Ефлова, З. Б. Об актуальности определения понятия «малокомплектная школа» // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 1 (17). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3410


Выпуск № 1 (17)

Современный научный лексикон непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 371; 373.1

Об актуальности определения понятия «малокомплектная школа»

Ефлова Зинаида Борисовна
кандидат пед. наук, доцент
заместитель директора, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии ПетрГУ
(Петрозаводск, Россия)
zeflova@onego.ru
Ключевые слова:
малокомплектная образовательная организация (школа)
малочисленность образовательной организации
формальные и неформальные признаки образования
педагогические и организационно-педагогические особенности образования.
Аннотация: в статье аргументируется необходимость научного обоснования понятия «малокомплектная школа» как особо актуального для российской педагогической теории и образовательной практики, как обеспечивающего непрерывность и устойчивость современной отечественной системы образования, особенно реализуемого в условиях сельской местности. Отсутствие определения данного термина и таких понятий, как «малочисленность», «класс-комплект» и других, их легализации на научном и нормативно-правовом уровнях приводит к разрывам системы образования, к таким последствиям, как филиализация и повсеместное закрытие малочисленных образовательных организаций, в итоге – к нарушению прав сельского ребенка на непрерывное доступное качественное образование. Выделяются формальные и неформальные (сущностные) признаки малокомплектных образовательных организаций. Признавая малочисленность состава обучающихся как основной признак-обстоятельство, приводящее к малокомплектности, автор настаивает, что ее важнейшими показателями являются педагогические и организационно-педагогические характеристики. Сущностными признаками малокомплектной образовательной организации являются: иная организация образовательного процесса, применение особых образовательных технологий, специфическая организация педагогической деятельности, направленной на выполнение дополнительных функций, прежде всего компенсаторных
Статья поступила: 27.02.2017; Принята к публикации: 05.03.2017; Размещена в сети: 22.03.2017.

The relevance of definition of «ungraded school»

Eflova Zinaida
Ph.D.,
Associate Professor, Deputy Director, Head of the Laboratory of theory and practice of rural school development in Institute of Pedagogy and Psychology of Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
zeflova@onego.ru
Keywords:
the ungraded educational organization (school)
the paucity of educational organization
formal and informal education signs
pedagogical and organizational features of education.
Summary: the article discusses the need for scientific substantiation of the concept of «ungraded school», as especially relevant to the Russian educational theory and educational practice as ensuring the continuity and sustainability of a modern national education system, in particular, implemented in rural areas. Ungraded essential feature of educational organization are: an organization of the educational process, the use of specific educational technologies, the specific organization of educational activities aimed at the implementation of additional functions. First of all is the compensatory functions. The lack of definition of the term and a number of similar concepts leads to breaks in the education system, to such effects, as the widespread closure of minority educational institutions, and as a result, to a violation of the rights of the rural child on continuous access to quality education. Legalization of concepts on the scientific and regulatory levels is a necessity. The author identifies formal and informal (essential) features ungraded educational organizations. Recognizing the paucity of trained staff as a sign-circumstance leading to ungraded, the author insists that its main indicators are pedagogical and organizational characteristics.
Paper submitted on: 02/27/2017; Accepted on: 03/05/2017; Published online on: 03/22/2017.

Среди многих терминов из области образования есть такие, которые давно и повсеместно употребляются в российской педагогической науке и практике, широко используются как профессионалами, так и обычными людьми. К таким относится понятие «малокомплектная школа», или, согласно современной терминологии, «малокомплектная образовательная организация». Обычно его связывают со школой, немногочисленной по составу обучающихся и обучающих, чаще всего располагающейся в сельской (негородской) местности, отдаленной от экономических и культурных центров.

Данные статистики иллюстрируют, что таких школ в России по-прежнему немало: почти 70 % от общего количества сельских школ, которые составляют более 60 %, то есть большую часть отечественной системы общего образования. По данным показателям система общего образования Республики Карелия не является исключением. Из 224 общеобразовательных организаций (ОО) региона 117 (52 % от общего количества ОО) – сельские, из них более 90 (77 % от количества сельских ОО) – малочисленные, а в официальный республиканский перечень малокомплектных школ на настоящий момент включены 48 сельских образовательных организаций (41 % от количества сельских ОО).

Оформление содержания понятия-явления «малокомплектная образовательная организация» в настоящее время является острой научной, социальной, политической, управленческой проблемой, нерешенность которой приводит к неоднозначным последствиям дальнего социального действия – судеб сельских детей, сельской школы, сельских территорий. Понятие «малокомплектная образовательная организация» в сочетании с признаком – «расположение в сельских населенных пунктах» – присутствует в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), но в глоссарий этого документа оно не включено, в какой-то мере может быть выведено из его контекста. Пункт 4 статьи 99 ФЗ предопределяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации самим определить малокомплектные образовательные организации, «исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся». Как видим, педагогические и организационные характеристики-особенности такой образовательной организации здесь не представлены.

Отсутствие определенности и свобода интерпретации понятия становятся основаниями для различных и не всегда адекватных управленческих решений в отношении сохранения, поддержки, развития образования в сельской (негородской) местности на обширных пространствах нашей страны. Нарушается устойчивость системы на уровне ее первичного звена – сельской школы. Становятся возможными разрывы в обеспечении непрерывности образования для многих сельских детей, причем на старте их вхождения с систему.

Среди признаков понятия-явления «малокомплектная образовательная организация» можно выделить формальные и неформальные, внешние и внутренние, первичные и вторичные. Главное, с нашей точки зрения, следует выявлять и ориентироваться на сущностные, а именно педагогические и организационно-педагогические признаки-характеристики, отличающие малокомплектную школу от других видов образовательных организаций. Однако на практике дело обстоит иначе.

Формальные признаки малокомплектной школы. Очевидно, что малокомплектная – это, прежде всего, когда мало школьных классов, объединяющих детей одного возраста и обучающихся по одной образовательной программе и единому учебному плану, то есть их меньше, чем в обычной школе, где от 1-го до 11-го хотя бы по одному классу на параллели. Причина меньшего относительно привычного количества классов понятна: на многих сельских территориях и в поселениях, в связи с социально-экономическими, демографическими проблемами, миграционными процессами, мало детей одного возраста. Малокомплектная школа всегда малочисленная, но не всякая малочисленная – малокомплектная.

Не так давно существовала норма количества обучающихся в классе – 25 человек. Исходя из нее, можно было предположить, какие образовательные учреждения следовало относить к малочисленным. Таковой можно было считать школу, в которой обучалось: менее 100 школьников (4 класса) на начальной;  менее 125 (5 классов) на основной, менее 50 (2 класса)  на старшей ступени общего образования. Согласно действующим СанПин в редакции 24.11.2015, количество обучающихся в классе определяется из расчета соблюдения нормы площади на одного человека. Таким образом, единого норматива на количество обучающихся в классе не существует и категорию малочисленных школ обозначить нельзя.

Последнее десятилетие система отечественного образования функционирует в условиях нормативно-подушевого финансирования. Экономисты, на основе наличного количества обучающихся, делают расчеты по обеспечению образовательных организаций региона и муниципалитетов. В малочисленные, тем более в малокомплектные, средств поступает явно недостаточно для реализации условий федеральных стандартов и требований СанПиН. Доминирующий «экономический» подход к обеспечению образования подводит многие региональные и муниципальные власти к неоднозначным управленческим решениям об оптимизации, часто о ликвидации экономически затратных, «неэффективных» образовательных организаций. Жизнедеятельность и само существование многих маленьких сельских школ находятся под угрозой.

Явной, при определении малокомплектности, является связь с понятием «класс-комплект». Однако, как показывает анализ современных документов и практики образования, термин «класс-комплект» также не имеет однозначного толкования. В полнокомплектной школе под ним понимается объединение детей одного возраста, обучающихся по одной образовательной программе и единому учебному плану. В отношении малокомплектной школы это объединение детей разного возраста, обучающихся по разным учебным планам, созданное для совместного/совмещенного обучения под руководством одного педагога. Ограничений в количестве совмещаемых возрастных групп и учебных планов нет. В итоге легализуется соединение в одном классе-комплекте от 2 до 5 классов. Основания для совмещения чаще всего исключительно экономические, а не из соображений педагогической целесообразности.

Исследования А. Б. Вифлеемского [2], ряда других специалистов, наши исследования [1; 3; 4] обнаруживают, что при формировании категории малокомплектных школ субъекты Российской Федерации, прежде всего, ориентируются на численность обучающихся, показатели которой значительно разнятся в пределах различных территорий.

Примеры. Ульяновская область: малокомплектная сельская школа – это образовательные учреждения начального образования с общим количеством учащихся 20 человек и менее; основная школа – 30 и менее; средняя школа – 80 и менее. Воронежская область: начальная школа – 10 человек и менее, основная школа – 40 и менее, средняя школа – 100 и менее. В Краснодарском крае, кроме понятия «малокомплектные сельские школы – это образовательные учреждения… имеющие не менее 80 % (включительно) классов с наполняемостью менее 12 человек», введен термин «условно малокомплектные школы» для учреждений, не подпадающих под эти показатели, но нуждающихся в дополнительной финансовой поддержке [2].

В Нижегородской области введены критерии для финансирования по отдельному нормативу в следующих случаях:

-     малочисленность учащихся при средней наполняемости классов менее 14 человек;

-     объем субвенции, выделяемый исходя из численности учащихся по нормативу, недостаточен для содержания школы в течение всего календарного года;

-     удаленность от базовой школы более чем 15 км и невозможность проведения реструктуризации либо изолированное положение школы по причине наличия водных преград и отсутствия постоянно действующей переправы через них, отсутствия дорог с твердым покрытием, наличия только железнодорожного сообщения с другими населенными пунктами [2].

В последнем примере количество показателей-критериев больше, они не только количественные, но также непедагогические. Процедуры выявления критериев для определения категории в регионах осуществляются с благой целью – поддержать жизнедеятельность малочисленных образовательных организаций, выделив им дополнительное финансирование из региональных ресурсов, но в условиях дефицита средств зачастую они становятся средствами противоположного действия.

В Республике Карелия термин «малокомплектная образовательная организация» введен в Закон РК «Об образовании» в 2012 г. Тогда определение включало только показатель численности обучающихся. После правок, внесенных в 2016 г., понятие приобрело более расширенное содержание. «Это государственная общеобразовательная организация Республики Карелия, муниципальная общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, не имеющая параллельных классов и соответствующая следующим критериям:

-     средняя наполняемость классов, классов-комплектов начального общего и основного общего образования не превышает 9 человек;

-     удаленность малокомплектной общеобразовательной организации от иной общеобразовательной организации, при которой время подвоза обучающихся превышает 30 минут;

-     отсутствие для обучающихся транспортной доступности иной обще-образовательной организации» [5].

Согласно этому тексту, как и предлагает ФЗ РФ, в карельском законе учтены три критерия – численность обучающихся, удаленность, транспортная доступность, но сущностные характеристики явления по-прежнему не нашли отражения. Определение малокомплектности остается неполным и некорректным. Такая формулировка имеет и/или может иметь следующие последствия:

1. Закон не побуждает маленькую школу меняться и развиваться. Он как бы консервирует ситуацию, с одной стороны, оберегая и сохраняя школу, тем самым способствуя ее стагнации. Школа же – живой организм, который не может и не должен стоять на месте.

2. У руководителей образовательных организаций, находящихся по численности обучающихся в «пограничном» состоянии, и у муниципальных управлений образованием возникает соблазн не увеличивать, а даже сокращать количество обучающихся в образовательных организациях.

Одной из проблем данного пункта Закона РК являются непрописанность и непрозрачность механизмов его реализации: республика выделяет средства муниципалитетам, они остаются в распоряжении муниципальных управлений образованием, которые часто не доводят их до непосредственных адресатов. Состав малокомплектных школ Республики Карелия 2017 г. не соответствует реальному положению в системе образования. Согласно педагогическим и организационно-педагогическим показателям, малокомплектных образовательных организаций в республике значительно больше, но, не получая необходимой поддержки (в том числе моральной), из неустойчивого они переходят в еще более неопределенное положение.

Анализ образовательной практики показывает: повсеместно применяемое понятие «малокомплектная образовательная организация» ограничено формальными признаками, не отражает его педагогических и организационно-педагогических особенностей.

Неформальные педагогические признаки малокомплектной школы. Основным организационно-педагогическим признаком малокомплектной школы является объединение детей разного возраста (разных классов) для совместного обучения в разновозрастной группе по разным образовательным программам. Именно так трактует еще со второй половины XX в. понятие «малокомплектная школа» Г. Ф. Суворова – известный ученый-дидакт, доктор педагогических наук, профессор РАО. Исследователь говорит о малокомплектности только относительно начальной школы и определяет ее как тип образовательного учреждения [8]. Трактовки ученым понятий «образовательная программа», «тип школы» и ряда иных не согласуются с терминологией действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что не является принципиальным в данном случае. Важно, что исследователем были доказаны и аргументированы педагогические особенности, определены главные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, в основе которых лежит принцип одновременного воздействия на все факторы: оптимизация учебных занятий, выбор методов, приемов обучения, эффективных в условиях малокомплектных школ, применение специальных средств обучения и оборудования.

Современные исследователи, например Л. В. Байбородова – доктор педагогических наук, профессор Ярославского педагогического университета, уже предлагают объединение для совместного обучения в разновозрастных группах (классах-комплектах) учеников основной (5−9-е классы) и даже старшей (10−11-е классы) ступеней общего образования. Л. В. Байбородова и последователи ее научной школы разрабатывают, апробируют и популяризируют разнообразные подходы, методы, технологии и формы совмещенного обучения в РВГ (разновозрастной группе) – предметного и межпредметного (надпредметного), полного и частичного, постоянного и динамичного и др., ориентируясь в основном на традиционное для России объединение обучающихся двух-трех классов на уроке у одного педагога [1].

Ученые Красноярска проводят на своей территории многолетний эксперимент неклассно-урочной системы организации обучения в малокомплектной школе и имеют значительные положительные результаты [6]. Красноярские наработки и идеи технологии коллективного способа обучения (КСО) успешно прошли апробацию в организации образовательного процесса Пушнинской средней школы Беломорского района РК (научный руководитель Е. С. Казько, кандидат педагогических наук, доцент института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета) [7].

Педагоги-исследователи ориентированы, прежде всего, на достижение педагогических эффектов образования в условиях малокомплектной образовательной организации. Выявлено, что обучать, воспитывать, социализировать и развивать ребенка в малокомплектной школе можно даже лучше, чем в полнокомплектной школе. Результаты научных исследований и педагогического экспериментирования отражены, в частности, в трудах сотрудников Лаборатории теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета [3, с. 4]. Доказано, что сущностными признаками малокомплектной образовательной организации являются: иная организация образовательного процесса, применение особых/специальных образовательных технологий, специфическая организация педагогической деятельности, направленной на выполнение дополнительных функций, прежде всего компенсаторных.

Однако оформление дефиниции «малокомплектная образовательная организация» в педагогической науке не завершено, оно не закреплено должным образом в профессиональном тезаурусе педагогов, не получило легализации в нормативно-правовом плане и в образовательной практике именно в контекстах педагогических, организационно-педагогических особенностей образовательной деятельности и миссии малокомплектной школы в сложной социокультурной ситуации современного российского села.

Семантическая неопределенность понятия является одним из факторов, который способствует уязвимости, неустойчивости, недостаточной жизнеспособности малокомплектной школы. Опыт последних десятилетий показывает, что именно малокомплектные первыми попадают под реструктуризацию, оптимизацию, филиализацию в самых жестких формах, приводящих к расформированию, ликвидации образовательных организаций.

К формированию содержания понятия малокомплектной школы. Педагогическая теория и образовательная практика показывают, что современное понятие «малокомплектная общеобразовательная организация» должно отражать и включать следующие критерии/показатели:

1. Количественный: минимальное/максимальное количество обучающихся в образовательной организации (дошкольников и школьников по уровням образования); минимальное/максимальное количество дошкольных групп, классов и классов-комплектов; минимальный/максимальный показатель средней наполняемости дошкольных групп и классов.

2. Территориально-географический: удаленность/близость к ближайшим образовательным организациям и социокультурным центрам.

3. Социально-географический: транспортная доступность/недоступность и транспортная безопасность/опасность.

4. Педагогический и организационно-педагогический: особенности организации образовательного процесса – урочной и внеурочной деятельности, педагогической деятельности.

5. Социальный: наличие/отсутствие влияния образовательной организации на социально-экономическую и социокультурную ситуацию территории, партнерское участие в жизни сельского поселения, городского микрорайона.

Содержание термина «малокомплектные образовательные организации», определяемое на основе предлагаемых критериев, ориентирует сельские образовательные организации (и ОО отдаленных городских микрорайонов) на развитие – на достижение более высоких результатов образования, на освоение инновационных образовательных методик и технологий, на своевременное и адекватное изменение уклада и структуры, на открытость и системное взаимодействие/сотрудничество с социальным окружением.

Понятие «малокомплектная образовательная организация» необходимо сформулировать, прежде всего, как педагогическое и лишь затем на этой базе оформлять как статусное, то есть определяющее состав списков / перечней образовательных организаций для региональной поддержки по дополнительным нормативам. Смена приоритетов с экономических на педагогические необходима не только для того, чтобы, наконец, зафиксировать и легализовать сущностные характеристики понятия-явления, но чтобы осознать и обозначить особую социальную культурно-историческую значимость и ценность малокомплектной школы, чтобы укрепить позиции первичных звеньев отечественной системы образования.

 

Список литературы

  1. Байбородова Л. В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников. Ярославль: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 88 с.
  2. Вифлеемский А. Б. Экономико-правовые перспективы развития сельской школы // Директор сельской школы. 2012. № 1. С. 6−11.
  3. Ефлова З. Б. Маленькая школа: быть или не быть? // Управление школой. 2012. № 4. С. 27–32.
  4. Педагогические кадры сельской школы Карелии на этапе социокультурной модернизации образования / М. П. Гурьянова, З. Б. Ефлова, Е. С. Казько, С. И. Смирнова, Г. Г. Столяров; Под общ. ред. З. Б. Ефловой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозавод. госуд. ун-т. Петрозаводск: Изд-во ПИН, 2015. 120 с.
  5. Закон Республики Карелия «Об образовании». Принят Законодательным Собранием Республики Карелия 19 декабря 2013 года (в ред. Законов РК от 18.07.2014 № 1822-ЗРК, от 09.02.2015 № 1865-ЗРК, от 28.10.2015 № 1936-ЗРК, 31.05.2016 № 2020-ЗРК, от 8.11.2016 № 2060-ЗРК, от 26.12.2016 № 2087-ЗРК) Сайт Законодательного Собрания Республики Карелия. URL: http://www.karelia-zs.ru/zakonodatelstvo_rk/prav_akty/1755zrk/ (дата обращения 27.02.2017).
  6. Лебединцев В. Б. Организация учебного процесса при разновозрастном обучении // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 12. С. 42−49.
  7. Психолого-дидактический потенциал неклассно-урочной системы обучения в условиях малочисленной школы / Е. С. Казько, Т. И. Танцева, Г. Г. Столяров, З. Б. Ефлова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «ПетрГУ». Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. 108 с.
  8. Суворова Г. Ф. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной сельской школе. М, 1984. 384 с.


Просмотров: 4584; Скачиваний: 373;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3410