*, *. *. ПАМЯТИ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ МАРАЛОВОЙ // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 3 (19). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3604


Выпуск № 3 (19)

"In memoriam..."

pdf-версия статьи

ПАМЯТИ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ МАРАЛОВОЙ

* * *
*
(*)
*
Ключевые слова:
*
Аннотация: *
Размещена в сети: 22.09.2017.

IN MEMORIAM OF EKATERINA ALEXANDROVNA MARALOVA

* *
*
Keywords:
*
Abstract: *
Published online on: 22.09.2017.


ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА МАРАЛОВА

18.12.1950 – 19.06.2017

  

19 июня 2017 г. на 67-м году жизни внезапно, неожиданно для всех ушла из жизни Екатерина Александровна Маралова, доктор педагогических наук, профессор Новгородского регионального института профессионального развития, член редакционного совета журнала «Непрерывное образование: XXI век». Скромный, интеллигентный человек, она всегда старалась не причинить никому неудобств и при этом первой вызывалась поддержать коллег, нуждающихся в помощи, независимо от их социального статуса и профессионального положения. Многочисленные коллеги, друзья и знакомые из России, Беларуси, Украины, Болгарии, Чехии, Словакии, Казахстана, Узбекистана помнят Екатерину Александровну как добрую и милую женщину, компетентного специалиста, порядочного и предельно корректного человека, вдумчивого ученого, постоянно находившегося в творческом поиске. 

Екатерина Александровна родилась 18 декабря 1950 г. в г. Малая Вишера Новгородской области. Ее становление как специалиста и педагога проходило в сложный для страны период в процессе реализации разнообразных видов профессионального труда. Первоначально Екатерина Александровна не планировала быть педагогом (в 1972 г. она окончила Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности имени С. М. Кирова), но судьба предопределила ей именно педагогическую стезю. Свою трудовую деятельность она начинала преподавателем дизайна в техническом училище города Ташкент. После окончания очной аспирантуры в 1978 г. прошла путь от младшего до старшего научного сотрудника Зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования в Узбекистане.

После прохождения в 1984 г. профессиональной переподготовки в Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова по специальности «инженерная психология» Екатерина Александровна свыше  10 лет занималась исследованиями в данном направлении в различных научно-производственных объединениях Узбекистана. Одновременно она продолжала совершенствовать свое профессиональное мастерство в сфере первой квалификации, работая в Республиканском государственном экспериментально-проектном отделении «Фонд дизайна Узбекистана», где руководила студией этнодизайна.

После переезда в 1995 г. в Великий Новгород Екатерина Александровна более 20 лет проработала в системе дополнительного профессионального образования. Она начинала с должности методиста, а после успешной защиты в 1999 г. кандидатской диссертации по теме «Развитие готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода к обучению школьников (в системе ИПК)» до 2001 г.  работала доцентом кафедры педагогических технологий в «Новгородском региональном центре развития образования». Далее были годы учебы в очной докторантуре Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Впоследствии Екатерина Александровна продолжила работу в Новгородском региональном центре развития образования на должности доцента, а после защиты в 2006 г. докторской диссертации по теме «Постдипломное образование педагогов: праксиологический контекст» стала профессором кафедры психологии и коррекционной педагогики. Постоянно проводила в различных регионах страны авторские семинары.

 

 

Научно-образовательный семинар «Проблемы и возможности последипломного
педагогического образования» в Петрозаводском государственном университете

(октябрь2013 г.)

 

На личном примере Екатерина Александровна демонстрировала преимущества непрерывности профессиональной подготовки. В 2014 г. она прошла повышение квалификации в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях». В качестве педагога-психолога Екатерина Александровна оказывала помощь детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в Новгородском областном центре психолого-медико-социального сопровождения, работая в направлениях личностно-центрированной терапии и сказкотерапии.

До последних дней Екатерина Александровна активно трудилась в Великом Новгороде в качестве профессора Государственного областного автономного учреждения дополнительного образования «Региональный институт профессионального развития», исследуя психотерапевтические эффекты постдипломного образования педагогов. Она является автором более 300 научных публикаций, в том числе 3 монографий и 26 учебных и учебно-методических пособий. Неоднократно награждалась почетными грамотами Комитета новгородского областного образования за работу по развитию коррекционного и профессионального образования. За вклад в развитие отечественной педагогической науки и практики в январе 2006 г. Е. А. Маралова была награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», но в силу своей скромности никогда про это не упоминала…

Достаточно широко профессор Е. А. Маралова известна в среде зарубежных ученых. С момента основания она входила в состав Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС), работающей на базе Софийского университета имени Святого Климента Охридского.

 

 

 

На Международной конференции в Софийском университете

имени Святого Климента Охридского (2014 г.)

 

 

 

Е. А. Маралова с коллегами по Ассоциации профессоров славянских стран из России
и Беларуси на конференции в Доме творчества польской интеллигенции
в Хлевисках (2015 г.)

 

 

 

На конференции в Доме творчества польской интеллигенции

в Хлевисках  (2015 г.)

 

В процессе сотрудничества с коллегами из других стран в рамках АПСС Екатериной Александровной проведен ряд исследований по непрерывному профессиональному развитию педагога на основе разработанной ею методики исследования эффектов дополнительного профессионального образования педагогов, которая основывается на реконструкции их психологических состояний в процессе и в результате андрагогических взаимодействий. Полученные в результате этих исследований научные результаты неоднократно становились основанием для международных дебатов. В частности, обусловленность непрерывного профессионально-личностного процесса профессионального развития педагога вызовами общества и интегративными тенденциями в системе развития современного научного знания обсуждалась в ходе круглых столов в рамках международных конференций, проводимых в Польской Республике.

  

 

Конференция Седлицкого естественно-гуманитарного университета. Е. А. Маралова
и профессор М. Дырда проводят дискуссию в рамка круглого стола  (2016 г.)

    

Екатерина Александровна постоянно совершенствовала уровень своей профессиональной подготовки, осваивая современные способы организации и осуществления образовательных коммуникаций, с легкостью применяя на практике современные информационные технологии. Она регулярно проводила вебинары по повышению квалификации для школьных педагогов, осуществляла психолого-педагогическое сопровождение в онлайн-режиме по проблемам семейного воспитания для нуждающихся в помощи детей и родителей. С момента основания (2013) Екатерина Александровна активно и заинтересованно участвовала в работе нашего журнала в качестве компетентного рецензента и автора статей. До последних дней никто из окружающих не догадывался о ее серьезной болезни… Светлая память!

 

 


Просмотров: 3143; Скачиваний: 601;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3604