Одним из социокультурных феноменов настоящего времени является непрерывное образование. Все чаще наблюдается тенденция обучения русскому языку среди взрослых учащихся-индивидуалов с разнообразными целями вне профессионального образования в российском вузе. Последние технологические достижения способствуют стремлению к постоянному обучению, в том числе в рамках неформального образования, так как именно онлайн-образование позволило совмещать изучение иностранных языков с работой и учебой. Для формирования иноязычной компетенции в сети Интернет существует множество разнообразных цифровых инструментов, однако их использование нередко вызывает трудности у преподавателей. Кроме того, индивидуальная форма обучения, являясь одним из вариантов неофициального, неформального образования, зачастую оказывается вне поля зрения исследователей и методистов. Актуальность исследования обусловлена противоречием между возросшей потребностью в индивидуальной форме обучения в онлайн-пространстве и недостаточностью методических разработок для обучения русскому языку как иностранному индивидуальных обучающихся в цифровой среде.
Для успешной реализации индивидуального обучения русскому языку как иностранному (далее РКИ) в цифровой среде необходимо решение ряда важных задач:
- Определить особенности индивидуальной формы обучения РКИ, а также состав и мотивы учащихся-индивидуалов.
- Выявить методические подходы и принципы, наиболее подходящие индивидуальной форме обучения РКИ в рамках неформального образования.
- Выделить доступные цифровые технологии для эффективной реализации программы обучения.
Цель исследования – определить особенности и возможности реализации индивидуальной формы обучения русскому языку как иностранному в рамках неформального образования в цифровой среде.
При индивидуальном обучении иностранцы изучают русский язык для использования его в конкретных ситуациях, а значит, задача преподавателя – разработать программу курса, максимально отвечающую внутренним мотивам обучающихся. Поэтому в данном исследовании мы опираемся на коммуникативный подход [1; 2; 3] и личностно ориентированный подход [2; 4]. Черты личностно ориентированного подхода реализуются в индивидуальном обучении в следующем:
- программа создается на основе целей, пожеланий и интересов обучающегося;
- разрабатываются коммуникативно оправданные задания, соответствующие целям и социальной роли обучающегося;
- для конкретного обучающегося выбираются эффективные учебные стратегии усвоения РКИ, в соответствии с которыми преподаватель разрабатывает систему упражнений;
- используется принцип учета родного языка1.
Коммуникативный подход в обучении различным видам речевой деятельности подразумевает создание и подбор ситуаций общения и поведения, соответствующих профессиональным и жизненным интересам обучающегося, а также выбор коммуникативно оправданных форм общения. Е. И. Пассов выделяет 5 принципов коммуникативности: принцип речемыслительной активности, принцип индивидуализации, принцип функциональности, принцип ситуативности и принцип новизны [3]. Принцип индивидуализации является основополагающим при обучении РКИ, одним из главных средств создания мотивации и активности обучающихся.
Проблемы реализации индивидуализации рассмотрены в работах отечественных ученых [5; 6]. Б. Г. Ананьев развивает «концепцию индивидуальности», выделяя такие «макрохарактеристики» человека, как индивид, личность, субъект деятельности [5]. В. П. Кузовлевым исследуются проблемы выбора приемов и методов обучения с учетом трехаспектной структуры личности обучающегося [6]. В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова подчеркивают, что коммуникативное обучение РКИ должно быть ориентировано на индивидуально-психологические характеристики личности учеников, а также на их ценностные установки, социальный статус, личные мотивы [7]. Д. Д. Дмитриева разрабатывает возможности повышения эффективности обучения общению на русском языке иностранных студентов на основе принципа индивидуализации [8].
В основном исследования сосредоточены на проблемах обучения в рамках формального образования, однако проблемы неформального обучения иностранному также стали находить свое отражение в научной литературе [9; 10; 11]. Под неформальным образованием понимается организованная учебная деятельность, осуществляемая преимущественно вне стен образовательного учреждения и не подтверждаемая официальным документом [10]. Отмечается, что включение понятия «неформального образования» в научную дискуссию способствует реализации непрерывности обучения [11]. Обращается внимание, что неформальное образование более гибкое по сравнению с формальным, так как нацелено на фактический результат для конкретного обучающегося [11]. На развитие неформального образования оказало влияние активное использование цифровых технологий в учебном процессе. В отечественной методике преподавания РКИ проблеме применения информационно-коммуникационных технологий, а впоследствии цифровых технологий посвящено значительное количество работ [12; 13; 14]. Авторы исследуют возможности обучения в онлайн-пространстве [13; 14], особенности дистанционного обучения РКИ в виртуальной языковой среде [12]. А. А. Занкова дополняет классификацию2 моделей дистанционного обучения РКИ, предлагая «модель, подразумевающую совместную работу обучающегося и индивидуального преподавателя в режиме синхронной коммуникации» [15, с. 28]. Однако пока не найден комплексный ответ на вопросы, как организовать учебный процесс с индивидуальным обучающимся в цифровой среде в синхронном и асинхронном режимах и какие цифровые инструменты будут наиболее эффективны для развития иноязычной компетенции.
Несмотря на востребованность индивидуальной формы обучения в обществе, в научной литературе данное понятие остается недостаточно разработанным. В многочисленных работах, посвященных иноязычному обучению, встречаются понятия «индивидуальный подход», «индивидуализация», «индивидуальная траектория», которые применяются в аудиторной работе и не могут считаться тождественными рассматриваемому нами термину. В методической литературе понятие «индивидуальная форма обучения» встречается в контексте парных, групповых форм, подразумевая индивидуальную самостоятельную работу учащегося над конкретным заданием [16].
Таким образом, проанализировав научную литературу, можно сделать вывод, что, несмотря на достижения методики преподавание РКИ и пристальное внимание исследователей к возможностям цифровых технологий в образовании, индивидуальная форма обучения РКИ в цифровой среде не получила должного освещения в современной методической науке и требует более глубокого раскрытия. Научная новизна заключается в исследовании индивидуальной формы обучения русскому языку как иностранному в контексте неформального образования и современных цифровых технологий, обеспечивающих возможность реализации гибкой образовательной программы, ориентированной на личностные и индивидуальные характеристики обучающихся.
Для решения заявленных задач исследования были использованы следующие методы: анализ научной, методической литературы и обобщение информации, анализ существующих цифровых технологий, обобщение педагогического опыта преподавания русского языка как иностранного. Под индивидуальной формой обучения автором исследования понимается особая форма организации учебного процесса с одним обучающимся с целью удовлетворения его познавательных потребностей.
История индивидуального обучения в России берет свое начало в первой половине XVIII в. под влиянием преобразований в обществе Петра I. В дворянские семьи приглашали иностранных учителей, которые обучали детей французскому, немецкому и другим языкам. Данный метод получил в педагогике название «метод гувернантки», суть его заключалась в обучении через постоянную разговорную практику с носителем языка без использования перевода и теоретических знаний о грамматике. При индивидуальном обучении в семье учителя были свободны в выборе форм и методов учебно-воспитательного процесса, особое внимание уделялось развитию личностных качеств и потенциальных возможностей подопечного в соответствии с требованиями общества, к которому он принадлежал3. После революции 1917 г. начинает реализовываться массовое обучение, а индивидуальное встречается в редких случаях. При этом в образовании активно разрабатывается проблема индивидуализированного дифференцированного подхода при массовом обучении.
Изменения, произошедшие в обществе в конце XX в., и востребованность неформального образования привели к росту популярности индивидуального обучения. Благодаря технологическому прогрессу иностранные граждане, желающие изучать русский язык, могли начать индивидуальное обучение с преподавателем-носителем, не переезжая в Россию.
Мотивы изучения русского языка иностранцами в неформальном индивидуальном обучении определяются следующим образом:
- общение с русскоговорящими супругами, родственниками, друзьями;
- деловое общение с партнерами и коллегами из России;
- туризм;
- интерес к культуре и языку России;
- повышение уровня владения русским языком у иностранцев, проживающих в России;
- последующее профессиональное обучение в учебных заведениях России и другое.
Разнообразные мотивы изучения РКИ соотносятся с разнородностью контингента по социальному положению, профессиональной деятельности, возрасту, учебным умениям, когнитивным характеристикам и т. д. Поэтому первое занятие при индивидуальном обучении является диагностическим, на котором уточняются принципиально важные вопросы:
- цели обучения русскому языку, желаемый результат, сфера применения;
- уровень владения РКИ (субъективно, по мнению обучающегося, и объективно с помощью небольших субтестов);
- профессиональные и жизненные интересы;
- количество возможных занятий в неделю и времени на самостоятельную работу, удобное расписание;
- уровень цифровой компетенции, рекомендации для дальнейшего использования платформ;
- по возможности, определены некоторые когнитивные особенности;
- выбор учебного пособия, на основе которого будет проходить обучение.
Таким образом, перед преподавателем РКИ стоит сложная задача по адаптации программы курса так, чтобы она отвечала реальным коммуникативно-деятельным потребностям обучаемого.
Соответственно, для нахождения оптимального пути обучения необходимо определить и учитывать когнитивные особенности, учебные стратегии, структуру способностей обучающегося, т. е. использовать принцип индивидуализации.
В научной литературе [1; 5] выделяют три аспекта рассмотрения индивидуальности обучающегося: индивидный, субъектный и личностный. В. П. Кузовлев отмечает, что именно выбор приемов в соответствии с личностными (при их ведущей роли), субъектными и индивидными свойствами каждого обучающегося определяет индивидуализацию при коммуникативном обучении иностранному языку [6].
Под индивидными свойствами понимается темперамент, тип нервной системы, природные задатки и способности. У разных обучающихся различные речемыслительные, интонационные способности, фонематический слух, способности к запоминанию. Индивидные способности являются для преподавателя объективной реальностью, которую необходимо учитывать при формировании иноязычной компетенции. Например, развитый музыкальный слух позитивно сказывается при изучении фонетики и работе над аудированием. И наоборот, отсутствие такового требует от преподавателя и обучаемого большой дополнительной работы. В то же время при учете индивидных свойств при обучении РКИ происходит развитие способностей, необходимых для иноязычной речевой деятельности.
Под субъектными свойствами личности понимается индивидуальный стиль учебной деятельности человека. О. Е. Каган выделяет более 10 параметров для определения различий между индивидуальными типами обучающихся, среди которых когнитивные типы, стили, предпочтения при сборе информации, а также доминантность полушария, сенсорные предпочтения и другие4. Разнообразные цифровые технологии позволяют выстраивать обучение РКИ в соответствии с когнитивными особенностями. Например, использовать инфографику (Easelly, Piktochart) и различные схемы, алгоритмы, созданные с помощью интеллект-карт (Mindomo, Draw.io) для контекстно независимого когнитивного типа, а для контекстно зависимых могут быть эффективны в обучении широкие возможности текстовых редакторов (Google Doc) и онлайн-досок (Bit Paper, Figma Board, Digipad). Для обучающихся с различными предпочтениями при сборе информации могут быть созданы соответствующие опоры: для визуалов – зрительные (графические редакторы: SUPA, Pixlr,), для аудиалов – звуковое сопровождение учебного материала (Zvukogram, Apihost.ru), для смешанного типа – интерактивные рабочие листы, на которых можно одновременно разместить текст, изображение, аудио- и видеоматериал (Wizer.me, Formative, NearPod, LiveWorksheets). При создании тренировочных и контрольных заданий (LearningApps.org, Google Form) также происходит учет стиля восприятия информации, благодаря тому что в цифровых сервисах возможно включение изображения, аудио- и видеоопор.
Личностная подструктура является важнейшей в структуре индивидуальности обучаемого, т. к. наиболее тесно связана с речевой деятельностью [6]. А. А. Леонтьев подчеркивает, что личностная индивидуализация помогает поддерживать ситуационный интерес, рождающий коммуникативную потребность [1].
Обучение с учетом личного опыта обучающегося повышает его эмоциональное включение в учебный процесс и мотивацию. Для неформального образования это важнейший фактор, т. к. при потере интереса к изучению иностранного языка обучающийся прекращает занятия.
В методических целях учитываются компоненты личностной индивидуализации:
- деятельность обучаемого;
- жизненный опыт;
- духовные потребности и интересы, склонности;
- убеждения и взгляды на мир;
- социальный статус.
Принимая во внимание указанные компоненты, преподаватель прогнозирует речевые поступки, что позволяет ему заранее подготовить необходимый тематический материал. Таким образом, личностная индивидуализация проявляется в содержательной соотнесенности учебных материалов и речевых ситуаций с профессиональными, жизненными интересами обучающегося с включением аутентичного текстового, аудио-, видеоматериала.
Для эффективной реализации в цифровой среде гибкой программы курса, учитывающей все аспекты личности обучающегося, преподавателю необходим доступный многофункциональный инструментарий. Для обучения в онлайн-пространстве обязательными являются следующие компоненты:
- цифровая образовательная среда, в которой происходит обучение, взаимодействие участников учебного процесса, хранение учебного материала и работа с ним;
- цифровые технологии и инструменты, позволяющие создавать учебный материал и организовывать учебный процесс;
- цифровой контент, включающий в себя аутентичные ресурсы и авторский учебно-методический материал (см. рис.).
Компоненты обучения в цифровой среде
Components of learning in a digital environment
Для воплощения указанных компонентов нами были проанализированы и выделены наиболее подходящие цифровые сервисы, результаты представлены в виде таблицы.
Цифровые технологии, используемые при осуществлении
индивидуального обучения РКИ в рамках неформального образования
Digital technologies used in the implementation of individual RFL training
within the framework of non-formal education
Компонент | Реализуемая функция |
Цифровой сервис | |
Цифровая образовательная среда |
Организация коммуникации | Видеоконференции для организации синхронного обучения: Skype, Google Meet, Discord, Zoom, VooV Meeting | |
Хранение и передача учебных материалов | Платформы: Classroom, Moodle, iSpring, GetCourse
Социальные сети: ВКонтакте, Одноклассники |
||
Цифровые технологии и инструменты | Создание учебных презентационных материалов | Презентации: Яндекс 360, Figma, Google Slides, Microsoft PowerPoint | |
Онлайн-доска: My pencil app, Bit Paper, Figma Board, Digipad | |||
Инфографика: Piktochart, Easelly, Flyvi | |||
Интерактивный рабочий лист: Wizer.me, Formative, NearPod, LiveWorksheets | |||
Создание заданий | Тренировочные: Quizlet, Wordwall, Quillionz, LearningApps, Joyteka | ||
Контрольные: Onlinetestpad, Google Forms, Конструктор Тестов.ру | |||
Цифровой контент | Учебный материал | Электронная версия основного учебника РКИ; учебные мобильные приложения: Learn&Go, Учим русский, Learn Russian – Mondly, Learn Russian – Listening And Speaking, TALK2RUSSIA;
сайты: Learn Russian, Russian on-line, Время говорить по-русски! |
|
Аутентичные текстовые и видеоматериалы | Аутентичные мобильные приложения; блоги; VK Видео, Rutube, Youtube |
Представленные в таблице цифровые сервисы соответствуют следующим требованиям:
- широкий диапазон функций (например, Skype, Discord позволяют организовать неограниченную по времени видеосвязь с возможностью отправки учебного материала, демонстрации экрана, записи онлайн-занятия);
- доступность со стационарных и мобильных устройств, а также возможность совместной работы в режиме реального времени;
- простота использования как для преподавателя, так и для обучающегося;
- бесплатное или частично бесплатное использование сервисов.
Разнообразие цифровых технологий и учет индивидуальных особенностей обучаемых позволяют сделать программу обучения РКИ коммуникативно ориентированной, гибкой и персонализированной.
Таким образом, индивидуальная форма обучения РКИ – это особая форма организации учебного процесса, при котором преподаватель занимается с одним обучающимся, выстраивая программу таким образом, чтобы она максимально соответствовала целям и интересам обучающегося, а также его когнитивным особенностям. Реализация индивидуального обучения РКИ в цифровой среде в неформальном образовании опирается на коммуникативный и личностно ориентированный подходы, а ведущим принципом становится индивидуализация. Цифровые технологии предлагают широкие возможности для успешной реализации индивидуальной формы обучения РКИ. Выбор цифровых инструментов и сервисов определяется личностными и когнитивными особенностями обучающихся, а также техническими свойствами (разнообразие функций, простота и доступность использования). Развитие и распространение индивидуальной формы обучения в цифровой среде способствуют популяризации русского языка, т. к. стираются временные и пространственные барьеры для иностранных граждан.
На сегодняшний день исследование особенностей индивидуальной формы обучения РКИ в цифровой среде является перспективным направлением, требующим дальнейшего тщательного изучения, создания методической поддержки и научно обоснованных разработок.
Список литературы
- Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (Психолингвистические очерки). Москва, 1970. 87 с.
- Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. Москва, 1989. 219 с.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва, 1991. 223 с.
- Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // J. Richards and R. Schmidt (eds). Language and Communication. Harlow, 1983. 276 p.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Ленинград, 1968. 339 с.
- Кузовлев В. П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 1979. № 1. С. 21–27.
- Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва, 1990. 268 с.
- Дмитриева Д. Д. К вопросу о повышении эффективности обучения общению на русском языке иностранных студентов на основе индивидуализации (на примере коммуникативно направленного пособия по РКИ для студентов-медиков) // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 49–51.
- Гершунский Б. С. Перспективы развития системы непрерывного образования. Москва, 1990. 224 с.
- Бирюкова И. К. Неформальное образование: понятие и сущность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 10. С. 18–20.
- Занкова А. А. Оптимальная модель онлайн-обучения взрослых русскому языку как иностранному в системе неформального образования // Преподаватель ХХI век. 2020. № 2-1. С. 96–108.
- Богомолов А. Н. Вариативные модели виртуальной среды обучения иностранному (русскому) языку: структура учебного контента // Высшее образование в России. 2008. № 7. C. 57–61.
- Азимов Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. Москва, 2022. 352 с.
- Стрельчук Е. Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 102–115.
- Занкова А. А. Изучение русского языка как иностранного в онлайн-среде: возможности и специфика // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). 28–29 с.
- Жуковска А. А., Поляков В. Н. К проблеме индивидуального обучения русскому языку // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2016. № 2. 24–28 с.