Кузьменков, А. А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ / А. А. Кузьменков, А. В. Федорова // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 4 (32). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.6346


Выпуск № 4 (32)

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.4

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

Кузьменков Александр Алексеевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры технологии и организации строительства Института лесных, горных и строительных наук
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
akka1977@bk.ru
Федорова Анастасия Викторовна
аспирант Института экономики
Карельский научный центр Российской академии наук
(Петрозаводск, Российская Федерация)
annastasia.vi@mail.ru
Ключевые слова:
дистанционное обучение
дополнительная профессиональная дисциплина
цифровое образование
информационно-образовательная среда.
Аннотация: статья посвящена проблеме реализации программы дополнительной профессиональной дисциплины для студентов, обучающихся по техническому направлению подготовки, в условиях экстренного перевода высшего образования в онлайн-формат. В качестве исследовательской задачи обозначено выяснение проблем и затруднений, связанных с переходом на дистанционный режим обучения для оценки возможностей существования и развития дополнительной профессиональной дисциплины. В качестве основных методов исследования использованы опрос и анкетирование студентов, обучавшихся сначала традиционно, затем – онлайн. Охарактеризованы особенности перевода обучения по дополнительной профессиональной дисциплине в онлайн-формат, изменения в методике обучения с указанием применявшихся средств обучения. На основе анализа данных анкетирования обучающихся и результатов наблюдений за работой студентов сделаны следующие выводы: переход к обучению в дистанционном формате, несмотря на появившуюся мобильность обучения, не способствовал развитию навыков самоорганизации студентов и повышению у них интереса к познанию; технология дистанционного обучения, если ее рассматривать как полностью неконтактную форму обучения, может быть использована только как вынужденная мера. Подчеркнуты целесообразность модификации программы и методики дополнительной профессиональной дисциплины в контексте смешанного образования и необходимость разработки «цифровой дидактики профессионального образования».
Статья поступила: 29.07.2020; Принята к публикации: 01.11.2020; Размещена в сети: 25.12.2020.

IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL DISCIPLINE IN HIGHER SCHOOL IN DISTANCE FORMAT

KUZMENKOV Alexander A.
PhD in Economics, associate professor at the Department of Construction Organization and Technology
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
akka1977@bk.ru
FEDOROVA Anastasiya V.
postgraduate student of the Institute of Economics
Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences
(Petrozavodsk, Russian Federation)
annastasia.vi@mail.ru
Keywords:
distance learning
additional professional discipline
digital education
information and educational environment.
Abstract: the article is devoted to the problem of implementing an additional professional discipline for students studying in the technical direction of training, in the context of an urgent transfer of higher education to the online format. As a research task, it is designated to clarify the problems and difficulties associated with the transition to a distance learning mode to assess the possibilities for the existence and development of additional professional discipline. As the main research methods, we used a survey and questioning of students who traditionally studied in the first half of the discipline being studied, online – in the second part of the discipline. The features of the transfer of training in an additional professional discipline to the online format, changes in the teaching methodology with an indication of the teaching aids used are characterized. Based on the analysis of the data of the survey of students and the results of observations of the work of students, the following conclusions were made: the transition to learning in a distance format, despite the emerging mobility of learning, did not contribute to the development of students' self-organization skills and increase their interest in learning; distance learning technology, if considered as a completely non-contact form of education, can be used only as a forced measure. The expediency of modifying the program and methods of additional professional discipline in the context of blended education and the need to develop «digital didactics of vocational education» are emphasized.
Paper submitted on: 29.07.2020; Accepted on: 01.11.2020; Published online on: 25.12.2020.

Актуальность и новизна представляемого опыта работы

В текущем году серьезным вызовом для реализации как основных программ высшего образования, так и программ дополнительных профессиональных дисциплин в вузах стали условия вынужденных ограничений, связанных с ситуацией, обусловленной эпидемией COVID-19. Это ознаменовало безальтернативный переход на дистанционное обучение в экстремально короткие сроки, что, безусловно, сопровождалось возникновением трудностей как у преподавателей, так и у студентов [1, с. 63–64]. Особенно это отмечалось в рамках технических направлениях подготовки ввиду специфики преподаваемого материала и его прикладного характера. По оценкам экспертов, несмотря на существующие сложности в период пандемии, цифровизация помогла вузам адаптироваться к новым условиям, не прерывая образовательный процесс, тем самым создавая условия для перевода вузов в виртуальную среду и развития новых образовательных технологий и профессиональных компетенций [5]. Однако, несмотря на наличие технических средств организации цифрового образования и их доступности, данный вопрос является дискуссионным.

В предлагаемом исследовании авторами статьи обобщается приобретенный опыт реализации программы дополнительной профессиональной дисциплины «Основы разработки сметной и производственной документации с использованием программного сметно-аналитического комплекса А0» по направлению 08.03.01 «Строительство» ПетрГУ в дистанционном формате, осуществленной в 2020 г.  

В качестве исследовательской задачи был обозначен вопрос определения проблем и трудностей у студентов и преподавателя, связанных с переходом на дистанционный режим работы с целью оценки дальнейшей возможности существования и развития реализуемой дополнительной профессиональной дисциплины в онлайн-формате. Для решения поставленной задачи преимущественно применялся метод опроса и анкетирования рабочей группы студентов, прошедших и закончивших обучение по дисциплине в этот период (март – май 2020 г.).

 

Краткое описание реализуемых программ дополнительной профессиональной дисциплины

Ежегодно на постоянной основе с 2017 г. кафедрой технологии и организации строительства Института лесных, горных и строительных наук совместно со студенческим бизнес-инкубатором ПетрГУ успешно реализуются упомянутые выше программы дополнительной профессиональной дисциплины, параллельно основному образовательному процессу.

Реализуемые программы дополнительной профессиональной дисциплины представляют собой обучение по составлению сметной документации в строительстве с использованием сметно-аналитического комплекса «А0» и ориентированы на практическое применение знаний, полученных в процессе их освоения и в дальнейшем непосредственно при осуществлении профессиональной деятельности после выпуска из вуза. В течение этого времени обучение по программам дополнительной  профессиональной дисциплины прошли 87 студентов ПетрГУ. Необходимость данных программ обусловлена характерным эффектом программ дополнительной профессиональной дисциплины – повышение конкурентоспособности современных выпускников на рынке труда как решение существующей проблемы малофункциональности профессиональных компетенций выпускника-бакалавра.

Отметим, что в течение последних трех лет (2017, 2018 и 2019 гг.) осуществлялся сбор эмпирических показателей для мониторинга и оценки эффекта от реализации программ дополнительной профессиональной дисциплины. Как показало исследование [2, с. 8–9], выпускники, проходившие обучение по данным программам дополнительной профессиональной дисциплины, отмечали, что программы помогли им определить профессиональную траекторию развития и найти применение полученных навыков в сфере исполнения трудовых функций специалиста в области планово-экономического обеспечения строительного производства, специалистов сферы строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления недвижимостью.

Ранее авторами данного исследования в работе [3, с. 3–5] были описаны организационно-методические аспекты реализуемых программ дополнительной профессиональной дисциплины. Среди их особенностей можно выделить следующее:

  • реализация дополнительной дисциплины начинается с 3−4-го курсов бакалавриата (когда студенты уже имеют общее представление о направлении подготовки и есть необходимость дальнейшего профессионального самоопределения) до момента окончания вуза;
  • дополнительная дисциплина ориентирована на требования работодателей и реализует изучение наиболее распространенного программного обеспечения на территории Республики Карелия, используемого при выполнении трудовых функций специалиста данного профиля;
  • дополнительная дисциплина носит прикладной практикоориентированный характер – обучение происходит на реальных кейсах, в рамках которых обучающиеся решают конкретные производственные задачи.

Также еще одной особенностью проводимого обучения является непрерывная рефлексия полученных образовательных результатов с учетом опросов групп студентов (как основных участников дисциплины) и наблюдение за ситуацией, происходящей в профессиональной деятельности непосредственно на местах. Благодаря такой практике реализуемые программы дополнительной  профессиональной дисциплины  учитывают образовательные потребности студентов и бизнес-среды, что способствует их развитию и модификации, помогая обучающимся приобретать конкурентоспособные навыки и комфортно проходить весь образовательный процесс.

В этом году данное обучение также осуществлялось по плану, однако отличительной чертой программы дополнительной профессиональной дисциплины в  2020 г. был незапланированный перевод ее в дистанционный формат (без предварительной подготовки), что является предметом данного исследования.

 

Организация дистанционного учебного процесса при реализации программы дополнительной профессиональной дисциплины в 2020 г.

При реализации программы дополнительной профессиональной дисциплины было задействовано два основных блока обучения, которые неотделимы друг от друга. Первый блок обучения имеет теоретический характер, поскольку связан с формированием базы основных компетенций по предметной области. Второй блок – практический, он связан с освоением программного обеспечения, используемого в обучении для решения ситуационных задач рабочего процесса, которые непосредственно выполняются специалистами в строительных организациях. Ранее данные занятия в полноценном объеме при традиционной форме обучения происходили очно, в виде практических работ на лицензированном программном обеспечении. Однако переход на дистанционное обучение, реализуемое в этом году, требовал изменений.

Отметим, что в целом переход на дистанционный формат обучения не был стрессовым для обучающихся (табл 1). Как отмечали студенты, проходившие обучение в текущем году по дополнительной профессиональной дисциплине, адаптация к дистанционному формату обучения в целом по основной программе подготовки в вузе большинством оценивалась на «хорошо» – 62,5 % и «удовлетворительно» – 25 %, и 12,5 % обучающихся выставили оценку «плохо».

Таблица 1

Оценка студентами адаптации к дистанционному формату обучения в вузе

Table 1

Students' assessment of adaptation to the distance learning format
at the university

Как вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения
в целом в вузе?
Отлично 0 %
Хорошо 62,5 %
Удовлетворительно 25 %
Плохо 12,5 %
ВСЕГО 100 %

 

 

Перевод дополнительной дисциплины в новые условия ведения процесса произошел без существенных потерь. В образовательном процессе ранее уже применялись технологии электронного обучения. Методическая система поддержки дополнительной дисциплины организована на отечественной онлайн-платформе «Eduardo»[1], разработанной образовательным проектом «Лекториум». 

Сделаем отступление и отметим, что ранее онлайн-платформой расположения дополнительной профессиональной дисциплины являлся ресурс «Eliademy» (разработчик – Финляндия), однако с 2019 г. он перестал существовать, что способствовало поиску новой платформы и работе в ней. В этом случае приоритет уже отдавался русскоязычным сервисам с аналогичным функционалом и возможностью получения круглосуточной техподдержки по созданию и поддержанию созданного онлайн-курса, чему полностью соответствует новая выбранная платформа.

Рабочий процесс по дополнительной дисциплине в этом году начал реализовываться, как обычно, в очном формате в виде групповых встреч со студентами. Онлайн-платформа использовалась как дополнительный интерактивный компонент, где содержался разбираемый на лекциях материал для повторения и организовывалась самостоятельная работа студентов с размещенными на платформе контрольно-измерительными материалами для оценки текущего прогресса обучающихся по дополнительной дисциплине.

В условиях пандемии на этапе освоения теоретического блока онлайн-платформа приобрела уже первостепенное значение, так как являлась основным ресурсом для хранения и передачи образовательного контента. Отметим, что в этот период роль подобных платформ и сервисов возросла, увеличилась и нагрузка на используемые сервисы. Однако, по наблюдениям, сбоев при работе с платформой «Eduardo» не было. Приведем цитаты ответов из опроса студентов о частоте посещения платформы «Eduardo» и форме взаимодействия с ней в этот период обучения:

  1. «Очень часто, когда были какие-то вопросы и когда проходила теория».
  2. «Довольно часто, при возникновении вопросов и для сдачи тестов».
  3. «Когда была теория – каждый день, когда началась практика – раз, два в неделю».
  4. «Старалась сразу конспектировать все необходимое, поэтому каждую лекцию на сайте чаще всего просматривала 1–2 раза».
  5. «Часто, каждый раз, когда необходимо было найти формулы или название нужных сборников + группа в ВКонтакте с доп. материалами также очень выручала»;
  6. «Часто, и при прохождении теории, и при трудностях с практикой. Думаю, что данный сайт еще очень долго будет находиться в закладках, ведь там все доступно и понятно разъяснено».

Платформа использовалась в дополнение к лекциям, проводимым посредством видеоконференцсвязи на сервисе «Zoom», являвшейся единственной альтернативой традиционным лекциям в это время. Однако здесь упор уже делался на разбор сложных моментов дополнительной дисциплины. Также отметим, что в качестве альтернативы для проведения онлайн-встреч, кроме «Zoom», использовался сервис «MyOwnConference». Но существующие ограничения и специфичная организация работы на данном сервисе не всегда способствовали комфортному его использованию. В связи с этим приоритет отдавался сервису «Zoom» ввиду простоты и доступного использования, а сервис «MyOwnConference» использовался как запасной вариант в периоды технических сложностей с «Zoom».

Безусловно, произошедшая ситуация требовала от студентов повышенной самоорганизации и самостоятельности при освоении дополнительной дисциплины, так как групповой характер обучения превратился в индивидуально-консультационный. В этом случае координация дополнительной дисциплины стала активнее осуществляться через ее группу в социальной сети ВКонтакте2, туда же перенеслись общение и обмен проверенными индивидуальными заданиями, выполняемыми студентами. Данная мера позволила постоянно быть на связи с обучающимися и оперативно реагировать на вопросы и проблемы студентов при освоении материала.

Отдельно отметим высокую мотивационную составляющую у рабочей группы по изучению дополнительной профессиональной дисциплины, в ее состав входило 25 студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство». Несмотря на то что в состав группы входили студенты разных учебных групп третьих и четвертого курсов, группа характеризовалась сплоченностью и инициативностью в решении организационных вопросов, связанных с переходом на дистанционную форму обучения. В дополнение ниже приведем ответы студентов на вопрос, что побудило их пройти обучение по дополнительной дисциплине (рис. 1).

 

  

Рис. 1. Мотивационная составляющая у рабочей группы
по дополнительной профессиональной дисциплине

Fig. 1. The working group motivational component
for an additional professional discipline

 

Однако в этих условиях основную сложность представляли поиск и существенная смена форм и средств организации проведения занятий, предусмотренных практическим блоком программы. Поскольку в период самоизоляции студенты и преподаватель оказались без возможности иметь непосредственный доступ к материально-технической базе по дополнительной профессиональной дисциплине, а именно к установленному лицензионному программному обеспечению на персональном компьютере, которое было необходимо для реализации практических работ.

Напомним, что в обучении по дополнительной дисциплине для моделирования и решения ситуационных задач, которые непосредственно выполняются специалистами в реальной профессиональной практике, используется лицензионное программное обеспечение – коммерческая версия программного сметно-аналитического комплекса «А0» (разработчик: компания «ИнфоСтрой», г. Санк-Петербург). Данное программное обеспечение входит в список рекомендованного Министерством связи и массовых коммуникаций РФ для использования в вузах по дисциплине «Экономика отрасли» направления подготовки 08.03.01 «Строительство» и требует системного обновления и поддержки. Отметим, что ранее авторами исследования [2, с. 10–13] делалась оценка перспективы расширения учебно-методической базы дополнительной дисциплины, где был проанализирован рынок программных продуктов для разработки сметной документации, находящихся как в свободном, так и платном доступе. Как показал анализ, не у всех компаний, разрабатывающих корпоративное сметное программное обеспечение, есть свободно распространяемая (бесплатная) версия предлагаемого продукта (например, в виде учебных версий, демоверсий или некоммерческих версий). У компании «ИнфоСтрой» имеется такая возможность – демоверсию (но с усеченным функционалом, не предназначенным для создания коммерческого варианта сметной документации) можно свободно устанавливать для личного знакомства с продуктом.

Учитывая этот факт, в период самоизоляции практические занятия по дополнительной профессиональной дисциплине не были прекращены. Для их проведения было принято решение об установке студентами учебной версии сметно-аналитического комплекса «А0» на свой персональный компьютер. Отметим, что в этих условиях специалисты техподдержки разработчика проявляли отзывчивость и неравнодушие к возникавшим проблемам, связанным с установкой учебной версии у студентов.

Обучение навыкам работы в программе и разбор заданий также осуществлялся через «Zoom». На этих занятиях у студентов было задействовано два устройства или два рабочих экрана – на одном из них шла демонстрация экрана преподавателя с выполняемыми действиями в программе и общение в эфире и чате, на другом – открыта учебная версия программы для параллельного выполнения действий. Дополнительная методическая помощь в освоении программы была организована также на платформе «Eduardo», где содержались видеоуроки по работе с программой и пошаговое руководство. Взаимодействие по проверенным практическим работам и обмен комментариями по вопросам выполнения практических заданий происходили посредством группы дополнительной дисциплины в социальной сети ВКонтакте, а решение сложных вопросов индивидуального характера, возникающих у студентов, связанных с работой в программе, – с помощью удаленного подключения к рабочему столу персонального компьютера студента. К примеру, для этого в нашей практике использовались такие программы, как «TeamViewer», «Ammyy Admin», которые есть в свободном доступе.

Таким образом, имеющиеся цифровые возможности позволили организовать учебный процесс и в таких условиях. На рисунке 2 представлена оценка студентами организации дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате, но в процессе совместного обсуждения итогов реализации обучения был сделан вывод о том, что очного взаимодействия все-таки не хватало.

 

 

 

Рис. 2. Оценка студентами реализации дополнительной
профессиональной дисциплины в дистанционном формате

Fig. 2. Students' assessment of the implementation
of an additional professional discipline in a distance format

 

Результаты реализации дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате. Далее сделаем краткое резюме полученных результатов опроса на тему восприятия студентами дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате. Для 75 % студентов проведенная дополнительная дисциплина полностью оправдала их ожидания, которые были в начале обучения, несмотря на то что формат обучения стал дистанционным, остальные 25 % опрошенных ответили на этот вопрос, что ожидания были скорее оправданы, чем нет (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Соотнесение дополнительной профессиональной дисциплины
с ожиданиями студентов

Table 2

The correlation of additional professional discipline with student expectations

 

Оправдало ли ваши ожидания обучение в целом?
Да, оправдал полностью 75 %
Скорее да, чем нет 25 %
Скорее нет, чем да 0 %
Оправдал больше, чем я ожидал(а) 0 %
Не оправдал совсем 0 %
ВСЕГО 100 %

 

На вопрос, понравилось ли студентам заниматься дистанционно (в сравнении с обычным форматом), большинство опрошенных воспринимали такую форму обучения положительно (рис. 3): 12,5 % ответили на вопрос: «да понравилось, не хуже, чем в обычном формате», 37,5 % ответили: «скорее понравилось, чем нет», для 12,5 % слушателей обучаться было одинаково удобно как очно, так и дистанционно, 25 % ответили: «скорее не понравилось», 12,5 % справедливо заметили, что дистанционное обучение не может полностью заменить личного общения и физического присутствия на занятии, но в период режима самоизоляции созданных условий было достаточно для комфортного освоения дополнительной дисциплины. 

 

 

 

Рис. 3. Оценка студентами перехода дополнительной профессиональной
дисциплины в дистанционный формат

Fig. 3. Students' assessment of an additional professional discipline transition
to a distance format

 

Также студенты оценили, насколько успешным был для них учебный процесс дистанционного обучения по дополнительной дисциплине (рис. 4): 25 % студентов ответили: «успешно в дистанционной форме», 25 % не почувствовали разницы при смене формы обучения, по их мнению, это никак не отразилось на результатах, 25 % ответили, что скорее закончили успешно, чем нет, остальные 25 % опрошенных имели некоторые трудности при освоении дополнительной дисциплины.

 

 

 

 

Рис. 4. Оценка студентами успешности освоения дополнительной
профессиональной дисциплины в дистанционном формате

Fig. 4. Students' self-assessment of the success of mastering additional
professional discipline in a distance format

 

Как отмечали студенты, среди основных трудностей, с которыми они столкнулись при обучении по дополнительной дисциплине в дистанционном формате, было следующее:

‒     «нехватка времени на самостоятельные занятия в связи с большой нагрузкой по основной программе»;

‒     «не всегда могу заставить себя сесть заниматься, спланировать свое время и выстроить приоритет задач»;

‒     «технические проблемы, связанные с техникой, устойчивостью интернет-соединения»;

‒     «проблема с пространством дома, не все, с кем я живу в данный момент, могли меня не отвлекать от занятий».

Однако в целом данные трудности были разрешимы и, по мнению обучающихся (62,5 % опрошенных), переход на дистанционную форму не повлиял на качество усвоения дополнительной профессиональной дисциплины (рис. 5).

 

 

 

 

Рис. 5. Оценка студентами изменения качества дополнительной
профессиональной дисциплины в дистанционном формате

Fig. 5. Students' assessment of changes in the quality of additional professional
discipline in a distance format

Отметим, что в проводимом исследовании на вопрос «Как бы вы восприняли полный переход дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционный формат?» 62,5 % студентов ответили, что считают оптимальным форматом преимущественно дистанционное обучение, но с элементами очного в соотношении 70/30, а остальные 37,5 % опрошенных оценили такой переход скорее негативно, чем положительно, поскольку ничто не может, по их мнению, заменить очный формат (табл. 3).

Таблица 3

Ответы студентов на вопрос об их отношении к полному переводу дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционный формат

Table 3

Students' answers to the question about their attitude to the complete transfer
of an additional professional discipline to a distance format

 

Как бы вы отнеслись к тому, что обучение по дополнительной профессиональной дисциплине было полностью переведено в дистанционный формат?
Положительно 0 %
Считаю оптимальным форматом преимущественно дистанционное обучение на курсе, но с элементами очного в соотношении 70/30 62,5 %
Скорее негативно, чем положительно, ничто не может заменить очный формат 37,5 %
Категорически негативно 0 %
ВСЕГО 100 %

 

При анализе ответов студентов на этот вопрос мы не увидели категорических ответов (как отрицательных, так и положительных). Отчасти это показывает возможность получения образования в рамках дополнительной профессиональной дисциплины дистанционно, а также наличие технических средств для адекватной экстренной организации обучения в онлайн-формате.  Далее мы попросили студентов указать те отличительные черты ведения образовательного процесса, которые способствовали данной оценке. Среди них было отмечено: хорошие систематизация и форма предоставления материала (данных) для изучения, достаточная практическая часть, которая позволила поставить все точки над «i» после изучения теоретического материала, быстрая обратная связь с преподавателем и комфортная психологическая атмосфера, отсутствие эмоционального давления.

В качестве итога по результатам опроса студентов в таблицу 4 сведем полученные данные по оценке реализации дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате, где выделены как положительные, так и отрицательные черты вынужденного перехода обучения в онлайн-пространство.

Таблица 4

Оценка реализации дополнительной профессиональной дисциплины
в дистанционном формате

Table 4

Evaluation of the implementation of additional professional discipline
in a distance format

 

Что положительного и нового внес
дистанционный формат?
Какие сложности есть
в дистанционном формате?
  • возможность обучения дома, в любом месте – 23 %;
  • возможность учиться в удобном для себя режиме – 19 %;
  • возможность использования современных информационных технологий – 15 %;
  • развитие умений самостоятельного обучения, с использованием дистанционных технологий знания усваиваются лучше – 11 %;
  • возможность самостоятельно выбирать, что, как и когда делать – 8 %;
  • экономия времени – 8 %;
  • возможность записывать занятия и пересматривать их при выполнении практических заданий – 4 %;
  • дистанционное обучение развивает познавательный интерес, желание учиться, узнавать новое – 4 %;
  • работа в дистанционном режиме способствует повышению самоорганизации и мотивации в учебе – 4 %;
  • улучшение понимания себя, своих сильных и слабых сторон – 4 %
  • нехватка времени на самостоятельные занятия, проблемы с самоорганизацией – 31 %;
  • отсутствие живого общения и обсуждения трудных тем с преподавателем «с глазу на глаз» – 23 %;
  • у студентов недостаточно сформирован навык самостоятельной учебной деятельности – 23 %;
  • проблемы с доступом к сети Интернет, технические проблемы – 15 %;
  • проблема с организацией пространства дома для обучения – 8 %

 

 

Таким образом, проанализировав полученные данные опроса, отметим, что преимущества дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционной форме обучения состоят в возможности обучения дома и/или в любом месте (отметили 23 % опрошенных) и возможности учиться в удобном для студента режиме, т. е. там, где нет привязки к конкретному месту и формируется относительно свободный (индивидуальный) график обучения (19 %). Также 15 % студентов положительно оценили онлайн-формат изучения дополнительной профессиональной дисциплины и возможность использования современных информационных технологий при обучении.

Однако более 60 % опрошенных считают оптимальным форматом реализацию дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционном формате с обязательным присутствием элементов очного (традиционного) обучения (табл. 3). Поскольку переход дополнительной профессиональной дисциплины в дистанционный формат, несмотря на появившуюся мобильность обучения, не способствовал усилению интереса студентов к познанию, а также к повышению их самоорганизации и сокращению времени, отводимого на дополнительное обучение (по данным табл. 4), в данном формате обучения мотивацию у слабоорганизованных и низкомотивированных студентов нужно было поддерживать более интенсивно, чем при традиционной форме занятий. 23 % опрошенных отмечали нехватку живого общения и обсуждения трудных тем с преподавателем «с глазу на глаз», 31 % чувствовали наличие проблем с самоорганизацией во время онлайн-обучения, и 23 % ответили, что оказались не готовы к самостоятельной учебной деятельности в дистанционном формате обучения.

В результате авторы исследования пришли к выводу, что технология дистанционного обучения, если ее рассматривать как полностью неконтактную форму обучения, может быть использована только как вынужденная мера – лишь для 11 % опрошенных дистанционная технология обучения способствовала тому, что знания усваивались лучше, чем при традиционной форме обучения. Таким образом, оптимальной формой освоения дополнительной профессиональной дисциплины как дистанционной определена технология смешанного обучения.

В заключение тезисно отметим общие выводы по рассмотренному вопросу:

  1. Цифровое образование обязательно содержит три взаимосвязанных компонента – техническую инфраструктуру, содержательную часть предмета и коммуникативный компонент создаваемой образовательной среды.
  2. Цифровое образование невозможно без разработки и использования данных компонентов, однако в этой сфере пока еще нет специализированных программ и утвержденных стандартов обучения – возникает потребность формирования теории «цифровой дидактики профессионального образования» [4, с. 2–3], которой пока еще не существует.
  3. Новая модель обучения не является полноценной заменой очной формы обучения, для ее жизнеспособности и результативности в системе высшего образования необходимо совмещать традиционные и онлайн-технологии (формирование смешанной формы обучения).
  4. Реализация новой модели обучения в большей степени требует развитых «гибких навыков» как у преподавателя, так и у студента, например таких, как базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента, навыки эффективного мышления, digital-навыки, цифровой грамотности и др.

Учитывая результаты и выводы проведенного исследования, в качестве дальнейшего направления исследования определены вопрос разработки рабочей программы по реализуемой дополнительной профессиональной дисциплине в смешанном формате и его практическая апробация.

Авторы выражают благодарность компании ООО «ИнфоСтрой» за оказанную помощь в установке и настройке сметного программного обеспечения, необходимого для организации практических занятий по дополнительной профессиональной дисциплине в дистанционном формате, что сделало возможным реализовать обучение в условиях пандемии и завершить данное исследование.

 

Список литературы

  1. Букейханов, Н. Р. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях сovid-19 [Электронный ресурс] / Н. Р. Букейханов, С. И. Гвоздкова, Е. В. Бутримова // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2020. – № 2. ‒ Электрон. дан. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-tsifrovyh-tehnologiy-prepodavaniya-v-usloviyah-sovid-19 (дата обращения 27.07.2020).
  2. Кузьменков, А. А. Дополнительное профессиональное образование как средство повышения конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда (на примере направления подготовки 08.03.01 «Строительство») [Электронный ресурс] /  А. А. Кузьменков, А. В. Федорова // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 4 (24). ‒ Электрон. дан. – URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4327 (дата обращения 12.07.2020).
  3. Кузьменков, А. А. Опыт и перспективы реализации дополнительной образовательной программы «Стоимостной инжиниринг и ценообразование в строительстве» [Электронный ресурс] / А. А. Кузьменков, А. В. Федорова // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – № 2 (18). – Электрон. дан. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-i-perspektivy-realizatsii-dopolnitelnoy-obrazovatelnoy-programmy-stoimostnoy-inzhiniring-i-tsenoobrazovanie-v-stroitelstve (дата обращения 12.07.2020).
  4. Сергеев, И. С. Дидактические проблемы цифровой трансформации среднего профессионального образования на фоне борьбы с пандемией [Электронный ресурс] // Техник транспорта: образование и практика. – 2020. – Т. 1 (№ 1–2). – C. 14–20. ‒ Электрон. дан. – URL: https://www.ttspo.ru/jour/article/view/85 (дата обращения 26.08.2020).
  5. Совещание по текущей ситуации в системе образования [Электронный ресурс]. ‒ Электрон. дан. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63376 (дата обращения 12.07.2020).

 




Просмотров: 1423; Скачиваний: 387;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.6346