Плотникова, В. С. Роль проектной деятельности в формировании цифровых компетенций студентов туристского вуза / В. С. Плотникова, Т. М. Глушанок // Непрерывное образование: XXI век. – 2023. – Вып. 1 (41). − DOI: 10.15393/j5.art.2023.8250


Выпуск № 1 (41)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 338.48: 378

Роль проектной деятельности в формировании цифровых компетенций студентов туристского вуза

Плотникова Виктория Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма Института физической культуры, спорта и туризма
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
plotnikovaptz@mail.ru
Глушанок Тамара Михайловна
доктор экономических наук, профессор кафедры туризма Института физической культуры, спорта и туризма
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
glushanok2010@yandex.ru
Ключевые слова:
туристское образование
проектная деятельность
цифровые компетенции
интернет-технологии
цифровая образовательная среда.
Аннотация: стремительное изменение бизнес-процессов в сфере туризма и гостиничного дела определяет необходимость повышения качества профессионального образования в данных сферах и актуализирует подготовку специалистов, готовых к работе в быстро меняющемся мире, полном цифровых технологий. Цифровая компетентность студентов туристского вуза формируется в разных видах деятельности, в том числе в проектной. Проекты новых услуг и продуктов, реализующихся посредством разнообразных интернет-технологий, являются основой развития туристского и гостиничного бизнеса. Это определило цель данной работы – изучить содержание цифровых компетенций, проанализировать возможности их формирования в процессе освоения дисциплин учебного плана бакалавров туризма и гостиничного дела, выявить интернет-технологии, используемые при подготовке студенческих проектов, и разработать рекомендации по педагогическому сопровождению проектной деятельности будущих специалистов в сфере туризма через использование цифровых ресурсов.
На первом этапе исследовательской работы выполнялся анализ дисциплин учебного плана, направленный на выявление возможностей формирования цифровых компетенций, а также проводилось анкетирование студентов кафедры туризма Петрозаводского государственного университета. В результате анкетирования были определены наиболее популярные в студенческой среде интернет-технологии, используемые в проектной деятельности, и отмечено, что результаты проектной деятельности студенты чаще всего представляют в виде презентаций, видеороликов в сочетании с оформлением технологической и технической документации, поясняющей нюансы исполнения услуг.
На втором этапе работы уточнялись характеристики интернет-технологий, выделялись примеры их использования в образовательном процессе вуза. Итогом этого этапа работы стал вывод о том, что обучение, основанное на разработке проектов, – это ключ к развитию целого комплекса компетенций, а усвоенный во время обучения отдельных дисциплин материал по интернет-технологиям является достаточным для подготовки выпускников туристского вуза.
На третьем этапе работы уточнялись рекомендации по организации педагогического сопровождения проектной деятельности студентов туристского вуза и формированию у них цифровых компетенций. Было отмечено, что данный процесс основывается не только на обучении по использованию цифровых ресурсов в будущей профессиональной деятельности, но и на профессиональном взаимодействии преподавателей и студентов через цифровую образовательную среду вуза, в частности сетевые учебные курсы, выпускные квалификационные работы выпускников, учебники, учебные пособия и научные статьи профессорско-преподавательского состава, представленные на образовательном портале вуза и в электронном портфолио. Важную роль в повышении цифровых компетенций играют платформы Moodle, WebCT, Blackboard, WebTutor, а также система видео-конференц-связи, установленная на серверах вуза: TrueConf, Zoom, BigBlyBatton, отражающая общую логику перехода к цифровому обществу.
На основе полученных результатов сделан вывод о том, что ключевыми формами обучения студентов должны стать сотрудничество между профессиональным образованием и бизнесом в разных сферах деятельности, в том числе и проектной. Итогом работы стали рекомендации по организации педагогического сопровождения проектной деятельности студентов туристского вуза, способствующие формированию цифровых компетенций.
Статья поступила: 26.09.2022; Принята к публикации: 21.02.2023; Размещена в сети: 17.03.2023.

THE ROLE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE FORMATION OF DIGITAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN TOURISM UNIVERSITY

PLOTNIKOVA Victoria S.
PhD in Pedagogy, Associate Professor
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
plotnikovaptz@mail.ru
GLUSHANOK Tamara M.
Doctor of economic sciences, professor
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
glushanok2010@yandex.ru
Keywords:
tourism education
project activities
digital competencies
Internet technologies
digital educational environment.
Abstract: the article change in business processes in the field of tourism and hospitality determines the need to improve the quality of professional education in these areas and actualizes the training of specialists who are ready to work in a rapidly changing world full of digital technologies. The digital competence of students of a tourism university is formed in various types of activities, including project activities. Projects of new services and products implemented through a variety of Internet technologies are the basis for the development of the tourism and hotel business. This fact determined the purpose of this work - to study the content of digital competencies, analyze the pos-sibilities of their formation in the process of mastering the disciplines in tourism and hotel business majors for bachelors degree, identify Internet technologies used in the preparation of student projects and develop recommendations for pedagogical support of project activities for future specialists in the field of tourism through the use of digital resources.
At the first stage of the research work, the analysis of the curriculum disciplines was carried out, aimed at identifying the possibilities for the formation of digital competencies, and a survey was also conducted among students of the Tourism Department of Petrozavodsk State University. As a result of the survey, the most popular Internet technologies used in project activities among students were identified and it was noted that students most often present the results of project activities in the form of presentations, videos, in combination with the design of technological and technical documentation explaining the nuances of the service provision.
At the second research stage the characteristics of Internet technologies were specified and examples of their use in educational university process were highlighted. It led to the conclusion that project-based learning is the key to the development of a whole range of competencies, and the material on Internet technologies studied during the training of individual disciplines is sufficient for training tourism university graduates.
At the third research stage recommendations were clarified on the organization of pedagogical support for the project activities of students and the formation of their digital competencies. It was noted that this process is based not only on training digital resources skills in future professional activities, but also on the professional interaction of teachers and students through the digital educational environment of the university, in particular, online training courses, final qualification works of graduates, textbooks, teaching aids and scientific articles of the teaching staff presented on the educational portal of the university and in the electronic portfolio. An important role in improving digital competencies is played by such instruments as Moodle, WebCT, Blackboard, WebTutor platforms, as well as the video conferencing system installed on the university's servers: TrueConf, Zoom, BigBlyBatton, which reflects the general logic of the transition to a digital society.
Based on the results obtained, it was concluded that the key forms of student learning should be cooperation between vocational education and business in various fields of activity, including project activities. As a result, it was recommended to organize pedagogical support for the project activities of tourist university students, contributing to the formation of digital competencies.
Paper submitted on: 26.09.2022; Accepted on: 21.02.2023; Published online on: 17.03.2023.

Цифровая трансформация российской экономики определяет развитие системы «образование – наука – производство», и главным элементом в данной цепочке является образование, актуализирующее подготовку специалистов на основе использования цифровых технологий и их применения [5].

Цифровая эпоха стремительно преобразует все стороны жизни, что напрямую связано с определением содержания образовательного процесса, форм и методов его организации. Эти вопросы обсуждаются авторитетными научными сообществами: World Economic Forum, специалистами Корпоративного университета Сбербанка [6], которые предлагают планы действий по развитию цифрового образования в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [9].

Значимость цифровых навыков в условиях современного рынка возрастает с возникновением нового критического фактора – цифровой трансформации бизнеса. Цифровые компетенции обеспечивают конкурентоспособность современного выпускника вуза в профессиональной сфере через способность к работе в бизнес-пространстве с использованием современных алгоритмов, увеличивающих скорость работы и масштаб задач. Это позволяет освободить время для отработки новых проектов, бизнес-моделей, разрабатывать экотехнологии, работать с социокультурными кодами, создавать и обмениваться контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной творческой самореализации в обучении, работе, социальной деятельности в обществе.

Успешной реализации данных задач способствует интеграция новых образовательных технологий, включающих проектную деятельность в уже сложившиеся практики обучения. Проектная деятельность имеет исследовательский компонент и может быть основой инноваций в результате генерирования и успешной апробации новых идей. Комплекс работ, который проводит в ходе образовательной деятельности студент вуза, связан со сбором, обработкой и анализом необходимой информации, организацией цифрового сотрудничества, создания цифрового контента, включающего поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми на основе использования цифровых и коммуникационных устройств. Способность решать разнообразные задачи в области информационно-коммуникационных технологий обеспечивает конкурентоспособность выпускника вуза в профессиональной сфере.

Оценивая важность затронутой проблемы, целью исследования стало: изучение содержания цифровых компетенций; анализ возможностей их формирования в процессе освоения дисциплин учебного плана у бакалавров туризма и гостиничного дела; выявление интернет-технологий, используемых при подготовке студенческих проектов, и разработка рекомендаций по педагогическому сопровождению проектной деятельности будущих специалистов в сфере туризма через использование цифровых ресурсов. Для достижения поставленной цели использовались комбинированные методы исследования: сбор и анализ данных, анкетирование, наблюдение и установление причинно-следственных связей между проектной деятельностью и цифровыми компетенциями.

 

Теоретическая и методологическая база исследования

 

Цифровые компетенции являются частью цифровой культуры и включают базовые навыки работы с цифровой информацией, которые приобретаются студентами в процессе обучения в вузе. Они основываются на готовности и способности выпускников вуза:

  • использовать цифровые устройства, коммуникационные приложения и сети и управлять ими;
  • решать разнообразные задачи в области информационно-коммуникационных технологий;
  • организовывать цифровое сотрудничество, обеспечивая его безопасность;
  • создавать цифровой контент, включающий поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми;
  • осуществлять компьютерное программирование.

Они обеспечивают способность работать с информационным полем и медиапространством: социальными сетями, новостями, блогами. Цифровая среда предоставляет ее участникам всевозможные условия и инструменты для достижения необходимых результатов [7]. Умения работать с цифровым инструментом, знать технологии и процессы являются ключевыми в профессиональной подготовке студентов туристского вуза [4].

Цифровые компетенции включают:

  • информационную грамотность для создания безопасного цифрового контента;
  • умение налаживать коммуникацию и сотрудничество; 
  • создание и редактирование цифрового контента в разных форматах и с обменом информацией посредством цифровых технологий;
  • умение защитить устройства и контент, конфиденциальность информации, умение избежать рисков, угрожающих здоровью и благополучию;
  • умение решать проблемы в цифровом пространстве, определять их и эффективно устранять.

Структура цифровых компетенций состоит из трех основных групп: базовых, универсальных и общетехнических. Каждая группа предполагает владение выпускниками туристского вуза необходимыми умениями и знаниями по работе с цифровыми ресурсами, системами, программами [6].  Формирование всех трех групп компетенций обеспечивается созданием информационно-образовательной среды вуза, развитием цифровой культуры преподавателей и студентов. Одним из средств, формирующих у студентов туристского вуза цифровые компетенции, является проектная деятельность, основанная на внедрении в профессиональную деятельность услуг или продуктов, отличающихся своей новизной, практической и социальной значимостью [1]. В туристском вузе проектная деятельность реализуется по следующим направлениям:

  • проектная деятельность, осуществляемая профессорско-преподавательским и административным составом вуза, которая направлена на совершенствование образовательного процесса и повышение конкурентоспособности вуза (проекты с привлечением спонсоров и работодателей с целью извлечения прибыли; гранты, прикладные научно-исследовательские работы);
  • проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в рамках образовательной деятельности и направленная на формирование комплекса компетенций у студентов;
  • совместное участие в проектах преподавателей, студентов вуза и представителей бизнес-сообщества [3].

 

Методика и результаты исследования

 

На первом этапе исследовательской работы был проведен анализ дисциплин учебного плана по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело», формирующих цифровые компетенции студентов, а также анкетирование с целью выявления наиболее популярных в студенческой среде интернет-технологий, используемых при подготовке учебных проектов.

В течение двух семестров первого курса студенты изучают дисциплину «Информатика», включающую теоретические и практические основы работы с компьютерными сетями, геоинформационными таблицами, компьютерной графикой, базами данных, информационной безопасностью. Лекционные занятия и практические работы по данной дисциплине формируют базовый этап цифровых компетенций.

С первыми проектами студенты сталкиваются на ознакомительной практике, которой заканчивает первый курс обучения. В ходе ее прохождения они знакомятся с туристским потенциалом региона, его инфраструктурой, предприятиями, входящими в региональную систему туризма, встречаются с представителями туристского, гостиничного, ресторанного бизнеса. Практической частью является организация проектной сессии, в ходе которой готовятся и защищаются групповые проекты, связанные с обеспечением программ молодежного туризма. Результаты проектов оформляются в виде презентаций туров для молодежи, дополненных видеороликами, способствующими их продвижению.

На втором курсе появляется специальная дисциплина, которая так и называется «Проектная деятельность». Ее цель: дать основы теоретических знаний по управлению проектами, их инициации, планированию, реализации и завершению. В частности, студенты знакомятся с методиками оценки эффективности проекта, технологией разработки мероприятий, информационного сопровождения проекта, составления сметы расходов по бюджету, формированием показателей, типовыми документами реализации, отчетности и презентации проекта. Здесь применяются следующие схемы работы: групповой проект, проект на двоих человек, индивидуальный проект. Формированию цифровых компетенций способствует процесс знакомства со следующими программами:

  • Microsoft Project – для управления проектами (https://ms-project.ru);
  • EASY – для управления задачами, проектами и бизнес-процессами (https://easy-task.ru);
  • Project Expert – для разработки бизнес-планов и оценки инвестиционных проектов (https://www.expert-systems.com)
  • Trello – для управления проектами (https://trello.com).

На третьем курсе студенты изучают дисциплину «Информационные технологии в туризме». Ее основные разделы: информационный поиск, WEB-системы, хранилища данных, свободно распространяемое программное обеспечение. Практические работы выполняются на основе комплекса следующего программного обеспечения:

  • оpenSUSE, включающий в себя вики-проект, портал для пользователей, «Build Service» для разработчиков, арт-проект для дизайнеров, почтовую рассылку и каналы IRC на разных языках;
  • текстовой редактор Vim, Nano и Emacs, которые можно использовать для изменения или создания нового файла в операционной системе Linux;
  • WEB-сервер Apache, являющийся кроссплатформенной и модульной системой, позволяющей оптимизировать программное обеспечения для нужд конкретной разработки.

Формирование цифровых компетенций осуществляется и в процессе освоения дисциплин: «Проектирование экскурсионных услуг», «Технологии и методика проведения экскурсий» (направление «Туризм») и «Проектирование гостиничного продукта» (направление «Гостиничное дело»), заканчивающихся курсовыми проектами, на которых студенты защищают разработки услуг и продуктов для сферы туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса.

На четвертом курсе обучающиеся используют свои проектные навыки на основе использования современных интернет-технологий через дисциплины: «Технологии семейного туризма», «Технологии ресторанной продукции» и «Технологии гостиничной деятельности», заканчивающихся подготовкой проектов туристского, гостиничного и ресторанного продуктов.

Итогом обучения становится защита выпускной работы бакалавра, предполагающая защиту проекта востребованной современным бизнесом услуги или продукта в сфере туристского, гостиничного или ресторанного обслуживания, демонстрирующего уровень формирования комплекса общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра туризма (гостеприимства), в том числе и цифрового.

В течение обучения формы представления результатов проектной деятельности студентов разнообразны, и в ходе данного исследования было важно понять, какие из них используются чаще, являются наиболее привлекательными для преподавателей и студентов. С этой целью осуществлено анкетирование, в котором приняло участие 134 студента кафедры туризма Петрозаводского
государственного университета.

В результате обработки анкетных данных было выявлено, что студенты чаще всего используют следующие интернет-технологии: поисковые системы (89,6 %), веб-страницы с текстовой и видеоинформацией (74,6 %), онлайн-справочники по туризму (59 %), блоги путешественников, специалистов сферы туризма, сетевые дневники (53 %), электронные журналы, газеты (52,2 %), веб-форумы (35,8 %), интернет-мессенджеры (22,4 %), видеоконференции, вебинары (17,2 %) (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Наиболее часто используемые интернет-технологии
при подготовке проектов студентами

 

Fig. 1. The most commonly Internet technologies used for student projects

 

Также было выявлено, что результаты проектной деятельности представляются в форме: презентаций (88,1 %), презентаций и технической документации по проекту новой туристской или гостиничной услуги (57,5 %), оформления научной статьи (27,6 %), устной защиты без визуализации (10,4 %), демонстрации проекта в виде мастер-класса (3,7 %), видеоролика (3,7 %) (рис. 2). При этом креативная презентация и визуализация проекта повышают конкурентоспособность проекта, поэтому их создание, как и оформление технологической документации, требуют определенного уровня развития цифровых компетенций.

 

 

Рис. 2. Виды представления результатов проектной деятельности

 

Fig. 2. Presentation types of project activities results

 

Было интересным узнать мнение студентов по поводу востребованности подготовленных в ходе обучения проектов. Анализ результатов показал, что 40 % студентов уверены, что их проекты будут востребованы в сфере туристской индустрии; 30 % считают возможным их использование в практике туризма и гостеприимства; 20 % ответили, что их разработки вряд ли будут использоваться в бизнесе. Достаточно высокую практическую ориентированность студенческих проектов подтверждают приглашенные на защиту учебных работ специалисты туристской и гостиничной отрасли, члены государственной экзаменационной комиссии, а также новые услуги, появляющиеся в реальной практике предприятий, основанные на данных проектах и внедренные в ходе прохождения студентами преддипломной практики.

Можно сделать вывод, что обучение, основанное на разработке проектов, – это ключ к развитию целого комплекса компетенций и усвоенный во время обучения отдельных дисциплин материал по компьютерным технологиям, вполне достаточный для выпускника туристского вуза.

Вторым этапом работы стало уточнение характеристик интернет-технологий, используемых в сфере туризма и в образовательном процессе вуза. Результаты данного этапа работы обобщены в таблице.

 

Использование интернет-технологий в сфере туризма
в образовательном процессе вуза

 

The use of Internet technologies in the field of tourism
 in university education

 

Интернет-технологии Характеристика и примеры
Поисковые системы Поисковые системы в сфере туризма подразумевают создание баз информации, полученных от туроператоров и позволяющих видеть разные виды предложений на туристском рынке по введенному пользователем запросу. Самые популярные поисковые системы в Интернете: Яндекс, Google, Mail.ru, Rambler, Nigma. На их платформах работают такие поисковые системы, как: ruSPO, Слетать.ру, Бронни.ру, Ехать. ру, Слетать.ру Турвизор, TourClient, OSTROVOK.RU, BRONEVIK.com, Забронируй, 101Нotels.com, Алеан, Academservice и т. д.

 

Онлайн-справочники Онлайн-справочники содержат актуальные сведения о предприятиях и компаниях, осуществляющих деятельность в сфере туризма. В базах может находиться большое количество организаций, включая данные об их местоположении и режиме работы, а также электронных адресах, чтобы найти более точные сведения непосредственно на официальных сайтах. Также это могут быть интернет-справочники практической информации для туристов, например «Тонкости туризма»  
Веб-страницы с текстовой и видеоинформацией Веб-страницы представляют собой документы в формате html, включающие в себя видео, фото, текст, графику, гиперссылки. Например: Интерфакс-Туризм, поставщик ежедневных новостей по теме туризма и отдыха, или Туризм. РИА Новости

 

Интернет-мессенджеры Интернет-мессенджеры – это системы мгновенного обмена сообщениями, обеспечивающие быстрый обмен фото, видео, текстовыми и звуковыми сообщениями, позволяют создавать групповые чаты для обмена впечатлениями об интересных туристских объектах. Например: WhatsApp,  ВКонтакте, Viber, Couchsurllng, Skype, Postale, Телеграм

 

Блоги путешественников, специалистов сферы туризма, сетевые дневники Блоги преимущественно содержат информацию о том, как путешествовать по странам самостоятельно и без лишних затрат. Примеры: «Своим Ходом», «Похождения по жизни», «Ярко о путешествиях», «Другие путешествия»  
Веб-форумы Веб-форумы – интернет-сервис для общения между пользователями интернета на одну тему или на несколько тем. Примеры: tripadvisor, Отзыв.Ру, Турбина

 

 

Видеоконференции, вебинары Видеоконференции обеспечивают аудио- или видеосвязь между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга в режиме реального времени, между двумя или более людьми, находящимися в разных местах. Вебинары подразумевают собой групповые или индивидуальные практические занятия в онлайн-режиме, где преподаватель, студенты и приглашенные эксперты обсуждают узконаправленную профессиональную тему. Это способ продвигать свои услуги и заявить о себе. Каталог вебинаров представлен в ресурсе Профи тревел
Электронные журналы, газеты Профессиональная пресса Travel.ru. представляет следующие газеты и журналы: газету «Туристический бизнес RATA-news»; каталог «Тонкости продаж», журнал «Туристический бизнес», газету «Туринфо», журнал «Туризм. Практика, проблемы, перспективы» и др.

 

 

Данные интернет-технологии предполагают, что и студенты, и преподаватели профильных дисциплин должны достаточно уверенно в них ориентироваться и работать с ними. Поэтому третий этап работы был посвящен формулировке рекомендаций, связанных с поэтапным педагогическим сопровождением проектной деятельности студентов через использование цифровых ресурсов. 

Здесь следует учитывать, что педагогическое сопровождение проектной деятельности основывается не только на обучении по использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе, но и на профессиональном взаимодействии преподавателей и студентов через цифровую образовательную среду вуза. В частности, через образовательный портал вуза, на котором размещены рабочие программы дисциплин, графики учебного процесса, сетевые образовательные учебные курсы, выпускные квалификационные работы выпускников, учебники, учебные пособия и научные статьи профессорско-преподавательского состава. Их дополняет система видео-конференц-связи, установленная на серверах вуза: TrueConf, Zoom, BigBlyBatton, отражая общую логику перехода к цифровому обществу.

Важную роль в повышении цифровых компетенций играют платформы Moodle, WebCT, Blackboard, WebTutor. Это системы управления курсами, представляющие собой сайты для онлайн-обучения, размещаемые на серверах вузов. Они являются удобным образовательным ресурсом для размещения лекционного материала, заданий для практических и лабораторных занятий, включают тестовый и контрольный материал, а также поддерживают коммуникации между преподавателями и студентами.  Это способствует не только повышению открытости, гибкости образования, росту вовлеченности студентов в процесс обучения, но и развитию сетевой модели взаимодействия вузов. В частности, материал по основным профильным дисциплинам, реализуемым на кафедре туризма Петрозаводского государственного университета, представлен на платформе Moodle2.

Способность применять все имеющиеся электронные ресурсы в процессе обучения позволяет формировать устойчивые, доведенные до автоматизма знания и умения студентов туристского вуза в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации в сфере туризма и управления ею.

На основании полученных результатов исследовательской работы можно сформулировать следующие рекомендации по организации педагогического сопровождения проектной деятельности студентов туристского вуза и формирования у них цифровых компетенций: 

  1. Развитие цифровой компетентности студентов   формируется в комплексе при изучении дисциплин учебного плана и прохождении ознакомительной, производственной и преддипломной практик. Многие дисциплины опираются на проектную деятельность, и готовность к ней происходит путем постоянного возрастания степени самостоятельности, меры свободы, творчества студентов, усиления личностно ориентированного взаимодействия студентов с преподавателями и между собой.
  2. В ходе проектной деятельности следует создавать такие педагогические ситуации, которые позволяют сформировать умения студентов, связанные с повышением уровня цифровой грамотности, сочетающейся со способностью к самостоятельному решению практических задач, развитием критического, креативного, гибкого мышления, эмоционального интеллекта, готовностью эффективно ориентироваться в информационном пространстве, формированием аналитических и исследовательских навыков для эффективного решения проблем в выбранной сфере деятельности.
  3. Следует опираться на следующую систему формирования цифровых компетенций: начинать с погружения в знания, сопутствующие выбранному виду деятельности; реализовать знания на уровне умений и навыков; учитывать ценностные регуляции в построении деятельности с партнерами, способствуя готовности включиться в реальную работу [8]. В частности, знания в сфере цифрового контента в разных форматах, умения по поиску и обмену информацией, ответам на вопросы, навыки взаимодействия с другими людьми лежат в основе продвижения туристских и гостиничных услуг.
  4. Учитывать, что основное предназначение проектной деятельности состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения интегрированных знаний и умений из различных предметных областей в процессе решения поставленной проблемы [2].  Это позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения, изменить подход студента к жизни, образованию, труду. Из пассивного слушателя студент становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность. Для этого следует активно использовать разнообразные цифровые устройства, коммуникационные приложения, обеспечивая безопасность цифрового сотрудничества.
  5. Понимать, что при использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя, который выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов, включающей работу в информационном поле и медиапространстве. Ключевыми формами обучения должны стать сотрудничество и взаимодействие образования и бизнеса в разнообразных видах профессиональной деятельности. Создавая цифровой контент разных форматов, необходимо использовать исследовательские, проектные, поисковые методы обучения, методы развития критического и аналитического мышления, помогающие вычленить из информационных полей необходимую информацию и точно донести ее до потребителя.
  6. Создавать мотивирующую цифровую среду для преподавателей и студентов, облегчающую подачу учебного материала, позволяющую студентам возвращаться к темам дисциплин и отрабатывать недостаточно усвоенный материал. Использовать разнообразные электронные ресурсы, фокусируясь на возможностях, заложенных в содержании самого учебного предмета. Учесть методы образовательной работы в цифровом формате со студентами: учебные книги в электронном варианте, сетевые профессиональные пособия для успешного освоения цифрового обучения, обучающие аудиозаписи и подкасты профессионалов для обмена и передачи опыта работы в дистанционном формате, обучающие видеоматериалы [10].

Видение потенциальных возможностей цифровой среды, способность работать с информационными ресурсами и медиаполем будут способствовать повышению креативности мышления, инициативности в достижении поставленных целей и позволят будущим специалистам успешно решать обычные и нестандартные задачи в профессиональной деятельности, став профессионалом своего дела.

Список литературы

  1. Ковров В. В. Проектная деятельность как инновационный ресурс в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов в вузе / В. В. Ковров  // Гуманитарные науки. 2019. № 1 (45). С. 63–67.
  2. Кручинин М. В. Взаимодействие участников проектной деятельности в вузе с применением сетевых коммуникаций / М. В. Кручинин, Г. А. Кручинина  // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2. С. 1–6.
  3. Кудинова О. С. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций / О. С. Кудинова, Л. Г. Скульмовская  // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 104.
  4. Фатеева Н. Б. Развитие цифровых компетенций в системе образования / Н. Б. Фатеева, С. В. Петрякова, Н. Н. Симачкова,  Л. Н. Петрова, Н. Ф. Крутикова // Образование и право. 2022. № 1. С. 112–114.
  5. Батова М. М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство» [Электронный ресурс] / М. М. Батова  // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 4. С. 1573–1584. Электрон. дан. DOI: 10.18334/vinec.9.4.41467 (дата обращения: 11.09.2022).
  6. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет [Электронный ресурс] // Материалы III Международной конференции «Больше, чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. Москва : АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. С. 122  Электрон. дан. URL: https://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika (дата обращения: 11.09.2022).
  7. Плотникова В. С. Формирование прорывных компетенций у бакалавров туризма [Электронный ресурс] / В. С. Плотникова, Т. М. Глушанок, Т. С. Дмитриева // International Conference on Environmental Sustainability Management and Green Technologies (ESMGT 2021) E3S Web Conf. 2021.Vol. 296. Электрон. дан. DOI: 10.1051/e3sconf/202129605005 (дата обращения: 11.09.2022).
  8. Плотникова В. С. Формирование профессиональной компетентности в сфере туризма средствами проектной деятельности [Электронный ресурс] / В. С. Плотникова, А. А. Фомин // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 2 (38). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2022.7626 (дата обращения: 11.09.2022).
  9. Программа «Цифровая экономика». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Электрон. дан. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708030016 (дата обращения: 11.09.2022).
  10. Федорова Е. Н. Психолого-педагогические условия использования видео- и аудиолекций на дистанционных образовательных платформах [Электронный ресурс] / Е. Н. Федорова, В. С. Плотникова // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Педагогика». 2021. № 3. С. 101–108. Электрон. дан. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-3-101-108 (дата обращения: 11.09.2022).

 



Просмотров: 377; Скачиваний: 85;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2023.8250