Волосникова, Т. В. Реализация внутрифирменного повышения квалификации педагогов по тематике здоровьесберегающей деятельности в контексте непрерывного образования / Т. В. Волосникова, Ю. В. Эмануэль, Т. С. Эмануэль // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 1 (17). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3364


Выпуск № 1 (17)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 348.046.4

Реализация внутрифирменного повышения квалификации педагогов по тематике здоровьесберегающей деятельности в контексте непрерывного образования

Волосникова Татьяна Вадимовна
д.п.н.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №139 Выборгского района Санкт-Петербурга "Рекреационный центр детского творчества"
(Санкт-Петербург, Россия)
d139@shko.la
Эмануэль Юлия Владимировна
к.м.н.
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Академика И.П.Павлова Минздрава России
(Санкт-Петербург, Россия)
ejvcons@mail.ru
Эмануэль Татьяна Сергеевна
к.пед.н
доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
(Санкт-Петербург, Россия)
emanuelt@mail.ru
Ключевые слова:
индивидуализация
повышение квалификации
здоровьесберегающая деятельность
маршруты обучения.
Аннотация: В статье представлена методика организации внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательной организации на примере здоровьесберегающей деятельности. Исследование, нацеленное на разработку и экспериментальное обоснование теоретических и методических средств индивидулизации повышения квалификации педагогов, было проведено на базе ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали 160 педагогов из детских садов и школ Петербурга. В процессе эксперимента фиксировались оценки знаний слушателей по разделам и ключевым темам образовательной программы, динамка деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию культуры здоровья в тех образовательных учреждений, чьи сотрудники повышали квалификацию. Обосновано применение: модели индивидуализации подготовки педагогов, индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов, дифференцированно-тематической структурой взаимосвязи учебных модулей программы. Результаты могут быть использованы в системе повышения квалификации независимо от тематического направления.
Статья поступила: 25.01.2017; Принята к публикации: 23.03.2017; Размещена в сети: 22.03.2017.

Realization of teachers in- house training in the field of healthsaving activities in the context of lifelong learning

Volosnikova Tatjana
Doctor of Pedagogic Sciences
e state budget preschool educational institution the center of child development - kindergarten No. 139 of Vyborgsky district of St. Petersburg "Recreational center of children
(194358, St.Petersburg, Kompozitorov Street, 33, box. 2, lit. A.)
d139@shko.la
Emanuel Julia
Doctor of Pedagogic Sciences
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Academician I.P. Pavlov First St. Petersburg State Medical University” of the Ministry of Healthcare of Russian Federation
(197022, Russian Federation,St. Petersburg, Leo Tolstoy St., 6-8)
ejvcons@mail.ru
Emanuel Tatyana
Doctor of Pedagogic Sciences
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Academician I.P. Pavlov First St. Petersburg State Medical University” of the Ministry of Healthcare of Russian Federation
(197022, Russian Federation,St. Petersburg, Leo Tolstoy St., 6-8)
emanuelt@mail.ru
Keywords:
individualization
advanced training
health-saving activities
learning trajectories
Summary: The article is focused on the methods of organization of intrafirm teachers’ training based on healthsaving activities. The study aimed at the development and experimental foundations of theoretical and methodological (tutorial) tools for individual approach to teachers’ training was carried out on the base of Govermental Budget Pre-school Institution (GBDOU) #139 of the Viborg region in St. Petersburg. The study engaged 160 teachers from St. Petersburg kindergartens and (pre?)- schools. In the course of experiment the lerners knowledge assessment was monitored according to the training program units and key topics; to the dynamics of activities to save and strengthen health of the training proccess participants; and to the introduction of the health culture in the educational institutions included in the program. The model of individual approach to the teachers’ training, individual health-improving and learning trajectory, differential-thematical structure of interconnections of the training modules of the program were proved. The results of the study could be used in the system of training apart from the thematical direction.
Paper submitted on: 01/25/2017; Accepted on: 03/23/2017; Published online on: 03/22/2017.

В настоящее время одним из наиболее важных нормативных документов, касающихся деятельности коллектива образовательной организации, является профессиональный стандарт педагога, в котором подробно прописаны все функциональные обязанности педагогических кадров, а также представлен перечень трудовых действий для реализации этих обязанностей1. Анализируя содержание профессионального стандарта педагога, И.В.Гришина   рассматривает его влияние на управление качеством школьного образования [2]. При этом, поскольку стандарт изложен в общем виде, автор обращает внимание на необходимость при его применении учитывать специфику на различных уровнях: в зависимости от регионов, типов учебных заведений, принятых в регионах других нормативных документов по образованию и т.д.

Теоретико-методологической базой нашего исследования явились: образовательные идеи ученых-медиков и педагогов XIX-XX вв.: вопросы укрепления здоровья, учета психофизиологических особенностей личности в учебном процессе (П.Ф. Лесгафт, А.Р. Лурия, В.А. Сухомлинский, др.); теоретические концепции валеологии и оздоровления (М.М. Безруких, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Н.Н. Куинджи, В.В. Колбанов, Г.А. Мысина, Л.Г. Татарникова, А.Г. Щедрина и др.); тeoрии прoфeссиoнaльнoгo стaнoвлeния и повышения квалификации (И.Ю. Алексашина, И.С. Батракова, Л.Н. Бережнова, Д.Б. Богоявленская, Т.В. Бурлакова, С.Г. Вершловский, Л.C. Выготский, Е.С. Заир-Бек, А.О. Кравцов; И.Я. Лернер, Н.Н. Малярчук, A.M. Матюшкин,  А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.A. Слaстeнин, А.Г. Симонова, А.П. Тряпицына, и др.); теории развития психологии и социологии здоровья (Е.Н. Барышников, О.М. Бландинская, О.С. Васильева, Н.Г. Закревская, В.Н. Келасьев, А.А. Козлов,  Ю.П. Лисицын, И.Ю. Млодик, Г.С. Никифоров, Е.В. Утишева, Ф.Р. Филатов  и др.).

Ряд авторов, (T.B. Бурлакова, И.Э. Унт, Л.Н. Бережнова, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына и др.) [1] также отмечают особую эффективность внедрения принципа индивидуализации в систему образования, в том числе, в процесс повышения квалификации педагогического коллектива. Все это актуализирует необходимость совершенствования непрерывного образования педагогов, организованного в рамках системы «обучающейся организации». Кроме того, сегодня особой актуальностью характеризуется деятельность по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) у участников образовательного процесса в условиях высшего профессионального образования, что является государственно важной задачей, обусловленной снижением показателей состояния здоровья и уровня культуры здоровья населения [4]. В этой связи разработанная в  ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга система повышения квалификации будет рассмотрена на примере обучения педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность образовательной организации».

Образовательная программа нацелена на формирование и повышение «культуры здоровья образовательной организации»2 как стратегически важной совокупности ценностно-целевых установок и правил:

– ориентированных на здоровьесозидание в процессе обучения, учения, преподавания, воспитания, общения и других видах педагогического взаимодействия;

– создающих основу саморазвития человека в единстве физического, психического, социального и интеллектуального здоровья;

– обеспечивающих интеграцию учебных и здоровьесберегающих технологий;

– объединяющих всех участников образовательного процесса;

– разделяемых и принимаемых большинством участников образовательного процесса.

В основу внутрифирменного повышения квалификации педагогов положена  разработанная нами модель  индивидуализации, которая обеспечивает вариативность содержания процесса обучения педагогов по направлению здоровьесбережения и включает в себя целевой, содержательный, процессуальный и рефлексивный компоненты. Выделение данных компонентов  основано на анализе  теоретико-методологической базы исследования, а также изучении образовательных организаций.

- Целевой компонент ориентирует на подготовку специалиста, способного к реализации идей формирования культуры здоровья образовательной организации.

- Содержательный — основывается на образовательной программе, имеющей возможности дифференцированно-тематической корреляции ее модулей и построения индивидуального маршрута повышения квалификации.

- Процессуальный компонент предоставляет условия для реализации индивидуальных образовательных маршрутов слушателей курсов повышения квалификации, спроектированных с учетом специфики ОУ и профессиональных потребностей и запросов конкретного слушателя (или группы обучающихся).

- Рефлексивный — способствует анализу эффективности индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность образовательной организации»: на уровне слушателей и на уровне образовательных организаций (посредством мониторинга деятельности ОО по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию у них культуры здоровья).

Модель представлена на рисунке 1.

 

 

                         Рисунок 1 — Модель индивидуализации повышения квалификации педагогов.

 

 

Таким образом, цель обучения педагогических кадров – формирование у слушателей знаний и навыков ведения в своем учреждении комплексной деятельности: здоровьесберегающей, ориентированной на физиологический, социально-психологический, интеллектуальный и нравственный компоненты здоровья, а также повышение уровня культуры здоровья участников образовательного процесса.

Содержательный компонент модели реализуется посредством разработанной образовательной программы повышения квалификации педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность образовательной организации», построенная на основе модульного принципа, который позволяет учесть особенности и потребности целевой аудитории. Обучение по программе рассчитано на 72 часа, которые распределены в течение одного учебного года (сентябрь – май). Одной из особенностей разработанной программы повышения квалификации педагогов является проектирование и реализация системы индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов педагогов. 

Индивидуальные оздоровительно-образовательные маршруты (далее – ИООМ) представляют собой траекторию освоения программы, спроектированную для конкретного слушателя, с целью создания оптимальных условий для достижения им образовательных результатов при одновременном воспитании культуры здоровья и укреплению состояния здоровья посредством предоставления адресных корректирующих рекомендаций.

Программа состоит из трех модулей: инвариантный - обязательный к посещению; вариативный, в рамках которого слушатели могут посетить определенное количество семинаров, выбрав тематики из предложенных направлений; а также модуль разноуровневой системы сопровождения.  Отличительной особенностью Программы является дифференцированно-тематическая структура взаимосвязи выделенных модулей [4]. В рамках инвариантного модуля слушатели знакомятся с фундаментальными направлениями по тематике здоровья и ЗОЖ. Каждый тематический раздел инвариантного модуля сопровождается соответствующим диагностическим аппаратом, на основе результатов которого, оформленных в виде индивидуального профиля, педагог определяется с выбором конкретных направлений мероприятий к посещению (из числа предложенных) в рамках вариативного модуля, а также индивидуальными образовательными и воспитательными целями, достижение которых реализуется в рамках индивидуального маршрута обучения.

Схематично структура взаимодействия модулей образовательной программы представлена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Дифференцированно-тематическая структура взаимосвязи модулей разработанной образовательной программы

 

Таким образом, модули Программы взаимосвязаны по критерию тематики и предполагают возможность гибкого проектирования слушателями траекторий своего обучения: вариативный модуль представляет собой более детальное рассмотрение вопросов инвариантного модуля, в рамках которого по каждой теме педагогам предлагается выбрать наиболее актуальное направление для дальнейшего изучения. Данный выбор основывается как на результатах проведенной диагностики, по итогам которой формируются адресные образовательные рекомендации, так и на предпочтениях самих слушателей. Кроме того, с целью создания условий для углубленной проработки тематик программы для каждого тематического раздела предусмотрена также самостоятельная работа в рамках разработанной системы сопровождения. Прежде чем вкратце осветить основные темы программы и их распределение между модулями, следует еще раз подчеркнуть, что укрупненно все тематики вариативного модуля рассматриваются в рамках инвариантного модуля, а на выбор слушателей предлагается более детальное рассмотрение наиболее актуальных для них направлений.

Первый раздел инвариантного модуля образовательной программы  посвящен понятиям здоровья и культуры здоровья и сопровождается возможностью выбора разделов вариативного модуля, наиболее актуальных для конкретных слушателей, из числа следующих: сердечно-сосудистая система/ дыхательная система/психомоторика. Второй раздел посвящен теоретическим и прикладным вопросам здорового образа жизни и подразделяется на следующие тематики вариативного модуля: «Роль физической нагрузки в жизни человека», «Роль соблюдения режима труда и отдыха в жизни человека», «Роль интеллектуального развития в жизни человека» -  слушателям предлагается определиться, какое направление является для них наиболее актуальным для подробного изучения и проработки: двигательная активность / питание / досуг / личностное развитие.  

Третий раздел инвариатного модуля  подразделяется на два тематических блока. Блок «Социально-психологическое благополучие личности»  представляет собой комбинацию следующих тематик вариативного модуля (на выбор слушателей): «Методы снижения и профилактики стресса», «Методы и приемы эффективного взаимодействия с окружающими», «Эффективные выступления и презентации», «Оптимизация самооценки, повышение уверенности в себе». Второй блок третьего раздела инвариантного модуля — «Интеллектуальное здоровье и творческое развитие личности» —  предоставляет возможность выбора между следующими направлениями вариативного модуля: «Основы ТРИЗ в практике образовательной деятельности», «Методика работы с информацией: мнемотехника, интеллект-карты и т.д.», «Развитие творческого мышления», «Арт-педагогика». Четвертый раздел учебного плана образовательной  программы — «Система деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса» — предусматривает возможность совершения выбора относительно следующих разделов вариативного модуля: «Воспитание культуры здоровья во внеклассной деятельности»; «Социальное проектирование как метод пропаганды ЗОЖ»; «Основы проектирования здоровьесберегающей деятельности ОУ».  Схематично структура модулей в сравнении с традиционной представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок  3 — Сравнение структур корреляции модулей образовательной

программы

 

В рамках третьего модуля образовательной программы разработана и содержательно наполнена система методического сопровождения: каждому разделу программы соответствует кейс с практическими и теоретическими материалами, сформированными исходя из выявленных особенностей аудитории и посвященные рассматриваемым тематикам. Внедрена индивидуализация содержания материалов методического сопровождения на основе уровня освоения тематики слушателем. Содержание кейсов носит разноуровневый характер: для отдельного слушателя по итогам диагностики выделенного раздела тематика может быть представлена на трех уровнях: зона риска, зона напряжения и норма.  Каждому результативному уровню соответствует определенное целеполагание и содержательное наполнение кейсов системы сопровождения. Так, сопровождение первого уровня представляет собой комплексную дистанционную поддержку освоения тематики. Материалы второго уровня нацелены, прежде всего, на обобщение, уточнение и закрепление имеющихся у слушателя знаний, навыков и установок. В свою очередь, сопровождение третьего уровня заключается в материалах для самопроверки, а также творческих заданий.

Материалы системы сопровождения слушатели получают удобным образом: на электронных носителях / по почте / на авторском сайте методиста. Кроме того, предусмотрена система индивидуальных консультаций. Для примера рассмотрим систему методического сопровождения одного из разделов программы обучения. Сопровождение инвариантного модуля «Образ жизни» представляет собой авторские презентации: «Общие положения правильного питания», «Общешкольные мероприятия по культуре питания». Сопровождение первого раздела вариативного модуля: «Правильное питание» складывается из следующих разноуровневых материалов:

- Уровень «Риск»: авторские презентации: «Качественные и количественные показатели здорового питания», «Примерный рацион», «Опасные крайности», «Ключевые продукты и их значение», «Методы формирования культуры питания у учащихся», практикум «Задания и упражнения по воспитанию культуры питания», авторская рабочая тетрадь «ЗОЖ-питание», авторские сценарии мероприятий для учащихся: «Карлсон о питании», «Диеты: соблюдать нельзя отрицать», «В замке здорового питания» и т.д.

- Уровень «Напряжение»: авторские материалы: «Здоровое питание в схемах и таблицах»,  «Общий алгоритм перехода на правильное питание»,  «Основные принципы правильного питания: примеры и положения»,  Серия имитационных упражнений и др.

- Уровень «Норма»: кейсы с ситуациями для самостоятельной работы,  тематики проектов, программа деятельности ОУ по обеспечению системы питания.

Можно привести следующий пример задания для учащихся, предоставляемого педагогам в рамках одного из кейсов системы сопровождения - «Душевные двери». Учащимся предлагается создать и дорисовать одинаковые контуры дверей до уникальных, при этом отразив то, что, согласно условию, находится за ними. Для этого ученикам предлагается нарисовать совершенно одинаковые контуры дверей среднего размера в рекомендуемом количестве 8-10 штук, после чего учащиеся получают или самостоятельно разрабатывают краткое описание того, что находится за каждой дверью. В целях развития речи детей, рекомендуется составлять описание каждой двери в виде словосочетания, все слова которого подобраны на одну и ту же букву (принцип одной буквы): например, за дверью находится: «Река Радости» и т.д. Далее школьникам необходимо дорисовать каждый исходный контур до уникальной двери, отобразив при этом то, что находится за ней, основываясь на полученном (или составленном) описании, закодировав информацию в ассоциативные образы, встроенные в декор и детали самой двери.

Следует отметить, что в случае, когда дети самостоятельно разрабатывают описание дверей, происходит не только развитие творческого мышления и фантазии, но и расширение словарного запаса, обогащение речи. В данной связи целесообразен групповой формат выполнения задания, в рамках которого дети составляют описания дверей друг для друга, после чего обмениваются инструкциями-названиями и реализовывают их. Для придания упражнению образовательной нагрузки, рекомендуется составлять описания дверей в соответствии с тематиками урока.

Можно привести следующие примеры словосочетаний, в соответствии с которыми учащимся необходимо придумать оформление дверей: география: Будуар Биосферы,  Кабинет Климата, Город Гидросферы и др.;  геометрия: Поле Параллелепипеда, Море Многогранника, Вулкан Вектор и др.; биология: Портал к Простейшим, Ход к Хордовым, Королевство Клетки, Комната Кишечнополостных, Каюта Каталазы и др.;  физика: Аббатство Атмосферы, Страна Силы, Институт Инерции, Дом Диффузии, Руководство Рычага и др.

Очевидно, что в процессе придумывания декора для дверей, ребенок вынужден воскресить в памяти основные определения и характеристики каждого понятия, после чего закодировать их в визуальные образы (чтобы передать, что находится за дверью). Школьники сталкиваются с необходимостью осуществления анализа объекта, выявления его ключевых признаков, а также ассоциаций, на основе которых становится возможным проведение аналогии. Перед тем как приступить к непосредственному оформлению двери в «Кабинет Климата», учащимся необходимо проанализировать значение термина, выделить основные виды и характеристики климата, после чего визуально отобразить их. Данные действия составляют основу мнемотехнических приемов и позволяют проработать материал, а также значительно повысить эффективность его усвоения и обобщения. В данном случае учащимся необходимо: проработать тематику, структурировать материал, закодировать информацию в визуальные ассоциативные образы, преобразующие первоначальный контур двери, придумать название двери в рамках заданной темы, состоящее из характеристики и существительного, подобранных на одну букву.

Данное задание можно превратить в прообраз интеллект-карты3, попросив ребенка схематично изобразить замок, посвященный определенной теме. В таком случае ребенку предлагается спланировать, какие именно двери (темы) будут наполнять этажи (разделы) тематического замка, после чего систематизировать информацию в соответствии с разработанной структурой. Пример подобной модификации упражнения приведен в таблице 1, из которой видно, что учащимся необходимо выделить и продумать основные разделы темы в рамках урока, а также подобрать к ним характеристики. Планирование дверей в контексте определенной тематики служит методом анализа темы, упорядочивания информации и проработки материала.

Таблица 1. «Разработка структуры замка в рамках определенной темы»

 

Блок Конкретизация

направления

Название

(с применением принципа одной буквы)

1 Замок в целом Определение названия замка - общей тематики Замок «: Правильного Питания»
2 Этажи Анализ, структурирование и обобщение информации, распределение на разделы (этажи) Общая структура замка «»:

- этаж 1: «Принципы, Правила»,

- этаж 2: «Очаровательные Опасности»,

- этаж 3: «Полезные Продукты»,

- этаж 4 «Моя Мотивация»,

- этаж 5 «Различные Рецепты»

3 Двери - Разработка названий дверей -  содержательного наполнения выделенных разделов   - Планирование наполнения этажей Двери на этаже № 1 («Принципы, Правила»): «Режимный Рацион», «Проем к Правильным Пропорциям» и другие
Двери на этаже № 2 («Очаровательные Опасности»): «Едкая Еда», «Осторожно, Ожирение!», «Фиктивный Фастфуд», «Декламационные Диеты», «Дикая Дистрофия», «Створки Свирепых Соков», «Чудовищные Чипсы», «Врата Варенья» и другие
Двери на этаже № 3 («Полезные Продукты»): «Феерические Фрукты», «Органичные Овощи», «Милый Морс», «Калитка Колоритных Каш», «Сени Современных Супов» и другие
Двери на этаже № 4 («Моя Мотивация»): «Холл “Хотений”», «Въезд во Владения Великолепных Вакансий», «Парковка Планов» и другие
Двери на этаже № 5 («Различные Рецепты»): «Замечательные Завтраки», «Окно Обязательных Обедов», «Пространство Полезных Перекусов», «Удивительные Ужины» и другие

 

Реализация разработанной модели повышения квалификации педагогов ОО, с точки зрения процессного подхода,  представлена на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4. Повышение квалификации педагогов, процессный подход

 

Отмечаются следующие преимущества разработанной методики подготовки педагогов:

— повышение гибкости и индивидуализации системы обучения не только в целом, но и относительно разделов программы, за счет дифференцированно-тематической структуры;

— повышение качества усвоения материала за счет предоставления слушателям права выбора и наполнения вариативного модуля для каждого раздела;

— повышение степени удовлетворенности слушателей в результате их активизации и вовлечения в процесс проектирования траекторий своего обучения,

— обеспечение углубленной проработки тематических разделов посредством адресно подобранной разноуровневой системы сопровождения,

— содействие комплексному развитию слушателя за счет внедрения системы индивидуальных образовательно-оздоровительных маршрутов.

Для выявления эффективности реализации разработанной программы при первичной диагностике была проведена оценка уровня базовой осведомленности слушателей об основах деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию у них культуры здоровья. При этом блоки диагностики имеющихся знаний соответствовали дальнейшим разделам образовательной программы, что и позволило достичь высоких результатов.  Динамика эффективности по данному критерию представлена на  рисунке 5.

 

Рисунок  5 — Динамика уровня информированности по ключевым тематикам.

 

 

 

Из рисунка 5  видно, что образовательные результаты были достигнуты, о чем свидетельствуют результаты мониторинга, статистическая достоверность которых подтверждена р-значением критерием χ2 (р-значение ≤0,01).

Кроме того, были получены следующие результаты анкетирования, направленного на выявление положительных изменений, внедренных в образ жизни педагогов. Следует отметить, что в данном случае оценивалось не столько ценностное отношение, сколько конкретные шаги и мероприятия, предпринятые с целью оптимизации образа жизни (согласно ключевым направлениям). Относительно первичной диагностики часть педагогов оптимизировала следующие компоненты образа жизни: питание и двигательная активность. Статистическая достоверность подтверждается р-значением критерия χ2. При этом режим дня педагогов (компонент «здоровый сон») не был статистически значимо оптимизирован.  15% респондентов совершили значимые действия по оптимизации жизнедеятельности: перестали есть сладкое / стали принимать в пищу определенные группы продуктов / начали регулярно заниматься физической культурой / стали вовремя ложиться спать и т.д., что было подтверждено ведением «Журнала здоровья педагога».

Незначительные изменения предприняли 47% педагогов: уменьшили количество вредной пищи, начали иногда выполнять упражнения и т.д.; 23% опрошенных сотрудников изменили свое отношение и наметили конкретные шаги для преобразования образа жизни, однако пока не внедрили запланированное. Не отметили изменений 15% педагогов, из которых 8% указали, что соблюдали ЗОЖ до начала обучения по программе и получили возможность убедиться в правильности своего образа жизни, а также индивидуализировать его (исходя из рекомендаций, полученных от специалистов). Однако 7% педагогов оставили свой образ жизни без изменений, при этом классифицируя как «нездоровый».

Таким образом, предложенная система повышения квалификации педагогов позволяет повысить эффективность обучения сотрудников по конкретной выбранной тематике.

Список литературы

  1. Бурлакова, Т.В. Принципы индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей / Т.В. Бурлакова // Ярославский пед. вестн. — 2008. — T. 57, № 4. — С. 41–45.
  2. Гришина И. В. Управление качеством школьного образования в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. // Развитие кадрового потенциала образовательной организации. // Академический вестник. Вестник АППО,  Выпуск 2 (28). Санкт-Петербург, 2015. – С. 46–53.
  3. Ле-ван, Т.Н. Как стать успешным педагогом не в ущерб здоровью: советы молодым специалистам / Ле-ван Т.Н. // Современный детский сад. — 2014. — № 4. — С. 54–59.
  4. Эмануэль т.с., Индивидуализация повышения квалификации педагогов по направлению "Оздоровительная деятельность образовательного учреждения" : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 /Эмануэль Татьяна Сергеевна. — Санкт-Петербург, 2016. — 23 с.
  5. Профессиональный стандарт: Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. №544н. 

 




Просмотров: 2671; Скачиваний: 359;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3364