Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки России на тему «Исследование миграционных процессов в арктических территориях государств ‒ членов Арктического совета» (Arctic Demography Index)» № 0752-2021-0001.
В настоящее время российское общество испытывает последствия демографического кризиса. Данная тенденция прослеживается во многих российских регионах, в том числе и в Республике Карелия. Так, рождаемость с конца 1980-х до начала 2000-х гг. уменьшилась практически в 2 раза: коэффициент рождаемости на тысячу человек населения снизился с 17 до 8 человек по данным на 1987 и 1999 гг., соответственно1.
Последствием демографического кризиса является и сокращение молодежи в общей численности населения региона: с 1989 г. к настоящему моменту доля молодежи в возрасте 14‒30 лет сократилась на 47,2 %. Сейчас снижение доли молодых людей в общей численности населения также усугубляется миграционным оттоком. В свою очередь мобильность, в том числе территориальная, является неотъемлемым качеством молодежи как социальной группы.
В современных исследованиях миграционные настроения молодежи наиболее часто изучаются через призму особенностей территориального развития [8; 9]: социально-экономического положения, климатических условий, территориальной близости или удаленности от центра, мегаполисов и даже зарубежных стран. В рамках данного исследования предлагаем обратить внимание на то, что данная тенденция является вполне естественной и зачастую связана в большей степени с потребностями молодых людей и их жизненными планами. Зачастую территориальная мобильность молодежи связана с формированием жизненной траектории, начальным этапом которой становится получение образования. В Республике Карелия, например, молодые люди могут получить среднее профессиональное образование в районных центрах, а высшее – только в столице Карелии. По данным исследований Высшей школы экономики, «миграционные намерения молодежи из малых городов не являются спонтанным решением, а сознательным выбором семей, к которому готовятся задолго до выпуска из школы» [10, с. 239].
Проблема трудовой миграции выпускников образовательных организаций также является актуальной для регионов [20]. Выпускники вузов и колледжей формируют свою траекторию уже с учетом потенциальной возможности трудоустройства. По данным мониторинга НИУ ВШЭ, Республика Карелия входит в число регионов, из которых на работу в другие субъекты Российской Федерации уезжают от 33 до 50 % выпускников вузов [2]. Хотя на сегодняшний день эта оценка вызывает некоторые сомнения.
Целью данной статьи является оценка качества человеческого капитала обучающихся, как тех, которые остаются учиться в Республике Карелия, так и тех, которые покидают ее. Гипотеза исследования – выпускники школ с высоким баллом ЕГЭ уезжают учиться за пределы Карелии и не возвращаются в родной регион после получения образования.
Обзор литературы
Образовательные и профессиональные планы молодежи основываются на личностном самоопределении. Формируемые на этом этапе интересы, ценности и цели предопределяют траекторию дальнейшего развития, связанную с направлением образования и профессиональной самореализацией [1].
Мотивы формирования выпускниками школ той или иной образовательной траектории изучаются в контексте влияющих на них факторов [11; 24], уровня регионального развития [6], интересов самой молодежи [7].
Отдельный интерес представляют исследования, в рамках которых анализируются образовательные стратегии молодежи. Выстраивание образовательных стратегий начинается с мотивации, а затем осуществляется формирование профессиональных целей [15]. Исследователи Института социологии РАН включают такие компоненты, как «что я хочу получить» и «как я хочу этого достичь» [12]. Исследование образовательных планов молодежи в динамике лет показало, что планирование образовательной траектории молодежи в 1998 г. зависело от типа населенного пункта и интерес молодежи к получению высшего образования прослеживался у 91,9 % молодежи столицы (на примере Новосибирской области), 76,4 % молодежи областных городов и 41,3 % сельской молодежи, тогда как в современных реалиях «произошла практически полная унификация ориентаций молодежи на тип выбираемого учебного заведения» [12, с. 210] ‒ современная молодежь ориентируется на учебу в вузе. При этом в объективной реальности фактически поступивших в вузы меньше гипотетически планирующих там обучение.
Основными мотивами выбора учебных заведений молодежи являются: «высокая репутация и престиж; хорошее обучение по профессии; квалифицированные преподаватели; бюджетная форма обучения или доступность оплаты; получение высокооплачиваемой профессии» [21].
К. Ю. Терентьевым представлена классификация образовательных стратегий молодежи на примере Республики Карелия. Автор выделяет 5 стратегий в зависимости от функции (ориентации на образование или статус) и активной или индифферентной реализации – интерес к профессии, престижность профессии, ориентация на рынок труда, бег за сертификатами и маргинальные стратегии [22]. Мониторинговые данные о причинах выбора студентами направления подготовки показали значимость для карельских студентов-первокурсников вуза желания работать по выбранной профессии, перспектив высокооплачиваемой работы и спроса на профессию на рынке труда.
Что касается самой системы образования Республики Карелия, то исследование [19] показывает, что региональная система профессионального образования Республики Карелия в целом может обеспечить выпускников школ профессиональным образованием. Однако в удаленных от центра, например арктических, территориях подготовка ограничена только несколькими программами СПО.
Интересными являются исследования формирования образовательных стратегий выпускников в соответствии с результатами Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Минимальный балл ЕГЭ является индикатором барьерной функции социального института образования. В исследовании С. П. Земцова, В. А. Еремкина и В. А. Бириновой доказательно обосновано, что «современный абитуриент хочет обучаться в известном и богатом специализированном вузе с относительно высоким числом преподавателей и хорошими карьерными перспективами» [23, с. 217]. При этом эти желания напрямую зависят от успеваемости и материального положения семей. При одинаковых баллах ЕГЭ троечники с высоким уровнем дохода могут позволить себе поступление в селективные вузы и распоряжаются этими возможностями более эффективно в сравнении с абитуриентами из семей с низким доходом [16]. Е. В. Савицкая и Н. С. Алтунина пришли к интересному выводу, что престижность диплома для абитуриентов значимее желания освоить определенную специальность, на выбор вуза абитуриентом влияют его упорство и сумма баллов за ЕГЭ [18].
Исследователи при анализе среднего балла ЕГЭ отмечают влияние географического фактора [3], особенности организации учебного процесса в школах [13], материальные ресурсы образовательных организаций и социальное положение семей школьников [17], уровень финансирования образовательных организаций и численное количество обучающихся [4].
Баллы ЕГЭ не всегда отражают уровень знаний абитуриентов. Так, например, на основе исследования студентов математических направлений подготовки авторы [25] пришли к выводу, что зачастую студенты не справляются с программой базовых математических дисциплин из-за недостатка и фрагментарности знаний, полученных в школе.
Анализ научной литературы по теме образовательных и трудовых стратегий молодежи, а также работ, направленных на изучение особенностей выбора учебного заведения и миграции выпускников школ, показал, что спектр проводимых исследований довольно разнообразен, при этом выявлен недостаток работ, которые бы содержали анализ образовательной миграции выпускников с учетом качественных характеристик абитуриентов, уезжающих из родного региона.
Материалы и методы
В качестве материалов в исследовании использованы как теоретические, так и эмпирические данные. Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, изучающих образовательные стратегии школьников, выпускников и студентов, мотивацию молодежи к получению образования и стратегии выбора образовательной организации.
Статистической базой исследования являются формы статистической и ведомственной отчетности: демографическая статистика службы государственной статистики по Республике Карелия; данные из статформ СПО-1 и ВПО-1 по Республике Карелия; информация о трудоустройстве выпускников от Министерства науки и высшего образования России и Пенсионного фонда РФ; официальные статистические отчеты о результатах ЕГЭ в Карелии, Московской и Мурманской областях и Санкт-Петербурге; мониторинг качества приема в вузы от ВШЭ; сведения о баллах ЕГЭ абитуриентов Петрозаводского государственного университета.
Дополнительно был проведен вторичный анализ результатов опроса школьников Карелии и их родителей, представленных в отчете Министерства труда и занятости Республики Карелия «Профессиональные предпочтения и образовательные планы учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций Республики Карелия».
Результаты исследования
Потенциал образовательной системы РК. В 2020 г. количество выпускников 9-х классов карельских школ составило почти 6,3 тыс. человек. Прием выпускников 9-х классов в образовательные организации СПО (ССЗ и КРС, суммарно платное и бюджетное обучение) составил 3,1 тыс. человек, или 49 % от их общего количества. По опыту прошлых лет, прием в 10-е классы карельских школ составляет чуть более половины от общего количества выпускников 9-х классов (50‒55 %), что составляет от 3,1 до 3,4 тыс. человек. Таким образом, без учета иногородних абитуриентов образовательная система Карелии почти полностью обеспечивает местами обучения выпускников 9-х классов.
Объем выпуска из 11-х классов в 2020 г. составил 3,4 тыс. человек. В то же время прием в карельские образовательные организации ВО на бюджетной и платной основе составил 1,2 тыс. человек, в образовательные организации СПО – почти 1,1 тыс. человек. Без учета поступающих из других регионов и выпускников прошлых лет почти треть выпускников 11-х классов Карелии (31 %) не обеспечена местами для получения профессионального образования. С учетом того, что из числа выпускников 11-х классов, поступающих в ПетрГУ (ключевой вуз Карелии ‒ 90 % от приема в ОО ВО), почти 10 % приехали из других регионов, доля не обеспеченных местами выпускников Карельских школ увеличивается до 37 %. Данную категорию выпускников 11-х классов, не обеспеченных местами в образовательных организациях, можно рассматривать как потенциально вынужденную уехать из Карелии с целью получения профессионального образования. Подробнее данные визуализированы на рисунке 1.
Рис. 1. Образовательные траектории выпускников 9-х и 11-х классов
школ Карелии (на основе данных из статформ ВПО-12 и СПО-13), 2020 г.
Fig. 1. Educational trajectories of graduates of the 9th and 11th grades of schools
in Karelia (based on the data from the statistics forms of VPO-1 and SPO-1), 2020
Анализ результатов ЕГЭ. В 2020 г. ЕГЭ в Карелии сдавали 2,8 тыс. человек, из них 2,6 тыс. ‒ выпускники текущего года, 9 человек прибыли из других регионов, а 127 человек – выпускники прошлых лет. Важно отметить, что в 2020 г. выпуск из 11-х классов школ Карелии составил 3 382 человека, в то же время ЕГЭ сдавали 2 673 выпускника текущего года, такая разница связана с особенностями организации ЕГЭ из-за эпидемиологической обстановки в стране. ЕГЭ сдавали только те выпускники школ, которые планировали поступать в вузы.
Наиболее востребованными предметами у выпускников Республики Карелия, за исключением обязательных, являются обществознание, профильная математика и физика, что отражает общероссийскую тенденцию популярности данных предметов4 (табл. 1).
Таблица 1
Количество участников экзаменационной кампании ЕГЭ в 2020 г.
в Республике Карелия
Table 1
The number of participants in the unified state examination (USE)
in the Republic of Karelia in 2020
Наименование учебного предмета | Количество выпускников школ, участвующих в ЕГЭ, человек | Доля участников ЕГЭ в объеме выпускников 11-го класса в Карелии, % | Доля участников ЕГЭ в общем количестве выпускников 11-х классов в России, %5 |
Русский язык | 2673 | 79 | 92,3 |
Математика | 1438 | 42,5 | 50,8 |
Обществознание | 1284 | 37,9 | 48 |
Физика | 494 | 14,6 | 21 |
Информатика | 466 | 13,7 | 13,6 |
Биология | 460 | 13,6 | 19,8 |
Английский язык | 409 | 12 | 13 |
История | 395 | 11,6 | 16,6 |
Химия | 295 | 8,7 | 13,4 |
Литература | 249 | 7,4 | 8,2 |
География | 34 | 1 | 2,9 |
Немецкий язык | 5 | 1 | 0,2 |
Интересными являются результаты сравнения среднего балла ЕГЭ у всех карельских школьников, сдававших экзамен, и тех из них, кто был зачислен на первый курс карельских вузов, что является показательным для определения общего качества потенциальных абитуриентов региона и тех, кто предпочел вузы за пределами республики. Под последними в данной статье будут пониматься выпускники с высокими балами ЕГЭ, которые не поступили в карельские вузы.
Всего в Карелии функционирует 5 образовательных организаций, осуществляющих подготовку по программам высшего образования. Основной поток приема студентов замыкает на себе опорный вуз Республики Карелия – Петрозаводский государственный университет (далее ‒ ПетрГУ). Среди всех абитуриентов вузов, зачисленных на первый курс в Карелии, 90 % обучается в ПетрГУ (95 % от числа обучающихся за счет бюджетных средств и 69 % от числа обучающихся за счеыт внебюджетных средств). В связи с этим дальнейший анализ различий в среднем балле ЕГЭ по каждому предмету выпускников карельских школ и абитуриентов, зачисленных на 1-й курс вузов, будет проведен для данной образовательной организации. Анализ будет проведен только для тех выпускников школ, кто поступил в вуз на бюджетной основе по результатам конкурса баллов ЕГЭ, так как именно это категория абитуриентов характеризует уровень подготовки поступающих.
На общих основания по проходному баллу ЕГЭ на первый курс в ПетрГУ было зачислено 788 выпускников 11-х классов из Карелии (очное обучение, бюджет). Средний балл ЕГЭ абитуриентов ПетрГУ выше, чем в целом по Карелии (рис. 2). При этом средние баллы по отдельным предметам абитуриентов ПетрГУ существенно выше по литературе, иностранным языкам и информационным технологиям, что свидетельствует о высоком конкурсе на бюджетные места тех направлений подготовки, где эти экзамены являются базовыми. «Качество абитуриентов», оцениваемое по средним баллам ЕГЭ, в целом по Карелии 60,5 балла, а для тех, кто поступил в ПетрГУ, 69,6 балла.
Рис. 2. Сравнение результатов ЕГЭ всех выпускников карельских школ
и студентов первого курса ПетрГУ из Карелии (очно, бюджет), средний балл
Fig. 2. Comparison of the USE results of all Karelian school graduates
and first-year students of PetrSU from Karelia
(full-time education, at the expense of the budget), average score
В качестве альтернативных регионов для получения профессионального образования выпускники карельских школ чаще всего выбирают соседние регионы – Санкт-Петербург, Мурманскую область, а также Москву и Московскую область. Выбор именно этих регионов обусловлен тем, что федеральные центры являются точкой притяжения для выпускников Карелии, а с Мурманской областью у региона выстроены логистические и информационно-коммуникационные связи.
Качество подготовки школьников по критерию среднего балла ЕГЭ по предметам в перечисленных регионах различается незначительно. Средний балл ЕГЭ по всем предметам в целом по России составляет около 60 баллов, в выбранных регионах этот показатель имеет следующие значения: Мурманская область – 61 балл, г. Санкт-Петербург – 62 балла, Московская область – 61 балл (рис. 3), что немногим выше среднего «качества выпускников школ» по Карелии.
Рис. 3. Средний балл ЕГЭ выпускников школ регионов России
в разрезе отдельных дисциплин, 2020 г.
Fig. 3. Average USE score of school graduates from Russian regions
by discipline, 2020
Если рассматривать значения средних баллов ЕГЭ в популярных вузах перечисленных регионов, то складывается противоположная картина. Для сравнения отобрано шесть университетов, по два от каждого региона. В Мурманской области это Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) и Мурманский государственный технический университет (МГТУ), в Санкт-Петербурге ‒ Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) и Политехнический университет Петра Великого (СПБПУ), в Москве ‒ Российский университет дружбы народов (РУДН) и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Среди перечисленных вузов минимальный средний балл ЕГЭ выявлен у абитуриентов МГТУ – 65,4 балла. В ПетрГУ средний балл поступивших 69,6 балла, аналогичный показатель по МАГУ. В вузах федеральных центров средний балл значительно выше, от 78,7 балла в РГПУ им. А. И. Герцена до 92 баллов в московском РАНХиГС.
Для сравнения «качества подготовки» выпускников карельских школ, поступивших в ПетрГУ, и тех, кто потенциально мог уехать получать образование в другие регионы, баллы ЕГЭ по каждому предмету были разбиты на 2 группы: I. от 61 до 80 баллов (хорошо); II. от 81 до 100 баллов (отлично). Эти две группы школьников можно охарактеризовать как имеющих высокие шансы на поступление в вузы на бюджетной основе, соответственно, они будут стремиться получить образование или в родном регионе, или за его пределами (рис. 4).
В 2020 г. доля поступивших в ПетрГУ на общих основаниях по отношению к общему числу сдававших ЕГЭ в Карелии составляет 30 %. Из числа выпускников школ с результатами ЕГЭ в диапазоне от 61 до 80 баллов в ПетрГУ поступили 33 %, в диапазоне от 81 до 100 баллов – 34 %. При этом необходимо отметить, что у каждого предмета ЕГЭ своя специфика – различное процентное соотношение между диапазонами баллов. Среди хорошистов 91,5 % выпускников, сдававших иностранный язык, предпочли вузы в других регионах. Среди отличников, сдавших физику, 89,3 % выпускников предпочли вузы за пределами региона. С высокими баллами ЕГЭ только каждый третий выпускник выбирает обучение в ПетрГУ.
Рис. 4. Структура выпускников 11-х классов карельских школ в 2020 г. по группам баллов ЕГЭ, зачисленных или не зачисленных на I курс ПетрГУ на общих основания (очно, бюджет), %
Fig. 4. The structure of 11th grade graduates of Karelian schools in 2020 by groups of USE points, enrolled or not enrolled in the 1st year of PetrSU on a general basis (full-time education, at the expense of the budget), %
Основываясь на представленных данных, можно сделать вывод, что и в Карелии, и в наиболее популярных у карельских абитуриентов регионах сопоставимый уровень качества подготовки школьников, при этом средний балл поступающих как в региональные, так и в федеральные вузы значительно выше, чем у основной массы сдававших ЕГЭ. Так как из Карелии в равной мере уезжают выпускники и со средними, и с высокими баллами ЕГЭ, данная тенденция позволяет сделать предположение о том, что абитуриенты с результатами ЕГЭ в диапазоне от 61 до 80 баллов предпочитают вузы соседних регионов, в то время как абитуриенты с баллами ЕГЭ в диапазоне от 81 до 100 предпочитают вузы в федеральных центрах.
Образовательные планы учеников школ РК. Также в рамках данного исследования интересными являются образовательные планы выпускников школ Республики Карелия еще до сдачи ЕГЭ и начала приемной кампании. Образовательные планы выпускников школ Карелии оценены на основе вторичного анализа данных результатов социологического исследования учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций6. Было выявлено, что половина будущих выпускников 11-х классов (50 %) хотели получить профессиональное образование за пределами родного региона, 48 % хотели бы учиться в Петрозаводске, 2 % планируют остаться в своем районе, предположительно обучаясь в колледжах, так как вузы в Карелии расположены только в столице. Среди учащихся 9-х классов 51 % предпочитают обучение в Петрозаводске, а 42 % ‒ за пределами Карелии, при этом только 7 % хотели бы остаться учиться в своем муниципальном районе, что может быть связано с отсутствием образовательных организаций СПО.
На рисунке 5 отражены планы по получению образования выпускников 11-х классов в разрезе муниципальных районов Карелии. На общем фоне выделяются Лахденпохский район и Костомукшский городской округ, более 70 % учеников школ этих территорий планируют получать образование за пределами республики.
В Лахденпохском районе более 60 % опрошенных учеников планируют получить образование в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В Костомукшском городском округе почти школьников 10 % планируют получить образование в соседней Финляндии.
Рис. 5. Образовательные планы школьников 11-х классов Карелии
в разрезе муниципальных образований, распределение ответов на вопрос
о месте получения образования, в %
Fig. 5. Educational plans of 11th grade schoolchildren in Karelia in the context
of municipalities, distribution of answers to the question
about the place of education, %
Из 1,6 тыс. учеников 11-го класса, ответивших на вопрос о возможном регионе получения профессионального образования, 67 % планируют реализовать свою потребность в получении образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на Москву и Московскую область ориентируются 7,7 % выпускников, на другие города России – 9,2 %. В соседней Финляндии хотели бы учиться 6,7 % респондентов. Таким образом мы видим, что еще до момента поступления в вуз половина выпускников школ планирует уехать за пределы родного региона. В то же время больше половины девятиклассников и одиннадцатиклассников еще не определились с выбором профессии (56 %). Соответственно, возникает ситуация, когда будущие абитуриенты принимают решение о переезде в другой регион без сформированной карьерной траектории.
Трудоустройство выпускников системы профессионального образования. Дополнительно были проанализированы данные об оттоке и притоке выпускников вузов и колледжей из и в Карелию. В 2019 г. количество выпускников очной формы обучения в образовательных организациях ВО Карелии составило 2 144 человека (из них: бакалавриат – 1 607, магистратура – 243, специалитет – 294), в образовательных организациях СПО ‒ 5 650 человек (КРС ‒ 4 198, ССЗ ‒ 1 452).
По данным мониторинга Министерства науки и высшего образования России и Пенсионного фонда РФ7, в 2019 г. 410 выпускников вузов Карелии (выпуск 2017 г., очно – 2 494, 16 % от объема выпуска) начали трудовую деятельность за пределами Карелии. Из них 32 % были трудоустроены в Санкт-Петербурге, 20 % ‒ в Москве и 17 % ‒ в Мурманской области. Схожая тенденция наблюдается среди выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования (выпуск 2018 г., очно ‒ 5 286, 15 % от объема выпуска). Из 780 выпускников техникумов и колледжей Карелии, уехавших работать после обучения за пределы республики, 47 % трудоустроились в Санкт-Петербурге, 17 % ‒ в Москве и 7 % ‒в Краснодарском крае. В таблице 2 представлен ТОП-10 регионов, в которые уезжали на работу выпускники из образовательных организаций Карелии.
Таблица 2
ТОП-10 регионов, в которые убыли выпускники образовательных организаций Республики Карелия со средним профессиональным и высшим образованием
Table 2
TOP-10 regions to which graduates of educational institutions of the Republic
of Karelia with secondary vocational and higher education left
Среднее профессиональное образование |
Высшее образование | ||||
Регион трудоустройства, 2019 | Кол-во чел. | Доля в объеме уехавших из Карелии выпускников, % | Регион трудоустройства, 2019 | Кол-во чел. | Доля в объеме уехавших из Карелии выпускников, % |
Санкт-Петербург | 365 | 47 | Санкт-Петербург | 131 | 32 |
Москва | 130 | 17 | Москва | 84 | 20 |
Краснодарский край | 56 | 7 | Мурманская обл. | 70 | 17 |
Вологодская обл. | 45 | 6 | Ленинградская обл. | 26 | 6 |
Московская обл. | 36 | 5 | Вологодская обл. | 23 | 6 |
Мурманская обл. | 36 | 5 | Краснодарский край | 9 | 2 |
Ленинградская обл. | 31 | 4 | Московская обл. | 8 | 2 |
Самарская обл. | 11 | 1 | Новгородская обл. | 7 | 2 |
Приморский край | 9 | 1 | Самарская обл. | 6 | 1 |
Архангельская обл. | 6 | 1 | Приморский край | 5 | 1 |
Всего убыло выпускников с СПО |
780 | Всего убыло выпускников с ВО |
410 | ||
Объем выпуска в 2018 г. |
8 752 | Объем выпуска в 2017 г. |
2 831 |
За аналогичный период в Карелии были трудоустроены 155 выпускников образовательных организаций ВО и 177 выпускников образовательных организаций СПО из других регионов России. В числе прибывших выпускников с высшим образованием 45 % обучались в Санкт-Петербурге и Москве, среди выпускников со средним профессиональным образованием в Санкт-Петербурге обучались 32 %, в Мурманской области – 11 % и в Тульской области – 10 %. В таблице 3 представлен ТОП-10 регионов, из которых в Карелию прибыло и трудоустроилось наибольшее количество выпускников университетов, колледжей и техникумов.
Таблица 3
ТОП-10 регионов, из которых в Республику Карелия приезжают
выпускники со средним профессиональным и высшим образованием
Table 3
TOP-10 regions from which graduates with secondary vocational
and higher education come to the Republic of Karelia
Среднее профессиональное образование | Высшее образование | ||||
Регион обучения в 2018 г. | Кол-во чел. | Доля в объеме приехавших в Карелию выпускников, % | Регион обучения в 2017 г. | Кол-во чел. | Доля в объеме приехавших в Карелию выпускников, % |
Санкт-Петербург | 57 | 32 | Санкт-Петербург | 69 | 45 |
Мурманская обл. | 19 | 11 | Москва | 16 | 10 |
Тульская обл. | 18 | 10 | Самарская обл. | 11 | 7 |
Ивановская обл. | 13 | 7 | Архангельская обл. | 5 | 3 |
Архангельская обл. | 10 | 6 | Тверская обл. | 4 | 3 |
Курская обл. | 7 | 4 | Вологодская обл. | 3 | 2 |
Ленинградская обл. | 6 | 3 | Севастополь | 3 | 2 |
Республика Коми | 5 | 3 | Мурманская обл. | 3 | 2 |
Ростовская обл. | 5 | 3 | Новгородская обл. | 3 | 2 |
Москва | 4 | 2 | Волгоградская обл. | 2 | 1 |
Всего прибыло выпускников с СПО, 2019 |
177 | Всего прибыло выпускников с ВО, 2019 |
155 |
Анализ соотношения объема уехавших за пределы Карелии выпускников 11-х классов и суммарного объема выпускников вузов и колледжей из других регионов России, трудоустроенных в Карелии после получения образования, позволяет сделать предположение, что из числа выпускников 11-х классов карельских школ, которые уехали получать образование за пределы Карелии, четверть возвращается после обучения в родной регион.
В ходе исследования было выявлено, что каждый третий выпускник 11-х классов школ Карелии не обеспечен местом для получения профессионального образования в рамках родного региона, что позволяет рассматривать таких выпускников как уехавших за пределы республики с целью дальнейшей учебы. Основываясь на результатах ЕГЭ, важно отметить, что получать высшее образование в других регионах в равной мере уезжают как хорошисты, так и отличники. Этот факт свидетельствует в пользу того, что мотивы получения образования в пределах родного региона или за его пределами связаны не только с результатами ЕГЭ, но и с другими факторами. В то же время анализ средних баллов ЕГЭ абитуриентов вузов Санкт-Петербурга и Москвы свидетельствует о том, что в наиболее популярные образовательные организации высшего образования уезжают самые подготовленные школьники из Карелии. После получения профессионального образования обратно в республику возвращается менее четверти от ранее уехавших получать образование за пределы родного региона.
Анализ трудовой миграции показал, что каждый седьмой выпускник вузов и колледжей Карелии трудоустраивается на первое место работы в другом регионе, что также усиливает отток молодежи из Карелии. Основным центром притяжения как для получения образования, так и для трудоустройства является Санкт-Петербург.
Работать с миграционным оттоком молодежи необходимо в двух направлениях. В первую очередь это работа со школьниками и студентами, получающими профессиональное образование в вузах и колледжах Карелии. Ключевой мерой в этом направлении является поддержание единой прозрачной информационной среды на стыке образовательной системы и рынка труда. Примером реализации данной меры является единый информационный ресурс «Моя карьера»8, его методологическая основа подробно представлена в работе В. А. Гуртова и Е. А. Хотеевой [5]. Второй составляющей решения данной проблемы может быть создание института профконсультантов на основе опыта соседней Финляндии, в которой выстроена эффективная система профориентации. Создание подобной системы сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни начиная со школьных лет позволит добиться гармоничного сочетания базовых принципов выбора профессии «хочу», «могу», «надо» [14].
Вторая составляющая работы с молодежной миграцией — это планирование образовательного оттока молодежи с вектором на возврат и трудоустройство в родном регионе. Способом достижения этого видится планомерная работа с выпускниками школ, позволяющая не только знать, куда уехал учиться выпускник, но и поддерживать с ним контакт на протяжении всего процесса обучения за пределами региона. В рамках такого взаимодействия могут быть организованы встречи с работодателями, производственная практика в родном регионе и др. Для федеральных центров – Москвы, а в особенности Санкт-Петербурга, куда едет учиться наибольшее количество выпускников школ из Карелии, центром такого взаимодействия может стать Представительство республики в этих городах.
Список литературы
- Адамчук Д. В. Профессиональные и образовательные планы современных школьников / Д. В. Адамчук // Человек и образование. 2017. № 3. С. 116–125.
- Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Д. В. Козлов, Д. П. Платонова, О. В. Лешуков. Москва : НИУ ВШЭ, 2017. 32 с.
- Голубицкий А. В. Региональный социально-географический атлас системы общего образования: преодолима ли «власть территории» / А. В. Голубицкий // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 188–246.
- Горяйнова В. А. Эффективность деятельности школы и социально-экономические характеристики семей учащихся: существует ли взаимосвязь? / В. А. Горяйнова, И. А. Акишин // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 151–160.
- Гуртов В. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» / В. А. Гуртов, Е. А. Хотеева // Интеграция образования. 2018. № 1 (22). С. 133‒149.
- Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина. Москва, 2019. 288 с.
- Констатнтиновский Д. Л. Отношение молодежи к образованию в России / Д. Л. Константиновский, Е. С. Попова // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.
- Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики / И. С. Кашницкий, Н. В. Мкртчян, О. В. Лешуков // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 169–203.
- Михель Е. А. Влияние глобализации мировой экономики на трансграничные трудовые миграции населения в приграничном регионе (на примере Республики Карелия) / Е. А. Михель // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 31. С. 22–24.
- Мкртчян Н. В. Миграция молодежи из малых городов России / Н. В. Мкртчян // Мониторинг общественного мнения. 2017. № 1. С. 225–242.
- Нагайцев В. В. Социальные факторы формирования образовательных планов старшеклассников (на материалах социологических исследований в г. Барнауле в 2018 г.) / В. В. Нагайцев // Siberian Socium. 2018. № 3 (2). С. 62–74.
- Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова и др. Москва : ЦСП и М, 2015. 232 с.
- Нуриева Л. М. О чем говорит средний балл ЕГЭ? / Л. М. Нуриева, С. Г. Киселев // Образование и наука. 2017. № 6. С. 33–51.
- От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии / В. А. Гуртов, В. Н. Колесников, М. А. Питухина // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 2 (26). С. 1–13.
- Попова Е. С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации / Е. С. Попова // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 69–82.
- Прахов И. А. Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза / И. А. Прахов, М. М. Юдкевич // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 126–147.
- Проблема контекстуализации образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий / Г. А. Ястребов, А. Р. Бессуднов, М. А. Пинская, С. Г. Касарецкий // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 188–246.
- Савицкая Е. В. Высышая школа: репутационные эффекты, сигнальные искажения и благоприятный отбор / Е. В. Савицкая, Н. С. Алтунина // Журнал институциональных исследований. 2017. № 1. С. 117‒133.
- Симакова А. В. Потенциал системы профессионального образования территорий арктической зоны России / А. В. Симакова, В. А. Гуртов // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3 (31). С. 120–138.
- Софронов Д. А. Система содействия трудоустройству выпускников вузов региона / Д. А. Софронов // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2016. № 4 (97). С. 183–191.
- Стратегии студентов старших курсов российских вузов / С. Ю. Рощин, В. И. Рудаков // Информационный бюллетень. Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 52 с.
- Терентьев К. Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации / К. Ю. Терентьев // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 3. C. 13‒25.
- Факторы востребованности ведущих вузов России. Обзор литературы и эконометрический анализ / С. П. Земцов, В. А. Еремкин, В. А. Баринова // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 201–233.
- Чередниченко Г. А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню / Г. А. Чередниченко // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152–182.
- Щеголева Л. В. Влияние результатов итоговой аттестации выпускников школ на успешность обучения в вузе на примере Республики Карелия / Л. В. Щеголева, Н. Ю. Светова, Т. Г. Суровцова // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 3 (23). С. 27–39.