ЗАВАДСКАЯ, А. В. TELEGRAM-КАНАЛ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Непрерывное образование: XXI век. – 2025. – Т. 13. №1. − DOI: 10.15393/j5.art.2025.10307


Т. 13. №1.

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.147

TELEGRAM-КАНАЛ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ЗАВАДСКАЯ Анастасия Викторовна
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка
Оренбургский государственный медицинский университет
(г. Оренбург, Российская Федерация)
a.v.zavadskaya@gmail.com
Ключевые слова:
русский язык как иностранный
язык специальности
самостоятельная работа
медицинский вуз
Telegram-канал
речевая деятельность.
Аннотация: преподаватели лингвистических дисциплин отмечают низкую мотивацию к изучению иностранных языков у студентов медицинских университетов. Самостоятельной работе, которой отводится до 30 % часов, заложенных на изучение дисциплины, как правило, студенты не уделяют должного внимания. Для повышения мотивации приходится искать альтернативные варианты обучения, в том числе и новые способы организации самостоятельной работы. Одним из них является привлечение ресурсов мессенджера Telegram. Изучив образовательный потенциал данной платформы, автор разработал систему самостоятельной работы для иностранных студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный в профессиональных целях (язык специальности). В статье представлен комплекс заданий, направленных как на аспектное изучение языка, так и на развитие коммуникативных навыков в различных видах речевой деятельности. В частности, автором предлагается система работы по обучению и закреплению медицинской лексики и грамматики, характерных для медицинского дискурса. Также в статье демонстрируются различные варианты заданий, направленных на развитие навыков рецептивных (чтение и аудирование) и продуктивных (говорение и письмо) видов речевой деятельности. Автор делает вывод о том, что предложенная система работы в рамках ведения Telegram-канала повышает мотивацию иностранных студентов к изучению языка специальности и делает более эффективной самостоятельную работу. Описанные формы работы могут быть использованы и при обучении другим иностранным языкам студентов различных направлений подготовки.
Статья поступила: 27.11.2024; Принята к публикации: 10.02.2025; Размещена в сети: 25.03.2025.

TELEGRAM CHANNEL AS A MEANS OF ORGANIZING SELF-STUDY IN TEACHING THE LANGUAGE FOR SPECIAL PURPOSES TO STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

ZAVADSKAYA Anastasia V.
PhD of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian Language
Orenburg State Medical University
(Orenburg, Russian Federation)
a.v.zavadskaya@gmail.com
Keywords:
Russian as a foreign language
language for special purposes
self-study
medical university
Telegram channel
speech activity.
Abstract: teachers of linguistic disciplines note low motivation to study foreign languages among students of medical universities. As a rule, students usually do not pay due attention to self-study, which accounts for up to 30 % of the hours allocated for studying the discipline. To increase motivation, it is necessary to look for alternative learning options, including new ways of organizing self-study. One of them is to attract the resources of the Telegram messenger. Having studied the educational potential of this platform, the author has developed a system of self-study for foreign medical students studying Russian as a foreign language for professional purposes (the language for special purposes). The article describes a set of tasks aimed at both the aspect of language learning and the development of communication skills in various types of speech activity. In particular, the author proposes a system of work on teaching and consolidating medical vocabulary as well as grammar specific for medical discourse. The article also demonstrates various options for tasks aimed at developing the skills of receptive (reading and listening) and productive (speaking and writing) types of speech activity. The author concludes that the proposed system of work within the framework of the Telegram channel management increases the motivation of foreign students to study the language for special purposes and makes self-study more effective. The described forms of work can also be used in teaching other foreign languages to students of various fields of study.
Paper submitted on: 27.11.2024; Accepted on: 10.02.2025; Published online on: 25.03.2025.

Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса в вузе. При изучении иностранного языка ей должно уделяться больше времени, чем при изучении других дисциплин социально-гуманитарного блока, что связано с необходимостью повторения лексико-грамматического материала, изученного на занятии, запоминания новой лексики, работы с текстами, аудио-, видеоматериалами. Однако преподаватели лингвистических дисциплин в неязыковых вузах сталкиваются с проблемой низкой мотивации студентов к изучению иностранного языка. К примеру, Е. В. Кузнецова, М. В. Смирнова указывают, что обучающиеся вузов «не стремятся уделять достаточное количество времени на подготовку к занятиям» [1, с. 71], объясняя данный факт тем, что студенты не видят связи «языкового образования... с будущей профессиональной деятельностью» [1, с. 71].

Низкая мотивация отмечается также и при изучении языка для профессиональных целей, или языка специальности, под которым понимается «совокупность всех языковых средств, которые применяются в ограниченной специальностью сфере коммуникации в целях обеспечения взаимопонимания занятых в этой сфере людей»  [2, с. 419].

Овладение языком для профессиональных целей невозможно без систематической самостоятельной работы, которая должна быть четко и последовательно организована преподавателем. Одним из способов организации самостоятельной работы в современных условиях является привлечение различных интернет-ресурсов, социальных сетей и мессенджеров, что отражает одно из направлений технологии обучения m-learning, предполагающей организацию учебного процесса с использованием мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков [3, c. 99]. Л. В. Скорова, А. С. Мягченко указывают на ряд преимуществ технологии мобильного обучения, среди которых «равный доступ к образованию, индивидуализация обучения, быстрая обратная связь и оценка результатов, обучение в удобное время и удобном месте, поддержка самостоятельной работы» [4, с. 37].

Ранее мы показывали возможности платформы wordwool [5], социальных сетей Instagram (в настоящее время запрещена на территории РФ) и ВКонтакте при изучении русского языка студентами-медиками [6]. В последние годы в России набирает популярность приложение Telegram, представляющее собой «мессенджер для обмена данными между пользователями, позволяющий вести приватную или групповую беседу, подписываться на каналы, создавать конференции»1. О популярности данного мессенджера свидетельствуют статистические данные: так, в июле 2024 г. количество пользователей Telegram составило 90 миллионов человек по всему миру2. Кроме того, именно Telegram является приоритетной и рекомендованной для внутреннего использования платформой в большинстве высших учебных заведений РФ.

Несмотря на то что Telegram не является образовательным ресурсом, «технический функционал данной платформы делает ее оптимальной для поддержки образовательного процесса» [7, c. 143]. Т. А. Глебович, А. Д. Новикова, проведя анализ образовательных Telegram-каналов, указывают на несомненные преимущества Telegram перед социальными сетями. Так, в Telegram-канале «пользователь не теряется среди огромной ленты новостей, где образовательный контент перемешан с развлекательным. Основными особенностями подачи контента в образовательных каналах являются... небольшая степень мультимедийности и максимальная персонализированность» [8, с. 63].

Обращение к возможностям Telegram при реализации учебного процесса со стороны преподавателей различных дисциплин свидетельствует о том, что данный информационный ресурс обладает рядом дидактических возможностей. В имеющихся на сегодняшний день работах описываются особенности использования данной платформы при обучении химии [9], музыке [10], латинскому языку [11], английскому языку [1, 1215] и русскому языку как иностранному [16].

Э. А. Азимов, Н. В. Кулибина, рассматривая лингводидактический потенциал различных социальных сетей в практике преподавания РКИ, отмечают в том числе и возможности платформы Telegram [17]. Однако в статье «Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному» они представляют результаты анализа Telegram-каналов, ориентированных на преподавателей РКИ.  В статье других авторов [18] также представлен анализ Telegram-каналов, целевой аудиторией которых являются преподаватели.

Работ, в которых рассматривались бы возможности использования Telegram-канала при обучении русскому языку как иностранному студентов медицинского вуза, мы не встретили. Все вышесказанное обусловливает актуальность настоящего исследования.

Цель данной статьи – продемонстрировать лингводидактические возможности мессенджера Telegram при организации самостоятельной работы иностранных студентов медицинского вуза в рамках изучения языка для профессиональных целей. Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:

  • теоретически обосновано использование Telegram-канала в организации самостоятельной работы при обучении русскому языку как иностранному для профессиональных целей;
  • выявлены технические возможности платформы Telegram для решения образовательных задач;
  • разработана и апробирована система работы по изучению и закреплению лексико-грамматического материала, формированию репродуктивных и продуктивных видов речевой деятельности посредством использования Telegram-канала.

 

Новизна исследования заключается в том, что нами впервые была представлена система работы через Telegram-канал при обучении русскому языку как иностранному для специальных целей студентов, получающих высшее медицинское образование.

О. Н. Манапова, М. С. Подин отмечают преимущества использования мессенджеров в учебном процессе, наиболее существенным из которых, на наш взгляд, является возможность «не только хранить, но и создавать цифро­вой контент, а также делиться им; в конечном счете обучающиеся участвуют в процессе создания знаний и обмена ими» [19, с. 55]. Чтобы максимально эффективно использовать платформу Telegram, необходимо помнить о тех ее возможностях, которые представляют интерес для учебного процесса. Рассмотрим их подробнее.

  1. Telegram позволяет создавать, размещать и хранить неограниченное количество времени текстовые записи (посты), изображения, аудио-, видеоматериалы.
  2. Telegram-канал дает возможность получать обратную связь через комментарии, которые могут представлять собой текстовые или голосовые сообщения.
  3. Администратор Telegram-канала может создавать опрос, внешне напоминающий собой тест (имеется описание и варианты ответов). В случае выбора режима викторины появляется возможность заложить правильный вариант ответа, а также дать пояснения к другим, неправильным, вариантам.
  4. Использование системы хэштегов позволяет быстро и легко находить нужный материал, опубликованный на канале в разное время.
  5. Платформа Telegram оснащена возможностью онлайн-трансляций, способствующих общению и обсуждению учебной информации в режиме реального времени.

Данные возможности платформы Telegram, по мнению О. Д. Проскурнич, позволяют преподавателю представить информацию в рамках Telegram-канала «как некий учебно-методический комплекс, структурировав его содержание с учетом образовательных запросов обучающихся» [11, с. 242].

Ведение Telegram-канала помогает решить ряд педагогических задач, в числе которых Е. В. Кузнецова, М. В. Смирнова  называют стимулирование студентов к изучению иностранного языка; активизацию самостоятельной работы, создание возможностей для самосовершенствования в изучаемом языке, а также способ разнообразить учебные материалы [1, с. 75].  Для организации и систематизации внеаудиторной работы студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, нами был создан Telegram-канал «РКИ_for_medical_students». Наполнение и логика подачи материала соответствовали учебно-методическому комплексу дисциплины «русский язык как иностранный», разработанному преподавательским составом кафедры русского языка Оренбургского государственного медицинского университета. Обучение русскому языку как иностранному для специальных целей проводится на втором курсе в течение двух семестров и заканчивается экзаменом.  

Материал изучаемой дисциплины разделен на два модуля: 1) «Обозначение объекта и его характеристик в русском языке»; 2) «Процесс и его характеристики». Каждый из них включает ряд тем, среди которых: «Обозначение компонентного состава предмета», «Обозначение формы объекта», «Выражение функции объекта» (модуль 1); «Стадиальность процесса», «Обозначение обусловленности процесса», «Обозначение роли и значения процесса» (модуль 2) и др. Все занятия построены на основе лексико-грамматического подхода, т. е. новый лексический материал вводится в рамках изучаемой грамматической темы. К примеру, при изучении темы «Сравнение объектов» новые грамматические конструкции предлагаются на основе лексики по теме «Кишечник». Это связано с тем, что отбор учебного материала должен осуществляться в соответствии с критериями профессиональной значимости, а на занятиях должны выполняться практикоориентированные задания [20, с. 1294].

Использование нами Telegram-канала имело цель помочь студентам систематизировать изученный материал, а также способствовать самостоятельному его изучению в случае пропуска занятий. Поэтому наполнение канала осуществлялось в соответствии с темой занятий и их содержанием. Прежде чем приступить к ведению Telegram-канала, мы изучили общие рекомендации, предъявляемые к контенту. Так, одним из главных требований является небольшой объем публикуемых сообщений. На это указывают Б. А. Низомутдинов, А. Б. Углова, И. М. Богдановская, которые в результате анализа образовательных telegram-каналов заметили, что «telegram-каналы с высоким рейтингом в основном публикуют достаточно короткие сообщения (18 % контента – посты до 500 знаков), в то время как контент telegram-каналов с низким рейтингом достаточно разноформатный, чаще публикуются объемные сообщения» [7, с. 146].

Что касается наполнения канала, то существует мнение, что оно должно включать в себя такие типы контента, как вовлекающий, мотивационный, информационный, обучающий, репутационный [1, c. 73]. Однако мы не согласны с таким подходом. Telegram-канал, созданный с целью организации самостоятельной работы студентов, на наш взгляд, должен содержать материалы только обучающего характера, поскольку любой другой контент будет способствовать переполнению группы вторичной информацией, что в итоге затруднит поиск и восприятие главной, учебной, информации.

Материал, публикуемый в Telegram-канале, может быть направлен как на аспектное изучение языка, так и на формирование различных видов речевой деятельности. Поскольку обучение языку специальности ведется на продвинутом уровне владения РКИ, то у студентов должны быть сформированы фонетические и фонематические умения и навыки. Поэтому изучение фонетики в рамках Telegram-канала не предполагается.

Лексическая работа была реализована нами путем введения новой лексики и ее закрепления. Отметим, что принципиально важным моментом в обучении языку специальности является введение новой лексики только через лексико-тематические группы. Основным приемом семантизации в этом случае выступает наглядность. Именно поэтому новую лексику необходимо представлять в постах, сопровождающихся изображением того объекта, который демонстрирует изучаемую лексику (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Пример семантизации новой лексики с помощью наглядности 

Fig. 1. An example of new vocabulary semantization with visual aids

 

Дополнительным приемом семантизации может выступать перевод. Но следует помнить, что он будет удобен только в мононациональных группах (например, в индийских группах может осуществляться перевод на английский язык). При этом мы считаем приоритетным использовать прием наглядности при изучении конкретной лексики (например, внутренние органы, их компоненты). При изучении абстрактной лексики (симптомы заболевания, патологические состояния) либо лексики одной тематической группы, называющей близкие понятия, напротив, перевод будет выступать более предпочтительным (рис. 2).

 

Рис. 2. Пример семантизации новой лексики с помощью перевода 

Fig. 2. An example of new vocabulary semantization with translation

 

Однако гораздо больше возможностей представляет Telegram-канал для закрепления новой лексики. Оно может быть проведено в формате привычного студентам тестирования, когда предлагается вопрос и несколько вариантов ответа. При этом можно предложить студентам задания с опорой на наглядность (рис. 3) или использовать только текстовую часть. Например: «Назовите отделы поджелудочной железы», «Выберите слова, называющие компоненты верхней конечности», «Укажите компоненты сердечно-сосудистой системы» и т. п.

 

Рис. 3. Закрепление лексики с помощью тестов с опорой на наглядность 

Fig. 3. Vocabulary consolidation with tests based on visual aids

 

Помимо тестов для закрепления, могут быть использованы задания открытого типа, когда студентам требуется записать ответ, а не выбирать из ряда предложенных. Например, «Напишите названия оболочек глаза», «Что входит в состав грудной клетки?», «Что образует орган обоняния?» и т. п. (рис. 4).

 

 

 

Рис. 4. Закрепление лексики путем заданий открытой формы 

Fig. 4. Consolidation with open-ended tasks

 

Преподавателю – администратору Telegram-канала видны ответы, которые дают студенты. Полученные результаты могут быть использованы им для анализа степени усвоенности лексического материала, а также понимания необходимости проведения корректировочной работы по той или иной теме.

При отработке грамматики мы рекомендуем использовать другую форму подачи материала – через видеозапись, видеосообщение либо аудиозапись, аудиосообщение. Однако лучше всего применять комбинированный способ предъявления грамматики: через видео-, аудиосообщение с текстовым описанием. Таким образом у студентов будут задействованы сразу два канала восприятия информации, что окажется более продуктивным. Также грамматический материал может быть представлен путем публикации на канале текстового поста (рис. 5), что напоминает собой классический вариант – объяснение в учебнике.

 

 

Рис. 5. Объяснение новой грамматики 

Fig. 5. New grammar material explanation

 

Система по закреплению грамматики подобна той, что была представлена нами при работе с лексикой. Так, благодаря заданиям тестовой формы можно проверить знание грамматических конструкций, глагольного управления, предложно-падежных форм именных частей речи и т. п. (рис. 6).

 

 

Рис. 6. Закрепление грамматики с помощью тестов 

Fig. 6. Grammar material consolidation with tests

 

Задания открытой формы можно разнообразить, используя в качестве опоры наглядность. При этом имеющаяся лингвистическая вариативность, выражающаяся в синонимических конструкциях, поможет избежать одинаковых ответов со стороны студентов. Примеры формулировок заданий: «Напишите, какие отделы включает в себя головной мозг», «Каковы причины карликовости» и т. п. (рис. 7). При выполнении первого задания студенты могут дать следующие ответы: «Головной мозг состоит из переднего, продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга. Головной мозг образован передним, продолговатым, задним, средним и промежуточным мозгом. Передний, продолговатый, задний, средний и промежуточный мозг составляют головной мозг. В состав головного мозга входят передний, продолговатый, задний, средний и промежуточный мозг» и др. Отвечая на второй вопрос, студенты могут написать «Причиной карликовости является недостаток гормона роста. Дефицит гормона рост приводит к карликовости. Карликовость вызвана дефицитом гормона роста» и др.

 

 

Рис. 7. Закрепление грамматики путем заданий открытой формы 

Fig. 7. Grammar material consolidation with open-ended tasks

 

Работа над развитием навыков репродуктивной речевой деятельности – аудированием и чтением – также может быть проведена с привлечением ресурсов мессенджера Telegram. Для этого преподавателем должен быть использован аудио-, видеоматериал. Аудиоматериал может представлять собой готовые аудиофайлы, загруженные в Telegram-канал, или представлен в формате голосовых сообщений, которые преподаватель может записывать и публиковать на канале. После прослушивания аудио студенты должны выполнить определенные задания, которые могут представлять собой систему тестов, или задания на самостоятельную запись ответа. Например, после просмотра видеофильма о строении пищеварительной системы можно предложить студентам написать ответ на вопрос: «Какую функцию выполняет желудок, кишечник, поджелудочная железа?».

При работе с большими текстами считаем возможным дать задание по составлению плана. Так, после знакомства с текстом «Орган слуха» можно попросить студентов составить конспект-план текста на основе изученных терминов. План, составленный студентом, может выглядеть следующим образом:

  1. Определение.
  2. Строение.
  3. Наружное ухо:

а) ушная раковина;

б) наружный слуховой проход.

  1. Среднее ухо

а) молоточек;

б) стремечко;

в) наковальня.

  1. Внутреннее ухо:

а) улитка;

б) вестибулярный аппарат.

  1. Функция.

 

Система заданий, направленных на развитие навыков продуктивной речи – письма и говорения, достаточно богата и разнообразна. Она может быть организована преподавателем в результате просмотра видеоконтента, прослушивания аудиозаписи, чтения текста.

Работа, направленная на развитие навыков письменной речи, включает в себя подготовительные и речевые задания. Подготовительные упражнения могут иметь следующий вид:

  1. Закончите предложение: «Поджелудочная железа образована...».
  2. Запишите функцию гипофиза, используя слова: гормон роста, альдостерон, лютропин.
  3. Дайте определение органу, используя слова: пища, желудок, выполнять функцию, брюшная полость, пищеварительная система, находиться, орган, переваривание.
  4. Сравните форму объектов, опираясь на информацию таблицы и изученные конструкции:

 

Отдел поджелудочной железы Форма
тело призматическая
головка крючковидная
хвост конусовидная

 

Речевые упражнения предполагают создание собственного текста. В рамках Telegram-канала отработка навыков говорения, по мнению В. О. Рейх, может быть реализована «посредством создания видеотрансляции. В процессе подготовки видеофрагмента и последующей обработки информации отрабатываются и проверяются умение говорения, фонетическая сторона речи» [7]. Продемонстрируем на примерах виды работ, предлагаемые нами студентам-медикам для отработки навыков устной профессиональной речи:

  1. Составление рассказа по плану.

Пример. Составьте рассказ о почках, опираясь на предлагаемый план.

План:

1. Определение.

2. Локализация.

3. Форма.

4. Строение.

5. Функция.

6. Количественная информация (длина, ширина, масса почки).

  1. Составление рассказа по рисунку.

Пример. Подготовьте рекомендации по профилактике атопического дерматита, опираясь на рисунки (рис. 8).

 

 

Рис. 8. Пример задания на составление рассказа по рисунку 

Fig. 8. Example of a task to compose a story based on a drawing

 

  1. Составление рассказа по конструкциям.

Пример. Составьте рассказ о причинах сахарного диабета, используя изученные конструкции (что является причиной чего; что вызвано чем; что приводит к чему).

Данный формат работы, в отличие от обычного прослушивания рассказа на занятии, имеет ряд преимуществ:

  1. Поскольку видеосообщение будет видно всем участникам Telegram-канала, его автор постарается допустить как можно меньше ошибок, будет несколько раз проговаривать заготовленный материал, прежде чем сделать видеозапись, что приведет к лучшему запоминанию лексики и использованных конструкций.
  2. Преподаватель может просмотреть видеосообщения студентов во внеурочное время, не затрачивая времени на данный вид работы во время занятия.
  3. Преподаватель может выборочно продемонстрировать на занятии те или иные видеосообщения с целью показать студентам самый интересный / оригинальный / грамматически верный рассказ.
  4. На занятии можно разобрать с группой студентов те или иные сообщения, содержащие ошибки, с целью их исправления.

Подводя итог, отметим, что одной из современных форм организации внеаудиторной работы студентов является привлечение ресурсов социальных сетей и мессенджеров. На сегодняшний день преподаватель может выбрать различные платформы для организации и проведения самостоятельной работы. Одной из платформ, которая может быть успешно применена при организации самостоятельной работы в рамках изучения русского языка как иностранного в медицинском вузе, является мессенджер Telegram. Благодаря тщательно спланированному ведению Telegram-канала преподаватель предоставляет возможность студентам повторить изученный на занятии теоретический материал, а также закрепить его, выполняя практические задания.

Технические возможности платформы Telegram позволяют создавать и загружать материал для проверки усвоения лексико-грамматических знаний, а также сформированности умений и навыков во всех видах речевой деятельности (чтении, говорении, аудировании, письме). Задания, размещенные на Telegram-канале, дифференцированы по уровню сложности: простые задания могут быть представлены тестами, позволяющими проверить лексику, грамматику, понимание текста и аудиоматериала; задания среднего уровня сложности, в которых требуется закончить предложение либо создать собственное, предполагают отработку лексико-грамматического материала, а также проверку навыков сформированности письменной речи; задания повышенного уровня сложности направлены на создание собственного текста как в письменной, так и устной форме (в формате видеосообщения).

В отличие от традиционной системы организации самостоятельной работы ведение Telegram-канала позволяет разнообразить предлагаемый материал, вводить его дозированно, получать обратную связь от студентов не только на занятии, но и во внеурочное время.

 

Список литературы

  1. Кузнецова Е. В., Смирнова М. В. Интеграция Telegram-канала в процесс обучения иностранному языку как фактор стимулирования познавательной активности студентов // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 2 (43). С. 70–76.
  2. Рябова А. М., Князева Ю. В. Проблемы обучения языку специальности студентов медицинских вузов // Язык. Общество. Медицина. Сборник материалов ХVII Республиканской студенческой конференции и ХIV Республиканского научно-практического семинара. Гродно, 2018. С. 419–421.
  3. Паскова А. А. Мобильное обучение в высшем образовании: технологии BYOD // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 4. С. 98–105. 
  4. Скорова Л. В., Мягченко А. С.  Telegram-канал как средство развития познавательной активности у подростков // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 17. № 4. С. 36–43.
  5. Завадская А. В. Особенности организации самостоятельной работы иностранных студентов медицинского вуза при изучении русского языка в условиях дистанта // Медицинское образование XXI века: информационные компьютерные технологии при подготовке медицинских кадров. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Витебск, 2021. С. 39–43.
  6. Завадская А. В., Исаева О. В., Слонь О. В. Лингводидактический потенциал социальных сетей при обучении русскому языку иностранных студентов медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2022. № 2-1. С. 256–268.
  7. Низомутдинов Б. А., Углова А. Б., Богдановская И. М. Автоматизированный кластерный анализ коммуникативных стратегий образовательных telegram-каналов // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2023. Т. 23. № 1. С. 142–149.
  8. Глебович Т. А., Новикова А. Д. Образовательный блогинг в telegram-каналах: концепции и формы репрезентации контента // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 3 (199). С. 57–70.
  9. Белых О. А. Образовательный контент мессенджера Telegram как инструмент повышения результативности образовательного процесса // Педагогический имидж. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 284–292.
  10. Остапчук Е. Н. Возможности использования платформы Telegram на уроке музыки в современной школе // Академическая наука как фактор и ресурс инновационного развития. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 72–76.
  11. Проскурнич О. Д. Telegram-канал – дистанционная образовательная площадка для преподавания и изучения латыни // Классические языки в современном профессиональном образовании. Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. Казань, 2022. С. 241–245.
  12. Виноградова А. Ю. Потенциал внедрения Telegram в процесс обучения английскому языку в вузе // Люди речисты. Материалы научно-практической молодежной блог-конференции. Ульяновск, 2021. С. 354–358.
  13. Михеева Ю. А. Образовательный потенциал сервиса Телеграм в обучении иностранным  языкам // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022. Т. 26 (4). С. 158–169.
  14. Чакрова А. В. Интеграция социальной сети Telegram в процесс обучения английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 249–252.
  15. Рейх В. О. Telegram как инструмент развития основных видов речевой деятельности в контексте преподавания и изучения иностранных языков [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2022. № 15. Электрон. дан. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=zuzglk (дата обращения 23.11.2024).
  16. Добровольская А. М. Образовательный потенциал интернет-платформы Telegram в обучении русскому языку как иностранному // Язык и культура: взгляд молодых. Материалы V Международной научно-практической конференции / под ред. В. И. Карасика. Москва, 2023. С. 202–204.
  17. Азимов Э. Г., Кулибина Н. В., Ван В. Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 133–147. 
  18. Анциферова О. В., Афанасьева Н. А., Ерофеева И. Н., Колесова Д. В. Телеграм-канал как средство lifelong learning для преподавателя РКИ // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2022. № 3. С. 31–38.
  19. Манапова О. Н., Подин М. С. Современные мессенджеры в учебном процессе профессиональной образовательной организации: сильные и слабые стороны // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 54–59.
  20. Филиппова О. В. Профессионально ориентированное обучение РКИ: способы презентации институционального дискурса // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.  С. 1294–2398.

 




Просмотров: 96; Скачиваний: 12;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2025.10307