц с проблемами зрения, но и на широкий пласт специалистов, общественных сил, волонтеров, обеспечивающих удовлетворение разнообразных познавательных интересов лиц с проблемами здоровья. Автор дает поэтапное описание модели проведения занятий на базе библиотеки, апробированной в 2003−2015 гг. в ходе обучения студентов 3-го и 4-го курсов Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Приводит выдержки из отзывов студентов, свидетельствующие о высоком воспитательном и учебном потенциале знакомства с библиотеками подобного рода. Материалы статьи будут интересны специалистам в области инклюзивного образования, коррекционной педагогики, тифлопедагогики, библиотечного дела, сотрудникам социальных служб.
Статья поступила: 03.06.2015; Принята к публикации: 18.06.2015; Размещена в сети: 20.06.2015.

Libraries for visually impaired people as a component of lifelong education system and a factor of increasing the quality of socio-educational and socio-cultural services

Lebedeva S
D.Sc.,
professor at St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
(St. Petersburg)
lll21@petrsu.ru
Keywords:
lifelong learning
inclusive education
visually impaired people
library for the blind and visually impaired.
Abstract: the article analyzes social, cultural and educational functions of modern libraries for visually impaired people. The paper considers specialized libraries as a component of lifelong learning system. The author identifies the factors that contribute to the expansion of educational and socio-cultural environment for visually impaired people in modern Russia. It includes the regulatory framework of social service improvement, implementation of regional socio-cultural programs, system of training blind and visually impaired people to work in a new information environment, etc. Through the example of St. Petersburg State Library for the Blind and Visually Impaired as well as some other regional libraries, the author shows the wide range of their interaction with people.
The article demonstrates: multifunctionality of libraries as social, cultural and educational institutions; their focus on different activities (training, education, leisure of the visually impaired, training and continuing professional education of specialists and librarians working with them); and different age of visually impaired people. Modern libraries are currently in a position when they can and should have a systemic impact on the development and education of not only visually impaired people, but also a broad range of professionals, social workers and volunteers working in the field of education for people with health problems.
Paper submitted on: 03.06.2015; Accepted on: 18.06.2015; Published online on: 20.06.2015.

Расширение образовательного и социально-культурного пространства для лиц с проблемами зрения в настоящее время осуществляется в России за счет ряда факторов, влияющих как на повышение качества в жизни в целом, так и непосредственно на объем и содержание образовательных услуг. К числу этих факторов целесообразно отнести:

-     расширение нормативно-правовой базы за счет внесения новых правовых актов федерального и регионального уровней в области образования, социокультурного и социального обслуживания инвалидов разных категорий, в том числе с проблемами зрения [1];

-     разработку и внедрение в сферу образовательной профессиональной деятельности региональных социокультурных программ, например программа «Модернизация библиотек Санкт-Петербурга», предусматривающая наличие читающих машин «Книголюб-компакт», способствующих развитию информационной самостоятельности в познании окружающего мира;

-     создание специальных универсальных рабочих мест для образовательной деятельности слепых и слабовидящих в виде определенного тифлокомплекса, в состав которого входят современный компьютер, сканер, программа для сканирования и чтения плоскопечатных текстов;

-     систему подготовки незрячих и слабовидящих пользователей для работы в новом информационном пространстве и помощь в организации поиска в электронной базе; например, обеспечение подбора литературы по запросам читателей при помощи картотек по тифлологии;

-     активизацию работы по расширению и содержательному обогащению среды общения незрячих и слабовидящих на культурно-образовательной и профессиональной платформах: проведение диспутов, подготовка «говорящих журналов», конференций по историко-литературным, социально-культурным, общественным и оздоровительным проблемам;

-     создание сетевых путей взаимодействия библиотек как социального института культуры с образовательными и научными центрами, занимающимися исследованиями подготовки специалистов, педагогов, специалистов сопровождающих служб для работы с лицами, имеющими сенсорно-моторные нарушения и другие ограничения жизнедеятельности.

Постоянное совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения инвалидов образованием, сферы культурно-образовательных услуг и создания безбарьерной среды способствует удовлетворению и развитию у данной категории населения новых потребностей, формируемых в условиях информационного общества. В связи с этим возрастает социально-культурная роль концентрации информационных ресурсов для слепых и слабовидящих. Одним из мест подобной концентрации становятся современные библиотеки для незрячих и слабовидящих, которые стремятся сегодня к достижению международных стандартов обслуживания лиц с различными ограничениями жизнедеятельности. Продемонстрируем это на примере Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих, которая отличается длительной и славной историей, соединяющей «век настоящий с веком минувшим»1.

Библиотека располагается на Петроградской стороне в исторической части города, в зданиях, представляющих историко-культурную ценность и находящихся в охранной зоне архитектурной застройки XIX века. Главное здание было построено в 1881 г. по проекту архитекторов А. А. Зографа и А. И. Аккермана и находилось в ведении «Общества вспоможения бедным», которое имело отделение для малолетних незрячих воспитанников. В1888 г. были возведены трехэтажные лицевые корпуса Дома Трудолюбия и женской профессиональной школы. В память о «чудесном спасении Императорской Семьи 17 октября1888 г.» при Доме Трудолюбия было решено соорудить домовую церковь. Необходимость создания церкви объяснялась возросшим количеством «призреваемых, особенно престарелых женщин и малолетних детей». Торжественное освящение храма состоялось 11 октября1890 г. в присутствии о. Иоанна Кронштадтского. В создании икон для храма принимали участие такие известные мастера, как И. Е. Репин, В. М. Васнецов М. Л. Щербатов, М. П. Клодт и др. Цветные стекла для витражей 12 окон церкви были изготовлены на зеркальной фабрике В. Оффенбаха.

Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых стала правопреемницей библиотек учреждений для слепых дореволюционного Петербурга. Она была основана 7 января 1927 г., именно тогда, Постановлением Петросовета в здании по ул. Стрельнинская, д. 11, был открыт Клуб для слепых, а нем – библиотека рельефных изданий.

Сегодня на базе библиотеки работают:

  1. Отдел индивидуального обслуживания.
  2. Отдел внестационарного обслуживания.
  3. Отдел обслуживания.
  4. Информационно-библиографический отдел.
  5. Тифлологический отдел.
  6. Детский отдел.
  7. Отдел обработки и комплектования фондов.
  8. Отдел книгохранения.
  9. Отдел автоматизации информационных и библиотечных процессов.
  10. Информационный компьютерный центр.
  11. Издательский отдел.
  12. Отдел развития.
  13. Надомный абонемент.

Наряду со всеми традиционными отделами, которые должна иметь региональная библиотека современного уровня, в ней значительное место занимает музей, раскрывающий основные этапы становления и развития образования слепых и слабовидящих в России с начала XIX в. Руководит библиотекой Ольга Юрьевна Устинова.

Как известно, одной из важнейших задач социальной и социокультурной деятельности выступает развитие внутренних резервов личности. В связи с этим чрезвычайно важно привлечь человека с проблемами в развитии к активной, плодотворной, созидательной деятельности, приносящей удовлетворение и даже успех в обществе. На решение этих задач ориентирована работа всех отделов библиотеки, но первостепенную роль, в данном случае, играют два отдела.

Тифлографический отдел (заведующая − Любовь Алексеевна Высоцкая) дает представление обо всем объеме образовательной и социокультурной деятельности, организуемой для читателей. О задачах и содержании предлагаемых направлений активности для разных возрастных групп (причем содержание дается в социокультурном контексте), специфических формах работы с учетом компенсаторных возможностей читателей, а также о различных видах традиционных и информационных технологий. Основой его работы стал уникальный фонд, который начал складываться с 1961 г. и в который вошли тифлологические коллекции незрячего профессора Б. И. Коваленко и выдающегося деятеля ВОС Э. Я. Галвина. В отделе хранится коллекция Брайлевских журналов, начиная с 1895 г., редкая коллекция произведений незрячих авторов, представлены первые издания для слепых и слабовидящих, книги, издаваемые для них, еще до открытия рельефно-точечного шрифта Луи Брайля и ставшие сейчас библиографической редкостью (рис. 1, 2).

 

       

 

Рис. 1. Из фонда старинных изданий тифлографического отдела

 

 

 

Рис. 2. Номер журнала «Русский слепец» 1888 г.

 

Особое внимание уделяется литературе, посвященной проблемам духовно-нравственной работы в обществе XIX − начала XX в. по привлечению внимания к проблемам незрячих и осуществлению реальных инициатив. Примером могут служить материалы о деятельности Константина Карловича Грота по активизации научного потенциала и общественных усилий в целях создания условий для развития образования, культуры, социальной направленности в отношении слепых. В строительстве школ, мастерских, центров для оказания помощи и развития самостоятельности незрячих и слабовидящих во II половине XIX в. включалось большое число энтузиастов, заложивших не только практический опыт работы, но и исследовательские подходы к изучению и всестороннему развитию в России лиц с проблемами зрения.

Большой объем имеющихся в отделе материалов, направленных на развитие тактильных возможностей незрячих и слабовидящих, раскрывает пути совершенствования всесторонних знаний об окружающем мире и способствует их образовательной и социальной адаптации. К сожалению, приходится констатировать, что современные читатели, педагоги, преподаватели, специалисты сопровождающих служб проявляют недостаточно внимания к работам дореволюционного периода. Вместе с тем научный и практический потенциал исследований XIX − начала XX в. мог бы служить основанием для уточнения и обогащения научных гипотез в области обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. Так, труды А. И. Скребицкого по вопросам образования незрячих, появившиеся в последней трети XIX в., чрезвычайно актуальны и сегодня, когда в мире и в нашей стране рассматриваются вопросы инклюзивного образования, формируется разнообразный опыт совместного обучения детей с проблемами зрения с детьми, имеющими нормальные показатели зрения. Точка зрения этого ученого на воспитание, обучение, создание дидактических и методических условий для совместной деятельности детей остается справедливой и по сей день [2, 3].

В информационно-библиографическом отделе систематически осуществляется подбор литературы по запросам читателей с помощью картотеки по тифологии, которая в библиотеке начала создаваться с 1961 г. Формирование электронной версии картотеки началось в 1999 г. по программе БИПС «Эхо», с 2002 г. продолжилось формирование картотеки в АБИС «Руслан», в 2005 г. было принято решение о ретроконверсии всей картотеки Тифлоотдела. В настоящее время картотека насчитывает свыше 30 000 тысяч карточек. В дальнейшем планируется представление картотеки в полном объеме в электронном каталоге на сайте библиотеки.

Большое внимание в работе библиотеки уделяется не только оказанию информационных услуг [4], но также организации досуга посетителей библиотеки, помощи в их социализации и даже в трудоустройстве. Для клиентов библиотеки устраивают «Музыкальные вечера на Стрельнинской» с участием профессиональных музыкантов, в том числе инвалидов по зрению, при этом данный проект подразумевает также издание нот, выполненных шрифтом Брайля. Популярным проектом является «Кино на равных», в рамках которого демонстрируют кинофильмы с тифлокомментариями, благодаря чему удается приобщить слепых и слабовидящих граждан к такому виду искусства, как кино, при этом важной частью проекта является создание тифлокомментариев. Также среди клиентов библиотеки популярно литературное объединение незрячих поэтов «РОТНДА», объединение «Азы духовной культуры», в рамках которого проходят встречи с интересными людьми.

Большим вкладом библиотеки в социализацию незрячих и слабовидящих граждан является организация творческих выставок работ художников и скульпторов, имеющих проблемы со зрением. Они не только устраивают подобные выставки, но и освещают их как на сайте библиотеки, так и с помощью городских СМИ, тем самым привлекая внимание общественности к творчеству слепых и слабовидящих людей.

В настоящее время библиотека объективно поставлена в такое положение, когда она оказывает системное влияние на образование не только лиц с проблемами зрения, но и на широкий пласт специалистов, общественных сил, волонтеров в области развития и удовлетворения широких образовательных интересов. Одно из важнейших направлений работы – оказание методической и консультационной помощи библиотекам-филиалам РГС СПб и специализированным библиотекам для незрячих и слабовидящих Северо-Западного региона. Деятельность основных отделов, и особенно тифлологического отдела, также тесно связана с общественными организациями инвалидов (ВОИ и ВОС), Ассоциацией родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, органами социальной защиты, специальными учебными заведениями, организациями, занимающимися подготовкой кадров для лиц с ограничениями жизнедеятельности.

В деятельности библиотеки отражена связь научных и практических поисков в данной области в контексте основных европейских тенденций и достижений российских исследователей. Фонд библиотеки представляет разные направления развития психологии, специальной педагогики, общей педагогики, андрогогики, дефектологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики, социальной работы и др. и таким образом представляет большой интерес и для самих лиц с проблемами зрения, и для специалистов сферы образования и сопровождения данной категории граждан [5].

В связи с тем, что регулярно библиотека выполняет систему работ по ознакомлению специалистов с ее потенциалом и возможностями его использования, сотрудниками библиотеки отрабатываются модели взаимодействия специалистов и учащихся различных уровней и видов образования. Начиная с 2003 г., для студентов 3-го и 4-го курсов СПб государственного института психологии и социальной работы проводятся выездные занятия, на которых они получают знания научного и практического уровня о социокультурной и образовательной работе с незрячими и слабовидящими на базе основных отделов библиотеки: тифлоотдела и отдела информационных технологий. У всех студентов занятия вызывают большой интерес, и многие выбирают темы курсовых и дипломных работ, связанных с организацией социальной и социокультурной помощи слепым и слабовидящим. Остановимся на основных этапах реализации модели проведения занятий со студентами на базе библиотеки, апробированных нами в 2003−2015 гг.

1. Предварительный этап, в процессе которого преподаватель, проводящий занятия, разрабатывает вместе со специалистом библиотеки программу его совместной работы с учебной группой.

2. Непосредственное знакомство учебной группы с библиотекой и специалистом, который проводит занятие. Слушателей знакомят с задачами и направлениями работы библиотеки, ее отделами и услугами, которые оказываются не только лицам с проблемами зрения, но и широкому кругу читателей.

3. Проведение занятий на базе тифлоотдела. Как правило, здесь предусматривается квалифицированная лекция культурно-исторического содержания, раскрывающая систему работы отдела с незрячими и слабовидящими на протяжении XIX−XX вв. с показом редких книг, материалов учебно-методических пособий для работы с данной категорией лиц. Слушатели наглядно могут убедиться в динамике развития шрифтов для незрячих, печатных и наглядно-учебных материалов для обучения и воспитания людей с проблемами зрения. Уделяется особое внимание технике Л. Брайля, которая открывает для незрячих и слабовидящих путь для знакомства с миром литературы, культуры, науки, способствуя раскрытию внутренних резервов личности.

4. Проведение занятий на базе компьютерного отдела (заведующая − Татьяна Клементьевна Румянцева) делает для студентов очевидным тот факт, что развитие компьютерных технологий открыло уникальные перспективы для слепых людей по предоставлению им информации. Используя специальную тифлотехнику, незрячие люди могут выполнять такие задания, как создавать и обрабатывать тексты, читать плоскопечатную литературу, переводить обычные тексты в Брайль, пользоваться различными базами данных, электронной информацией и Интернетом. Все это дает возможность слепым специалистам изучать профессию секретаря, переводчика, программиста, журналиста, юриста и др. Инвалид по зрению получает доступ к компьютеру либо через брайлевский дисплей, либо через синтезатор речи. Также существует специальное программное обеспечение, обеспечивающее ему возможность самостоятельно работать с такой техникой. В библиотеке посетители имеют возможность пользоваться такими видами тифлотехники, как: брайлевский принтер, брайлевский дисплей, стационарный и портативный увеличители, читающая машина, тифло и дейзи плееры.

5. Посещение музея истории образования слепых и слабовидящих, где представлена динамика развития печатной продукции для лиц с проблемами зрения. Музей имеет уникальный материал об энтузиастах, посвятивших свою жизнь организации образования и социальной помощи слепым людям (рис. 4).

6. Подведение итогов проводится как на базе библиотеки, где студенты высказывают свое мнение о существующем опыте организации социокультурной деятельности для слепых и слабовидящих и отдельных аспектах этой работы. Одним из заданий для всех студентов является письменная работа с анализом комплексной деятельности библиотеки по вопросам социализации и интеграции инвалидов в общество.

Приведем высказывания некоторых студентов Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы:

-     Смотря на волю и силу духа этих людей и тех, кто их поддерживает, хочется пожелать и здоровым людям быть небезразличными к таким проблемам и не проходить мимо. Ведь они такие же, как и все мы, только им встретились трудности в жизни, и почему бы не протянуть руку помощи, если есть такая возможность (Артур З.).

-     Инвалиды по зрению – это большая категория клиентов для социальной работы, поэтому для нас как будущих работников данной сферы было необходимо и очень полезно посетить библиотеку для слепых и слабовидящих (Алексей Б.).

-     Я очень довольна, что посетила Санкт-Петербургскую государственную библиотеку для слепых и слабовидящих. Я узнала очень много нового об истории тифлологии, о потребностях людей с проблемами зрения, о том, как правильно работать с ними. Главное, это относиться к ним как к равным, быть вежливым и дружелюбным. Инвалиды по зрению – это большая категория клиентов социальной работы, поэтому для нас как будущих работников данной сферы было необходимо и очень полезно посетить библиотеку для слепых и слабовидящих (Анастасия Ц.).

-     Благодаря таким встречам и такому общению удается больше понять таких людей, их потребности, сложности, ограниченности при познании окружающего мира, но, при этом, их разум, интеллект, талант, возможности, желание бороться. Бороться до конца за то, что они ничем не хуже окружающих! И хочется верить в то, что и окружающие готовы поддерживать стремления таких людей, их веру в себя, в окружающих, в их невероятную жизнь и в то, что все мы равны и одинаково по-своему прекрасны (Дарья Ш.).

-     Не могу не вспомнить момент, когда при общении со слабовидящим сотрудником библиотеки он в процессе разговора с другим сотрудником, не имеющим проблем со зрением, сказал: «Не стоит записывать человека в слепые. Если он имеет хотя бы остаточное зрение, он еще не слепой». Лично мне эти слова его показались настолько эмоциональными! В них чувствовался некий протест, протест против того, чтобы таких людей, как он, считали в чем-то хуже остальных, «записывали в слепые», тем самым признавая его ограниченность (Дарья Ш.).

-     Посещение библиотеки было очень интересным и занимательным и показало, что в стране занимаются проблемами слепых и это позитивный настрой (Артур З.).

Подобные отзывы свидетельствуют об огромном воспитательном влиянии библиотеки на развитие гуманистической направленности молодого поколения и будущих специалистов социальной сферы.

 

 

 

Рис. 4. Посетители музея истории образования  слепых и слабовидящих

 

К современным стандартам обслуживания лиц с проблемами зрения стремятся все специальные библиотеки, особенно регионального уровня, в соответствии с задачами модернизации учреждений культуры. В качестве примера можно привести Карельскую республиканскую библиотеку для слепых, которая является преемницей Петрозаводской городской библиотеки для слепых № 11, созданной в 1959 г. и единственной в республике специализированной библиотекой, обслуживающей незрячих и слабовидящих граждан. Сегодня это региональный центр по обслуживанию инвалидов по зрению, методический и координационный центр для библиотек республики и общественных организаций по работе с инвалидами2. Новые направления и формы обслуживания слепых и слабовидящих находят свое отражение в Кабардино-Балкарии и других республиках. Так, Государственная республиканская специальная библиотека для слепых в г. Нальчике обслуживает не только лиц с проблемами зрения, но и достаточно широкий круг читателей-инвалидов. Директор библиотеки Жанна Мухамедовна Хамбохова осуществляет руководство всеми сферами деятельности, что позволяет библиотеке выступать в качестве центра образования и распространения современной информации. Библиотека сформирована как многофункциональный центр. Обслуживание в читальном зале, на абонементе, комплектование, научно-методическая и культурно-массовая работа − все это позволяет осуществлять учебно-просветительскую, социально-реабилитационную, психолого-педагогическую и информационную функции. В библиотеке усовершенствованы рабочие места для читателей с проблемами зрения, которые сегодня оснащены брайлевской клавиатурой и синтезаторами речи, что гарантирует свободный доступ к информации. Уделяется внимание тифлографическим пособиям. Собрана тифлографическая литература, проводится пропаганда современных знаний во время лекций, экскурсий и массовых мероприятий. Читаются лекции и готовятся концерты к литературным датам (например, к юбилею М. Ю. Лермонтова, В. Тушновой и др.). Организуется помощь незрячим обучающимся: школьникам, студентам, лицам, повышающим квалификацию, и т. д. Библиотекарь Ирина Сарабиевна Мафедзева, инвалид I группы по зрению, организует мероприятия, направленные на связь поколений. Незрячие читатели приходят на них с членами своих семей, при этом и дети, и взрослые выступают с литературными и музыкальными номерами. Старшее поколение участвует в массовых мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни, социально-правовым, социально-образовательным и культурным проблемам. Осуществляется индивидуальная и групповая работа, связанная с оказанием помощи в образовательном и социокультурном плане. Библиотека обслуживает все районы республики (Баксан, Чегем, Урух и др.). Знакомство с деятельностью подобных специализированных библиотек свидетельствует о наличии аналогичных тенденций и проблем в их работе.

Можно сделать вывод, что факторы, влияющие на объем и качество социобразовательных и социокультурных услуг для слепых, успешно действуют в реальной отечественной практике, хотя и выступают созидательным стимулом в разной мере. Например, одной из трудно решаемых проблем пока остается индивидуальная помощь незрячим и слабовидящим людям, связанная с их передвижением, доступом к очагам культуры и образования. Но главное − это многоаспектное развитие социообразовательного и культурного потенциала специализированных библиотек и их постоянных читателей. Одним из достижений последних лет стала тенденция развития многофункциональности библиотек как социокультурных, образовательных и просветительных центров с разнообразными видами деятельности, направленными на разные категории населения; на связь с другими социальными институтами, позволяющими комплексно решать проблемы лиц с ограничениями зрения. Успешный опыт обучения, просвещения, организации досуга инвалидов по зрению, повышения квалификации специалистов, работающих с данной категорией, свидетельствует о способности библиотек для слепых и слабовидящих обеспечить разные этапы, сферы и виды непрерывного образования.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (28 декабря 2013 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166044/
  2. Высоцкая Л. А. Шаг навстречу, взаимодействие Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих с учреждениями, участвующими в подготовке специалистов в области реабилитации и образования инвалидов // Развитие профессиональной компетентности специалистов в области реабилитации и образования инвалидов / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб.: Изд-во ООО «СПб СРП «Павск» ВОГ», 2012. С. 184−186.
  3. Высоцкая Л. А. Особенности социокультурной реабилитации инвалидов по зрению в условиях Санкт-Петербургской библиотеки для слепых и слабовидящих / Совершенствование общего и профессионального образования инвалидов в процессе их реабилитации / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб., 2014. С. 82−83.
  4. Волкова И. П. Социально-психологические проблемы адаптации инвалидов по зрению к условиям современной информационной среды // Совершенствование общего и профессионального образования инвалидов в процессе их реабилитации / науч. ред. С. С. Лебедева.  СПб., 2014. С. 19−21.
  5. Кантор В. З. Кадровое обеспечение образования и психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт и перспективы. Совершенствование общего и профессионального образования инвалидов в процессе их реабилитации / науч. ред. С. С. Лебедева. СПб., 2014. С. 11−14.

 




Просмотров: 6315; Скачиваний: 885;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2809