Гаркавенко, З. А. Открытые семейные студии: потенциал, опыт, барьеры // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 1 (17). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3408


Выпуск № 1 (17)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 37.018.36

Открытые семейные студии: потенциал, опыт, барьеры

Гаркавенко Зоя Александровна
кандидат психологических наук
доцент кафедры практической психологии Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова
(Киев, Украина)
garkavenkozoya@gmail.com
Ключевые слова:
открытые семейные студии
педагогические технологии
работа с родителями
«равный − равному»
неформальное образование
толерантность.
Аннотация: в статье рассматривается опыт реализации педагогической технологии работы с родителями, основанной на принципе «равный − равному», получивший авторское название «открытые семейные студии» . Стратегической задачей, которую ставят перед собой авторы, является создание «моды на толерантность» во взаимоотношениях между учителями и родителями, родителями и детьми, членами социума. Результатом реализации этой задачи может стать формирование в обществе качественно новых подходов к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Потребность в таких решениях обусловлена современными условиями жизни в глобальном мире: скорость, интенсивность и неопределенность. Разнообразие и толерантность как принципы организации и взаимодействия в социуме предлагается формировать в его первичной единице – семье при участии образовательных учреждений. В этот процесс предполагается вовлекать не только родителей, но и других участников семьи, связанных кровными узами, для максимального расширения поля применения вышеуказанных принципов.
Статья поступила: 19.02.2017; Принята к публикации: 02.03.2017; Размещена в сети: 22.03.2017.

Open family studios: capacity, experience and barriers

Garkavenko Zoe
Ph.D
Associate Professor of the Department of Applied Psychology in the National Pedagogical Dragomanov University
(Kyiv, Ukraine)
garkavenkozoya@gmail.com
Keywords:
open family studios
educational technology
work with parents
«peer-to-peer»
non-formal education
tolerance.
Abstract: the article deals with the experience of the implementation of educational technology to work with parents, based on the principle of «peer-to-peer», which received the author's name «Open Family Studios». The strategic goal, pursued by the authors, is to create «a fashion for tolerance» in the relationship between teachers and parents, parents and children and members of the society. Implementation of this task can lead society to the new approaches to education and upbringing of the younger generation. The need for such solutions is due to the modern conditions of life in the global world with its speed, intensity and uncertainty. Diversity and tolerance as the principles of organization and interaction in society are invited to form within its primary unit - the family, with the participation of educational institutions. In this process author expects to involve not only parents, but also other family members, to maximize the field of application of the listed principles.
Paper submitted on: 19.02.2017; Accepted on: 02.03.2017; Published online on: 22.03.2017.

В современном мире, где общение опосредуется огромным количеством технических средств, где скорость изменений вынуждает человека постоянно находиться в состоянии стресса, чрезвычайно важным является обучение конструктивному взаимодействию всех со всеми. Взаимодействию, которое предполагает: понимание, принятие мнения другого, поиск взаимовыгодных решений, создание позитивной, оптимистичной атмосферы современности и будущего. Учитывая такой запрос современной жизни, открытые семейные студии выступают источником моды на другие отношения между людьми. Открытые семейные студии 1 – это технологии обучения партнерству, особый формат общения между представителями известного треугольника: ученик – родители − учитель. В основу этого формата положена всемирно известная технология обучения «равный − равному», когда и тот, кто обучает, и тот, кто обучается, находятся в равной социально-статусной позиции. В нашем случае все участники являются родителями (и педагоги учебных заведений в т. ч.), которые делятся собственным опытом эффективного родительства.

Идея разработки программы возникла у доктора педагогических наук Галины Лактионовой и кандидата психологических наук Зои Гаркавенко в результате подведения итогов первого этапа Всеукраинского конкурса авторских проектов и программ «Вместе! Партнерство учебных заведений и семей». Его основной идеей было обобщение опыта взаимодействия семьи и школы как равноправных партнеров в учебно-воспитательном процессе. Одна из номинаций конкурса «Раскрываем воспитательный потенциал семьи» стала источником идей для разработки и описания технологии  «открытые семейные студии».

По своей сути данная технология является моделью неформального образования взрослых, площадкой для обмена опыта и взаимообогащения ее участников. Ее реализация имеет весьма важные социально-психологические эффекты, которые делают ее особенно актуальной в современных условиях.

На индивидуальном уровне (у каждого участника) происходит:

-     повышение самооценки;

-     признание самоценности любого опыта;

-     снижение уровня личностной тревожности.

На групповом уровне (родительский и педагогический коллективы классов, параллелей, школ):

-     улучшение психологической атмосферы;

-     укрепление внутренних связей;

-     обмен опытом.

Сущность технологии отражается в следующих ключевых словах.

Открытые – открытость студий предполагает свободный доступ, получение такой информации и таким образом, которыми являются удобными и понятными участникам, а также активную роль участника как субъекта самообразования.

Семейные – участие в программе могут принимать все члены семей, а не только родители детей, которые обучаются.

Студии – место, где обучаются, но формат обучения отличается от обычного формального способа обучения. В том числе неформальный характер обучения обеспечивается возможностью объединить роли участника и спикера в одном человеке.

Инициатором проведения студий могут стать представители учебного заведения, родительской общественности, органов местного самоуправления, высших учебных заведений, научных институтов и т. п. Организатором проведения по договоренности может выступать любая из организаций-инициаторов или отдельных лиц − представителей организации, которые договариваются о сотрудничестве по организации открытых семейных студий. Периодичность, тематика собраний-встреч, подбор спикеров для их проведения определяются организаторами.

Принципы деятельности ВРС:

1.  Принцип «равный − равному» − я делюсь тем, что знаю и умею сам, не существует статуса высшего или низшего, не существует опыта правильного или неправильного, у каждого свой  опыт, и он ценен для всех.

2.  Принцип добровольности и отсутствия давления (толерантности) – каждый участник имеет право не согласиться с мнением и идеями спикера, но он (спикер) имеет право на уважение и уважительное отношение к своим идеям и позициям.

3.  Принцип информативности содержания и простоты изложения – спикер должен строить свое выступление таким образом, чтобы его содержание было доступно и интересно для каждого участника студий.

4.  Принцип открытости доступа – в деятельности студий может принимать участие любой желающий в качестве спикера или в качестве участника при условии принятия и соблюдения этих принципов.

Реализация программы предполагает периодические собрания-встречи родителей, членов семей, педагогов, специалистов, которые работают в сфере детства, для обмена мнениями, опытом воспитания, обсуждения актуальных проблем, создания наилучших из возможных условий для развития личности. Место проведения собраний-встреч определяется организаторами, но, учитывая целевую аудиторию и направленность, это могут быть учебные заведения, библиотеки, кинотеатры, клубы, конференц-залы и т. п.

Программа открытых семейных студий может реализовываться как краткосрочная, на ограниченный период с постоянным составом участников. Например, когда организатором выступают администрация и родительский актив одного учебного заведения, где на протяжении учебного года проводится цикл из 6 собраний-встреч с родителями. А может инициироваться как широкая программа с неограниченным сроком действия с изменяемым составом участников (например, когда организатором выступает районный учебно-методический кабинет, собрания-встречи проводятся на базе различных учебных заведений, на каждую встречу приглашаются разные участники).

Важной особенной чертой программы является публичный, но именно партнерский характер выступлений участников, которые презентуют свой собственный родительский опыт успешного воспитания детей. Приведем несколько примеров из практики.

Татьяна Ш., 49 лет, мама ученика 9-го класса, по профессии химик-эколог. Тема истории: «Мама – бабушка: первый внук – последний ребенок». О непростых взаимоотношениях детей с разницей в возрасте 13 лет, об опыте преодоления бытовых проблем и поиска путей помочь детям взрослеть и о том, когда мама становится другом дочери – и другие большие и маленькие победы в сложных перипетиях современной городской семьи.

Интересной историей о том, как существенно изменилось отношение педагога со стажем, директора школы, к детям и их проблемам после рождения собственного ребенка в зрелом возрасте, поделилась Наталия В., 38 летдиректор школы, мама 5-летнего сына. О любви и понимании, которым ее обучает сын, а также о важности быть внимательным и чутким к потребностям каждого ребенка был рассказ мамы, которая «педагог только на работе».

Елена П.,34 г., мама двух мальчиков из двойни, выбрала темой своего выступления «Родительская любовь не делится – она умножается». Как любить двоих детей одинаково? Такими вопросами задавались Елена и ее муж, узнав о будущей двойне. Но выражение «родительская любовь не делится – она умножается» стало девизом будущих родителей. Когда родились мальчишки и стало понятно, что они абсолютно разные по всем признакам, пришлось научиться жить в нескольких темпах и ритмах жизни. О сложностях организации жизни абсолютно разных двойняшек и о необычайно интересной истории родительской любви был этот рассказ.

Виктория С., 35 л., учитель английского языка, завуч школы, мама двоих детей, девочки и мальчика, поделилась историей «Ты моя Ты!». О том, как формировались отношения между старшим (на 1,5 года) мальчиком и его маленькой сестричкой; как оказалось, что активная младшая девочка стала «воспитателем» старшего брата, а он − ее защитником и другом; о нежной любви брата и сестры, о желании быть похожими друг на друга. О многих других маленьких изюминках в общении детей между собой. На вопрос, как она этого достигла, Виктория ответила, что интуитивно почувствовала потребность не мешать детям быть вместе.

Подготовка и проведение студий предусматривает создание рабочей группы (3−5 человек), распределение задач по подготовке и проведению между ее участниками (объявление и приглашение участников и спикеров, подготовка помещения и оборудования, определение тем и подготовка спикеров к выступлению, разработка сценария) и, собственно, проведение собрания-встречи.

Важной составляющей подготовки проведения собрания-встречи является создание сценария. При составлении сценария необходимо рассчитать время одного выступления не более 10−12 минут, а общее время проведения собрания-встречи – не более 1,5 часов. С учетом такого распределения времени выступлений должно быть не более 4, с обязательным выделением времени на вопросы к спикерам и ответы на них (до 10 минут). Уместно предусмотреть в сценарии творческий перерыв (музыкальную паузу), которая может состоять из выступлений взрослых или юных музыкантов (живое исполнение), или трансляцию музыкального видео (с соответствующим видеорядом). Такой творческий перерыв поможет участникам переключиться, отдохнуть от интеллектуальной нагрузки, оставаться в хорошем настроении.

Несколько слов о подготовке выступлений спикеров. Необходимо заблаговременно обсудить с ними тему, формат и визуальное сопровождение выступлений, провести репетицию с использованием технических средств, чтобы избежать технических и коммуникативных ошибок и недоразумений во время собрания-встречи.

Выбирая тему, необходимо учитывать и просветительский, партнерский характер выступлений, опираясь на первый принцип деятельности  открытых семейных студий «равный – равному». Именно поэтому темы должны быть актуальными для аудитории и касаться непосредственно родительского опыта решения конкретных воспитательных задач, а также способов организации жизни семьи, где каждый ее член чувствует себя достойно и комфортно. Так, например, актуальными и довольно интересными, на наш взгляд, могут быть темы построения отношений уважения и взаимопонимания между поколениями в одной семье, или темы, связанные с семейными традициями и их применением в современных условиях, и т. д.

Первый опыт проведения студий в Киеве свидетельствует, что технология имеет большой потенциал. За 2015/2016 учебный год было проведено около десяти сессий разного формата. Все участники, и педагоги, и родители, отмечают существенные изменения в отношениях между участниками образовательного процесса. Встречи в формате ВРС стали открытием новых возможностей взаимодействия. За период проведения таких встреч было испробовано три основных формата. В пределах одного учебного заведения (Академия будущего первоклассника с секцией для родителей, которую ведут родители учащихся); встречи родительской общественности района и педагогов разных учебных заведений (Школа осознанного родительства – при поддержке районного отдела образования), а также сессии во внешкольном учреждении (Дворец детей и юношества – организованы психологической службой при участии родителей детей-кружковцев). Разные по составу и по тематике, все встречи оказались мощным толчком для изменения видения и отношения педагогов и родителей друг к другу.

Из отзыва директора школы (Белкина О. Г., СШ 207, г. Киев): «Говоря о результатах, можно констатировать реальные изменения в отношениях между школой и родителями. Самое главное − родителей в школе стало больше. Они приходят за советами (количество встреч с психологом, учителями, администрацией увеличилось вдвое), активнее интересуются школьной жизнью детей (принимают участие в общешкольных и классных мероприятиях), в качестве волонтеров принимают участие в решении организационных и учебно-воспитательных задач. Ярким свидетельством сближения школы и семьи стало увеличение количества мужчин (отцы, дедушки) на школьных собраниях, мероприятиях, праздниках. В целом уменьшилась доля обращений родителей с претензиями к школе, что, собственно, и свидетельствует об улучшении атмосферы образовательной среды, установлении доверия и взаимопонимания.

Безусловно, как и в любом другом процессе, внедрение технологии открытых семейных студий имеет свои препятствия и барьеры. Основными, по нашему мнению, являются общие, свойственные всему нашему обществу – нежелание слушать и слышать. Среди других мы выделили наиболее значимые группы.

1. Стереотипы поведения, привычные роли и позиции участников образовательного процесса – первая категория проблем. Учитель учит, отсюда его роль во всех отношениях – учить, а позиция − поучительная. Соответственно родители учеников в большинстве своем воспринимают свою роль и позицию как таких, кого учат и поучают. Хотя такая диспозиция является, по сути, некорректной, некоторым образом деструктивной. Фактически следование стереотипам поведения «нивелирует» значение и ценность родительского воспитания. Это психологическая и социально-психологическая проблема, и разрешение ее необходимо начинать с осознания «равности» позиций педагогов и родителей. Четкое осознание своего места и роли в процессе развития и воспитания ребенка, согласование и гармонизация влияний создают возможность всем участникам образовательного процесса чувствовать себя значимыми и результативными.

2. Вторым большим препятствием на пути к гармонизации участия педагогов и родителей в процессе обучения и воспитания детей является их неготовность к личностным изменениям. Практика показывает, что только осознания необходимости изменения ролевой позиции недостаточно. Крайне важен потенциал готовности меняться. Очень часто человек не желает изменяться, не имеет сил, энергии для работы над собой. Куда легче ждать, что будет меняться кто-то другой, а самому подстроиться. Однако такая личностная позиция неэффективна с самого начала. Во-первых, никогда не можешь быть уверен, что тебя устроят изменения другого. Во-вторых, занимая постоянно пассивную позицию («со мною что-то делают, поучают, воспитывают, организовывают и т. п.») вместо активной («я делаю, обучаюсь, организовываюсь»), человек искусственно превращает себя в жертву обстоятельств и влияния других людей.

В-третьих, позиция «жертвы обстоятельств» является вредной для всех других сфер жизни человека, делает невозможным взросление, развитие самодостаточности, способности решать сложные задачи жизнеосуществления. Закономерно возникает вопрос: «Кого может воспитать, научить жертва обстоятельств»? Очевиден ответ: такую же «жертву обстоятельств». Таким образом, напрашивается вывод: развитие и самомотивация готовности к личностным изменениям участников образовательного процесса являются залогом улучшения качества всего процесса.

3. Еще одной значимой проблемой качественного и позитивного развития партнерских отношений педагогов и родительской общественности является неоправданно высокий уровень конкуренции между образовательными учреждениями и общественными организациями, которые презентуют различные слои участников образовательного процесса в Украине. Бесконечное выяснение того, кто более прав и имеет право на определение содержания, форм, методов образования и воспитания подрастающего поколения, фактически привело к дезориентации определенной части общества в вопросах «так как надо?», «где и чему надо учить?», «кто должен учить и как?». Эти и другие вопросы, без четких и понятных обычным участникам процесса ответов, фактически создают атмосферу неопределенности, бесперспективности, пессимизма.

В конечном итоге педагоги и общественные активисты должны искать общий язык и проводить более взвешенную политику изменений, учитывая, что изменения в образовании имеют свою специфику: относительно короткую длительность самого образовательного процесса (период школьного обучения 10−12 лет), а значит, должны учитывать будущий «запрос» мира и жизни на жизнеспособность сегодняшних первоклассников.

Итак, хотелось бы отметить, что технология открытых семейных студий может стать универсальным инструментом как для гармонизации отношений педагогов и родителей в образовательном процессе, так и для общения людей в обществе, создания других моделей взаимодействия, укрепления позиций оптимизма и собственной ответственности за качество и содержание своей жизни и жизни окружающих.

                                          

Список литературы

  1. Гаркавенко З. О. Програма роботи з батьками «Тренінг батьківської компетентності» // Методичні рекомендації керівнику навчального закладу щодо діяльності психологічної служби [Електронний ресурс] К. : Український НМЦ практичної психології і соціальної роботи, 2015, C. 63. 1 електрон. опт. диск (CD-ROM). URL: http://www.psyua.com.ua/ index.php?page=products_one&prod=426&g_year=2014_2016  (дата обращения 26.02.17).

 

 

 




Просмотров: 4600; Скачиваний: 1113;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3408