Юсупова, Л. Н. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – Вып. 3 (39). − DOI: 10.15393/j5.art.2022.7849


Выпуск № 3 (39)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.016

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

Юсупова Лилия Наильевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных направлений
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
english.tutor.lnyusupova@gmail.com
Ключевые слова:
пропедевтический курс
академическое письмо
курс академического письма
междисциплинарное письмо.
Аннотация: овладение компетенциями академического письма студентами, увлеченными наукой, необходимо для представления ими результатов научного исследования в текстовой форме. Однако не все университеты в России, особенно региональные, имеют в своих учебных планах курс академического письма, позволяющий удовлетворить такую образовательную потребность. Цель статьи – актуализировать востребованность пропедевтического факультативного курса «Академическое письмо» для студентов Студенческого научного обще-ства. Методологическую основу исследования составила междисциплинарная модель обучения академическому письму с применением билингвального, деятельностного, практико- и продукт-ориентированного подходов. Основными методами исследования являются анализ научной литературы российских ученых по проблеме и диагностические методики (интервью, опрос). Апробация смешанного формата обучения академическому письму (очно и он-лайн с сопровождением материалов курса на платформе Google Class) проходила с членами Студенческого научного общества разных институтов Петрозаводского государственного университета в рамках пилотного факультативного курса в течение 2021–2022 гг. По резуль-татам экспериментального курса, разработанного педагогами Центра академического письма ПетрГУ, девять студентов окончили курс успешно, 5 опубликовали статьи в рецензируемых журналах. Дальнейшие исследования могут быть посвящены поиску новых педагогических методов и приемов, а также эффективных способов организации курса для привлечения большего количества студентов к овладению компетенциями академического письма как важной составляющей непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Статья поступила: 14.07.2022; Принята к публикации: 06.09.2022; Размещена в сети: 26.09.2022.

PROPAEDEUTIC COURSE IN ACADEMIC WRITING FOR THE STUDENT RESEARCH COMMUNITY

YUSUPOVA Liliya N.
Senior Lecturer of the Chair of Foreign Languages in Humanities
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
english.tutor.lnyusupova@gmail.com
Keywords:
propaedeutic course
academic writing
academic writing course
writing across the curriculum.
Abstract: mastering academic writing competencies is essential for university students who are looking forward to science as a part of their career path. However, not all universities in Russia, especially regional ones, have an academic writing course in their curricula to meet this educational need. The aim of the article is to highlight the relevance of the propaedeutic elective course «Academic Writing» for the students of the Student Scientific Society. The methodological basis of the study is the interdisciplinary model of teaching academic writing with a help of bilingual, activity-based, practice-and product-oriented approaches. The main research methods are the scientific literature analysis of Russian scientists on the problem and diagnostic methods (interviews, surveys). The blendedlearning combining offline and online training on Zoom platform and Google Class resources was tested among the students of the Student Scientific Society from different institutes of Petrozavodsk State University during the pilot elective course in the school year of 2021–2022. The course was created by the tutors of the PetrSU Academic Writing Centre. According to the course results nine students completed the course successfully, and five published articles and papers in journals. Further research can be devoted to finding new pedagogical methods and techniques as well as effective ways of the course organisation to engage more students in mastering academic writing competences as an important part of lifelong learning.
Paper submitted on: 14.07.2022; Accepted on: 06.09.2022; Published online on: 26.09.2022.

Одним из ключевых видов деятельности обучающихся в вузе, согласно стандартам ФГОС ВО 3++, является научно-исследовательская  деятельность, нацеленная на развитие общепрофессиональных и универсальных компетенций, средством реализации которых ряд специалистов считает сформированные компетенции академического письма [3; 4; 8; 9]. Академическое письмо (АП) способствует приобретению навыков исследовательской работы и становлению культуры научного мышления студентов, т. к. соприкасается не только с языком, но также с риторикой, логикой и композицией в соответствии с требованиями научного (академического) дискурса. И. Б. Короткина подчеркивает особую значимость академического письма как «самостоятельной отрасли знания и дисциплины», поскольку академическое письмо включает «центральный (фундаментальный) комплекс компетенций по отношению ко всему университетскому образованию» [9, c. 68]. За последнее десятилетие интерес к академическому письму в России значительно вырос. Увеличилось число публикаций, посвященных опыту внедрения академического письма в российских вузах, создаются Центры академического письма. Передовые вузы активно вводят данную дисциплину с разной формулировкой в программы всех ступеней обучения высшей школы. Однако не во всех вузах, особенно в региональных, есть такая образовательная возможность у студентов разных специальностей. В связи с этим актуальна разработка факультативного обучающего курса по академическому письму, который был бы востребован и полезен заинтересованным наукой студентам. В данной публикации представлен опыт создания и внедрения пилотного пропедевтического курса «Академическое письмо», созданного и апробированного педагогами Центра академического письма Петрозаводского государственного университета для Студенческого научного общества (СНО) в течение 2021/22 учебного года.

Обзор литературы

Концептуальные и методологические принципы обучения академическому письму в России активно обсуждаются специалистами на протяжении уже десяти лет с 2011 г., когда журнал «Высшее образование в России» посвятил этой теме отдельную рубрику, создав публичную дискуссионную площадку. Пройдя все стадии: критику «не до конца выверенной новации» [14], вольную интерпретацию «новой старой дисциплины» вперемешку с другими понятиями [15; 17; 21], осознание нерабочими традиционный подход англоязычного дискурса в российских реалиях [19; 20], заимствование и адаптацию успешных западных моделей преподавания [5; 6; 13], академическое письмо в России, несмотря на все сложности, прошло свою «точку невозврата и будет развиваться дальше» [12, c. 77], создавая собственную парадигму обучения академическому письму, которую можно инкорпорировать  в существующие программы высшего образования [1; 22]. Анализ публикаций российских авторов, затрагивающих широкий спектр вопросов касательно академического письма именно в России, позволяет еще раз убедиться в актуальности исследования и поиска пути нерешенных задач. Анализ литературных источников позволил обозначить опорные  теоретические положения для разработки программы и методики реализации курса «Академическое письмо».

Во-первых, научно-методическую основу академического письма составляет риторика. Риторический канон включает пять стадий, которые напрямую связаны со стадиями работы над любым научным текстом: исследовательская (выдвижение идеи, гипотезы, предложение решения проблемы), логическая (организация аргументации в тексте от тезиса к выводу), социокультурная / дисциплинарная (выбор стилистики и жанра дисциплинарного дискурса), знаниевая (владение информацией и методологией научного исследования, принятой в данной области), языковая (презентация текста в связной, последовательной и убедительной языковой форме). Важно подчеркнуть, что АП − это единство всех пяти составляющих, при этом языковая является лишь последним звеном этого процесса, остальные же металингвистические. Соответственно, первостепенно осознание, что в основе АП лежат методы научного убеждения и доказательное рассуждение, а не просто филология [12, c. 78].

Во-вторых, из понимания вышесказанного вытекает обоснование применения в дидактике двух основных моделей обучения АП –трансдисциплинарного письма (Writing Across the Curriculum) и внутридисциплинарного письма (Writing in Discipline). С точки зрения трансдисциплинарного подхода АП является универсальной и междисциплинарной областью знаний, поскольку ее принципы унитарны для всех научных направлений, что достигается следованием общим международным и российским риторическим и публикационным конвенциями. Кроме того, при освоении трансдисциплинарного письма формируются и развиваются навыки критического мышления, анализа источников информации, умения  логически излагать и аргументировать позицию и т. д. ‒ все то, что пригодится студенту любого направления подготовки как в академической, так и в профессиональной деятельности. С другой стороны, внутридисциплинарный подход предполагает обучение писать тексты, учитывая жанровые особенности, терминологический аппарат и методологию исследования конкретного научного направления [11, c. 85‒86]. Эти два подхода не исключают, но дополняют друг друга. Гармоничное взаимодействие специалистов трансдисциплинарного письма и факультетских педагогов по специальности может способствовать продуктивному развитию общей академической грамотности обучающихся.

В-третьих, определяющим в выборе методик обучения АП является отношение к письму как процессу, продукту и практике [10]. Только в процессе самостоятельной практики по созданию письменных продуктов-текстов разных жанров (например, эссе, аннотация, статья) можно научиться писать. Основные методические подходы, закрепившиеся в практике обучения АП: деятельностный (activity-based), компетентностный (competency-based), личностно-ориентированный, или процесс-ориентированный (process-oriented), продукт-ориентированный (product-oriented), жанровый (genre-based)  и билингвальный (bilingual). Вышеперечисленные теоретические положения легли в основу замысла обучающего курса по академическому письму.

Проблематика

Центр академического письма Петрозаводского государственного университета, созданный по инициативе Института педагогики и психологии и Института иностранных языков, реализует идею непрерывного образования в области академического письма на русском и английском языках с целью подготовки студентов и преподавателей к выходу на международный уровень оформления результатов научных исследований. Как следствие образовательный процесс осуществляется с использованием билингвального подхода. С точки зрения модели обучения междисциплинарный подход является ведущим, но в сочетании с межинститутским взаимодействием специалистов разных направлений (педагогика, лингвистика, филология, психология). Центр как объединение преподавателей и обучающихся, заинтересованных в развитии теории и практики академического письма в вузе, с начала своей работы в 2020 г. активно сотрудничает со Студенческим научным обществом ПетрГУ (СНО). Центр начал свою деятельность в октябре 2020 г. и уже в конце 2021 учебного года от председателя СНО поступил запрос о создании совместного проекта.

Интервью с председателем СНО помогло определить главную задачу курса и выявить основные проблемы. Для обеспечения научно-просветительской и исследовательской деятельности в течение 2018‒2021 гг. СНО ПетрГУ проводило междисциплинарный «Вводный курс по написанию статей», целью которого была публикационная активность среди студентов. За три года СНО удалось только в 2021 г. реализовать один полный курс из восьми видеолекций, итогом которого стал конкурс статей для публикации в студенческий журнал ПетрГУ «StudArtic forum». Причин неудачного опыта несколько. Работа велась исключительно силами  активистов СНО, студентами старших курсов бакалавриата и магистратуры, имеющими скромный опыт публикаций. Проведение лекций и организация курса были возложены на одного человека. В связи с отсутствием четкой централизованной организации процесса и результата посещаемость была низкой, а обучение сводилось к самостоятельному изучению видеолекций.

В практике педагогов Центра отсутствовала разработанная методическая база курса по академическому письму, структура и содержание которого решали бы образовательные задачи междисциплинарного письма, а также отвечали целям СНО ПетрГУ. Таким образом, Центру предстояло решить ряд проблем дидактического, методического и организационного характера, в частности связанных с уровнем мотивации студентов на серьезную работу и разным уровнем их готовности осваивать сложный учебный материал на русском и английском языках.  Кроме того, построить содержание курса нужно было таким образом, чтобы стимулировать студентов СНО к участию в академической жизни вуза (ежегодная студенческая весенняя конференция ПетрГУ, публикация статей в студенческий университетский журнал). Поскольку курс факультативный, также возникали сложности с организацией занятий для обучающихся разных курсов, институтов и направлений подготовки вне основной учебной деятельности студентов в период постоянно меняющихся ковидных послаблений и ограничений.  Однако, несмотря на вызовы, которые предстояло преодолеть Центру по реализации задуманного курса, у него было главное преимущество – заинтересованная аудитория слушателей. Сама идея, инициатива и самостоятельные попытки реализации такого курса студентами свидетельствуют о востребованности обучающего курса по академическому письму для студентов, которые осознанно приходят в СНО и нацелены на науку.

Цель, задачи, содержание и организация пропедевтического курса «Академическое письмо»

В рамках одного факультативного курса не представляется возможным обучить и развить полный комплекс академических компетенций, по этой причине, создавая курс, Центр исходил из идей пропедевтического обучения. Понятие «пропедевтика» дословно означает с греческого «предварительно обучаю». В педагогических словарях «педагогическая пропедевтика» и «пропедевтический курс» используют для обозначения введения в какую-либо науку, предварительный или вводный курс, который представлен в сжатой форме [2; 16]. Однако при более детальном изучении данного понятия в работах современных педагогов вводный курс и пропедевтический курс (ПК) – неравнозначные понятия [18]. Остановимся на ключевых различиях и обозначим, что понимается под «пропедевтическим курсом» в системе обучения академическому письму. В отличие от вводного курса, который ориентирован на получение теоретической основы будущего изучаемого предмета, в ПК фокус смещен на изучение новой дисциплины путем систематизации уже имеющихся знаний (личного или учебного опыта обучающихся) с возможностью интегрирования полученных знаний на доступном уровне. При проектировании ПК используются материалы, на основе которых новые знания формируются во взаимосвязи «практика – теория», причем отбор теоретического материала представлен в сжатой форме, что больше подходит для освоения через деятельностный подход такого навыка, как письмо. Важным признаком ПК является формирование мотивации обучающихся применять полученные знания, умения, навыки при дальнейшем обучении. Педагогическая фасилитация становится необходимым компонентом ПК в преодолении затруднений в обучении и создании комфортных педагогических условий [18, с. 169]. Таким образом, проектирование факультативного курса «Академическое письмо» для студентов СНО осуществлялось в соответствии с принципами и функциями пропедевтического курса, определяющими отбор педагогических подходов, целевых установок, содержания и методов обучения.

Главная образовательная цель курса ‒ привлечь внимание студентов к значимости академической грамотности и развития компетенций академического письма на родном и английском языках для успешной профессиональной деятельности на протяжении всего периода непрерывного образования. При наличии множества переменных мы сфокусировались на тех задачах, которые связаны со структурой, логикой и аргументацией создания академического текста. Задачи курса: сформировать навык доказательного рассуждения, логики и построение композиции академического текста (утверждение / тезис – обоснование / аргументация – вывод / следствие) как основы текстов научного стиля; развить умения выражать мысли точным и ясным языком, используя релевантную лексику, структуру и стиль изложения; выработать навык структурирования текста и построения логических взаимосвязей на уровне текста, абзаца и предложения; сформировать знания об основных жанрах (видов текстов) академического письма (деловое письмо, тезисы, эссе, аннотация, статья) на двух языках, русском и английском.

В содержание курса включены темы, которые преподаватели и редакция студенческого журнала во время интервью обозначили как «часто встречающиеся недочеты», «характерные ошибки» или «существенные трудности» студентов при освоении компетенций академического письма и составлении разных текстов (жанров) научного стиля (см. табл.). 

Примерный тематический план курса 

Sample course outline

 

Тема / занятие Содержание
Тема 1. Академическое письмо и Academic Writing.

(Занятия 1 и 2)

Введение в академическое письмо. Академическое письмо за рубежом.  Тексты научного стиля и их особенности в русском и англоязычном дискурсах. Академические международные конвенции 
Тема 2. Боязнь белого листа.
(Занятие 3) 
Как начать писать? Страх, синдром белого листа или писательский блок. Причины  и факторы возникновения. Писательские стратегии. Тренинг  на генерацию идей для написания итоговой зачетной работы  методами мозгового штурма 
Тема 3. Деловая переписка.
(Занятие 4) 
Особенности деловой переписки (письма и электронная почта) в русской и английской академической и профессиональной коммуникации 
Тема 4. Культура цитирования. (Занятия 5 и 6) Оформление библиографии и списка источников на русском и на английском языках. Международные стили цитирования (MLA, Harvard, APA). Работа с чужим текстом: цитирование, перефразирование, упоминание. Плагиат. Типичные ошибки  
Тема 6. Креативность и академичность автора научной статьи.
(Занятия 7 и 8)
Тренинг с психологическими практиками, направленными на эмоциональную разгрузку и раскрытие творческого потенциала участников курса
Тема 7. Доказательное рассуждение.
(Занятие 9)
Значение доказательного рассуждения для создания научных текстов. Тезисы как средство развития научного мышления. Виды аргументов 
Тема 8. Академическое эссе. (Занятия 10, 11, 12)  Базовая модель академического эссе. Формулировка тезиса эссе. Связь тезиса и структуры эссе. Организация аргументации, логичности и связности. Особенности научного стиля в русском языке: выбор слов, сочетаемость, устранение избыточности, оправданный повтор, перифраз, синонимы. Части речи в академическом тексте. Выражение авторского начала в научном тексте 
Тема 9.  Научная статья. Структура статьи. Аннотация. (Занятия 13, 14, 15, 16) Требования к структуре статьи. Классическая структура научной статьи для эмпирических исследований IMRaD. Аннотация на русском и английском языках. Важность и функция аннотации. Виды аннотаций. Структура аннотации. Язык аннотации. Использование машинного перевода: плюсы и минусы

 

По причине особенностей организации факультативного курса для студентов разных направлений подготовки в период ковидных ограничений обучение проводилось в смешанном формате (очно в аудитории и онлайн на платформе Zoom). Занятия были два раза в месяц с октября 2021 г. по май 2022 г. (кроме времени экзаменационной сессии) продолжительностью 90 минут. Для координации образовательного процесса, контроля и систематизации материалов курса использовался образовательный онлайн-сервис Google Class. Данная онлайн-платформа имеет ряд преимуществ: она бесплатная, интуитивно понятная для использования и с большим количеством технических ресурсов. Виртуальный класс включает модули-темы очного образовательного курса. В каждый модуль внесены видеозаписи семинаров, авторские презентации лекций педагогов Центра, полезные дополнительные видео- и текстовые материалы, практические задания и тесты для самостоятельного закрепления и отработки навыков письменной речи на двух языках. Каждый участник платформы имеет свой личный кабинет, где он выполняет задания, получает баллы, а также может вести прямую переписку с педагогом по выполняемым работам. Для успешного прохождения курса и получения сертификата с 2 зачетными единицами необходимо было выполнить 70 % заданий и итоговую зачетную работу.

Важным фокусом курса были деятельностный и практико-ориентированный подходы с применением интерактивных методик обучения и с ориентацией на конечный продукт курса. Педагоги Центра проводили занятия в формате тренингов, мастер-классов, вебинаров, лекций-дискуссий с элементами провокации с последующим анализом и разбором ошибок. Независимо от того, проходила ли встреча в очной форме в аудитории или онлайн в Zoom, педагоги Центра большую часть занятия посвящали практике и работе в мини-группах, даже в вебинарных комнатах использовали интерактивные возможности гугл-документа для совместной работы с письменным текстом. Поскольку аудитория подавших заявку на курс варьировалась от студентов 1-го курса бакалавриата до магистратуры, обучающимся предлагалось на выбор выполнить итоговые зачетные работы: 1) академическое эссе, с которым можно было поучаствовать в конкурсе эссе, 2) публикация в сборнике материалов студенческой конференции ПетрГУ или любой другой конференции, 3) статья в студенческом журнале, например в «StudArtic forum», с участием в конкурсе статей от СНО.

Информационная поддержка курса и администрирование на официальной странице Центра на сайте ПетрГУ и группы в социальной сети Вконтакте, оперативная коммуникация со всеми участниками образовательного процесса через чаты и электронную почту, согласование места, времени, формата и даже содержания занятия, техническое сопровождение и наполнение материалами курса в гугл-классе   – все это важные составляющие успешной организации факультативного курса, которые осуществлялись модератором Центра. Существенную помощь в координации процесса и информационной поддержке курса оказывали действующие председатель и куратор СНО. Отдельно стоит уделить внимание такой организационной составляющей курса, как подбор специалистов. Одним из замыслов курса было привлечение экспертов разных областей, чтобы организовать работу Центра при межинститутском взаимодействии. Благодаря научно-просветительской деятельности об идеях Центра, за год удалось найти и сформировать актив Центра, который состоит из преподавателей ПетрГУ разных институтов (Института иностранных языков, Института педагоги и психологии, Института филологии, Института истории, политических и социальных наук). Педагоги Центра – это специалисты, обучающие академическому письму и текстам научного стиля, имеющие опыт публикации научных статей в рецензируемых журналах (РИНЦ, ВАК, SCOPUS, Web of Science), являющиеся членами  редакционно-издательского совета и редакторами университетских журналов ПетрГУ («Непрерывное образование: XXI век», «Resources and Technology», «StudArtic forum»).

Обсуждение результатов

К началу курса было получено 30 заявок на участие от студентов всех 11 институтов ПетрГУ, 27 из них зарегистрировались в гугл-классе курса. Больше половины слушателей ‒ студенты младших (1-х и 2-х) курсов ‒ 62 % (36 % – 1-й курс, 26 % – 2-й курс, 28 %  – 3-й и 4-й курсы, 10 % – магистранты). 69 % участников оценили, что владеют английским языком, согласно Единой европейской системе, на уровне B1 и выше. Цифры опроса на входе говорят о востребованности курса у студентов. Среди обучающихся 2–4-х курсов половина (26 %) ответили, что имели опыт написания текстов научного стиля, в основном указав курсовые работы и рефераты. Однако 46 % из 54 % респондентов все тех же курсов сообщили, что в их образовательной программе нет спецкурса по написанию курсовых работ, в некоторых случаях выдается методичка, материалы которой студенты изучают самостоятельно (16 %) или помогает педагог (10 %).  Опрос также показал, что будущие слушатели курса имеют смутные представления об академическом письме, но завышенные ожидания овладеть за короткий курс «навыками написания текстов научным языком для публикации статьи», «научиться по-научному мыслить», «правильно писать», «улучшить стиль письма».

На выходе успешно завершили курс 9 студентов разных институтов от технических специальностей до медиков, психологов и историков: четыре первокурсника, по одному студенту со 2-го и 3-го курсов, два студента 4-го курса и один магистр.  Пятеро студентов  бакалавриата опубликовали статьи (двое из них первокурсники), трое оформили публикации по материалам участия в студенческой конференции (тезисы доклада) и один студент представил черновик будущей статьи. Двое выпускников участвовали в конкурсе научных статей от СНО ПетрГУ. Один из них стал дипломантом конкурса, заняв II место.  Независимое экспертное жюри оценило качество научных текстов выпускников курса следующим образом: суммарный балл за работу студента 4-го курса составил 29,8 балла, студента 1-го курса – 26,1 балла из 36,0 возможных. Победитель конкурса получил 30,6 балла.

Важным фактором успешности курса можно считать его результативность, которая определяется цифровыми показателями и отзывами слушателей. Согласно опросу, который проводился после завершения обучающего курса, его участники пришли на курс с целью «научиться писать научные тексты» (8 человек) и «заниматься наукой» (6 человек). По итогу 30 % от начального набора слушателей (9 из 30) дошли до конца. Полученные данные можно считать хорошими показателями в сравнении с данными мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ (2017), согласно которым только 9 % студентов дневных отделений вузов планируют посвятить себя науке. Научная публикация в журнале считается наивысшим достижением студента в науке. По окончании рассматриваемого пропедевтического курса больше половины его выпускников (56 %) опубликовали статьи. Для сравнения, согласно данным Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ (одного из ведущих вузов страны), только около 20 % студентов имеют публикации по окончании бакалавриата [17].

По опросу мнения у всех выпускников ожидания от курса оправдались («полностью оправдались»6 человек, «скорее да, чем нет» ‒ 3 человека). Восемь ребят будут рекомендовать курс другим студентам, т. к. считают, что:

  • «обучение академическому письму необходимо всем студентам»;
  • «практические навыки написания академических текстов будут крайне полезны при написании курсовых работ, дальнейшей учебной и научной деятельности»;
  • «курс очень основательный, подается в доступной форме и охватывает все базовые моменты академического письма, положительной стороной также является большое количество практики на занятиях и возможность обучаться на двух языках»;
  • «у курса очень много положительных моментов и особенностей: билингвальность; независимость от сферы предметных интересов; дружелюбная и уникальная атмосфера; понятность; высочайшее качество преподавания (все преподаватели – мастера своего дела); регулярные интересные практические задачи, закрепляющие полученные навыки».

В заключение стоит отметить, что пилотный пропедевтический курс «Академическое письмо» для студентов СНО можно считать результативным. Положительными моментами можно назвать ориентацию на продукт, выбор смешанного формата, сопровождение курса на онлайн-платформе, наличие сильной и инициативной команды профессионалов, тесное сотрудничество с активистами Студенческого научного общества вуза. Однако нельзя считать исследование завершенным. Необходимы дальнейший поиск и апробация комплексного междисциплинарного курса академического письма, который может стать обязательной частью непрерывного процесса высшего образования, начиная с начала обучения в вузе и заканчивая аспирантурой.

 

Список литературы

  1. Бут Ю. Е. Академическое письмо для историков : учебное пособие для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 46.04.01 «История» / Ю. Е. Бут. Екатеринбург, 2019. 224 с.
  2. Краткий словарь современной педагогики / под. ред. Л. Н. Юмсуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Улан-Удэ, 2001. 100 с. 
  3. Морозова М. А. Актуальность введения практики академического письма в  содержание курсов языковых дисциплин неязыкового вуза / М. А. Морозова, М. В. Мельников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69). С. 151–163.
  4. Добрынина О. Л. Академическое письмо для научно-публикационных целей [Электронный ресурс] / О. Л. Добрынина // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 1 (25). Электрон.дан. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4485 (дата обращения: 05.08.22).
  5. Дудник Л. В. Образорвательная парадигма академического письма / Л. В. Дудник, Т. С. Путиловская // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №. 1. P. 88–97. Electron dan. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-88-97 (date of acсess: 09.08.2020).
  6. Зашихина И. М. Академическое письмо: дисциплина или дисциплины? [Электронный ресурс] / И. М. Зашихина // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. C. 134–143. Электрон.дан.  DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-134-143 (дата обращения: 05.08.22).
  7. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://issek.hse.ru/studscience/  (дата обращения: 11.08.2022).
  8. Колябина Н. С. Роль академического письма в формировании общепрофессиональных компетенций магистра  [Электронный ресурс] / Н. С. Колябина // Научные ведомости БелГУ. Сер. «Гуманитарные науки».  2016. № 21 (242). Вып. 31. С. 180‒184. Электрон. дан. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/19631 (дата обращения: 05.08.22).
  9. Короткина И. Б. Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований  [Электронный ресурс] / И. Б. Короткина // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 64–74. Электрон. дан. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1497/1199 (дата обращения: 05.08.22).
  10. Короткина И. Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика : учеб пособие для вузов  [Электронный ресурс] / И. Б. Короткина. Москва, 2016. 295 с. Электрон. дан. URL: https://biblio-online.ru/viewer/akademicheskoe-pismo-process-produkt-i-praktika-450533#page/139 (дата обращения: 06.08.22).
  11. Короткина И. Б. Модели обучения академическому письму. Зарубежный опыт и отечественная практика [Электронный ресурс] / И. Б. Короткина. Москва, 2018. 219 с. Электрон. дан. URL: https://urait.ru/bcode/418983 (дата обращения: 06.08.2022).
  12. Короткина И. Б. Непростая история: научное письмо от классической риторики до риторики и композиции исследований [Электронный ресурс] / И. Б. Короткина // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 75‒86. Электрон. дан. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-75-86 (дата обращения: 03.08.2022).
  13. Короткина И. Б. Проблемы адаптации американской модели центра письма  [Электронный ресурс] / И. Б. Короткина // Высшее образование в России. 2016. № 8+9 (204). С. 56‒65. Электрон. дан. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/840/761 (дата обращения: 03.08.2022).
  14. Роботова А. С. Комментарии скептика: на какие вопросы не отвечает дисциплина «Академическое письмо»? [Электронный ресурс] / А. С. Роботова  // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 71‒84. Электрон. дан. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1519/1217 (дата обращения: 08.08.2022).
  15. Роботова А. С.  Надо ли учить академической работе и академическому письму? [Электронный ресурс]  / А. С. Роботова  // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 47–54. Электрон. дан. URL: http://vovr.ru/upload/Robotova10-11.pdf (дата обращения: 03.08.2022).
  16. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов  [Электронный ресурс] РГСУ. Москва, 2016. Электрон. дан. URL: https://didacts.ru/termin/propedevtika.html (дата обращения: 09.08.2022).
  17. Степанов Б. Е. Еще раз об «академическом письме»: критика академической критики  [Электронный ресурс] / Б. Е. Степанов // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 130–138. Электрон. дан. URL: http://vovr.ru/upload/Stepanov%207-2012.pdf (дата обращения: 08.08.2022).
  18. Фалькович Ю. В. Пропедевтический курс как педагогическое условие развития профессиональной компетенции студентов-регионоведов в курсе языковой подготовки критики  [Электронный ресурс] / Ю. В. Фалькович // Молодой ученый. 2011. № 5 (28). Т. 2. С. 168–171. Электрон. дан. URL: https://moluch.ru/archive/28/3201/ (дата обращения: 09.08.2022).
  19. Чуйкова Э. С. Академическое письмо: какое содержание актуально для России? [Электронный ресурс]  / Э. С. Чуйкова// Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 59–67. Электрон. дан. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/903/824 (дата обращения: 09.08.2022).
  20. Шейпак С. А. Академическое письмо: критика традиционного подхода [Электронный ресурс] / С. А. Шейпак// Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 92–103. Электрон. дан. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2118/1439 (дата обращения: 03.08.2022).
  21. Шестак В. П. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» [Электронный ресурс] / В. П. Шестак, Н. В. Шестак // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 115–119. Электрон. дан. URL: http://vovr.ru/upload/Shestak11-11.PDF (дата обращения: 09.08.2022).
  22. Emerging Writing Research from the Russian Federation [Electronic resource] / edited by L. Ashley Squires. Colorado, 2021. P. 308. Electron dan. URL: https://wac.colostate.edu/books/international/emerging/ (date of acсess: 09.08.2020). 

 



Просмотров: 489; Скачиваний: 95;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2022.7849