Данг, Т. Качество подготовки бакалавров в области журналистики во Вьетнаме // Непрерывное образование: XXI век. – 2023. – Вып. 1 (41). − DOI: 10.15393/j5.art.2023.8252


Выпуск № 1 (41)

Рынок труда и непрерывное образование

pdf-версия статьи

УДК 070

Качество подготовки бакалавров в области журналистики во Вьетнаме

Данг Тхи Тхан
аспирант кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций
Санкт-Петербургский государственный университет
(г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)
dangthithan247@gmail.com
Ключевые слова:
журналистика
качество профессиональной подготовки
бакалавриат
Вьетнамская академия журналистики и массовых коммуникаций.
Аннотация: статья посвящена проблеме качества профессиональной подготовки журналистов. Представлены результаты исследования, проведенного на материалах опроса студентов Вьетнамской академии журналистики и массовых коммуникаций, преподавателей указанного вуза, а также работодателей, оценивающих компетенции молодых специалистов, обучающихся по программе бакалавриата. Выявлены определенные недостатки существующей системы журналистского образования во Вьетнаме. Даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию этой системы в целях повышения качества профессиональной подготовки будущих журналистов.
Статья поступила: 05.11.2022; Принята к публикации: 21.02.2023; Размещена в сети: 17.03.2023.

THE QUALITY OF BACHELOR'S TRAINING IN JOURNALISM IN VIETNAM

DANG Thi Than
Postgraduate student of the Department of Theory of Journalism and Mass Communication
St. Petersburg State University
(St. Petersburg, Russian Federation)
dangthithan247@gmail.com
Keywords:
quality of training
bachelor's degree
journalism
Vietnam Academy of Journalism and Mass Communication.
Abstract: in the modern public life of any country, the press always occupies a very important place due to its characteristics of information presentation and social orientation. The quality and accuracy of press information largely depends on the ability and ethics of the journalist. In Vietnam, most of the reporters, journalists, editors working in newspapers, magazines, radio and TV stations are former graduates of journalism and mass communications faculties in Vietnam, such as the Vietnam Academy of Journalism and Mass Communication, Faculty of Journalism of Institute of Social Sciences and Humanities – Hanoi State University, Faculty of Journalism of Institute of Social Sciences and Humanities – Ho Chi Minh State University. This article presents the results of a study of the quality of student training in journalism and communication at the undergraduate level in Vietnam. It can be an information channel to help leaders of journalism schools conduct research and reviews to research and adjust the content of their curricula so that graduates can have professional knowledge and skills that meet society's standards.
Paper submitted on: 05.11.2022; Accepted on: 21.02.2023; Published online on: 17.03.2023.

Актуальность исследуемой проблемы. Развитие образования и обучения является следствием социально-экономического развития страны, и подготовка журналистов подтверждает это. Во многих странах мира пресса считается четвертой властью. Во Вьетнаме пресса – оружие на культурном и идеологическом фронте деятельности коммунистической партии. Пресса вносит большой вклад в революционное дело коммунистической партии Вьетнама, в дело строительства и защиты страны. На сегодняшний день во Вьетнаме насчитывается 786 агентств печати, 194 печатных газеты, 592 журнала, 61 онлайн-газета, 67 радиотелевизионных станций и сотни новостных сайтов, включающих более 17 тысяч аккредитированных журналистов [13]. Поскольку пресса играет такую важную роль, подготовка журналистов представляет особый интерес для страны. В развитых странах подготовка журналистов всегда имеет высокие стандарты и является образцом для других стран. В настоящее время во Вьетнаме существует множество учебных центров по журналистике и коммуникации, таких как Вьетнамская академия журналистики и массовых коммуникаций, факультет журналистики Института социальных и гуманитарных наук Ханойского государственного университета,  факультет журналистики Института социальных и гуманитарных наук государственного университета имени Хо Ши Мина. Потребность в подготовке журналистов растет, однако условия для обеспечения качества обучения, такие как количество и квалификация преподавателей, количество аудиторий и учебное оборудование, не улучшились. Это привело к снижению качества обучения [2, с. 59]. Кроме того, жалобы работодателей на квалификацию выпускников вузов и показатели уровня безработицы среди выпускников в последнее время вызвали дискуссию о качестве подготовки студентов журналистских факультетов, обучающихся по программе бакалавриата, с учетом ситуации на рынке труда. «Нехватка навыков» в профессии является сигналом для вузов в плане оценки результатов подготовки. Эффективная программа обучения станет главным фактором, определяющим качество подготовки спецалистов, работающих в сфере журналистики в будущем.

Тема профессиональной подготовки будущих журналистов актуальна и потому активно осваивается в современной мировой науке. В рамках последнего десятилетия рассматриваются как общие вопросы высшего образования в этой сфере [7; 8; 10], так и отдельные аспекты формирования профессиональных компетенций [1; 11; 12]. Наряду с универсальными требованиями к медиаспециалистам в каждой стране существуют специфические этнокультурные особенности, которые учитываются в том числе вьетнамскими учеными [5; 6; 16; 17].

Компетентность выпускников – основной результат обучения в университете. Традиционным методом проверки знаний обучающихся является тестирование, но это не единственный способ. Так, важную информацию содержат опросы студентов, проводимые для самооценки их компетенций [7, c. 79]. Заслуживающие внимания результаты имеют также недавние исследования по вопросу удовлетворенности выпускников своей работой, проведенные Унг Тхи Нха Ка (2015) [3] и Сай Конг Хонг (2016) [4]. Для полноты картины необходимо учитывать и мнения других заинтересованных сторон – преподавателей вузов и работодателей.

Материал исследования. Методика исследования. В данной статье анализируются и оцениваются результаты обучения на основе отзывов работодателей (агентств печати), а также студентов и преподавателей Вьетнамской академии журналистики и массовых коммуникаций.

Результаты обучения являются конечными продуктами процесса обучения и оцениваются по соответствию требованиям, выдвигаемым на рабочих местах, для выпускников и компетенциям, которых они достигли по окончании обучения. Результаты измеряются на основе самооценки студентов, отзывов преподавателей о компетенциях учащихся и оценки работодателей.

Опрошенные в исследовании студенты – это те, кто получил высшее образование по направлению «Журналистика» во Вьетнамской академии журналистики и массовых коммуникаций в период с 2018 по 2022 г. Опрошенные преподаватели – те, кто участвуют в обучении журналистике. Опрошенные работодатели – лица, работающие в агентствах печати, набирающих студентов Вьетнамской академии журналистики и массовых коммуникаций. Вьетнамская академия журналистики и массовых коммуникаций является ведущим государственным учебным заведением с хорошим качеством подготовки по направлению «Журналистика» и баллами при поступлении от 20,75 до 25,50 (шкала: 30 баллов для 3 предметов) в период с 2018 по 2022 г. Общее количество выпускников с 2018 по 2022 г. составило 3 340 человек, самым продуктивным годом был 2018 г. с 832 выпускниками, а самым низким по выработке – 2020 г. с 411 выпускниками.

Методом сбора данных в этом исследовании является онлайн-опрос. Ссылки на опрос в программном обеспечении Surveymonkey были отправлены участникам по электронной почте. Время выполнения опроса с июля 2022 г. по сентябрь 2022 г. В опросе приняли участие 358 студентов, 31 преподаватель и 62 работодателя. Количество опрошенных студентов распределяется следующим образом: в 2018 г. 16,5 %; в 2019 г. 22,7 %; в 2020 г. 19,3 %; в 2021 г. 20,4 %; в 2022 г. 21,0 %. Низкий процент ответов зафиксирован по прошествии одного года после завершения учебы [14] из-за сложности общения представителей вуза с выпускниками. В этом исследовании опрошенными студентами являются выпускники в течение 5 лет после окончания учебы, поэтому процент ответивших будет ниже, чем опрос выпускников в течение 12 месяцев. Большинство студентов ответили на вопросы открыто и аргументированно, что подтверждает серьезность и достоверность результатов исследования. Большинство преподавателей, ответивших на опрос, имеют 5-летний опыт работы и более (67 %). Количество преподавателей с опытом работы менее 5 лет составляет 33 %.

Анкета включает вопросы, чтобы респонденты могли дать свои ответы в соответствии с их уровнем согласия, и вопросы о фактической информации. Уровень согласия делится на 5 уровней: 1: очень низкий / совсем не удовлетворяющий / более чем неважный; 2: низкий / неудовлетворяющий / неважный; 3: средний; 4: высокий / удовлетворяющий / важный; 5: очень высокий / более чем удовлетворяющий / очень важный. Значение среднего балла за ответ: от 1 до 1,8 (очень низкий / совсем не удовлетворяющий / более чем неважный); от 1,81 до 2,6 (низкий / неудовлетворяющий / неважный); от 2,61 до 3,4: средний; от 3,41 до ≤ 4,2 (высокий / удовлетворяющий / важный); от 4,21 до 5 (очень высокий / более чем удовлетворяющий / очень важный).

 

Результаты исследования и обсуждение:

а) Статус занятости выпускников. Среди 358 выпускников, принявших участие в опросе, работают 335 человек, что составляет 93,6 %; временно не работают 17 человек, что составляет 4,7 %; являются безработными 6 человек, что составляет 1,7 %. Среди 17 человек, временно прекративших работу, 9 человек продолжают обучение в магистратуре, 8 человек не видят необходимости продолжать работать. После окончания вуза 70,7 % студентов нашли работу менее чем за 3 месяца; 16,8 % потребовалось от 3 до приблизительно 6 месяцев, чтобы найти работу; 8,8 % – от 6 до 12 месяцев; 3,7 % – более 12 месяцев. Это доказывает, что статус занятости выпускников очень высокий. По данным Центра прогнозирования потребности в человеческих ресурсах и информации о рынке труда в Хошимине, в последние годы спрос на человеческие ресурсы в журналистике всегда высокий [15]. Однако это данные самих студентов, поэтому они несколько субъективны.

Большинство выпускников устраиваются на работу в газеты и на радио- и телестанции в качестве репортеров, что составляет почти 70 %. Журналистов, участвующих в подготовке новых программ – почти 15 %. На третьем месте должность редактора (более чем 11 %). Кроме того, другие вакансии, такие как телеведущий, секретарь редакции, сотрудник массовых компаний, составляют 1,6 %.

Выпускники, трудоустроенные в газеты и на радиостанции, не намерены переходить на другую работу в течение 5 лет. По мнению журналиста Ву Нгок Мина, заместителя генерального директора Ханойской радиотелевизионной станции: «Выпускники факультетов журналистики, принятые на работу на радиотелевизионные станции, не намерены переходить на другую работу» (интервью от 13 августа 2022 г.). В наши дни работа в качестве репортера и редактора газет, радио- и телестанций считается привлекательной, поскольку выпускники выполняют то, чему обучались в университете, и в то же время имеют возможность появляться на публике. Это мечта много молодых людей.

б) Уровень удовлетворенности работой выпускника. На вопрос, в котором выпускникам предлагалось оценить, на сколько они соответствуют рабочему месту, 60 % респондентов ответили, что у них средний уровень соответствия, 30 %считают этот уровень высоким, 4 % оценивают его как очень высокий (табл. 1). Средний балл ответа на этот вопрос составляет 3,3. 23 из 349 респондентов (6,5 %) говорят, что они соответствуют месту работы на низком уровне. Эти студенты не приобрели необходимых знаний и навыков для работы. Хотя это число невелико, оно показывает, что есть часть молодых людей, которым не хватает компетенций для работы.

 

Таблица 1

Самооценка уровня удовлетворенности работой выпускников

 

Table 1

Self-assessment of the level of satisfaction with graduates' professional activities

 

Уровень Не соответствует Низкий Средний Высокий Очень высокий Средний балл Количество респондентов
Процент 1,1 5,4 59,9 29,8 3,7 3,3 349

 

Работодатели организаций, таких как Вьетнамское информационное агентство, Вьетнамское телевидение, газета «Нянзан», радио «Голос Вьетнама», газета «Народная Армия», журнал «Информационные и коммуникационные технологии», журнал «Жизнь и законы», дали более низкий балл, чем выпускники. Из таблицы 2 видно, что средний уровень удовлетворенности работой студентов, по оценке работодателей, составляет 2,86, то есть он низкий. В частности, 64,7 % работодателей считают, что выпускники на среднем уровне соответствуют требованиям работы; 25,5 % работодателей думают, что выпускники соответствуют требованиям работы только на низком уровне, то есть у молодежи не хватает компетенций для работы.

 

Таблица 2

Оценка уровня удовлетворенности требованиями работы работодателями

 

Table 2

Assessment of the level of employers' satisfaction
with the professional activities of graduates

 

Уровень Не соответствует Низкий Средний Высокий Очень высокий Средний балл Количество респондентов
Процент 0,0 25,5 54,7 7,8 2,0 2,86 51

 

Таким образом, можно заключить, что уровень удовлетворенности работой выпускников в данном исследовании невысокий. Недостаток навыков – распространенная ситуация среди выпускников. Обращаемся к руководителям журналистских вузов с призывом изменить методы и программы, чтобы повысить уровень удовлетворенности требованиями работы выпускников.

в) Оценка достигнутого уровня компетенций выпускников. Необходимые компетенции разделены на 12 критериев и представлены в таблице 3. Первые два критерия служат для измерения уровня знаний. Третий критерий помогает оценить профессиональные навыки. Следующие критерии предназначены для фиксации социальных навыков. Последний критерий соотносится с этикой.

 

Таблица 3

 

Самооценка уровня компетенций выпускников

Table 3

Self-assessment of the level of competence achieved at the time of graduation and the level of competence needed in the graduates' current jobs

 

Компетенции Средний балл уровня компетенций, достигнутых на момент
выпуска
Количество респондентов Средний балл уровня компетенций, необходимых на текущей
работе
Количество респондентов
Общие знания 2,82 350 2,42 358
Профессиональные знания 3,27 350 3,09 357
Профессиональные навыки 3,39 350 3,50 356
Способность решать проблемы 3,36 350 4,11 356
Адаптивность 3,54 349 4,09 357
Творчество 3,22 349 3,66 357
Навыки работы в команде 3,44 350 3,81 356
Коммуникативные навыки 3,32 349 4,15 356
Критическое мышление 3,17 350 3,77 356
Лидерские качества 2,90 350 3,38 356
Понимание рабочей среды 3,12 349 3,97 352
Профессиональная этика 3,89 349 4,29 356

 

На момент выпуска студенты оценивали уровень своих компетенций как средний. Три компетенции, которые оцениваются на высоком уровне, – это адаптивность, навыки работы в команде и профессиональная этика. Среди названных критериев среда в вузе может помочь студентам отработать навыки работы в команде и отношение к работе. Адаптивность – индивидуальная черта характера, поэтому время обучения в вузе зачастую мало влияет на эту компетенцию.

Выпускники считают, что текущая работа требует высокого уровня компетенций. Десять компетенций соответствуют высокому уровню (выше 3,4). На момент выпуска квалификация большинства студентов соответствует должностным инструкциям на среднем уровне, но они по-прежнему сохраняют свои рабочие места. Это доказывает, что выпускники самосовершенствуются, чтобы повысить уровень своего соответствия рабочему месту. 51,9 % респондентов посещали обучающие курсы для повышения квалификации, организованные работодателями.

Оценка, данная  преподавателями также очень похожа на самооценку студентов (табл. 4). Преподаватели считают данные компетенции очень важными (выше 4,21) для учащихся. Однако их реальная оценка находится на среднем уровне.

Таблица 4

 

Оценка компетенций выпускников преподавателями

Table 4

Assessing the importance of competencies and the level of faculty satisfaction with students' abilities

 

Компетенции Средний балл уровня компетенций,
достигнутых на момент
выпуска
Количество респондентов Средний балл уровня компетенций, необходимых на текущей работе Количество респондентов
Общие знания 3,32 31 2,79 29
Профессиональные знания 4,13 31 3,03 29
Профессиональные навыки 4,39  31 3,28 29
Способность решать проблемы 4,52 31 3,03 29
Адаптивность 4,35  31 2,90 29
Творчество 4,42 31 2,79 29
Навыки работы в команде 4,48 31 3,10 29
Коммуникативные навыки 4,52 31 3,07 29
Критическое мышление 4,68 31 2,79 29
Лидерские качества 3,65 31 2,69 29
Понимание рабочей среды 4,29 31 3,07 29
Профессиональная этика 4,67 31 3,21 29

 

По оценке работодателями важности всех компетенций, средний балл «общих знаний» составляет 3,13, для «лидерских качеств» –  3,4, то есть важность этих двух компетенций находится на среднем уровне. Компетенциями  высокой важности являются «профессиональные знания», «профессиональные навыки», «творчество», «критическое мышление» и «понимание рабочей среды». 6 компетенций, которые работодатели считают очень важными: способность решать проблемы, адаптивность, навыки работы в команде, коммуникативные навыки, навыки создания конечного продукта и профессиональная этика. «Навыки создания конечного продукта» является особой компетенцией, используемой для опроса только работодателей (табл. 5).

 

Таблица 5

 

Оценка уровня компетенций выпускников работодателями

Table 5

Employers' assessment of the importance of competencies
and the level of satisfaction with students' abilities

 

Компетенции Средний балл уровня компетенций, достигнутых
на момент
выпуска
Количество респондентов Средний балл уровня компетенций,
необходимых
на текущей
работе
Количество респондентов
Общие знания 3,13 52 3,10 51
Профессиональные знания 3,69 52 3,22 51
Профессиональные навыки 4,09 52 3,16 51
Способность решать проблемы 4,51 52 3,20 51
Адаптивность 4,32 52 3,33 51
Творчество 4,09 52 3,22 51
Навыки работы в команде 4,30 52 3,27 51
Коммуникативные навыки 4,47 52 3,35 51
Критическое мышление 4,11 52 3,12 51
Лидерские качества 3,40 52 2,94 51
Понимание рабочей среды 3,92 52 3,27 51
Профессиональная этика 4,55 52 3,62 51
Навыки создания конечного продукта 4,21 52 3,10 51

 

 

Оценка уровня компетенций студентов работодателями находится только на среднем уровне, при этом большинству компетенций присваивается балл выше 3. В частности, профессиональная этика оценивается в 3,62 балла, достигая высокого уровня. Оценка компетенций учащихся у работодателей выше, чем у преподавателей. Это сравнение показывает, что преподаватели требуют более высокого уровня компетенций студентов, чем работодатели.

Хотя оценка работодателями компетенций выпускников находится на среднем уровне, именно работодатели принимают на работу выпускников. Это происходит потому, что они часто организуют переподготовку для новых сотрудников (67,9 %). Зачастую после переподготовки новички могут достаточно хорошо выполнять работу.

Мнения студентов, преподавателей и работодателей, представленные в таблицах 3, 4 и 5, показывают, что общие знания и лидерские качества считаются средними по важности компетенциями. Профессиональные знания оцениваются учащимися и работодателями на среднем уровне, в то время как преподаватели считают этот показатель важным. Способность решать проблемы, адаптивность, навыки работы в команде и коммуникативные навыки оцениваются как очень важные преподавателями и работодателями, а студенты считают их важными (вывод из 4-го столбца в таблице 3). Профессиональная этика также считается важной компетенцией как с точки зрения студентов, так и преподавателей и работодателей.

Оценка заинтересованными сторонами уровня важности компетенций является важной информацией для журналистского вуза. По мнению преподавателей, времени на изучение общих предметов слишком много. При этом преподаватели, студенты и работодатели считают важность этих знаний средней. Поэтому желательно сократить время на общие знания или увеличить объем специальных курсов, приблизив обучение к практике. Социальные компетенции, такие как «способность решать проблемы», «адаптивность», «навыки работы в команде» и «коммуникативные навыки», считаются важными и очень важными, поэтому нужно создавать возможности для развития этих навыков у учащихся. Подходящим методом обучения для развития указанных навыков является обучение на основе создания проектов [9, c. 20].

Таким образом, ответы 3 групп людей, включающих студентов, работодателей и преподавателей, показали, что результаты обучения студентов находятся на среднем уровне. По мнению выпускников и работодателей, большинство молодых выпускников соответствуют рабочему месту на среднем уровне. Однако работодатели будут способствовать дальнейшему развитию компетенций новых работников, а сами выпускники постараются развить компетенции, добровольно участвуя в учебных курсах для повышения квалификации.

Чтобы улучшить качество подготовки журналистов во Вьетнаме, мы хотели бы дать следующие рекомендации:

  • в программу обучения должны быть включены предметы, способствующие формированию и развитию логического мышления учащихся;
  • оценка компетенций студентов осуществляется на базе выпускных стандартов и журналистских работ. Для этого выпускные стандарты должны быть тщательно разработаны на основе реальных потребностей и запросов общества;
  • вузы, газеты, журналы, радио и телевизионные станции должны иметь тесную связь друг с другом в разработке учебных программ, направлении учащихся на практику, подписании договоров по использованию выпускников.

Чтобы хорошо выполнять профессиональные задачи, выпускники факультетов журналистики во Вьетнаме должны пройти дополнительные учебные курсы для повышения уровня знаний, профессиональных навыков, технологических навыков, овладения иностранными языками и приобретения социальных навыков (softs kills). Кроме того, мы дали ряд рекомендаций вузам по пересмотру, корректировке и организации реализации программ обучения, чтобы выпускники имели хорошую квалификацию, соответствующую требованиям работодателей.

 

Список литературы

  1. Нико Д. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели /  Д. Нико, М. М. Лукина // Вестник Московского университета. Сер. 10. «Журналистика». 2019. № 5. С. 3–24.
  2. Vũ Ngọc Minh. Phối hợp giữa Học viện Báo chí và Tuyên truyền và các cơ quan báo chí trong hoạt động đào tạo. Kỉ yếu hội thảo khoa học quốc gia, Hà Nội. 2020, tr. 59–61.
  3. Ung Thị Nhã Ca. Thực trạng chất lượng đào tạo nhân lực du lịch trình độ đại học tại Trường Đại học Tây Đô và khả năng đáp ứng thị trường du lịch ở thành phố Cần Thơ. Tạp chí Khoa học Đại học Sư phạm Thành phố Hồ Chí Minh, số 1 (66), năm 2015, tr. 38–49.
  4. Sái Công Hồng. Chất lượng sinh viên tốt nghiệp của Đại học quốc gia Hà Nội dưới góc  nhìn của người sử dụng lao động. Tạp chí Khoa học Đại học Quốc gia Hà Nội: Nghiên cứu Giáo dục, tập 32, số 1, 2016, tr. 20–26.
  5. Trương Ngọc Nam, Đào tạo nguồn nhân lực báo chí, truyền thông ở Việt Nam trong tình hình mới, Tạp chí Cộng sản chuyên đề cơ sở, số 138, 2018, tr. 21–27.
  6. Nguyễn Đình Tường, Giáo dục đạo đức nghề nghiệp cho sinh viên báo chí ở Việt Nam hiện nay, Tạp chí Nhân lực khoa học xã hội, số 2, 2019, tr. 36–42.
  7. Teichler U. Higher Education and the World of Work: Conceptual Frameworks, Comparative Perspectives, Empirical Findings. Rotterdam, the Netherlands : Sense Publishers, 2009. 340 p.
  8. Ravitz J., Hixson N., English M. & Mergendoller J. Using project based learning to teach 21st century skills: findings from a statewide initiative. Paper presented at Annual Meetings of the American Educational Research Association. Vancouver, BC, 2012.  P. 5.
  9. Soparat S., Arnold S. R., Klaysom S. The development of Thai learners’ key competencies by project-based learning using ICT // International Journal of Research in Education and Science (IJRES). 2015. № 1 (1).  P. 11–22.
  10. Tremblay K., Lalancette D., Roseveare D. Assessment of Higher Education Learning Outcomes – Feasibility Study Report: Volume 1 – Design and Implementation. 2012. 270 p.
  11. Гребенев И. В. Методика оценки качества профессиональной подготовки журналистов. [Электронный ресурс] /  И. В. Гребенев, Н. Н. Ускова // Наука и школа. 2011. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-kachestva-professionalnoy-podgotovki-zhurnalistov (дата обращения: 15.11.2022).
  12. Черешнева Ю. Е. Подготовка журналистов цифровой эпохи [Электронный ресурс] /  Ю. Е. Черешнева // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2018. Вып. 1. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-zhurnalistov-tsifrovoy-epohi (дата обращения: 15.11.2022).
  13. Trần Thanh Lâm. Báo cáo công tác báo chí năm 2021 và phương hướng mục tiêu, nhiệm vụ, giải pháp năm 2022 [nguồn báo điện tử], 2021. Nguồn: https://vietnamnet.vn/bao-cao-cong-tac-bao-chi-nam-2021-va-phuong-huong-muc-tieu-nhiem-vu-giai-phap-nam-2022-803901.html (date of acсess: 15.11.2022).
  14. D. Ngân. Công bố nhóm ngành có tỷ lệ sinh viên có việc làm sau tốt nghiệp cao nhất [nguồn báo điện tử], 08/2022. Nguồn: https://baodautu.vn/cong-bo-nhom-nganh-co-ty-le-sinh-vien-co-viec-lam-sau-tot-nghiep-cao-nhat-d171483.html (date of acсess: 15.11.2022).
  15. Hoàng Ngân. TP Hồ Chí Minh: Ổn định và phát triển thị trường lao động [nguồn báo điện tử], 03/2022. Nguồn: https://www.qdnd.vn/kinh-te/cac-van-de/tp-ho-chi-minh-on-dinh-va-phat-trien-thi-truong-lao-dong-688650 (date of acсess: 15.11.2022).
  16. Nguyễn Tiến Thư, Hà Thị Thùy Dương. Đào tạo nguồn nhân lực báo chí, truyền thông ở Việt Nam trong kỷ nguyên số hiện nay [nguồn báo điện tử], Tạp chí VHNT số 500, tháng 6-2022. Nguồn: http://vanhoanghethuat.vn/dao-tao-nguon-nhan-luc-bao-chi-truyen-thong-o-viet-nam-trong-k-nguyen-so-hien-nay.htm (date of acсess: 15.11.2022).
  17. Trần Thị Thu Hiền. Truyền thông xã hội và sự tác động của nó đến đào tạo, bồi dưỡng báo chí ở Việt Nam[nguồn báo điện tử], Tạp chí Lý luận chính trị và Truyền thông tháng 05-2021. Nguồn: https://lyluanchinhtrivatruyenthong.vn/truyen-thong-xa-hoi-va-su-tac-dong-cua-no-den-dao-tao-boi-duong-bao-chi-o-viet-nam-p25725.html (date of acсess: 15.11.2022).

 



Просмотров: 278; Скачиваний: 76;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2023.8252