Осенний выпуск открывается статьей памяти профессора Екатерины Александровны Мараловой, ушедшей из жизни в июне 2017 г. Своим примером Екатерина Александровна воплощала идеи непрерывного профессионального и личностного роста путем обучения; много лет разрабатывала научно-практические основы их претворения в жизнь. В последние годы она активно участвовала в работе Ассоциации профессоров славянских стран и редколлегии журнала «Непрерывное образование: XXI век»…
В 19-м номере журнала в дискуссионном ключе поставлена проблема взаимодействия педагогической науки и образовательной практики. На этом фоне особую актуальность приобретают статьи, посвященные опыту исследования повседневной деятельности педагога и рефлексии по поводу использования новых форм педагогического взаимодействия на разных этапах непрерывного образования.
Одной из центральных тем выпуска стала проблема проектирования с упором на креативный потенциал проектных практик. На конкретных примерах проанализирован опыт использования проектировочных игр как источника развития мотивации к творчеству; культурно-образовательный проект для подростков как перспективная форма организации неформального образования. На фоне сопоставления родственных театру психолого-социальных и психотерапевтических практик рассмотрена возможность использования в современном образовании детей и взрослых театрально-сценических форм, в том числе в рамках формирования коммуникативной и конфликтологической компетентности.
Интересным для читателей будет знакомство с опытом организации и преобразований вузовского обучения преподавателями ПетрГУ и коллегами из других стран. Так, в контексте подготовки учителя карельского языка показана значимость вклада регионального университета в сохранение и развитие малого этноса. Новые подходы к обучению, способствующие повышению эффективности формирования профессиональных компетенций студентов, представлены в статьях из Беларуси и Донецка (на примере поиска принципов создания вариативных курсов для будущих медиков и развития консалтинговых служб в педагогическом университете). Также читатели смогут узнать об особенностях организации учебного процесса в современной системе высшего технического образования Финляндии.
Опираясь на появляющиеся в педагогическом лексиконе неологизмы, мы продолжаем обсуждение темы качества современных научных публикаций. Проблема имитации публикационной активности развивается в этом выпуске автором из Канады в рамках анализа явления «копи-паст» − копирования чужих текстов, нормативно-правовых и иных документов, результатом которого становится появление и публикация псевдонаучного текста, который не содержит ни новизны, ни авторства.
Желаем в новом учебном году интересного научно-педагогического чтения и поздравляем наших авторов и читателей с Всемирным днем учителя, учрежденным ЮНЕСКО, который отмечается 5 октября в большинстве стран мира.
Редколлегия журнала