Аннотированный перечень статей, 2017 год все выпуски

Выпуск 1 (17)

От редакции
Данилюк А. Я.

Ключевые слова: Всемирная образовательная сеть (GENet), национальная образовательная сеть, компоненты содержания образования, смысл как педагогическая категория, технологии смыслообразования, развивающее обучение, педагогические возможности Интернета

Создание всемирной образовательной сети

В статье представлена часть фундаментальной авторской концепции разработки содержания общего (среднего) образования. Установлена новая структура содержания образования: смыслы - знания – умения – опыт деятельности. Смысл раскрыт как педагогическая категория. Определены общий метод смыслообразования и возможности его дидактической реализации. Основной формой обучения на смысловой основе является Всемирная образовательная сеть, объединяющая национальные образовательные сети, - инновационная дидактическая система нового поколения, в полной мере реализующая огромный потенциал современных информационных технологий и педагогически организуемая в пространстве Интернета. Последовательно раскрыты алгоритм создания Всемирной образовательной сети и новые уровни организации содержания обучения: перевод содержания программ предметного обучения в цифру, установление и развитие межпредметных связей, создание интегрированных курсов, моделирующих реальные объекты и события, организация интегративных гуманитарных образовательных пространств, воссоздающих культуры в целостности их исторического развития. Определен механизм интеграции национальных образовательных сетей во Всемирную образовательную сеть. Он открывает возможность дополнительного существенного приращения содержания образования на смысловой основе.
Колесникова И. А.

Ключевые слова: воспитание, профессиональный стандарт, учитель-воспитатель, воспитательные компетенции

Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания)

Поводом для написания статьи стало появление в России профессионального стандарта, регламентирующего деятельность специалиста в области воспитания. Автор, основываясь на полувековом опыте теоретической и практической работы в сфере воспитания (1967-2017) излагает своё понимание смысла и миссии современного воспитания, а также логики подготовки компетентного учителя-воспитателя. На фоне кризиса воспитательного потенциала общества воспитание трактуется как работа по сохранению и развитию человеческого качества в его философском понимании. В статье раскрывается специфика социально-психологического контекста, определяющего профессиональную позицию учителя как воспитателя, приводится перечень методологически значимых компонентов содержания вузовской подготовки, рассматривается логика её организации. Особое внимание уделяется необходимости формирования на всех этапах непрерывного профессионального образования педагога методологических и праксеологических основ воспитательной деятельности. Предлагаемый авторский подход к подготовке воспитателя прошёл длительную успешную апробацию на различных уровнях непрерывного образования (школа, вуз, педагогический колледж, учреждение повышения квалификации), и может быть использован при проектировании программ с учётом требований нового стандарта.
Дидук И. А.

Ключевые слова: педагогическая профессия, педагогическая династия; интегральные характеристики; компетентностная парадигма, профессиональный стандарт

Изучение педагогических династий как источника сохранения традиций служения профессии в условиях прагматизации сферы образования

Цель статьи – привлечь внимание к изучению педагогических династий как одного из источников сохранения отечественных традиций служения своей профессии. В ситуации понимания современного образования как сферы услуг предпочтения отдаются профессионально значимым качествам педагога в ущерб личностным. Автор дает краткую характеристику профессионального стандарта педагога с позиций компетентностной пара-дигмы современного образования, перечисляя проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в повседневной образовательной практике и которые требуют от них не только профессионализма, но и проявления активной гражданской позиции, инициативы, персональной ответственности. Противоречие между требованиями, предъявляемыми государством к профессиональной деятельности учителя, и предпочтениями учеников, в которых выделяется личностный (аксиологический) компонент, актуализирует проблему педагогических династий. Педагогическая династия, являясь малоизученным явлением российского образования, выступает носителем уникального опыта верности и идеи служения профессии учителя. На основе первичного анализа архивных материалов, массива эмпирических данных о педагогических династиях Смоленской области автором выделены и представлены интегральные характеристики педагогической династии как особого явления, изучение которого позволит переосмыслить сущность профессиональной деятельности современного педагога.
Гришина Ю. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, довузовское образование, образовательное пространство, университет

Специфика довузовского компонента непрерывного образования: опыт определения и реализации

Функциональная неопределенность довузовского образования, связанная с отсутствием единого понимания сути, целей и задач рассматриваемого компонента многоуровневого непрерывного образования, обусловливает противоречия в обеспечении преемственности между общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Цель статьи составляют выявление сущностно-содержательных характеристик довузовского образования и поиск адекватного определения данного образовательного явления. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной, методической литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация, моделирование) и эмпирических (изучение и обобщение нормативно-правовых документов, передового педагогического опыта, метод экспертных оценок) методов. В результате бенчмаркинга выявлено, что в настоящее время перед довузовским образованием выдвигаются новые задачи, обусловленные необходимостью сквозной вертикальной интеграции, обеспечивающей последовательность, преемственность образования, и горизонтальной интеграции, гарантирующей альтернативность, гибкость подготовки. На основе анализа различных контекстов целеполагания, исходной концептуальной позиции, направлений и механизмов проектирования довузовского образовательного пространства, автором представлена попытка зафиксировать своеобразие, способы существования, место и роль данного педагогического явления среди прочих, выделить то общее и особенное, что характеризует довузовское образование и позволяет определить его в существующей системе непрерывного образования. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения феномена довузовского образования в методологическом, содержательном, процессном и организационном планах, а представленный практический опыт реализации интегративной модели довузовского образования «Университетский лицей» может быть использован при проектировании образовательного пространства, обеспечивающего непрерывность и преемственность образования, в других образовательных организациях.
Георгиади А. А., Георгиади А. К.

Ключевые слова: веб-ресурс, образовательные платформы, облачные технологии, контент, преподаватель, обучение, студенты.

Проблема выбора образовательного веб-ресурса в современном вузе

В статье проведен анализ проблемы выбора образовательного веб-ресурса с позиций преподавателя вуза. Авторы подчеркивают необходимость учета в организации учебно-воспитательной деятельности характеристик веб-ресурса как информационной системы, обеспечивающей доступ к контенту при помощи определенного набора технических средств и технологий. В статье рассмотрены возможности и ограничения популярных платформ дистанционного и смешанного обучения; дана оценка эффективности их использования с позиций преподавателя высшей школы; очерчен круг вопросов, влияющих на критерии выбора электронного образовательного ресурса на уровне организации и лично преподавателем. Облачные технологии рассматриваются как альтернативный вид веб-ресурсов, обладающий большим потенциалом для сферы образования, использование которого сопряжено с рисками, обусловленными отсутствием необходимой международной правовой базы. В качестве перспективного направления предлагается комбинированное применение веб-ресурсов с учетом целей образовательной программы, а также специфики содержания, контрольных мероприятий и форм организации обучения конкретной аудитории студентов. Статья носит дискуссионный характер, предлагаемые выводы могут быть интересны педагогам-исследователям, работающим в поле проблем информатизации образования, педагогам-практикам, интегрирующим в своей деятельности традиционные и новые методы обучения, а также специалистам, осуществляющим организацию и контроль внедрения информационных технологий на уровне образовательного учреждения.
Волосникова Т. В., Эмануэль Ю. В., Эмануэль Т. С.

Ключевые слова: индивидуализация, повышение квалификации, здоровьесберегающая деятельность, маршруты обучения.

Реализация внутрифирменного повышения квалификации педагогов по тематике здоровьесберегающей деятельности в контексте непрерывного образования

В статье представлена методика организации внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательной организации на примере здоровьесберегающей деятельности. Исследование, нацеленное на разработку и экспериментальное обоснование теоретических и методических средств индивидулизации повышения квалификации педагогов, было проведено на базе ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали 160 педагогов из детских садов и школ Петербурга. В процессе эксперимента фиксировались оценки знаний слушателей по разделам и ключевым темам образовательной программы, динамка деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию культуры здоровья в тех образовательных учреждений, чьи сотрудники повышали квалификацию. Обосновано применение: модели индивидуализации подготовки педагогов, индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов, дифференцированно-тематической структурой взаимосвязи учебных модулей программы. Результаты могут быть использованы в системе повышения квалификации независимо от тематического направления.
Руэсс А., Хильдебрандт Э.

Ключевые слова: совместное преподавание, обучение в команде, практика, профессионализация, кооперация, рефлексия, со-конструирование

Профессионализация через рефлексию и со-конструирование в совместном преподавании: значение тандемной практики

В статье на основе международных исследований и качественного исследования, проведенного авторами, рассматривается потенциал тандемной практики как ресурса профессионализации подготовки будущих учителей. Целью является представление ре-зультатов экспериментальной работы по организации совместного преподавания на основе концепции профессиональной практики, разработанной в Институте начального обучения Педагогического университета северо-запада Швейцарии. Особое внимание уделяется кол-лективной рефлексии и со-конструированию как источнику профессионализации при работе в команде. Показаны преимущества и недостатки совместного преподавания. В реальной практике со-конструирование находит свое отражение в детальном планировании действий на занятии в отношении целей, содержания, методов, материалов, механизмов. В качестве предмета рефлексии доминируют обучение или поведение учащихся. При этом почти отсутствует рефлексия процесса совместного преподавания, саморефлексия. Рефлексия как студентами, так и опытными преподавателями осуществляется преимущественно на описательном уровне, а не на сравнительном или критическом. Авторы подчеркивают, что профессионализация студентов в тандемной практике требует, чтобы преподаватели в школах и университетах были компетентны в групповой рефлексии и со-конструировании.
Гаркавенко З. А.

Ключевые слова: открытые семейные студии, педагогические технологии, работа с родителями, «равный − равному», неформальное образование, толерантность.

Открытые семейные студии: потенциал, опыт, барьеры

В статье рассматривается опыт реализации педагогической технологии работы с родителями, основанной на принципе «равный − равному», получивший авторское название «открытые семейные студии» . Стратегической задачей, которую ставят перед собой авторы, является создание «моды на толерантность» во взаимоотношениях между учителями и родителями, родителями и детьми, членами социума. Результатом реализации этой задачи может стать формирование в обществе качественно новых подходов к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Потребность в таких решениях обусловлена современными условиями жизни в глобальном мире: скорость, интенсивность и неопределенность. Разнообразие и толерантность как принципы организации и взаимодействия в социуме предлагается формировать в его первичной единице – семье при участии образовательных учреждений. В этот процесс предполагается вовлекать не только родителей, но и других участников семьи, связанных кровными узами, для максимального расширения поля применения вышеуказанных принципов.
Валицкая А. П.

Ключевые слова: модернизация, вызовы времени, российское образование, парадигма, профессионализм учителя, мировоззрение, педагогическое образование.

Парадигмальные изменения и ошибки модернизации российского образования

В статье, носящей дискуссионный характер, анализируется общая направленность процесса модернизации российского образования с середины 1990-х гг. Автор выделяет три парадигмальных ошибки, обусловливающих проблемы в ходе модернизации. Это определение образования как сферы обслуживания; приоритет количественных методов оценки качества образованности; отказ от признания специфики профессионального педагогического образования, ведущий к его разрушению. В статье критикуется позитивистская модель образования, ориентированная на стандартный минимум знаний, внедрение которой постепенно ведет к нарушению в высшей и средней школе России принципов всеобщности, фундаментальности, государственного заказа и вступает в противоречие с социогуманитарной природой образовательной системы. Особое внимание обращено на изменение роли учителя, которому приходится работать в агрессивной, постоянно изменяющейся социальной среде. Это требует особой системы профессионально-педагогической подготовки: соответствующего отбора «на входе» в профессию; специальной образовательной программы, включающей базовый мировоззренческий и фундаментально-предметный циклы, а также практическую часть углубленной психолого-методической программы. По мнению автора, педагогическое образование, соответствующее вызовам времени, становится ключевой проблемой для российского государства и общества.
Ефлова З. Б.

Ключевые слова: малокомплектная образовательная организация (школа), малочисленность образовательной организации, формальные и неформальные признаки образования, педагогические и организационно-педагогические особенности образования.

Об актуальности определения понятия «малокомплектная школа»

В статье аргументируется необходимость научного обоснования понятия «малокомплектная школа» как особо актуального для российской педагогической теории и образовательной практики, как обеспечивающего непрерывность и устойчивость современной отечественной системы образования, особенно реализуемого в условиях сельской местности. Отсутствие определения данного термина и таких понятий, как «малочисленность», «класс-комплект» и других, их легализации на научном и нормативно-правовом уровнях приводит к разрывам системы образования, к таким последствиям, как филиализация и повсеместное закрытие малочисленных образовательных организаций, в итоге – к нарушению прав сельского ребенка на непрерывное доступное качественное образование. Выделяются формальные и неформальные (сущностные) признаки малокомплектных образовательных организаций. Признавая малочисленность состава обучающихся как основной признак-обстоятельство, приводящее к малокомплектности, автор настаивает, что ее важнейшими показателями являются педагогические и организационно-педагогические характеристики. Сущностными признаками малокомплектной образовательной организации являются: иная организация образовательного процесса, применение особых образовательных технологий, специфическая организация педагогической деятельности, направленной на выполнение дополнительных функций, прежде всего компенсаторных

Выпуск 2 (18)

От редакции
Бермус А. Г.

Ключевые слова: -

Памяти академика Евгении Васильевны Бондаревской

31 мая 2017 г. в Актовом зале бывшего Ростовского государственного педагогического института на Большой Садовой 33 (ныне – одно из зданий Южного федерального университета) состоялась церемония прощания с Евгенией Васильевной Бондаревской, доктором педагогических наук, профессором, академиком Российской академии образования, почетным профессором Ростовского и Волгоградского государственных педагогических университетов, иностранным членом Академии педагогических наук Украины. За свою долгую жизнь в науке Е. В. Бондаревская написала, приняла участие в написании и редактировании более 300 научных трудов, среди которых монографии: «Введение в педагогическую культуру» (1995), «Образование в поисках человеческих смыслов» (1995), «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (в соавторстве с С. В. Кульневичем) (1999), «Теория и практика личностно-ориентированного образования» (2000), «Стратегии воспитания в современном университете» (2007), «Концепция и стратегии воспитания студентов в пространстве педагогического института ЮФУ» (2007), «Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета» (2013). Ее работы опубликованы в Болгарии, Великобритании, Казахстане, Китае, Приднестровье, Украине. Впечатляющи масштабы созданной Е. В. Бондаревской научно-педагогической школы: ею подготовлено более 200 кандидатов и более 40 докторов педагогических наук. За заслуги перед педагогической наукой Е. В. Бондаревская награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью К. Д. Ушинского, почетным званием «заслуженный учитель РФ», в 2003 г. стала лауреатом Премии Правительства РФ в области образования.
Поляков С. Д.

Ключевые слова: социокультурные вызовы, образование, школа, сценарии ответа на вызовы.

Социокультурные вызовы современной школе: опыт феноменологического анализа

В статье описываются и анализируются социальные и культурные вызовы как явления, создающие устойчивые напряжения в сфере образования в целом и в школе в частности. Выделяются вызовы, которые в настоящем времени проявлены в значительной степени и определенности, а также вызовы, имеющие тенденцию к нарастанию, которые станут актуальными для российского образования в ближайшем будущем. Опираясь на подходы к описанию социокультурных вызовов на макроуровне, предлагаемые А. В. Мудриком, автор характеризует последствия действия этих вызовов для развития школ как социальных организаций. Обсуждаются гипотезы о психологических последствиях социокультурных вызовов для современных школьников. Выделяются следующие сценарии ответов школ на социокультурные вызовы настоящего и обозримого будущего: «Арьергардный», «Синергийный», «Авангардный», «Контркультурный», «Стихизации». Описываются факторы, способствующие осуществлению того или иного сценария для школы и для образования в целом. Подчеркивается, что без анализа современных вызовов школьному образованию невозможно построение результативной государственной образовательной политики и развития школы как образовательной и воспитательной организаций.
Бабакова Т. А.

Ключевые слова: общеучебные умения, познавательная компетентность, адаптация студентов к учебной деятельности, самостоятельная работа, высшее образование.

Общеучебные умения обучающихся как фактор адаптации к учебной деятельности в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению общеучебных умений обучающихся высшей школы. Качество общеучебных умений рассматривается как существенное условие для успешной адаптации их к учебной деятельности в высшей школе и становления познавательной компетентности, необходимой для осуществления формального, неформального, информального образования. Проанализированы данные, полученные на основе изучения самооценки общеучебных умений обучающимися 1-го курса в сравнении с обучающимися 2-го и 3-го курсов, а также магистрантами и аспирантами. В качестве приоритетных методов исследования использованы анкетирование и сравнительный анализ. В статье представлены результаты пилотажного исследования, в ходе которого были выделены группы общеучебных умений (работы с текстами, с графической информацией, поиска информации; создания текстов научного стиля; коммуникативные умения, умения самооорганизации). Автором выдвинуто предположение о необходимости систематического изучения и мониторинга общеучебных умений обучающихся для организации учебного процесса в высшей школе и такой его составляющей, как самостоятельная работа. Сделаны предложения по продолжению исследования и по модернизации организации самостоятельной работы обучающихся в университете.
Лебедева С. С.

Ключевые слова: социальный работник, система непрерывного образования, дополнительное образование, получатели социальных услуг, социальная сфера

Проблемы подготовки социальных работников в системе непрерывного: образования

В статье ставится вопрос о профессиональной подготовке социальных работников с опорой на принцип непрерывности. На основе личного опыта автора, работающего в течение многих лет в системе подготовки кадров для социальной сферы, рассматриваются проблемы подготовки социальных работников как в системе базового вузовского формата, так и в системе дополнительного образования. Базой для анализа и обобщения стали тексты выпускных квалификационных работ студентов Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы; материалы выступлений социальных ра-ботников и руководителей социальных служб на научно-практических конференциях; опыт работы в попечительских советах социальных служб и методических объединений. Значи-мость продолжения базового образования социальных работников повышается по мере более четкой институциализации социальной сферы, дифференциации запросов получателей социальных услуг, увеличения заинтересованности социальных работников не только в профессиональном совершенствовании, но и в личностном росте, в самореализации в сфере социальной помощи населению. Автор делает вывод о необходимости разработки концепции связи базового и дополнительного профессионального образования социальных работников, призванной обеспечить ориентацию в постоянно изменяющейся ситуации и способность гибко реагировать на многообразие и вариативность профессиональных задач
Роботова А. С.

Ключевые слова: магистратура, магистерское образование, гуманитарность, Болонский процесс, самостоятельная работа, самообразование преподавателя.

Проблемы и трудности обучения магистров: взгляд профессора педагогического университета

Современная магистратура – значимый элемент непрерывного образования, однако феноменология данного уровня образования раскрыта недостаточно полно. Цель статьи на основе описания конкретики функционирования магистратуры педагогической и гуманитарной направленности выделить проблемы обучения магистрантов, требующие особого внимания. Базой для анализа является опыт преподавания автора в магистратуре Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в период с 1993 по 2017 г. в рамках лекционных и практических занятий по курсам «Методология и методика педагогического исследования», «Педагогика и психология высшей школы»; спецкурса по проблеме художественно-образного познания педагогической действительности, авторского курса, посвященного духовно-нравственному воспитанию старшеклассников средствами гуманитарных предметов, руководства выпускными магистерскими работами. Среди особенностей современной магистратуры выделены: разновозрастной состав аудитории с преобладанием взрослых, взаимодействие с которыми требует гибкости, вариативности, деликатности, понимания многообразных мотивов продолжения образования; увеличение доли самостоятельной работы; использование форм дистанционного обучения, требующее иной работы с текстами. Автор подчеркивает, что постоянно изменяющиеся условия работы с магистрантами требуют от преподавателя непрерывного самообразования. Предлагаемые факты и наблюдения представляют интерес для преподавателей магистратуры и исследователей непрерывного образования.
Кузьменков А. А., Федорова А. В.

Ключевые слова: дополнительные программы образования, компетенции и профессиональные навыки, стоимостной инжиниринг и ценообразование в строительстве, эффективность образования, инновационные методы обучения.

Опыт и перспективы реализации дополнительной образовательной программы «Стоимостной инжиниринг и ценообразование в строительстве»

В статье приводятся результаты исследования, связанного с определением эффективности программы дополнительного обучения на примере реализации одной из программ для обучающихся по направлению подготовки «Строительство» в Петрозаводском государственном университете. Целью явился анализ использованных методов организации учебной деятельности при освоении дополнительной программы «Программный сметно-аналитический комплекс А0: основы разработки сметной и производственной документа-ции» и непосредственная оценка ее эффективности. В ходе исследования на основании про-фессионального стандарта 16.033 «Специалист в области планово-экономического обеспече-ния строительного производства» авторами был выделен круг необходимых профессиональ-ных компетенций. Результат их освоения и эффективность программы определялись с по-мощью балльно-рейтинговой системы оценивания знаний слушателей. При проведении ис-следования проанализированы данные, полученные при анкетировании слушателей по окончании дополнительной образовательной программы. Это позволило не только оценить результат реализации программы дополнительного обучения, но и определить степень удовлетворения конкретных образовательных потребностей студентов-строителей, тем самым определив дальнейшие перспективы развития процесса их подготовки. Приведенные в статье данные и выводы представляют как педагогический, так и методический интерес для преподавателей вуза.
Горчакова-Сибирская М. П.

Ключевые слова: образование, экономика, качество жизни, человеческий капитал, расходы на образование.

Национальная система образования в контексте развития экономики и качества жизни

В статье актуализируется проблема взаимосвязи высокого уровня образования в России (53,5 % граждан имеют высшее образование) с развитием экономики и качеством жизни в стране. Оперируя статистическими данными, автор сопоставляет количество населения с высшим образованием и расходы на образование в десяти «самых образованных» странах мира, показывает влияние этих расходов на ВВП на душу населения и ВВП по паритету покупательной способности. Приведенный анализ роли образования как фундамента человеческого капитала подтверждает роль безусловного влияния инвестиций в образова-ние на состояние экономики и качество жизни, определяемое индексом человеческого развития (ИЧР). Автор подчеркивает, что, несмотря на первое место в мире по доле населения со средним профессиональным и высшим образованием и наличие 94 % населения с образованием не ниже полного среднего, Россия имеет только 49-е место по ИЧР и последнее место по ВВП на душу населения (из 10 самых образованных стран мира). Отмечается, что при снижении бюджетных расходов на образование в России в 2016 г., предусматриваются значительные финансовые средства на реализацию государственных программ развития образования, что дает возможность резко повысить его качество, подтверждаемого темпами развития экономики и уровнем жизни. Сведения, приводимые в статье, могут быть использованы при разработке спецкурсов педагогической направленности и в рамках исследований по сравнительной педагогике и экономике образования.
Соколова Е. И.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, европейские страны.

Страны - европейские лидеры в области непрерывного образования

В течение почти двух десятилетий Европейский союз претворяет в жизнь стратегию непрерывного образования, начало которой было положено подписанием Меморандума о непрерывном образовании в 2002 г. В статье анализируются результаты, достигнутые за это время лидерами в области образования длиною в жизнь. Это, в первую очередь, Дания, затем следует Финляндия, на третьем месте − Франция, четвертое место занимает Швеция, и, наконец, Нидерланды замыкают пятерку лидеров. Базой для анализа стали документы Европейской комиссии, взятые из открытых источников Интернета, таких как «Евро-пейский показатель непрерывного образования», аналитических докладов под названием «Панорама»; исследований под названием «Сопровождение развития политики непрерывного образования», сайта «Евростат», где ежегодно размещается статистическая информация, доклада «Анализ внедрения стратегий европейской кооперации в образовании и повышении квалификации − данные по странам». В статье показана специфика организации непрерывного образования в европейских странах, являющихся в настоящее время лидерами в этой области, и проблемы, встающие перед ними на пути реализации стратегии обучения для всех категорий населения. Сведения и выводы, предлагаемые автором, представляют интерес для исследователей и менеджеров непрерывного образования, в также специалистов в области сравнительной педагогики.
Ванхемпинг Э. Г.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные компетентности, академическая мобильность.

Предпринимательский подход к решению социальных проблем в Казахстане и Финляндии

Социально-политические знания и социальные компетентности, в том числе в области социального предпринимательства, становятся важнейшим индикатором стратегического профессионализма государственного служащего. В статье изложены основные идеи прикладного проекта построения экспертной платформы для ресурсного центра развития социального предпринимательства в Республике Казахстан, совместно выработанные казахстанскими, российскими и финскими аналитиками. Одной из задач проекта стало создание диалоговой международной площадки на базе финского региона Сейнайоки с целью построения модели социального предпринимательства, максимально эффективной в конкретной стране применения. В статье показано, что феномен социального предпринимательства обладает ресурсом инновационной значимости в плане повышения эффективности новой социальной политики в странах постсоветского пространства. В ситуации неоднозначной теоретической трактовки рассматриваемого феномена в качестве важной задачи при выборе национальной стратегии развития социального предпринимательства отмечается профилактика протестных настроений населения. На основе сравнительного анализа выделены особенности понимания и развития социального предпринимательства в Казахстане, Киргизии России, Финляндии. Автором подчеркивается необходимость комплексной оценки избираемой траектории в построении моделей социального предпринимательства с национальным содержанием и соответственно форм профессионального обучения в системе академической мобильности. Одной из таких форм являются практико-ориентированные стажировки − «погружения в скандинавскую модель социального благополучия», реализуемые на базе Скандинавского института академической мобильности. Статья представляет интерес для специалистов в сфере стратегического проектирования подготовки специалистов в области социального предпринимательства.
Титова Е. В.

Ключевые слова: детское движение, детское общественное движение, детская организация, детские общественные объединения, пионерская организация, Российское движение школьников, периоды развития детского движения.

НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: к 95-летию основания пионерской организации

Детское общественное движение в России вступает в новый период своего развития, связанный с учреждением общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В этой связи актуально обращение автора статьи к рассмотрению процессов и тенденций становления нового субъекта в детском движении на фоне анализа достижений, проблем и ошибок прошлых периодов его развития, прежде всего пионерского и постпионерского. Базой для обобщений и выводов стал многолетний опыт работы автора статьи в области практики и теории детского движения в СССР и Российской Федерации. Автор обращает внимание на позитивный опыт воспитания детей, накопленный за почти столетнюю историю существования пионерской организации, и на негативные последствия ее целенаправленного разрушения. Вместе с тем названы ошибки в организации деятельности пионерской организации, знание о которых может стать поучительным на новом этапе развития детского движения в современной России. В контексте исторических уроков пионерской организации рассмотрены смысловые и организационные проблемы и противоречия, которые уже проявились на первом этапе становления нового «Российского движения школьников». Материалы статьи носят дискуссионный характер и будут интересны для исследователей и руководителей детского движения.
Колесникова И. А.

Ключевые слова: академическое письмо, имитация, образовательная услуга, гострайтер, академический гострайтинг.

«Академический гострайтинг»: рынок имитации научно-образовательной активности

В статье анализируется явление, получившее в международной практике название «академический гострайтинг». На рубеже двадцатого и двадцать первого веков на рынке услуг активизируется массовый спрос на готовый образовательный и научный продукт в виде контрольных, курсовых, дипломной работ, магистерской, кандидатской, докторской диссертаций, научных статей и монографий. Купля и продажа учебных и научных текстов, выполненных на заказ теневыми авторами, рассматриваются в статье как феномен имитации научно-образовательной активности. Базой для анализа послужила информация, открыто представленная на русско-, англо-, франко-немецкоязычных сайтах учреждений и лиц, предлагающих услуги академического гострайтинга. Выявлены общие смысловые единицы и интенции на стороне заказчиков и исполнителей академических текстов, а также специфические черты и тенденции развития рынка данного вида услуг. Показана технология организации академического гострайтинга и социально-педагогические последствия имитации научно-образовательной активности; намечены некоторые возможные пути профессионального противостояния описанному явлению. Факты и основные положения, изложенные в статье, представляют интерес для широкой педагогической общественности, менеджеров образования, преподавателей школ и вузов, организаторов аттестации педагогических кадров.

Выпуск 3 (19)

ОТ РЕДАКЦИИ
* *. *.

Ключевые слова: *

ПАМЯТИ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ МАРАЛОВОЙ

*
Поляков С. Д.

Ключевые слова: школьная повседневность, профессиональные действия учителя, взаимодействие, стимулирование, относительная активность и пассивность учеников, педагогическая деятельность.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье приведены результаты исследования повседневной профессиональной деятельности современного российского учителя. Дефицит подобных исследований затрудняет решение проблем управления педагогическим процессом как на уровне образовательной организации, так и в области управления образования в стране и в регионах. Использованы методы теоретического анализа, наблюдения, экспертной работы в фокус-группе учителей, группового интервью студентов педагогических вузов. Проанализированы данные опроса 1730 респондентов, учителей 6–9-х классов общеобразовательных школ 20 регионов (от Республики Карелия до Сахалинской области), представляющие 6 из 7 административных округов России. Предметом анализа является представленность в сознании педагогов своих профессиональных действий. Автор выделяет типы действий, стимулирующие относительную пассивность учащихся на уроке, проявляющуюся в восприятии, запоминании, действиях репродуктивного характера, и стимулирующие относительную активность, проявляющуюся в интеллектуальном и социальном мышлении. Зафиксированы различия образов учебной действительности у учителей, учеников и квалифицированных наблюдателей. Сделан вывод о влиянии на эти образы «картины урока», присутствующей в сознании учителя, и значимости для учащихся свершаемых действий. Эмпирические данные исследования свидетельствуют о слабой готовности учителей подростковых классов к ожидаемому в 2018 г. внедрению ФГОС в основной школе и о необходимости приведения педагогического образования в соответствие с деятельностной идеологией новых государственных стандартов образования.
Раевская Е. А.

Ключевые слова: подросток, сетевой культурно-образовательный проект, хронотоп, непрерывное образование, рефлексия, самосознание.

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ХРОНОТОП НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «ДЖИНС»

Временные и пространственные характеристики сетевого культурно-образовательного проекта рассмотрены в статье с точки зрения перспективной формы реализации неформального непрерывного образования. Сетевой проект, локализованный в опре-деленном социокультурном пространстве и ограниченный временем реализации, автор трактует как своеобразный хронотоп непрерывного образования. Представленные в статье творческие образовательные практики были предложены подросткам 14−16 лет из разных образовательных учреждений города Петрозаводска в 2016 г. На примере проекта, получившего название «ДЖИНС», показана эффективность сетевых проектов с позиции личностного становления подростков. В основу проекта был положен мировой опыт использования художественных и культурных практик для решения социальных и психологических проблем. На материале социологического опроса раскрыто положительное влияние проекта на организацию подростками своего свободного времени, изменения в общении. По результатам сравнительного психологического исследования представлено влияние проекта на снижение различных видов подростковой тревожности (общей, ситуативной, межличностной, школьной, самооценочной, «магической»). Описан психологический тренинг, основанный на проективной технике исследования своего «Я» через диалогическое восприятие шедевров мировой живописи. Представленные в статье выводы могут быть использованы при организации проектной деятельности подростков в системе непрерывного образования.
Орешкин В. Г.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, сценическая форма, театрализация, драматизация, коммуникативная и конфликтологическая компетентность

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматривается психолого-педагогический потенциал театрально-сценических форм от школьного спектакля до публичной презентации. Отдельное внимание автор уделяет терминам «театрализация» и «драматизация», имеющим неоднозначное толкование в педагогической среде и в сфере театральной практики. В свете философских идей ХХ в. инсценизация (инсценирование) литературного произведения в образовательном процессе трактуется как интерпретирующее чтение, что является актуальным для постклассического образования. Опираясь на идеи эпигенетической концепции Э. Эриксона, автор особо выделяет подростково-юношеский период как время актуализации ролевого и гендерного самоопределения личности. В связи с идеями М. М. Бахтина и других исследователей о карнавализации социума высказывается мысль о важности театральной практики для становления личности молодых людей, особенно юношей. На фоне сопоставления родственных театру психолого-социальных и психотерапевтических практик рассматриваются исторический опыт и возможность использования различных театрализованных форм в современном образовании, в том числе в рамках формирования коммуникативной и конфликтологической компетентности. В теоретическом плане данные размышления могут быть основой для дальнейшего комплексного изучения театральных форм в образовании с позиций психологии, конфликтологии, педагогики.
Ефлова З. Б., Смирнова С. И.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, подготовка учителя карельского языка, малый этнос, этнопедагогика, этнокультурная личность, поликультурная личность, мультикультурная личность.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ КАРЕЛЬСКОГО ЯЗЫКА В УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье представлены результаты исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ и Министерства экономического развития Республики Карелия «Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия)». Проект ОГОН РФФИ № 17-16-10001/17-ОГОН. Подготовка учителей карельского языка в Петрозаводском государственном университете рассматривается авторами как признак регионализации вуза, как деятельность опорного университета, направленная на удовлетворение запросов региональной системы образования и республики, на сохранение и развитие малого этноса. Представляются данные о современном состоянии карельского этноса, изучении карельского языка в общеобразовательных организациях Республики Карелия, подчеркивается актуальность подготовки педагогов с двумя профилями, включая преподавание карельского языка. Характеризуются внешние и внутренние условия, в которых начинается подготовка учителей карельского языка на кафедре теории и методики начального образования Петрозаводского государственного университета. Уточняются позиции и определяются основные идеи подготовки будущего специалиста как личности, в которой гармонизированы этнокультурная, поликультурная и мультикультурная составляющие. В качестве главной цели подготовки учителя карельского языка определяются: сохранение, возрождение, развитие и изучение культур малочисленных народов для обеспечения целостности России как полиэтнического и многоязыкового государства.
Баринов Э. Ф., Николенко О. И., Балыкина А. О., Бондаренко Н. Н.

Ключевые слова: теоретические кафедры, эффективность обучения студентов, вариативный курс, фундаментальные знания медицины, профессиональные компетенции врача.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КУРСА НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Цель – сформулировать основные принципы разработки вариативных курсов образовательной программы на теоретических кафедрах медицинского вуза и представить результаты обучения студентов при использовании вариативного курса «Гистофизиология висцеральных систем». Методики исследования: анализ практики создания вариативных курсов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (ДонНМУ). Результаты: Основными принципами, предложенными для создания вариативных курсов, явились: реализация парадигмы «фундаментальные знания - ориентировочная основа действия врача»; междисциплинарная интеграция фундаментальных знаний, контекстный (мотивационный) подход к содержанию учебной информации и организация учебного процесса, обеспечивающая понимание знаний на основании которых выстраиваются профессиональные компетенции врача. При создании вариативной части образовательной программы по учебной дисциплине «Гистология, цитология и эмбриология» и вариативного курса «Гистофизиология висцеральных систем» был изучен опыт преподавания основных клинических дисциплин (кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии, неврологии, эндокринологии и нефрологии), а также содержание обучения на теоретических кафедрах (физиологии человека и биохимии, фармакологии, патофизиологии и патологической анатомии) с целью уточнения востребованности знаний цитологии, молекулярной биологии и гистологии. Ключевыми этапами создания вариативного курса являются отбор его содержания, уровень теоретической подготовки студентов и их готовность изучать вариативные курсы. Привлечение вариативного курса к изучению базовой части образовательной программы обеспечивает эффективное освоение фундаментальных знаний по гистологии, цитологии и эмбриологии, отражением чего является положительная динамика результатов тестовой части экзамена. Заключение: востребованность фундаментальных знаний цитологии, молекулярной биологии и гистологии у студентов, а также у преподавателей теоретических и клинических дисциплин позволит достигнуть реальной междисциплинарной интеграции и будет способствовать повышению эффективности формирования профессиональных компетенций врача.
Лукашеня З. В.

Ключевые слова: наставничество, консалтинг, консалтер, менторство, тьюторство, коучинг.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСАЛТИНГА ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В статье феномен наставничества рассматривается в связи с развитием форм консалтинга в современном вузе. Автор отмечает, что существенное снижение продуктивности функционирования института наставничества в системе профессиональной подготовки педагогических кадров приводит к затяжному периоду адаптации молодых специалистов, возникновению у них большого числа затруднений в профессиональной деятельности, снижению мотивации к ней, утрате уникального опыта профессиональной деятельности старших поколений. Консалтинг позиционируется автором статьи как педагогическая технология инновационного развития вуза, которая может способствовать возрождению наставничества в высшей школе. В качестве клиента консалтинга предполагается конкретный молодой специалист, испытывающий затруднения в профессиональной практике. Консалтером выступает коллективный совокупный субъект, который формируется под конкретную проблему из числа представителей структурного подразделения «консалтинговая служба вуза», которые прошли специальную подготовку. В процессе реализации консалтинга используются техники консультирования, которые, согласно представленному историческому экскурсу в развитие феномена «наставничество», идентифицировались с ним. В статье через сопоставление задач, решаемых наставничеством и консалтингом, обоснована общность подходов, содержания, форм и методов оказания молодым специалистам поддержки в их профессиональном становлении. Предлагаемые выводы представляют интерес для преподавателей высшей школы, менеджеров высшего образования, специалистов в области консультирования.
Ванхемпинг Э. Г.

Ключевые слова: высшее техническое образование, организация учебного процесса в вузе, учебная документация, гайд учебных дисциплин.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ

В статье рассматриваются особенности организации учебного процесса в системе высшего инженерного образования Финляндии в сопоставлении с практикой его организации в вузах России и Казахстана. В качестве основного источника информации автор использует интервью с заведующим кафедрой электротехники и энергетических технологий технологического факультета классического университета Ваасы, доктором технических наук, профессором Тимо Векаром. На конкретных примерах показана специфика количества и объемов учебно-методической документации, построения содержания инженерного обучения в системе бакалавриат – магистратура − докторантура. Описан опыт организации подготовки по инновационному направлению инженерной науки и практики (возобновляемая энергетика) в финском университете Вааса. Автор подчеркивает, что в ситуации, когда в современной образовательной политике развития высшей школы актуализировались установки на развитие двудипломного образования, согласование учебных планов между техническими вузами разных стран требует глубокого понимания специфики академически более свободного и текстуально не загруженного документооборота учебного процесса в Финляндии. Фактологический материал, приведенный в статье, представляет интерес для исследователей в области компаративистики и организаторов академического обмена.
Васкелайнен В. Я., Винокурова Н. М., Лунина Е. Н., Сухоруков А. С.

Ключевые слова: креативный класс, мотивация творчества, проектировочные игры, сотворчество, коммуникативные площадки, инновационные проекты.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСТВА КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ «КРЕАТИВНОГО КЛАССА» В ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ ИГРАХ «СТРАТЕГИКА»

В статье рассматривается проблема развития мотивации творчества как фактора формирования «креативного класса». Авторы представляют опыт реализации в Петрозаводском государственном университете в 2015− 2017 гг. нового образовательного формата проектировочные игры «Стратегика», ориентированного на работу с командами старшеклассников. Этот формат, выходящий за рамки стандартных форм обучения, задуман и впервые апробирован специалистами некоммерческого фонда поддержки инновационных проектов «Новое измерение» на первом молодежном форуме «Гиперборея» в 2009 г. Сегодня он развивается и реализуется в партнерстве с Петрозаводским государственным университетом, Домом творчества № 2 Петрозаводска, Министерством образования Республики Карелия, Центром развития образования Петрозаводска и региональным ресурсным центром развития дополнительного образования «Ровесник». Данный опыт позволяет обратить внимание на ряд парадоксов проявления у школьников интереса к инновациям в целом и техническому творчеству в частности. В статье рассматриваются условия, при которых проектировочные игры позволяют получить как хорошие продукты (инновационные проекты), так и заметные психологические результаты. Среди них: постановка перед участниками широкого ряда уникальных задач, погружение в среду командного проектирования при поддержке модераторов и экспертов, создание разнообразных содержательных и символических контекстов. Предлагаемая в статье информация представляет интерес для организаторов системы работы по профессиональной ориентации школьников и поддержки одаренной молодежи.
Игнатович Е. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, публикационная активность, копи-паст, плагиат, научная публикация.

ЯВЛЕНИЕ КОПИ-ПАСТ В СФЕРЕ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ О НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье актуализируется проблема оригинальных научных текстов в области непрерывного образования. Вводится понятие «копи-паст» и обосновывается его использование применительно к научным публикациям. Анализируется база из 500 научных статей, посвященных вопросам непрерывного образования и размещенных на портале elibrary.ru, включая 100 статей о неформальном и информальном образовании, опубликованных в период с 2007 по 2017 г. Автор рассматривает явление «публикационной активности» как социально-экономическую предпосылку копи-паста. Автор предлагает классификацию статей, содержащих копи-паст: 1) статьи-компиляции, 2) комбинированные статьи-тезисы, 3) оригинальные статьи с элементами копи-паста, и подробно рассматривает каждую из групп. В тексте приводятся примеры копи-паста в научных статьях, вводится понятие «мигрирующей цитаты», анализируется копи-паст различных элементов статьи, включая списки литературы, зарубежные источники, табличные данные и др. В конце статьи дано краткое описание зарубежного опыта в решении вопросов копи-паста. В выводах автор обращает особое внимание на пути влияния копи-паста на развитие сектора непрерывного образования и способы его преодоления. Сделан вывод о необходимости развития профессионального научного сообщества.
Сериков В. В.

Ключевые слова: педагогическая теория и практика, их коллизии, педагогические тексты и мышление педагога-практика, условия взаимодействия теории и практики образования.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ: ВОЗМОЖЕН ЛИ ДИАЛОГ?

В статье на основе гуманитарной парадигмы и анализа опыта педагогических исследований рассматривается природа педагогического знания и педагогической деятельности, сложные коллизии и парадоксы, возникающие в процессе их взаимодействия. Автор раскрывает причины низкой востребованности педагогической науки практикой образования. Это обусловлено, с одной стороны, низким качеством самих педагогических исследований, с другой − своеобразием мышления практических работников сферы образования, логика которого не совпадает с понятийно-логической структурой научно-педагогических текстов. В статье указываются недостатки педагогических исследований и форм изложения их результатов, которые вызывают негативное отношение к ним учителей и студентов – будущих педагогов. Подчеркивается, что и проблематика, и формы изложения результатов научных исследований зачастую не ориентированы на их использование в практике образования. В этой связи автор предлагает набор ключевых понятий, которые должны быть использованы для обеспечения реализуемости выводов педагогических исследований. В качестве таких понятий автор предлагает использовать следующие: цели педагогической деятельности (процесса) как проектируемого новообразования в воспитанниках, содержания – педагогически переработанного вида культурного опыта, условий (психологического механизма) его усвоения, педагогических технологий – способов актуализации указанных условий, критериев оценки результатов. В статье также дается критический анализ устаревших методологических подходов к пониманию целостности и самодвижения педагогических систем, рассматривается субъектно-деятельностная природа педагогической реальности. В результате делается вывод о том, что интеграция педагогической теории и практики возможна при их «встречном» движении, что предполагает повышение качества научно-педагогической продукции и обеспечение «наукоемкости», ориентированности на науку самой практики образования. Выводы статьи адресованы педагогам-исследователям и практическим работникам, занимающимся инновационной деятельностью. Статья подготовлена в рамках грантового проекта РФФИ №17-06-00669/17-ОГН.

Выпуск 4 (20)

ОТ РЕДАКЦИИ
Куприянов Б. В.

Ключевые слова: детская шалость, трансактный анализ, карнавальная культура, история образования в СССР, пионерский лагерь.

АДРЕНАЛИН ДЕТСКОЙ ШАЛОСТИ

В статье представлена попытка ввести в научный оборот, охарактеризовать и теоретически обосновать явление детской шалости как естественного атрибута жизни ребенка. По мнению автора, правомерность оформления представлений о детской шалости обусловлена также наличием множества описаний этого явления в детской литературе. Основываясь на социально-педагогической концепции А.В.Мудрика, представлениях о смеховой (народно-карнавальной) культуре М.М. Бахтина, теории трансактного анализа Э.Берна, автор определяет специфические черты детской шалости как особого социально-педагогического явления. Анализ отечественных и зарубежных художественных текстов о жизни детей и подростков позволяет зафиксировать различные черты шалости: наличие действия, направленного на то, чтобы обмануть ожидания взрослого; получение материальной выгоды; существование кодекса чести шалуна; публичность осуществления – как вызов; осознание провокации, страх наказания. На основе анализа и интерпретации нарративных интервью, полученных у респондентов 1935-1978 годов рождения, дана этнографическая реконструкция культурных практик советских подростков во время их отдыха в пионерских лагерях. Детские шалости, в данном случае, сопряжены: с желанием получить удовольствие, свободно пообщаться со сверстниками без взрослых; получением ярких эмоций от приключения, противоборством мальчиков с девочками, представителей одной группы детей с представителям другой и пр. Сформулированная в статье проблема является стимулом к дальнейшему социально-педагогическому изучению феномена детской шалости, в том числе, в современных формах его проявления. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00648.
Волков П. Б., Наговицын Р. С.

Ключевые слова: модульное обучение, ключевые компетенции, трудовые функции

ВАРИАНТЫ ДИАГНОСТИКИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены варианты диагностики ключевых компетенций студентов педагогического вуза в рамках модульного обучения для оценки его результатов. Предполагается, что внедрение вариантов диагностики позволит осуществить переход от традиционных средств оценивания по количественным показателям к адаптации современных средств оценивания результатов обучения к качественным показателям. Оценке подлежат уровни формирования ключевых компетенций; прослеживается переход от компетенций к трудовым функциям на основе формирования знаний, умений и действий через соответствие компетенций и трудовых знаний, умений и действий. Варианты диагностики ФГОС ВО направлены на установление соотношения между компетенцией по учебной дисциплине и трудовой функцией профессионального стандарта; планирование и прогнозирование результатов обучения. Апробация вариантов диагностики осуществляется в форме очного и заочного обучения через организацию индивидуальной и коллективной работы с различными возрастными категориями студентов. Структура учебной дисциплины состоит из 3-х модулей. Освоение содержания учебного материал по каждому модулю учебной дисциплины способствует формированию компетенции. Анализ результатов уровня сформированных компетенций у выпускников подтверждает эффективность использования в образовательном процессе педагогического вуза модульного обучения, позволяющего повысить качество знаний и формировать компетенции. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-16-18003.
Колесникова И. А.

Ключевые слова: непрерывное образование, индивидуальный образовательный маршрут, ретроспективная рефлексия.

ОПЫТ РЕТРОСПЕКТИВНОЙ РЕФЛЕКСИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТИ

В статье представлен вариант рассмотрения на автобиографическом материале индивидуального образовательного пути в системе непрерывного образования. Предметом рефлексии стали образовательный опыт автора статьи в период с середины 1950-х гг. до настоящего времени. В качестве метода исследования использована ретроспективная рефлексия. В качестве единиц рассмотрения представлены: а) линия продвижения в системе формального образования, с фиксацией на каждом этапе причин и мотивов выбора дальнейшего маршрута и форм обучения; б) специфика жизненных контекстов, обусловивших содержательно-смысловую доминанту обучения на разных его этапах; в) личностные особенности преподавателей, обусловивших ценностные ориентиры в продвижении по профессионально-педагогическому пути. Среди условий, стимулирующих к продолжению образования в различных его видах, названы: постоянное расширение спектра профессиональных функций и видов деятельности; открытость межвозрастному, междисциплинарному, межпарадигмальному общению. На конкретных примерах показана возможность интеграции результатов любого обучения в контекст профессионально-педагогической деятельности. Предложенная логика рассмотрения индивидуального образовательного пути может найти расширенное применение как в исследовательских целях, так и в рамках самопознания.
Тарасов М. И.

Ключевые слова: риторика, повествование, рассказ и показ, трансформация повествования, распространение повествования, алгоритм обучения повествованию.

РИТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: НА ПРИМЕРЕ АЛГОРИТМОВ ОБУЧЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЮ

В статье в онтологическом и методическом плане рассматривается такой феномен риторики, как повествовательный текст. Обосновывается необходимость изменения дидактической парадигмы в преподавании русского языка, констатируется важная роль риторики в этом процессе. Выделяются три составные части повествования как риторического феномена: 1) нарратив, 2) совокупность правил и моделей трансформации нарратива, 3) совокупность правил и моделей распространения нарратива. Подробно анализируются два режима повествования: рассказ и показ. Приводятся конкретные примеры, иллюстрирующие этапы построения риторического повествования. В качестве иллюстративного материала в статье использованы как оригинальные художественные тексты, так и тексты из пособий по стилистике XIX века. В статье приводится алгоритм обучения повествованию. Выделяются следующие этапы этого процесса: устный и письменный пересказ нарративных текстов, трансформированный пересказ, расширенный пересказ, составление текстов по данной модели. В статье также содержатся размышления автора о месте риторики в современном образовательном процессе.
Орешкин В. Г.

Ключевые слова: художественный текст, лирическое произведение, педагогическая технология, педагогическая мастерская, метод действенного анализа, лингвориторический анализ.

ОСВОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ И ПОДХОДЫ

В статье рассматриваются педагогические подходы к освоению художественного текста, в первую очередь, лирического. Автор ставит своей целью обозначить причины затруднений и негативного отношения к лирической поэзии возникающих у современных учащихся разных возрастов, а также предложить варианты технологических решений этой проблемы в рамках различных уровней и форм образования. Автор фиксирует противоречие между эмоционально-образной основой лирического произведения и способами обучения художественному чтению, принятыми в современной системе обучения, приводя примеры методических материалов и рекомендаций к дисциплинам «Литература», «Выразительное чтение» («Художественное слово»), «Риторика». В качестве вариантов педагогической работы по привитию умений и навыков понимания смысла лирического текста и его художественного прочтения рассматриваются опыт и потенциал образовательной технологии «педагогическая мастерская», а также методы действенного и лингвориторического анализа. На материале поэтического сборника Е. Раевского раскрыты перспективы риторического анализа в ходе знакомстве читателя с риторическим идеалом и логосферой конкретного автора. Статья представляет интерес для преподавателей словесности, методистов, работников сферы дополнительного образования.
Оксина И. Ю.

Ключевые слова: компетенция, профессиограмма, социально-личностные компетенции, выпускник техникума.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМА

В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-личностных компетенций выпускников, проведённого в 2017 году на базе Петрозаводского техникума городского хозяйства. В исследовании приняли участие 60 выпускников отделения «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В основу изучения положен компетентностный подход, предполагающий построение учебного процесса с ориентацией на конечные результаты образования: в учебную программу или курс закладываются параметры того, что студент будет знать и уметь «на выходе». Учитывались требования профессиограммы специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и выделенные Е.М. Сартаковой со¬ци¬аль¬но-личностные компетенции выпускников: персональная, коммуникативная, информационная. Были изучены: коммуникативные способности выпускников, их уровень доверия к себе и к другим людям, целеустремлённость, умение планировать, стрессоустойчивость, склонность к риску и др. В ходе исследования использовались: тест «коммуникативных умений» Л. Михельсона (Ю. З. Гильбух); методика Дж. Роттера «Шкала межличностного (социального) доверия»; методика «Оценка доверия к себе» (Т.П. Скрипкина); тест оценки жизненной и временной перспективы личности. На основе полученных результатов в статье даётся анализ гендерных различий в развитии социально-личностных компетенций выпускников техникума, объясняющих выбор ими определённых позиций в строительной сфере.
Кузьмина Д. Ю.

Ключевые слова: квиз, интеркультурное мировидение, интеркультурная компетенция, обучение английскому языку.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВИЗА КАК СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРКУЛЬТУРНОГО МИРОВИДЕНИЯ

Целью статьи является выявление особенностей использования квиза в контексте формирования интеркультурного мировидения студентов. Автор статьи делится опытом применения квиза в качестве интерактивной формы работы на уроках английского языка в ходе эксперимента среди бакалавров педагогического профиля 1 и 2 курсов в 2015-2017 гг. В качестве примера рассматриваются квизы, направленные на формирование интеркультурной компетенции бакалавров младших курсов педагогического профиля и ориентированные на темы “Character and Appearance”, “Education in Great Britain”, “London. Attractions”. На современном этапе оценивание интеркультурных способностей может проходить с использованием: ориентационных тестов; тестов, нацеленных на усвоение культуры; тестов, выявляющих культурную компетентность. Автор показывает, как квиз, алгоритм работы с которым включает 3 этапа, может быть использован при оценивании знаний студентов в области иноязычной культуры. В статье рассматриваются различные виды квизов, представленные в форме выборочных тестов, которые могут быть альтернативными, тестами множественного выбора и тестами со свободно конструированным ответом. На основе итогов экспериментального обучения выделены положительные моменты использования и применения квиза, выявлена положительная динамика внедрения квизов, которая показала совершенствование фоновых знаний студентов и способствовала формированию интеркультурной компетенции. Положения, высказанные в статье, могут быть интересны учителям, преподавателям и студентам высших педагогических заведений.
Журинская Е. Е.

Ключевые слова: региональная система непрерывного образования, управление рисками, проявления рисков, меры преодоления рисков, кадровая политика.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ: НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРГСКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

В статье рассматриваются риски, которые возникают в процессе становления и развития филиала регионального университета в педагогическом, и в кадровом аспекте. Проблема преодоления рисков в развитии региональной системы непрерывного образования анализируется на основе опыта управлением Выборгским институтом (филиалом) государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», реализующим программы среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования в социально-гуманитарной сфере. Автор описывает группы рисков, среди которых: перенасыщение территории учреждениями, предлагающими аналогичные образовательные услуги, несогласованность программ, необоснованное финансирование, снижение качества подготовки абитуриентов, невозможность трудоустройства и пр. В статье предложены меры по преодолению каждого из рисков. Рассмотрены тенденции, способствующие успешной реализации кадровой политики, а также сценарии собственного и регионального развития филиала Университета, находящегося на приграничной территории. Материалы статьи могут быть использованы руководителями регионального образования.
Аверьянова М. Н., Кирт Н. Л.

Ключевые слова: инновационные образовательные структуры, непрерывное образование, преемственность образования, предуниверситарий, профилизация обучения, сетевое взаимодействие.

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В ВУЗАХ

В статье рассматривается проблема преемственности школьного и вузовского образования, создания новой образовательной среды «Школа – Университет» в России. Данный обзор подготовлен в рамках проекта разработки модели и концепции инновационного образовательного комплекса «Университетская школа будущего 5.0» в Петрозаводском государственном университете. Целью работы является выявление форм, условий, особенностей и проблем реализации работы вуза со школьниками, направленной на подготовку учащихся к продолжению обучения на новом образовательном уровне. На основе анализа истории и современного состояния взаимодействия университетов со школами выделяются основные модели создания инновационных образовательных структур в вузах: подготовительные курсы, олимпиады, летние школы и интернет-школы, полноценные школы при вузах или предуниверситарии, профильные классы в базовых школах. Авторами представлены специфические характеристики, достоинства и недостатки каждой из моделей. Особое внимание в статье уделяется анализу процесса реализации проектов создания университетских школ. Обобщение имеющегося в России опыта позволяет определить общие черты и подходы в области профилизации обучения в условиях непрерывного образования в интегративной системе «школа-вуз».
Башманова Е. Л.

Ключевые слова: технологические инновации, прекариат, региональная образовательная политика, семья, выбор профессии, профессиональное самоопределение.

РОЛЬ СЕМЬИ В СМЯГЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Цель статьи - привлечь внимание к социально-педагогическим последствиям распространения технологических инноваций, ведущего к резким изменениям структуры занятости и лишению значительного числа людей постоянной работы. Используя метафору «снежного кома» У. Баффета и понятие «трагедия статусной фрустрации» Г. Стэндинга, автор подчёркивает особую уязвимость молодёжи из российских регионов в плане перспективы пополнить ряды прекариата, нового класса, не имеющего постоянной работы и дохода; высказывает сожаление о том, что предложения по развитию образования формулируются в обход родительского мнения. В статье показано, что в ситуации выбора профессии семья способна выполнить функцию фасилитатора, однако зачастую не обладает необходимыми для этого интеллектуальными, материальными, финансовыми ресурсами. Об этом свидетельствуют данные опроса старшеклассников и их родителей «Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы и перспективы», проведённого в разных районах города Курска с целью определения потенциала семьи в оказании поддержки детям. Как показали результаты исследования, родители включены в процесс жизненного и профессионального самоопределения школьников, стремятся им помочь, однако осознают ограниченность своих ресурсов. Возникает необходимость в разработке: модели родительской компетентности в оказании поддержки детям в условиях технологических инноваций; системы просвещения родителей и обучения умениям адаптироваться к новым социальным отношениям; методик изучения информированности родителей о происходящих изменениях, диагностики готовности оказывать поддержку детям, мониторинга ресурсной обеспеченности семьи с целью оказания ей всесторонней помощи.
Игнатович Е. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, лингво-педагогический анализ, историко-семантический анализ, перманентное образование, рекуррентное образование, продленное образование, учение на протяжении жизни.

ИСТОРИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНГЛИЙСКОГО КОНЦЕПТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты междисциплинарного исследования английского концепта непрерывного образования, выполненного на основе анализа терминологического ряда: lifelong education/ learning, permanent education, recurrent education, continuing education, extended learning/education. Автор предлагает различать три репрезентации непрерывного образования 1) идеи, представления, концепции, теорию; 2) региональную, институциональную, государственную политику в этой области; 3) реальную практику. Базу исследования составили научные тексты в области непрерывного образования на английском и русском языках; документы ЮНЕСКО, Организации экономического сотрудничества и развития; цифровая база Google Books на английском и русском языках за 1800 - 2008 годы. Методы исследования: анализ документов, контекстный, исторический, семантический анализ, анализ статистических данных. На основе историко-семантического анализа сделан вывод о том, что англоязычная концептосфера непрерывного образования неоднородна и начала формироваться ещё в XIX веке. На сегодняшний день существуют различия в интерпретации и использовании основных понятий lifelong learning, lifelong education, continuing education, в Северной Америке и той части Европы, где английский не является родным и используется как язык международного общения. В России концепт Lifelong learning адаптирован лишь частично, отсутствует аналог системы, которая получила за рубежом название Continuing Education. Жизнь рассматривается автором как доминанта концепта непрерывного образования. Выделены и кратко описаны экономический, социальный, культурный, цивилизационный, экологический, педагогический, институционный, индивидуальный контексты развития идей непрерывного образования.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам