Аннотированный перечень статей, 2017 год все выпуски

Выпуск 1 (17)

От редакции
Данилюк А. Я.

Ключевые слова: Всемирная образовательная сеть (GENet), национальная образовательная сеть, компоненты содержания образования, смысл как педагогическая категория, технологии смыслообразования, развивающее обучение, педагогические возможности Интернета

Создание всемирной образовательной сети

В статье представлена часть фундаментальной авторской концепции разработки содержания общего (среднего) образования. Установлена новая структура содержания образования: смыслы - знания – умения – опыт деятельности. Смысл раскрыт как педагогическая категория. Определены общий метод смыслообразования и возможности его дидактической реализации. Основной формой обучения на смысловой основе является Всемирная образовательная сеть, объединяющая национальные образовательные сети, - инновационная дидактическая система нового поколения, в полной мере реализующая огромный потенциал современных информационных технологий и педагогически организуемая в пространстве Интернета. Последовательно раскрыты алгоритм создания Всемирной образовательной сети и новые уровни организации содержания обучения: перевод содержания программ предметного обучения в цифру, установление и развитие межпредметных связей, создание интегрированных курсов, моделирующих реальные объекты и события, организация интегративных гуманитарных образовательных пространств, воссоздающих культуры в целостности их исторического развития. Определен механизм интеграции национальных образовательных сетей во Всемирную образовательную сеть. Он открывает возможность дополнительного существенного приращения содержания образования на смысловой основе.
Колесникова И. А.

Ключевые слова: воспитание, профессиональный стандарт, учитель-воспитатель, воспитательные компетенции

Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания)

Поводом для написания статьи стало появление в России профессионального стандарта, регламентирующего деятельность специалиста в области воспитания. Автор, основываясь на полувековом опыте теоретической и практической работы в сфере воспитания (1967-2017) излагает своё понимание смысла и миссии современного воспитания, а также логики подготовки компетентного учителя-воспитателя. На фоне кризиса воспитательного потенциала общества воспитание трактуется как работа по сохранению и развитию человеческого качества в его философском понимании. В статье раскрывается специфика социально-психологического контекста, определяющего профессиональную позицию учителя как воспитателя, приводится перечень методологически значимых компонентов содержания вузовской подготовки, рассматривается логика её организации. Особое внимание уделяется необходимости формирования на всех этапах непрерывного профессионального образования педагога методологических и праксеологических основ воспитательной деятельности. Предлагаемый авторский подход к подготовке воспитателя прошёл длительную успешную апробацию на различных уровнях непрерывного образования (школа, вуз, педагогический колледж, учреждение повышения квалификации), и может быть использован при проектировании программ с учётом требований нового стандарта.
Дидук И. А.

Ключевые слова: педагогическая профессия, педагогическая династия; интегральные характеристики; компетентностная парадигма, профессиональный стандарт

Изучение педагогических династий как источника сохранения традиций служения профессии в условиях прагматизации сферы образования

Цель статьи – привлечь внимание к изучению педагогических династий как одного из источников сохранения отечественных традиций служения своей профессии. В ситуации понимания современного образования как сферы услуг предпочтения отдаются профессионально значимым качествам педагога в ущерб личностным. Автор дает краткую характеристику профессионального стандарта педагога с позиций компетентностной пара-дигмы современного образования, перечисляя проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в повседневной образовательной практике и которые требуют от них не только профессионализма, но и проявления активной гражданской позиции, инициативы, персональной ответственности. Противоречие между требованиями, предъявляемыми государством к профессиональной деятельности учителя, и предпочтениями учеников, в которых выделяется личностный (аксиологический) компонент, актуализирует проблему педагогических династий. Педагогическая династия, являясь малоизученным явлением российского образования, выступает носителем уникального опыта верности и идеи служения профессии учителя. На основе первичного анализа архивных материалов, массива эмпирических данных о педагогических династиях Смоленской области автором выделены и представлены интегральные характеристики педагогической династии как особого явления, изучение которого позволит переосмыслить сущность профессиональной деятельности современного педагога.
Гришина Ю. В.

Ключевые слова: непрерывное образование, довузовское образование, образовательное пространство, университет

Специфика довузовского компонента непрерывного образования: опыт определения и реализации

Функциональная неопределенность довузовского образования, связанная с отсутствием единого понимания сути, целей и задач рассматриваемого компонента многоуровневого непрерывного образования, обусловливает противоречия в обеспечении преемственности между общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Цель статьи составляют выявление сущностно-содержательных характеристик довузовского образования и поиск адекватного определения данного образовательного явления. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной, методической литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация, моделирование) и эмпирических (изучение и обобщение нормативно-правовых документов, передового педагогического опыта, метод экспертных оценок) методов. В результате бенчмаркинга выявлено, что в настоящее время перед довузовским образованием выдвигаются новые задачи, обусловленные необходимостью сквозной вертикальной интеграции, обеспечивающей последовательность, преемственность образования, и горизонтальной интеграции, гарантирующей альтернативность, гибкость подготовки. На основе анализа различных контекстов целеполагания, исходной концептуальной позиции, направлений и механизмов проектирования довузовского образовательного пространства, автором представлена попытка зафиксировать своеобразие, способы существования, место и роль данного педагогического явления среди прочих, выделить то общее и особенное, что характеризует довузовское образование и позволяет определить его в существующей системе непрерывного образования. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения феномена довузовского образования в методологическом, содержательном, процессном и организационном планах, а представленный практический опыт реализации интегративной модели довузовского образования «Университетский лицей» может быть использован при проектировании образовательного пространства, обеспечивающего непрерывность и преемственность образования, в других образовательных организациях.
Георгиади А. А., Георгиади А. К.

Ключевые слова: веб-ресурс, образовательные платформы, облачные технологии, контент, преподаватель, обучение, студенты.

Проблема выбора образовательного веб-ресурса в современном вузе

В статье проведен анализ проблемы выбора образовательного веб-ресурса с позиций преподавателя вуза. Авторы подчеркивают необходимость учета в организации учебно-воспитательной деятельности характеристик веб-ресурса как информационной системы, обеспечивающей доступ к контенту при помощи определенного набора технических средств и технологий. В статье рассмотрены возможности и ограничения популярных платформ дистанционного и смешанного обучения; дана оценка эффективности их использования с позиций преподавателя высшей школы; очерчен круг вопросов, влияющих на критерии выбора электронного образовательного ресурса на уровне организации и лично преподавателем. Облачные технологии рассматриваются как альтернативный вид веб-ресурсов, обладающий большим потенциалом для сферы образования, использование которого сопряжено с рисками, обусловленными отсутствием необходимой международной правовой базы. В качестве перспективного направления предлагается комбинированное применение веб-ресурсов с учетом целей образовательной программы, а также специфики содержания, контрольных мероприятий и форм организации обучения конкретной аудитории студентов. Статья носит дискуссионный характер, предлагаемые выводы могут быть интересны педагогам-исследователям, работающим в поле проблем информатизации образования, педагогам-практикам, интегрирующим в своей деятельности традиционные и новые методы обучения, а также специалистам, осуществляющим организацию и контроль внедрения информационных технологий на уровне образовательного учреждения.
Волосникова Т. В., Эмануэль Ю. В., Эмануэль Т. С.

Ключевые слова: индивидуализация, повышение квалификации, здоровьесберегающая деятельность, маршруты обучения.

Реализация внутрифирменного повышения квалификации педагогов по тематике здоровьесберегающей деятельности в контексте непрерывного образования

В статье представлена методика организации внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательной организации на примере здоровьесберегающей деятельности. Исследование, нацеленное на разработку и экспериментальное обоснование теоретических и методических средств индивидулизации повышения квалификации педагогов, было проведено на базе ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали 160 педагогов из детских садов и школ Петербурга. В процессе эксперимента фиксировались оценки знаний слушателей по разделам и ключевым темам образовательной программы, динамка деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию культуры здоровья в тех образовательных учреждений, чьи сотрудники повышали квалификацию. Обосновано применение: модели индивидуализации подготовки педагогов, индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов, дифференцированно-тематической структурой взаимосвязи учебных модулей программы. Результаты могут быть использованы в системе повышения квалификации независимо от тематического направления.
Руэсс А., Хильдебрандт Э.

Ключевые слова: совместное преподавание, обучение в команде, практика, профессионализация, кооперация, рефлексия, со-конструирование

Профессионализация через рефлексию и со-конструирование в совместном преподавании: значение тандемной практики

В статье на основе международных исследований и качественного исследования, проведенного авторами, рассматривается потенциал тандемной практики как ресурса профессионализации подготовки будущих учителей. Целью является представление ре-зультатов экспериментальной работы по организации совместного преподавания на основе концепции профессиональной практики, разработанной в Институте начального обучения Педагогического университета северо-запада Швейцарии. Особое внимание уделяется кол-лективной рефлексии и со-конструированию как источнику профессионализации при работе в команде. Показаны преимущества и недостатки совместного преподавания. В реальной практике со-конструирование находит свое отражение в детальном планировании действий на занятии в отношении целей, содержания, методов, материалов, механизмов. В качестве предмета рефлексии доминируют обучение или поведение учащихся. При этом почти отсутствует рефлексия процесса совместного преподавания, саморефлексия. Рефлексия как студентами, так и опытными преподавателями осуществляется преимущественно на описательном уровне, а не на сравнительном или критическом. Авторы подчеркивают, что профессионализация студентов в тандемной практике требует, чтобы преподаватели в школах и университетах были компетентны в групповой рефлексии и со-конструировании.
Гаркавенко З. А.

Ключевые слова: открытые семейные студии, педагогические технологии, работа с родителями, «равный − равному», неформальное образование, толерантность.

Открытые семейные студии: потенциал, опыт, барьеры

В статье рассматривается опыт реализации педагогической технологии работы с родителями, основанной на принципе «равный − равному», получивший авторское название «открытые семейные студии» . Стратегической задачей, которую ставят перед собой авторы, является создание «моды на толерантность» во взаимоотношениях между учителями и родителями, родителями и детьми, членами социума. Результатом реализации этой задачи может стать формирование в обществе качественно новых подходов к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Потребность в таких решениях обусловлена современными условиями жизни в глобальном мире: скорость, интенсивность и неопределенность. Разнообразие и толерантность как принципы организации и взаимодействия в социуме предлагается формировать в его первичной единице – семье при участии образовательных учреждений. В этот процесс предполагается вовлекать не только родителей, но и других участников семьи, связанных кровными узами, для максимального расширения поля применения вышеуказанных принципов.
Валицкая А. П.

Ключевые слова: модернизация, вызовы времени, российское образование, парадигма, профессионализм учителя, мировоззрение, педагогическое образование.

Парадигмальные изменения и ошибки модернизации российского образования

В статье, носящей дискуссионный характер, анализируется общая направленность процесса модернизации российского образования с середины 1990-х гг. Автор выделяет три парадигмальных ошибки, обусловливающих проблемы в ходе модернизации. Это определение образования как сферы обслуживания; приоритет количественных методов оценки качества образованности; отказ от признания специфики профессионального педагогического образования, ведущий к его разрушению. В статье критикуется позитивистская модель образования, ориентированная на стандартный минимум знаний, внедрение которой постепенно ведет к нарушению в высшей и средней школе России принципов всеобщности, фундаментальности, государственного заказа и вступает в противоречие с социогуманитарной природой образовательной системы. Особое внимание обращено на изменение роли учителя, которому приходится работать в агрессивной, постоянно изменяющейся социальной среде. Это требует особой системы профессионально-педагогической подготовки: соответствующего отбора «на входе» в профессию; специальной образовательной программы, включающей базовый мировоззренческий и фундаментально-предметный циклы, а также практическую часть углубленной психолого-методической программы. По мнению автора, педагогическое образование, соответствующее вызовам времени, становится ключевой проблемой для российского государства и общества.
Ефлова З. Б.

Ключевые слова: малокомплектная образовательная организация (школа), малочисленность образовательной организации, формальные и неформальные признаки образования, педагогические и организационно-педагогические особенности образования.

Об актуальности определения понятия «малокомплектная школа»

В статье аргументируется необходимость научного обоснования понятия «малокомплектная школа» как особо актуального для российской педагогической теории и образовательной практики, как обеспечивающего непрерывность и устойчивость современной отечественной системы образования, особенно реализуемого в условиях сельской местности. Отсутствие определения данного термина и таких понятий, как «малочисленность», «класс-комплект» и других, их легализации на научном и нормативно-правовом уровнях приводит к разрывам системы образования, к таким последствиям, как филиализация и повсеместное закрытие малочисленных образовательных организаций, в итоге – к нарушению прав сельского ребенка на непрерывное доступное качественное образование. Выделяются формальные и неформальные (сущностные) признаки малокомплектных образовательных организаций. Признавая малочисленность состава обучающихся как основной признак-обстоятельство, приводящее к малокомплектности, автор настаивает, что ее важнейшими показателями являются педагогические и организационно-педагогические характеристики. Сущностными признаками малокомплектной образовательной организации являются: иная организация образовательного процесса, применение особых образовательных технологий, специфическая организация педагогической деятельности, направленной на выполнение дополнительных функций, прежде всего компенсаторных

Выпуск 2 (18)

От редакции
Бермус А. Г.

Ключевые слова: -

Памяти академика Евгении Васильевны Бондаревской

31 мая 2017 г. в Актовом зале бывшего Ростовского государственного педагогического института на Большой Садовой 33 (ныне – одно из зданий Южного федерального университета) состоялась церемония прощания с Евгенией Васильевной Бондаревской, доктором педагогических наук, профессором, академиком Российской академии образования, почетным профессором Ростовского и Волгоградского государственных педагогических университетов, иностранным членом Академии педагогических наук Украины. За свою долгую жизнь в науке Е. В. Бондаревская написала, приняла участие в написании и редактировании более 300 научных трудов, среди которых монографии: «Введение в педагогическую культуру» (1995), «Образование в поисках человеческих смыслов» (1995), «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (в соавторстве с С. В. Кульневичем) (1999), «Теория и практика личностно-ориентированного образования» (2000), «Стратегии воспитания в современном университете» (2007), «Концепция и стратегии воспитания студентов в пространстве педагогического института ЮФУ» (2007), «Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета» (2013). Ее работы опубликованы в Болгарии, Великобритании, Казахстане, Китае, Приднестровье, Украине. Впечатляющи масштабы созданной Е. В. Бондаревской научно-педагогической школы: ею подготовлено более 200 кандидатов и более 40 докторов педагогических наук. За заслуги перед педагогической наукой Е. В. Бондаревская награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью К. Д. Ушинского, почетным званием «заслуженный учитель РФ», в 2003 г. стала лауреатом Премии Правительства РФ в области образования.
Поляков С. Д.

Ключевые слова: социокультурные вызовы, образование, школа, сценарии ответа на вызовы.

Социокультурные вызовы современной школе: опыт феноменологического анализа

В статье описываются и анализируются социальные и культурные вызовы как явления, создающие устойчивые напряжения в сфере образования в целом и в школе в частности. Выделяются вызовы, которые в настоящем времени проявлены в значительной степени и определенности, а также вызовы, имеющие тенденцию к нарастанию, которые станут актуальными для российского образования в ближайшем будущем. Опираясь на подходы к описанию социокультурных вызовов на макроуровне, предлагаемые А. В. Мудриком, автор характеризует последствия действия этих вызовов для развития школ как социальных организаций. Обсуждаются гипотезы о психологических последствиях социокультурных вызовов для современных школьников. Выделяются следующие сценарии ответов школ на социокультурные вызовы настоящего и обозримого будущего: «Арьергардный», «Синергийный», «Авангардный», «Контркультурный», «Стихизации». Описываются факторы, способствующие осуществлению того или иного сценария для школы и для образования в целом. Подчеркивается, что без анализа современных вызовов школьному образованию невозможно построение результативной государственной образовательной политики и развития школы как образовательной и воспитательной организаций.
Бабакова Т. А.

Ключевые слова: общеучебные умения, познавательная компетентность, адаптация студентов к учебной деятельности, самостоятельная работа, высшее образование.

Общеучебные умения обучающихся как фактор адаптации к учебной деятельности в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению общеучебных умений обучающихся высшей школы. Качество общеучебных умений рассматривается как существенное условие для успешной адаптации их к учебной деятельности в высшей школе и становления познавательной компетентности, необходимой для осуществления формального, неформального, информального образования. Проанализированы данные, полученные на основе изучения самооценки общеучебных умений обучающимися 1-го курса в сравнении с обучающимися 2-го и 3-го курсов, а также магистрантами и аспирантами. В качестве приоритетных методов исследования использованы анкетирование и сравнительный анализ. В статье представлены результаты пилотажного исследования, в ходе которого были выделены группы общеучебных умений (работы с текстами, с графической информацией, поиска информации; создания текстов научного стиля; коммуникативные умения, умения самооорганизации). Автором выдвинуто предположение о необходимости систематического изучения и мониторинга общеучебных умений обучающихся для организации учебного процесса в высшей школе и такой его составляющей, как самостоятельная работа. Сделаны предложения по продолжению исследования и по модернизации организации самостоятельной работы обучающихся в университете.
Лебедева С. С.

Ключевые слова: социальный работник, система непрерывного образования, дополнительное образование, получатели социальных услуг, социальная сфера

Проблемы подготовки социальных работников в системе непрерывного: образования

В статье ставится вопрос о профессиональной подготовке социальных работников с опорой на принцип непрерывности. На основе личного опыта автора, работающего в течение многих лет в системе подготовки кадров для социальной сферы, рассматриваются проблемы подготовки социальных работников как в системе базового вузовского формата, так и в системе дополнительного образования. Базой для анализа и обобщения стали тексты выпускных квалификационных работ студентов Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы; материалы выступлений социальных ра-ботников и руководителей социальных служб на научно-практических конференциях; опыт работы в попечительских советах социальных служб и методических объединений. Значи-мость продолжения базового образования социальных работников повышается по мере более четкой институциализации социальной сферы, дифференциации запросов получателей социальных услуг, увеличения заинтересованности социальных работников не только в профессиональном совершенствовании, но и в личностном росте, в самореализации в сфере социальной помощи населению. Автор делает вывод о необходимости разработки концепции связи базового и дополнительного профессионального образования социальных работников, призванной обеспечить ориентацию в постоянно изменяющейся ситуации и способность гибко реагировать на многообразие и вариативность профессиональных задач
Роботова А. С.

Ключевые слова: магистратура, магистерское образование, гуманитарность, Болонский процесс, самостоятельная работа, самообразование преподавателя.

Проблемы и трудности обучения магистров: взгляд профессора педагогического университета

Современная магистратура – значимый элемент непрерывного образования, однако феноменология данного уровня образования раскрыта недостаточно полно. Цель статьи на основе описания конкретики функционирования магистратуры педагогической и гуманитарной направленности выделить проблемы обучения магистрантов, требующие особого внимания. Базой для анализа является опыт преподавания автора в магистратуре Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в период с 1993 по 2017 г. в рамках лекционных и практических занятий по курсам «Методология и методика педагогического исследования», «Педагогика и психология высшей школы»; спецкурса по проблеме художественно-образного познания педагогической действительности, авторского курса, посвященного духовно-нравственному воспитанию старшеклассников средствами гуманитарных предметов, руководства выпускными магистерскими работами. Среди особенностей современной магистратуры выделены: разновозрастной состав аудитории с преобладанием взрослых, взаимодействие с которыми требует гибкости, вариативности, деликатности, понимания многообразных мотивов продолжения образования; увеличение доли самостоятельной работы; использование форм дистанционного обучения, требующее иной работы с текстами. Автор подчеркивает, что постоянно изменяющиеся условия работы с магистрантами требуют от преподавателя непрерывного самообразования. Предлагаемые факты и наблюдения представляют интерес для преподавателей магистратуры и исследователей непрерывного образования.
Кузьменков А. А., Федорова А. В.

Ключевые слова: дополнительные программы образования, компетенции и профессиональные навыки, стоимостной инжиниринг и ценообразование в строительстве, эффективность образования, инновационные методы обучения.

Опыт и перспективы реализации дополнительной образовательной программы «Стоимостной инжиниринг и ценообразование в строительстве»

В статье приводятся результаты исследования, связанного с определением эффективности программы дополнительного обучения на примере реализации одной из программ для обучающихся по направлению подготовки «Строительство» в Петрозаводском государственном университете. Целью явился анализ использованных методов организации учебной деятельности при освоении дополнительной программы «Программный сметно-аналитический комплекс А0: основы разработки сметной и производственной документа-ции» и непосредственная оценка ее эффективности. В ходе исследования на основании про-фессионального стандарта 16.033 «Специалист в области планово-экономического обеспече-ния строительного производства» авторами был выделен круг необходимых профессиональ-ных компетенций. Результат их освоения и эффективность программы определялись с по-мощью балльно-рейтинговой системы оценивания знаний слушателей. При проведении ис-следования проанализированы данные, полученные при анкетировании слушателей по окончании дополнительной образовательной программы. Это позволило не только оценить результат реализации программы дополнительного обучения, но и определить степень удовлетворения конкретных образовательных потребностей студентов-строителей, тем самым определив дальнейшие перспективы развития процесса их подготовки. Приведенные в статье данные и выводы представляют как педагогический, так и методический интерес для преподавателей вуза.
Горчакова-Сибирская М. П.

Ключевые слова: образование, экономика, качество жизни, человеческий капитал, расходы на образование.

Национальная система образования в контексте развития экономики и качества жизни

В статье актуализируется проблема взаимосвязи высокого уровня образования в России (53,5 % граждан имеют высшее образование) с развитием экономики и качеством жизни в стране. Оперируя статистическими данными, автор сопоставляет количество населения с высшим образованием и расходы на образование в десяти «самых образованных» странах мира, показывает влияние этих расходов на ВВП на душу населения и ВВП по паритету покупательной способности. Приведенный анализ роли образования как фундамента человеческого капитала подтверждает роль безусловного влияния инвестиций в образова-ние на состояние экономики и качество жизни, определяемое индексом человеческого развития (ИЧР). Автор подчеркивает, что, несмотря на первое место в мире по доле населения со средним профессиональным и высшим образованием и наличие 94 % населения с образованием не ниже полного среднего, Россия имеет только 49-е место по ИЧР и последнее место по ВВП на душу населения (из 10 самых образованных стран мира). Отмечается, что при снижении бюджетных расходов на образование в России в 2016 г., предусматриваются значительные финансовые средства на реализацию государственных программ развития образования, что дает возможность резко повысить его качество, подтверждаемого темпами развития экономики и уровнем жизни. Сведения, приводимые в статье, могут быть использованы при разработке спецкурсов педагогической направленности и в рамках исследований по сравнительной педагогике и экономике образования.
Соколова Е. И.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, европейские страны.

Страны - европейские лидеры в области непрерывного образования

В течение почти двух десятилетий Европейский союз претворяет в жизнь стратегию непрерывного образования, начало которой было положено подписанием Меморандума о непрерывном образовании в 2002 г. В статье анализируются результаты, достигнутые за это время лидерами в области образования длиною в жизнь. Это, в первую очередь, Дания, затем следует Финляндия, на третьем месте − Франция, четвертое место занимает Швеция, и, наконец, Нидерланды замыкают пятерку лидеров. Базой для анализа стали документы Европейской комиссии, взятые из открытых источников Интернета, таких как «Евро-пейский показатель непрерывного образования», аналитических докладов под названием «Панорама»; исследований под названием «Сопровождение развития политики непрерывного образования», сайта «Евростат», где ежегодно размещается статистическая информация, доклада «Анализ внедрения стратегий европейской кооперации в образовании и повышении квалификации − данные по странам». В статье показана специфика организации непрерывного образования в европейских странах, являющихся в настоящее время лидерами в этой области, и проблемы, встающие перед ними на пути реализации стратегии обучения для всех категорий населения. Сведения и выводы, предлагаемые автором, представляют интерес для исследователей и менеджеров непрерывного образования, в также специалистов в области сравнительной педагогики.
Ванхемпинг Э. Г.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные компетентности, академическая мобильность.

Предпринимательский подход к решению социальных проблем в Казахстане и Финляндии

Социально-политические знания и социальные компетентности, в том числе в области социального предпринимательства, становятся важнейшим индикатором стратегического профессионализма государственного служащего. В статье изложены основные идеи прикладного проекта построения экспертной платформы для ресурсного центра развития социального предпринимательства в Республике Казахстан, совместно выработанные казахстанскими, российскими и финскими аналитиками. Одной из задач проекта стало создание диалоговой международной площадки на базе финского региона Сейнайоки с целью построения модели социального предпринимательства, максимально эффективной в конкретной стране применения. В статье показано, что феномен социального предпринимательства обладает ресурсом инновационной значимости в плане повышения эффективности новой социальной политики в странах постсоветского пространства. В ситуации неоднозначной теоретической трактовки рассматриваемого феномена в качестве важной задачи при выборе национальной стратегии развития социального предпринимательства отмечается профилактика протестных настроений населения. На основе сравнительного анализа выделены особенности понимания и развития социального предпринимательства в Казахстане, Киргизии России, Финляндии. Автором подчеркивается необходимость комплексной оценки избираемой траектории в построении моделей социального предпринимательства с национальным содержанием и соответственно форм профессионального обучения в системе академической мобильности. Одной из таких форм являются практико-ориентированные стажировки − «погружения в скандинавскую модель социального благополучия», реализуемые на базе Скандинавского института академической мобильности. Статья представляет интерес для специалистов в сфере стратегического проектирования подготовки специалистов в области социального предпринимательства.
Титова Е. В.

Ключевые слова: детское движение, детское общественное движение, детская организация, детские общественные объединения, пионерская организация, Российское движение школьников, периоды развития детского движения.

НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: к 95-летию основания пионерской организации

Детское общественное движение в России вступает в новый период своего развития, связанный с учреждением общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В этой связи актуально обращение автора статьи к рассмотрению процессов и тенденций становления нового субъекта в детском движении на фоне анализа достижений, проблем и ошибок прошлых периодов его развития, прежде всего пионерского и постпионерского. Базой для обобщений и выводов стал многолетний опыт работы автора статьи в области практики и теории детского движения в СССР и Российской Федерации. Автор обращает внимание на позитивный опыт воспитания детей, накопленный за почти столетнюю историю существования пионерской организации, и на негативные последствия ее целенаправленного разрушения. Вместе с тем названы ошибки в организации деятельности пионерской организации, знание о которых может стать поучительным на новом этапе развития детского движения в современной России. В контексте исторических уроков пионерской организации рассмотрены смысловые и организационные проблемы и противоречия, которые уже проявились на первом этапе становления нового «Российского движения школьников». Материалы статьи носят дискуссионный характер и будут интересны для исследователей и руководителей детского движения.
Колесникова И. А.

Ключевые слова: академическое письмо, имитация, образовательная услуга, гострайтер, академический гострайтинг.

«Академический гострайтинг»: рынок имитации научно-образовательной активности

В статье анализируется явление, получившее в международной практике название «академический гострайтинг». На рубеже двадцатого и двадцать первого веков на рынке услуг активизируется массовый спрос на готовый образовательный и научный продукт в виде контрольных, курсовых, дипломной работ, магистерской, кандидатской, докторской диссертаций, научных статей и монографий. Купля и продажа учебных и научных текстов, выполненных на заказ теневыми авторами, рассматриваются в статье как феномен имитации научно-образовательной активности. Базой для анализа послужила информация, открыто представленная на русско-, англо-, франко-немецкоязычных сайтах учреждений и лиц, предлагающих услуги академического гострайтинга. Выявлены общие смысловые единицы и интенции на стороне заказчиков и исполнителей академических текстов, а также специфические черты и тенденции развития рынка данного вида услуг. Показана технология организации академического гострайтинга и социально-педагогические последствия имитации научно-образовательной активности; намечены некоторые возможные пути профессионального противостояния описанному явлению. Факты и основные положения, изложенные в статье, представляют интерес для широкой педагогической общественности, менеджеров образования, преподавателей школ и вузов, организаторов аттестации педагогических кадров.




Найти статью

Поиск по автору
Поиск по названию
Поиск по ключевым словам