Миссия современного туристского профессионального образования связана с подготовкой кадров, отвечающих потребностям и требованиям динамично меняющихся туристской и гостиничной отраслей. Оно является важным каналом трансляции общекультурных ценностей, ценностей отечественной культуры, способом воспитания чувства патриотизма, а также катализатором многих процессов в стране, в ее экономике, социальной сфере, культуре. Интерес людей всего мира к путешествиям привел к появлению новых видов туризма, увеличению количества туристских и гостиничных предприятий и спросу на профессионалов для работы в данной сфере [5].
Туристское образование связано с подготовкой выпускников к осуществлению трудовых функций, заложенных профессиональными стандартами; формированием универсальных, общепрофессиональных, профессиональных и прорывных компетенций, позволяющих успешно работать в выбранной сфере деятельности и смежных отраслях, решая профессиональные задачи. И в любой сфере есть как сильные, так и слабые стороны, которые препятствуют развитию этой сферы, сказываются на ее качестве. Цель данного исследования ‒ анализ проблем, с которыми сталкивается система профессионального туристского образования, и поиск рекомендаций по их преодолению.
Теоретическая и методологическая база исследования. В основе работы лежат исследования, посвященные анализу современных проблем профессионального туристского образования в России [5; 12], в том числе и на региональном уровне [1; 14]. Принципиальное значение имеют работы, предлагающие активное использование международного опыта образования в сфере туризма и определяющие на этой основе наиболее важные характеристики профильного туристского образования: системный характер, позволяющий реализовывать принцип преемственности ступеней образования; практикоориентированность разнообразных форм образовательной деятельности; широкий диапазон образовательных траекторий; комплексный подход, предполагающий расширение горизонтального и вертикального развития уровня компетенций [11; 18]. Для реализации системы непрерывного туристского образования требуется создание модели, учитывающей многогранность туристской сферы, основанной на кластерной идеологии и многоуровневой матрице [9], учитывающей базовые принципы подготовки выпускников [6] и новые требования к сотрудникам туристской индустрии в аспекте перехода к цифровизации бизнеса, в частности цифровые компетенции [16; 17]. Статья является продолжением исследования В. С. Плотниковой, Н. В. Колесниковой, в котором были определены практические подходы к формированию концепции непрерывного туристского образования и описаны педагогические технологии, возможные для использования в образовательной практике туристского вуза [17].
Методика и результаты исследования. Чтобы определить актуальные проблемы качества образовательного процесса в сфере туризма, был применен метод анализа соответствия образовательных и профессиональных стандартов. Метод анкетирования помог выявить основные проблемы, которые появились в результате использования дистанционного подхода и его перспектив в подготовке кадров. На основе метода анализа, сравнительного исследования и анкетирования были выявлены основные проблемы, затрудняющие развитие туристского образования, и определены рекомендации по их преодолению.
Туристика как комплексная наука о туризме основывается на «межотраслевом» характере сферы туризма. Туризм относится к научной отрасли «Экономика и народное хозяйство», но данная сфера многогранна и многоаспектна. Она включает знания в области архитектуры, культурологии, искусствоведения, истории, экономики, политологии, философии. Данный перечень наук можно продолжить. Так, понимание туризма как формы потребления связано с различными аспектами жизнедеятельности человека. Международный контекст указывает на привлечение политических наук в сферу туризма. Потребности современного человека в самореализации и впечатлениях базируются на психологии. Культурные предпочтения связаны с экскурсионной, музейной, досуговой деятельностью. Это определяет междисциплинарный подход в понимании туризма как сферы потребления и оказывает влияние на формирование дисциплин рабочего плана подготовки бакалавров и магистров туризма, чтобы они отражали «межотраслевой» характер туризма, который, в свою очередь, является источником многообразия подходов к определению базовых понятий и категорий. Это, с одной стороны, развивает проблематику научно-исследовательских работ, а с другой – затрудняет процесс подготовки кадров для индустрии туризма, реализацию управленческих функций в данной сфере, проведение статистических наблюдений.
Так, трактовка базового понятия «посетитель» имеет несколько значений, что существенно затрудняет статистические сопоставления потока посетителей и приводит к построению длинных динамических рядов, необходимых для определения тенденций развития дестинации [2].
Для определения понятия «туризм» в разных источниках приводится более тридцати определений, отражающих разные подходы. Культурологический подход предполагает рассматривать туризм с точки зрения познания мира и приобщения человека к культурным достижениям человеческой цивилизации. Экономический подход определяет туризм как способ экономического развития дестинации. Технический подход обеспечивает стандартизированную информацию о туризме, связанную со статистическими данными [9]. Холистический (цельный) подход связан с целостным анализом туризма с точки зрения разных сфер деятельности человека и описанием опыта путешествий в широком контексте потребления [11]. Такое многообразие подходов, с одной стороны, дает развитие сферы, но с другой – не позволяет выработать единые взгляды на трудовые функции специалистов сферы туризма.
Трудовые функции описываются в профессиональных стандартах. Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)» содержи две трудовые функции: «разработка экскурсий» и «проведение экскурсий». Согласно содержанию функции «проведение экскурсий» экскурсовод – это специалист, который знает методические приемы проведения экскурсии, умеет использовать «портфель экскурсовода» и обеспечивает безопасность экскурсантов во время экскурсии. Остальные его реальные трудовые действия, связанные с разработкой индивидуального текста, подбором материала для экскурсии, «ушли» в трудовую функцию «разработка экскурсии». Но современный экскурсовод – это специалист, который не только должен уметь проводить экскурсию, но и разрабатывать ее. И это затрудняет обучение студентов основам профессионального мастерства экскурсовода. Не говоря уже об обучении студентов функциям туроператора и турагента, для которых до сих пор не утверждены профессиональные стандарты.
Отсутствие взаимодействия образовательных и профессиональных стандартов не позволяет регулировать и требования к подготовке персонала, затрудняя разработку программ основного и дополнительного образования, которые строятся на основе квалификационных требований. Так, согласно образовательному стандарту по направлению подготовки «Туризм» действует только профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)», а стандарты «Специалист по предоставлению туристских услуг» и «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристского продукта», разработанные в 2013–2016 гг., и по сей день не утверждены [17]. А именно профессиональные стандарты определяют формулировку общепрофессиональных компетенций. И ограничение трудовых функций накладывает отпечаток на формирование учебных планов, их модернизацию. Следовательно, разработка и утверждение профессиональных стандартов являются необходимым условием развития профессионального образования в сфере туризма.
Еще одна проблема связана с управлением туристкой деятельностью на разных уровнях и подготовкой управленческих кадров (магистров туризма). Многоотраслевая природа туризма приводит к трудностям в распределении обязанностей между управляющими организациями и ведомствами. Это касается и международного, и российского опыта управления данной сферой. Только за последние десять лет Управление по туризму переходило в компетенции Министерства физической культуры и спорта, Министерства культуры и Министерства экономического развития и торговли. Постоянные ведомственные переходы мало способствуют эффективной организации работы отрасли и сказываются на подготовке управленческих кадров.
При этом отсутствие прогнозирования потребности дестинации в кадрах, имеющих профессиональное образование, сказывается на практической деятельности предприятий, осуществляющих прием туристов. С развитием потока внутреннего туризма в 2020 г. многие туристские центры и территории нашей страны оказались не готовы к реализации программ обслуживания гостей согласно требованиям качества международных стандартов. И туристы, которые привыкли к высокому уровню зарубежного сервиса, восхищаясь культурными и природными богатствами, с грустью переживали низкий уровень обслуживания в регионах. Следовательно, необходимо развивать систему среднего и высшего образования, а также систему дополнительных профессиональных образовательных программ и программ переподготовки. Но развивать с учетом тенденций и перспектив развития сферы туристских и гостиничных услуг, вводя новые профили подготовки. В «Атласе новых профессий» [15] указывается возможность замены в ближайшем будущем профессии турагента на режиссера индивидуальных туров. Актуальна подготовка бренд-менеджеров туристского пространства, способных к разработке интеллектуальных туристских систем и дизайну дополненной реальности территорий. Это требует развития прорывных и цифровых компетенций студентов. И пока эти профили не появились, важно учитывать новые требования и реализовывать их в проектной деятельности студентов.
Отметим также недостаточное изучение международного опыта реализации образовательных программ. Очень мало внимания уделяется изучению зарубежного опыта подготовки туристских кадров в разных странах мира, позволяющего использовать лучшие практики. Нужны дополнительные программы переподготовки для преподавателей с использованием международного сотрудничества. Важно организовывать практику, стажировки, обмены, повышая исходящую и входящую академическую мобильность студентов и преподавателей, приглашать ведущих ученых и исследователей. Иностранные преподаватели не должны быть экзотикой, на которую сбегаются посмотреть студенты [3; 11; 18]. Слабая академическая мобильность преподавателей и студентов приводит к проблемам в организации международного сетевого сотрудничества, развития системы получения «двойных» дипломов зарубежных и российских вузов, а также отсутствию знаний выпускников об эффективных международных практиках в разных видах туризма.
Еще одной проблемой развития профессионального образования является недостаточное использование преподавателями инновационных образовательных технологий, в том числе проектных и цифровых. Анкетирование, в котором приняли участие 159 студентов Петрозаводского государственного университета и Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, показало, что студентам надоели классические лекции, им более интересны цифровые и электронные форматы обучения. Например, видеолекции удобны 41 % опрошенных, а аудиолекции – 23,1 %, потому что их можно пересмотреть или прослушать в удобное для себя время. 23,1 % студентов положительно относится к использованию возможностей дистанционных образовательных курсов на платформе Blackboard, и 41 % – на платформе Moodle. Пожелания студентов были направлены на технические возможности улучшения работы в Blackboard: чтобы ресурс работал без сбоев; чтобы интерфейс Blackboard был упрощен, т. к. большинством функций студенты не пользуются, но при этом теряются при поиске нужной строчки в меню. Привлекает студентов и разнообразие образовательных форматов. Был отмечен интерес к использованию на занятиях таких форматов, как: сторителлинг (24,4 %), образовательный коворкинг (23,1 %), воркшоп (17,9 %), форсайт-сессии (15,4 %), образовательный челлендж (14,1 %), серфинг в сети (17,9 %).
Слабое привлечение к подготовке студентов работодателей, способных передавать эффективные практики туризма, приводит к недостаточной взаимосвязи дисциплин с практической работой и современными процессами туроператорской, турагентской, гостиничной деятельности. Требование наличия 10 % работодателей от общего количества профессорско-преподавательского состава выполняется, но опыт вузов показывает необходимость более тесной связи менеджеров туристских и гостиничных предприятий со студентами [9]. Возможно, это будут совместные проекты, позволяющие реализовывать практические компетенции в сфере разработки и продвижения туристского продукта.
И в заключение необходимо отметить использование преподавательским составом традиционных устаревших образовательных технологий и игнорирование особенностей современных студентов. Это приводит к неэффективной организации учебного процесса и потере интереса студентов к выбранной сфере профессиональной деятельности. Важно учитывать, что современные студенты предпочитают активную жизнь в цифровой среде, при этом они зачастую не желают живого общения, а предпочитают общение на расстоянии: в социальных сетях, форумах и чатах. Они ценят личную свободу и умеют разумно ею распоряжаться. Им нравится приобретать знания, которые впоследствии можно применить на практике. Они готовы к самообразованию и постоянному обучению по программам дополнительного образования. Благодаря доступности онлайн-курсов в сети Интернет они могут изучить любой вопрос, если в этом заинтересованы. Им не интересны длинные объяснения и описания, они ценят небольшие лаконичные тексты со смыслом, подкрепленные визуализацией. И данные характеристики определяют выбор образовательных технологий, которые эффективно можно использовать в обучении.
В 2020 г. в связи с карантинными мерами в образовательном процессе стал активно использоваться дистанционный формат. Большинство студентов, принявших участие в анкетировании, отметили, что полностью удовлетворены использованием дистанционного формата (81,6 %), частично удовлетворены 15,2 %. В процессе онлайн-обучения они столкнулись со следующими трудностями: большой объем информации для самостоятельной работы ‒ 46,4 % , неудобство работы на дистанционных платформах ‒ 25 %, сложность выполнения заданий без объяснения преподавателя ‒ 14,3 %, неудобство использования онлайн-конференций ‒ 10,7 %.
Были отмечены наиболее привлекательные технологии дистанционного обучения [4]: технологии, основанные на использовании сети Интернет, базирующиеся на использовании сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами, привлекают 15,2 % опрошенных, кейсовая (портфельная) технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения, ‒ 10,3 %, тренинговая, основанная на применении ситуационных методов обучения, ‒ 8,1 %, локально-сетевая, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения, ‒ 4,3 %. При этом 74,1 % опрошенных отметили, что наиболее привлекательно для них сочетание указанных технологий.
Данный анализ дает возможность представить следующие рекомендации в области реализации профессиональной подготовки туристских кадров:
- Соответствие содержания обучения требованиям будущей профессиональной деятельности, подготовка к выполнению трудовых функций, заложенных в профессиональных стандартах.
- Взаимосвязь теоретических курсов со специальными дисциплинами и производственными практиками, дающими возможность обучения практическим навыкам в ходе стажировки на туристском предприятии в период обучения в вузе.
- Использование на практических занятиях новых образовательных форматов: сторителлинга (донесение информации аудитории через рассказ историй с реальными и выдуманными персонажами), форсайт-сессий (организация совместной работы, направленной на выявление проблемы, построение образа будущего, определения совместных практических действий по его достижению), воркшопов (проведение профессионалами мастер-классов с обучением кейс-методу), перевернутого обучения (самостоятельное ознакомление студентов с материалом лекций с последующим проведением практических занятий в аудитории) и других.
- Перспективным является интерактивное взаимодействие с обучающимися через использование информационных коммуникационных сетей или электронное образование. Применение интернет-технологий в полной мере позволяет заполнять пробелы в знаниях, повысить культурный уровень, не испытывать неудобств нехватки времени и максимально удобно для каждого подобрать время для работы и учебы [7]. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо создавать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения [8]. Это может быть технология WIKI ‒ страниц интернет-энциклопедии, предполагающая создание собственной базы знаний во внутренней сети, повышающей уровень саморазвития обучающихся; серфинг в сети, направленный на формирование заданий для обучающихся, которым предстоит самостоятельно найти всю возможную информацию по предмету обучения и представить отчет.
- Активное использование возможностей дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии студентов и преподавателей. Важно учитывать пожелания студентов, которые были определены в результате анкетирования: предоставить преподавателям профессиональную версию Zoom; помимо данной платформы, использовать другие: Teams, позволяющую студентам вести запись занятий, чтобы иметь возможность их пересмотреть, повторив материал, или Discord.
- Обеспечивать активное взаимодействие образовательных структур всех уровней подготовки: среднее профессиональное образование – бакалавриат – магистратура – аспирантура – программы повышения квалификации. Анкетирование показало, что 74,5 % студентов хотели бы в будущем проходить программы повышения квалификации и обучающихся привлекает дистанционный формат их прохождения.
- Гибкость организации форм обучения: разумное сочетание форм онлайн и офлайн, но не ежедневное их сочетание. Две пары онлайн и две пары офлайн не совсем удовлетворяют студентов, на это указало 43,4 % опрошенных; категорично нет ежедневному сочетанию сказали 34,6 %; об удобстве такого режима высказались только 22 % респондентов.
- Использование модульного подхода, позволяющего последовательно формировать навыки освоения трудовых функций.
- Организация сетевого сотрудничества между вузами, академической входящей и исходящей мобильности преподавателей и студентов.
Учет мирового и российского опыта реализации программ профессиональной подготовки, инновационное использование образовательных форматов в соответствии с потребностями студентов, учет тенденций развития индустрии туризма будут способствовать высокому уровню обеспечения профессионального образования, которое скажется на развитии туризма в дестинации.
Список литературы
- Абульян Ю. И. Современное состояние, проблемы и перспективы развития туристского образования в Краснодарском крае / Ю. И. Абульян, Л. А. Старостина // Курорты. Сервис. Туризм. 2019. № 1 (42). С. 44–47.
- Александрова А. Ю. Формирование интегрированной системы статистики туризма в Российской Федерации / А. Ю. Александрова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017. № 1. С. 41–61.
- Ананьева Т. Н. Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии) / Т. Н. Ананьева, О. В. Кобелева, Е. С. Сахарчук // Сервис plus. 2010. № 4. С. 59–64.
- Бай Т. В. Технологии дистанционного образования в подготовке специалистов туристской индустрии / Т. В. Бай, О. В. Котлярова // Вестник СИБИТа. 2017. № 3 (23). С. 84–87.
- Брель О. А. Актуальные проблемы профессионального туристского образования на современном этапе развития туризма в России / О. А. Брель // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 100–104.
- Дегтярев В. А. Диверсификация непрерывного профессионального образования в области устойчивого туризма / В. А. Дегтярев, А. И. Сеселкин // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 117–122.
- Калинина Н. Д. Дистанционное образование в туризме / Н. Д. Калинина, С. Д. Смолина // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 22. С. 34–39.
- Клейман А. А. Об использовании дистанционной технологии при реализации образовательных программ подготовки кадров для сферы туризма / А. А. Клейман // Труды СПБГИК. Санкт-Петербург, 2013. С. 236–243.
- Михайлова М. Н. О подготовке кадров для сферы туризма / М. Н. Михайлова // Псковский регионологический журнал. 2011. № 11. С. 104–112.
- Основы туризма : учебник / под ред. Е. Л. Писаревской. Москва. 2014. 384 с.
- Сахарчук Е. С. Особенности российской и швейцарской систем подготовки кадров для сферы туризма: различный опыт в контексте развития многоуровневого туристского образования / Е. С. Сахарчук // Сервис plus. 2010. № 3. С. 111–116.
- Трусова Н. М. Образование в сфере туризма: проблемы и пути решения / Н. М. Трусова, А. Н. Трусов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33-2. С. 177–186.
- Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление / Я. Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик. Москва, 2012. 495 с.
- Яковенко Н. В. Туристское профессиональное образование: проблемы регионального уровня / Н. В. Яковенко, И. В. Комов, О. В. Диденко // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. № 1 (11). С. 68–73.
- Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://atlas100.ru/catalog/turizm-i-gostepriimstvo (дата обращения: 20.02.2021).
- Морозов М. А. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в условиях перехода к цифровой экономике [Электронный ресурс] / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2019. № 4. С. 3–14. Электрон. дан. DOI: 10.18572/2686-858X-2019-4-4-3-14 (дата обращения 20.02.2021).
- Плотникова В. С. Система непрерывного туристского образования на примере Республики Карелия [Электронный ресурс] / В. С. Плотникова, Н. В. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. Петрозаводск, 2019. Вып. 26. № 2. С. 52–63. Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4704 (дата обращения 20.02.2021).
- Сахарчук Е. С. Ведущие мировые тенденции в области туристского образования [Электронный ресурс] / Е. С. Сахарчук // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 4. Т. 9. С. 39–49. Электрон. дан. DOI: 10.12737/14582 (дата обращения 20.02.2021).
- Шитова Т. Ф. Подготовка студентов вузов в соответствии с требованиями цифровой экономики [Электронный ресурс] / Т. Ф. Шитова // Информатика и образование. 2020. № 8 (317). С. 37–44. Электрон. дан. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-8-37-44 (дата обращения 20.02.2021).