Актуальность и новизна представляемого опыта работы
В текущем году серьезным вызовом для реализации как основных программ высшего образования, так и программ дополнительных профессиональных дисциплин в вузах стали условия вынужденных ограничений, связанных с ситуацией, обусловленной эпидемией COVID-19. Это ознаменовало безальтернативный переход на дистанционное обучение в экстремально короткие сроки, что, безусловно, сопровождалось возникновением трудностей как у преподавателей, так и у студентов [1, с. 63–64]. Особенно это отмечалось в рамках технических направлениях подготовки ввиду специфики преподаваемого материала и его прикладного характера. По оценкам экспертов, несмотря на существующие сложности в период пандемии, цифровизация помогла вузам адаптироваться к новым условиям, не прерывая образовательный процесс, тем самым создавая условия для перевода вузов в виртуальную среду и развития новых образовательных технологий и профессиональных компетенций [5]. Однако, несмотря на наличие технических средств организации цифрового образования и их доступности, данный вопрос является дискуссионным.
В предлагаемом исследовании авторами статьи обобщается приобретенный опыт реализации программы дополнительной профессиональной дисциплины «Основы разработки сметной и производственной документации с использованием программного сметно-аналитического комплекса А0» по направлению 08.03.01 «Строительство» ПетрГУ в дистанционном формате, осуществленной в 2020 г.
В качестве исследовательской задачи был обозначен вопрос определения проблем и трудностей у студентов и преподавателя, связанных с переходом на дистанционный режим работы с целью оценки дальнейшей возможности существования и развития реализуемой дополнительной профессиональной дисциплины в онлайн-формате. Для решения поставленной задачи преимущественно применялся метод опроса и анкетирования рабочей группы студентов, прошедших и закончивших обучение по дисциплине в этот период (март – май 2020 г.).
Краткое описание реализуемых программ дополнительной профессиональной дисциплины
Ежегодно на постоянной основе с 2017 г. кафедрой технологии и организации строительства Института лесных, горных и строительных наук совместно со студенческим бизнес-инкубатором ПетрГУ успешно реализуются упомянутые выше программы дополнительной профессиональной дисциплины, параллельно основному образовательному процессу.
Реализуемые программы дополнительной профессиональной дисциплины представляют собой обучение по составлению сметной документации в строительстве с использованием сметно-аналитического комплекса «А0» и ориентированы на практическое применение знаний, полученных в процессе их освоения и в дальнейшем непосредственно при осуществлении профессиональной деятельности после выпуска из вуза. В течение этого времени обучение по программам дополнительной профессиональной дисциплины прошли 87 студентов ПетрГУ. Необходимость данных программ обусловлена характерным эффектом программ дополнительной профессиональной дисциплины – повышение конкурентоспособности современных выпускников на рынке труда как решение существующей проблемы малофункциональности профессиональных компетенций выпускника-бакалавра.
Отметим, что в течение последних трех лет (2017, 2018 и 2019 гг.) осуществлялся сбор эмпирических показателей для мониторинга и оценки эффекта от реализации программ дополнительной профессиональной дисциплины. Как показало исследование [2, с. 8–9], выпускники, проходившие обучение по данным программам дополнительной профессиональной дисциплины, отмечали, что программы помогли им определить профессиональную траекторию развития и найти применение полученных навыков в сфере исполнения трудовых функций специалиста в области планово-экономического обеспечения строительного производства, специалистов сферы строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления недвижимостью.
Ранее авторами данного исследования в работе [3, с. 3–5] были описаны организационно-методические аспекты реализуемых программ дополнительной профессиональной дисциплины. Среди их особенностей можно выделить следующее:
- реализация дополнительной дисциплины начинается с 3−4-го курсов бакалавриата (когда студенты уже имеют общее представление о направлении подготовки и есть необходимость дальнейшего профессионального самоопределения) до момента окончания вуза;
- дополнительная дисциплина ориентирована на требования работодателей и реализует изучение наиболее распространенного программного обеспечения на территории Республики Карелия, используемого при выполнении трудовых функций специалиста данного профиля;
- дополнительная дисциплина носит прикладной практикоориентированный характер – обучение происходит на реальных кейсах, в рамках которых обучающиеся решают конкретные производственные задачи.
Также еще одной особенностью проводимого обучения является непрерывная рефлексия полученных образовательных результатов с учетом опросов групп студентов (как основных участников дисциплины) и наблюдение за ситуацией, происходящей в профессиональной деятельности непосредственно на местах. Благодаря такой практике реализуемые программы дополнительной профессиональной дисциплины учитывают образовательные потребности студентов и бизнес-среды, что способствует их развитию и модификации, помогая обучающимся приобретать конкурентоспособные навыки и комфортно проходить весь образовательный процесс.
В этом году данное обучение также осуществлялось по плану, однако отличительной чертой программы дополнительной профессиональной дисциплины в 2020 г. был незапланированный перевод ее в дистанционный формат (без предварительной подготовки), что является предметом данного исследования.
Организация дистанционного учебного процесса при реализации программы дополнительной профессиональной дисциплины в 2020 г.
При реализации программы дополнительной профессиональной дисциплины было задействовано два основных блока обучения, которые неотделимы друг от друга. Первый блок обучения имеет теоретический характер, поскольку связан с формированием базы основных компетенций по предметной области. Второй блок – практический, он связан с освоением программного обеспечения, используемого в обучении для решения ситуационных задач рабочего процесса, которые непосредственно выполняются специалистами в строительных организациях. Ранее данные занятия в полноценном объеме при традиционной форме обучения происходили очно, в виде практических работ на лицензированном программном обеспечении. Однако переход на дистанционное обучение, реализуемое в этом году, требовал изменений.
Отметим, что в целом переход на дистанционный формат обучения не был стрессовым для обучающихся (табл 1). Как отмечали студенты, проходившие обучение в текущем году по дополнительной профессиональной дисциплине, адаптация к дистанционному формату обучения в целом по основной программе подготовки в вузе большинством оценивалась на «хорошо» – 62,5 % и «удовлетворительно» – 25 %, и 12,5 % обучающихся выставили оценку «плохо».
Таблица 1
Оценка студентами адаптации к дистанционному формату обучения в вузе
Table 1
Students' assessment of adaptation to the distance learning format
at the university
Как вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения в целом в вузе? |
|
Отлично | 0 % |
Хорошо | 62,5 % |
Удовлетворительно | 25 % |
Плохо | 12,5 % |
ВСЕГО | 100 % |
Перевод дополнительной дисциплины в новые условия ведения процесса произошел без существенных потерь. В образовательном процессе ранее уже применялись технологии электронного обучения. Методическая система поддержки дополнительной дисциплины организована на отечественной онлайн-платформе «Eduardo»[1], разработанной образовательным проектом «Лекториум».
Сделаем отступление и отметим, что ранее онлайн-платформой расположения дополнительной профессиональной дисциплины являлся ресурс «Eliademy» (разработчик – Финляндия), однако с 2019 г. он перестал существовать, что способствовало поиску новой платформы и работе в ней. В этом случае приоритет уже отдавался русскоязычным сервисам с аналогичным функционалом и возможностью получения круглосуточной техподдержки по созданию и поддержанию созданного онлайн-курса, чему полностью соответствует новая выбранная платформа.
Рабочий процесс по дополнительной дисциплине в этом году начал реализовываться, как обычно, в очном формате в виде групповых встреч со студентами. Онлайн-платформа использовалась как дополнительный интерактивный компонент, где содержался разбираемый на лекциях материал для повторения и организовывалась самостоятельная работа студентов с размещенными на платформе контрольно-измерительными материалами для оценки текущего прогресса обучающихся по дополнительной дисциплине.
В условиях пандемии на этапе освоения теоретического блока онлайн-платформа приобрела уже первостепенное значение, так как являлась основным ресурсом для хранения и передачи образовательного контента. Отметим, что в этот период роль подобных платформ и сервисов возросла, увеличилась и нагрузка на используемые сервисы. Однако, по наблюдениям, сбоев при работе с платформой «Eduardo» не было. Приведем цитаты ответов из опроса студентов о частоте посещения платформы «Eduardo» и форме взаимодействия с ней в этот период обучения:
- «Очень часто, когда были какие-то вопросы и когда проходила теория».
- «Довольно часто, при возникновении вопросов и для сдачи тестов».
- «Когда была теория – каждый день, когда началась практика – раз, два в неделю».
- «Старалась сразу конспектировать все необходимое, поэтому каждую лекцию на сайте чаще всего просматривала 1–2 раза».
- «Часто, каждый раз, когда необходимо было найти формулы или название нужных сборников + группа в ВКонтакте с доп. материалами также очень выручала»;
- «Часто, и при прохождении теории, и при трудностях с практикой. Думаю, что данный сайт еще очень долго будет находиться в закладках, ведь там все доступно и понятно разъяснено».
Платформа использовалась в дополнение к лекциям, проводимым посредством видеоконференцсвязи на сервисе «Zoom», являвшейся единственной альтернативой традиционным лекциям в это время. Однако здесь упор уже делался на разбор сложных моментов дополнительной дисциплины. Также отметим, что в качестве альтернативы для проведения онлайн-встреч, кроме «Zoom», использовался сервис «MyOwnConference». Но существующие ограничения и специфичная организация работы на данном сервисе не всегда способствовали комфортному его использованию. В связи с этим приоритет отдавался сервису «Zoom» ввиду простоты и доступного использования, а сервис «MyOwnConference» использовался как запасной вариант в периоды технических сложностей с «Zoom».
Безусловно, произошедшая ситуация требовала от студентов повышенной самоорганизации и самостоятельности при освоении дополнительной дисциплины, так как групповой характер обучения превратился в индивидуально-консультационный. В этом случае координация дополнительной дисциплины стала активнее осуществляться через ее группу в социальной сети ВКонтакте2, туда же перенеслись общение и обмен проверенными индивидуальными заданиями, выполняемыми студентами. Данная мера позволила постоянно быть на связи с обучающимися и оперативно реагировать на вопросы и проблемы студентов при освоении материала.
Отдельно отметим высокую мотивационную составляющую у рабочей группы по изучению дополнительной профессиональной дисциплины, в ее состав входило 25 студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство». Несмотря на то что в состав группы входили студенты разных учебных групп третьих и четвертого курсов, группа характеризовалась сплоченностью и инициативностью в решении организационных вопросов, связанных с переходом на дистанционную форму обучения. В дополнение ниже приведем ответы студентов на вопрос, что побудило их пройти обучение по дополнительной дисциплине (рис. 1).
Рис. 1. Мотивационная составляющая у рабочей группы
по дополнительной профессиональной дисциплине
Fig. 1. The working group motivational component
for an additional professional discipline
Однако в этих условиях основную сложность представляли поиск и существенная смена форм и средств организации проведения занятий, предусмотренных практическим блоком программы. Поскольку в период самоизоляции студенты и преподаватель оказались без возможности иметь непосредственный доступ к материально-технической базе по дополнительной профессиональной дисциплине, а именно к установленному лицензионному программному обеспечению на персональном компьютере, которое было необходимо для реализации практических работ.
Напомним, что в обучении по дополнительной дисциплине для моделирования и решения ситуационных задач, которые непосредственно выполняются специалистами в реальной профессиональной практике, используется лицензионное программное обеспечение – коммерческая версия программного сметно-аналитического комплекса «А0» (разработчик: компания «ИнфоСтрой», г. Санк-Петербург). Данное программное обеспечение входит в список рекомендованного Министерством связи и массовых коммуникаций РФ для использования в вузах по дисциплине «Экономика отрасли» направления подготовки 08.03.01 «Строительство» и требует системного обновления и поддержки. Отметим, что ранее авторами исследования [2, с. 10–13] делалась оценка перспективы расширения учебно-методической базы дополнительной дисциплины, где был проанализирован рынок программных продуктов для разработки сметной документации, находящихся как в свободном, так и платном доступе. Как показал анализ, не у всех компаний, разрабатывающих корпоративное сметное программное обеспечение, есть свободно распространяемая (бесплатная) версия предлагаемого продукта (например, в виде учебных версий, демоверсий или некоммерческих версий). У компании «ИнфоСтрой» имеется такая возможность – демоверсию (но с усеченным функционалом, не предназначенным для создания коммерческого варианта сметной документации) можно свободно устанавливать для личного знакомства с продуктом.
Учитывая этот факт, в период самоизоляции практические занятия по дополнительной профессиональной дисциплине не были прекращены. Для их проведения было принято решение об установке студентами учебной версии сметно-аналитического комплекса «А0» на свой персональный компьютер. Отметим, что в этих условиях специалисты техподдержки разработчика проявляли отзывчивость и неравнодушие к возникавшим проблемам, связанным с установкой учебной версии у студентов.
Обучение навыкам работы в программе и разбор заданий также осуществлялся через «Zoom». На этих занятиях у студентов было задействовано два устройства или два рабочих экрана – на одном из них шла демонстрация экрана преподавателя с выполняемыми действиями в программе и общение в эфире и чате, на другом – открыта учебная версия программы для параллельного выполнения действий. Дополнительная методическая помощь в освоении программы была организована также на платформе «Eduardo», где содержались видеоуроки по работе с программой и пошаговое руководство. Взаимодействие по проверенным практическим работам и обмен комментариями по вопросам выполнения практических заданий происходили посредством группы дополнительной дисциплины в социальной сети ВКонтакте, а решение сложных вопросов индивидуального характера, возникающих у студентов, связанных с работой в программе, – с помощью удаленного подключения к рабочему столу персонального компьютера студента. К примеру, для этого в нашей практике использовались такие программы, как «TeamViewer», «Ammyy Admin», которые есть в свободном доступе.
Таким образом, имеющиеся цифровые возможности позволили организовать учебный процесс и в таких условиях. На рисунке 2 представлена оценка студентами организации дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате, но в процессе совместного обсуждения итогов реализации обучения был сделан вывод о том, что очного взаимодействия все-таки не хватало.
Рис. 2. Оценка студентами реализации дополнительной
профессиональной дисциплины в дистанционном формате
Fig. 2. Students' assessment of the implementation
of an additional professional discipline in a distance format
Результаты реализации дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате. Далее сделаем краткое резюме полученных результатов опроса на тему восприятия студентами дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате. Для 75 % студентов проведенная дополнительная дисциплина полностью оправдала их ожидания, которые были в начале обучения, несмотря на то что формат обучения стал дистанционным, остальные 25 % опрошенных ответили на этот вопрос, что ожидания были скорее оправданы, чем нет (табл. 2).
Таблица 2
Соотнесение дополнительной профессиональной дисциплины
с ожиданиями студентов
Table 2
The correlation of additional professional discipline with student expectations
Оправдало ли ваши ожидания обучение в целом? | |
Да, оправдал полностью | 75 % |
Скорее да, чем нет | 25 % |
Скорее нет, чем да | 0 % |
Оправдал больше, чем я ожидал(а) | 0 % |
Не оправдал совсем | 0 % |
ВСЕГО | 100 % |
На вопрос, понравилось ли студентам заниматься дистанционно (в сравнении с обычным форматом), большинство опрошенных воспринимали такую форму обучения положительно (рис. 3): 12,5 % ответили на вопрос: «да понравилось, не хуже, чем в обычном формате», 37,5 % ответили: «скорее понравилось, чем нет», для 12,5 % слушателей обучаться было одинаково удобно как очно, так и дистанционно, 25 % ответили: «скорее не понравилось», 12,5 % справедливо заметили, что дистанционное обучение не может полностью заменить личного общения и физического присутствия на занятии, но в период режима самоизоляции созданных условий было достаточно для комфортного освоения дополнительной дисциплины.
Рис. 3. Оценка студентами перехода дополнительной профессиональной
дисциплины в дистанционный формат
Fig. 3. Students' assessment of an additional professional discipline transition
to a distance format
Также студенты оценили, насколько успешным был для них учебный процесс дистанционного обучения по дополнительной дисциплине (рис. 4): 25 % студентов ответили: «успешно в дистанционной форме», 25 % не почувствовали разницы при смене формы обучения, по их мнению, это никак не отразилось на результатах, 25 % ответили, что скорее закончили успешно, чем нет, остальные 25 % опрошенных имели некоторые трудности при освоении дополнительной дисциплины.
Рис. 4. Оценка студентами успешности освоения дополнительной
профессиональной дисциплины в дистанционном формате
Fig. 4. Students' self-assessment of the success of mastering additional
professional discipline in a distance format
Как отмечали студенты, среди основных трудностей, с которыми они столкнулись при обучении по дополнительной дисциплине в дистанционном формате, было следующее:
‒ «нехватка времени на самостоятельные занятия в связи с большой нагрузкой по основной программе»;
‒ «не всегда могу заставить себя сесть заниматься, спланировать свое время и выстроить приоритет задач»;
‒ «технические проблемы, связанные с техникой, устойчивостью интернет-соединения»;
‒ «проблема с пространством дома, не все, с кем я живу в данный момент, могли меня не отвлекать от занятий».
Однако в целом данные трудности были разрешимы и, по мнению обучающихся (62,5 % опрошенных), переход на дистанционную форму не повлиял на качество усвоения дополнительной профессиональной дисциплины (рис. 5).
Рис. 5. Оценка студентами изменения качества дополнительной
профессиональной дисциплины в дистанционном формате
Fig. 5. Students' assessment of changes in the quality of additional professional
discipline in a distance format
Отметим, что в проводимом исследовании на вопрос «Как бы вы восприняли полный переход дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционный формат?» 62,5 % студентов ответили, что считают оптимальным форматом преимущественно дистанционное обучение, но с элементами очного в соотношении 70/30, а остальные 37,5 % опрошенных оценили такой переход скорее негативно, чем положительно, поскольку ничто не может, по их мнению, заменить очный формат (табл. 3).
Таблица 3
Ответы студентов на вопрос об их отношении к полному переводу дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционный формат
Table 3
Students' answers to the question about their attitude to the complete transfer
of an additional professional discipline to a distance format
Как бы вы отнеслись к тому, что обучение по дополнительной профессиональной дисциплине было полностью переведено в дистанционный формат? | |
Положительно | 0 % |
Считаю оптимальным форматом преимущественно дистанционное обучение на курсе, но с элементами очного в соотношении 70/30 | 62,5 % |
Скорее негативно, чем положительно, ничто не может заменить очный формат | 37,5 % |
Категорически негативно | 0 % |
ВСЕГО | 100 % |
При анализе ответов студентов на этот вопрос мы не увидели категорических ответов (как отрицательных, так и положительных). Отчасти это показывает возможность получения образования в рамках дополнительной профессиональной дисциплины дистанционно, а также наличие технических средств для адекватной экстренной организации обучения в онлайн-формате. Далее мы попросили студентов указать те отличительные черты ведения образовательного процесса, которые способствовали данной оценке. Среди них было отмечено: хорошие систематизация и форма предоставления материала (данных) для изучения, достаточная практическая часть, которая позволила поставить все точки над «i» после изучения теоретического материала, быстрая обратная связь с преподавателем и комфортная психологическая атмосфера, отсутствие эмоционального давления.
В качестве итога по результатам опроса студентов в таблицу 4 сведем полученные данные по оценке реализации дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате, где выделены как положительные, так и отрицательные черты вынужденного перехода обучения в онлайн-пространство.
Таблица 4
Оценка реализации дополнительной профессиональной дисциплины
в дистанционном формате
Table 4
Evaluation of the implementation of additional professional discipline
in a distance format
Что положительного и нового внес дистанционный формат? |
Какие сложности есть в дистанционном формате? |
|
|
Таким образом, проанализировав полученные данные опроса, отметим, что преимущества дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционной форме обучения состоят в возможности обучения дома и/или в любом месте (отметили 23 % опрошенных) и возможности учиться в удобном для студента режиме, т. е. там, где нет привязки к конкретному месту и формируется относительно свободный (индивидуальный) график обучения (19 %). Также 15 % студентов положительно оценили онлайн-формат изучения дополнительной профессиональной дисциплины и возможность использования современных информационных технологий при обучении.
Однако более 60 % опрошенных считают оптимальным форматом реализацию дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате с обязательным присутствием элементов очного (традиционного) обучения (табл. 3). Поскольку переход дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционный формат, несмотря на появившуюся мобильность обучения, не способствовал усилению интереса студентов к познанию, а также к повышению их самоорганизации и сокращению времени, отводимого на дополнительное обучение (по данным табл. 4), в данном формате обучения мотивацию у слабоорганизованных и низкомотивированных студентов нужно было поддерживать более интенсивно, чем при традиционной форме занятий. 23 % опрошенных отмечали нехватку живого общения и обсуждения трудных тем с преподавателем «с глазу на глаз», 31 % чувствовали наличие проблем с самоорганизацией во время онлайн-обучения, и 23 % ответили, что оказались не готовы к самостоятельной учебной деятельности в дистанционном формате обучения.
В результате авторы исследования пришли к выводу, что технология дистанционного обучения, если ее рассматривать как полностью неконтактную форму обучения, может быть использована только как вынужденная мера – лишь для 11 % опрошенных дистанционная технология обучения способствовала тому, что знания усваивались лучше, чем при традиционной форме обучения. Таким образом, оптимальной формой освоения дополнительной профессиональной дисциплины как дистанционной определена технология смешанного обучения.
В заключение тезисно отметим общие выводы по рассмотренному вопросу:
- Цифровое образование обязательно содержит три взаимосвязанных компонента – техническую инфраструктуру, содержательную часть предмета и коммуникативный компонент создаваемой образовательной среды.
- Цифровое образование невозможно без разработки и использования данных компонентов, однако в этой сфере пока еще нет специализированных программ и утвержденных стандартов обучения – возникает потребность формирования теории «цифровой дидактики профессионального образования» [4, с. 2–3], которой пока еще не существует.
- Новая модель обучения не является полноценной заменой очной формы обучения, для ее жизнеспособности и результативности в системе высшего образования необходимо совмещать традиционные и онлайн-технологии (формирование смешанной формы обучения).
- Реализация новой модели обучения в большей степени требует развитых «гибких навыков» как у преподавателя, так и у студента, например таких, как базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента, навыки эффективного мышления, digital-навыки, цифровой грамотности и др.
Учитывая результаты и выводы проведенного исследования, в качестве дальнейшего направления исследования определены вопрос разработки рабочей программы по реализуемой дополнительной профессиональной дисциплине в смешанном формате и его практическая апробация.
Авторы выражают благодарность компании ООО «ИнфоСтрой» за оказанную помощь в установке и настройке сметного программного обеспечения, необходимого для организации практических занятий по дополнительной профессиональной дисциплине в дистанционном формате, что сделало возможным реализовать обучение в условиях пандемии и завершить данное исследование.
Список литературы
- Букейханов, Н. Р. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях сovid-19 [Электронный ресурс] / Н. Р. Букейханов, С. И. Гвоздкова, Е. В. Бутримова // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2020. – № 2. ‒ Электрон. дан. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-tsifrovyh-tehnologiy-prepodavaniya-v-usloviyah-sovid-19 (дата обращения 27.07.2020).
- Кузьменков, А. А. Дополнительное профессиональное образование как средство повышения конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда (на примере направления подготовки 08.03.01 «Строительство») [Электронный ресурс] / А. А. Кузьменков, А. В. Федорова // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 4 (24). ‒ Электрон. дан. – URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4327 (дата обращения 12.07.2020).
- Кузьменков, А. А. Опыт и перспективы реализации дополнительной образовательной программы «Стоимостной инжиниринг и ценообразование в строительстве» [Электронный ресурс] / А. А. Кузьменков, А. В. Федорова // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – № 2 (18). – Электрон. дан. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-i-perspektivy-realizatsii-dopolnitelnoy-obrazovatelnoy-programmy-stoimostnoy-inzhiniring-i-tsenoobrazovanie-v-stroitelstve (дата обращения 12.07.2020).
- Сергеев, И. С. Дидактические проблемы цифровой трансформации среднего профессионального образования на фоне борьбы с пандемией [Электронный ресурс] // Техник транспорта: образование и практика. – 2020. – Т. 1 (№ 1–2). – C. 14–20. ‒ Электрон. дан. – URL: https://www.ttspo.ru/jour/article/view/85 (дата обращения 26.08.2020).
- Совещание по текущей ситуации в системе образования [Электронный ресурс]. ‒ Электрон. дан. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63376 (дата обращения 12.07.2020).