Волков, В. Н. К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК // Непрерывное образование: XXI век. – 2021. – Вып. 3 (35). − DOI: 10.15393/j5.art.2021.7051


Выпуск № 3 (35)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 37.07

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК

Волков Валерий Николаевич
кандидат педагогических наук, начальник отдела развития образования
Комитет по образованию
(г. Санкт-Петербург, Россия)
vvn2000@hotmail.com
Ключевые слова:
инновационная деятельность в образовании
региональные инновационные площадки
декомпозиция задач опытно-экспериментальной работы
программа исследования
Аннотация: инновационная деятельность в образовании признана учеными одним из эффективных средств развития образовательных систем и учреждений. Исследуя особенности инновационной деятельности в российском образовании, автор обращается к проблеме планирования опытно-экспериментальной работы как возможности определения приоритетов в содержании деятельности инновационных площадок и повышения на этой основе их результативности. На выборке заявок региональных инновационных площадок Санкт-Петербурга проведен анализ задач, содержащихся в их программах исследований, при этом использован принцип декомпозиции задач. В ходе анализа выявлены особенности планирования работы инновационных площадок в современных условиях, подтвержден факт разнообразия инновационных продуктов и объяснены возможные причины такого состояния, сформулированы рекомендации для руководителей образовательных учреждений, которые могут быть использованы при проектировании инновационной активности учреждений и позволяют оптимизировать процесс постановки задач, спланировать инновационную деятельность, сформулировать ее ожидаемые результаты и др.
Статья поступила: 11.07.2021; Принята к публикации: 03.09.2021; Размещена в сети: 26.09.2021.

ON THE PROBLEM OF SETTING TASKS FOR REGIONAL INNOVATION SITES

Volkov Valery N.
PhD in Pedagogy, Head of the Department of Education Development
Committee on Education
(St. Petersburg, Russian Federation)
vvn2000@hotmail.com
Keywords:
innovative activity in education; regional innovation sites; decomposition of experimental work tasks; researching program
Abstract: innovative activity in education is recognized by scientists as one of the most effective means of developing educational systems and institutions. Exploring the features of innovation activity in Russian education system the author addresses the problem of planning experimental activities as a possibility of determining priorities in the content of the activities of innovative sites and increasing their effectiveness on this basis. An analysis of the tasks contained in their research programs was carried out on a sample of applications from regional innovation sites in St. Petersburg, while the principle of task decomposition was used. In the process of the analysis are revealed the following: features of planning the work of innovative sites in modern conditions, the fact of the variety of innovative products is confirmed and the possible reasons for this condition are explained, recommendations are formulated for the heads of educational institutions that can be used in the design of innovative activity of institutions and allow optimizing the process of setting tasks, planning innovative activity, formulate its expected results, etc.
Paper submitted on: 11.07.2021; Accepted on: 03.09.2021; Published online on: 26.09.2021.

Инновации характеризуются неопределенностью, многозадачностью и субъектностью. Инновации в системе образования ‒ не исключение. Можно утверждать, что в этих условиях для образовательных учреждений появляется возможность выстраивания различных сценариев инновационного развития. Концепт таких сценариев разрабатывается с 2020 г., и очевидно, что он должен учитывать не только педагогические и управленческие аспекты, но и непосредственно содержание инновационной деятельности [2; 3].

Неопределенность инновационного поиска в системе образования обусловлена многими факторами. Прежде всего, это следствие сложных процессов, инициированных в середине XX в. научно-техническим прогрессом, переменами в общественной жизни конца XX – начала XXI в. и внутренней логикой развития самой системы образования. В этих условиях состояние процессов развития образования в условиях растущей неопределенности условий и многозадачности характеризуется многими авторами как нелинейное (М. В. Богуславский, С. Н. Гавров, Е. Ю. Игнатьева, О. Е. Лебедев, М. Барбер, Д. Хагривс, Д. Хокер и др.). Это обращает внимание исследователей на вопрос субъектности инновационного процесса для максимально точного определения их ролей (акторы, доноры, реципиенты и др.) и интересов. В целом противоречивый, нелинейный характер развития системы образования, растущие влияния различных субъектов на образовательный процесс применительно к инновационной деятельности обуславливают потребность в специальном управлении. Это «определяет целесообразность разработки целостной системы управления инновационной деятельностью в контексте развития школы», в которой «доминантой деятельности всех субъектов образования становится прогнозирование, способствующее адекватному определению философии, политики, миссии, стратегии» [5, с. 202]. В таких условиях управление приобретает научно обоснованный, государственно-общественный и общественно-профессиональный характер.

Место и значение инновационной деятельности образовательных учреждений для их развития однозначно подтверждаются российскими исследователями (М. В. Кларин, В. С. Лазарев, З. Г. Найденова, С. А. Писарева, О. Г. Тринитатская, И. Ю. Шустова и др.). Исследование моделей инновационных школ, проведенное в 2000-х гг. под руководством О. Г. Тринитатской, позволило представить «основные критерии инновационной школы, выделяющие ее из группы школ, в которых присутствуют элементы развития» [6, с. 26‒28].

В. С. Лазарев определяет в качестве главной особенности инновационных школ «более высокое качество образования благодаря тому, что они способ­ны выявлять проблемы, которые не “чувствуют” в школах с менее развитой системой инноваци­онной деятельности» [4, с. 28]. Эту позицию разделяет и конкретизирует И. Ю. Шустова, отмечая: «…опытно-экспериментальная работа в школе является способом практического освоения инновационных процессов в образовании» [7, с. 41]. В этой связи Г. Д. Бухарова, анализируя теоретические основы опытно-экспериментальной работы, обозначает, что «планирование опытно-экспериментальной работы должно осуществляться с учетом основных положений проектно-ориентированного подхода», в частности через определение задач и этапов исследования, а также ожидаемых результатов [1, с. 7].

Основываясь на положениях действующего законодательства, которое определяет федеральные и региональные инновационные площадки инновационной инфраструктурой российской системы образования, вопрос о декомпозиции задач в программах опытно-экспериментальной работы может быть раскрыт на примерах таких площадок ‒ образовательных учреждений, официально признанных субъектами инновационного процесса. Для этого были изучены материалы 49 заседаний Совета по образовательной политике при Комитете по образованию (Санкт-Петербург) за 2013‒2021 гг., что позволило установить несколько характеристик, важных для изучаемой темы1. Было подсчитано, что в конкурсных отборах в 2013‒2020 гг. на работу в режиме региональных инновационных площадок участвовали 474 образовательные организации (1 раз и более), что составляет около ¼ от их общего количества в регионе. В общей сложности на конкурсы поступило 855 заявок, 45 % из которых по результатам общественно-профессиональной экспертизы было поддержано Советом.

Полученные в ходе анализа статистические данные и характеристики позволяют сделать выводы:

  • о высокой инновационной активности в региональной образовательной системе в целом, при которой выделяется достаточно большой «пул» образовательных учреждений, успешных в конкурсах и насчитывающий несколько десятков организаций, и есть учреждения, которые ни разу не смогли пройти конкурсный отбор;
  • о механизмах отбора региональных инновационных площадок, основным компонентом которых в последние годы стала внешняя экспертиза проектов (программ) опытно-экспериментальной работы, представляемых в составе заявки образовательными учреждениями – соискателями.

Это позволило определить в качестве объекта изучения задачи и связанные с ними ожидаемые результаты (продукты), представленные в заявках учреждений, и запланированные к проработке ими в качестве региональных инновационных площадок. Из общего массива данных выделена группа образовательных учреждений для изучения, и были проанализированы проекты опытно-экспериментальной работы, поступившие в 2021 г. на экспертизу в рамках конкурсного отбора на работу в режиме региональных инновационных площадок (программы рассчитаны на период до 2024 г.).

Выборку составили 5 заявок от 7 учреждений (около 10 % от количества поступивших на конкурс 53 заявок), которая включала:

  • учреждения, реализующие различные образовательные программы (общего, дополнительного и дополнительного профессионального образования);
  • учреждения различного уровня подчинения (регионального – ЦРМС, районного – ОУ № 100 и 505, ИМЦ) и расположенные на разных территориях;
  • учреждения, имеющие опыт инновационной деятельности (ОУ № 505, ДДЮТ «На Ленской», ИМЦ районов) и никогда ранее не участвующие в ней (ОУ № 100, ЦРМС);
  • учреждения, предполагающие реализацию проектов опытно-экспериментальной работы самостоятельно или в составе объединения. 

Необходимо отметить, что все включенные в выборку учреждения на основе представленных экспертных заключений по решению Совета по образовательной политике при Комитете по образованию (Санкт-Петербург) и в соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 26.05.2021 № 1562-р признаны региональными инновационными площадками и приступят к работе с сентября 2021 г. или с января 2022 г.2

Обращение к экспертным оценкам поступивших заявок учреждений, включенных в выборку, позволяет отметить высокое качество проработки замысла исследований и технологичности предлагаемых разработчиками проектов (программ) опытно-экспериментальной работы. Распределение оценок экспертов, а также сведения о поддержке заявок Комитетом по образованию (заказчик) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Экспертные оценки заявок образовательных учреждений,
включенных в выборку

Table 1

Expert evaluations of applications of sampled educational institutions

 

ОУ Экспертные оценки* Заказчик Решение Совета
Э1 Э2 Э3
ОУ № 100 Калининского района
Санкт-Петербурга
32 22 18 да +
ОУ № 505 Красносельского района Санкт-Петербурга 27 38 30 да +
ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
34 26 30 да +
ИМЦ Невского, Московского и Петроградского районов
Санкт-Петербурга (сетевая заявка)
24 29 27 да +
Центр регионального и международного сотрудничества
Санкт-Петербурга
29 31 28 да +

 

* Э1, Э2, Э3 – оценки каждого из трех экспертов.

 

Оценка заявок проведена экспертами по региональной методике, утвержденной в 2019 г. Методика предусматривает 7 критериев для оценки заявок на получение статуса региональной инновационной площадки Санкт-Петербурга (вид – экспериментальная площадка) при максимуме возможных баллов в 39. 15 экспертных оценок, приведенных в таблице 1, имеют диапазон от 18 до 38 баллов, при этом только одна оценка не достигает порога в 50 % от максимального. Средний балл заявок образовательных учреждений составляет от 24 (ОУ № 100) до 30 баллов (ДДЮТ «На Ленской»), а средневзвешенная оценка 27,6, или 71 % от максимально возможного.

Подтвердив экспертными оценками качество проработки заявок учреждениями, можно обратиться непосредственно к содержанию заявок. Замысел (дизайн) опытно-экспериментальной работы рассмотрен на основе декомпозиции задач, определенных разработчиками.

Изучение содержания заявки ОУ № 100 по теме «Проектирование новых форматов деятельности библиотеки образовательного учреждения по сопровождению образовательного процесса» позволило выделить три основных блока задач, определенных разработчиками на 2022‒2024 гг.:

  • по созданию модельной программы деятельности школьной библиотеки, которая решается в течение 3 лет и последовательно включает разработку, апробацию и корректировку инновационного продукта;
  • по определению форматов деятельности библиотеки, направленных на сопровождение образовательного процесса в современных условиях, и формирование на I и II этапах опытно-экспериментальной работы банка лучших российских практик библиотечной деятельности;
  • по выработке методических рекомендаций для педагогов по включению в новые форматы деятельности школьной библиотеки, которые будут окончательно оформлены на заключительном этапе работы.

Поставленные задачи обеспечивают создание трех основных инновационных продуктов, определенных заказчиком (Комитетом по образованию), при этом ОУ № 100 планирует в ходе трехлетней опытно-экспериментальной работы создать 13 основных и дополнительных продуктов. Анализ имеющихся задач демонстрирует преемственный характер их решения в заявленном периоде, разделенном на три этапа.

Анализ задач, содержащихся в заявке ОУ № 505 на работу в режиме региональной инновационной площадки по теме «Гармонизация воспитательных влияний на обучающихся в современной школе», продемонстрировал наличие в ней следующих направлений работы до 2024 г.:

  • разработка на первом этапе опытно-экспериментальной деятельности прогностической модели системы обучения основам медиации и ее корректировка по итогам апробации на втором году работы;
  • создание инструментария и проведение диагностики уровня гармонизации воспитательных влияний с постоянной оценкой ее эффективности и диссеминации получаемых результатов, что рассматривается как ключевая (сквозная) задача от начала до конца эксперимента;
  • обновление на I и II этапах опытно-экспериментальной работы подходов к созданию и реализации программ внеурочной деятельности, в т. ч. программы «Школа медиатора», и их выход за рамки образовательного учреждения к концу эксперимента при наличии положительных отзывов.

Решение ключевых задач инновационной деятельности обеспечивает создание образовательным учреждением продуктов, запланированных в заявке. В общей сложности разработчики наметили создание в течение трех лет 24 основных и дополнительных продуктов. Анализ поставленных задач показывает их взаимосвязь и синхронную разработку в течение всего периода работы учреждения как региональной инновационной площадки.

Анализ задач, определенных в заявке ДДЮТ «На Ленской» по теме «Совершенствование системы воспитательной работы образовательного учреждения через привлечение родительской общественности к реализации программы воспитания», позволил сгруппировать их в блоки:

  • создание на начальном этапе опытно-экспериментальной работы сетевого сообщества «Драйверы воспитания» и организация его деятельности в течение всего периода реализации проекта;
  • разработка методики изучения мнений родителей о реализации программ воспитания и мониторинг таких мнений на каждом из трех этапов ведения образовательным учреждением опытно-экспериментальной деятельности с использованием получаемых результатов для корректировки программы исследования;
  • обновление форм и методов воспитательной работы с привлечением родителей, что рассматривается как задача, преемственно решаемая на каждом из трех этапов работы.

Следует отметить, что ДДЮТ «На Ленской» является единственным учреждением дополнительного образования в выборке и, по своей сути, выполняет роль «ресурсного центра» для учреждений всего района. Это обстоятельство в совокупности с особенностями тематики работы накладывает определенный отпечаток на сформированный набор задач и ожидаемые результаты (продукты) деятельности. В частности, при решении задач учреждение предполагает взаимодействие с образовательными организациями района, предоставляя им свои ресурсы для совершенствования воспитательной работы. Поставленные учреждением для решения в ходе опытно-экспериментальной работы задачи нацелены на создание инновационных продуктов, определенных заказчиком (Комитет по образованию). В течение трех лет учреждением также будут созданы дополнительные продукты (общее их количество составит 13).

Изучение задач, представленных в сетевой заявке объединения ИМЦ районов Санкт-Петербурга на работу в режиме региональной инновационной площадки, обозначает спектр возможных решений по формированию механизмов измерения инноваций в образовании, что очень актуально в современных условиях. Для сети ИМЦ разработчиками определены несколько задач и направлений, которые будут обеспечены в ходе 4 этапов экспериментальной деятельности:

  • как «стартовые» задачи рассматриваются: изучение проблем в измерении инноваций в образовании и исследование особенностей организации процессов производства инноваций в образовательной системе по механизмам измерения (отраслевой и межотраслевой аспекты, российский и зарубежный опыт), что предваряет работу сетевой площадки в последующие периоды по другим направлениям;
  • создание инструментов для измерения инноваций в образовании определено главной задачей для всех этапов опытно-экспериментальной деятельности – инструменты предполагается рассматривать по фокусам «классификатор результатов (продуктов) инновационной деятельности образовательных учреждений и их объединений», «алгоритм измерения инноваций в образовании в региональной образовательной системе» и «методика и критерии оценки результатов (продуктов) инновационной деятельности образовательных учреждений и их объединений»;
  • апробация подходов к классификации результатов (продуктов) инновационной деятельности и созданного в ходе ОЭР алгоритма измерения инноваций предполагается на заключительном этапе работы сети.

Количество направлений деятельности объединения ИМЦ в сетевой заявке превышает уже проанализированные заявки учреждений, включенных в выборку. Как и в других заявках, поставленные задачи обеспечивают создание сетевым объединением продуктов, которые определены заказчиком; всего авторы запланировали создание 15 основных и дополнительных продуктов в течение трех лет. Анализ задач демонстрирует их взаимосвязь и взаимную дополняемость, а также обоснованное распределение ролей между участниками сети в их решении на каждом из запланированных 4 этапов работы сетевой инновационной площадки.

Пятая из включенных в выборку заявок составлена ЦРМС по теме «Развитие государственно-общественного управления в образовании через обновление форматов управления в образовательном учреждении». ЦРМС ‒ одно из нетиповых учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, имеет не только лицензию на образовательную деятельность по программам постдипломного образования, но и зарегистрированное СМИ ‒ сетевое издание «Дайджест петербургского образования»3. Эти и некоторые другие особенности отражены в перечне задач, содержащихся в заявке ЦРМС на работу в качестве региональной инновационной площадки:

  • анализ опыта представления образовательных учреждений во внешнем пространстве определен разработчиком заявки как задача для начального этапа;
  • разработка системы оценки инновационности форматов и технологий представления образовательных учреждений;
  • обучение управленческих команд образовательных учреждений представлению учреждений в публичном пространстве в рамках программ дополнительного профессионального образования будет организовано ЦРМС на протяжении всего периода работы в режиме региональной инновационной площадки;
  • создание методики оценки публичного представления учреждения и выработка методических рекомендаций для руководителей учреждений по включению в общественно-профессиональную оценку и использованию ее результатов при управлении обозначены авторами как продукты заключительного этапа опытно-экспериментальной работы, на системной основе обобщающие все полученные результаты.

В целом заявку ЦРМС отличает самый широкий в выборке учреждений перечень ключевых задач. Задачи планируется решать в течение трех лет работы инновационной площадки поэтапно и последовательно по содержанию, постепенно усложняя их характер; при этом можно отметить равномерное распределение планируемых продуктов между 3 этапами. В совокупности намеченное обеспечивает создание инновационных продуктов, определенных заказчиком (Комитет по образованию). Всего в ходе опытно-экспериментальной работы намечено создание 19 различных продуктов.

Представленный анализ задач работы региональных инновационных площадок Санкт-Петербурга можно дополнить обращением к вопросу об ожидаемой результативности их работы. Данные о планируемых образовательными учреждениями для разработки в ходе трехлетней опытно-экспериментальной работы основных и дополнительных продуктах демонстрируют существенные различия (от 13 до 24). Обращает на себя внимание, что заявленные для создания продукты обеспечивают не только на решение поставленных разработчиками задач, но и выходят за их рамки. Распределение результатов (продуктов) в выборке образовательных учреждений представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение результатов (продуктов)
инновационной деятельности
образовательных учреждений,
включенных в выборку

Table 2

Distribution of innovation results (products) of sampled educational institutions

 

ОУ Результаты (продукты)
Всего Основные Дополнительные
ОУ № 100 Калининского района
Санкт-Петербурга
13 3 10
ОУ № 505 Красносельского района
Санкт-Петербурга
24 8 16
ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
13 4 9
ИМЦ Невского, Московского и Петроградского районов
Санкт-Петербурга (сетевая заявка)
15 10 5
Центр регионального и международного сотрудничества
Санкт-Петербурга
19 7 12

 

Разброс в количестве планируемых основных и дополнительных продуктов опытно-экспериментальной работы существен и требует объяснений.  Анализ дает основания выделить три основные причины:

  • разные подходы разработчиков к приоритизации при планировании и к детализации при организации деятельности;
  • особенности тематики работы – все заявленные проекты имеют разные темы, направлены на достижение различных результатов;
  • различие опыта образовательных учреждений в проектировании и участии в конкурсных отборах.

Важно отметить, что выполнение проекта опытно-экспериментальной работы учреждением самостоятельно или в составе объединения не является существенным фактором для определения набора результатов (продуктов). Например, сетевая площадка ИМЦ Невского, Московского и Петроградского районов Санкт-Петербурга предполагает создание даже меньшего количества продуктов, чем некоторые отдельные учреждения (ОУ № 505 и ЦРМС).

Анализ заявок учреждений, включенных в выборку, показывает, что большинство создаваемых дополнительных результатов (продуктов), планируется на I‒II этапы работы и носят вспомогательных характер (формирование базы локальных актов, обеспечение информационной поддержки, обучение педагогов, подготовка отчетов и др.). В целом же собранные данные позволяют говорить о наличии своеобразного «ядра» результатов (продуктов), формируемого в процессе работы региональных инновационных площадок; оно не имеет количественной нормы и динамично по разным образовательным учреждениям, составляя от 23 до 67 % от общего количества продуктов.

На основе анализа эмпирических данных можно сформулировать ряд выводов:

  • опытно-экспериментальная работа, проводимая региональными инновационными площадками в течение трех лет, как правило, фокусируется на решении 3‒5 взаимосвязанных, поэтапно развивающихся, ключевых задач, определяемых темой эксперимента, и имеет несколько вспомогательных задач, существенно различающихся в зависимости от особенностей образовательных учреждений;
  • учреждения при осуществлении проекта (программы) опытно-экспериментальной работы планируют получить различные результаты (продукты) не только в решении поставленных задач, но и за их рамками; по своей сути, дополнительные продукты могут быть значимы не только для проводимого эксперимента, но и для развития учреждений в целом, создавая новые возможности, которые могут использоваться за рамками опытно-экспериментальной работы и после ее окончания.

Выделенные особенности существенны при проектировании инновационной активности образовательных учреждений, позволяя оптимально определить задачи, спланировать работу и ее результаты, задействовать ресурсы.

В заключение необходимо отметить следующее:

  • при определении образовательным учреждением задач опытно-экспериментальной работы при подготовке к работе в режиме инновационной площадки целесообразно выделять «ядро» из 3 взаимосвязанных, поэтапно развивающихся задач, которые будут отчетливо выражены в результатах (продуктах) и решение которых объективно и субъективно возможно в период работы учреждения в режиме площадки;
  • при подготовке образовательным учреждением заявки и формировании перечня ожидаемых результатов (продуктов) деятельности инновационной площадки важно установить (спрогнозировать) их непосредственную связь с задачами, правильно определить приоритеты и «масштаб» продуктов для предотвращения их упрощения, избыточности и др.

 

Список литературы

  1. Бухарова Г. Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях / Г. Д. Бухарова // Научные исследования в образовании. 2012. № 11. С. 6‒11.
  2. Волков В. Н. О сценариях инновационного развития образовательных организаций / В. Н.  Волков // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2 (30). С. 92‒102.
  3. Волков В. Н. Трансформация научных представлений о моделях инновационного развития образовательной организации / В. Н.  Волков // Непрерывное образование. 2020. № 3 (33). С. 6‒10.
  4. Лазарев В. С. Обобщенная модель инновационного процесса / В. С. Лазарев // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 3. С. 22‒28.
  5. Султанова Т. А. Развитие школы как инновационный процесс / Т. А. Султанова // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 199‒202.
  6. Тринитатская О. Г. Специфика инновационной школы в условиях модернизации образования / О. Г. Тринитатская // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 24‒28.
  7. Шустова И. Ю. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию в школе: сущность и содержание / И. Ю. Шустова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 41‒45.



Просмотров: 841; Скачиваний: 241;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2021.7051