В рамках организованной ЮНЕСКО (англ. UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) Международной конференции по информационно-коммуникационным технологиям и образованию на период после 2015 г. (23–25 мая2015 г., г. Циндао, КНР) провозглашена так называемая Декларация Циндао, в которой государства-участники, включая Российскую Федерацию, приняли на себя ответственность за обеспечение к 2030 г. доступа к сетевым цифровым ресурсам и цифровой образовательной среде для всех обучающихся без ограничений. В Декларации содержатся рекомендации: признать обучение онлайн альтернативой или дополнением к традиционному обучению в случае, если качество онлайн-курсов соответствующим образом подтверждено; признать потенциал массовых открытых онлайн-курсов (МООК) для реализации индивидуальных траекторий в высшем образовании и обучении на протяжении всей жизни [9].
Интернет позволяет нивелировать барьеры, препятствующие доступу к информации и взаимодействию людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [47]. Обеспечение доступности образовательных услуг, предоставляемых через сеть Интернет, имеет ключевое значение для успешной реализации международных и национальных образовательных стратегий, в том числе в области инклюзивного образования, и, в конечном счете, для улучшения качества жизни людей с особыми потребностями [4; 14; 16; 57].
С целью выявления юридических механизмов обеспечения доступности образовательных услуг для лиц с ОВЗ, в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета, проведен обзор международных норм и актов в области защиты прав и свобод людей с особыми потребностями.
Материал и методы исследования
В качестве базиса для обзора использовался веб-ресурс Организации Объединенных Наций (ООН)1. Изучены оригинальные версии документов, имеющих прямое и опосредованное отношение к правовой защите лиц с ОВЗ, в том числе в сфере образования и обучения, профессиональной ориентации, трудоустройства и занятости, доступности услуг и информации. Для визуализации графа, демонстрирующего взаимосвязь нормативных документов ООН, использован онлайн-инструмент Graph Online2.
Результаты исследования
Международные политики доступности образования для людей с ОВЗ удобно рассматривать в виде ориентированного графа, вершинами которого являются нормативные документы, а дугами – отношения между ними. При этом для каждой дуги конечная вершина будет наследовать свойства начальной. Если рассматривать документы в хронологическом порядке, то можно предположить, что вершиной-источником будет Всеобщая декларация прав человека (1948) [3], а вершинами-стоками – стандарты доступности. В настоящей работе рассматривается базис общей иерархии международных политик доступности, а именно ориентированный граф правообразующих документов, принятых ООН и имеющих непосредственное отношение к терминосистеме «права человека – лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) – услуги – образование – Интернет – доступность» (см. рис.). Перемещаясь между вершинами по дугам графа, можно проследить, как изменялась модель инвалидности – от медицинской и благотворительной к социальной и правозащитной, как эволюционировала система дефиниций, сводов правил и требований к предоставлению доступных услуг, в том числе в сфере образования.
Международные документы по правам человека защищают и права инвалидов, так как относятся ко всем членам общества без исключения. Первым пактом, определяющим антидискриминационную политику в глобальном масштабе, является Всеобщая декларация прав человека (1948), провозглашающая право «на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации… и от какого бы то ни было подстрекательства к… дискриминации» (статья 7) [3]. В декларации определено право каждого человека на образование, что означает в том числе обеспечение общедоступного технического, профессионального и высшего образования, исходя исключительно из способностей каждого (статья 28). Всеобщая декларация прав человека оказывает существенное воздействие на последующие правозащитные документы: как напрямую (в 14 текстах из 17 указывается в качестве непосредственного источника), так и через документы-транзиты.
Взаимосвязь правообразующих документов ООН
(цифры над вершинами графа соответствуют количеству исходящих дуг)
The interconnection of the United Nations legal documents
(the numbers above the graph vertices correspond to the number of outgoing arcs)
Хронологические данные о принятии, вступлении в силу, подписании и ратификации СССР и Российской Федерацией документов ООН приведены в таблице.
Статус документов ООН о правах человека
The United Nations human rights documents status
Документ | Принят | Вступил в силу | Подписан(а) СССР / РФ | Ратифицирован / принят СССР / РФ |
Всеобщая декларация прав человека | 10.12.1948 | 10.12.1948 | не требует | не требует |
Декларация прав ребенка | 20.11.1959 | 20.11.1959 | не требует | не требует |
Международный пакт о гражданских и политических правах | 16.12.1966 | 23.03.1976 | 18.03.1968 | 16.10.1973 |
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах | 16.12.1966 | 23.03.1976 | не подписан | 01.10.1991 |
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | 16.12.1966 | 03.01.1976 | 18.03.1968 | 16.10.1973 |
Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах | 10.12.2008 | 05.05.2013 | не подписан | не ратифицирован |
Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования | 14.12.1960 | 22.05.1962 | не подписана | 01.08.1962 |
Декларация социального прогресса и развития | 11.12.1969 | 11.12.1969 | не требует | не требует |
Декларация о правах умственно отсталых лиц | 20.12.1971 | 20.12.1971 | не требует | не требует |
Декларация о правах инвалидов | 09.12.1975 | 09.12.1975 | не требует | не требует |
Санбергская декларация по инвалидам | 07.11.1981 | 07.11.1981 | не требует | не требует |
Всемирная программа действий в отношении инвалидов | 03.12.1982 | 03.12.1982 | не требует | не требует |
Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов | 20.06.1983 | 20.06.1985 | не подписана | 29.03.1988 |
Конвенция о правах ребенка | 20.11.1989 | 02.09.1990 | 26.01.1990 | 16.08.1990 |
Таллинские руководящие принципы | 08.12.1989 | 08.12.1989 | не требует | не требует |
Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей | 05–09.03.1990 | 05–09.03.1990 | не требует | не требует |
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов | 20.12.1993 | 20.12.1993 | не требуют | не требуют |
Саламанкская декларация | 07–10.06.1994 | 07–10.06.1994 | не требует | не требует |
Дакарские рамки действий | 26–28.04.2000 | 26–28.04.2000 | не требуют | не требуют |
Конвенция о правах инвалидов | 13.12.2006 | 03.05.2008 | 24.09.2008 | 25.09.2012 |
Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов | 13.12.2006 | 03.05.2008 | не подписан | не ратифицирован |
Всеобщая декларация прав человека (1948) [3], Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) [20] и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) [19] вместе с факультативными протоколами [42; 43] образуют Международный билль о правах человека, где [3] носит рекомендательный характер, а ее ближайшие «потомки» [19; 20; 42; 43] – уже императивный, то есть обязательный к исполнению. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) закреплена обязанность государств-участников обеспечить всем лицам равную защиту перед законом от дискриминации по любому признаку. Для наблюдения за исполнением положений пакта [20] в 1966 г. создан Комитет по правам человека, деятельность которого регламентирована факультативным протоколом [43]. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) признается право каждого человека на открытое образование (среднее, профессионально-техническое и высшее), которое «должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого» (статья 13 [19]). Рассмотрение сообщений граждан о нарушении положений [19] находится в компетенции Комитета по экономическим, социальным и культурным правам [42].
Международный билль о правах является базисом для множества правовых документов (от восьми до 14 исходящих дуг), вплоть до настоящего времени, в отличие от следующей важнейшей конвенции, которая не имеет прямых «потомков» в рамках выбранной терминологической системы, что, однако, не умаляет ее значимости. Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования (1960), определяя дискриминацию как «закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа» [15], гарантирует общедоступность среднего образования и одинаковую доступность высшего образования для всех с учетом индивидуальных особенностей каждого. Разрешать разногласия, возникающие между государствами-подписантами в процессе толкования Конвенции, уполномочена Комиссия примирения и добрых услуг [24].
Годом ранее резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация прав ребенка (1959) [8], где провозглашено право всех детей на получение образования и определена необходимость защиты тех из них, которые являются «неполноценными в физическом, психическом или социальном отношении» (англ. physically, mentally or socially handicapped) путем обеспечения специального режима, образования и заботы. Несмотря на нетолерантную по современным меркам лексику, в документе явно обозначены намерения государств-участников обеспечить особенным детям надлежащее обслуживание, включая предоставление образовательных услуг путем создания специальных условий. Декларация прав ребенка (1959) [8] имеет пять «потомков» в выбранном терминологическом поле, вплоть до принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребенка [17].
Результатом первых двух десятилетий работы ООН в области прав человека стала Декларация социального прогресса и развития (1969) [5] (четыре предка), основной задачей которой является содействие прогрессу всех людей, независимо от физических особенностей, происхождения, убеждений, социального статуса и прочих отличительных признаков. Вопросы равной доступности услуг для каждого человека рассматриваются в статьях 10, 11, 13 и 19 Декларации. Люди с умственными или физическими недостатками (англ. mentally or physically disabled persons) в этом документе позиционируются как полезные члены общества, для раскрытия потенциала которых необходимо создавать специальные условия, способствующие восстановлению трудоспособности, получению образования, определению профессиональной и социальной ориентации. Под специальными условиями понимается в том числе наличие технических приспособлений. Декларация социального прогресса и развития (1969) [5] упоминается как документ-«родитель» в пяти ведущих правозащитных актах ООН (с 1971 по 1994 г.).
Ближайшим «преемником» [5] является Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971) [7], где сформулированы права последних на образование и обучение, «которые позволят развивать свои способности и максимальные возможности».
9 декабря 1975 г. резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация о правах инвалидов (1975) [6], официально определяющая понятие «инвалид» (англ. disabled person), которое в более поздних международных правовых документах трансформировалось в «лицо с инвалидностью» (англ. person with disabilities) по принципу «сначала человек, потом его характеристика» (англ. people-first language; person-first language, PFL). В правовом поле РФ такой трансформации не произошло, что по сей день является предметом претензий международных институций [11]. Документ [6] провозглашает для лиц с инвалидностью те же права, что и для остальных граждан аналогичного возраста с учетом особых нужд каждого человека, в том числе: право на самостоятельность; права на образование и профессиональную подготовку; право на услуги, которые «позволят… максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс… социальной интеграции или реинтеграции» (статья 6).
7 ноября 1981 г. на Всемирной конференции, посвященной действиям и стратегии в области обучения, предупреждения инвалидности и вовлечения лиц с инвалидностью в жизнь общества (г. Торремолинос, Испания), провозглашена Санбергская декларация по инвалидам (1981) [39]. В документе декларируется право лиц с инвалидностью на «полный доступ к образованию, профессиональной подготовке, культуре и информации» (статья 1) с учетом индивидуальных специфических потребностей (статья 5) в рамках процесса «непрерывного образования» (статья 4). Поднимается вопрос о формировании и развитии компетенций специалистов, работающих с лицами с инвалидностью в сфере образования, культуры и информации (статья 9), о необходимости обеспечить образовательный процесс специальными техническими условиями для лиц с инвалидностью – помещениями и оборудованием (статья 11).
Вообще после 1975 г. заметно оживилась тема защиты прав людей с ограниченными возможностями, что отражено в документах Генеральной ассамблеи ООН: резолюцией 31/123 от 16.12.1976 г. 1981 г. провозглашен Международным годом инвалидов [26]; резолюция 31/82 от 13.12.1976 г. «Осуществление Декларации о правах инвалидов» содержит призыв ко всем государствам-участникам придерживаться положений Декларации [25] при формировании собственных политик, программ и правил [22]; резолюцией 32/133 от 16.12.1977 г. учрежден Консультативный комитет для Международного года инвалидов [27]; резолюцией 34/154 от 17.12.1979 г. сформулирован лозунг Международного года инвалидов как «Полное участие и равенство» [28]; резолюцией 37/52 от 3.12.1982 г. принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов [2]; резолюцией 37/53 от 3.12.1982 г. 1983–1992 гг. объявлены Десятилетием инвалидов ООН [29]; резолюцией 43/98 от 8.12.1988 г. сформулирован перечень первоочередных задач для глобальных мероприятий и программ по лицам с инвалидностью на вторую половину десятилетия [30]; резолюцией 47/3 от 14.10.1992 г. 3 декабря провозглашен Международным днем инвалидов [31].
Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982) [2] вносит дополнительный контекст в правозащитную модель людей с инвалидностью, провозглашая «равенство» и «полное участие». В тексте документа содержится определение «создания равных возможностей» как процесса обеспечения доступности общих систем общества (в том числе образования, работы и социальной жизни) для всех. Подчеркивается, что инвалиды должны иметь доступ «ко всем услугам, которые предоставляет общество». Лейтмотивом новой модели является перенос в центр внимания «способностей инвалидов, а не их неспособностей». Через 11 лет резолюцией 48/96 Генеральной ассамблеи принимаются Стандартные правила обеспечения равных возможностей (1993) [40], где особо отмечается, что соблюдение равных прав лиц с инвалидностью требует от них выполнения равных обязанностей, то есть общество «вправе ожидать от них большего». Таким образом, при условии обеспечения равных возможностей инвалид становится полезен обществу в той степени, в которой может быть полезен любой другой человек.
Являясь базисом для шести ведущих правозащитных документов ООН вплоть до Конвенции о правах инвалидов (2006) [16], Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982) оказала свое влияние и на принятие Конвенции Международной организации труда № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983) [18]. В Конвенции о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [18] понятие «инвалид» рассмотрено в разрезе трудоустройства, сохранения работы и дальнейшего продвижения по службе. Учитывая, что трудовые возможности лица, имеющего инвалидность, в значительной степени ограничены в связи с имеющимся «физическим или психическим дефектом», государствам-членам предложено разработать и поддерживать в актуальном состоянии политику в области занятости и профессиональной реабилитации инвалидов, основанную «на принципе равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом».
В дополняющей Конвенцию [18] рекомендации Международной Организации Труда (1983) [37] используется термин «разумное приспособление» в отношении «рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда» для облегчения профессионального обучения и работы лиц с инвалидностью. Для тех же целей рекомендовано принять меры по устранению архитектурных и коммуникационных преград. Рекомендация [37] наследует положения более ранней рекомендации № 99 «О переквалификации инвалидов» (1955) [36], в которой впервые поднимаются вопросы: о «возможности доступа инвалидов к той работе, для которой они имеют квалификацию»; об обеспечении профессионального обучения и трудоустройства «физически неполноценных» детей и подростков наравне с «полноценными» сверстниками; о соответствующей подготовке преподавателей сферы профессионального обучения.
В продолжение деятельности ООН по правовой защите детей через 30 лет после провозглашения Декларации прав ребенка [8] в 1989 г. принята Конвенция о правах ребенка [17], где в том числе сформулированы обязанности государств-участников признать особые нужды «неполноценного» ребенка и обеспечить «эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки… подготовки к трудовой деятельности» для максимальной вовлеченности ребенка в социум и развития его личности. Положениями Конвенции [17] еще раз признается необходимость обеспечения доступности среднего и высшего образования «на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств», что включает также доступность «информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей». Для наблюдения за выполнением государствами-участниками Конвенции [17] учреждается Комитет по правам ребенка. Конвенция [17] «наследует» четыре основных правозащитных текста и является базисом для трех, в том числе упоминается в числе базовых документов в преамбуле к Конвенции о правах инвалидов (2006) [16].
Вопросы доступности информации и образования для людей с ОВЗ конкретизированы в Таллинских руководящих принципах (1989) [41], принятых резолюцией 44/70 Генеральной Ассамблеи. В частности, признана ключевая роль обеспечения доступа к информации для активного и полноценного участия лиц с инвалидностью в жизни общества. Для этого предложено: предоставлять информационные материалы в форме, воспринимаемой людьми с инвалидностью (Брайль, крупный шрифт, язык жестов, аудио и видео); задействовать для передачи информации телевидение, радио, газеты и почту; «создавать коммуникационные системы… и приспосабливать их к потребностям инвалидов». Здесь же заложены предпосылки инклюзивного образования, а именно возможности обучения лиц с инвалидностью в рамках «обычных систем просвещения и обычных школ, а также программ профессионально-технической подготовки». Для этого общие программы подготовки преподавателей должны содержать информацию о формировании навыков обучения детей и подростков с инвалидностью в обычных учебных заведениях. И, наконец, рекомендовано использовать в образовании лиц с инвалидностью «обучение на расстоянии». Таллинские руководящие принципы [41] послужили базисом для трех ведущих правозащитных документов.
В 1990 г. на Всемирной конференции в г. Джомтьен (Таиланд) принята Всемирная декларация об образовании для всех [1], которая положила начало проекту ЮНЕСКО «Образование для всех». Идеология декларации и проекта в целом состоит в обеспечении всеобщего равного доступа ко всем формам образования для всех обучающихся, при этом особые потребности лиц с инвалидностью в образовании признаются требующими особого внимания. Положения [1] закреплены в Дакарских рамках действий (2000) [4], принятых на Всемирном форуме по образованию (г. Дакар, Сенегал). Среди прочих тезисов в документе [4] заявлена необходимость создания инклюзивной среды обучения и освоения новых информационно-коммуникационных технологий, способствующих достижению целей образования для всех.
Впервые термин «инклюзивное образование» введен в 1994 г. на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями (г. Саламанка, Испания). Итогом совместной работы 92 правительств и 25 международных организаций стал текст Саламанкской декларации [38], в которой содержится призыв к обеспечению доступа детей с особыми потребностями к обучению в обычных школах на основе методов, ориентированных на удовлетворение этих потребностей и предлагаются механизмы реализации такого, инклюзивного, типа образования. Саламанкская Декларация последовательно продолжает семь главных правозащитных документов. Примечательно, что в ее тексте уже используется недискриминирующий термин «лицо с инвалидностью» (англ. person with disabilities).
С начала 2000-х гг. ведется активная подготовка к принятию самого важного документа по защите прав лиц с инвалидностью в истории – Конвенции о правах инвалидов (2006) [16]. 12 декабря 2001 г. резолюцией 56/168 Генеральной ассамблеи ООН [33] на основании резолюции от 17 декабря 1999 г. 54/121 «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: общество для всех в XXI веке» [32], резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) от 27 июля 2000 г. 2000/10 «Дальнейшее обеспечение равных возможностей инвалидами, для инвалидов и с инвалидами» [34] и более ранних правовых документов учрежден Специальный комитет по всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства людей с инвалидностью. С 2000 по 2006 г. Специальный комитет провел восемь сессий, на заключительной из которых, 5 декабря 2006 г., рекомендовал Генеральной ассамблее принять проект Конвенции о правах инвалидов и факультативного протокола к ней [12].
13 декабря 2006 г. на заседании Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 61/106 принята Конвенция о правах инвалидов (далее – Конвенция) и факультативный протокол [16], которые вступили в силу 3 мая 2008 г.3
Конвенция [16] является продолжением шести ключевых правозащитных документов и аккумулирует в себе весь предшествующий опыт в отношении защиты и поощрения прав и достоинства лиц с инвалидностью. Здесь приведены только те выдержки из Конвенции, которые имеют прямое отношение к исследуемой теме.
Для целей Конвенции введены и уточнены термины: «лица с инвалидностью» (в русском переводе – «инвалиды»); «дискриминация по признаку инвалидности», «разумное приспособление», «универсальный дизайн». В частности, под «разумным приспособлением» понимают «внесение… необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем» для реализации лицами с инвалидностью основных прав и свобод наравне с другими членами общества (статья 2). Отказ в разумном приспособлении приравнивается к дискриминации по признаку инвалидности (статья 2). «Универсальный дизайн» означает конструкцию «предметов, обстановок, программ и услуг, призванную сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна», что не исключает использования вспомогательных (ассистивных) технологий, если это необходимо (статья 2).
К основным принципам Конвенции относятся «равенство возможностей» и «доступность» (статья 3). Конвенция призывает государства поощрять исследования по разработке услуг и объектов универсального дизайна и использование новых информационно-коммуникационных технологий, подходящих для лиц с инвалидностью (статья 4). Государства-участники обязуются также принимать «надлежащие меры для обеспечения лицам с инвалидностью доступа… к информации и связи», поощряя проектирование изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, включая Интернет, а также разработку, введение в действие и соблюдение стандартов и руководящих принципов доступности объектов и услуг (статья 9). Согласно Конвенции, образование должно стать инклюзивным на всех уровнях и доступным на протяжении всей жизни. Для этого лицам с инвалидностью необходимо обеспечить «разумное приспособление» (статья 24). Лица с инвалидностью должны иметь «эффективный доступ» к общим для всех программам трудоустройства, профессиональной ориентации, профессионального и непрерывного обучения (статья 24).
Для надзора за выполнением Конвенции и факультативного протокола учрежден Комитет по правам инвалидов (далее – Комитет) (статья 34), первая сессия которого состоялась 23–27 февраля 2009 г., после чего Комитет собирается два раза в год. Критерии по отбору экспертов в состав Комитета и рекомендации государствам-членам по приоритетным видам деятельности при реализации положений Конвенции сформулированы в Мадридской декларации (2007) [35], утвержденной на совещании Департамента ЭКОСОС 29 ноября 2007 г.
По состоянию на июнь 2020 г. Конвенция имеет 163 подписанта и 181 сторону, что включает 180 государств и Европейский союз [58]. Факультативный протокол обязывает государства признать Комитет по правам инвалидов компетентным в рассмотрении жалоб лиц, находящихся под юрисдикцией государства-участника, на нарушение этим государством положений Конвенции. На июнь 2020 г. Факультативный протокол имеет 94 подписантов и 96 сторон [59].
Краткий обзор докладов Комитета дает представление о продвижении мирового сообщества в решении вопросов доступности. В докладе о работе первой сессии Комитет отмечает, что информация о нем на сайте Управления верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ, англ. OHCHR) не была легко доступна, особенно для людей с нарушением зрения, и выражает надежду, что ситуация с доступностью будет исправлена [48]. На третьей сессии Комитет принимает решение о создании рабочей группы по статье 9 Конвенции «Доступность» [49], которая после обсуждений в ходе 4-й сессии [50] была создана решением 5-й сессии [51]. В процессе обсуждений было определено, что доступность, являясь «сквозным вопросом в Конвенции», имеет отношение не только к физическому доступу, но и к доступности информации и технологий, что соблюдение доступности имеет отношение не только к государственным, но и частным структурам и требует от них соответствующих обязательств [50]. В ходе 6-й сессии Комитет принял решение «начать с себя» – постановил оценить доступность своих совещаний и выразил готовность формулировать рекомендации по улучшению доступа к информационно-коммуникационным и техническим услугам ООН [52]. Заседания 8-й сессии Комитета сопровождались веб-трансляцией, которая была охарактеризована председателем Комитета как средство «разумного приспособления», позволяющее людям с инвалидностью принимать участие в работе Комитета [53]. На 9-й сессии проведен детальный анализ проблем доступа к заседаниям Комитета и сформулированы конкретные рекомендации по улучшению доступности [54], далее обсуждение доступности заседаний Комитета и объектов ООН становится традицией. Во вступительном слове к 10-й сессии заслушана информация об успехах в отношении прав людей с инвалидностью на 2013 г., а именно: издан проект бюллетеня о доступности Генерального секретаря; принят Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям; опубликован доклад Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) «Положение детей в мире. 2013 год», где уделено внимание детям с инвалидностью [55]. Начиная с 5-й сессии Комитет принимает доклады государств-участников о ходе реализации Конвенции и факультативного протокола.
9 сентября 2014 г. РФ как государство-участник Конвенции представила на рассмотрение Комитета свой первоначальный доклад [22], где в том числе сообщалось о состоянии дел в сферах доступности объектов и услуг (статья 9 Конвенции), образования для лиц с ОВЗ (статья 24 Конвенции) и т. д. постатейно в 466 пунктах. Ответ Комитета, поступивший 20 октября 2017 г., начинается с просьбы предоставить информацию о том, планирует ли РФ ратифицировать факультативный протокол и, если планирует, когда. Далее сформулированы уточняющие вопросы по пунктам доклада [23]. Менее чем через месяц, 13 ноября 2017 г., РФ дает ответ Комитету, где сообщает, что ратификация факультативного протокола станет возможной, как только законодательная база системы правоприменения и судебной практики РФ будут приведены к нормам, соответствующим Конвенции, уверяет, что такие работы ведутся и отвечает на все прочие вопросы Комитета развернуто и со ссылками на нормативные источники [21]. 7 марта 2018 г. Комитет публикует заключительные замечания по первоначальному докладу РФ, где выражает обеспокоенность в том числе следующими вопросами: РФ не ратифицировала факультативный протокол; официальный перевод термина «persons with disabilities» словом «инвалиды» не соответствует правозащитной модели; отказ лицу с инвалидностью в разумном приспособлении не признается в законодательстве РФ прямой дискриминацией; сохраняется практика сегрегированного образования; программа РФ «Доступная среда» на 2011–2020 гг. не обеспечивает доступность для лиц со всеми типами нарушений и прочее [11]. Комитет просит государство-участника представить очередной доклад 25 октября 2022 г., включив в него «информацию об осуществлении рекомендаций» Комитета и на своей 12-й сессии принимает заключительные замечания к докладу РФ без дополнительных вопросов [56].
В приложении к докладу Комитета по итогам 17–20-й сессий (2019) содержатся краткий обзор и анализ первого десятилетия его работы [57]. В документе подчеркивается значение Конвенции о правах инвалидов для произошедшей трансформации модели инвалидности – от медицинской и благотворительной к социальной и правозащитной, гарантирующей самостоятельность, независимость, полезность для общества и максимальную реализацию способностей человека с инвалидностью. Предоставление разумного приспособления позиционируется как изначальная обязанность поставщика услуг, если не доказано, что такое приспособление является «чрезмерным (необоснованным) бременем» для предоставляющей стороны. Право человека на доступ «обеспечивается за счет строгого соблюдения стандартов доступности». Доступность, в отличие от разумного приспособления, имеет отношение не к отдельным людям, а к группам лиц, поэтому является безусловной обязанностью поставщика услуг без каких-либо оговорок относительно «чрезмерности». Комитет призывает стороны принимать нормативные документы по вопросам доступности, учитывая в них информационно-коммуникационные технологии, разрабатывать минимальные стандарты доступности, включать в законы о закупках требования доступности. С 2014 г. рекомендует государствам-участникам соблюдать «положения руководства по обеспечению доступности веб-контента» [57].
Параллельно с работой Комитета по правам инвалидов в ООН и за ее пределами происходили события, имеющие прямое отношение к правам людей с инвалидностью и вопросам доступности.
Так, резолюцией 68/6 Генеральной Ассамблеи 9 октября 2013 г. принят «Итоговый документ заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи, посвященного вопросам достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и других согласованных на международном уровне целей в области развития в интересах инвалидов: путь вперед – повестка дня в области развития с участием инвалидов на период до 2015 г. и после него» [14]. В документе задекларировано побуждение государств-участников: к ратификации Конвенции о правах инвалидов и факультативного протокола; к обеспечению доступа людей с инвалидностью к занятости и работе без дискриминации их прав, в том числе путем доступа к инклюзивному образованию, профессиональной ориентации и профессиональному обучению для достижения максимального уровня независимости; к созданию безбарьерной среды, в том числе для доступа к информационно-коммуникационным технологиям.
На 54-й сессии ассамблеи Всемирной организации здравоохранения 22 мая 2001 г. утверждена Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICF), которая принята в качестве международного стандарта для описания и измерения здоровья и инвалидности [46].
Под эгидой Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) с 1993 по 2012 г. проведено два Азиатско-Тихоокеанских десятилетия инвалидов и в данный момент заканчивается третье [13]. По отзывам в [14], опыт ЭСКАТО является отличным примером реализации положений Конвенции о правах инвалидов, и факультативного протокола – в результате своей деятельности в течении первых двух десятилетий странам Азиатского и Тихоокеанского регионов удалось добиться качественного улучшения доступности физической и информационной среды.
15 ноября 2010 г. Европейская комиссия приняла Европейскую стратегию по проблемам инвалидности на 2010–2020 гг. в подтверждение обязательств по созданию Европы без преград [45]. В июне 2019 г. утвержден в качестве директивы Европейский акт о доступности [44], призванный устранить барьеры доступа людей с инвалидностью к продуктам и услугам внутреннего рынка Европы. Вообще все европейские законы и политики, начиная с Амстердамского договора [61], основаны на правиле, что доступность является жизненно важным правом и необходимым условием для развития человека и общества, а права людей с ограниченными возможностями закреплены и защищены статьей 14 «Запрещение дискриминации» Европейской конвенции по правам человека (1950) [10]. С 1996 г. над вопросами социализации людей с ограниченными возможностями активно работает Европейский форум по инвалидности (англ. European Disability Forum, EDF), который во время своей ежегодной ассамблеи в 2017 г. принял Стратегические рамки на 2017–2021 гг. [60] с целью совершенствования правовой защиты, поощрения и мониторинга прав инвалидов.
С1985 г. по настоящее время утверждены и продолжают приниматься международные и национальные законы, политики и стандарты, имеющие отношение к обеспечению доступности веб-контента для всех, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья [62].
Заключение
Вопросы прав и свобод лиц с ОВЗ в международных правовых документах детально проработаны. Начиная со Всеобщей декларации прав человека (1948) право людей с особыми потребностями на образование находится под защитой, с каждым новым правовым актом уточняются и конкретизируются юридические механизмы обеспечения доступности образования для лиц с ОВЗ, однако общее стремление к «равенству возможностей» и «полному участию» остается неизменным.
С течением времени трансформировалась правовая модель инвалидности – от медицинской и благотворительной, когда «неполноценный человек» (англ. «handicapped person»), «инвалид» (англ. «disabled person») находится под опекой государства, к социальной и правозащитной, когда «человек с инвалидностью» (англ. «person with disability») является полностью самостоятельным, независимым и полезным членом общества, оставаясь в то же время под опекой государства.
Введены важнейшие понятия и связанные с ними юридические процедуры реализации права, регламентирующие доступность услуг, в том числе образовательных: «создание равных возможностей», «инклюзивное образование», «разумное приспособление», «универсальный дизайн».
Определена необходимость разработки национальных политик и стандартов веб-доступности, то есть доступности услуг, предоставляемых через сеть Интернет.
В результате настоящего обзора выявлено, что одним из главных препятствий к полной и всеобъемлющей реализации прав и свобод людей с ОВЗ является неготовность государств-участников Конвенции о правах инвалидов (2006), в том числе России, к ратификации факультативного протокола, регулирующего юридическую ответственность за прямую и косвенную дискриминацию по признаку инвалидности. Для формирования готовности государства-участника необходимо, в первую очередь, привести его национальную (федеральную) правовую базу к нормам, соответствующим Конвенции, то есть обеспечить государственные гарантии правовой защиты людей с ОВЗ во всех сферах, в том числе образовании и обучении.
Список литературы