Миронова, Н. А. Потенциал использования цифровых технологий обучения литературе в системе методической подготовки учителей-словесников // Непрерывное образование: XXI век. – 2023. – Вып. 1 (41). − DOI: 10.15393/j5.art.2023.8247


Выпуск № 1 (41)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 372.882

Потенциал использования цифровых технологий обучения литературе в системе методической подготовки учителей-словесников

Миронова Наталия Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы
Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, Российская Федерация)
na.mironova@mpgu.su
Ключевые слова:
потенциал
цифровые технологии обучения литературе
непрерывное литературное образование
система методической подготовки учителей-словесников.
Аннотация: в статье актуализируется проблема использования цифрового контента в высшем педагогическом образовании. В частности, речь идет о потенциале использования цифровых технологий обучения литературе в системе методической подготовки учителей-словесников. В статье раскрываются основные показатели цифровой грамотности студента-филолога, будущего учителя-словесника, готового к использованию цифрового контента в последующей профессиональной деятельности. Полученные эмпирические данные осмысливаются и обрабатываются с помощью качественно-количественных методов анализа: описательные статистики, анализ процентных соотношений, вычленение количественно-качественной динамики обращения студентов-филологов к конкретным цифровым технологиям при изучении методических дисциплин. Аргументация оценки обращения респондентов к цифровым технологиям в процессе собственного обучения и обоснованность необходимости их употребления в будущей профессиональной деятельности были модифицированы следующим образом: вычленены функции цифровых технологий, выделенные на основе ответов студентов. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о правомерности и научно-методической целесообразности использования цифровых технологий обучения в контексте непрерывного литературного образования.
Статья поступила: 18.01.2023; Принята к публикации: 21.02.2023; Размещена в сети: 17.03.2023.

DIGITAL TECHNOLOGIES POTENTIAL OF LITERATURE EDUCATION IN THE SYSTEM OF METHODOLOGICAL TRAINING OF LITERATURE TEACHERS

MIRONOVA Natalia A.
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Methods of Teaching Literature
Moscow State Pedagogical University
(Moscow, Russian Federation)
na.mironova@mpgu.su
Keywords:
potential
digital technologies for teaching literature
lifelong literary education
system of methodological training of literature teachers.
Abstract: the article actualizes the problem of using digital content in higher pedagogical education. In particular we are talking about the potential of using digital technologies for teaching literature in the system of methodological training of language teachers. The article reveals the main indicators of digital literacy of a student-philologist, a future language teacher, ready to use digital content in their subsequent professional activities. The obtained empirical data are comprehended and processed using qualitative and quantitative methods of analysis: descriptive statistics, analysis of percentages, isolating the quantitative and qualitative dynamics of the appeal of philology students to specific digital technologies in the study of methodological disciplines. The reasoning for assessing the respondents' appeal to digital technologies in the process of their own learning and the validity of the need to use them in their future professional activities was modified as follows: the functions of digital technologies identified on the basis of students' answers were singled out. The results of the experimental work testify to the legitimacy and scientific and methodological feasibil-ity of using digital learning technologies in the context of lifelong literary education.
Paper submitted on: 18.01.2023; Accepted on: 21.02.2023; Published online on: 17.03.2023.

Система профессионального развития и методической подготовки педагогических кадров в российском образовании актуализирует проблему использования цифрового контента в высшем образовании. Вопрос о потенциале использования цифровых технологий обучения литературе в системе методической подготовки учителей-словесников напрямую связан с модернизацией высшего педагогического образования (Ядро высшего педагогического образования: Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08)  с учетом единого образовательного пространства, ориентацией на актуальные задачи непрерывного образования, усиления практико-ориентированной составляющей.

В настоящее время развитие методической компетенции студента-филолога напрямую связано с развитием цифровой грамотности и частотностью и целесообразностью использования цифровых технологий обучения литературе в процессе изучения методических дисциплин в высшей школе, таких как: «Методика обучения литературе», «Современный урок литературы», «Урок литературы и внеурочная деятельность», «Мультимедийные технологии в литературном образовании» и др., а затем в последующей профессиональной деятельности. В 2017 г. в России была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», «направленная на создание условий для развития общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности…» [14]. Одна из приоритетных задач указанной выше программы – создание экосистемы цифровой экономики в России на всех этапах, в том числе и в высшем педагогическом образовании, что невозможно без людей, обладающих высоким уровнем цифровой грамотности.

Проблема развития цифровой грамотности студента-филолога выходит за рамки общепедагогических и дидактических дисциплин и предполагает привлечение исследований в области психологии, информационной безопасности, культурологии, методики. Цифровая грамотность не является свойством, стихийно приобретенным человеком, рожденным в цифровую эпоху. Это система знаний, навыков и установок, необходимых для жизни в цифровом обществе, их формирование и развитие должно быть осознанным и управляемым, и только при этом условии возможно достижение главной цели цифровизации – повышения качества жизни людей [17].

В связи с вышеуказанным в статье предпринята попытка выявления потенциала использования цифровых технологий обучения литературе в системе методической подготовки учителей-словесников. В частности, раскрываются основные показатели цифровой грамотности студента-филолога, будущего учителя-словесника, готового к использованию цифрового контента в последующей профессиональной деятельности.

Еще в 1962 г. известный канадский философ и культуролог Г. М. Маклюэн предположил, что эпоха печатной культуры завершится с приходом электрического века радио и телевидения и человечество вернется к аудиальному способу восприятия, который широко использовался еще до изобретения печатного станка, так как человечество постоянно занято порождением «новых типов коммуникативных объектов» [6]. Обращение к цифровым технологиям обучения литературе в системе методической подготовки учителей-словесников обусловлено ориентацией на цифровизацию всех отраслей экономики и всех сфер образования. В частности, известный программист, технолог, один из разработчиков электронной книги, Дж. Меркоски писал, что, если «в 1960-е гг. будущее было за “пластиком”… сегодня же будущее за цифровыми технологиями… В каком-то смысле будущее уже наступило» [7].

Развитие высшего педагогического образования сегодня напрямую связано с эффективностью использования цифровых технологий в обучении. Согласимся с позицией Е. О. Галицких, которая утверждает, что сегодня «высшее гуманитарное образование… это поле инновационных процессов в современной профессиональной педагогике» [2, с. 197]. Исследования ученых последних лет показывают, что темпы обращения к новейшим технологическим достижениям возрастают. Цифровизация образования изменяет содержание и методику преподаваемых курсов в педагогическом вузе. Активное использование цифровых технологий в обучении меняет общественные установки [11]: мы можем говорить о сетевой идентификации человека (работы П. Н. Биленко, В. И. Блинова, М. В. Дулинова, А. М. Кондакова [3] и др.). Первая монография, посвященная цифровой грамотности, была издана в 1997 г. П. Гилстером, который дает следующее определение данному феномену: «…умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников, с помощью компьютеров» [13]. По мысли П. Гилстера, «интернет требует, чтобы мы воспринимали его как комбинацию традиционных форм медиа» [13], то есть можно сделать вывод о том, что уже с момента возникновения термина «цифровая грамотность» он имеет более широкую коннотацию и включает такие типы грамотности, как информационная, коммуникативная, креативная компетентность, медиаграмотность.

Развитие всех указанных выше типов грамотности актуально [12; 15; 16], когда речь идет об изучении литературы на разных этапах непрерывного литературного образования, так как литература, являясь особым видом искусства, художественной моделью мира, содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Обратим внимание на тот факт, что в русской культуре литература всегда занимала ведущее место [10], однако сейчас цифровая среда существенно изменила ситуацию. В настоящее время, как отмечает Т. Н. Касьянюк, существует две тенденции литературного образования, находящиеся в состоянии активной борьбы: с одной стороны – это исторически сложившаяся ценностно ориентированная, с другой – более современная, рациональная и прагматическая. Задача будущего учителя-словесника – максимально сблизить указанные выше тенденции и создать условия, при которых цифровые технологии, цифровой контент будут выполнять мотивационную и организаторскую роли, а также способствовать формированию и развитию интереса к личности писателя, чтению художественных произведений, их обсуждению и интерпретации, в том числе и в цифровой среде. Очевидно, что литература «удерживает качественные свойства целостности культуры» [4, с. 12], и это объясняется рядом причин. Во-первых, литература и культура связаны между собой по своим основаниям и способу: литературное произведение оказывается той частью культуры, которая сохраняет ее целостность. Во-вторых, в содержание литературы попадает культура многих других областей знаний. В-третьих, немаловажна эмоциональная форма литературы, позволяющая проявиться такой характеристике, как субъектность. Именно в литературе заложен огромный культурный потенциал. Ряд исследователей отмечают социальную роль литературы, ее коммуникативность, высокую степень обращенности к читателю (работы М. М. Бахтина [1], В. И. Тюпы [9], С. П. Лавлинского [5] и др.). Так, например, С. П. Лавлинский уверен, что литература «должна изучаться в качестве способа познания мира» [5, с. 48].

Цель нашего исследования состоит в выявлении частотности обращения студентов-филологов к цифровым технологиям обучения литературе в процессе освоения методических дисциплин в педагогическом вузе.

В практической части исследования выявлены особенности восприятия цифровых технологий студентами-филологами, будущими учителями-словесниками, определены функционирование и особенности употребления цифрового контента в системе непрерывного литературного образования.

Опыт Московского педагогического государственного университета и данные, полученные в ходе проведенного исследования автором материала [8], убеждают в актуальности вопросов, поднимаемых в данной статье. Можно ли говорить о подготовке кадров для цифровой экономики, в частности, учителей-словесников без системного подхода к анализу цифровых технологий обучения литературе в системе непрерывного литературного образования? Будет ли адекватным формирование практико-ориентированных компетенций студента-филолога без учета развития его цифровой грамотности? Эффективно ли изучение методических дисциплин в современном педагогическом вузе без обращения к цифровому контенту? Поиск ответов на эти и подобные им вопросы представляется крайне важным для современной методической науки.

Для достижения цели исследования были использованы теоретические методы (сравнительно-сопоставительный анализ, синтез и обобщение научно-методических трудов по проблеме), эмпирические методы (сравнительный анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование). В проведенном исследовании участвовали 93 студента-филолога Московского педагогического государственного университета (направление 44.04.01. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)).

Для выявления качественно-количественной динамики обращения студентов-филологов к цифровым технологиям в процессе изучения методических дисциплин использовалась специально разработанная анкета. Респондентам предлагалось оценить частотность использования отдельных цифровых технологий в контексте непрерывного литературного образования. Аргументация оценки обращения респондентов к цифровым технологиям в процессе собственного обучения и обоснованность необходимости их употребления в будущей профессиональной деятельности были модифицированы следующим образом: вычленены функции цифровых технологий, выделенные на основе ответов студентов. Анкетирование проводилось на практических занятиях по дисциплинам «Методика обучения литературе», «Мультимедийные технологии в литературном образовании» в течение 2019–2022 гг.

Полученные эмпирические данные осмысливались и обрабатывались с помощью качественно-количественных методов анализа: описательные статистики, анализ процентных соотношений, вычленение количественно-качественной динамики обращения студентов-филологов к конкретным цифровым технологиям при изучении методических дисциплин.

В целях изучения особенностей восприятия цифровых технологий обучения литературе студентами-филологами педагогического вуза нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Кратко раскроем ее общее содержание и представим основные результаты.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов.

1. Практические занятия по анализируемой проблематике. В частности, были затронуты следующие вопросы:

  • актуализация понятий «цифровой контент», «цифровые технологии обучения литературе»;
  • частотность использования цифровых технологий обучения литературе в процессе изучения методических дисциплин;
  • функционирование и особенности употребления цифрового контента в системе непрерывного литературного образования.

2. Развернутое анкетирование студентов по следующим вопросам:

  • как вы понимаете термины «цифровые технологии обучения литературе», «цифровой контент», «сетевые ресурсы по непрерывному литературному образованию»? Дайте развернутую характеристику;
  • используете ли вы цифровые технологии обучения литературе в процессе самостоятельной работы? Почему?
  • когда (к каким семинарам, по какой методической дисциплине) вы использовали в процессе подготовки цифровые технологии? Приведите конкретно 1–2 примера.

3. Обсуждение и уточнение полученных результатов на практическом занятии (по группам).

С целью выявления качественно-количественной динамики обращения к цифровым технологиям обучения литературе исследование проводилось дважды: в сентябре 2019 г. (93 человека) среди студентов 3-го курса и в феврале 2022 г. (85 человек) среди тех же студентов, но уже 5-го курса.

Количественные результаты исследования отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Количественная динамика результатов обращения студентов
к цифровым технологиям обучения литературе

Table 1

Quantitative Dynamics of the Results of Students' Appeal
to Digital Literature Teaching Technologies

 

Отношение к использованию цифровых технологий обучения литературе Сентябрь 2019 Февраль 2022
чел. % чел. %
Позитивно 87 93 82 96
Негативно 3 3 2 2
Нейтрально 3 3 1 1
Употребление цифровых технологий в процессе самостоятельной работы Сентябрь 2019 Февраль 2022
чел. % чел. %
Часто употребляют 90 97 84 99
Нечасто употребляют 3 3 1 1
Почти не употребляют

 

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа показала возрастание частотности использования цифровых технологий обучения литературе, сетевого контента на практических занятиях по дисциплинам методического цикла и в процессе самостоятельной работы студентов, а также необходимость конкретизации ряда терминов и понятий из сферы цифровых технологий для целей и задач проводимого исследования. Динамика частотности употребления цифрового контента на отдельных методических дисциплинах отражена в таблице 2.

 

Таблица 2

Качественная динамика частотности употребления
студентами-филологами отдельных цифровых технологий

Table 2

Qualitative dynamics of the frequency of use of certain
digital technologies by philology students


Название цифровой технологии Сентябрь 2019

 

Февраль 2022

 

чел. % чел. %
Социальные сети в интернете 92 98 85 100
Мультимедийные презентации, скрайбинги, буктрейлеры, инфографика о биографии и творчестве писателей-классиков 82 88 85 100
Просветительские и образовательные веб-сайты 50 53 84 99
Учебно-просветительские и сетевые блоги писателей и критиков 33 35 83 98
Видеолекции, онлайн-семинары и мастер-классы по проблемам литературного образования 70 75 85 100
Видеохостинг YouTube 75 81 85 100
Мобильные приложения по литературе 45 48 82 96
Виртуальные туры по литературным музеям 50 53 83 98

 

Аргументируя позитивную оценку обращения к цифровым технологиям обучения литературе в процессе изучения методических дисциплин и во время самостоятельной работы и обосновывая необходимость их употребления в последующей практической деятельности, будущие учителя-словесники привели, в частности, следующие доводы, которые условно соответствуют 8 основным функциям: 1) мировоззренческая; 2) универсальная; 3) информационная; 4) интегративная; 5) социально-педагогическая; 6) культурно-просветительская; 7) образовательная; 8) рекреативная.

Результаты анализа ответов студентов обобщены в таблице 3.

 

Таблица 3

Основные функции цифровых технологий, выделенные
на основе анализа ответов студентов

Table 3

The main functions of digital technologies identified based
on the analysis of students' answers

 

Функция Характеристика Примеры аргументации
студентов
1. Мировоззренческая «Цифровая экономика – это не отдельнаяотрасль, по сути, это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества» (В. В. Путин) «Цифровые технологии формируют мировоззрение ребенка, способствуют развитию его взглядов и убеждений»; «Цифровая среда – одна из основных в современном мире, поэтому сегодня невозможен анализ художественного произведения без опоры на цифровой контент»; «Цифровые технологии меняют мировоззрение людей: человек начинает мыслить масштабней, шире»
2. Универсальная Повсеместное распространение, применение для всех отраслей, в том числе и в системе непрерывного литературного образования «Цифровые технологии можно рассматривать как возможность повысить интерес к литературе, как универсальный метод, который можно использовать на разных этапах урока, в разных сферах жизни»; «Цифровые технологии применяются для изучения разных тем, произведений русской и зарубежной классики»
3. Информационная Удовлетворение информационных потребностей человека в цифровую эпоху «В цифровой среде информации больше и доступ к ней быстрее»; «Цифровые технологии помогают легче усваивать сложный материал, проникать в позицию автора, ускоряют процесс познания»; «Цифровые ресурсы – основной источник информации современного человека»
4. Интегративная Поддержание нормального функционирования общества, работа на укрепление чувства сопричастности каждого ко всем, в том числе и к шедеврам художественной литературы «Цифровые технологии ускоряют процесс глобализации, дают ощущение единства человеческого сообщества»; «В цифровой среде возможны новые формы коммуникации, объединение учеников, их интересов в изучении конкретного писателя, сотрудничество учителя и ученика в привычном для молодежи формате»  
5. Социально-педагогическая Пропаганда определенного образа жизни через цифровые технологии, вовлеченность в ту или иную систему воздействия «Цифровые технологии позволяют вовлекать школьников в процесс обучения, анализа художественного произведения»; «Огромное распространение видеороликов, которые привлекают внимание человека к той или иной проблеме, писателю, теме»; «Цифровые технологии транслируют определенные ценности»
6. Культурно-просветительская Приобщение человека к культуре, влияние напрямую на ценностные установки человека, трансляция любых культурно-просветительских мероприятий в цифровой среде, в том числе и связанных с непрерывным литературным образованием «Достижения культуры и искусства находятся в сети в открытом доступе»; «Человек при небольших финансовых вложениях может через цифровую среду познакомиться с шедеврами мировой культуры и искусства»; «Есть цифровые ресурсы, способные погрузить ребенка не просто в отдельное литературное произведение, а в целую историческую эпоху»
7. Образовательная Трансляция учебно-образовательных и просветительских программ в цифровой среде «Задание на дом можно давать с использованием учебных цифровых программ»; «Цифровые технологии способствуют активизации мышления»; «С помощью веб-сайтов, мобильных приложений можно высылать интересные ресурсы для подготовки к уроку, “оживить” классический текст, созданный 100–200 лет назад»
8. Рекреативная Определенная форма досуга, направленная на отдых, восстановление сил человека «ИКТ помогает сделать уроки более живыми»; «Цифровые технологии дают возможность преодолеть монотонность урока, отвлечься от реальных проблем на некоторое время»; «Цифровые технологии можно воспринимать как разгрузку, как возможность подходящего эмоционального отдыха»

 

Заметим, что защита выработанной позиции данной группой испытуемых отличалась убедительной и развернутой аргументированностью, конкретностью и последовательностью предъявления доводов, поскольку цифровая среда для современного студента-филолога – комфортное пространство для реализации своих образовательных и индивидуальных потребностей, а использование цифровых технологий будущими учителями-словесниками рассматривается как данность современной жизни.

Группа респондентов, давших негативную оценку использованию цифровых технологий обучения литературе в системе непрерывного литературного образования (1–2 % от общего количества респондентов), слишком малочисленна, чтобы останавливаться подробно на анализе их позиции.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о правомерности и научно-методической целесообразности использования цифровых технологий обучения литературе при изучении методических дисциплин.

В цифровую эпоху, когда теория и методика профессионального образования находятся в поиске новых подходов к изучению материала, для высшего гуманитарного образования со всей важностью и остротой встает вопрос об использовании цифровых технологий в непрерывном литературном образовании. Подтверждая слова известного советского и российского ученого С. П. Капицы о том, что «образование – это индустрия, направленная в будущее», обратим внимание на то, что в условиях цифровизации страны и всех отраслей производства, в том числе и высшего профессионального образования, необходимы структурирование и содержательный анализ цифровых технологий обучения литературе [6, с. 129], используемых в процессе изучения методических дисциплин в педагогическом вузе.

Перспективы дальнейшего исследования в области цифровых технологий обучения литературе мы видим в использовании искусственного интеллекта в непрерывном литературном образовании, в исследовании эффективности взаимодействия теории и методики цифрового обучения с предметным содержанием отдельных методических дисциплин – все указанные вопросы требуют научного анализа и практического решения.

 

Список литературы

  1. Бахтин М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. Москва, 1986. 445 с.
  2. Галицких Е. О. Инновационные технологии как ресурс современного гуманитарного образования в год литературы / Е. О. Галицких // Литература в контексте современности: Жанровые трансформации в литературе и фольклоре : сборник материалов VIII Всероссийской научной конференции с международным участием / Челябинский государственный педагогический университет ; отв. редактор Т. Н. Маркова. Челябинск, 2015. С. 197.
  3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов  [и др.] ; под науч. ред. В. И. Блинова. Москва, 2020. 98 с.
  4. Касьянюк Т. Н. Социокультурный потенциал литературы в процессе модернизации общего образования : автореф. дис. … канд. социолог. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 26 с.
  5. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. Москва, 2003. 384 с.
  6. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры /  М. Маклюэн ; пер. с англ. А. Юдина. Москва, 2005. 496 с.
  7. Меркоски Дж. Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя Kindle /  Дж. Меркоски ; пер. с англ. А. Коробейникова. Москва, 2014. 304 с.
  8. Миронова Н. А. Цифровые технологии обучения в контексте непрерывного литературного образования / Н. А. Миронова. Москва, 2020. 147 с.
  9. Тюпа В. И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы) / В. И. Тюпа Тверь, 2002. 76 с.
  10. Чертов В. Ф. Русская классика как основа школьного литературного образования /  В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина // Преподаватель XXI век. 2012. № 4. С. 174–183.
  11. Druckrey T. Electronic culture: technology and visual representation. New York : Аperture, 1996.
  12. Getmanskaya E. V. Literary Education in Russia: Problems and Trends / E. V. Getmanskaya, N. A. Mironova, N. A. Popova // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing. 2015. Vol. 6. № 6. P. 170–177.
  13. Gilster P. Digital Literacy. New York : Wiley Computer Publishing, 1997.
  14. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Правительства РФ. 28.07.2018. Электрон. дан. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 15.01.2022)
  15. Aristova M. A. The relationship of literary and cultural functional literacy of the modern pupil [Electronic resource] / M. A. Aristova, Z. I. Strizhekurova, N. A. Mironova [et al.] // EEIA-2018 International Conference «Education Environment for the Information Age».  The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences Москва, 2018. P. 61–68. Electron dan. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.7 (date of acсess: 17.02.2022).
  16. Getmanskaya E. V. «New literacy» as a category of modern western education [Electronic resource] E. V. Getmanskaya, M. M. Tokareva // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Р. 346–353. Electron dan. DOI: 10.15405/epsbs.2019.09.02.40 (date of acсess: 17.02.2022).
  17. OECD Digital Economy Outlook, 2017 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oecd-digital-economy-outlook 2017_978926 4276284-en#.WeCTLWi0OUk#page1 (дата обращения: 17.02.2022).


Просмотров: 576; Скачиваний: 185;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2023.8247