Создание возможностей для предоставления знаний всем желающим поддерживает ЮНЕСКО13, подчеркивая необходимость развития человеческого потенциала посредством качественного образования на протяжении всей жизни, доступа к информации с использованием достижений информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1]. Основные принципы национальной политики, направленной на обеспечение качественного образования населения нашей страны, отражены в Концепции развития непрерывного образования [2].
Задаче формирования специалиста аграрной отрасли высокого уровня отводится особое место, поскольку продовольственная безопасность – стратегическая задача и от ее решения во многом зависит степень благосостояния государства [3]. Аграрная политика развивает стремление государственной системы подготовки кадров к совершенству, но для ее осуществления необходимо внедрение инноваций в академическую среду [4]. Современному выпускнику сегодня важны не только знания о животноводческой и растениеводческой продукции, эксплуатации оборудования и техники, но и умение работать в междисциплинарных командах, навыки работы с информацией, «способность быстро реагировать на изменения в науке и производстве в соответствии с требованиями развития передовых технологий» [5, с. 95]. Однако в настоящее время, когда в отрасли остро ощутим дефицит кадров такого уровня, «одной из ключевых проблем системы высшего образования России является проблема источника ресурсов» [6, с. 5]. Переход к новым образовательным стандартам представляется закономерным, а непрерывное профессиональное обучение (НПО) и получение актуальной информации приобретают первостепенное значение [7]. Кроме того, ограничение доступа к авторитетным мировым информационно-аналитическим системам, введенное для России, привело к повышенному спросу на информацию открытого доступа и новые формы дистанционного образования. Применение ИКТ и принципов открытой науки позволяет получить бесплатный, удобный доступ к научной и образовательной информации, важная роль в этом процессе отводится ООР. Разумеется, создание этого типа ресурсов требует решения ряда вопросов моделирования, разработки инструментов виртуальной среды и т. д., но они могут быть применены в любое время и играют значимую роль в информационно-коммуникационном обеспечении участников образовательного процесса [8; 9]. При этом имеется сложность поиска ресурсов рассматриваемого типа из-за отсутствия стандартных описаний и рассредоточения их в интернете – оказать определенную помощь в поиске способен навигатор. Созданный авторами публикации «Навигатор по ООР для аграрной отрасли» (далее – «Навигатор») представляет собой электронный ресурс, который включает в себя подборку отраслевых ООР открытого доступа, используемых в современных образовательных форматах.
При выполнении работы использовались такие методы, как анализ научной литературы, раскрытие терминов, а также систематизация, описание, группировка данных. Проведено изучение различных концептуальных подходов и моделей, изложенных в научной литературе и других источниках, относящихся к проблематике аграрного образования. На основе ключевых слов: «открытые образовательные ресурсы, ООР, открытая наука, непрерывное аграрное образование, навигатор веб-ресурсов», включенных в заголовки и аннотации работ, опубликованных в период с 2011 по 2021 г., сформирован поисковый запрос. В выборку работ с высокими показателями релевантности и индекса цитируемости вошли 28 публикаций, в том числе размещенные в электронных библиотеках eLibrary.Ru, КиберЛенинка, аналитической системе Scopus. Кроме того, с помощью специализированных запросов, содержащих комбинации ключевых слов, осуществлялся поиск научно-образовательной информации открытого доступа в поисковых системах Яндекс, Google Scholar, на сайтах образовательных учреждений и др.
Анализ выборки позволил определить, что сегодня одной из актуальных задач аграрной отрасли в России и мире является повышение качества обучения специалистов с применением инновационных методов и инструментов обучения.
Прежде всего, рассмотрим литературные источники, которые помогают проанализировать ключевые тематические термины, чтобы оценить их взаимосвязь и провести более точное исследование.
Понятие «Открытые образовательные ресурсы» (ООР) впервые было введено в 2002 г. ЮНЕСКО. ООР определялись как «учебные и исследовательские материалы в любом формате и на любом носителе, находящиеся в общественном достоянии или выпущенные под открытой лицензией, обеспечивающей свободный доступ, использование, модификацию или повторное распространение другими лицами» [10]. Позже появляется дополнение, что к ООР относятся «учебные курсы, пособия, планы уроков, статьи, виртуальные лаборатории, симуляции, игры, исследования…» [11], а также справочные материалы, статистические данные, отчеты об исследованиях, архивы, коллекции и журналы, обучающие видео, тесты; открытые данные, созданные правительствами и научными организациями – информационные материалы, находящиеся в свободном доступе, которые можно изучать, перерабатывать и применять для подготовки обучающих материалов [12; 13]. С развитием ИКТ для создания ООР стали использоваться различные сервисы, например блоги, разработка смарт-карт, дополненная реальность и др. [14, с. 114]. К ООР сегодня также относят свободно распространяемые информационные ресурсы (ИР) без указания типа ресурса, но обладающие признаками ООР и программное обеспечение (ПО) с открытым кодом. «Де-факто к ООР относят все доступные бесплатно для ознакомления образовательные материалы во Всемирной паутине» [15, с. 146]. Однако обязательным условием принадлежности ресурса к категории ООР является размещение в общественном достоянии либо под лицензией, разрешающей его свободное использование. Таким образом, «ООР» сегодня – многокомпонентное понятие, которое продолжает активно развиваться, поскольку является важным инструментом информационной поддержки, обеспечивающим бесплатный, постоянный свободный доступ к научно-образовательным материалам, ПО.
Известно, что профессиональная подготовка специалиста – это «постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде» [16, c. 38‒39], требующее проведения информационного поиска, т. е. отыскания во множестве «текстов, документов, данных, указанных в запросе или содержащих нужные потребителю факты, сведения», и представляет собой трудоемкий процесс [17, с. 96]. Навигатор помогает находить релевантные источники без дополнительных затрат времени. Определение «навигатора» ИР обоснованно соотносится с такими понятиями, как «виртуальный путеводитель», «справочник по интернет-ресурсам» [18, с. 4]. В информационном сопровождении «навигатор» рассматривается как «источник сведений об ИР, и его задачей является ориентирование пользователя в основных источниках информации» [19, с. 277].
Наблюдаемая цифровая модификация системы высшего образования модифицирует технологии и средства работы. За счет использования электронных учебников, онлайн-курсов, электронных библиотек появляется возможность сделать систему высшего образования более гибкой и демократичной [20, с. 96]. В процессе перехода системы образования на цифровые сервисы отдельное внимание уделяется адаптации к новым условиям и повышению уровня комфорта. ООР, как материалы в цифровом формате, способствуют эффективному взаимодействию участников образовательного процесса, обеспечивая его содержательность и наглядность. Изучение педагогического опыта показывает, что студенты чаще всего обращаются к ООР для получения дополнительных сведений по учебным дисциплинам. Преподаватели также используют эти ИР, адаптируя их для подготовки курсов. Однако в нашей стране на сегодняшний день нет ясного правового статуса и государственной политики в отношении ООР, поэтому эти ресурсы в России не имеют четких параметров, их поиск и трансферт затруднены [15, с. 152].
В отечественной литературе отмечен ряд попыток централизации данных по ИР открытого доступа на единой платформе. Были применены различные подходы классификации ООР для комфортной коммуникации и результативного поиска информации, разработаны версии баз данных, например ЕИПАЗ (Единое информационное пространство аграрных знаний), но, ввиду отсутствия финансирования, ни один из проектов не был реализован [21].
Международный опыт разработки, использования и продвижения ООР представлен, прежде всего, обзорами законодательных, финансовых и процедурных механизмов, принятых национальными правительствами в отношении такого типа ресурсов. Исследования, проведенные в секторе сельскохозяйственного образования этих стран, позволили понять положительное влияние ООР на доступ к учебным и научным материалам и разработать концепцию их продвижения. Следует отметить, что межнациональное сотрудничество в научных и образовательных проектах является одним из важнейших способов объединения студентов и преподавателей разных вузов. В ряде университетов Европы использование ООР в данном направлении показывает хорошие результаты [22]. Задачи агрообразования учитываются в учебных программах многих стран. Среди главных – очевидная потребность современного общества в профессионалах, способных мобильно адаптироваться к условиям современной цифровой социально-экономической системы, обладающих способностью овладевать нестандартными для специальности компетенциями, легко строить познавательную траекторию в соответствии с экономической конъюнктурой [23]. ООР приобретают адаптивность и рассматриваются как инструмент решения реальных задач в процессе обучения, поскольку способны вести сборку разных смысловых конструкций [24].
Анализ масштабов и результатов реализации образовательной политики в ряде стран позволяет сделать вывод, что ООР представляют собой благоприятную среду для инклюзивного развития, обеспечения равного доступа к образованию [25]. Предварительные результаты использования ООР в развивающихся странах, разработанных уже с учетом учебных потребностей, показывают немедленное улучшение качества обучения [26].
Как отмечалось ранее, пользователи часто отмечают трудности самостоятельного поиска учебной информации в интернет-пространстве. Использование ООР открывает ряд возможностей. Например, позволяет значительно сокращать время поиска и финансовые затраты на учебные материалы. Это обстоятельство является весомым аргументом при принятии решений, поскольку, как показал обзор цен средней стоимости учебников, за последние 10 лет в Европе она увеличилась на 82 % [27]. ООР постепенно становятся все более популярным инструментом в образовании, т. к. позволяют применять разные подходы к обучению за счет адаптивной организации процесса без ограничений по времени, геолокации и возможности выбора из широкого спектра методических материалов [28]. Кроме того, ООР имеют проверенный опыт подготовки «конкурентоспособного специалиста, способного работать в новых условиях» в разных форматах обучения (например, в дистанционном и смешанном) [29, с. 52]. Смешанное обучение признано наиболее эффективным: часть традиционных учебных занятий заменяется интерактивной формой в электронной среде с использованием ООР, предоставляя дополнительные возможности для самостоятельной работы обучающихся. Определенные трудности поиска ООР связаны, прежде всего, с недостатком информации о них, отсутствием метаописаний, по которым можно проводить эффективный поиск [15]. Навигатор по ООР оказывает хорошую помощь в этом отношении. Что касается некоторых сложностей в использовании ООР, то они чаще всего обусловлены низкими навыками работы с ИКТ или слабой мотивацией ввиду недостаточной вовлеченности в обучение – в этих направлениях следует проводить определенную работу [30, c. 93].
Как показывает анализ, объем и состав ООР на разных платформах неодинаковы, а задача описания этих ресурсов классическими математическими методами является сложной [18]. Оценка характеристик ООР аграрной сферы позволяет условно сгруппировать их по таким категориям, как тематическое направление, образовательный уровень, принадлежность (страна, организация, физическое лицо), форма представления и степень доступа ресурса. При этом существенным является тот факт, что «практически все ООР содержат необходимые материалы или методы, используемые для поддержки открытого доступа к знаниям» [31, с. 151]. Предложенный нами «Навигатор» (http://lib-os.ru/obrazovatelnye-resursy/navigator-oor-apk/) является полезным ресурсом для тех, кто стремится к профессиональному росту, поскольку упрощает поиск и использование отраслевых ООР, помогает сохранять актуальность знаний в аграрной сфере.
Создание и развитие ООР, безусловно, поддерживаются в мире на национальном уровне. В нашей стране, например, «Открытое образование» (https://openedu.ru/) – это платформа, предлагающая ИР и онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Автор ресурса – ассоциация «Национальная платформа открытого образования». Проект направлен на предоставление каждому возможности освоить определенные дисциплины без поступления в вуз. Курсы на портале имеют высокую надежность в оценке результатов и подтверждаются сертификатами. ООР «Открытого образования» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС1. В рамках программы «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» предлагаются ООР по таким направлениям, как: «Агрохимия и агропочвоведение»; «Агроинженерия»; «Ветеринария и зоотехния»; «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»; «Технология переработки сельскохозяйственной продукции» и т. д.
«Лекториум» (https://www.lektorium.tv) – одна из крупнейших площадок в России, содержащая ООР для различных аудиторий. Проект создан в сотрудничестве преподавателей и ученых ведущих вузов, научных учреждений и компаний, поддерживающих инновационные образовательные проекты. Издательством «Лекториума» разработано более 140 курсов, а «Медиатека», крупнейший видеоархив учебных материалов на русском языке, содержит около шести с половиной тысяч бесплатных лекций. ООР аграрной области размещены в разделах по почвоведению, молекулярной биологии, биоинформатики и т. д. и представлены вебинарами, стримами, онлайн-курсами, а также видеоматериалами конференций и встреч с интересными людьми. На сегодняшний день в «Лекториуме» прошли обучение уже более полумиллиона пользователей.
Принципом распространения контента платформ «Лекториума» и «Открытого образования» является свободный доступ для любых целей, кроме коммерческих. Особенность этих проектов ‒ использование программного обеспечения Open edX с открытым исходным кодом, с функционалом которого также можно работать на платформе Eduardo. Предоставляется целый спектр возможностей: от запуска разных типов тестов до интеграции виджетов и распространения всех улучшений, сделанных в проекте, под открытой лицензией. Это делает платформу пригодной для использования по всему.
Следующий проект по созданию и продвижению ООР- «ИНТУИТ»(http://www.intuit.ru), разработан НОУ «ИНТУИТ» 2 . Более полутысячи курсов повышения квалификации и двухсот видеокурсов «ИНТУИТ» активно используетсяя в университетах России и других стран в самых разных образовательных программах. Прделагаемые ООР применяются для углубления имеющихся знаний, освоения новых методов обучения и других учебных целей. Платформа создает среду, сочетающую в себе дистанционное обучение и социальные сети с возможностью получения знаний по профессии и рекомендаций единомышленнков.
Изучение ООР, представленных на платформах российских аграрных вузов, показывает, что они укомплектованы в основном онлайн- курсами по направлениям «сельское хозяйство» и «сельскохозяйственные науки». Например, портал образования Башкирского ГАУ3 (https://openedu.bsau.ru/) предлагает инновационные технологии обучения с применением ООР по сельскому хозяйству в виде обучающих курсов, аудио- и видеопрезентаций. Арсенал онлайн-курсов включает видеолекции, справочники, практические задания, тестовые материалы для проверки знаний, а также дополнительные видеоматериалы для самостоятельной работы.
Образовательную деятельность по 29 программам высшего аграрного образования ведет ИжГСХА4 (http://moodle.izhgsha.ru). Комплект учебных курсов этого вуза представлен открытыми данными в виде программ, модулей, тестов по таким направлениям подготовки, как «Агрохимия и агропочвоведение», «Генетика», «Патологическая анатомия животных», «Ветеринарная гематология», «Племенное дело в животноводстве», «Технология переработки молока» и т. д. Кроме того, сотрудниками ИжГСХА и РГАУ – МСХА5, независимо друг от друга, разработаны и сегодня очень востребованы курсы по цифровым технологиям в агропромышленном комплексе (АПК). РГАУ – МСХА – это ведущий консультационно-методический центр системы аграрного образования России. Созданная на базе вуза сеть научно-образовательных учреждений на платформе Stepik представляет в открытом доступе около ста курсов дополнительного профессионального аграрного образования (https://sdo.timacad.ru/local/crw/category.php?cid=329&crws). Среди них: «Агроэкология»; «Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственного сырья и продовольствия»; «Управленческий консалтинг в органическом сельском хозяйстве»; «Современная парадигма питания в мировом птицеводстве» и другие курсы по актуальным программам обучения.
В описаниях курсов российских аграрных университетов указаны специальности подготовки по ФГОС и формируемые компетенции выпускников.
Согласно данным ряда зарубежных исследований, ООР вносят значительный вклад в решение вопросов устойчивого развития общества путем расширения доступа к образованию и повышения его качества. Преимущество открытого сообщества заключается в акценте на обмен учебными и исследовательскими материалами. ООР могут быть здесь как ключом к распространению новых методов обучения, так и инструментом информационного сопровождения в формальном и неформальном образовании. Определено, что наиболее востребованы ООР в системе высшего образования [32; 33].
Представленные далее зарубежные образовательные платформы, включенные в «Навигатор», являются мультидисциплинарными, содержат в том числе ООР по аграрной отрасли и включают описание порядка организации учебных ресурсов, планы, задания, тесты и инструменты оценки.
В 2016 г. ЮНЕСКО на сайте Института по изучению вопросов управления знаниями в образовании6 создал общедоступную цифровую библиотеку ООР – «OER Commons». Поисковая система позволяет искать и идентифицировать ресурсы в соответствии с поставленными задачами. В области сельского хозяйства содержится 430 ООР (https://www.oercommons.org/browse?f.general_subject=agriculture), примером описания может служить курс «Агрономия и растениеводство»: «Типы материалов: план лабораторных работ и два конспекта лекций по трем темам. Предметы обучения: сельское хозяйство, биология, ботаника, экология. Применимость для уровней образования: высшего и послевузовского (повышение квалификации). Автор: М. Давинич; язык: английский. Дата добавления: 11.05.2020 г. Лицензия: Creative Commons (СС). Attribution – NonCommercial – ShareAlike 4.0.» [34].
Сообщество сотрудников Калифорнийского государственного университета7 образовало компанию «MERLOT» (https://www.merlot.org/merlot/Agriculture.htm) для предоставления пользователям ООР с широким набором услуг и функций. Сегодня «MERLOT» обладает одной из крупнейших в мире коллекций «Открытые учебники». Мультимедийный образовательный ресурс включает более сорока тысяч объектов, которые условно можно разделить на 22 типа: коллекции учебных материалов и социальных исследований, статистику, учебные пособия и симуляции, электронные портфолио курсов, экспертные обзоры, инструменты разработки ИР и т. д. Более тысячи материалов представлены по дисциплинам: биоинженерия, аграрное образование, окружающая среда и экономика развития, пищевая наука и др. Имеется возможность получать консультации виртуальных спикеров, делать закладки, а также переходить на внешние релевантные источники информации по предоставляемым ссылкам.
Следующий ресурс «ASCCC OERI»8 – это результат работы академического сената калифорнийских общественных колледжей и Калифорнийского государственного университета по созданию репозиториев и коллекций ООР, обеспечивающих быстрый доступ к широкому спектру учебных ресурсов (https://asccc-oeri.org/oer-repositories-and-collections/). ООР сгруппированы по дисциплинам, учебным программам в соответствии с классификацией «Системы нумерации идентификаторов курсов и ООР» для начинающих, проходящих промежуточный этап обучения, и продвинутых пользователей. Разработанный инструментарий позволяет проводить обмен мнениями в свободном доступе. Для создателей ресурсов имеется подробное руководство по разработке, документированию и редактированию материалов в Google Forms. Кроме того, «ASCCC OERI» оказывает методическую помощь по применению функционала платформы LibreTexts.org.
Еще один объект «Навигатора» – OCW9 (https://ocw.mit.edu/about/), широко известный веб-ресурс Массачусетского технологического института (МТИ)10, содержащий материалы более двух с половиной тысяч ООР по 33 специальностям, которые позволяют пользователям всего мира бесплатно обучаться и делиться знаниями. У каждого желающего есть возможность без регистрации, по индивидуальному плану изучать и использовать ООР. Весьма полезной является информация по мотивации обучающихся, а также дискуссионные форумы для обсуждения различных вопросов обучения. Но OCW предлагает не только учебные программы, лекции, заметки и задачи, но и онлайн-курсы с автоматической оценкой результатов тестирования, информацию по методам и стратегиям вовлечения в обучение, а в подкасте «Аудиокурсы» можно прослушать мнение преподавателей курсов по самым популярным темам. Встроенное расширение Unpaywall дает возможность использовать представленные данные в браузерах Google Chrome и Firefox, а открытый исходный код позволяет вносить правки в учебные материалы.
ООР, размещенные на зарубежных платформах, сгруппированы по уровню образования, дисциплинам, темам и типу материалов. Каждый модуль ООР содержит лекционные материалы, обзоры; коллекции лабораторных материалов; иллюстрации для визуального представления, а также разделы: «лекции, вебинары в архиве» и «нужна помощь». Практически весь объем контента рассмотренных выше платформ находится под лицензией CC. Attribution 4.0 International License, которая позволяет использовать и распространять произведение даже в коммерческих целях, но при условии указания его автора.
С ростом объема качественного контента и при совместной работе в открытой образовательной экосистеме репозиторий OCW создает целостный и доступный мир образования для всех желающих, поэтому уже более 100 миллионов человек воспользовались сервисами этого цифрового ресурса.
В контексте высшего образования определено, что ООР могут играть важную роль в современном научно-технологическом развитии аграрного сектора экономики. С помощью ООР можно получить доступ к последним исследованиям в сельскохозяйственной области и смежных отраслях, помогая поддерживать высокий уровень образования специалистов и разрабатывать новые подходы к решению проблем.
ООР являются значимым инструментом поддержки образовательной деятельности в аграрном секторе, так как позволяют получать доступ к широкому спектру научно-образовательных материалов, которые не всегда доступны в научных библиотеках. Кроме того, ООР облегчают организацию исследовательских проектов, совместную работу над ними и контроль за ходом их разработки. Более того, имеется возможность проводить онлайн-обучение без ограничений по месту и времени, а студентам продолжать свои исследования после окончания вуза, участвуя в формировании инновационных методов и стратегий развития сельского хозяйства.
Опыт создания, распространения и применения ООР по всему миру позволяет понять их положительное влияние на решение задач доступности и непрерывности образования. На основе ООР разрабатываются рабочие программы отдельных дисциплин, учебные материалы с учетом специфики образовательного учреждения.
В современном информационном пространстве количество источников информации растет с каждым днем, справиться со сложностями поиска и использования нужной информации из различных источников в определенной степени помогает «Навигатор». Апробация «Навигатора по ООР для аграрной отрасли» проводилась с участием студентов НГАУ11 и аспирантов «ФНЦ риса»12. Получены положительные отзывы, отмечена полезность и удобство работы с ресурсом. Всего услугами этого сервиса за 5 месяцев размещения в сети Интернет воспользовались около 250 раз.
Несомненно, современная российская система высшего образования нуждается в собственных уникальных образовательных продуктах. Достойное место в этом ряду могут занять ООР, но они должны иметь достаточно высокий уровень технических характеристик, методическую поддержку, качественный контент и инновационный дизайн, поскольку визуализация в сочетании с традиционными методическими приемами делает процесс обучения комфортным и запоминающимся. Использование ООР повышает доступность образования, создает новые возможности для личностного роста и самореализации на протяжении всей жизни и является важным инструментом обмена информацией.
Разработка ООР является важной задачей для эффективного развития сельскохозяйственной науки, образования и практики, однако для обеспечения результативности и удобства использования необходимо решить проблему правовых вопросов при применении и стандартизации этих ресурсов.
Представляется целесообразным создание на единой цифровой платформе агрегатора отраслевых ресурсов открытого доступа типа ООР. Это решение имеет большое практическое значение для удовлетворения потребности пользователей в новейших научных данных и проверенных фактах, представленных в доступной форме, и будет способствовать повышению качества непрерывного образования.
Список литературы
- UNESCO moving forward the 2030 Agenda for Sustainable Development [Электронный ресурс]. United Nations Educ. Sci. Cult. Organ. 2017. P. 22. Электрон. дан. URL: https://gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/247785r.pdf (дата обращения 12.12.2022).
- Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Сайт Союза ДПО (Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей ДПО). Электрон. дан. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 12.12.2022).
- Токова Ф. А. Изучение тенденций развития аграрного сектора экономики России на современном этапе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 232–235.
- Зонова Н. С. Совершенствование и использование образовательных технологий для подготовки конкурентоспособных кадров АПК // Никоновские чтения. 2015. № 20. С. 405–407.
- Турьянский А. В., Дорофеев А. Ф. Инновационные подходы подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования для регионального АПК (на примере Белгородской области) // Инновации. 2013. № 9 (179). С. 94–98.
- Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. С. 229–232.
- Дегтерев В. А. К вопросу о системе непрерывного профессионального образования // Успехи современного естествознания. 2014. № 9-2. С. 175–180.
- Мейерите-Наркевичиене К., Айрина В. Открытые образовательные ресурсы в сети Интернет для непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2011. № 9. С. 170–175.
- Комлева Н. В. Моделирование процесса создания открытых электронных образовательных ресурсов // Открытое образование. 2013. № 6 (101). С. 24–30. DOI: doi.org/10.21686/1818-4243-2013-6(101-24-30)
- UNESCO recommendation On Open Educational Resources. 2019 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.phpURL_ID=49556&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения 24.10.2022).
- Проект резолюции ЮНЕСКО 35 от 11 сентября 2009 года [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://Unesdoc.unesco.org/images/0018/001839/183947r.pdf (дата обращения 24.10.2022).
- Atenas J., Havemann L. Priego E. Open Data as Open Educational Resources: Towards transversal skills and global citizenship. Open Praxis. 2015. No. 7 (4). P. 377–389. DOI: doi.org/10.5944/openpraxis.7.4.233
- Hylen J. Giving Knowledge for Free: The Emergence of Open Educational Resources. Organisation for Economic Cooperation and Development. Paris, 2007. P. 30–38. DOI: doi.org/:10.1787/9789264032125-en
- Днепровская Н. В., Шевцова И. В. Открытые образовательные ресурсы: современные перспективы // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8–9. С. 110–118. DOI: doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-110-118
- Днепровская Г. В., Шевцова И. В. Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 144–155. doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-144-15
- Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь : Меркурий, 2015. С. 38–41.
- Информационные технологии: краткий терминологический словарь специальных терминов / под ред. акад. РАН И. А. Соколова. Москва: ФИЦ ИУ РАН, 2017. 380 с.
- Гендина Н. И., Валялина А. С. Электронные путеводители на сайтах российских библиотек: виды, тематика, структура // Библиосфера. 2021. № 3. С. 3–11. DOI: 10.20913/1815-3186-2021-3-3-11
- Ваулина Е. Ю. Мой компьютер. Толковый словарь. Свыше 3000 слов и устойчивых словосочетаний русского языка. Москва: ЭКСМО, 2005. 491 с.
- Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2021. № 2. С. 61–69. DOI: 10.24143/2073-5537-2021-2-61-69
- Меденников В. И. [и др.]. Модели и методы формирования единого информационного интернет-пространства аграрных знаний. Москва: Издательство ГУЗ, 2014. 427 с.
- Troja R., Vasjari M., Kika A. Тhe implementation of «netchem» platform and open educational resources (OER) in food sciences [Electronic resource]. Journal of Hygienic Engineering and Design UDC. 2020. Electron. dan. URL: https://keypublishing.org/jhed/wp-content/uploads/2020/07/08.-Full-paper-Rozana-Troja.pdf (date of acсess 08.04.2023).
- Смирнова Ж. В., Груздева М. Л., Красикова О. Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-3
- Алетдинова А. А. Формирование требований к критическим компетенциям работников аграрного сектора // АПК: экономика, управление. 2019. № 3. С. 86–92. DOI: 10.33305/193-86
- Toledo A. Open Access and OER in Latin America: A survey of the policy landscape in Chile, Colombia and Uruguay. In Adoption and Impact of OER in the Global South. African Minds, International Development Research Centre & Research on Open Educational Resources for Development. 2017. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1094840
- Hassen J. Y. The Potential of a Multimedia Open Educational Resource Module in Enhancing Effective Teaching and Learning in a Postgraduate Agricultural Program: Experience from AgShare Project Model [Electronic resource]. Journal of Asynchronous Learning Networks. 2013. No. 17 (2). P. 51–62. Electron. dan. URL: https://www.learntechlib.org/p/154154/ (date of acсess 08.04.2023).
- Otero-González I. [et al.]. Open educational resources (OER) awareness in secondary education: Experiences and lessons learned from a course dedicated to OER. EDULEARN20 Proceedings. IATED. 2020. P. 861–868. DOI: doi.org/10.21125/edulearn.2020.0304
- Бояринов Д. А. Неформальное и информальное образование в контексте адаптивного сетевого образовательного пространства // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 135–142.
- Жукова Ю. С., Снигирева Е. А. Использование технологий проектной деятельности и кейс-технологий для обучения студентов в условиях цифровизации образования // Цифровая экономика и управление знаниями: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Киров, 2020. С. 52–55.
- Sarsar F., Yilmaz Yu. Designing Flipped Learning for Digital Workspace Learning. Digital Workplace Learning: Bridging Formal and Informal Learning with Digital Technologies/ ed. D. Ifenthaler. Berlin: Springer International Publishing, 2018. P. 93–106. DOI: doi.org/10.1007/978-3-319-46215-8
- Андреев А. А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150–155.
- Mishra S. Open educational resources: removing barriers from within. Distance education. 2017. Vol. 38 (3). Р. 369–380. DOI: doi.org/10.1080/01587919.2017.1369350
- McGreal R. Special report on the role of open educational resources in supporting the Sustainable Development Goal 4: Quality education challenges and opportunities. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2017. Vol. 18 (7). P. 292–305. DOI: 10.19173/IRRODL.V18I7.3541
- UNESCO ICT Competency framework for teachers [Electronic resource]. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Paris, 2011. 95 p. Electron. dan. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368076 (date of acсess 08.04.2023).