КОРОБЕЙНИКОВА, Е. Ю. СТАЖИРОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ФОРМА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2024. – Вып. 4 (48). − DOI: 10.15393/j5.art.2024.9987


Выпуск № 4 (48)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 371.398:371.321:371.214.19

СТАЖИРОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ФОРМА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОРОБЕЙНИКОВА Елена Юрьевна
кандидат педагогических наук, заместитель начальника
Pегиональный модельный центр «Дворец молодежи»
(г. Екатеринбург, Российская Федерация)
kelur71@mail.ru
Ключевые слова:
повышение квалификации
стажировочные площадки дополнительного образования
опережающее обучение
педагоги дополнительного образования
дополнительные профессиональные программы.
Аннотация: в статье рассматривается один из подходов к обеспечению непрерывного профессионального развития педагогов дополнительного образования из отдаленных уголков региона – в форме стажировок. Автор уточняет определение понятия стажировочной площадки применительно к образовательным организациям дополнительного образования, трактуя его как временную структуру, демонстрирующую высокие образовательные результаты обучающихся и успешный опыт деятельности педагогов в определенном направлении. Представлены механизмы проведения конкурсного отбора на соискание статуса областных стажировочных площадок и реализации программ, обеспечивающих опережающее знакомство с новыми методиками и технологиями по всем шести направленностям дополнительного образования.
Статья поступила: 06.11.2024; Принята к публикации: 12.12.2024; Размещена в сети: 26.12.2024.

INTERNSHIP SITES AS A FORM OF ADVANCED TRAINING FOR TEACHERS OF CONTINUING EDUCATION

KOROBEYNIKOVA Elena Yu.
PhD in Pedagogical Sciences, Deputy Head
Regional Model Center «Youth Palace»
(Yekaterinburg, Russian Federation)
kelur71@mail.ru
Keywords:
advanced training
internship sites for additional education
advanced training
teachers of additional education
additional professional programs.
Abstract: the article considers one of the approaches to ensuring the continuous professional development of teachers of additional education from remote territories of the region – in the form of internships. The author clarifies the definition of the concept of an internship site in relation to educational organizations of additional education, interpreting it as a temporary structure demonstrating high educational results of students and successful experience of teachers in a certain direction. The mechanisms of competitive selection for the status of regional internship sites and the implementation of programs providing advanced acquaintance with new methods and technologies in all six areas of additional education are presented.
Paper submitted on: 06.11.2024; Accepted on: 12.12.2024; Published online on: 26.12.2024.

 Особое внимание органами государственной власти уделяется развитию региональных образовательных систем, в том числе и системы дополнительного образования детей. Во всех субъектах Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»1 созданы и функционируют региональные модельные центры дополнительного образования детей (далее – РМЦ). Они координируют деятельность организаций дополнительного образования, выступая при этом в роли проектных офисов, разрабатывающих актуальные стратегии развития дополнительного образования детей на своей территории [1, с. 6]. Одним из направлений деятельности РМЦ является непрерывное развитие профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников с помощью реализации различных видов образовательных событий, в числе которых и организация обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Это обусловлено тем, что современные требования к профессиональным компетенциям педагогов дополнительного образования усиливают востребованность компетентностной модели системы повышения квалификации, нацеленной на приобретение слушателями практического опыта, с возможностью его дальнейшего применения в работе с обучающимися [2, с. 37].

В числе задач Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.2 создание условий для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей, совершенствование механизмов их подготовки и непрерывного повышения квалификации, в том числе в сельской местности.

Как известно, со временем приобретенные педагогами знания и навыки стремительно устаревают и поэтому утрачивают свою актуальность. Для привнесения новых компонентов в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей преподавателю необходимо мобильно реагировать на появление новых тенденций в науке, культуре и технологиях, отслеживать появление новых перспективных профессий на рынке труда. В этой связи в контексте сопровождения профессионального развития педагогических кадров большую значимость для специалистов РМЦ приобретают поиск и апробация новых форм организации повышения квалификации.

В сегодняшних реалиях обучение на курсах повышения квалификации для педагогов дополнительного образования происходит преимущественно в дистанционном формате. При этом теоретическая составляющая дополнительных профессиональных программ превалирует над практикой. При такой форме обучения отсутствуют возможности:

  • практического освоения технологий, оборудования, программного обеспечения под индивидуальным руководством преподавателя и с полным погружением в процесс обучения;
  • очного ознакомления с особенностями образовательного процесса в конкретной организации дополнительного образования;
  • живого профессионального общения.

В то же время именно формат стажировочной площадки рассматривается исследователями как эффективное средство непрерывного повышения квалификации педагогических работников [3]. При этом отмечается, что основное отличие педагогической стажировки от традиционных курсов повышения квалификации заключается в ее практико-ориентированном характере, что предусматривает «замену лекций практическими формами организации обучения (мастер-классы, обмен опытом на рабочем месте)» [4, с. 311]. В числе преимуществ данной формы организации образовательного процесса указаны и такие составляющие, как кадровый, организационный, информационный потенциал, на основе которого «оттачивается мастерство педагогов, появляется возможность передачи лучшего опыта и, что не менее важно, – профессионального общения» [5, с. 3].

Следует упомянуть, что дополнительные профессиональные программы в форме стажировки призваны обеспечить опережающее знакомство педагогов с новыми технологиями, поскольку отбор учебного материала при проектировании программ осуществляется с учетом перспективных направлений в дополнительном образовании детей. В ряде исследований отмечено, что метод опережающего обучения школьников, предложенный С. Н. Лысенковой еще в 80-е гг. ХХ в. [6], может и сегодня успешно применяться в обучении взрослых [7; 8; 9].

Цель настоящей статьи состоит в описании механизмов создания региональной сети стажировочных площадок для обеспечения профессионального развития специалистов сферы дополнительного образования по всем шести направленностям.

В ходе исследования осуществлялся анализ федеральных и региональных документов, регламентирующих развитие сферы дополнительного образования детей в части совершенствования механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров3. Были изучены целевые ориентиры по проектированию и обновлению дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей4. Методологической основой формирования сети областных стажировочных площадок дополнительного образования послужили положения компетентностного подхода как одного из оснований для совершенствования подготовки педагогических кадров [10], а также ключевые идеи опережающего обучения.

Для повышения квалификации педагогов дополнительного образования в формате стажировок специалистами РМЦ Свердловской области был инициирован проект «Стажировка плюс. Обучение на опережение», направленный на создание сети стажировочных площадок по всем направленностям дополнительного образования на территории области. Актуальность формирования такой сети обусловлена большой протяженностью области – на ее территории находятся 73 муниципальных образования. По результатам федерального мониторинга системы дополнительного образования Свердловской области (проведенного в июле 2024 г.), в муниципалитетах функционирует 2 478 организаций, имеющих лицензию на дополнительное образование, из них 529 единиц – это образовательные организации в сельской местности. Количество трудоустроенных педагогов дополнительного образования составляет 24 897 человек.

Идея реализации проекта была сопряжена с анализом результатов конкурсной деятельности специалистов сферы дополнительного образования Свердловской области в период 2020‒2023 гг. В процессе организации и проведения различных профессиональных конкурсов регионального уровня для специалистов этой сферы («Лучшие практики в системе дополнительного образования детей», «Модели доступности дополнительного образования», «Педагог-наставник», «Лучшая программа дополнительного образования детей» и др.) были выявлены «организации-лидеры», ежегодно демонстрирующие высокие конкурсные результаты педагогов, их представляющих. Это позволило констатировать, что в целом ряде муниципальных образовательных организаций Свердловской области имеются значительные кадровые, материально-технические и иные ресурсы, позволяющие создавать благоприятные условия для профессионального развития педагогов на основе деятельности стажировочных площадок.

В контексте нашего исследования областная стажировочная площадка дополнительного образования (далее – СП) – это временная структура, организованная на базе муниципальной организации дополнительного образования, демонстрирующей высокие результаты и успешный опыт деятельности в избранном направлении для реализации курсов повышения квалификации в форме стажировок для специалистов сферы дополнительного образования детей (по направленностям). Выбор образовательных организаций, претендующих на соискание статуса СП, осуществлялся специалистами РМЦ на основе процедуры конкурсного отбора (среди подавших заявку на конкурс организаций дополнительного образования).

Основными критериями конкурсного отбора являются наличие кадровых и методических ресурсов, эффективный опыт деятельности в заявленном направлении, современная материально-техническая база (табл. 1).

Таблица 1

Критерии оценивания деятельности образовательной организации
для присвоения статуса областной стажировочной площадки
дополнительного образования

Table 1

Criteria for evaluating the activities of an educational organization
to assign the status of a regional internship site additional education

 

Критерии Баллы (max>. количество по всем критериям – 10)
0 1 2
1 Наличие эффективного опыта деятельности в заявленном направлении (реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением современных методов и форматов обучения; реализация междисциплинарных программ; проведение методических мероприятий; опыт сетевого взаимодействия с социальными партнерами и т. п.) Не соответствует Соответствует частично Соответствует  
2 Наличие методических ресурсов (разработанные и апробированные учебно-методические комплексы, методические рекомендации и иные методические материалы; авторские технологии и методики) Не соответствует Соответствует
частично
Соответствует  
3 Наличие кадровых ресурсов (педагоги, имеющие значимые профессиональные достижения и опыт деятельности в заявленном направлении; эффективный опыт сотрудничества с экспертами из образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, предприятий и организаций реального сектора экономики) Не соответствует Соответствует
частично
Соответствует  
4 Современная материально-техническая база, достаточная для реализации деятельности образовательной организации дополнительного образования в заявленном направлении Не соответствует Соответствует частично Соответствует  
5 Соответствие планируемых мероприятий заявленному профилю стажировочной площадки и приоритетным направлениям развития дополнительного образования Не соответствует Соответствует с недочетами Соответствует  

 

Образовательным организациям, набравшим в ходе проведения отбора наибольшее количество баллов в общем рейтинге, был присвоен статус СП. После его получения при организационно-методической поддержке специалистов РМЦ, каждая СП разработала и реализовала дополнительную профессиональную программу повышения квалификации для специалистов сферы дополнительного образования детей. В качестве преподавателей выступали специалисты образовательной организации, на базе которой была создана СП, имеющие большой профессиональный опыт и значимые результаты практической деятельности в заявленном направлении. В образовательном процессе использовались преимущественно активные и интерактивные методы обучения слушателей.

В 2023/24 уч. г. на базе СП были успешно проведены программы для педагогов дополнительного образования по четырем направленностям: туристско-краеведческой, социально-гуманитарной, технической, художественной. В их числе: «Музей образовательной организации: опыт и практика», «Возможности применения медиатехнологий и социальных сетей в образовательном процессе», «Основы программирования и технологий виртуальной и дополненной реальности», «Технология уральской вышивки». Обучение в форме стажировок прошли педагоги дополнительного образования, реализующие соответствующие дополнительные общеразвивающие программы, из 45 муниципальных образований региона.

В результате очередного конкурсного отбора на соискание статуса СП на 2024/25 уч. г. перечень СП пополнился – были определены новые и дополнительные площадки по естественно-научной, художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленностям, готовые транслировать лучший опыт и успешные практики профессиональному сообществу. К концу 2025 г. в области будут функционировать одиннадцать СП, охватывающих в рамках реализации программ повышения квалификации все шесть направленностей дополнительного образования в различных направлениях деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Направления деятельности областных стажировочных площадок
дополнительного образования

Table 2

Areas of activity of regional internship sites for additional education


Направленность дополнительного образования Направления деятельности СП
1 Естественно-научная Экология и развитие экологического мышления; организация культурно-массовых мероприятий в экоформате
2 Социально-гуманитарная Видеомонтаж; профориентация; КВН как социокультурный проект; формирование универсальных компетенций
3 Техническая Креативное программирование; создание виртуальной и дополненной реальности; промышленная робототехника;  интеллектуальные системы; беспилотные летательные аппараты
4 Туристско-краеведческая Краеведение; музееведение; туризм пеший
5 Физкультурно-спортивная Общая физическая подготовка, внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта
6 Художественная Организация школьного театра и театральная педагогика; музыкальное творчество; декоративно-прикладное искусство

 

Таким образом, стажировочные площадки дополнительного образования – это лучшие образовательные организации, обладающие значительными ресурсами и опытом деятельности в определенном направлении. Обучение педагогов из различных муниципальных образований в формате стажировочных площадок, включая представителей сельской местности, позволяет за небольшой промежуток времени обеспечить опережающее знакомство с новыми методиками и технологиями, а также повысить уровень их практической подготовки. На наш взгляд, предложенные механизмы конкурсного отбора и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в формате стажировок могут успешно использоваться и в других субъектах Российской Федерации в качестве одного из подходов к обеспечению качества профессиональной подготовки педагогических кадров из отдаленных территорий.

 

Список литературы

  1. Фадеева С. А. Доступное дополнительное образование для детей: дизайн обновления в пространстве региона // Нижегородское образование. 2017. № 4. С. 4‒11.
  2. Коробейникова Е. Ю. Региональная практика реализации курсов повышения квалификации в сфере художественного образования // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020. № 1. С. 34‒42.
  3. Пристинская Т. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов в условиях деятельности стажировочных площадок // Кубанская школа. 2022. № 1(65). С. 44‒48.
  4. Федосеева З. А. Стажировка как форма развития профессиональных компетенций педагога дуального обучения // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 310‒311.
  5. Постричева И. Д. Адресное повышение квалификации учителей в Курском институте развития образования // Педагогический поиск. 2022. № 2. С. 1‒4.
  6. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. Москва, 1988. 192 с.
  7. Пшеунова Л. И., Меремкулов З. П., Сердюкова Е. В. Опережающее обучение как фактор формирования компетенций в условиях непрерывного образования // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 107-2. С. 48‒50. DOI: 10.18411/trnio-03-2024-67
  8. Целуйко А. В., Годлевский П. П., Балицкий П. С. Особенности опережающего обучения студентов по учебной дисциплине «Основы военной подготовки» в современных условиях [Электронный ресурс]  // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 1. Электрон. дан. URL: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN124.pdf (дата обращения 15.11.24).
  9. Юдин В. А., Устинова Н. А. Совершенствование подходов к подготовке менеджеров в условиях развития технологического суверенитета // Вестник Международного института рынка. 2024. № 1. С. 25‒29.
  10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 15‒20.

 

 




Просмотров: 119; Скачиваний: 23;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2024.9987