ЛЮБЕК, Д. А. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ // Непрерывное образование: XXI век. – 2025. – Т. 13. №1. − DOI: 10.15393/j5.art.2025.10308


Т. 13. №1.

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.1

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ЛЮБЕК Диана Андреевна
старший преподаватель кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
morendoodnerom@bk.ru
Ключевые слова:
этнокультурное образование
проектная технология
технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов (СРС)
этнокультурная компетентность
проектная компетентность
этнокультурный проект
высшее образование.
Аннотация: в статье обоснована актуальность внедрения проектной деятельности для формирования этнокультурной компетентности студентов. Обозначена целесообразность использования проектной деятельности как средства формирования этнокультурной компетентности студентов на основе анализа стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., Федеральных государственных стандартов нового поколения, научных статей и монографий, посвященных этому вопросу. Обоснованы педагогические условия эффективной реализации проектного подхода в поле этнокультурного образования: охарактеризован междисциплинарный характер проектной деятельности в контексте развития этнокультурной компетентности студентов; показана значимость использования технологии педагогического сопровождения на всех этапах работы над проектом. Для оценки результатов опытно-экспериментально работы представлен сравнительный анализ данных анкетирования студентов разных направлений подготовки согласно когнитивному, аффективному и поведенчески-деятельностному критерию этнокультурной компетентности. Выявлены позитивные изменения в этнокультурной компетентности студентов по всем трем заявленным критериям на основе анализа результатов анкетирования и оценки качества продуктов их деятельности. Анализируется качество продуктов проектной деятельности через организацию общественной экспертизы на публичной защите проектов. Сформулированы выводы и предложения по организации и педагогическому сопровождению проектной деятельности студентов для формирования этнокультурной компетентности.
Статья поступила: 24.12.2024; Принята к публикации: 10.02.2025; Размещена в сети: 25.03.2025.

PROJECT ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS' ETHNOCULTURAL COMPETENCE

LUBEK Diana A.
Senior Lecturer of the Department of Theory and Methods of General and Vocational Education, Institute of Pedagogy and Psychology
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
morendoodnerom@bk.ru
Keywords:
ethno-cultural education
project technology
technology of pedagogical support of independent work
ethnocultural competence
project competence
ethnocultural project
higher education.
Abstract: the article substantiates the relevance of introducing project activities for the formation of ethnocultural competence of students. The expediency of using project activities as a means of forming ethnocultural competence of students is indicated on the basis of the analysis of the strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025, Federal state standards of the new generation, scientific articles and monographs devoted to this issue. The pedagogical conditions for the effective implementation of the project approach in the field of ethnocultural education are substantiated: the interdisciplinary nature of project activities in the context of developing ethnocultural competence of students is characterized; the importance of using the technology of pedagogical support at all stages of work on the project is shown. To assess the results of the experimental work, a comparative analysis of the survey data of students in different areas of training according to the cognitive, affective and behavioral-activity criterion of ethnocultural competence is presented. Positive changes in the ethnocultural competence of students are revealed for all three declared criteria based on the analysis of the survey results and assessment of the quality of the products of their activities. The quality of project activity products is analyzed through the organization of public examination at the public defense of projects. Conclusions and proposals for the organization and pedagogical support of students' project activities for the formation of ethnocultural competence are formulated.
Paper submitted on: 24.12.2024; Accepted on: 10.02.2025; Published online on: 25.03.2025.

На современном этапе развития общества значимость этнокультурного образования трудно переоценить. Многонациональный характер Российской Федерации является одной из ее ключевых особенностей, что создает уникальные условия для развития этнокультурного образования. Здесь проживают народы с разными вероисповеданиями, языками и культурными практиками. Сегодня Россия состоит из 89 субъектов. Это области, республики, автономные округа и города федерального значения, где проживает более 190 народов, среди которых имеются как крупные этносы, так и коренные малые народы. Республика Карелия как полиэтнический регион объединяет представителей более 100 национальностей, но коренные этносы региона, такие как карелы, финны и вепсы, составляют лишь около 7  % населения1. Важной задачей системы образования является интеграция этнокультурных традиций различных народов в учебные процессы, чтобы сохранить и передать эти знания будущим поколениям.

Российская система образования в современных условиях характеризуется компетентностным подходом. Переход к ФГОС 3++ стал важным этапом в улучшении стандартов образования. Новые ФГОС нацелены на развитие универсальных компетенций у выпускников, то есть на метапредметные умения, которые позволяют человеку успешно адаптироваться к современным условиям и раскрывать свой потенциал в различных сферах деятельности. Одним из важнейших аспектов в системе новых образовательных стандартов является межкультурное взаимодействие. В рамках компетенции УК-5, которая представлена в ФГОС 3++, студенты должны быть подготовлены к восприятию и уважению культурного многообразия общества2. Это подразумевает способность выпускников понимать социально-исторические, этические и философские контексты различных культур, что способствует укреплению межкультурного диалога и созданию общества, где уважение к этнокультурным различиям становится нормой. Остается открытым вопрос о наиболее продуктивных средствах формирования этнокультурной компетентности.

Проектное обучение имеет ряд универсальных характеристик, которые делают его актуальным в образовательном процессе вузов, независимо от специальности, в связи с чем оно приобрело широкую популярность среди различных образовательных учреждений по всему миру. Проектная деятельность требует от студентов не только академических знаний, но и способности критически мыслить и предлагать инновационные решения, что делает этот метод обучения особенно эффективным в условиях современной образовательной системы. Проектное обучение ориентировано на реальное применение знаний и междисциплинарные связи, что делает этот подход особенно ценным в современном этнокультурном образовании. Оно предполагает понимание не только отдельного объекта, но и всей системы связей и процессов, которые его окружают. Технология проектного обучения может быть использована для формирования этнокультурной компетентности, так как позволяет обучающимся проникать в культуру своего и других народов через активное участие в исследовательских и творческих проектах [1].

В последние годы все чаще появляется понятие «этнокультурный проект», или «этнопроект». Этнокультурные проекты, как и любые другие, должны соответствовать требованиям эффективности и результативности. Однако они имеют свою специфику, связанную с этническими особенностями и проблематикой регионов. Этнокультурные проекты создаются с учетом потребностей и запросов местного сообщества, что делает их особенно важными в полиэтнических и поликультурных регионах, таких как Республика Карелия. Но, несмотря на интерес со стороны государства, подобные инициативы редко бывают эффективно воплощены. Чаще всего причины неудач кроются в недостаточном внимании к данному аспекту в процессе получения высшего образования. Большинство преподавателей в процессе организации этнокультурного образования студентов не используют потенциал проектной деятельности, что можно подтвердить анализом образовательных программ.

С точки зрения науки данная тема тоже не имеет достаточного освещения. Несмотря на то что существует немало статей о формировании этнокультурной компетентности студентов, в них не обозначена роль проектной деятельности. Статьи по проектной деятельности редко включают в себя этнокультурный компонент. Наиболее близким к рассматриваемой теме был проект «Этнокультурный дайвинг», состоящий из исследовательских работ, которые выполняли студенты и защищали в разные формах: мастер-классы, форсайт-сессии, круглые столы. Но в статье о данной инициативе не было обнаружено теоретического осмысления педагогических условий. Не было описания методики внедрения проектной деятельности применительно к этнокультурному образованию, и вопрос формирования этнокультурной компетентности не затрагивался [2]. Таким образом, несмотря на существование немногочисленных статей о создании этнокультурных проектов, в данных исследованиях не обнаружено методики внедрения проектной деятельности в процесс формирования этнокультурной компетентности студентов.

Вышеперечисленное позволило обозначить проблему исследования: недостаточное использование потенциала проектной деятельности для формирования этнокультурной компетентности студентов. Это приводит нас к формулировке цели исследования – обоснование педагогических условий использования проектной деятельности как средства формирования этнокультурной компетентности студентов.

Задачи исследования:

  1. Теоретически обосновать целесообразность использования проектной деятельности как средства формирования этнокультурной компетентности студентов.
  2. Выявить педагогические условия использования проектной деятельности для формирования этнокультурной компетентности студентов.
  3. Оценить эффективность внедрения проектной деятельности для формирования этнокультурной компетентности, при соблюдении ряда педагогических условий, посредством оценки качества продуктов деятельности студентов и их самооценки, а также сравнительного анализа уровня развития этнокультурной компетентности до и после внедрения методики, используя критерии формирования этнокультурной компетентности студентов.

На основе вышеизложенного было выдвинуто предположение что проектная деятельность может служить эффективным средством формирования этнокультурной компетентности студентов при соблюдении ряда педагогических условий:

  1. Учет этической составляющей национальной культуры посредством проектирования основанного на ценностях этнокультурного образования.
  2. Соблюдение междисциплинарного характера этнокультурной деятельности посредством включения студентов в разнообразную этнокультурную деятельность.
  3. Организация педагогического сопровождения студентов во время написания проектов, через сочетание личных интересов студентов с этнокультурной направленностью проектной деятельности и организацию публичной защиты проектов с общественной экспертизой.

Для обоснования целесообразности внедрения проектной технологии и условий ее успешной реализации с целью формирования этнокультурной компетентности в образовательном процессе вуза использовались следующие методы: анализ документальных источников; анализ литературных источников и интернет-источников; анализ понятийно-терминологической системы; проектирование.

Для оценки эффективности внедрения проектной деятельности с целью формирования этнокультурной компетентности использовались следующие методы: анкетирование; оценка качества продуктов деятельности; общественная экспертиза.

Для обоснования целесообразности использования проектной деятельности как средства формирования этнокультурной компетентности студентов обратимся к этнокультурному аспекту заявленной проблемы. С наибольшей полнотой этнокультурный подход к образованию заявлен в трудах Л. П. Карпушиной  и А. Б. Афанасьевой, но проектная деятельность в данных исследованиях не рассматривается, равно как и понятие этнокультурной компетентности [3; 4]. Если обратиться к составляющим этнокультурной компетентности, нам неизбежно приходится вернуться к работам Т. В. Поштаревой  и С. Н. Федоровой, однако уточнения требует приложение данных компонентов применительно к карельскому этносу. Кроме того, статьи этих авторов на заявленную тему были написаны около 20 лет назад и не могли использовать достижения современной педагогической науки. Впрочем, анализ педагогических условий формирования этнокультурной компетентности Т. В. Поштаревой приобретает особенную ценность для данной статьи [5].

Рассмотрев этнокультурный аспект, необходимо обратиться к современным исследованиям в области проектных технологий и организации работы со студентами над проектами. Для этого были проанализированы труды таких авторов, как: Н. А. Бреднева, Ю. П. Ветров, В. В. Мартынов, М. В. Полякова. В статьях Н. А. Бредневой рассматриваются вопросы междисциплинарной интеграции в процессе проектной деятельности студентов, однако анализа аспекта национальной культуры в данном исследовании нет [1]. Обращение к работам Ю. П. Ветрова необходимо для исследования особенностей организации проектной деятельности в профессиональном образовании. Но в них также отсутствует этнокультурная составляющая [6]. Переходя к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в университете, нельзя обойти вниманием монографию под редакцией доктора педагогических наук Т. А. Бабаковой [7]. Основные аспекты данного труда были тщательно проанализированы с целью выявления специфичности наполнения этапов педагогического сопровождения в контексте проектной деятельности.

И наконец, стоит назвать исследования, соединяющие в себе тематику этнокультурного образования и проектной деятельности. В первую очередь это упомянутый выше проект «Этнокультурный дайвинг», результаты которого представлены в статье М. В. Поляковой Мы можем обнаружить в ней анализ продуктов деятельности студентов по написанию этнокультурно направленных проектов [2]. Обращаясь к статье В. В. Мартынова и Н. В. Мартыновой «Формирование этнокультурных компетенций будущих педагогов-художников в процессе проектно-творческой деятельности в вузе», отметим, что авторы рассматривали опыт реализации этнокультурного проекта «Загадки древнего Приамурья» и, что важно для нашего исследования, обращались к студентам творческих специальностей [8].

Для того чтобы выявить педагогические условия использования проектной деятельности, необходимо обратиться к самой ее сути, в контексте современного образования. Современная проектная деятельность развивается в условиях, когда требования к ее этической составляющей становятся все более значимыми. Этот аспект проектирования невозможен без тесной интеграции знаний из технических наук, гуманитарных дисциплин и философии. В современных исследованиях можно обнаружить так называемое «чувствительное к ценностям проектирование», которое базируется на 13 универсальных ценностях, включая такие, как благосостояние, экологическая устойчивость, приватность, справедливость и другие. Такая комплексная основа позволяет учитывать социальные, моральные и культурные аспекты.

Важно отметить направление государственной политики касаемо национальной культуры и привлечение внимания к малым коренным этносам как этический стержень проектирования. Проектирование, основанное на ценностях этнокультурного образования, требует определения ключевых моральных принципов еще на самых ранних этапах разработки. Особенно актуальна данная позиция в учебных проектах, которые, помимо практической пользы, должны содержать в себе воспитательную составляющую. Высшая школа призвана обеспечить общество высококвалифицированными специалистами, что невозможно без актуализации аксиологических составляющих современного образования. Работая над этнопроектами, студенты ориентируются на учет ценностей национальной культуры, что соответствует как современным тенденциям развития проектирования, так и государственной политике в области образования. Вышеперечисленное позволило сделать вывод о необходимости проектирования, основанного на ценностях этнокультурного образования. Таким образом, мы обосновали необходимость учета этической составляющей национальной культуры как педагогического условия эффективного использования проектной деятельности с целью формирования этнокультурной компетентности студентов [9; 10].

Далее обозначим междисциплинарный характер проектной деятельности и обоснуем использование его потенциала в поле этнокультурного образования. Проектная деятельность обладает уникальной междисциплинарной природой, требующей синтеза знаний из множества различных сфер науки и практики. Успешная реализация таких инициатив предлагает не только владение конкретными навыками, но и способности объединять их. Это позволяет использовать накопленные знания в самых разных комбинациях, что разрушает привычные границы между дисциплинами, помогает увидеть проблемы под новым углом зрения и предлагает решения, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Таким образом, междисциплинарный подход становится не просто одним из элементов проектной деятельности, а ее основой. В контексте формирования этнокультурной компетентности междисциплинарный характер проектирования так или иначе фокусируется вокруг включения студентов в разнообразную этнокультурную деятельность. Возможность заниматься разными национальными ремеслами и активно проникать в различные сферы, развивая свои этноспецифические умения, – залог успешного формирования этнокультурной компетентности [1].

Междисциплинарность этнокультурной деятельности пронизывает весь процесс работы над проектами, и можно обозначить некоторые области включения студентов в этническую культуру. Это и разнообразные мастер-классы, связанные с карельскими ремеслами, такие как: плетение из бересты, соломы и лозы. Студенты занимаются плетением поясов и созданием карельских традиционных кукол, осваивают основные мотивы карельской и вепсской вышивки и традиционной росписи. Они развивают этноспецифические умения, осваивая рецепты уникальной карельской кухни и включаясь в песенную и танцевальную культуру региона. Все это во многом возможно благодаря функционированию в Петрозаводском государственном университете студенческих объединений на этническую тематику. Таким образом, взаимообмен обогащает студентов новыми знаниями, умениями и навыками во время работы над проектами. Итак, потенциал проектной деятельности, заложенный в самом ее характере, способен гармонично проявляться через различные виды деятельности студентов в работе над этнопроектами, сосредотачиваясь вокруг одной общей цели [11].

В результате сформулировано следующее педагогическое условие, а именно: соблюдение междисциплинарного характера этнокультурной деятельности посредством включения студентов в разнообразную этнокультурную деятельность.

Важно, что такая интеграция не только повышает эффективность проектов, но и помогает сделать их более гуманными, ориентированными на гармонию межкультурного диалога. Таким образом, междисциплинарная методология становится ключевым условием как для реализации проектов, так и для их соответствия современным требованиям этики и гуманизма. Но преждевременно полагать, что без должного педагогического сопровождения работа над проектами пойдет у обучающихся в верном ключе сама собой, обогащая их знаниями и умениями в областях проектной и этнокультурной деятельности. В связи с этим необходимо остановиться на данном аспекте педагогических условий эффективного внедрения проектной деятельности с целью формирования этнокультурной компетентности [12].

Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов в целом представляет собой комплексную систему взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленную на создание условий для эффективного выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы. Основная задача педагога в данном процессе заключается в предоставлении методической и практической поддержки, которая включает консультативную помощь, рекомендации по организации времени и использованию образовательных ресурсов. Существуют подробно разработанные требования к организации педагогического сопровождения, а также рекомендации по действиям преподавателя и студентов на каждом этапе. Однако применительно к проектной работе необходимо внести корректировки, связанные как со специфичностью проектной деятельности (в том числе с ее групповым характером), так и с уникальностью и широтой этнокультурного образования. Для этого проанализируем этапы работы над проектами в контексте педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов [7; 13].

На первом, подготовительном, этапе преподаватель создает условия для эффективного включения студентов в самостоятельную работу. Для этого он должен подготовить весь объем шаблонов проектной документации, составить требования, критерии оценки как качества выполнения каждого задания в отдельности, так и общей оценки защиты проекта. Можно подобрать примеры успешных проектов (как презентаций с защиты, так и выполнения определенных заданий) и подготовиться к ответам на вопросы.

На втором, диагностико-мотивационном, этапе определяется тематическое поле проекта и происходит поиск и анализ проблемы, а также возможных путей их решения. Важно обосновать для студентов значимость задания в рамках дисциплины, а также обозначить включение формируемых компетенций в систему универсальных компетенций. Особенный акцент стоит сделать на УК-5 ‒ межкультурное взаимодействие. Ознакомив с требованиями и критериями оценки, необходимо ответить на все возникающие вопросы для внесения ясности в суть работы и подчеркнуть ее роль на современном этапе развития общества. Здесь решающую роль играет мотивация студентов на выполнение задания, в связи с чем важно подробно остановиться как на общих принципах выбора темы проекта, так и на частных характеристиках с учетом включения проектной деятельности в этнокультурное образование.

Тема исследования должна увлекать автора, пробуждать его естественное любопытство. Лишь в таком случае проектная деятельность будет по-настоящему эффективной. Если тема навязана извне, то, даже обладая значительной актуальностью, она может восприниматься студентом как рутинное задание. Многое зависит от мастерства педагога найти точки пересечения интересов с областью этнокультуры. Темы должны быть близки их опыту и увлечениям и затрагивать лично. Для этого полезна дискуссия, в ходе которой первоначальные темы студентов уточняются и корректируются в связи с этнокультурой, без потери интереса со стороны обучающегося. Успешность данного этапа во многом зависит от эффективности первого этапа. Далее студенты определяют проблему в рамках предложенной темы и формулируют цели и задачи своей работы. Важно напомнить обучающимся о необходимости ставить наиболее подходящую цель, с учетом имеющейся информационной и материально-технической базы. Роль преподавателя заключается в сопровождении и направлении: он помогает студентам уточнить поставленные цели, показать их связь с профессиональными компетенциями. Происходит анализ обратной связи и осмысление своих сильных и слабых сторон.

На третьем, обучающем, этапе происходит основная работа студентов над проектами. На этом этапе обучающиеся начинают выполнять задания, связанные с актуальностью и причинно-следственными связями. Свои наработки они представляют в группе, и идет разъяснение и обсуждение полученных результатов. Здесь для преподавателя важно остаться в роли консультанта, позволяя студентам самостоятельно искать решения и анализировать, что получилось, что нет и почему. Преподавателю стоит четко донести до обучающихся требования к результатам и критерии оценки. На этом этапе происходит распределение по областям этнокультуры и разъясняются требования к мастер-классам и тренингам. Происходит анализ и самоанализ результатов первых выполненных заданий с обсуждением их в группе. Озвучиваются распространенные ошибки, производятся корректировки, и организуется взаимообучение. Далее преподаватель уточняет со студентом мероприятия по диаграмме Ганта, чтобы избежать выбора очевидно малоэффективной программы действий.

На четвертом этапе ‒ самостоятельной деятельности студенты выполняют задания по заполнению необходимых проектных документов, а также организуют занятия, круглые столы и мастер-классы. В первую очередь формулируются и уточняются возможные формы представления результатов. Необходимо проведение текущего контроля и консультаций для студентов, плановых и по запросам. Работа в группах является распространенным аспектом проектной деятельности, но тем не менее за каждым участником должен быть закреплен конкретный перечень заданий, чтобы избежать неравномерного распределения нагрузки в мини-группе. Кроме того, каждый участник работает над своим направлением декоративно-прикладной или этноспецифической деятельности, в зависимости от личных склонностей и уже имеющихся знаний и умений. Некоторые студенты разрабатывают обучающие презентации по какой-либо области культуры и быта, традиций и обычаев коренных народов Карелии. Задача преподавателя ‒ избежать непосредственного участия, но при этом создать все условия, чтобы студенты могли самостоятельно искать решения, критически анализировать полученные данные и применять их на практике. Такой подход развивает у обучающихся навыки анализа, самостоятельности и ответственности [14].

На пятом, оценочно-рефлексивном, этапе происходит завершение всего цикла создание проектов. Важно показать значимость для студентов проведенной ими работы, позволив публично представить результаты. Анализируются ошибки, обсуждаются типичные проблемы и пути их устранения. Подготовка к защите проектов происходит во время консультаций на предыдущем этапе, но именно перспектива публичного представления проекта подстегивает студентов к более качественному выполнению заданий. Они готовят образцы мастер-классов, проводят их видеосъемку, чтобы со всей полнотой показать на «ярмарке проектов» ту уникальную этнокультурную составляющую, что отражала их работа. Здесь преподавателю важно проконтролировать качество допущенных до защиты этнопроектов и, при необходимости, отправить их на доработку. Самым важным звеном данного этапа является публичное представление выполненных проектов с проведением общественной экспертизы. Благодаря соревновательной составляющей студенты стремятся лучше представить проект и победить в голосовании. Не менее важным является возможность обсуждать проекты, задавая вопросы после выступления. Студенты знакомятся с совершенно новыми инициативами, что подстегивает их активно участвовать в дискуссиях и получать необходимый стимул двигаться дальше в области освоения этнокультуры Карелии. После этого необходима оценка работ преподавателем, как экспертное мнение относительно представленных проектов. По завершении ярмарки студенты анализируют свои действия: какие методы были эффективными, какие вызвали затруднения, что можно улучшить. Этот этап позволяет не только закрепить полученные знания, но и развивать критическое мышление.

Далее преподаватель на основе полученных в ходе публичной защиты и анкетирования данных вносит возможные изменения в методику сопровождения и содержание заданий. Студенты же корректируют свой подход к самостоятельной работе и учитывают рекомендации преподавателя для повышения качества выполнения заданий. Происходит оценка результатов работы со стороны преподавателя, самооценка и взаимооценка студентов. Анализируется, насколько цели и задачи были достигнуты, какие компетенции развиты, иак можно использовать полученные знания в будущем.

Таким образом, организация педагогического сопровождения студентов во время написания проектов должна непременно включать в себя: сочетание личных интересов студентов с этнокультурной направленностью проектной деятельности; организацию публичной защиты проектов с общественной экспертизой, а также многие другие заявленные аспекты педагогического сопровождения самостоятельной работы.

Для оценки эффективности внедрения проектной деятельности с целью формирования этнокультурной компетентности необходимо обратиться к информации, собранной методом анкетирования, по итогам опытно-экспериментальной работы. Для оценки ее результатов представлен сравнительный анализ анкетирования согласно когнитивному, аффективному и поведенчески-деятельностному критериям этнокультурной компетентности у студентов на констатирующем и контрольном этапах [15]. Анкетирование проводилось среди студентов институтов ИПП, ИЛГиСН и ИБЭАТ, направлений подготовки: «Технология», «Изобразительное искусство», «Биология и химия», «География и английский язык». Были опрошены 52 студента ПетрГУ. Ниже представлены данные анализа результатов анкетирования.

В первую очередь задавались вопросы, направленные на выявление характера когнитивной составляющей этнокультурной компетенции (табл. 1)

Таблица 1

Динамика когнитивной составляющей этнокультурной
компетенции студентов

Table 1

Cognitive component dynamics for students' ethnocultural competence

 

 

Варианты ответов на вопросы

Количество ответов, %
Констатирующий этап Контрольный этап Изменения
  1. Знакомы ли вы с культурой и традициями коренных народов Карелии?
Да, хорошо знаком(а) 13,3 6,2 -7,1
Да, но хотел(а) бы узнать больше 33,3 52 18,7
Не слишком хорошо и хотел(а) бы узнать больше 36,6   31,1 -5,5
Нет, меня это не интересует 13,3 11,7 -1,6
Неплохо ознакомлен, но узнавать больше не хотелось бы 3,3 0 -3,3
  1. Знакомы ли вы с традиционными ремеслами и этноспецифическими умениями коренных народов Карелии?
Знаком(а) и владею 9,2 50,1 40,9
Знаком(а), но не владею 75,7 47,8 -27,9
Не знаком(а) и не владею 15,1 2,1 -13
  1. Знакомы ли вы с историей Республики Карелия?
Да, изучал(а) историю Карелии в школе 66,7 66,7 0
Да, изучал(а) самостоятельно 15,1 25,8 10,7
Нет 18,2 2,5 -15,7
Неплохо было бы освежить воспоминания 0 4,9 4,9
  1. Какая сфера в связи с Республикой Карелия интересует вас в большей степени?
Культура Карелии 25,2 68,3 43,1
География Карелии 21,2 26,1 4,9
Геология Карелии 6,1 8,7 2,6
Флора Карелии 30,3 48 17,7
Фауна Карелии 27,3 60,9 36,6
Экология Карелии 12,1 26,1 14
Все вышеперечисленное 33,3 41 7,7
Затрудняюсь ответить 15,2 2,7 -12,5
  1. О чем вы хотели бы узнать в первую очередь?
О мифах и легендах карел и вепсов 60,6 87 26,4
О народных загадках, поговорках и поверьях карел и вепсов 24,2 35 10,8
Об обрядах и ритуалах карел и вепсов 33,3 40,5 7,2
Об играх и досуге карел и вепсов 18,2 18,4 0,2
О праздниках карел и вепсов 6,1 30,4 24,3
Обо всем вышеперечисленном 33,3 25 -8,3
Затрудняюсь ответить 13 0 -13
 Побольше о вепсах 3 0 -3

 

Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать следующие выводы:

  1. Возросло желание узнать больше о культуре и традициях коренных народов Карелии. Студенты позитивно оценивают уровень своих знаний и теперь на 5,5 % больше считают, что знают хорошо. Понизился процент тех, кого это не интересует.
  2. Существенно повысился процент не просто знакомых с ремеслами и этноспецифическими умениями, но и владеющих ими. Снизился до минимума процент неознакомленных студентов.
  3. Значительно возросло количество студентов, самостоятельно изучающих историю Карелии, что может быть вызвано увеличившимся интересом к родному краю.
  4. До проведенной работы прослеживается тенденция к большему интересу студентов к аспектам, отражающим их профиль, тогда как после проведенной работы многие обучающиеся отмечают интерес именно к культуре Карелии. Впрочем, заметно, что в каждой сфере вырос интерес, что позволяет сделать вывод об эффективности работы. Соответственно, снизилось количество воздержавшихся от ответа.
  5. Студенты стали лучше ориентироваться в том, какие стороны этнокультуры интересует именно их. Существенно возрос интерес к праздникам коренных народов Карелии, что связано с проектами на эту тему. Заметно, что студентам интересен аспект влияния легенд на культуру, и они нередко создавали проекты для туристов, привлекая материал об уникальности и самобытности мифологических воззрений карел.

Таким образом, по когнитивному критерию можно отметить повышение количества и качества знаний, снижение числа незаинтересованных студентов и большую степень ориентированности обучающихся во всех областях этнокультуры Карелии.

Приведем результаты опроса для выявления изменений в поведенчески-деятельностной составляющей этнокультурной компетенции (табл. 2).

Таблица 2

Динамика поведенчески-деятельностной составляющей
этнокультурной компетенции студентов

Table 2

Behavioral and activity component dynamics
for studentsethnocultural competence


 

Варианты ответов на вопросы

Количество ответов, %
Констатирующий этап Контрольный этап Изменения

 

  1. Какими традиционными ремеслами коренных народов Карелии вы владеете?
Вышивка 39,4 48,2 8,8
Роспись по дереву 21,2 29,7 8,5
Резьба по дереву, деревообработка 6,1 25 18,9
Ткачество  6,1 12,5 6,4
Кожевенное ремесло 0 4,2 4,2
Гончарное ремесло 15,2 17,5 2,3
Кузнечное дело 3 4,1 1,1
Народная кукла 6,4 41,8 25,4
Соломоплетение 0 8,3 8,3
Кружевоплетение 24,2 26,7 2,5
Народный костюм 6,1 12,5 6,4
Плетение из бересты и лозы  6,1 8,2 2,1
Никакими 48,5 12,6 -35,9
  1. Какими этноспецифическими умениями коренных народов Карелии вы владеете?
Народный танец 5,9 14,8 8,9
Народное пение 5,9 8,7 2,8
Народная кухня 20,6 46 25,4
Никакими 67,6 26,5 -41,1
  1. Какие традиционные ремесла вас интересуют в наибольшей степени?
Вышивка 21,2 24,7 3,5
Роспись по дереву 33,3 39,1 5,8
Резьба по дереву, деревообработка 33,3 34,7 1,4
Ткачество 6,1 30,4 24,3
Кожевенное ремесло 3,1 30,4 27,3
Гончарное ремесло 30,3 56,5 26,2
Кузнечное дело 6,1 30,4 24,3
Народная кукла 24,3 45,5 21,2
Плетение из бересты 12,1 47,8 35,7
Соломоплетение 9,1 17,4 8,3
Кружевоплетение 24,2 26,1 1,9
Народный костюм 15,2 30,4 15,2
Никакие 15,2 3,3 -11,9
  1. Какие этноспецифические умения вас интересуют в наибольшей степени?
Народный танец 33,3 47,3 14
Народное пение 21,2 26,7 5,5
Народная кухня 48,5 51,1 2,6
Никакие 15,2 2,4 -12,8

 

Анализ данных таблицы 2 показал следующее:

  1. Возрастание количества владеющих ремеслами по всем направлениям. До проведенной работы более всего наблюдалось владение карельской вышивкой, кружевоплетением и росписью. В результате выполнения проектов резко возросло владение резьбой по дереву, народным костюмом и соломоплетением. Это связано с тем, что наиболее простыми для проведения оказались мастер-классы по народной кукле и плетению (из соломы, бересты и лозы).
  2. Схожая картина наблюдалась относительно этноспецифических умений. До проведенной работы более всего студенты владели кулинарными умениями. В результате реализации проектной деятельности количество владеющих такими умениями существенно увеличилось благодаря разнообразным мастер-классам на эту тему. Организовать работу над данным этноспецифическим умением было проще всего, что и показал опрос.
  3. Интерес к овладению традиционными ремеслами закономерно возрос. Сравнивая степень владения с интересом к данной сфере, можно заметить, что студентов интересовали наименее знакомые им области, такие как гончарное или кузнечное дело.
  4. Более всего возрос интерес студентов к народному танцу, что было, скорее всего, связано с посещением мероприятий фольклорных ансамблей в рамках проектной деятельности. Кроме того, студенты и сами пробовали организовать простые формы народных танцев, консультируясь со специалистами. Снизился параметр отсутствия интереса к любому виду этноспецифических умений.

Таким образом, по поведенчески-деятельностному критерию можно отметить увеличение количества студентов, овладевающих традиционными ремеслами и этноспецифическими умениями, снижение числа не владеющих и не желающих овладеть ими и большую степень ориентированности обучающихся в ремеслах коренных народов Карелии.

Далее проанализируем результаты опроса для выявления изменений в аффективной составляющей этнокультурной компетенции (табл. 3)

Таблица 3

Динамика аффективной составляющей
этнокультурной компетенции студентов

Table 3

Affective component dynamics
for studentsethnocultural competence

 

 

Варианты ответов на вопросы

Количество ответов, %
Констатирующий этап Контрольный этап Изменения

 

  1. Какие черты, на ваш взгляд, характеризуют коренные народы Карелии?
Доброта 45,5 42,2 -3,3
Набожность 6,1 4,7 -1,4
Отзывчивость 24,2 29,1 4,9
Гостеприимство 51,5 45,6 -5,9
Стойкость 57,6 68,4 10,8
Закрытость 24,2 37 12,8
Патриотизм 24,2 17,4 -6,8
Трудолюбие 69,7 82,6 12,9
Сила воли 48,5 69,1 20,6
Обстоятельность, неторопливость 39,4 56 16,6
Упрямство 26,4 57,4 31
Выносливость 42,4 69,9 27,5
Вредность 0 1,9 1,9
  1. Какие чувства вы испытываете при знакомстве с обычаями и образцами культуры коренных народов Карелии?
Восхищение 33,3 56,1 22,8
Эстетическое удовлетворение 36,4 62,2 25,8
Интерес 66,7 85,3 18,6
Равнодушие 8,1 0 -8,1
Неприятие 0 0 0
Затрудняюсь ответить 12,1 2,3 -10,2
  1. Какие слова вы подобрали бы для описания природы Карелии?
Уникальная 66,7 69,6 2,9
Красивая 75,8 87 11,2
Серая 0 0 0
Невзрачная 5,8 0 -5,8
Холодная 36,4 30,4 -6
Дикая 33,3 56,5 23,2
Бурная 21,2 17,5 -3,9
Умиротворяющая 60,6 72,2 11,6
Грустная 9,1 6,7 -2,4
Восхищающая 54,5 73,5 19
Завораживающая 51,5 78,3 26,8
Тихая 48,5 26,1 -22,4
Суровая 39,4 52,2 12,8
Затрудняюсь ответить 5,8 1,9 -3,9

 

Данные таблицы 3 свидетельствуют о следующих изменениях:

  1. До проведенной работы можно отметить определение доброты, силы воли, гостеприимства, стойкости и трудолюбия в качестве основополагающих черт, характерных для представителей коренных народов Карелии. Но по прошествии опытно-экспериментальной работы мнения несколько скорректировались. Важно отметить явные позитивные изменения в характеристиках «неторопливость, обстоятельность», «выносливость», «упрямство» и «стойкость», которые отмечают исследователи-этнографы. Следовательно, студенты стали более адекватно подходить к оценке специфики этноса.
  2. Студенты в целом позитивно оценивали испытываемые чувства, не было ни одного ответа «неприятие». Количество студентов, затрудняющихся с ответом, снизилось до минимума. Заметно возросло эстетическое удовлетворение студентов от созерцания образцов культуры народов Карелии, также повысилось количество таких оценок, как интерес и восхищение.
  3. В описании природы Карелии преобладают эпитеты «красивая», «уникальная» и «умиротворяющая», данные показатели выросли после проведенной работы. Важно отметить, что никто не выбрал параметр «серая» и, если до проведенной работы был несущественный процент выбравших «невзрачная», то после проектов он упал до нуля. Существенно возросло количество студентов, выбравших такое качество, как «завораживающая». Меньше студентов стали выбирать в качестве описания природы «грустная», процент затрудняющихся с ответом стал минимальным.

Таким образом, по аффективному критерию можно отметить увеличение осознанного и вдумчивого восприятия ценностей родного края, в том числе образцов ремесленнического искусства и этноспецифических умений коренных народов Карелии. Усиление положительной ориентации на этнокультуру в эмоциональной сфере и уменьшение негативных реакций. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что проектная деятельность может служить эффективным средством формирования этнокультурной компетентности.

Теперь мы переходим к качеству организации самой проектной деятельности и отдельным ее аспектам. Для начала проанализируем результаты общественной экспертизы и самооценки студентов относительно проведенной ими работы. Анкетирование проводилось среди тех же 52 студентов. Для начала необходимо было определить, насколько значимой студенты считают деятельность, в которую были включены.

На вопрос: «Как вы считаете, является ли эффективным для этнокультурного образования создание этнических проектов?» ответы распределились таким образом:

  1. Да – 68 %.
  2. Скорее да, чем нет – 32 %.
  3. Скорее нет, чем да – 0 %.
  4. Нет – 0 %.
  5. Затрудняюсь ответить – 0 %.

То есть большая часть опрошенных понимают важность участия в проектной деятельности для этнокультурного образования.

На вопрос: «Какие компетенции вы получили, работая над проектом?» были получены такие ответы:

  1. Проектные – 72 %.
  2. Этнокультурные – 60 %.
  3. Исследовательские – 48 %.
  4. Организаторские (управленческие) – 32 %.
  5. Тайм-менеджмента – 20 %.
  6. Дизайнерские – 4 %.
  7. Никакие – 0 %.

Следовательно, большинство студентов сходятся на том, что участие в проектной деятельности активно развивает не только проектные, но и этнокультурные компетенции, а также отмечается рост компетенций, связанных с исследовательской деятельностью, и организаторских качеств.

На вопрос: «Что было наиболее интересным при работе над проектом?» студенты ответили:

  1. Подготовка своего мероприятия (мастер-класса, тренинга, беседы) – 68 %.
  2. Обсуждение проекта в группе – 44 %.
  3. Получение новых знаний и умений – 44 %.
  4. Участие в мероприятиях других студентов – 40 %.
  5. Участие в подготовке итоговой презентации – 32 %.
  6. Продумывание программы этнокультурных мероприятий внутри проекта – 20 %.
  7. Поиск возможных партнеров – 12 %.
  8. Поиск экскурсий и мастер-классов – 12 %.
  9. Ничего – 0 %.

Наибольший интерес у студентов вызвали мероприятия этнокультурной тематики. Они с удовольствием готовили свои и участвовали в чужих мероприятиях. Многие заинтересованы в получении новых знаний и умений и хотят обсуждать этнокультурный проект в группе.

На вопрос: «Как вы думаете, полезно ли участие в публичной презентации своих проектов?» были получены следующие ответы:

  1. Да – 64 %.
  2. Скорее да, чем нет – 32 %.
  3. Скорее нет, чем да – 0 %.
  4. Нет – 0 %.
  5. Затрудняюсь ответить – 4 %.

Соответственно, большая часть опрошенных осознают, как важно публично представлять свои наработки и делиться проектным опытом в поле этнокультурного образования.

Теперь приведем основные данные, полученные в ходе общественной экспертизы. На вопрос: «Какой проект имел лучшее визуальное представление?» студенты ответили так:

  1. Карельские нити: исследование культуры и наследия – 9 %.
  2. Этносемья (досуг и игры коренных народов Карелии) – 12 %.
  3. Природная гармония Карелии– 35 %.
  4. Etno Karjala (обзорный проект по карельским ремеслам) – 26 %.
  5. Сундучок рукоделия (проект по народному костюму) – 4 %.
  6. Иллюстрации к карельским сказкам –7 %.
  7. Карельские узоры (проект по традиционной карельской росписи) – 2 %.
  8. Волшебная иголочка (проект по карельской вышивке) – 2 %.
  9. Берестяная грамота (проект по плетению из бересты, соломы и лозы) – 3 %.

Здесь мы видим, что лидирующие позиции занимает проект «Природная гармония Карелии», где студенты создали видео-визитку и образцы рекламы, но с небольшим отрывом идет Etno Karjala, получивший высокую оценку за счет фото и видео с мастер-классов.

На вопрос: «Какой проект лучше всего соответствовал заявленным требованиям?» были получены следующие ответы:

  1. Карельские нити: исследование культуры и наследия – 23 %.
  2. Этносемья (досуг и игры коренных народов Карелии) – 16 %.
  3. Природная гармония Карелии – 25 %.
  4. Etno Karjala (обзорный проект по карельским ремеслам) – 11 %.
  5. Сундучок рукоделия (проект по народному костюму) – 6 %.
  6. Иллюстрации к карельским сказкам – 7 %.
  7. Карельские узоры (проект по традиционной карельской росписи) – 3 %.
  8. Волшебная иголочка (проект по карельской вышивке) – 2 %.
  9. Берестяная грамота (проект по плетению из бересты, соломы и лозы) – 7 %.

Лидируют по этому параметру проект «Карельские нити», в большей степени оформленный как исследование, нежели проект социальной направленности, и «Природная гармония Карелии», сделанный в соответствии со всеми требованиями к оформлению проекта. В данном проекте все документы были представлены в итоговой презентации в удобном для зрителей формате.

На вопрос: «Какой проект оставил самое благоприятное общее впечатление?» можно было увидеть следующие ответы:

  1. Карельские нити: исследование культуры и наследия – 12 %.
  2. Этносемья (досуг и игры коренных народов Карелии) – 21 %.
  3. Природная гармония Карелии – 20 %.
  4. Etno Karjala (обзорный проект по карельским ремеслам) – 28 %.
  5. Сундучок рукоделия (проект по народному костюму) – 3 %.
  6. Иллюстрации к карельским сказкам – 5 %.
  7. Карельские узоры (проект по традиционной карельской росписи) – 4 %.
  8. Волшебная иголочка (проект по карельской вышивке) – 2 %.
  9. Берестяная грамота (проект по плетению из бересты, соломы и лозы) – 5 %.

Можно увидеть, что лидировал обзорный проект по карельским ремеслам Etno Karjala. В данный параметр студенты вкладывали свое ощущение от того, как был представлен проект. Учитывалась свобода выступающих, владение ими материалом и качественные ответы на вопросы, кратко и по существу.

Далее необходимо соотнести общественную экспертизу с экспертной оценкой студенческих учебных проектов. Первое место по визуальной составляющей, согласно экспертной оценке, имел проект Etno Karjala. По соответствию требованиям лидировала природная гармония Карелии. И лучше всего был представлен проект «Этносемья». Первое место, согласно экспертному мнению, занял проект «Природная гармония Карелии». Можно заметить, что в целом показатели общественной экспертизы соответствовали экспертному мнению, что может свидетельствовать о достаточной объективности оценки.

Проведенное исследование посвящено актуальной для теории и методики профессионального образования проблеме недостаточного использования потенциала проектной деятельности для формирования этнокультурной компетентности студентов.

Можно сделать следующие выводы:

  1. Проектная деятельность может служить эффективным средством формирования этнокультурной компетентности студентов при соблюдении таких условий, как учет этической составляющей национальной культуры региона, междисциплинарность подхода, выраженная во включении студентов в разнообразную этнокультурную деятельность, и обязательного педагогического сопровождения СРС во время написания проектов.
  2. Сравнительный анализ уровня развития этнокультурной компетентности студентов до и после проведенной работы показывает повышение показателей по когнитивному, поведенчески-деятельностному и аффективному критериям.
  3. Согласно данным опроса, большая часть студентов считают, что участие в проектной деятельности активно развивает не только проектные, но и этнокультурные компетенции. Кроме того, они осознают полезность публичного представления своих наработок.
  4. Данные общественной экспертизы в целом отражают экспертную оценку публично представленных на защиту проектов, что может говорить об объективности оценки.

В ходе исследования были выявлены типичные затруднения студентов в работе над проектами, а также возможные точки роста для последующей корректировки работы.

Список литературы

  1. Бреднева Н. А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции // Актуальные проблемы современной науки. 2012. № 5. С. 87–92.
  2. Полякова М. В. Пути воспитания патриотизма и толерантности в вузе. Проект «Этнокультурный дайвинг» // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: Сборник статей международной научно-практической конференции, 23 мая 2015 г. Уфа, 2015. С. 118–126.
  3. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 189–195.
  4. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса // Интеграция образования: научно-методический журнал. 2010. № 3. С. 63–66.
  5. Поштарева Т. В. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности и толерантности детей. Ставрополь, 2005. 112 с.
  6. Ветров Ю. П. Особенности организации проектной деятельности в профессиональном образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2 (41) С. 41–48. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12004
  7. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете / Т. А. Бабакова, Е. А. Раевская, А. С. Сухоруков, Ю. Ю. Терюшкова; под ред. Т. А. Бабаковой [Электронный ресурс]. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. 104 с. Электрон. дан. URL: http://elibrary.petrsu.ru/books/23475 (дата обращения 24.11.2024).
  8. Мартынова Н. В., Мартынов В. В. Из опыта формирования этнокультурных компетенций будущих педагогов-художников в процессе проектно-творческой деятельности на основе изучения народного творчества коренных малочисленных народов Приамурья // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. С. 147–159. DOI: 10.34670/AR.2020.77.75.018
  9. Лямзин М. А. Проектирование образовательного процесса вуза на основе компетентностного подхода. Москва, 2009. 178 с.
  10. Полякова М. В. Проект «Этнокультурный дайвинг»: дизайн, проведение и результаты [Электронный ресурс] // Colloquium-journal. 2020. № 20 (72). С. 45–53. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-etnokulturnyy-dayving-dizayn-provedenie-i-rezultaty (дата обращения 24.11.2024).
  11. Любек Д. А. Особенности этнокультурной компетентности будущих учителей технологии // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 4 (28). DOI: 10.15393/j5.art.2019.5150
  12. Строков К. А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности. Тамбов, 2000. 78 с.
  13. Бабакова T. A. Педагогические основы высшего образования [Электронный ресурс]. Петрозавдск: Изд-во ПетрГУ, 2018. 422 с. Электрон. дан. URL: http://elibrary.petrsu.ru/books/29980 (дата обращения 25.11.2024).
  14. Казаков А. В. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства средствами народных ремесел [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4 (29). С. 37–40. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-uchiteley-tehnologii-i-predprinimatelstva-sredstvami (дата обращения 23.11.2024).
  15. Любек Д. А. Образовательный модуль «Этнокультура Карелии» в контексте формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии // Непрерывное образование: XXI век. 2023. Вып. 2 (42). DOI: 10.15393/j5.art.2023.8469

 




Просмотров: 87; Скачиваний: 11;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2025.10308