Очередной выпуск нашего журнала открывается статьей памяти известного российского ученого, академика Российской академии образования Евгении Васильевны Бондаревской, ушедшей из жизни 28 мая 2017 г. Лейтмотивом ее многолетних педагогических исследований и практической деятельности было воспитание гражданина, человека культуры и нравственности.
Значительное место в этом номере занимают материалы, связанные с социально-экономическими аспектами развития образования в современную эпоху и возможным вкладом образования в решение социальных проблем. Авторами описываются и анализируются социальные и культурные вызовы, создающие устойчивые напряжения как в школе, так и в сфере образования в целом. На основе соотнесения данных по уровню образованности с уровнем развития экономики и качества жизни в ведущих странах мира поднимается вопрос: почему наличие высшего образования у большинства трудоспособного населения не оказывает непосредственного влияния на качество жизни и состояние экономики в России. В статье, поступившей из Финляндии, показана новизна предпринимательского подхода к решению социальных проблем, намечены пути его освоения на примере международного сотрудничества в сфере академической мобильности.
Еще одной сквозной темой этого выпуска стало обеспечение качества обучения в новых социально-педагогических условиях. Авторами статей, преподающими в вузах, делается акцент на формировании общеучебных умений как непременном условии успешной адаптации студентов к учебной деятельности в высшей школе и развития познавательной компетентности, без которой невозможно обучение в течение жизни; обсуждаются новые подходы к обучению в магистратуре. С учетом мнения студентов рассматриваются методы организации образовательной деятельности по дополнительной программе обучения и способы непосредственной оценки ее эффективности. Сразу в нескольких статьях поднимается вопрос организации самостоятельной работы обучающихся на разных ступенях непрерывного образования. На конкретных примерах показаны трудности в обеспечении преемственности и вариативности в подготовке кадров для сферы социальной работы в вузе и системе дополнительного профессионального образования.
На этом фоне информативной и поучительной выглядит обзорная статья, представляющая специфику организации непрерывного образования в европейских странах, являющихся в настоящее время лидерами в этой области, а также проблем, возникающих при реализации стратегии обучения для всех категорий населения.
В летнем номере журнала помещены также материалы, рассчитанные на встречные вопросы и профессиональную дискуссию в силу новизны предлагаемой информации и оригинальности авторского подхода. Прежде всего, это обширная и эмоционально окрашенная статья, приуроченная к 95-летию основания пионерской организации, где изложено сугубо авторское понимание ошибок, проблем, противоречий в прошлом и настоящем детского движения в России. Новым для большинства российских читателей станет анализ феномена под названием «академический гострайтинг» − понятие, которым в международной лексике сегодня обозначают куплю и продажу учебных и научных текстов, выполненных на заказ. Данное явление представлено и интерпретировано как один из вариантов массовой имитации научно-образовательной активности, инспирированной развитием рынка образовательных услуг.
Благодарим наших постоянных авторов и читателей за преданность журналу. Желаем всем хорошего летнего отдыха. Ждем новых материалов.
Редакционная коллегия