Сегодня спорт, туризм и индустрия гостеприимства входят в число приоритетных направлений развития, которые в России курируются на государственном уровне. В отношении развития отраслей спорта, туризма и гостеприимства в соответствии с современными документами об образовании особую ценность представляет подготовка, в том числе с применением инновационных и информационных технологий, специалистов с высокими духовно-нравственными ценностями, способных к непрерывному образованию и личностному росту.
Особую значимость каждая из указанных отраслей представляет в условиях внешней политики Российской Федерации, заключающейся в организации экономического международного сотрудничества, профессионального обмена опытом, а также выстраивании межнационального и межкультурного взаимодействия при сохранении национальной идентичности всех участников такого сотрудничества. Международные объединения, такие как БРИКС+, создают широкие возможности для профессиональной социализации будущих специалистов разных сфер.
Наиболее оптимальными условиями для подготовки специалистов, способных в дальнейшем реализовывать инновационные программы профессионального сотрудничества и личностного роста, а также продвигать гуманистические ценности в отношении развития перспективных направлений международного взаимодействия, является система высшего образования. Однако будущий специалист, попадающий в том числе и в инкультурные контексты профессиональной деятельности, испытывает потребности в организации дополнительных условий профессиональной социализации, адаптации и личностного роста. Постоянное обновление профессиональных компетенций в обстоятельствах стремительного устаревания знаний обусловило потребность в определении методологических подходов для адресного получения знаний с целью повышения эффективности профессиональной деятельности и личной конкурентоспособности [1].
В условиях цифровизации всех сфер жизни общества особую роль в профессиональной социализации специалистов играет презентация достижений собственного труда в мультимедийном пространстве сети Интернет (социальных сетях, научно-публицистических пабликах, официальных ресурсах профессиональной организации). Так, по данным глобальной системы анализа соцсетей Meltwater, более 75 % российских пользователей обращаются к цифровым ресурсам в поисках решения профессиональных задач, а также в поисках информации, полезной для социализации в профессиональном пространстве [2]. Современных пользователей интересует профессиональный портрет в парадигме профессионального функционала: результаты профессиональной деятельности, перспективы развития, социальный статус специалистов.
Вышесказанное позволяет предположить, что создание будущими специалистами социально значимого контента можно отнести к обстоятельствам, приближенным к предстоящей им профессиональной деятельности, и, следовательно, данный формат целесообразно рассматривать как эффективный способ погружения в профессиональную деятельность и как средство выработки значимых профессиональных ценностей, знаний, умений и качеств. Востребованность социально значимого контента обусловлена актуальностью формирования духовно-нравственных ценностей у будущих специалистов, связана с патриотическим воспитанием и с национальной идентичностью. Работа в командных проектах по решению контекстных задач способствует проявлению и развитию коммуникативных, организаторских качеств.
Результаты теоретического исследования
Проектный подход. Проектный подход в образовании – это создание конечного продукта в соответствии с установленными целями и задачами обучения. Р. Ф. Давлетшин отмечает, что «использование проектного подхода в подготовке будущих рабочих и специалистов предполагает определенную логическую последовательность действий (диагностика «надлежащих значений», определение доминирующих переменных, создание образовательного пространства), а также наличие технологического инструментария, обеспечивающего получение желаемого результата» [2, с. 46]. А. С. Касенова рассматривает особенности командного взаимодействия в процессе проектной деятельности, что существенно повышает профессиональную компетентность специалистов через профессиональную социализацию на основании формирования общих ценностей. Рассматривая дальнейшие перспективы применения проектного подхода в профессиональной социализации, важно отметить, что разные исследователи приходят к общему мнению: данный вид деятельности носит интегрированный характер, для реализации которого необходимы не только интеллектуальные знания, но и творческий подход (Н. В. Емельянова, О. Г. Ларионова). В этом ключе в системе высшего образования необходимо создавать условия для реализации проектов, направленных на профессиональную социализацию в цифровом пространстве. Однако зачастую подобные проекты предполагают не командное решение указанных задач, а индивидуализированную деятельность в соответствии с командной ролью.
Цель статьи – выявить возможности и определить условия реализации методологических основ проектного подхода к профессиональной подготовке обучающихся спортивного вуза при внедрении технологии видеопроизводства.
Проблема данного исследования заключается в определении сущности и условий эффективной профессиональной социализации, а также в обосновании теоретико-методологических основ применения проектного подхода при подготовке специалистов с соответствующими компетенциями. Именно посредством проектной деятельности возможно создать условия, необходимые для решения контекстных комплексных задач профессиональной деятельности, а также получить количественные и качественные результаты достижений личности в индивидуальной и командной работе.
Профессиональная социализация. Профессиональная социализация как категория имеет огромное количество трактовок, определений и критериев оценки ее сформированности. С позиции диспозиционной теории (П. Бурдье, В. А. Ядов), профессиональная социализация – это многоаспектный, поэтапный процесс, социально детерминируемый формированием социально-профессиональных ориентаций индивида [3; 4].
Говоря об эффективной профессиональной социализации, исследователи обозначают проблемы социальной и профессиональной зрелости, которые определяются через способность субъекта «самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения» [1, с. 30]. С. Н. Макарова в своих исследованиях молодежи указывает, что в современных реалиях эта проблема встает все острее, поскольку «наблюдается большое расхождение между ее интеллектуальным развитием, степенью ее социальной зрелости и опытом в сфере социальных и трудовых отношений. Соответственно, возникает необходимость научного анализа проблемы профессиональной социализированности индивидов» [5, с. 62].
Представители ролевой теории рассматривают профессиональную социализацию как процесс освоения личностью ролевых установок, соответствующих социально-профессиональному статусу и готовности реализовывать комплексные профессиональные задачи. Л. Я. Аверьянов трактует профессиональную социализацию как действия по «проектированию личности, в которых субъект выбирает оптимальные поведенческие решения» [6, с. 87]. Как показывают исследования, значительную роль в успехе социализации играет сформированность ценностных ориентаций и установок, которые являются основой профессиональной культуры индивида. Это положение нашло отражение в характеристике результатов исследования социализации российскими учеными [7; 8].
Медиатехнологии. Одной из важнейших особенностей сферы спорта, туризма и гостеприимства является осознанное погружение населения в культурные и исторические ценности, стиль и быт народов разных стран [9]. Социальные характеристики профессионального поля указанных отраслей напрямую зависят от стереотипов, существующих у разных социальных групп, особенностей социального и культурного восприятия туристического потенциала регионов, что диктует необходимость доступности туристических продуктов и их обогащения, особенно для профессиональной социализации специалистов иной культурной парадигмы. В связи с этим особую важность приобретают проекты, направленные на погружение будущих специалистов в обстоятельства профессиональной деятельности посредством командной работы по созданию социально значимого контента, отражающего ценностные основы будущей профессии.
В современных условиях развития цифровых информационных ресурсов изучение особенностей видеопроизводства представляет собой актуальное проблемное поле. Анализ научных исследований показывает, что большинство ученых интересуют два основных вопроса: как изменяется медиасфера с каждым годом и какие потенциальные задачи она может решать. Другая группа исследователей изучает инструментарий видеопроизводства: функционал новых программ и приложений в условиях импортозамещения, а также применение нейросетей и искусственного интеллекта в создании указанного контента.
Так, например, С. Е. Мансурова рассматривает функционал видеоконтента электронных образовательных ресурсов, а также выделяет актуальные жанры аудиовизуального продукта по характеру представления информации. Автор указывает на ведущие тренды, нуждающиеся в исследованиях специалистов, а именно: совершенствование профессиональных компетенций субъектов для повышения качества обучающих материалов, создание коллабораций с поставщиками ресурсов по подготовке обучающего контента [10], чему в особенности, с нашей точки зрения, способствует проектная деятельность в условиях высшего образования.
Данная тенденция подтверждается и в исследовании А. Д. Евменова и И. Ю. Благовой, которые в ходе анализа и прогноза развития аудиовизуального контента в России отмечают, что «поколение Z отдает предпочтение свободному контенту, отвечающему их индивидуальным предпочтениям, которые предлагают онлайн-платформы» [11, с. 7]. Однако в том же исследовании они приходят к выводу, что «у онлайн-платформ наблюдается острая нехватка кадров: финансовых ресурсов больше, чем перспективных сценариев» [11, с. 9]. Такие изменения внутри отрасли меняют запрос к индустрии образования в сфере производства медиаконтента – необходимо создавать возможности для обучения специалистов нового уровня – «представителей синтетической профессии, вобравшей в себя компетенции сценариста, продюсера и режиссера» [11, с. 13].
Е. С. Пинчук, говоря о трендах развития медиаотрасли, отмечает закономерность выхода современных платформ за рамки привычного видеопроизводства в сторону формирования «экосистем», поскольку именно такой формат позволяет быть конкурентоспособным на онлайн-рынках. Однако также автор отмечает, что рост объемов пользовательского контента привел к пассивности потребителей и, как следствие, все большему потреблению контента «по запросу» [12, с. 325]. Отдельного внимания заслуживает ее утверждение, что пользователи все больше собираются в сообщества, которые позволяют самостоятельно обмениваться значимым контентом без участия медиаплатформ. Однако все эти тенденции «приводят к необходимости внедрять новые модели распространения контента, увеличивая способности систем к его хранению и возможности навигации по такому контенту» [12, с. 336]. В этом отношении создание интерактивного междисциплинарного ресурса между областями спорта, туризма и гостеприимства оказывается в контексте современных тенденций развития аудиовизуального рынка.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет исследование В. В. Шубы, который, говоря об эволюции инструментария видеопроизводства, определил знаковым развитие в современном мире мобильного видеопроизводства, которое, благодаря доступности подобных устройств для каждого пользователя, обладает высоким уровнем мобильности производства контента, а также конкурирует с профессиональным телевизионным контентом [13]. Автор отмечает ряд достоинств мобильного контента, среди которых высокий уровень субъективации, поскольку в любой момент можно достать телефон и начать реализовать приходящие идеи, так как его создатель сам сценарист, режиссер, оператор и даже ведущий. В этом отношении синтетические компетенции кадров видеопроизводства формируются сами собой, а индивидуализация съемки выделяет его авторов из подобных видов контента, при этом существенно снижая затраты на видеопроизводство. Тем не менее уровень доверия к мобильному контенту достаточно высок, поскольку реализует формулу «от человека – к человеку».
Подводя итоги современных научных исследований в области видеопроизводства, можно сделать вывод о том, что при глубоком анализе трендов и тенденций данной области, а также особенностей применения разного рода инструментария в профессиональной деятельности, исследователи в большей степени говорят о содержании контента и условиях его производства [14; 15]. В то же время проблемы организации процесса профессиональной социализации и адаптации специалистов, а также их функционального разделения в ходе видеопроизводства социально значимого контента обозначены, но не решены в полном объеме, как и не рассмотрен потенциал проектной деятельности в указанных процессах.
Авторы данного исследования убеждены, что в ходе реализации проектного подхода к созданию социально значимого аудиовизуального контента в процессе подготовки специалистов данной области, осуществляется углубленное изучение основ профессии в целях поиска субъектом наиболее оптимальной роли.
Профессиональные компетенции студентов спортивного вуза. Очевидно, что формирование необходимых профессиональных компетенций у обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» обусловлено выполнением задач не только по видеосъемке, видеомонтажу, сведению звука и видео, дизайнерскому и договорному оформлению. Однако проектная деятельность с включением технологии видеопроизводства позволяет более точечно определить профессионально значимое поле компетенций, актуальных для обучающихся в сфере рекламы и связей с общественностью. Так, на основе анализа ФГОС ВО «Реклама и связи с общественностью» и профессионального стандарта «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации» были обозначены и другие важные компетенции, необходимые для эффективной профессиональной деятельности и формируемые в ходе проектной деятельности по созданию социально значимого аудиовизуального контента. К таковым относятся:
- системное и критическое мышление (осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач);
- разработка и реализация проектов (определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений);
- командная работа и лидерство (осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде);
- коммуникация (осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах));
- организация продвижения продукции СМИ (организовывать маркетинговые исследования в области СМИ, разрабатывать стратегии продвижения, контролировать и анализировать эффективность продвижения продукции СМИ).
Результаты опытно-практической части исследования
В данной статье представлен опыт ГАОУ ВО «Московский государственный университет спорта и туризма» по реализации проектной деятельности в цифровом пространстве. Экспериментальную базу исследования составили студенты 2-го курса (35 человек) бакалавриата направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», для которых создание социально значимого контента является одной из приоритетных профессиональных задач. Студентам было предложено погрузиться в обстоятельства профессиональной деятельности через работу над проектом, который представляет собой создание современного интерактивного образовательного ресурса.
В рамках проекта студенты должны были создать базу данных спортивно-патриотических, культурных и экскурсионных объектов по территориальным округам г. Москвы. Географию проекта составили южные районы Чертаново как более доступные и близкие студентам, поскольку в данном районе располагаются главный корпус университета и гостиница, в которой они проживают. Содержательная часть проекта представлена в таблице 1.
Таблица 1
База данных по объектам проекта
Table 1
Database of project objects
Наименование категории | Количество |
Спортивные комплексы | 9 |
Зоны семейного досуга и парки | 4 |
Арена | 1 |
Конноспортивный клуб | 1 |
Мемориалы и памятники | 6 |
Культурные центры | 12 |
Итого | 32 |
Выбор объектов руководителем проекта был обусловлен ценностно-смысловым замыслом создания единого цифрового ресурса, а именно – формирование патриотических чувств у жителей и гостей столицы на основе спортивных достижений страны, популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Проектные команды выполняли техническое задание (ТЗ), суть которого заключалась в подготовке каждой группой участников разного типа контента по каждому объекту (текстовый, графический, аудио и видео) и в предоставлении данного комплекса на цифровом носителе для загрузки в базу образовательного ресурса. Проект длился с сентября до конца октября 2024 г., поскольку съемка уличных локаций зависит от погодных условий. Расписание съемочного процесса каждого объекта было согласовано с PR-службой, а нарушение графика усложняло согласование новых сроков. На обработку исходных материалов одного объекта отводилось 10 дней.
Техническое задание имело следующую обязательную структуру:
- общая характеристика, функционал и услуги в текстовом формате (лонгрид1);
- обзор локаций (фотографический материал);
- аудиогиды2 по каждой локации для прослушивания;
- видеовизитка (смонтированный материал длительностью до 2 минут, сведенный по звуку, наличие закадрового текста и обязательная работа студентов в кадре в качестве ведущих).
Для работы над объектами студенты объединялись в рабочие команды по шесть человек, при этом распределяя между собой весь необходимый функционал: от создания лонгрида до сборки конечного продукта. В рамках работы над созданием единого цифрового ресурса важно отметить, что при производстве контента каждый субъект так или иначе проходит три наиболее важных этапа, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Этапы создания аудиовизуального продукта по продвижению
отдельных социально значимых объектов
Table 2
The stages of creating an audiovisual product to promote certain
socially significant objects
Этапы видеопроизводства | Особенности этапа |
Предсъемочный (предпродакшн) | На подготовительном этапе обучающиеся сформировали 6 рабочих команд и распределились по объектам. У каждой команды был свой контент-план, утвержденный официальными PR-службами каждого объекта. После этого студенты проводили контент-исследование, насколько широко и на каких интернет-ресурсах представлена информация по объектам, на основании этого составлялся текстовый лонгрид, который в дальнейшем студенты должны были использовать на съемках. Проводились ознакомительные выезды на будущее место съемок в целях определения оптимального времени для съемок, интересных ракурсов, локаций и спикеров. Для доступа на спортивные объекты оформлялись специальные разрешения |
Производственный (продакшн) | На производственном этапе рабочие команды выезжали на съемочные площадки, проводили съемочные репетиции и непосредственно осуществляли съемку согласованных локаций и материалов. Важно отметить, что на этом этапе важна слаженная работа всей команды, для того чтобы отснять все материалы, отсмотреть исходные материалы – проверить качество контента |
Этап обработки, анализа и коррекции контента (постпродакшн) | На данном этапе происходит верстка и сборка черновой версии материала, осуществляются монтаж и озвучка. Обучающиеся осваивают техническую сторону видеопроизводства, выбирают оптимальные программы для обработки видео и звука, собирают рекламную историю по каждому объекту. На данном этапе каждый участник команды должен вовремя и качественно выполнить свою часть работы, иначе база контента не сможет быть засчитана |
В ходе работы в командных группах обучающиеся могли перейти из одной группы в другую. Однако в тех командах, где не было существенных изменений в составе участников, скорость обработки каждого следующего объекта увеличивалась в разы, при этом качество каждого видеоролика повышалось. Обучающиеся снимали более перспективные и стабильные кадры, не было расхождения по звуку, а также монтаж выполнял один человек, что стабилизировало стиль видеовизиток. Поскольку многие объекты расположены в открытом пространстве и их съемки зависят от хорошей погоды, то группы со стабильным функционалом обработали большее количество объектов за указанные два месяца (сентябрь – октябрь). Информация о результатах обработки данных по группам представлена в таблице 3.
Таблица 3
Результаты обработки контента по объектам в разных рабочих группах
Table 3
Results of processing content by objects in different workgroups
Группа | Комментарии | Количество объектов |
1 | Стабильно работающая группа без внутренних коммуникативных конфликтов | 8 |
2 | Стабильно работающая группа, но испытывала трудности с работой в кадре (никто не хотел брать эту роль на себя) | 5 |
3 | Стабильно работающая группа, но испытывающая трудности с технической обработкой данных на 3-м этапе | 4 |
4 | Группа со стабильным костяком, но со сменой функционала во второй половине команды. Не могли определиться, кто чем будет заниматься | 3 |
5 | Нестабильно работающая группа, поскольку в отсутствие лидеров в команде испытывали трудности в самоорганизации и выстраивании деловой коммуникации | 2 |
6 | Группа, сформированная из аутсайдеров, которую в итоге пришлось расформировать и добавить участников в более продуктивные команды | 1 |
В итоге командной работы над базой контента каждая команда представила свои материалы в соответствии со структурой технического задания. Самая стабильная команда смогла обработать большее количество объектов, и с каждым новым объектом она выполняла свою работу более точно.
Реализация проекта по созданию единого образовательного ресурса находится в стадии активного поиска новых партнеров, а также новых баз спортивных, культурно-патриотических и досуговых объектов. На данном этапе апробации алгоритма (последовательности) и содержания проектной деятельности по созданию аудиовизуального продукта по продвижению отдельных социально значимых объектов можно констатировать, что обучающиеся:
- определяют круг задач в рамках поставленной цели и осуществляют выбор оптимальных способов их решения в соответствии с целью проекта;
- осуществляют критический анализ и синтез информации при обработке исходного материала и формировании конечного продукта;
- реализуют социальное взаимодействие через актуализацию собственной роли в команде (участие в рабочей команде объекта);
- получают основы профессионального делового общения с заказчиками по решению вопросов профессиональной коммуникация в режиме быстрой интеграции возникающих новых проблемных задач (выстраивание взаимодействия с участниками PR-отношений);
- разрабатывают стратегии производства и продвижения социально значимого контента в сферах спорта, туризма, гостеприимства и национальной культуры (организация продвижения продукции СМИ);
- осваивают современные программы для видеомонтажа и видеоэффектов, базовые техники видеомонтажа (производственная и профессионально-творческая практика).
Результаты состоявшегося теоретического исследования показывают, что изучение теоретико-методологических основ профессиональной социализации, проектного подхода, цифровых технологий (медиатехнологий) в профессиональной подготовке будущих специалистов, их взаимовлияния, возможностей их интеграции являются актуальными и перспективными направлениями научно-практических исследований.
Первичный анализ результатов апробации проектного подхода на основе внедрения технологий видеопроизводства в процессе профессиональной подготовки обучающихся спортивного вуза следует признать успешным в отношении его технологической состоятельности и потенциальным в отношении позитивного влияния на профессиональную социализацию и формирование востребованных профессиональных компетенций будущих специалистов.
Список литературы
- Киселева О. Н. Проектный подход в образовании: аспекты применения и инструментарий // Основы экономики, управления и права. 2021 № 4 (29). С. 32–34.
- Давлетшин Р. Ф. Программное средство оптимизации процессов видеопроизводства // Электронные библиотеки. 2024. № 3. С. 45‒56.
- Вайсберг А. В. Модель процесса профессиональной социализации специалиста // Профессиональная ориентация. 2014. № 1. С. 32‒42.
- Остривная Е. А. Профессиональная адаптация студентов-журналистов в организации творческой среды при создании цифровых студенческих СМИ // Язык и коммуникация в контексте культуры. 2022. № 2. С. 391‒395.
- Макарова Л. Я., Трубин А. Е., Нечаев А. М., Токмакова Е. Н. Специфика проектирования цифрового контура технологического стартапа // Современная конкуренция. 2024. Т. 18. № 1 (97). С. 56‒68. DOI: 10.37791/2687-0657-2024-18-1-56-68
- Аверьянов Л. Я. В поисках своей идеи: статьи и очерки. Москва, 2000. 266 с.
- Кравченко А. И. Профессиональное прикрепление и трудовые династии // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 7. С. 5‒12.
- Мудрик А. В. Общение в процессе социализации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2024. № 2 (94). С. 47‒50. DOI 10.36871/2306_8329_2024_94_2_47
- Зеер Э. Ф., Лебедева Е. В., Зиннатова М. В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. 2016. № 7 (136). С. 44–74.
- Мансурова С. Е. Коммуникативные проблемы формирования педагогического сообщества в условиях цифровой образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 207. С. 58‒67.
- Евменов А. Д., Благова И. Ю. Российский рынок цифрового аудиовизуального контента: анализ и прогноз развития // Актуальные проблемы социально-экономического развития общества, пути их решения. Петербургский экономический журнал. 2020. № 2. С. 6–15.
- Пинчук Е. С. Мировые тенденции и динамика развития медиаотрасли // Вестник РУДН. Серия «Экономика». 2021. Т. 29. № 2. С. 324–337.
- Шуба В. В. Мобильное кино как феномен социальной коммуникации // 78-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: материалы конференции. Ч. 2. Минск, 2021. С. 149–153.
- Божедаров Д. А., Ивойлова О. Определение отечественного социокультурного инструментария организации интернет-площадок как подход к импортозамещению в сетевой медиакоммуникации // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5-1. С. 591–596.
- Шестерина А. М. Влияние технологий искусственного интеллекта на видеопроизводство в сфере продвижения сетевого контента // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2022. Т. 22. № 1. С. 108–113.