САХАРЧУК, Е. С. СЕМЕЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2025. – Т. 13. №1. − DOI: 10.15393/j5.art.2025.10024


Т. 13. №1.

Проблемы преемственности обучения и воспитания в России

pdf-версия статьи

УДК 37.018.1

СЕМЕЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

САХАРЧУК Елена Сергеевна
доктор педагогических наук, доцент, проректор
Российский государственный университет социальных технологий
(г. Москва, Российская Федерация)
1515303@mail.ru
Ключевые слова:
семейный туризм
семейное путешествие
образовательное событие
педагогический результат
семейное воспитание.
Аннотация: статья посвящена операционализации понятия «семейное путешествие как образовательное событие» с позиций отечественного психолого-педагогического опыта. Актуальность исследования обусловлена потребностью углубления научной рефлексии проблемы влияния туристского путешествия на решение педагогической задачи развития общественных качеств личности. Приведена теоретическая и эмпирическая аргументация, позволяющая определить семейное путешествие как образовательное событие, организованное с целью личностного со-развития всех членов семьи. Представленная в статье авторская методика разработки семейного путешествия иллюстрируется примером определения педагогического смысла и проектирования условий достижения возможного педагогического результата совместной деятельности членов путешествующей семьи. Таким образом, статья решает проблему существующего в педагогических исследованиях на тему семейного туризма праксиологического разрыва. Приводится аргументация выбора дестинации семейного путешествия (Архангельская область) и формирования содержания каждого этапа проектирования и реализации маршрута (проблематизации, концептуализации, подготовки и участия в событии, рефлексивного этапа). Делается вывод о существенной перспективе исследований феноменологической направленности на стыке научных дисциплин (педагогики и ряда научных областей с предметной областью «семейный туризм»). Теоретическим вкладом исследования является методологическое обоснование методики педагогического проектирования семейного путешествия как образовательного события и собственно методика. Новизна содержится во взаимоувязке содержания и технологий организации и проведения семейного путешествия с достижением конкретных педагогических результатов и в определении в качестве субъектов образовательного события всех членов семьи. Представленные в статье теоретические и практикоориентированные выводы могут представлять интерес для исследователей в области педагогики и туризма, организаторов воспитательной деятельности, представителей профессиональной сферы туризма.
Статья поступила: 13.01.2025; Принята к публикации: 10.02.2025; Размещена в сети: 25.03.2025.

FAMILY TRIP AS AN EDUCATIONAL EVENT: OPERATIONALIZATION OF THE CONCEPT

SAKHARCHUK Elena S.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-rector
Russian State University of Social Technologies
(Moscow, Russian Federation)
1515303@mail.ru
Keywords:
family tourism
family travel
educational event
pedagogical result
family education.
Abstract: the article is devoted to the operationalization of the «family travel as an educational event» concept from the standpoint of domestic psychological and pedagogical experience. The study relevance is due to the need to deepen the scientific reflection of the problem of the tourist travel influence on the pedagogical task solution for developing social qualities of the individual. The theoretical and empirical arguments are given, allowing us to define a family trip as an educational event organized for the purpose of personal co-development of all family members. The author's methodology for developing a family trip presented in the article is illustrated by an example of determining the pedagogical meaning and designing the conditions for achieving a possible pedagogical result of joint activities of members of a traveling family. Thus, the study solves the problem of the praxeological gap existing in pedagogical research on the topic of family tourism. The argumentation is given for choosing the destination of a family trip (Arkhangelsk region) and forming the content of each stage of designing and implementing the route (problematization, conceptualization, preparation and participation in the event, reflexive stage). The conclusion is made about the significant prospects of research of phenomenological orientation at the junction of scientific disciplines (pedagogy and a number of scientific fields with the subject area of «family tourism»). The theoretical contribution of the study is the methodological substantiation of the methodology of pedagogical design of a family trip as an educational event and the methodology itself. The novelty lies in the interrelation of the content and technologies of organizing and conducting a family trip with the achievement of specific pedagogical results and in defining all family members as subjects of the educational event. The theoretical and practice-oriented conclusions presented in the article may be of interest to researchers in the field of pedagogy and tourism, organizers of educational activities, representatives of the professional sphere of tourism.
Paper submitted on: 13.01.2025; Accepted on: 10.02.2025; Published online on: 25.03.2025.

В последние годы наблюдается рост общественного интереса к проблематике семейного туризма: на уровне публичных обсуждений, инициируемых экспертным сообществом и истеблишментом; в направлениях проектно-грантовой активности общественных организаций и др. Определяющее значение для актуализации тематики имеет государственная повестка дня: постановка целей оздоровления демографической ситуации и укрепления семейных ценностей.

По состоянию на конец ноября 2024 г. поисковый запрос в Яндекс-поиске (по ключевым словам) «семейный туризм» показывает более 2 млн. результатов1; «семейное путешествие» – около 700 тысяч результатов2. В СМИ представлены многочисленные публикации о роли семейного путешествия в воспитании детей и укреплении семейных связей. Интересно при этом, что результаты поиска по запросу «семейное путешествие» обнаруживаются почти в два раза чаще, чем результаты по запросу «семейное воспитание» (около 360 тысяч3).

Следует, однако, отметить, что рефлексия в науке по проблематике семейных путешествий до настоящего времени не приобрела значительных масштабов; по поисковому запросу «семейное путешествие» в БД РИНЦ за последние 10 лет обнаруживается всего 248 публикаций4, большинство из которых не относятся к психолого-педагогическим исследованиям.

Вместе с тем обращает на себя внимание рост в целом научного интереса к проблемам воспитания в семье: за 25 лет общее количество публикаций, идентифицирующихся по запросу «семейное воспитание», выросло в 84 раза (с 18 – в 1999 г. до 1506 – в 2024 г.5).  Следует признать, что как форма и средство воспитания семейное путешествие пока не нашло достаточного отражения в российском научном психолого-педагогическом дискурсе.

При этом обращает на себя внимание рост интереса к социально-психологическим и педагогическим аспектам семейных путешествий зарубежных научных изданий. Выделяются такие основные направления исследований, как изучение видового разнообразия и характеристик путешествий в составе семьи (приключенческий, историко-культурный, экологический туризм и другие виды); мотиваций разных категорий членов семьи и выявление перспективных направлений увеличения численности путешествующих семейных туристов (например, путешествия семей в составе трех поколений); дестинаций (географических целей) и туристских потребительских предпочтений семейных туристов; психологических аспектов укрепления внутрисемейных связей средствами путешествия и др.

Имеющиеся научные наработки, наряду с обобщениями в ключе уникального российского опыта социального воспитания, обуславливают перспективность изучения возможностей влияния туристского путешествия на решение задачи развития общественных качеств личности. Актуальность такого исследования достаточно велика в контексте обострения проблем, обусловленных растущей нестабильностью института семьи. По данным официальной статистики за 2022 г., на 7,2 заключенных в России браков (в расчете на 1000 человек) происходило 4,7 развода6.  Проведенные опросы7 показали, что совместный семейный досуг и отдых имеют менее 48 % опрошенных россиян, а более четверти (26 %) предпочитают отдыхать отдельно друг от друга, и столько же – вместе и раздельно (то есть не всегда вместе). Об общих интересах членов семьи во время отдыха, совместном деле говорят только 4 % опрошенных8. Доля неполных семей, по данным 2023 г., составляет 38,5 %9 численности семей с детьми.

В связи с обозначенной проблематикой в качестве цели исследования выступают осмысление и операционализация понятия «семейное путешествие как образовательное событие» с позиций отечественного психолого-педагогического опыта.     Главной исследовательской задачей является поиск методологических оснований для разработки методики педагогического проектирования семейного путешествия. Объектом исследования является содержательная часть путешествия, подготовки к нему и рефлексия по его результатам, осуществляемым совместно членами одной семьи, в которой есть дети (внуки) в возрасте 6‒17 лет.  Предметом исследования являются педагогический смысл и условия достижения возможного педагогического результата совместной деятельности членов путешествующей семьи.

История научной дискуссии о семейном путешествии насчитывает около трех десятилетий. Анализ релевантных психолого-педагогических исследований обнаружил их общую направленность на осмысление трансформаций в поведении членов семьи, происходящих в результате путешествия, на осмысление пользы от него. Нет противоречий в понимании универсальных характеристик семейного путешествия: длительное совместное (как минимум с одним ночлегом) пребывание в отличном от постоянного жилья месте; совместная деятельность, не связанная с работой или учебой, дифференцирующаяся в зависимости от основной цели путешествия (спортивно-оздоровительная, культурно-познавательная, рекреационная и др.).

Концептуальные основания большинства исследований разнонаправленны. Так, установка на прагматические ценности обуславливает тематику работ, посвященных: 1) мотивациям принятия потребительских решений (их содержанию и обуславливающим факторам) представителями разных поколений в составе семьи, 2) влиянию социально-демографических характеристик семей на содержание и особенности организации совместных путешествий.

Фокусирование на культурном контексте – в центре внимания феноменологических исследований, предметом которых являются особенности содержания семейных путешествий, обусловленные социокультурной спецификой и традициями места происхождения и места временного пребывания туристов.

В меньшей степени представлены исследования, основанные на аксиологическом подходе и посвященные факторам нравственно-практического освоения действительности в ходе семейного путешествия, средствам и динамике трансформации взаимоотношений между членами семьи на основе развития сферы общих интересов и ценностных ориентаций [1, с. 175].

В опубликованном недавно научном обзоре G. Qiao, Y. Cao, Q. Chen, Q. Jia [2, с. 8–10], систематизировавшем статьи в области семейного туризма за 24 года (2008‒2021), в русле подхода, который можно охарактеризовать как прагматический, выделены следующие направления проблематики исследований: принятие решений о семейном туризме представителями разных поколений; социально-демографическая и социально-экономическая дифференциации мотиваций семейных путешествий; польза от семейного туризма; исследования межпоколенческих различий в отношении к семейному туризму; исследования отношения детей к семейному туризму; мотивационные основания и польза для поддержания устойчивых связей в семье от путешествий в составе нескольких поколений родственников и др. Особый акцент сделан на исследованиях, посвященных участию в семейных путешествиях когорты «бабушки и дедушки»: в связи со старением населения в западных странах растет интерес, прежде всего связанный с экономикой туризма, к вовлечению старшего поколения в семейное путешествие. Авторы статьи делают попытку увязать образовательный контекст семейного туризма с национальными традициями: приводится пример китайского семейного туризма, культурной нормой которого является акцент на обучение детей во время путешествия.

Из наиболее заметных научных результатов в русле феноменологических исследований следует отметить: вывод о семейном туризме как о возможности (часто единственной в XXI в.) для семьи вместе проводить время, создавать коллективные воспоминания и укреплять связи: «семейный туризм – не роскошь, а необходимость»  [3, с. 325–328; 4, с. 181–190]; описание опыта поддержания и развития межличностных отношений в рамках семейного туризма [5, с. 442; 6, с. 173–174]; определение роли супружеских пар в принятии решений об организации семейного туризма [7, с. 169–172]; сравнение точек зрения родителей и детей на семейный туризм [8, с. 468–471]; характеристика особенностей организации путешествий особых семей, таких, как, например, семьи с детьми-инвалидами [9, с. 19–22; 10, с. 23–25].

Заключения по аксиологическим аспектам организованного путешествия и современных технологий туристской деятельности отражены в междисциплинарных исследованиях гуманитарной направленности И. А. Киселевой, Е. С. Сахарчук и др. [11, с. 204–205; 12, с. 108–110;  13, с. 454–457]. Аксиологический подход к осмыслению семейного путешествия представлен у Г. В. Талалаевой [14, с. 511], выделившей в ряду важнейших функций семейного туризма формирование картины мира и мировоззрения подрастающего поколения; обеспечение преемственности поколений по образу жизни и сценариям группового поведения (стратегии толерантного поведения) и предложившей развитие такого актуального формата семейного познавательного туризма, как путешествие  «прародители и внуки». Е. Н. Гончарова и Г. Н. Жиренко [15, с. 170] подчеркивают общественное значение и педагогическую пользу семейного туризма: объединение семьи на основе общих традиций, взаимоуважения, совместной деятельности, воспитание патриотизма и духовно-нравственное развитие детей.

Российский энциклопедический словарь «Туризм» [16, с. 469] определяет две категории семейного туризма: организованный профессиональными участниками рынка туризма и самостоятельно организованные семьями путешествия, при этом подчеркивается, что самостоятельная организация предполагает и большее взаимодействие между членами семьи на всех этапах подготовки и проведения путешествия. О семейном туризме как форме актуализации семейных ценностей пишет в недавней публикации группа авторов во главе с Ю. С. Путриком [17].

Проведенный анализ показал, что сформировавшееся к настоящему времени научное мнение о семейном туризме представляет собой важнейший теоретический задел для осмысления комплексного значения семейных путешествий, давая ответ на вопрос «Что может дать семейное путешествие в плане воспитания детей и укрепления семейных связей?»,  и составляет основу для дальнейших исследований о содержании и технологиях организации и проведения путешествий в контексте достижения конкретных педагогических результатов.

Природа результативного образовательного события всегда конкретна и базируется на общности как ценностно-смысловом объединении людей. Под общностью здесь понимается, вслед за Виктором Ивановичем Слободчиковым [18], одновременно объект и источник развития субъективности. Как представляется, есть необходимость в конкретизации определения семейного путешествия как образовательного события, чтобы подчеркнуть именно амбивалентный характер общности, базирующейся на едином ценностно-смысловом содержании: с одной стороны – как объекта, для формирования которого должны быть созданы специальные условия, с другой – как источника развития субъективности каждого члена путешествующей семьи. В связи с вышеизложенным предлагается исходить из подхода к семейному путешествию как образовательному событию.

Семейное путешествие как образовательное событие – это организованное путешествие связанных родственными узами людей, по местам, отличным от места их постоянного проживания, с целью совместного времяпрепровождения, общения и личностного со-развития посредством реализации общих интересов в познании и взаимного эмоционального обогащения.

В предложенном определении объектом проектирования семейного путешествия как образовательного события является создание условий:

  • для взаимодействия и общения членов семьи друг с другом и в группе; 
  • совместного познания, представляющего интерес для всех членов семьи;
  • эмоционального обмена и обогащения, являющихся в своей совокупности источником развития каждого члена семьи и семейной общности как таковой. 

Основанием для проведения исследования и систематизации материалов является культурно-исторический подход к семейному воспитанию, представленный вкладом, прежде всего, Льва Семеновича Выготского, а также исследователей: Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцова, К. Д. Мамардашвили, К. Н. Поливановой, Д. Б. Эльконина и других. Согласно культурно-историческому подходу, семейное воспитание определяется как путь из прошлого в будущее с целью сохранения и развития культурно-исторического наследия. Используемый в исследовании метод педагогического проектирования основывается на принципах антропоцентричности и развивающего характера современных педагогических технологий.  В качестве ключевых факторов формирования педагогических смыслов и результатов определены общение и совместная деятельность членов семьи [19, с. 127–128] и их событие (событийный подход в трудах: А. С. Макаренко, Н. В. Волковой, Д. В. Григорьева, Е. Ю. Илалтдиновой, Н. Л. Селивановой, С. В. Фроловой и др.).

Положения теории о «доминанте» Алексея Алексеевича Ухтомского [20, с. 297] определили концепцию трактовки процесса интериоризации личностных смыслов через эмоции, сопровождающие поведенческий акт, плотно вплетающиеся в «интегральный образ», помогающие «детально запечатлеть среду, в которой разворачивалось действие, и надолго сохранить памятный след от пережитых событий».

Важным для исследования основанием являются размышления и выводы Владислава Владиславовича Серикова [21, с. 130–131] о ценностно-смысловых аспектах воспитания и условиях личностной самореализации воспитанника в контексте представлений об образовании в третьем тысячелетии; в частности, о факторах, обуславливающих личностное становление: личность «формируется в ситуациях, в которых эта способность (быть личностью. ‒ Е. С.) значима».

Представленные в статье психолого-педагогические аспекты подготовки и проведения семейного путешествия опираются на основные положения методологии детско-юношеского туризма Александра Александровича Остапца-Свешникова [22], в частности, на положение о том, что польза педагогического воздействия детско-взрослого туризма зависит в большей степени не от отбора объектов показа, а от подхода организаторов, их методических умений. Важной составляющей проектирования педагогического содержания семейного путешествия, изложенного в статье, является концептуальное положение А. А. Остапца-Свешникова о необходимости соблюдения трехчленной структуры деятельности, связанной с путешествием: совместная подготовка к путешествию, активное участие в процессе путешествия, совместная рефлексия по завершении путешествия.

В исследовании применены методы теоретического и контент-анализа, анализа научных статей, сравнительно-сопоставительный метод и др. Под методом проектирования семейного путешествия, использованным в работе, понимается методическое, организационное и материально-техническое оформление замысла реализации целенаправленного образовательного события в целях формирования педагогических новообразований внутри семейной общности.

Дестинацией семейного путешествия, на основе которой операционализируется идея исследования, определен город Архангельск. Предполагается, что основной интерес такого рода путешествие должно представлять для семей из Москвы ввиду наличествующих экономических, социокультурных и географических факторов. Интерес к Арктическому региону, существенно выросший в XXI в., обусловил активность отражения этого вопроса в СМИ, и регион «на слуху», о чем свидетельствует соответствующая активность туристского спроса и предложения.

Имеются основания полагать, что из 9 российских регионов, находящихся полностью или частично в Арктической зоне10, Архангельская область с центром в городе Архангельске имеет ряд преимуществ для семейного путешествия, к ним относятся11:

  • вклад населения Русского Севера в развитие городов Архангельской области как первых «морских ворот страны», «окна в Европу», «ворот в Арктику»;
  • «сохраненная память поколений»: богатое музеефицированное историческое наследие региона;
  • уникальные (суровые) условия жизни людей и природа Русского Севера (побережье Северного моря), обуславливающие формирование общественного сознания, без которого выживание становится проблематичным12;
  • индустриальное наследие, роль и значение Архангельской области для арктических экспедиций; для строительства и запуска подводных лодок. 

В работе используется общепринятое понятие семьи как объединения людей, основанного на браке, кровном родстве или иных связях (напр., адопции). Типичными (но не универсальными) признаками семьи являются совместное проживание и воспитание детей13, в связи с чем в исследовании не конкретизируется состав семей, путешествующих с детьми; семья может быть любой по составу: полной и неполной, включать прародителей (бабушек и дедушек) или нет. Возраст путешествующих детей (внуков) определен условно в диапазоне 6‒17 лет, соответствующем возрастным рамкам российского школьного возраста.

Ограничения исследования обусловлены эмпирической составляющей, связанной специфическими условиями путешествий в Архангельской области, в связи с чем отдельные положения нуждаются в дальнейшей верификации.

Для экономической сферы туризма актуальным подходом проектирования туристского путешествия является формирование профессиональным участником рынка (туроператором) туристского продукта, представляющего собой, согласно законодательной базе, комплекс услуг, реализуемых за единую цену. Очевидно при этом, что организация путешествия, в котором принимают участие дети, требует особого подхода и соблюдения правил безопасности, и туристский бизнес отвечает за то, что туристское путешествие соответствует необходимым характеристикам и требованиям.

Однако семейное путешествие как образовательное событие, как было определено выше, при самостоятельной организации предполагает большее взаимодействие между членами семьи на всех этапах подготовки и проведения. Компромиссным вариантом между профессионально организованной и самостоятельной формой организации путешествия является самостоятельная форма организации, предполагающая использование отдельных услуг, предлагаемых профессиональной сферой туризма, таких как, например: сопровождение, экскурсионный показ, гостиничные и транспортные услуги и др.

Исходя из тезиса о том, что в проектируемом семейном путешествии педагогический смысл является основным, выборы направления въезда и вида туризма становятся ключевыми моментами, определяющими общее содержание проектирования семейного маршрута.

Как показал анализ источников, большинство исследователей указывают на такую педагогическую цель семейных путешествий, как «укрепление семейных ценностей», не конкретизируя при этом, о каких именно ценностях идет речь; однако ценность ценности – рознь, и совсем необязательно ценность является общественно приемлемой. Конкретизация ценностной ориентации содержания – необходимый элемент организации семейного путешествия как образовательного события, обусловленный необходимостью решения проблем, стоящих перед семьей и способствующий концептуализации проекта поездки.

Содержание и последовательность действий, связанных с проектированием семейного путешествия как образовательного события, определена, как методика проектирования туристского семейного путешествия (как образовательного события), включающая, в соответствии с применяемой практикой, следующие этапы:

  • проблематизацию;
  • концептуализацию;
  • подготовку к участию в событии;
  • участие в событии и
  • рефлексивный этап по завершении события. 

Для обозначения условий формирования среды семейного путешествия, способствующей личностным изменениям, мы исходили из положений, сформулированных В. В. Сериковым [23, с. 18–26]: 1) нахождение воспитуемых в среде реализации ценностных установок; 2) насыщение содержания образования показом ценностных ориентаций личностей; 3) дискурсивные ресурсы, включающие беседы о ценностях и др. + проговаривание (вербализация) ценностных установок; 4) насыщенность деятельности постановкой и достижениями значимых целей; 5) реальная созидательная (социально-проектная) деятельность группы.

Субъектами проектирования в семейном путешествии являются все члены семьи при направляющей роли старших (взрослых: родителей, бабушек ‒ дедушек). Самостоятельная организация путешествия как образовательного события – сложная задача, решить которую могут только подготовленные люди. По сути, одним из важнейших условий проведения семейного путешествия, предполагающего положительный педагогический результат, является сочетание двух характеристик старших членов семьи: они являются опытными путешественникам (первое условие), владеющими педагогическим образованием (второе условие).

В случае, когда компетенций (и/или образования / опыта) у старших членов семьи не хватает, с большой долей вероятности, потребуется профессиональная помощь со стороны специалистов туристской индустрии (туроператоры, турагенты, преподаватели и обучающиеся образовательных организаций туристского профиля, краеведы и др.) и/или со стороны педагогического сообщества (консультационная помощь педагогических вузов, социальных служб, общественно-государственных организаций в сфере воспитания детей и молодежи и др.).

Этап проблематизации при разработке семейного путешествия включает анализ ситуации в семье и выявление нерешенных проблем. К наиболее часто встречающимся в современной семье с детьми проблемам относят [24]: недостаточный уровень взаимопонимания между поколениями; отсутствие у членов семьи общих интересов;  расхождения в ценностных ориентациях; игнорирование одними членами семьи потребностей других в аффилиации; рассогласованность семейного быта из-за несформированности устойчивых жизненно необходимых навыков самодисциплины, самоорганизации детей; проблемы с дисциплиной и успеваемостью детей, становящиеся бременем для старших членов семьи; нарушенный авторитет родителей, размытые внутренние границы семьи и др.

Выявление проблем в конкретной семье осуществляется разными способами, наиболее доступным из которых представляется сопоставление фактов жизнедеятельности семьи с имеющимися (современными) теоретическими представлениями. Очевидно, что выявление проблемы семейного воспитания в случае конкретной семьи не является открытием для старших ее членов и на бытовом уровне осознание неблагополучия (если оно есть) имеется всегда. Однако для целенаправленного построения мероприятия, от которого ожидается педагогический эффект, бытового осознания недостаточно, и родителям необходимо предварительно ознакомиться со статистикой и аналитикой в предметной области.

В качестве примера в статье рассматривается проблема недостаточного понимания между членами семьи, обусловленного эгоистическим / необщественным поведением детей и нарушенным авторитетом родителей. На этапе концептуализации проекта старшие члены семьи определяют цель поездки (образовательного события) и увязывают ее с тематикой туристского путешествия.

Чтобы сформулировать цель, необходимо представить себе результат решения актуальной семейной проблемы, в чем он должен заключаться. В описываемом примере – это формирование у всех членов семьи умений взаимодействовать друг с другом для решения общих вопросов, развитие более доверительных отношений между членами семьи, повышение авторитета старших.

Определяя педагогическую цель семейного путешествия, родители решают две задачи: во-первых, корректно сформулированная цель содержит в себе и  способ ее достижения, во-вторых, обозначенные в цели результаты отражают специфическую ценностную направленность, контекст которой обусловит тематику ознакомления семьи с туристскими возможностями региона, то есть фактически – отбор объектов показа.

С учетом историко-культурных, географических и природных особенностей Архангельской области целесообразна организация совместного ознакомления членов семьи с укорененными семейными традициями и ценностями жителей Русского Севера и его уникальной культурой, а также с примерами проявления неэгоистических общественных качеств личности людей в составе общностей, объединенных едиными для всех идеями и находящихся в экстремальных условиях: команд арктических экспедиций, экипажей подводных лодок.

Таким образом, представляется возможным определить концепцию рассматриваемого семейного путешествия как создание условий для обеспечения формирования более доверительных отношений и взаимодействия между членами семьи в процессе совместного познания положительных примеров выживания, общественного поведения и заботливого отношения людей друг к другу. Предполагается, что деятельность семьи во время путешествия будет включать (наряду с совместным ознакомлением с туристскими объектами) доверительные, дружеские беседы о семейных ценностях и проговаривание (вербализацию) ценностных установок крепкой семьи.

Подготовка к семейному путешествию не должна стать напряженной скучной работой и тяжким бременем для всех; напротив, она должна вдохновлять и мотивировать всех членов семьи к предстоящему знакомству с уникальным местом. Как писал А. С. Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» [25, с. 1120].

В зависимости от возраста путешествующих детей целесообразно отобрать для общего семейного ознакомления на этом этапе подходящие по тематике примеры:

  • фольклора Русского Севера (былины, баллады, небылицы, скоморошины) как уникального фольклорно-этнографического региона, сыгравшего значительную роль в судьбах национальной эпической поэзии (известно, что сюжеты северных былин вдохновляли к созданию великих произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, А. С. Аренского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, С. Т. Коненкова, Н. А. Некрасова, других выдающихся классиков);
  • изображений объектов деревянного зодчества Русского Севера;
  • авторских текстов самобытных писателей Русского Севера; например, произведений русского сказочника, архангелогородца С. Г. Писахова (1879–1960), оставившего также коллекцию живописных и графических произведений;
  • научно-познавательных текстов, посвященных теме «Архангельск – первые морские ворота России»;
  • научно-познавательных текстов по истории арктических экспедиций;
  • научно-познавательных текстов по истории подводных лодок. Начиная с подросткового возраста детей, можно устраивать семейные кинопросмотры (с последующим разговором о важном, в котором главным будет обсуждение таких ценностей, как взаимовыручка, поддержка, милосердие, общность и др.). Мировым кинематографом создано много впечатляющих масштабных картин о подводных лодках. Например: 72 метра (2004), Подводная лодка (1981), Ю-571 (2000), К-19 (2002), Грейхаунд (2020), Зов Волка (2019), Курск (2018) и др.

Этап подготовки к участию в путешествии включает в себя также технологические приемы проектирования туристского маршрута. Решения по принципиально важным компонентам туристской поездки вся семья обсуждает вместе: маршрут путешествия; объекты осмотра; последовательность осмотра; определение формы знакомства с объектами (с экскурсоводом, с аудиогидом, самостоятельно и пр.); времени, отводимого на осмотр; транспорт и пр.

Наибольший эффект погружения в тематику, а также в мотивационном аспекте может дать такой метод, как «деловая игра»: между членами семьи распределяются задачи по подготовке материалов и проведению своей собственной «авторской экскурсии» по отобранным объектам для других членов семьи. Объем будущего «экскурсионного показа» зависит от возраста «экскурсоводов» и может быть совсем небольшим, посвященным одному объекту (зданию или экспонату в музее); важно, чтобы для всех «экскурсоводов» действовали правила, которые также будут разработаны сообща на семейных советах. Например, такие, как: главная тема сообщения – общность, «когда люди вместе, они – сила»; материал для текста экскурсии собирать со ссылкой на источник; отбирать в описании только самые интересные и впечатляющие факты и др.

Этап участия в семейном путешествии (образовательном событии) в психолого-педагогическом смысле является самым важным для интериоризации личностных смыслов через эмоции, сопровождающие поведенческий акт [26].

Принципами деятельности старших членов семьи на этом этапе являются:

  • создание эмоционально насыщенных ситуаций на каждом объекте посещения и на каждом семейном обсуждении впечатлений от посещения;
  • обеспечение совместного времяпрепровождения и взаимодействия  на всех этапах пребывания в путешествии;
  • собственный воодушевленный и заинтересованный настрой, умение увлечь окружающих.

 

Очевидно, что реализация обозначенных принципов требует серьезной подготовки и работы над собой, но, как писал А. С. Макаренко: «В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь» [27, с. 66].

В поиске способов вызвать сильные эмоциональные переживания детей во время посещения объектов показа старшие члены семьи могут обратиться к «фасцинации» – специально организованному вербальному и невербальному общению. Ю. В. Кнорозов характеризовал «фасцинацию» как сигнал, который захватывает мозг человека, пробивая любые фильтры, вызывая сильнейшие эмоции: повышенный интерес, радость, очарование, восторг и т. п. [28, с. 163].

Обращаясь к туристским возможностям Архангельска и Архангельской области, выделим объекты, представляющие особый интерес в контексте семейного путешествия как образовательного события:

  1. Музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы» площадью 140 гектаров, включающих памятники деревянной архитектуры Русского Севера, расположен в 25 км от Архангельска – оптимальный для семейного посещения объект туристского показа. Представленные в музее северные дома-усадьбы под одной крышей, построенные без единого гвоздя, характеризуются как уникальные символы русской культуры, воплощение идеи семейной общности, ценности совместного бытия, трудолюбия, надежности и безопасности. Для семейного путешествия музей располагает множеством возможностей: уже при подготовке к поездке семья может изучать отдельные здания, прокладывать между ними маршрут, собирать дополнительную информацию о жизни поморов и староверов, наблюдать за сменой времен года через онлайн-трансляцию. Территория музея позволяет организовать много семейных активностей под открытым небом: прогулки по комплексу (в среднем от 3 до 5 часов) с остановками на осмотр исторических строений, знакомство с особенностями ландшафта и природы, подвижные игры, ландшафтные фотосессии, перерывы на пикник и обсуждения увиденного и др. Программой работы музея предусмотрены познавательные мероприятия и мастер-классы, к которым также можно присоединиться.
  2. Архангельский краеведческий музей – расположен в историческом здании, памятнике гражданской архитектуры XVII в. «Архангельские Гостиные дворы» на живописной набережной Северной Двины.  Коллекция музея, насчитывающая более 265 000 предметов, обеспечивает работу постоянных и временных экспозиций, из которых в контексте обозначенной тематики семейного путешествия наибольший интерес представляют экспонаты выставок «Хозяйство, быт и культура северной деревни. XVI–XVII вв.», «Города и посады Севера. XVI–XVII вв.», «История и культура Поморья XVI–XVII вв.». Ведущиеся в музее экскурсионные показы знакомят туристов с освоением земельных и морских просторов Русского Севера, развитием традиционных промыслов, историей возникновения и развития городов и посадов Поморья, примерами силы духа, стойкости, общественного мышления и образа жизни северян.
  3. Северный морской музей (Архангельск) – расположен на набережной Северной Двины; с экспонатами экспозиций музея можно знакомиться во время семейного посещения в ключе тематики общественного (поступки на пользу других людей, общества) и героического (поступки, характеризуемые готовностью пожертвовать собой ради общественной цели) поведения людей. Например, по материалам   уникальной Челюскинской спасательной операции в Арктике: музейный проект «Не сдадимся!» о событии в Чукотском море в 1934 г.  Выставка привлекательна, помимо обилия фактологического материала, своей интерактивностью; художественное решение позволяет погрузиться в мир челюскинской эпопеи через личные истории ее участников.
  4. Северодвинск, Белое море, Северодвинский городской краеведческий музей. В зависимости от погодных условий поездка из Архангельска к Белому морю и в город Северодвинск может предполагать разные временные пропорции: 1) для нахождения на живописном берегу Белого моря (остров Ягры) и  посещения мемориала «Экипажу подводной лодки Курск», познавательной прогулки и подвижных игр на свежем воздухе; 2) автоэкскурсии по Северодвинску (панорамы завода атомных подводных лодок Производственного объединения «Севмаш»;  верфи по ремонту атомных подлодок АО «Центр судоремонта “Звездочка”» и др.; 3)  посещения Северодвинского краеведческого музея.
  5. Комплекс Архангельского музея изобразительного искусства: усадебный дом Е. К. Плотниковой; дом-усадьба художника А. А. Борисова; музей художника и сказочника С. Г. Писахова; кинотеатр «Север». В зависимости от возраста детей и семейных предпочтений целесообразно организовать совместный осмотр высокохудожественных образцов народной вышивки, ручного ткачества, золотошвейного искусства, шитья жемчугом и бисером, коллекции костюма и др. Уникальные экспонаты должны способствовать вдохновению, учить удивляться, развивать воображение и способность мечтать.

Рефлексивный этап семейного путешествия включает в себя совместные действия членов семьи: 1) отбор содержания материалов (текстовых, фото-, видео-, аудиоматериалов) о поездке, подготовка презентаций / фотоальбомов / видеороликов; 2) обсуждение впечатлений о поездке (в том числе в более широком кругу: с приглашением друзей, знакомых, родственников) с демонстрацией подготовленных материалов; 3) публикация отчетов о путешествии в социальных сетях. Рефлексивный этап необходим для самооценки деятельности каждым членом семьи, развития ценностного отношения   к семейному времяпрепровождению, укреплению семейных связей, развитию взаимопонимания между членами семьи.

Полученный результат операционализации понятия «семейное путешествие как образовательное событие» имеет, как представляется, определенную перспективу дальнейшей исследовательской иммерсии. Как было показано, до сих пор увязка между педагогическим смыслом (и результатом) и фактом семейного путешествия существовала теоретически, без четкого обозначения собственно субъектов действий и конкретных действий участников путешествия как таковых. Государственная политика воспитания, как бы продумана и совершенна она ни была, не может решить вопросы воспитания личности без активного участия в процессе всех членов семьи.  Таким образом, важным в исследовании представлялось показать роль всех участников семьи и, в первую очередь, старших членов, в процессе со-развития посредством осмысленной полезной и эмоционально наполненной деятельности.

Экспертный интерес профессионалов туризма к проблематике семейных путешествий коммерчески объясним, но тут, как говорится, лошадь стоит позади телеги. Педагогический смысл путешествия, как показывает проведенный анализ, первичен и строго не подчиняется законам туроперейтинга. Семейное путешествие (в составе родственников) без фокусирования на педагогическом результате есть ничем не отличающаяся от любого другого путешествия поездка определенного количества человек с отдельными специфическими особенностями (технологического характера) – размещением в гостинице на дополнительных кроватях, в семейных номерах и пр.

Путешествие – это лучший, если не единственный момент возможности для членов семьи сконцентрироваться друг на друге; в этой связи проседание тематики в психолого-педагогическом дискурсе представляется неоправданным, хотя также объяснимым. Здесь невозможно обойтись без увязки педагогического смысла с пониманием технологий туризма, а значит – без феноменологического подхода и межпредметного рассмотрения вопросов, связанных с семейным путешествием, то есть психолого-педагогический подход на стыке с географией / экономикой / социологией туризма.

Феноменологическое исследование решает проблему праксиологического разрыва, если рассматривать семейное путешествие как событие в конкретных практических условиях реализации; при этом не нарушается и принцип «со-бытийности», уникальной реализации конкретных действий в конкретных условиях. Намеренно приводятся в исследовании размышления по выбору региона путешествия как процесса, связанного с определением целеполагания поездки, но подчиненного ему.  

Теоретическим вкладом, как представляется, являются обоснование и собственно методика педагогического проектирования семейного путешествия как педагогического события в целом, не повторяющие имеющиеся в науке достижения. Новизна содержится, прежде всего, во взаимоувязке содержания и технологий организации и проведения путешествия с достижением конкретных педагогических результатов, а также в определении в качестве субъектов события всех членов семьи (в отличие от устоявшейся установки о «формировании (исключительно) мировоззрения подрастающего поколения средствами семейного путешествия») [15, с. 692].

Главная исследовательская задача (поиск методологических оснований для разработки методики педагогического проектирования семейного путешествия), как следует из обозначенных выше выводов, решена, и цель исследования (осмысление и операционализации понятия «семейное путешествие как образовательное событие») с позиций отечественного психолого-педагогического опыта достигнута и, в силу обозначенных ограничений исследования, нуждается в дополнительной эмпирической верификации.     

Научно-практическая апробация полученных в исследовании заключений о педагогических смыслах и условиях достижения возможного педагогического результата совместной деятельности членов путешествующей семьи имеет большую перспективу по дифференциации результатов (педагогический смысл + дестинация) и способна вылиться в отдельное исследовательское поле феноменологической направленности на стыке научных дисциплин.

Полученные результаты могут представлять интерес для исследователей, педагогов, аспирантов и студентов в сфере педагогики и туризма, организаторов воспитательной деятельности, представителей профессиональной сферы туризма, общественности, неравнодушной к проблемам семейного воспитания.

 

Список литературы

  1. Позднякова О. К. Педагогические аспекты духовно-практического освоения действительности в морали // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). Электрон. дан.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-duhovno-prakticheskogo-osvoeniya-deystvitelnosti-v-morali (дата обращения 29.12.2024).
  2. Guanghui Q., Yating C., Qingwen C., Qiaoran J. Understanding Family Tourism: A Perspective of Bibliometric Review // Personality and Social Psychology. 2022. Vol. 13. 4 July. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.937312
  3. Lehto X. Y., Fu X., Li H., Zhou L. Vacation benefits and activities // Journal of Hospitality & Tourism Research. 2017. Vol. 41. P. 301–328. DOI: 10.1177/1096348013515921
  4. Carr N. Children's and Families' Holiday Experience. London: Routledge, 2011. 216 p. DOI: 10.4324/9780203832615
  5. Rhoden S., Hunter-Jones P., Miller A. Tourism experiences through the eyes of a child // Annals of Leisure Research. Vol. 19. P. 424–443. DOI: 10.1080/11745398.2015.1134337
  6. Wu M. Y., Wall G., Zu Y., Ying T. Chinese children’s family tourism experiences // Tourism Management Perspectives. 2018. Vol. 29. P. 166–175. DOI: 10.1016/j.tmp
  7. Rojas-de-Gracia M.-M., Alarcón-Urbistondo P. Couple roles in subdecisions on family vacations // Cornell Hospitality Quarterly. 2017. Vol. 59. P. 160–173. DOI: 10.1177/1938965517734941
  8. Fu X., Lehto X., and Park O. What does vacation do to our family? Contrasting the perspectives of parents and children // Journal of Travel & Tourism Marketing. 2014. Vol. 31. P. 461–475. DOI: 10.1080/10548408.2014.883350
  9. Kim S., and Lehto X. Y. Travel by families with children possessing disabilities: motives and activities // Tourism Management. 2012. Vol. 37. P. 13–24. DOI: 10.1016/j.tourman.2012.12.011
  10. Sedgley D., Pritchard A., Morgan N., and Hanna P. Tourism and autism: journeys of mixed emotions // Annals of Tourism Research. 2017. Vol. 66. P. 14–25. DOI: 10.1016/j.annals.2017.05.009
  11. Киселева И. А., Сахарчук Е. С. Аксиология «гостевой ситуации» в русской литературе конца XVIII – первой трети XIX века // Cuadernos de Rusistica Espanola. 2020. Т. 16. С. 193‒205.
  12. Сахарчук Е. С. Аксиологическая структура современной экскурсии в контексте тренда индивидуализации туристского обслуживания // Актуальные проблемы развития туризма: материалы IV международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 106‒110.
  13. Сахарчук Е. С. Системные подходы к формированию отраслевого кадрового потенциала // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 453‒458.
  14. Талалаева Г. В. Разработка инновационных технологий в сфере социального менеджмента // Фундаментальные исследования. 2007. № 12-3. С. 511‒512. Электрон. дан. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4402 (дата обращения 25.11.2024).
  15. Гончарова Е. Н., Жиренко Г. Н. Семейный туризм как востребованная и эффективная форма досуговой деятельности // Университетские чтения – 2023: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Пятигорск, 2023. С. 168‒174.
  16. Российский энциклопедический словарь «Туризм» / под ред. С. Ю. Житенёва. Москва, 2018. 490 с.
  17. Путрик Ю. С. [и др.]. Туризм как форма актуализации семейных ценностей в России // Наследие веков. 2023. № 4. С. 15‒28.
  18. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Известия Саратовского университета. Сер. «Акмеология образования. Психология развития». 2010. № 2. C. 3‒8. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/so-bytiynaya-obrazovatelnaya-obschnost-istochnik-razvitiya-i-subekt-obrazovaniya (дата обращения 12.12.2024).
  19. Выготский Л. С. Мышление и речь.  Москва, 2007.  352 с.
  20. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887‒1939. Санкт-Петербург, 2002.  448 с.
  21. Образование человека в третьем тысячелетии: проблемы, цели и ценности образования в современном мире / Сериков В. В. [и др.] // Ценности и смыслы. 2021. № 6. С. 117‒149. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-cheloveka-v-tretiem-tysyacheletii-problemy-tseli-i-tsennosti-obrazovaniya-v-sovremennom-mire-kruglyy-stol-sankt (дата обращения 12.12.2024).
  22. Константинов Ю. С. А. А. Остапец-Свешников ‒ турист, педагог, ученый // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. № 2. С. 20‒30. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-a-ostapets-sveshnikov-turist-pedagog-uchenyy (дата обращения 12.12.2024).
  23. Сериков В. В. Ценностно-смысловые аспекты воспитания гармонично развитой личности на основе традиционных российских ценностей // Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика: сборник докладов и тезисов участников круглых столов на тему: «Психолого-педагогические технологии внеурочной и просветительской деятельности в общеобразовательной школе» в рамках IV Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «миссия университетского педагогического образования в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2022) и на тему: «Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: современные подходы и технологии» (Москва, 17.11.2022 г., ИСРО РАО) / под ред. О. В. Гукаленко. Москва, 2022. 245 с.
  24. Исаченкова М. Л. [и др.]. Проблемы и трудности семейного воспитания: взгляд современных родителей // Комплексные исследования детства. 2022. № 2. С. 104‒114. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-trudnosti-semeynogo-vospitaniya-vzglyad-sovremennyh-roditeley (дата обращения 05.12.2024).
  25. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Полная версия. Москва, 2018. 1402 с.
  26. Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск, 1997.  576 с.
  27. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4 / сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. Москва, 1984. 412 c. Электрон. дан. URL: https://www.online-documents.ru/russiabook/year/1983/makarenko/tom4/66/ (дата обращения 05.12.2024).
  28. Кнорозов Ю. В. Об изучении фасцинации // Вопросы языкознания. 1962. № 1. С. 162‒170.

 




Просмотров: 121; Скачиваний: 18;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2025.10024