В связи с распространением социальных сетей умение писать приобретает все большее значение. Письменное общение в социальных сетях широко используется не только для межличностных контактов, но и для взаимодействия внутри групп (например, студенческих или профессиональных). Плохо составленный текст может быть неправильно интерпретирован читателем и, как следствие, привести к негативным последствиям. Этим обусловлена важность письма как вида речевой деятельности и необходимость овладения им на ранних этапах обучения как при обучении родному, так и иностранному языкам. Безусловно, важно обучить учащихся нормам написания и оформления различных типов текста на иностранном языке. Однако обучение написанию лишь стандартизованных текстов, таких как анкеты, резюме, личные и деловые письма, имеющих четкие образцы в письменной культуре и предполагающих использование определенных формулировок, ограничивает творческие способности учеников и свободу самовыражения, что негативно отражается на развитии личности.
Креативное письмо является способом развития не только письменной речи, но и личностных качеств учеников, в особенности их креативности. Оно появилось в 1920-х гг. в США и с тех пор смогло сформироваться в отдельную дисциплину. Благодаря ему школьники учатся мыслить нестандартно, генерировать и развивать идеи, опираясь на свой опыт, чувства и эмоции. Креативные письменные упражнения пробуждают интерес учащихся, создают доброжелательную творческую атмосферу, побуждают к выражению своих мыслей. Этими достоинствами объясняется повышение интереса к данному виду письма в отечественной методике. Предполагается, что использование заданий по креативному письму на уроках иностранного языка способствует повышению мотивации и эффективному развитию умения письма у школьников на средней ступени обучения.
Несмотря на очевидные достоинства введения в практику творческих письменных заданий, существуют некоторые факторы, затрудняющие процесс овладения учащимися креативным письмом:
1. Ограниченное количество часов на изучение иностранного языка. Особенно этот фактор негативно отражается на изучении второго иностранного языка, на который выделяется около двух часов в неделю, что сильно ограничивает учителя. Многие педагоги не готовы выделять время для проведения творческих заданий, так как это требует дополнительных усилий, подготовки и достаточного количества времени, что может негативно сказаться на освоении программы.
2. Разный уровень владения языком в группе/классе. Данный фактор может потребовать индивидуального подхода от учителя, которому придется оказывать помощь ученикам, чей уровень подготовки значительно отстает.
3. Отсутствие мотивации. Учащиеся не привыкли к подобного рода заданиям, что вызывает страх и нежелание работать [1, с. 87‒88].
Тем не менее указанные трудности являются типичными при обучении иностранному языку в большинстве школ независимо от того, по какой программе идет учебный процесс. Основным препятствием является отсутствие креативных заданий в используемых учебниках по французскому языку. Нами был проведен анализ УМК «Синяя птица» для 5‒9-х классов [2; 3; 4; 5; 6], а также УМК «Rencontres.Niveau 1» [7] и «Rencontres.Niveau 2» [8] с целью определить количество письменных упражнений, а также степень их творческого потенциала. Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что в учебниках уделяется недостаточно внимания развитию письменной речи на уроках. Большинство письменных заданий лишены творческого компонента, не развивают креативное мышление и направлены лишь на закрепление лексико-грамматических навыков, что можно компенсировать, используя креативные письменные упражнения.
Для формирования и развития личности с высоким творческим потенциалом эффективным будет применение в обучении активных методов и заданий, направленных на развитие творческой деятельности, при выполнении которых учащиеся могут стать активными участниками процесса обучения, раскрыть свои способности и потенциал, развить нестандартное, креативное мышление, которое необходимо для успешной профессиональной деятельности в будущем. Одним из таких методов является креативное письмо.
История возникновения креативного письма берет свое начало в 1920-х гг. в университетах США, где преподаватели прибегли к использованию письменных игр, чтобы улучшить навыки письма у студентов. Удачный опыт привел к созданию полноценного учебного курса. Позднее креативное письмо получает признание и распространяется по другим развитым странам, где также открываются кафедры и институты, посвященные исследованию данного вида письма. В 1990-x гг. российская методика сделала попытку включить креативное письмо в процесс образования, однако широкого распространения оно так и не получило [9, с. 122].
Существуют различные трактовки термина «креативное письмо». К примеру, Н.Г. Кизрина определяет его как особый вид человеческой деятельности по созданию нового оригинального продукта, в качестве которого выступает текст1. Коллектив ученых (Е.В.Житкова, Н. А. Карпова, Е.В.Козловская) настаивает, что креативное письмо ‒ это умение автора отойти от стандартизированных шаблонов и проявить индивидуальность [10, c.14]. А. А. Игнатьева и Л. А. Метелькова делают акцент на целенаправленности текста и определяют креативное письмо как процесс создания какого-либо текста, цель которого является более эстетичной, чем прагматичной или информативной [11, c. 269]. М. К. Алтухова, в свою очередь, подразумевает под креативным письмом вид письма, выходящий за границы профессиональной академической или технической литературы, определяющийся повествовательной формой, созданием и развитием [12, с. 15]. Как видно из определений, в основе термина заложено понятие креативности, которое может пониматься как интегративное качество личности, общая способность данной личности к творческому процессу, проявляющаяся в мышлении и общении; процесс, который направлен на продуцирование новых нестандартных идей, оригинальных образов и гипотез.
Говоря о потенциале использования креативного письма, стоит упомянуть результаты исследования, проведенного Аланом Мэйли среди ведущих специалистов и преподавателей. Он выделили следующие аспекты, на которые креативное письмо оказывает свое положительное влияние:
1. Развитие грамматических, лексических, фонетических навыков. Используя язык в творческих заданиях, учащиеся стремятся передать их личные уникальные идеи и мысли, при этом неизбежно взаимодействуя с языком на более глубоком уровне, что повышает точность и правильность употребления грамматических структур, способность отбирать уместную и оригинальную лексику, а также развивает чувствительность к ритму, рифме, интонации и ударению.
2. Творческие способности. Креативные упражнения способствуют созданию доброжелательной и творческой атмосферы, в которой учащиеся не бояться использовать различные стилистические приемы и средства выражения.
3. Развитие вторичной языковой личности. Свободная атмосфера позволяет ученикам не только экспериментировать с языком, но и раскрыть себя, свои способности и развить свою «вторичную языковую личность».
4. Повышение уверенности в себе и самооценки. Осознание учащимися способности самостоятельно создавать письменные работы на иностранном языке, которые никто не писал до них, вызывает чувство гордости за собственные достижения и ведет как к повышению самооценки и уверенности в себе, так и росту мотивации.
5. Творческое чтение. Читая работы одноклассников, учащиеся смогут лучше взаимодействовать с текстом, анализировать его, понимать структуру, что также благоприятно отразится на их собственных творческих навыках.
6. Совершенствование письменной речи в целом. Проявление творческих способностей и индивидуальности в процессе написания креативных текстов, несомненно, может повлиять и отразиться на других видах письма. Даже тексты, относящиеся к практическому письму, могут стать более экспрессивными благодаря навыкам креативного письма [13].
Писатель-эссеист Оливер Тернер также отметил учебный потенциал креативного письма: «Креативное письмо может принести студентам много преимуществ. Практикуясь в написании творческих текстов,студенты сосредотачиваются на языковых аспектах, визуализируют приемы составления текстов, изучают различные лингвистические структуры интересным и нетрадиционным способом, который поможет лучше овладеть грамматикой языка» [14].
Г. Э. Томпкинс также говорит о необходимости использования креативного письма в процессе обучения иностранному языку. По мнению ученого, творческие задания помогают: разнообразить художественные средства выражения мысли, изучить функции и ценности написания; стимулировать воображение; определить личностные особенности; сделать учебный процесс более увлекательным [15, c. 718‒721].
Креативное письмо включает в себя письменные задания разного рода. К нему можно отнести как индивидуальное, так и коллективное написание рассказов, сказок, эссе, историй и писем от лица какого-либо персонажа, героя, животного, предмета, восстановление начала и конца истории, продолжение незаконченного литературного произведения, восстановление диалога по репликам. Также это изменение вида текста, его жанра, написание ответного письма, рассказа с использованием определенных лексических единиц [16, с. 65].
Креативное письмо предполагает использование различных техник, которые призваны помочь учащимся сгенерировать идеи для дальнейшего написания текста на их основе. Например, метод кластеров предполагает создание ассоциограммы на основе спонтанных идей и мыслей, в центре которой находится слово-стимул, а сами внезапно возникающие идеи располагаются вокруг. Таким образом, получается набор слов, которые, на первый взгляд, только кажутся связанными между собой одной темой [17, c. 185].В. Г. Трифонова полагает, что метод составления ментальной карты также оказывает эффективное воздействие на развитие творческих способностей, как и метод кластеров. В отличие от последнего, он предполагает построение иерархических отношений между ключевыми понятиями в рамках одной темы. В центре карты размещается тема рассказа, а от нее отходят различные подтемы. Данный метод можно использовать после метода кластеров, в качестве второй ступени подготовки к написанию, когда учащийся уже выбрал тему и ему необходимо правильно структурировать мысли, привести их в порядок [18, c. 85].
О.Б. Павлик также описывает многие интересные методы креативного письма в своей статье. Одной из них является коллаж – метод, позволяющий собрать и объединить даже то, что на первый взгляд не сочетается. При создании коллажа можно обнаружить различные удивительные связи и сделать новые открытия благодаря контрастам. А сам коллаж может использоваться как источник для написания текста. Коллаж позволяет использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Интересен также вариант создания коллажа, когда слова, предложения либо целые отрывки текста беспорядочно располагаются на листе и приклеиваются так, как они упали [19, с. 120]. Эффективность применения такого метода как мозговой штурм на занятиях по иностранному языку доказана сегодня многими методистами и активно используется.
Мозговой штурм рассматривается как один из этапов проведения групповой дискуссии, который позволяет «высвободить творческую энергию и убрать нравственные и смысловые барьеры ее участникам» [20, с. 10]. Целью мозгового штурма является решение сложных вопросов в процессе группового обсуждения, нахождение креативного решения проблемы. Процесс проведения мозгового штурма включает в себя три этапа: 1) подготовительный: участники знакомятся с поставленной проблемой и правилами проведения мозгового штурма; 2) генерирование идей: выдвижение одной или нескольких гипотез решения поставленной проблемы каждым участником и фиксирование выдвинутых гипотез; 3) заключительный: анализ всех выдвинутых гипотез, отбор лучших [21, c. 276].
Интересны также упражнения с опорой на так называемый музыкальный текст, т. е. инструментальную музыку без слов. Субъективные ассоциации слушателя как бы находятся под влиянием настроения музыкального произведения. Эти ассоциации в центре внимания. Музыка сама по себе теряет самостоятельное звучание. В этом случае она интересует нас как средство, побуждающее к творчеству, креативному письму. От выбора музыкального произведения зависит либо ее расслабляющее, либо аффективное влияние. Например, медитативная музыка хорошо подходит при описании фантастических путешествий [22, с. 104]. Спектр креативных заданий весьма широк. Педагоги могут варьировать задания, создавать упражнения с использованием элементов разных заданий. Разработанный нами комплекс заданий представлен ниже.
Для изучения потенциала и эффективности применения креативных письменных упражнений, а также их влияния на мотивацию нами была проведена экспериментальная работа, базой для которой послужили две школы города Петрозаводска– МОУ средняя школа № 3 и МОУ гимназия № 17. В эксперименте участвовали две группы – экспериментальная из 8 учеников и контрольная из 12 учащихся. Обе группы изучали французский язык два раза в неделю как второй иностранный. Исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Малое количество участников эксперимента объясняется тем, что французский язык изучается всего в нескольких школах г. Петрозаводска. В ходе эксперимента были применены такие методы, как наблюдение за учащимися, их уровнем активности в процессе работы над творческими заданиями, анализ и синтез собранного теоретического и эмпирического материала, анкетирование участников эксперимента с целью выявить уровень самооценки и удовлетворенности на момент начала и окончания эксперимента.
На первом (констатирующем) этапе проведены анкетирование и входное тестирование с целью определить наличие мотивации и исходный уровень владения письменной речью. Входное анкетирование включало в себя следующие вопросы:
- Нравится ли вам изучать иностранные языки?
- Как вы оцениваете свои способности во французском языке от 1 до 10?
- Как вы оцениваете свое умение писать (эссе, сочинения и т. д.) на французском языке от 1 до 5?
- Какой вид деятельности на уроке иностранного языка вы любите больше всего?
- Какой вид деятельности вам больше всего не нравится?
- Часто ли на уроке вы выполняете письменные задания (эссе, письма, рассказы, объявления, доклады и т. д.)?
- Любите ли вы выполнять письменные задания на уроке?
- Хорошо ли у вас получается выполнять письменные задания?
- Какие письменные задания вам нравятся? Почему?
- Нравятся ли вам письменные творческие задания?
- Хотели бы вы выполнять больше письменных творческих заданий на уроках?
Повторное анкетирование состояло из следующих вопросов:
- Как вы оцениваете свои способности во французском языке от 1 до 10?
- Как на данный момент вы оцениваете свое умение писать на французском языке от 1 до 5?
- Нравится ли вам выполнять письменные творческие задания на иностранном языке и почему?
- Какие сложности вы испытываете при выполнении письменных творческих заданий?
- Хотелось бы вам в будущем выполнять больше творческих письменных заданий?
- На данный момент какие письменные задания вам нравится выполнять на уроках больше? Обычные или творческие?
- Какие из выполненных творческих заданий вам понравились, а какие нет?
- Стало ли вам легче делать письменные задания после выполнения этих упражнений?
Входное тестирование на констатирующем этапе предполагало прочтение незаконченного рассказа и написание концовки к данному тексту. При оценивании учитывались следующие критерии:
- соответствие текста необходимому объему;
- оригинальность и стилистическое оформление текста;
- количество лексико-грамматических и орфографических ошибок.
Формирующий этап заключался в организации работы с авторским комплексом креативных письменных упражнений в экспериментальной группе. На данном этапе были проведены следующие упражнения:
- «лескурийская площадь» («le carré lescurien»);
- составление текста на основе таблицы;
- cинквейн;
- комикс;
- демотиваторы.
Первое упражнение «лескурийская площадь» является тренировочным и может использоваться в качестве игры или речевой разминки на уроке. Учитель пишет на доске несколько слов (4‒5) и предлагает ученикам составить и записать все возможные предложения, используя все слова, при этом они могут менять порядок слов, их число, род, использовать различные предлоги и артикли. Например, учитель записывает следующие слова: chat, souris, arbre, courageux, attraper. Учащиеся могут предложить следующие варианты предложений:
Le chat courageux attrape la souris sous un arbre.
Derrière l’arbre, le chat courageux et la souris s’attrapent.
Целью данного упражнения было научить учащихся находить различные способы связи слов в предложении, а также способы переконструировать предложение, используя одни и те же лексические единицы, и увидеть, как может меняться содержание и смысл фразы в зависимости от расположения слов и их форм, что может быть полезным при написании текстов. Данное упражнение также помогает в повторении изученной лексики.
Следующим упражнением стало написание текста в парах на основе таблицы, включающей несколько категорий (например, «nom», «ville»,«produit», «objet», «couleur»), в каждую их которых учащиеся вписывали одно или два слова. Основным условием является то, что все слова должны начинаться на одну и ту же букву. Букву может выбрать учитель либо класс. Таким образом, к примеру, на букву «B» учащиеся могут придумать и записать следующий набор слов: Barbara, Bordeaux, unebanane, unbonnet, bleu. Дальнейшая задача заключается в том, чтобы объединить эти слова в связный текст из нескольких предложений. Данное упражнение также помогает развить фантазию и позволяет использовать различные режимы работы. Так, на начальной ступени обучения это упражнение лучше проводить в парном или групповом режиме, чтобы облегчить задачу учащимся, если она является для них слишком сложной.
Раскрыть свой творческий потенциал и развить образное мышление позволяет такое упражнение, как написание синквейна. Синквейн – стихотворение, не имеющее рифмы и состоящее из пяти строк. Синквейн имеет определенную структуру и правила написания, поэтому данное упражнение не вызовет сложностей у учащихся и отлично подойдет для закрепления лексики по изучаемой теме даже на младшем этапе обучения. Правила построения синквейна:
- Первая строка – одно существительное, задающее основную тему стихотворения.
- Вторая строка – два прилагательных, описывающих заявленную тему, раскрывающих ее наиболее интересные и значимые признаки, характеристики.
- Третья строка – три глагола, обозначающих действия, свойственные выбранному объекту или явлению.
- Четвертая строка – одно предложение, выражающее отношение автора к теме или раскрывающее ее суть.
- Пятое предложение – синоним к теме, подводящий итог всему стихотворению.
Далее учащимся были предложены комиксы, где им нужно было придумать и написать реплики персонажам, основываясь на изображениях. Достоинством данного упражнения является наличие зрительной опоры, которая стимулирует воображение.
Последнее задание позволило учащимся проявить не только свою оригинальность, но и чувство юмора. Данное задание предполагает создание демотиватора – картинки с подписью к ней, имеющей, как правило, юмористический характер. Учащимся было предложено несколько забавных картинок на выбор, а задача заключалась в том, чтобы придумать подпись к одной или нескольким из них. Подобное задание помогает создать веселую атмосферу в классе и поднять настроение при просмотре и обсуждении получившихся демотиваторов.
После выполнения вышеописанных упражнений был проведен последний (контрольный) этап, который включал в себя контрольное задание и анкетирование. Целью данного этапа было проанализировать динамику в развитии умений письменной речи и уровне мотивации учеников.
Контрольное задание заключалось в написании небольшого рассказа к трем предложенным ученикам иллюстрациям.
При оценивании данного задания были учтены следующие критерии:
- соответствие необходимым требованиям (минимальный объем текста составляет 7 предложений, и текст подходит под описание всех трех картинок);
- оригинальность и стилистическое оформление текста;
- количество лексико-грамматических и орфографических ошибок.
Входное анкетирование показало, что на момент начала исследования учащиеся обеих групп достаточно высоко оценивали свои способности. Письмо для них представляет сложный вид деятельности по сравнению с чтением и говорением, тем не менее большинство отметили, что любят делать письменные задания и хотели бы выполнять больше творческих письменных работ, что говорит о наличии благоприятных условий и хорошем уровне мотивации для проведения исследования.
Данные по входному тестированию (выполнение творческого задания) показывают, что в экспериментальной группе 60 % учащихся выполнили задание на оценку 5, 40 % – на оценку 4. В контрольной группе оценку 5 получили 57 % учащихся, оценку 4 ‒ 28 % и оценку 3 – 14 %. В работах обеих групп встречалось большое количество лексико-грамматических, а также орфографических ошибок, особенно связанных с акцентами во французском языке, что также свидетельствует о необходимости выполнять больше письменных заданий.
По итогам формирующего этапа эксперимента в контрольной группе (выполнение итогового задания) 66 % работ выполнены на оценку 5, 22 % ‒ на оценку 4, 11 % – на оценку 3.В экспериментальной группе по результатам оценивания 71 % учеников получили оценку 5, 14 % – оценку 4, 14 % – оценку 3.
Также после контрольного задания в экспериментальной группе было проведено повторное анкетирование для изучения удовлетворенности учеников от работы с креативными письменными заданиями, их мотивации и самооценки. Результаты показали, что большей части (85 %) опрошенных нравятся творческие письменные задания, так как они помогают лучше выражать свои мысли на иностранном языке, развивать фантазию и являются очень интересными и увлекательными. В то же время есть несколько ребят, которые указали, что не обладают творческими способностями, в связи с чем не любят выполнять подобные задания.
Среди сложностей, с которыми учащиеся сталкиваются во время выполнения творческих заданий, они выделили неразвитую фантазию, а также недостаточный запас слов для выражения своих мыслей, в связи с чем им часто приходится обращаться за помощью к учителю, а также электронным словарям и переводчикам. Большинство участников анкетирования (71 %) указали, что предпочитают творческие письменные задания обычным и хотели бы в будущем выполнять больше креативных упражнений.Абсолютно все опрашиваемые отметили, что им стало легче выполнять письменные упражнения после проведенной работы с креативными заданиями, однако это также может быть связано с увеличением письменных заданий, которых раньше у них было намного меньше.
Анализируя полученные в ходе контрольного задания результаты, можно отметить, что большая часть учеников в обеих группах отлично справилась с заданием, однако значительные отличия при сравнении успешности выполнения контрольного задания между двумя группа отсутствуют. Также стоит заметить, что количество лексико-грамматических и орфографических ошибок в текстах по-прежнему оставалось значительным как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Отсутствие значительных изменений в уровне владения письменной речью может объясняться ограниченными сроками исследования и необходимостью более долгой и частой работы с подобными заданиями, чтобы они оказали эффективное влияние на формирование умения письма.
Креативное письмо представляет собой творческий процесс по порождению нового оригинального продукта, в качестве которого выступает художественный текст. Одним из главных достоинств этого вида письма является выразительность художественной речи, которая побуждает школьников к поиску новых слов, использованию разных грамматических форм и синтаксических конструкций для точного выражения своих мыслей, что, в свою очередь, способствует совершенствованию их коммуникативной компетенции.
Авторский комплекс креативных упражнений на французском языке прошел успешную апробацию. Нам удалось выявить положительное влияние на уровень мотивации учащихся, но в качестве перспективы исследования следует провести более систематичную и продолжительную работу, чтобы оценить влияние на развитие письма на иностранном языке у школьников.
Полагаем, что креативное письмо должно быть использовано как способ развития письменной речи учащихся, их личностных качеств и как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка. Введение креативного письма в учебно-методические комплексы по французскому языку положительно скажется на процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности и будет способствовать развитию творческого потенциала индивида.
Список литературы:
- Питина С.А., Щербов А.Д. Креативное письмо в преподавании иностранного языка // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. №2 (52). С. 85‒93.
- Береговская Э. М. Французский язык. Второй иностранный язык. 5 класс:учеб.для общеобразоват. организаций:в 2 ч. Ч. 1. 2-е изд. Москва, 2014. 112 с.
- Береговская Э. М. Французский язык. Второй иностранный язык. 5 класс:учеб.для общеобразоват. организаций:в 2 ч. Ч. 2. 2-е изд. Москва, 2014. 112 с.
- Селиванова Н. А. Французский язык. 6 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. 3-е изд. Москва, 2009. 240 с.
- Селиванова Н. А. Французский язык. 7‒8 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений. 14-е изд. Москва, 2012. 263 с.
- Селиванова Н. А. Французский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. 10-е изд. Москва, 2012. 110 с.
- Селиванова H. A. Французский язык : учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: первый год обучения.5-е изд. Москва, 2011. 192 с.
- Селиванова H. A. Французский язык : учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: второй и третий годы обучения.Москва, 2012. 224 с.
- Ярмер Н. Д., УнруМ. Н. Креативное письмо как форма развития познавательного интереса // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2010. № 1-2(55). С. 121‒125.
- Житкова Е.В., Карпова Н.А., Козловская Е.В. Креативное письмо при обучении взрослых иностранному языку: учебно-методическое пособие. Томск, 2021. 108 с.
- Игнатьева А. А. Креативное письмо на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 26 октября 2018 года. Чебоксары,2018. С. 268‒271.
- Алтухова М.К. Creativewriting: для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филологическое образование». Санкт-Петербург, 2004. 135 с.
- MaleyA. CreativeWritingforStudentsandTeachers [Электронныйресурс] //Электрон. дан. URL: http://old.hltmag.co.uk/jun12/mart01.htm(дата обращения 20.04.2023).
- Anderson S. Les bénéfices de l'écriture creative [Электронныйресурс]. Электрон.дан. URL: https://www.lingoda.com/fr/blog/apprendre-langue-ecriture-creative(дата обращения 20.05.2023).
- TompkinsG.E. SevenReasonsWhyChildrenShouldWriteStories.LanguageArt. 1982. № 59 (7). 736 с.P. 718‒721.
- Покидова В.А. Технология креативного письма в обучении иностранному языку в вузе // Высшее образование сегодня. 2016. №3. С. 64‒68.
- Воронин Н.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. Москва, 2004. 270 с.
- Трифонова В.Г. Творческое развитие индивидуальных способностей учащихся: как его обеспечить // Школьные технологии. 2000. № 6. С. 84‒87.
- Павлик О.Б. Использование креативного письма в обучении иностранному языку // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 34. С. 117‒122.
- Беляева Н.Г., Сизова Ю.С. Использование мозгового штурма на уроках иностранного языка в неязыковом вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8 (50). Ч. 5. С. 10‒13.
- Кизрина, Н. Г., Елисеева О.Р. Использование креативных технологий при обучении иностранному языку студентов педагогических вузов // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11. № 3. С. 271–277.
- Житкова Е.В. Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку в вузе // Язык и культура. 2009. №3 (7). С. 101‒104.