Аверьянова, М. Н. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В ВУЗАХ / М. Н. Аверьянова, Н. Л. Кирт // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 4 (20). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3768


Выпуск № 4 (20)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.4

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В ВУЗАХ

Аверьянова Мария Николаевна
преподаватель кафедры психологии Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия)
averyanovamary@yandex.ru
Кирт Наталья Леонидовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия)
kirt_n@mail.ru
Ключевые слова:
инновационные образовательные структуры
непрерывное образование
преемственность образования
предуниверситарий
профилизация обучения
сетевое взаимодействие.
Аннотация: В статье рассматривается проблема преемственности школьного и вузовского образования, создания новой образовательной среды «Школа – Университет» в России. Данный обзор подготовлен в рамках проекта разработки модели и концепции инновационного образовательного комплекса «Университетская школа будущего 5.0» в Петрозаводском государственном университете. Целью работы является выявление форм, условий, особенностей и проблем реализации работы вуза со школьниками, направленной на подготовку учащихся к продолжению обучения на новом образовательном уровне. На основе анализа истории и современного состояния взаимодействия университетов со школами выделяются основные модели создания инновационных образовательных структур в вузах: подготовительные курсы, олимпиады, летние школы и интернет-школы, полноценные школы при вузах или предуниверситарии, профильные классы в базовых школах. Авторами представлены специфические характеристики, достоинства и недостатки каждой из моделей. Особое внимание в статье уделяется анализу процесса реализации проектов создания университетских школ. Обобщение имеющегося в России опыта позволяет определить общие черты и подходы в области профилизации обучения в условиях непрерывного образования в интегративной системе «школа-вуз».
Статья поступила: 09.10.2017; Принята к публикации: 10.11.2017; Размещена в сети: 22.12.2017.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN EXPERIENCE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL STRUCTURES CREATION INTHE SYSTEM "SCHOOL - UNIVERSITY"

Averyanova Maria N.
lecturer of the Chair of Psychology, Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
averyanovamary@yandex.ru
Kirt Natalia L.
Associate Professor of the Chair of Psychology, Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
kirt_n@mail.ru
Keywords:
innovative educational structures
continuing education (life-long learning education)
continuity of education
pre-university
profile of training
networking.
Abstract: The article considers the problem of continuity of school and university education, creation of a new educational environment "School - University" in Russia. This review was prepared within the framework of the project for developing the model and concept of the innovative educational complex "University School of the Future 5.0" in Petrozavodsk State University. The aim of the work is to identify the forms, conditions, peculiarities and problems of implementing the work of the university with schoolchildren, aimed at preparing students for continuing education at a new educational level. Based on the analysis of history and the current state of interaction between universities and schools, the main models for creating innovative educational structures in higher education are highlighted: preparatory courses, olympiads, summer schools and Internet schools, full-fledged schools at universities or pre-university, profile classes in basic schools. The authors present specific characteristics, advantages and disadvantages of each model. Particular attention in the article is given to the analysis of the process of implementing projects for the creation of university schools. The generalization of the existing experience in Russia makes it possible to determine common features and approaches in the field of profiling the education in conditions of continuing education in the integrative system "school-university".
Paper submitted on: 09.10.2017; Accepted on: 10.11.2017; Published online on: 22.12.2017.

Введение. Модернизация российского образования, основанная на лучших идеях современной педагогики и психологии, включая непрерывность и преемственность, порождает новые тенденции в высшем образовании.  В последние годы при университетах создаются школы (предуниверситарии), реализующие программы школьного образования и ориентированные на подготовку мотивированных абитуриентов, которые смогут сдать ЕГЭ с высокими результатами и поступить в вуз.

В статье 8 Федерального закона «Об образовании» описана система российского образования и определено, что она «представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов…» [5]. Преемственность является основным механизмом непрерывного образования. Тем не менее практика свидетельствует о том, что механизмы преемственности в отечественном образовании выражены достаточно слабо. Уровни российского образования дискретны и существуют фактически автономно друг от друга. Это касается не столько знаний, умений и навыков, сколько организации обучения и особенностей образовательной деятельности. Подобная ситуация приводит к тому, что учащиеся на каждом образовательном уровне вынуждены начинать обучение практически «с нуля». Имея довольно высокие баллы по ЕГЭ, вчерашние школьники приходят в университет зачастую совершенно не готовые к учебе в высшем учебном заведении. Естественно, что и у преподавателей также возникают проблемы, связанные с необходимостью тратить достаточно много времени и сил на адаптацию учащихся к новым условиям. Именно поэтому университеты чувствуют потребность в создании единого образовательного пространства, чтобы этот разрыв преодолеть. Решить эту проблему могут инновационные образовательные структуры при вузах, реализующие непосредственное взаимодействие между вузом и школой.

1. История вопроса. Нужно отметить, что сама идея создания подобных образовательных структур далеко не нова. В России первые попытки распространения в народе университетского знания относятся к 1870-м гг. и начались почти одновременно с Англией, где в1867 г. профессор Кембриджского университета Д. Стюарт прочитал в различных городах курс публичных лекций по астрономии, которые имели большой успех. В1876 г. было создано «Лондонское общество для распространения в народе университетского образования». Если говорить о России, то в1871 г. в Одессе члены Новороссийского общества естествоиспытателей читали систематические лекции. Затем и в других городах (Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Петербурге, Николаеве) начали проводить систематические лекционные курсы [1].

В СССР школы при университетах появились после Великой Отечественной войны. Это были профильные школы, где особое внимание уделялось определенным предметам. В подобные школы чаще всего набирали одаренных детей. Наибольшее распространение получили физико-математические школы. Так, в 1961 г. ленинградская школа № 239 первой получает статус физико-математической. В 1963 г. по постановлению Совета министров СССР в Москве, Киеве, Новосибирске и Ленинграде создаются четыре школы-интерната физико-математического профиля, каждая из которых прикрепляется к университету. Физматшкола при МИФИ (ФМШ № 542) была открыта 1 сентября 1982 г. В конце восьмидесятых появляются подобные школы и при других вузах – МЭИ, МВТУ, МАДИ и др. [2].

Попытки создать учебные заведения, подобные предуниверситариуму (как структурному подразделению вуза), были предприняты некоторое время назад в трех городах – в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Но, в связи с изданием закона, согласно которому учредителями общеобразовательных заведений могли быть только муниципальные власти, такие школы исчезли [3]. 

В последнее время в России наблюдается волна создания инновационных образовательных структур в вузах. Каждый университет выбирает свой путь, исходя из имеющегося опыта, традиций, возможностей и региональных особенностей. Можно выделить несколько моделей создания подобных структур при вузах России.

2. Вариативность практики создания инновационных структур в системе «вуз − школа». Первая и самая отработанная  модель – организация различных курсов при университете. Подобные курсы чаще всего открываются с целью профориентации и подготовки к поступлению в вуз. Программы курсов основываются на программе общеобразовательных школ, а главным контингентом выступают старшеклассники. В настоящее время эти курсы чаще всего ориентированы на подготовку к ЕГЭ. Идея заключается в том, что учащимся достаточно сложно подготовиться к ЕГЭ в рамках школьной программы, а задания уровня повышенной сложности требуют более глубоких знаний и расширенного кругозора. Такие знания дают на курсах при вузах. Основная проблема такой модели – это загруженность учеников, особенно старших классов. Поэтому достаточно часто курсы при вузах проводятся дистанционно, что является безусловным преимуществом в плане экономии времени и реализации индивидуального подхода в обучении.

Также актуальной остается еще одна традиционная модель работы университета со школьниками, которая связана с такими формами, как олимпиады, летние школы и интернет-школы. Олимпиады – это классическая форма, которую используют большинство вузов России достаточно давно. Победители олимпиад традиционно получают льготы при поступлении в вуз.

Летние школы МГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, СУНЦ НГУ, БГТУ «ВОЕНМЕХ» и других вузов приглашают старшеклассников из России, СНГ и других стран ближнего и дальнего зарубежья, прошедших конкурсный отбор. Обучение проводится в несколько смен и предусматривает не только образовательную программу, но и участие в проектно-исследовательской работе. Слушатели летних школ посещают лекции, принимают участие в практических занятиях, разрабатывают и обсуждают исследовательские проекты. В рамках школы проводятся деловые игры, дискуссии, тренинги, конкурсы. Отличительной особенностью является возможность неформального общения и сочетание обучения и отдыха.

Программы интернет-школы (онлайн-школы) отличаются от других программ тем, что все или почти все занятия проходят в форме дистанционного обучения (дистанционные образовательные технологии в данном случае являются преобладающими или даже исключительными). К основным технологиям относятся видео-лекции, вебинары, обучающие видео, онлайн контроль усвоения материала, форумы. Интернет-школа готовит к ЕГЭ, олимпиадам и творческим испытаниям. Главными достоинствами этой формы является то, что она дает возможность учиться школьникам из отдаленных регионов России или проживающим за рубежом, детям с ограниченными возможностями здоровья, учащимся, которые уже практически профессионально занимаются спортом, музыкой и т. д. и не могут уделять много времени посещению школы. Интернет-школа сокращает время на изучение школьных предметов и делает обучение более гибким и удобным. В качестве примера одной из самых успешных интернет-школ можно привести школу НИУ ВШЭ для иногородних учащихся 9–11-х классов.

Еще одна модель – это полноценные школы при вузах или предуниверситарии, которые являются самостоятельными образовательными организациями и создаются на основе договоров с департаментами образования. Так, например, в рамках пилотного проекта Департамента образования города Москвы по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (постановление Правительства Москвы от 28.08.2013 № 566-ПП) были созданы и реализуют образовательный процесс школы, гимназии, лицеи и предуниверсарии [5]. В этом проекте приняли участие РГГУ, НИУ-ВШЭ, НИЯУ МИФИ, МГЛУ, МИИТ, МГУДТ, МГГУ им. М. А. Шолохова, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГПУ. Предуниверситарии появились в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который позволяет высшим учебным заведениям осуществлять программы общего школьного образования, и представляют собой университетские школы, в которых можно обучать детей по стандартам нового поколения, причем не только по традиционным школьным предметам.

Несмотря на то что предуниверситарий или университетская школа является структурным подразделением вуза, это образовательная организация, которая создается в соответствии с современными нормативными требованиями, располагается в отдельных зданиях, имеет собственную инфраструктуру и стабильный кадровый состав. Финансирование осуществляется в основном за счет государства, хотя иногда привлекаются спонсорские средства или родительская плата.

В университетских школах реализуются основные общеобразовательные программы начального, основного общего и среднего образования. Являясь юридически вузовским подразделением, школа получает возможность использовать в образовательном процессе университетские ресурсы: библиотеки, образовательные порталы, лаборатории, исследовательские центры. Это также позволяет привлекать профессорско-преподавательский состав. В некоторых университетах существуют интернаты, которые позволяют учиться детям из других регионов страны.

Появление предуниверситариев в системе российского образования вызвало много вопросов и сомнений. Так, Лилия Хакимова в статье на сайте «Мел» пишет о четырех мифах, связанных со школами при университетах [6]. Первый миф заключается в убеждении, что школы при университетах – это подготовка будущих студентов под конкретный вуз. С одной стороны, это действительно так. На данный момент такие школы создаются в университетах, находящихся в топе российских вузов. Ежегодно в приемные комиссии этих вузов поступают сотни документов от абитуриентов со всех регионов страны, поэтому, естественно, руководство вузов заинтересовано в том, чтобы выбрать самых лучших. С другой стороны, заставлять школьников поступать в конкретное учебное заведение никто не будет – это свободный выбор каждой семьи.

Следующее ошибочное мнение связано с тем, что родители не видят смысла в предуниверсариях, так как сейчас при каждом университете есть подготовительные курсы. Но учеба на курсах – это тяжелая дополнительная нагрузка к школе. Кроме того, программа курсов чаще всего соответствует школьной, а о том, чтобы знакомить школьников с профильными вузовскими предметами, речи не идет. Так или иначе, эти курсы готовят к предмету, а не к будущей профессии.

Третье заблуждение касается целей создания предуниверсариев. Считается, что они такие же, как и у профильных классов при университетах, которых уже достаточно много. Профильные классы при университетах хорошо себя зарекомендовали, они функционируют во многих российских школах, гимназиях и лицеях и помогают школьникам поступить не только в региональные университеты, но и в ведущие российские вузы. Однако школы при университетах не просто сотрудничают с вузом, а полностью входят в его структуру, что дает возможность гораздо эффективнее использовать ресурсы университета.

Еще одно предубеждение заключается в том, обучение в предуниверсарии дает возможность получить определенным школьникам привилегии перед другими при поступлении. Но ученики университетских школ будут сдавать ЕГЭ и проходить конкурсный отбор на таких же основаниях, как и все остальные, так как другого способа поступления в университет на данный момент в России нет. Кроме того, при поступлении в предуниверситариумы базовые знания у школьников тщательно проверяются. Поэтому завершившие обучение способны сдать ЕГЭ достаточно успешно.

Другая модель реализации идеи преемственности среднего и высшего образования – базовые школы при вузах, в которых организуются специальные вузовские классы, к образовательному процессу привлекаются преподаватели университета, частично используется инфраструктура вуза. В данном случае речь идет о сетевом взаимодействии между университетом и конкретной общеобразовательной школой или несколькими школами. Профильные классы организуются при образовательных учреждениях среднего общего образования на основании договора о сотрудничестве между университетом и образовательным учреждением среднего общего образования (базовое образовательное учреждение).  Специфика этой модели заключается в том, что используется инфраструктура как школы, так и вуза, к работе в школе по профильным предметам привлекаются преподаватели университета.

Многие университеты России на протяжении нескольких лет осуществляют сетевое взаимодействие со школами, гимназиями и лицеями. Например, НИУ ВШЭ сотрудничает с несколькими десятками общеобразовательных школ, профильные лицейские классы работают при ГРРУ, ЦДО «Уникум» РУДН предлагает одногодичные (9-й класс) и двухгодичные (10−11-е классы) программы обучения в профильных классах РУДН, открытых в 6 школах Москвы и Подмосковья, ПсковГУ взаимодействует с 10 образовательными организациями, ОмГТУ сотрудничает с 5 общеобразовательными школами. И это лишь некоторые вузы. Основная цель создания профильных классов – подготовка к ЕГЭ и поступлению в вуз.

 3. Общие тенденции в развитии взаимодействия вузов и школ. Все перечисленные модели фактически имеют ряд общих моментов, обусловленных именно идеей преемственности образования. Одним из наиболее важных факторов, способных кардинально повлиять на проблему преемственности школьного и вузовского образования и создать реальные условия для интеграции этих звеньев образования, является введение профильного обучения в старших классах школы.

В Законе об образовании отмечается, что «организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).  Направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы» [5]. Профилизация обучения позволяет подготовить школьника к осознанному выбору и освоению будущей профессии.

Зачисление в преуниверситарии, профильные классы, интернет-школы осуществляется по итогам конкурсного отбора, что позволяет выбирать не только самых подготовленных, но и целеустремленных школьников. Деятельность университетских школ и других инновационных структур направлена на повышение качества образования. В предуниверситариях осуществляется попытка создать предакадемическую среду, если не научную, то, по крайней мере, исследовательскую. В связи с этим особое внимание уделяется организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, причем это могут быть как индивидуальные, так и групповые проекты. Использование потенциала профессорско-преподавательского состава и инфраструктуры вуза делает исследовательские работы не просто интересными, но и практически значимыми.

Индивидуальные образовательные маршруты для учащихся также являются несомненным достоинством структурных подразделений вуза, ориентированных на школу. При обучении учащийся может выбрать не только интересующий его профиль, элективные курсы, но и уровень обучения по ряду дисциплин: высокий, повышенный или базовый. Индивидуализации обучения способствуют малая наполняемость классов и психологическое сопровождение каждого школьника.

Организация учебного процесса максимально приближена к вузовской. Это касается и графика обучения (по семестрам), и расписания (числитель/знаменатель, занятия идут парами), и форм обучения (лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, интерактивные формы обучения). Повышение качества образования обеспечивается мониторингом результатов обучения. Во многих университетских школах реализуются дополнительные образовательные программы. В большинстве ведущих вузов России реализуются несколько различных форм взаимодействия со школами, которые позволяют использовать преимущества каждой модели.

 4. Опыт Петрозаводского государственного университета. В ПетрГУ работа со школьниками реализуется по нескольким направлениям. При университете работают подготовительные курсы для учащихся 11-х классов общеобразовательных организаций, выпускников профессиональных образовательных организаций, для лиц, имеющих среднее общее образование. Открытый университетский лицей реализует программы для учащихся 10−11-х классов общеобразовательных школ по трем направлениям (техническое, медико-биологическое, гуманитарное) и для учащихся 9-х классов (подготовка к ОГЭ по всем предметам). Осуществляется сетевое взаимодействие со школами. Школьники 8−11-х классов имеют возможность пройти профдиагностическое тестирование с целью определения склонностей и профессиональных ориентаций. В течение нескольких лет в университете проходят межрегиональные компетентностные интернет-олимпиады для учащихся 11-х классов «Предуниверсарий ПетрГУ». В рамках проекта «STEM-кластер дополнительного образования» созданы школьные академии (Школьная академия естественных наук, Школьная гуманитарная академия), деятельность которых направлена на становление профессиональной ориентации школьников. В 2015 г. на базе ПетрГУ создан Ресурсный центр научно-технического творчества обучающихся (РЦ НТТО), ведущим направлением деятельности которого является организация проектной и научно-исследовательской деятельности школьников.

Выводы. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что университетские школы и другие инновационные структуры, безусловно, отвечают идее преемственности школьного и вузовского образования, помогают учащимся соприкоснуться с будущей профессией, позволяют внести согласованность в содержание, методы и средства обучения, сгладить существенные различия характера и способов познавательной деятельности школьников и студентов. Университеты, как правило, имеют все кадровые, материальные и технические возможности для того, чтобы помочь школе существовать не самой по себе, а быть полноценным этапом на пути в университет. Эта преемственность, в свою очередь, соответствует одному из важнейших принципов современной системы образования, принципу его непрерывности.

 

Список литературы

  1. Бахтурина А. Ю. Народные университеты в России конца XIX – начала XX в. [Электронный ресурс]. URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-miuss/istoriya-miuss/narodnie-universiteti-v-rossii-konca-xix-%E2%80%93-nachala-xx-vv.html (дата обращения 25.09.2017).
  2. Григорьев Ф. Ты что-нибудь изобретаешь?  // Коммерсантъ Наука. 2011.  № 6. С. 84. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1756343 (дата обращения 25.09.2017).
  3. Любимов Л. Л. Из школы − в предуниверситарий [Электронный ресурс]. URL:  http://www.portal-slovo.ru/topic/46697.php  (дата обращения 25.09.2017).
  4. Постановление Правительства Москвы от 28 августа2013 г. № 566-ПП «О проведении в городе Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы» [Электронный ресурс]. URL:  https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/939056/  (дата обращения 25.09.2017).
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.09.2017).
  6. Хакимова Л. 4 мифа о школах при университетах  [Электронный ресурс]. URL:  https://mel.fm/budushchemu_studentu/453697-preuniversity (дата обращения: 25.09.2017).

 

                                                                              

                                              



Просмотров: 3577; Скачиваний: 644;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3768