Кельсина, А. С. ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ: РОССИЙСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – Вып. 1 (37). − DOI: 10.15393/j5.art.2022.7430


Выпуск № 1 (37)

Рынок труда и непрерывное образование

pdf-версия статьи

УДК УДК 378

ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ: РОССИЙСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Кельсина Анна Сергеевна
заведующая аспирантурой
Вологодский научный центр Российской академии наук
(г. Вологда, Российская Федерация)
kelsina55@mail.ru
Ключевые слова:
женщины в науке
меры поддержки женщин в науке.
Аннотация: 2021 г., объявленный годом науки и технологий, обратил внимание общества не только на достижения и успехи науки, но и на кадровые проблемы научной сферы, проблемы построения карьеры ученого в России. Профессиональное нахождение в научной среде предполагает постоянный образовательный и квалификационный рост (обучение в аспирантуре, защита диссертации, получение ученых степеней и званий). Традиционная роль женщин в семье и психофизиологические особенности являются факторами, которые затрудняют построение успешной и непрерывной научной карьеры. Целью статьи является сравнение на основе количественных данных представительства женщин в науке на российском и региональном уровнях. Материалами для исследования послужили федеральная и ведомственная статистика, труды отечественных ученых, данные социологических опросов. В работе анализировались такие показатели, как численность женщин в составе аспирантов, численность женщин в составе исследователей, в т. ч. с ученой степенью, численность женщин в составе руководителей научных организаций как на российском, так и на региональном уровне (на примере Вологодской области). В ходе проведенного анализа выявлено, что на российском уровне с ростом научной карьеры от аспиранта до руководителя научной организации доля женщин имеет явную тенденцию к снижению, что характерно и для других стран. На уровне региона можно наблюдать более равномерное распределение всех показателей. Также в работе отмечено, что специальных видов поддержки для женщин-ученых в России практически нет.
Статья поступила: 15.01.2022; Принята к публикации: 14.03.2022; Размещена в сети: 24.03.22.

WOMEN IN SCIENCE: RUSSIAN AND REGIONAL DIMENSIONS

KELSINA Anna S.
Head of Graduate School
Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
(Vologda, Russian Federation)
kelsina55@mail.ru
Keywords:
women in science
measures to support women in science.
Abstract: year 2021 declared as the year of Science and Technology, drew attention not only to scientific achievements, but also to the personnel problems in scientific sphere and the problems of building a scientist's career in Russia. Professional presence in the scientific environment involves constant educational and qualification growth (postgraduate studies, dissertation defense, obtaining academic degrees and titles). The traditional role of women in the family and psycho-physiological gender characteristics are factors that make it difficult to build a successful and continuous scien-tific career. The goal of the article is to compare the representation of women in science at the Rus-sian and regional levels based on quantitative data. The data for the study were taken from federal and departmental statistics, scientific literature written by Russian authors, and data from sociologi-cal surveys. Such indicators as the number of women in graduate students, the number of women in researchers, including women with a degree, the number of women in the leadership of scientific organizations at both the Russian and regional levels (using the example of the Vologda Oblast) are analysed. The analysis showed that with the growth of a scientific career from a graduate student to the head of a scientific organization, the proportion of women has a clear downward trend at the Russian level, which is also typical for other countries. At the regional level, all indicators can be more evenly distributed. The article highlighted the fact that there are practically no special types of support for women scientists in Russia.
Paper submitted on: 15.01.2022; Accepted on: 14.03.2022; Published online on: 24.03.22.

Негативные тенденции в развитии кадрового потенциала российской науки сохраняются. Это и низкие показатели привлечения молодежи в науку, сокращение доли персонала, занятого исследованиями и разработками, старение кадров [8, c. 920]. В данных условиях необходимо изучать кадровую проблему с разных сторон, в том числе с точки зрения гендерных аспектов. Повышение эффективности участия женщин в научной деятельности с учетом их традиционной роли в семье и психофизиологических особенностей является актуальной задачей, что подтверждается ее обсуждением на разных уровнях. Так, в марте 2021 г. в Новосибирске состоялась встреча Председателя Правительства РФ М. В. Мишустина с женщинами-учеными Новосибирской области, где затрагивались проблемы роли женщин в науке [11]. В рамках Конгресса молодых ученых, проходившего 8‒10 декабря 2021 в г. Сочи, состоялась сессия «Женщины в науке: тенденции и перспективы», на которой обсуждались вопросы вклада женщин-ученых «в формирование системы ценностей для развития и создания устойчивого общества», «проблемы обеспечения непрерывности научной карьеры молодых женщин-исследователей» и др. [15]

Целью статьи является сравнение на основе количественных данных представительства женщин в науке на российском и региональном уровнях.

Обзор литературы. В современных условиях проблема женщин в науке рассматривается и с науковедческой точки зрения, и как часть более широкой социальной проблемы вовлечения женщин в активную экономическую жизнь. Изучением численности и структуры научных кадров, в том числе научной квалификации ученых, их возрастного и гендерного состава, подготовки кадров в аспирантуре, активно занимается А. Г. Аллахвердян [2]. Анализ гендерных проблем и разработку стратегий, направленных на сокращение гендерного неравенства в сфере труда и занятости, а также на привлечение женщин в цифровую экономику и другие «мужские» сферы, проводит коллектив авторов под руководством В. Г. Доброхлеб [9]. Значительный вклад внесли авторы монографии «Российские женщины-ученые: наследие», в которой изучены аспекты введения юридического равноправия в России в 1917‒1918 гг., касающиеся установления равноправия женщин в профессиональной научной деятельности, а также представлен вклад российский женщин-ученых в период со второй половины XIX в. и вплоть до начала XXI в. в различных областях знания [7]. Е. Ю. Рождественская подходит к изучению академической университетской карьеры с точки зрения концепции баланса жизни и труда. Автор отмечает, что, находясь в ожидании карьерного роста, женщины рискуют потерять возможность сформировать семью, реагируя либо перерывами в карьере, либо отказываясь от фертильных планов [6]. В работе [4] представлены три периода активной феминизации российской науки, сформулирован вывод о наличии дискриминации женщин в сфере науки, которая «весьма многолика и носит латентный характер». Но ряд вопросов остаются за пределами внимания исследователей данной проблемы, например изучение мер поддержки для женщин, совмещающих научную деятельность и материнство, региональные особенности и аспекты участия женщин в науке и др.

Материалы и методы. Материалами для исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, изучающих гендерный аспект кадровой проблемы науки и роль женщин в науке. Анализировались данные федеральной и региональной статистики, ведомственная отчетность. 

Результаты исследования. Статистический институт ЮНЕСКО осуществляет сбор данных, проводит исследования и выполнены проекты, направленные на изучение количественных и качественных показателей положения женщин в науке, барьеров, препятствующих успешной карьере женщин в сфере науки, технологий, инженерии и математики. ЮНЕСКО осуществляет глобальный проект SAGA (STEM and Gender Advancement)1, целью которого является сбор данных и проведение исследований, содействие в преодолении гендерного разрыва, поддержка политических инструментов, которые влияют на гендерное равенство [23]. По данным статистического института ЮНЕСКО, менее 30 % ученых во всем мире – женщины, при этом женщины публикуют меньше материалов, им меньше платят за исследования, их карьера не растет так быстро, как у мужчин [24].

В России доля женщин в науке выше, чем общемировой показатель и составляет, по данным за 2018 г., 39,2 %. Данный показатель остается относительно стабильным в течение последних 10‒15 лет. В советский период процесс феминизации науки носил эволюционный характер и за 28 лет (1960–1988) увеличился всего на 3 % (с 37,3 до 40,3 %), в 1990-е гг. темпы роста числа женщин в науке носили скачкообразный характер. Причиной последнего является «бегство» мужчин-исследователей в высокооплачиваемые сферы социальной деятельности (бизнес, госаппарат и др.) [1, с. 25]. Несмотря на общее снижение абсолютных и относительных показателей численности женщин за период 2010‒2019 гг., удельный вес женщин с ученой степенью вырос, доля женщин кандидатов наук увеличилась на 2,6 %, доля женщин докторов наук – на 4,2 % (табл. 1). По данным за 2019 г., академическую карьеру, вливаясь в ряды аспирантов, выбирают 44,3 % женщин. Численность женщин-аспирантов за период 2010–2019 гг. уменьшилась на 44 %, с 72 765 до 37 375 человек. Это связано с общим снижением численности аспирантов в России, что, в свою очередь, является следствием реформирования института аспирантуры, а также демографических проблем. Большая часть, по данным за 2019 г., а именно 64 % обучающихся в аспирантуре женщин, находится в возрасте до 29 лет. Можно предположить, что они еще не успели выйти замуж и обзавестись детьми и могут на этом этапе на равных с мужчинами заниматься научной деятельностью. Согласно данным опроса, проведенного в 2016 г. Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках мониторинга научных кадров высшей квалификации, причинами, побудившими поступать в аспирантуру, женщины-исследователи указывают следующие: «творческий и инновационный характер научного труда», «собственный исследовательский интерес», «возможности профессионального роста» [10].

Таблица 1

Женщины в составе исследователей РФ за период 2010–2019 гг.

 

Table 1

Women researchers in the Russian Federation between 2010 and 2019

 

Год Численность аспирантов Численность исследователей Из них с ученой степенью
всего из них женщин всего из них женщин кандидата наук доктора наук
чел. % чел. % всего из них женщин всего из них женщин
чел. % чел. %
2010 157 437 72 765 46,2 368 915 153 863 41,7 78 325 30 898 39,4 26 789 6 113 22,8
2015 109 936 52 564 47,8 379 411 152 929 40,3 83 487 34 923 41,8 28 046 7 216 25,7
2016 98 352 47 200 48,0 370 379 148 336 40 80 958 33 862 41,8 27 430 7 142 26
2017 93 523 43 953 47,0 359 793 142 290 39,5 77 251 32 265 41,8 26 076 6 816 26,1
2018 90 823 41 020 45,2 347 854 136 431 39,2 75 042 31 503 42 25 288 6 729 26,6
2019 84 265 37 375 44,3 348 221 136 074 39 75 068 31 594 42 24 844 6 747 27

 

Источник: Индикаторы науки: 2021: статистический сборник / Л. М. Гохберг [и др.]. Москва, 2021. С. 51, 65).

Индикаторы науки: 2020 : статистический сборник / Л. М. Гохберг [и др.]. Москва, 2020. С. 51, 65).

 

В федеральной статистике не представлены данные о гендерном составе руководства научных организаций, но на сайте Министерства науки и высшего образования размещена информация о средней заработной плате руководителей с указанием фамилии, имени и отчества [16]. На основании указанной информации было рассчитано представительство женщин среди руководства. Анализ данных о руководящем составе научных организаций свидетельствует о превалирующей доле мужчин на посту руководителя. По данным за 2019 г., в 64 из 490 научных организаций женщины занимали высшую руководящую должность, что составляет 13 % от общего количества.

Данные по Вологодской области свидетельствуют о более высоких показателях представительства женщин в научной сфере по сравнению с общероссийскими. В общей численности аспирантов в 2019 г. доля женщин составила 46 %. Доля женщин в составе исследователей являлась преобладающей и составила 53,9 %, из них с ученой степенью доктора наук 41,7 %, кандидата наук – 47,5 % (табл. 2). Большая часть женщин-исследователей работает в государственном секторе (41 %) и секторе высшего образования (18 %) [5].

 

Таблица 2

Женщины в составе исследователей в Вологодской области
за период 2010–2019 гг.

Table 2

Women researchers in the Vologda Oblast between 2010 and 2019

 

Год Численность исследователей Из них с ученой степенью
всего из них женщин доктора наук кандидата наук
чел. % всего из них женщин всего из них женщин
чел. % чел. %
2010 327 167 51,1 8 64 29 45,3
2015 403 217 53,8 21 9 42,9 123 65 52,8
2016 383 190 49,6 18 6 33,3 113 53 46,9
2017 339 177 52,2 16 5 31,3 70 34 48,6
2018 390 201 51,5 11 5 45,5 84 34 40,5
2019 438 236 53,9 12 5 41,7 99 47 47,5

 

Источник: Наука и инновации Вологодской области в 2010‒2014 гг. : статистический сборник. Вологда : Вологдастат, 2015. С. 13‒24; Наука и инновации Вологодской области в 2015‒2019 гг. : статистический сборник. Вологда : Вологдастат, 2020. С. 15‒25.

 

Анализируя данные о численности женщин по областям наук, необходимо отметить, что значительный рост за период 2010–2019 гг. имели естественные (на 80 %) и технические науки (на 40 %), показатели по традиционным «женским» общественным и гуманитарным наукам увеличились несущественно, а по сравнению с 2015 г. снизились (табл. 3). Большая часть исследователей-женщин трудится в области технических (40 %) и общественных наук (30 %). Распределение среди общественных наук, по данным за 2019 г., следующее: социология – 31 человек, экономика – 22, юриспруденция – 18, педагогика – 2.

Таблица 3

Численность женщин-исследователей в Вологодской области
за период 2010–2019 гг. по областям науки, чел.

Table 3

The number of women researchers in the Vologda Oblast
between 2010 and 2019 in the fields of science, people

 

Область знания 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Всего, в т. ч.: 167 217 190 177 201 236
Естественные науки 4 6 5 9 19 21
Технические науки 60 55 47 56 76 98
Медицинские науки 7 8 8
Сельскохозяйственные науки 36 41 40 39 36 35
Общественные науки 62 85 82 59 59 73
Гуманитарные науки 5 23 8 6 11 9

 

Источник: Наука и инновации Вологодской области в 2005–2010 гг. : статистический сборник. Вологда : Вологдастат, 2011. С. 18; Наука и инновации Вологодской области в 2015‒2019 гг. : статистический сборник. Вологда : Вологдастат, 2020. С. 22.

 

Возрастная структура женщин-исследователей представлена в таблице 4. Существенные изменения коснулись всех возрастных групп старше 30 лет. Так, возрастная группа 30‒39 лет увеличилась на 42 %, группа 40‒49 лет – на 32 %. У исследователей нет единого мнения о том, какой возраст ученого может быть наиболее продуктивным и какой должна быть оптимальной возрастная структура научных кадров [3, с. 62]. Считается, что ученые в среднем возрасте обладают, как правило, и высоким уровнем квалификации, и научной активностью, а также достаточным опытом для руководства проектами и подготовки молодых научных кадров. Так, группа, соответствующая возрасту 30‒39 и 40‒49 лет, составляет 54 % в общей численности всех исследователей-женщин.

 

Таблица 4

Численность женщин-исследователей по ученым степеням и возрасту
в 2010–2019 гг. в Вологодской области, чел.

Table 4

The number of female researchers by science degrees and age
between 2010 and 2019 in the Vologda Oblast, people

 

Возрастной
диапазон
2010 г. 2019 г.
Численность
исследователей-женщин
из них с ученой
степенью
Численность исследователей-женщин из них с ученой степенью
доктора наук кандидата наук доктора наук кандидата наук
Всего 167 29 236 5 47
До 29 лет включительно 59 4 59
30‒39 лет 44 11 91 1 18
40–49 лет 25 6 37 15
50‒59 лет 31 6 33 3 9
60 лет и старше 8 2 16 1 5

Источник: Наука и инновации Вологодской области в 2005–2010 гг. : статистический сборник. Вологда : Вологдастат, 2011. С. 21; Наука и инновации Вологодской области в 2015–2019 гг. : статистический сборник. Вологда : Вологдастат, 2020. С. 25.

 

Руководство научных организаций Вологодской области представлено равным соотношением мужчин и женщин. Из шести научных организаций в трех руководство осуществляют женщины [17].

Доля женщин в России и Вологодской области среди контингента аспирантов, кандидатов и докторов наук, руководства научных организаций, по данным за 2019 г., представлена на рисунке 1. Общероссийские данные свидетельствуют о снижении представительства женщин по мере роста научной карьеры. Подобные тенденции характерны и для других стран. Так, например, в Германии на старте научной карьеры доля женщин преобладает, но далее нарастает диспропорция, и шкала смещается в пользу мужчин [12]. Это не может являться положительным моментом, т. к. для того, чтобы молодые женщины-ученые могли иметь образец для подражания и стремиться делать карьеру в научной сфере, наверху карьерной лестницы должны быть и женские фигуры [22, с. 4]. В Вологодской области показатели выше общероссийских, возможно, это объясняется равным представительством женщин и мужчин среди руководящего состава научных организаций Вологодской области. Женщина-руководитель привлекает в свое ближайшее профессиональное окружение женщин.

 

Рис. 1. Доля женщин в России и Вологодской области среди контингента
аспирантов, кандидатов и докторов наук, руководства научных организаций,
по данным за 2019 г., в  % от общей численности

 

Fig. 1.  The share of women in Russia and the Vologda Oblast among graduate
students, candidates and doctors of science, the leadership of scientific
organizations according to 2019, in % of the total number

 

Рассмотрим виды поддержки ученых в науке на разных уровнях и доли участия в них женщин. В 2020 г. в проект президентской платформы «Россия – страна возможностей» к конкурсу «Лидеры России» были добавлены профильные специализации, в том числе «наука». Среди 214 полуфиналистов трека «наука» 2020 г. 178 мужчин (83 %) и 36 женщин (17 %) [20]. Помимо общих, существуют и специализированные женские конкурсы. Так, с 1998 г. осуществляется совместная международная программа L’ORÉAL и ЮНЕСКО «Для женщин в науке», с 2007 г. она реализуется и в России при участии Российской академии наук. В конкурсе принимают участие женщины-ученые, кандидаты и доктора наук в возрасте до 35 лет, работающие в российских научных институтах и вузах по следующим дисциплинам: физика, химия, медицина и биология. В критерии отбора входят научные успехи кандидата, значимость и практическая польза проводимых им научных исследований, а также желание продолжать научную карьеру в России. Размер стипендии L’OREAL – UNESCO 2020 г. составляет 500 000 рублей. За 14 лет реализации проекта в России премию получили 135 молодых женщин-исследователей, а всего с 1997 г. одноименная премия вручена более 3 300 женщинам в 118 странах. С 2015 г. из числа национальных стипендиатов выбирается 15 международных стипендиатов, которым вручается международная стипендия для молодых женщин в науке – International Rising Talents (Восходящие таланты) [19].

Важная работа в плане продвижения и поддержки женщин-ученых осуществляется в рамках Евразийского женского форума. В рамках форума, в частности, реализуются проекты «Женщины-ученые и глобальные вызовы современности», «Женщины в цифровой экономике. Проект STEM» и др. [21].

На региональном уровне стоит отметить специальный фестиваль «Академина», организаторами которого являются Союз женщин Новосибирской области и Новосибирское отделение Федерации женщин с университетским образованием. Целью конкурса является продвижение карьеры женщин в сфере науки, профессионального образования и других отраслях экономики Новосибирской области [18].

В Вологодской области Вологодским областным советом женщин организуется областной конкурс «Женщина года», в котором участвуют и получают награды в том числе и женщины-ученые, но отдельных специальных конкурсов не проводится. В рамках региональных форм поддержки ученых учреждены и ежегодно вручаются государственные премии Вологодской области и государственные молодежные премии Вологодской области по науке и технике. За период 2016–2020 гг. вышеуказанные премии получили преимущественно ученые мужского пола. Всего награждено 39 человек, из них лишь 16 женщин [13].

На российском уровне представительство женщин в науке составляет 39 %, что превышает мировые показатели, но сокращается как общая численность, так и доля женщин в науке. При этом наблюдается явная тенденция к сокращению доли женщин по мере роста карьерной лестницы. В Вологодской области показатели выше общероссийских, возможно, это объясняется равным представительством женщин и мужчин среди руководящего состава научных организаций Вологодской области. Женщина-руководитель привлекает в свое ближайшее профессиональное окружение женщин. Изучение данного явления может стать перспективным направлением исследования.

На данный момент в России на уровне федерального законодательства и программных документов тема гендерного равенства затронута незначительно, но активно обсуждается, причем на самом высоком уровне. Само по себе открытое обсуждение положения женщин в науке уже является важной мерой [14]. Обсуждая и принимая данные проблемы, меры поддержки равных возможностей для мужчин и женщин в науке может разработать и отдельно взятая научная организация. Поддержка женщин на уровне общества и отдельной организации, создание условий для совмещения функций материнства и занятий наукой не будет ставить женщин перед выбором, а позволит остаться в науке и способствовать более эффективному использованию потенциала женщин в научной сфере. Изучение с разных сторон количественных и качественных параметров положения женщин в научной сфере, в том числе и на региональном уровне, позволит выявить и минимизировать эффект факторов, препятствующих развитию научной карьеры женщин.

 

Список литературы

  1. Аллахвердян А. Г. Динамика развития российской науки: кадровый и гендерный анализ / А. Г. Аллахвердян // Науковедческие исследования. 2018. С. 16–25.
  2. Аллахвердян А. Г. Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-историческое исследование : монография / А. Г. Аллахвердян. Москва, 2014. 263 с.
  3. Балацкий Е. В. Моделирование возрастной структуры научных кадров / Е. В. Балацкий, М. А. Юревич // Terra Economicus. 2018. Т. 16. № 3. С. 60–76.
  4. Донцова О. А. О роли женщин в российской науке / О. А. Донцова // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2018. № 2 (98). С. 50–55.
  5. Наука и инновации Вологодской области в 2015–2019 годах : статистический сборник. Вологда : Вологдастат, 2020. С. 21.
  6. Рождественская Е. Ю. Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда / Е. Ю. Рождественская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 3 (151). С. 27 –47.
  7. Российские женщины-ученые: наследие: По материалам Международной научной конференции «Столетию Великой русской революции: женские лица российской науки – наследие»: 7–8 ноября 2017 г. Москва, ИИЕТ РАН. Москва, 2017. 440 с.
  8. Сергеев А. М. О приоритетных направлениях деятельности РАН по реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2020 году / А. М. Сергеев // Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91. № 10. С. 916–946.
  9. Хоткина З. А. Гендерные проблемы в России и методология их анализа / З. А. Хоткина, В. Г. Доброхлеб, Н. Е. Русанова // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 4. С. 135–149.
  10. Волкова Г. Л., Шматко Н. А. Что побуждает женщин идти в науку? [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://issek.hse.ru/news/203452022.html (дата обращения: 10.12.2021).
  11. Встреча Михаила Мишустина с женщинами-учеными 5 марта 2021 г. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://government.ru/news/41673/ (дата обращения: 10.12.2021).
  12. Гендерный ценз. Как работает дискриминация женщин в науке. На примере Германии [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://iq.hse.ru/news/220402383.html (дата обращения: 11.12.2021).
  13. Государственные премии Вологодской области и государственные молодежные премии Вологодской области по науке и технике [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://innovation.gov35.ru/gos/regionalnye-mery-podderzhki/premii-oblasti-po-nauke-i-tekhnike/ (дата обращения: 04.12.2021).
  14. Дьяченко Е. Наукометрия о женщинах-ученых [Электронный ресурс] / Е. Дьяченко, И. Стерлигов. Электрон. дан. URL: https://okna.hse.ru/news/273229467.html (дата обращения: 04.12.2021).
  15. Женщины в науке: тенденции и перспективы [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://roscongress.org/sessions/kmu-2021-zhenshchiny-v-nauke-tendentsii-i-perspektivy/translation/ (дата обращения: 10.12.2021).
  16. Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минобрнауки России, за 2019 г. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://old.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1217&cat=/ru/documents/docs/ (дата обращения: 12.12.2021).
  17. Научные организации Вологодской области [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://innovation.gov35.ru/o-nauchnoy-nauchno-tekhnicheskoy-i-innovatsionnoy-deyatelnosti/nauka-i-nauchnaya-deyatelnost/infrastruktura-nauchnoy-deyatelnosti/nauchnye-organizatsii/ (дата обращения: 14.12.2021).
  18. Положение о фестивале «Академина» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.academina.nsk.ru/files/2019_Academina_Polozenie.pdf (дата обращения: 05.12.2021).
  19. Программа L`OREAL UNESCO «Для женщин в науке» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL:  http://lorealfellowships-russia.org/o-konkurse/#konkurs (дата обращения: 02.12.2021).
  20. Путь женщин в науке [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=29264 (дата обращения: 13.12.2021).
  21. Третий Евразийский женский форум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL : https://eawf.ru/about/tretiy-evraziyskiy-zhenskiy-forum/ (дата обращения: 05.12.2021).
  22. Lawrence Peter A. Men, Women, and Ghosts in Science [Electronic resource]. Plos Biology, 2006. Electron dan. DOI: http://doi.org/10.1371/journal.pbio.0040019I: (date of acсess: 20.12.2021).
  23. SAGA Science, Technology and Innovation Gender Objectives List [Electronic resource]. Electron dan. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245006 (date of acсess: 10.12.2021).
  24. Women in Science [Electronic resource]. Electron dan. URL:  http://uis.unesco.org/fr/topic/les-femmes-et-la-science (date of acсess: 10.12.2021).

 




Просмотров: 587; Скачиваний: 140;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2022.7430